Введение
Общественно опасныедеяния совершают конкретные люди. Каждый случай совершения преступления имеетсвои индивидуальные черты, в том числе относящиеся к характеристике лица,виновного в этом преступлении. Каждая личность обладает специфическими, толькоей свойственными признаками, составляющими её индивидуальность. Всеиндивидуальные характеристики не могут найти отражение в теоретических изаконодательных конструкциях составов преступлений. В теории уголовного прававыбраны наиболее типичные свойства личности преступника, они нашли отражение впонятиях признаков субъекта преступления. Субъект преступления – этоминимальная совокупность признаков, характеризующих лицо, совершившеепреступление, которая необходима для привлечения его к уголовной ответственности.Отсутствие хотя бы одного из этих признаков означает отсутствие составапреступления.
Основными проблемамиучения о субъекте преступления на современном этапе развития законодательстваостаются вопросы вменяемости и установления признаков специального субъекта.Отдельно следует выделить ответственность лиц с психическими аномалиями, неисключающими вменяемости. Анализ Приднестровского уголовного законодательствапозволяет сделать вывод о том, что законодатели на протяжении долгого временипостоянно обращались к уголовно-правовым нормам, определяющим признаки субъектапреступления. При этом перечень преступных деяний постоянно менялся, а вопросы,связанные с уголовной ответственностью и наказанием субъекта преступлениядетализировались и уточнялись на различных этапах развития государства, исходяиз задач, стоящих перед ним в области борьбы с преступностью.
Развитие новыхэкономических отношений, становление института государственной службы, военнаяреформа и другие преобразования, происходящие в нашем обществе, требуютпереосмысления многих понятий. связанных с уголовной ответственностью засовершение преступлений, состав которых рассчитан на специального субъекта. Вспециальной литературе тема субъекта преступления достаточно глубокоразработана. При написании данной курсовой работы широко использовалисьнормативно-правовые акты различного уровня, а также материалы следственной исудебной практики.
1. Понятиесубъекта преступления
Субъектпреступление – это лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное всоответствии с законом понести за него уголовную ответственность. Вранее действовавшем уголовном законе Приднестровья рассматриваемаягруппа деяний называлась должностнымипреступлениями, то есть преступными посягательствами, совершенными должностнымилицами либо в связи с занимаемым должностным положением. К числу должностныхпреступлений можно отнести Статья 281.Злоупотребление должностными полномочиями, Статья 282. Превышениедолжностных полномочий, Статья 283. Отказ в предоставлении информациивысшим органам государственной власти Приднестровской Молдавской Республики,Статья 283-1. Незаконное использование дактилоскопической информации,Статья 284. Присвоение полномочий должностного лица, Статья 285.Незаконное участие в предпринимательской деятельности, Статья 286. Получениевзятки, Статья 287. Дача взятки, Статья 288. Служебный подлог,Статья 289. Халатность, Статья 289-1. Необеспечениеколичественной сохранности материальных ценностей Фонда государственногорезерва Приднестровской Молдавской Республики
Вместе с тем совершение служебногоподлога (ст. 288УК ПМР) предусмотрено какдолжностным лицом, так и иным государственным служащим или служащим органаместного самоуправления. Присвоение полномочий должностного лица (ст. 285 УК ПМР)может быть совершено только государственным служащим или служащим органа местногосамоуправления, не являющимся должностным лицом, дача взятки (ст. 287 УК ПМР)совершается общим субъектом. Следовательно, в состав включенных в главу 30 УКПМР входят как должностные преступлении так и приравненные к ним в порядкеисключения деяния государственных служащих и служащих органов местногосамоуправления, не являющихся должностными лицами, а также деяния, совершенны,иными лицами
Исходя из изложенного, под преступлениями против государственной власти, интересов государственнойслужбы и службы в органахместного самоуправления следует понимать группупреступных деяний, посягающих на порядок осуществления государственной власти,государственной службы и службы в органах местном самоуправления, совершаемыхдолжностными лицами в связи занимаемым должностным положением, а также висключительных случаях, предусмотренных уголовным законом, государственнымислужащими и служащими органов местного самоуправления, не относящимися к числудолжностных лиц, либо иными лицами.
Родовой объект преступных деяний, предусмотренных главой 30 УК ПМР — общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов публичной власти.
Видовой объект — порядок осуществления государственной власти,государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Конституцией Приднестровской Молдавской Республике предусмотреночто государственную власть в Приднестровской Молдавской Республике осуществляютПрезидент Верховный Совет, Кабинет министров и другие органы исполнительной изаконодательной власти..
Государственную власть в субъектах осуществляютобразуемые ими органы государственной власти.
Согласно Конституции ПМР в России признается и гарантируется местное самоуправление, котороеосуществляется в пределах своих полномочий самостоятельно.
Непосредственным объектом преступлений против государственной пласти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления являются различные стороны видового объекта местного самоуправления, те либо иные элементы указанныхвидов службы Преобладающуючасть преступлений данной группысоставляющих деяния, где отсутствуетпредмет преступления. Между тем в отдельных составах наличиепредмета обязательно:
Объективнаясторона преступлений противгосударственной власти, интересов государственной службы и службы в органахместного самоуправления выражается, как правило, в действиях.Путем бездействия могут быть совершены только некоторые видызлоупотребления должностными полномочиями (ст. 281 УК ПМР) и халатность (ст. 289 УК ПМР).
Должностные преступления в рассматриваемой группепреступных посягательств имеют, как правило, следующие отличительные признаки:
1)совершаются должностным лицом с использованиемсвоих должностных полномочий либо в связи с их осуществлением;
2)совершаются недолжностным лицом, но связаны споследующим использованием полномочий должностного лица;
3)совершаются вопреки интересам государственнойслужбы и службы в органах местного самоуправления.
Должностным лицом с использованием своих должностныхполномочий или в связи с ними совершаются преступные деяния предусмотренныестатьями 281-283, 289, 286, 288, 299 УК ПМР.Указанный признак предполагает,во-первых, наличие у виновного статуса должностного лица и, во-вторых, использованиевиновным спои должностных полномочий для совершения преступления, или совершениепреступления в связи с этими полномочиями (ст. 289).
К разряду деяний, совершаемых недолжностным лицом,но связанных с последующим использованием полномочий должностного лица, можноотнести дачу взятки должностному лицу (ст. 287), которая может быть совершеналюбым недолжностным лицом, но, во-первых, дается должностному лицу и, вовторых, для последующего использования этими должностным лицом своихдолжностных полномочий в интересах взяткодателя.
Приравненные к должностным преступлениягосударственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихсяк числу должностных лиц,совершаются только путем действия Они сходны с должностными преступлениями преступлениямитем, что, во-первых, посягают на тот же объект (предмет), во-вторых, совершаются с использованием служебного (но не должностного)положения, в-третьих, совершаются вопреки интересам государственной илимуниципальной службы.
Преступление признается оконченным с момента существенного нарушения прав и законныхинтересов граждан или организаций либо наступления иных предусмотренныхуголовным законом последствий.
Субъективнаясторона преступлений противгосударственной власти, интересов государственной службы и службы в органахместного самоуправления предусматривает, как правило, умышленную форму вины. Вместес тем халатность (ст. 289) предполагает наличие неосторожной формы вины. Рядрассматриваемых преступных посягательств предусматривает наличие в качестве обязательного признакасубъективной стороны преступления корыстную мотивацию или иную личнуюзаинтересованность (ст., 286, 288 УК ПМР).
Исходя из анализа составов преступлений,предусмотренных статьями 281 289 УК ПМР субъектами преступлений против государственной власти, интересовгосударственной службы и службы в органах местного самоуправления могут бытьпризнаны следующие категории лиц:
1)должностные лица, не занимающие государственныхдолжностей
2)должностные лица, занимающие государственныедолжности субъектов ПМР
3)государственные служащие и служащие органов местногосамоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц;
4)лица, не являющиеся государственными служащими или служащимиорганов местного самоуправления
2. Возрастные признакисубъекта
Достижение определённоговозраста – одно из необходимых условий привлечения лица к уголовнойответственности.
В основе определениявозраста, по достижении которого лицо может быть привлечено к уголовнойответственности, находится уровень сознания несовершеннолетнего, его способностьосознавать происходящее и в соответствие с этим осмысленно действовать. Малолетниелица, не могут быть субъектами преступления, так как в силу своего возраста неимеют возможности в достаточной мере отдавать себе отчёт в своих действиях ируководить своими поступками. Способность осознавать опасность своего поведенияскладывается постепенно, в результате воспитания и жизненных наблюдений. Копределённому возрасту у подростка уже накапливается жизненный опыт, появляетсявозможность осознавать свои поступки и более или менее правильно выбиратьварианты своего поведения. [9]
Минимальный возраст, подостижении которого возможно привлечение лица к уголовной ответственности,издавна служил инструментом уголовной политики государства. Впервыеустановленный Воинскими артикулами Петра I (1715 г.) в 7 лет, он на протяжении всей последующей истории постоянно менялся в широких пределах.Так, в эпоху военного коммунизма он был установлен в 17 лет, в Руководящихначалах по уголовному праву РСФСР (1919 г.) – 18 лет, в первом советскомуголовном кодексе (1922 г.) – 14 лет. Постановление ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля1935 года “О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних”устанавливало уголовную ответственность за ряд тяжких умышленных преступленийначиная с 12 лет. Как видно, законодателем не всегда принималось во внимание установленноемедициной соответствие уровня психического развития и социального окружения несовершеннолетнего(прежде всего питания, бытовых условий, образования). Уголовный кодекс ПМРдифференцированно подходит к возрасту, при достижении которогонесовершеннолетний может быть признан субъектом преступления, напрямую указываяна два возрастных признака субъекта. Установление уменьшенного возрастапривлечения к уголовной ответственности вызвано тем, что опасность этихпреступлений уже должна быть очевидна и доступна пониманию подростка.Проявлением принципов справедливости и гуманизма следует считать норму,согласно которой не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетний, достигшийустановленного возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, несвязанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасногодеяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественнуюопасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Третий возрастнойпризнак субъекта – 18 лет .] Такой вывод позволяет сделать то, что субъектамиряда преступлений, связанных с особым характером совершаемых деяний, могут бытьтолько совершеннолетние лица. Ряду отдельных составов преступленийсоответствует старший возраст, привлечения к ответственности. Все они являютсясоставами со специальным субъектом. Так, субъектом вынесения заведомонеправосудного приговора, решения или иного судебного акта может быть толькосудья, то есть лицо, помимо прочего, достигшее, как минимум, 25 лет.Безусловно, только зрелый возраст характерен для таких субъектов, как врач,капитан судна. Определяя возраст несовершеннолетнего, суд обязан точноустановить число, месяц и год рождения, прибегая в необходимых случаях к помощисудебно-медицинской экспертизы. При этом подросток считается достигшимустановленного возраста, исходя из предлагаемого экспертизой минимальноговозраста, а если дата рождения известна точно – на другой день после днярождения. Если экспертами будет назван только год рождения, то днём рожденияследует считать последний день названного года. Уголовный кодекс, указываявозраст, с которого лицо может нести уголовную ответственность, устанавливаетспециальные правила ответственности и наказания несовершеннолетних (лиц ввозрасте от 14 до 18 лет).
3. Вменяемость иневменяемость
Понести уголовнуюответственность за совершённое общественно опасное деяние могут лишь вменяемыелица. Лицо, совершившее общественно опасное деяние в состоянии невменяемости,не может быть привлечено к уголовной ответственности. Таким лицам могут бытьназначены принудительные меры медицинского характера, не являющиеся наказанием.
Вменяемость – это такоесостояние психики человека, при котором он в момент совершения общественноопасного деяния был способен осознать характер своего поведения и руководитьим. Имеется в виду не только понимание фактической значимости своих поступков,но и их социальную значимость и при этом сознательно руководить своимидействиями, что свойственно только психически здоровым и умственно полноценнымлюдям. “Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершенияобщественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть, немогло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий(бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психическогорасстройства, временного психического расстройства или иного болезненногосостояния психики”. Раскрывая понятие невменяемости, наука уголовного правапользуется двумя критериями: медицинским (биологическим) и юридическим(психологическим). Юридический критерий определяет суд, когда даёт оценку лицу,совершившему общественно опасное деяние, как не способному осознавать характерсвоих действий и руководит ими. Медицинский критерий раскрывает причины этойнеспособности: болезненное состояние психики человека или отставание впсихическом развитии лица, совершившего общественно опасное деяние. При этом невсякое болезненное состояние психики позволяет признать его невменяемым, атолько то, которое мешало ему правильно оценивать свои поступки. Вменяемостьможет присутствовать при наличии любого их психических расстройств, перечисленныхв законе. Современная формула невменяемости предусматривает согласованногоприменения юридического и медицинского критериев при решении вопроса оневменяемости. Невменяемость устанавливается ретроспективно и соотносится современем совершения общественно опасного деяния. Последующее выздоровление лицане является основанием для привлечения его к уголовной ответственности.
Медицинский критерийневменяемости
Медицинский критерийустанавливает эксперт, с помощью приёмов и методик, разработанных наукойпсихиатрией. Законодателем в обобщённом виде дан исчерпывающий переченьразличных формы болезненных расстройств психической деятельности, которые могутсопровождаться утратой способности лица отдавать себе отчёт в своих действияхили руководить ими: хронические психические расстройства, временные психическиерасстройства, слабоумие, иное болезненное состояние психики. Хроническиепсихические расстройства являются следствием неизлечимых или трудноизлечимыхдушевных болезней, носящих длительный характер и имеющих тенденцию к нарастаниюболезненных явлений. Такими болезнями принято считать: шизофрению,маниакально-депрессивный психоз, паранойю, прогрессивный паралич, как последствиесифилиса мозга, прогрессирующее старческое слабоумие и другие болезни. Временноепсихическое расстройство – это расстройство психики человека, протекающееотносительно скоротечно и, как правило, заканчивающееся выздоровлением. К такимрасстройствам относятся все так называемые исключительные состояния:алкогольный психоз, белая горячка, патологическое опьянение, реактивныесимптоматические состояния (патологический эффект, то есть расстройствопсихики, вызванное тяжелым душевным потрясением). Под слабоумием (олигофренией)понимаются различные формы стойкого, малообратимого упадка психическойдеятельности с поражением интеллекта и необратимыми изменениями личностичеловека. Слабоумие заключается в значительном понижении умственныхспособностей и носит постоянный характер. Оно может быть врождённым или приобретаетсяв первые три года жизни в результате перенесённых тяжёлых неврологическихзаболеваний (например, менингита). Различают три степени поражения психикичеловека при слабоумии: дебильность (лёгкая степень), имцебильность (средняястепень), идиотия (самая глубокая степень поражения умственной деятельности). Киным болезненным состояниям психики относятся состояния, которые не вызываются душевнойболезнью, исключительными состояниями или слабоумием, но сопровождаются различнымивременными нарушениями психики. К ним относятся острые галлюцинаторные бредовыесостояния, вызванные инфекцией (например, при брюшном и сыпном тифе или приострых отравлениях), вызванные тяжёлыми травмами, при опухолях мозга, принаркомании (в период абсистенции – наркотического голодания), при лунатизме и внекоторых других случаях.
Юридический критерийневменяемости
Непосредственно отражаяюридически значимые свойства психических расстройств, юридический критерийподводит всё многообразие психопатологических проявлений к единому знаменателюи делает этот клинический по содержанию материал сопоставимым с правовымипонятиями и пригодным для решения правовых задач. При помощи юридическогокритерия судебно-психиатрические термины “переводятся” на язык права, понятныйсудебным органам.
Юридический критерийневменяемости заключается в отсутствии у лица способности осознавать фактическийхарактер и общественную опасность своих действий (бездействия) – этоинтеллектуальный момент, либо руководить своими поступками – волевой момент. Содержаниеинтеллектуального момента свидетельствует о том, что лицо не понимает опасностисвоего поведения для общества. Расстройство интеллекта, как правило, вызывает ирасстройство воли – лицо не может руководить своими поступками. Однако бываютслучаи, когда лицо отдаёт лицо в своих действиях, то есть осознаёт характерсвоего поведения, но в силу болезненного состояния не может руководить своимидействиями. Например, такие состояния возникают у людей, страдающих наркоманиейв период наркотического голодания. Лицо хорошо осознаёт преступность своегоповедения при хищении или вымогательстве наркотических средств, но при этом неспособно сдержать себя вследствие глубокого поражения сферы воли, вызванногонаркотической зависимостью. Введение мнестического признака юридическогокритерия (способность к запоминанию воспринятых обстоятельств) в теорииуголовного права не нашло широкого распространения. Отсутствие этого признакане означает невозможности признания лица субъектом преступления, хотя указанныйпризнак будет существенной характеристикой обвиняемого в уголовном процессе.Для признания лица невменяемым требуется наличие одного из признаковюридического критерия в сочетании с одним из признаков медицинского критерия. Вменяемоелицо, которое во время совершения преступления не могло в полной мереосознавать фактический характер и общественную опасность своих действий(бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности.Юридический критерий ограниченной вменяемости – неполная мера осознанияфактического характера и общественной опасности действий (бездействия) ируководить ими.
Наличие юридическогокритерия ограниченной вменяемости, как и в случае установления невменяемости,полностью зависит от наличия медицинского критерия. Медицинский критерийограниченной вменяемости образуют, прежде всего, нарушения в интеллектуальной иэмоционально-волевой сфере, не позволяющие в полной мере осознавать своипоступки и руководить ими.
Главным отличительнымпризнаком ограниченной вменяемости является возможность лица осознавать своидействия, руководить ими, но в силу психического заболевания у него ограниченаспособность к полноценной психической деятельности. Наличие медицинскогокритерия ограниченной вменяемости как психического заболевания и юридическогокритерия как способности хоть и не в полной мере, но осознавать свои действия(бездействие), руководить ими обуславливают возможность привлечения лица куголовной ответственности. Концепция ограниченной вменяемости связана сотносительно неглубокими психическими расстройствами субъекта преступления(именуемыми часто психическими аномалиями). В отличии от расстройств,характерных для невменяемых, психическое расстройство, не исключающеевменяемости, не носит патологического характера, то есть не является болезньюУказанные аномалии характеризуются дисбалансом сил возбуждения и торможения.Психические расстройства, не исключающие вменяемости, довлеют надинтеллектуальными возможностями лица, вследствие чего противоправный способснятия эмоциогенной напряжённости в конкретной эмоциогенной ситуации становитсядля него значительно более вероятен и облегчён. Аномалии психики характерны дляразличных психических конституций и представляют собой внешне большоеразнообразие. Однако, несмотря на многообразие психических аномалий, они могутбыть подразделены на аномальные состояния и аномальные процессы. Аномальныесостояния определяются относительным постоянством психофизиологических реакций.В отличие от них процессы носят временный, непостоянный характер и зависят отопределённых биологических факторов. В силу многообразия аномальных процессов исостояний законодатель отказался от их перечневого метода, приемлемого дляописания медицинского критерия невменяемости. Болезненные состояния,характеризующие невменяемость, вполне конкретны и численно ограниченыизвестными в психиатрии болезнями. К психическим состояниям аномального типаследует, в частности, относить типы характера – холерический и меланхолический,а также неврозы, психопатии. К аномальным психическим процессам относятсявременные психические развития, которые, однако, нарушают баланс процессоввозбуждения и торможения. Некоторые из таких аномальных процессов нашлиотражение в перечне обстоятельств, смягчающих.
Наказание. Это, например,беременность, при которой женщина зачастую бывает обуреваема приступамиагрессии, противоправность или аморальность поведения потерпевшего, что можетвызвать состояние аффекта и другие. Примером аномалий могут служитьакцентуализации характера, представляющие собой усиление отдельных чертхарактера до такой сильной степени, при которой адаптационные возможностисубъекта значительно снижаются в условиях эмоциогенной ситуации. Психическое расстройство,не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и можетслужить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера. Лицо,совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя,наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовнойответственности. Конкретный вид “других одурманивающих веществ” в данном случаезначения не имеет. Данная норма не имеет в виду исключительные состояния,связанные с патологическим опьянением, которое является временным психическимрасстройством и образует один из признаков медицинского критерия. Состояние опьяненияувеличивает психическую и двигательную активность, затрудняет концентрациювнимания, у человека происходит переоценка своих возможностей, снижаетсясамоконтроль. В состоянии опьянения растормаживаются инстинкты и проявляютсяскрытые особенности личности и переживания, контролируемые в трезвом состоянии(ревность, тщеславие, обиды и другие). Алкоголь, наряду с другимиодурманивающими веществами, имеет первостепенное значение в нарушении балансасил возбуждения и торможения, создающем в итоге психические аномалии, обуславливающиеагрессивные реакции. В этом состоянии доминируют внешнеобвиняющие самозащитныеформы реагирования, предпочтительными становятся более лёгкие, примитивные, нетребующие усилий способы достижения целей. Опьянение затрудняет осознаниесоциальной значимости поведения и анализ возникшей эмоциогенной ситуации, чтосвидетельствует о своего рода психической аномалии. В этой связи норма ст. 23УК РФ может быть рассмотрена как специальная по отношению к общей норме ст. 22,предусматривающей ответственность лиц, психические аномалии, которых неисключают вменяемости, и характеризуется таким же дисбалансом физиологическойсистемы, который свойственен субъектам в состоянии опьянения.
Существуют два подхода коценке состояния опьянения. С одной стороны, опьянение вызывает психическуюаномалию, фатально определяющую конкретную направленность поведения, изменитькоторую человек уже не может. В связи с этим принцип справедливости требуетучёта состояния опьянения в качестве смягчающего наказание обстоятельства. Сдругой стороны, человек принимает решение самостоятельно, и это обстоятельстводезавуирует состояние опьянения как смягчающий наказание фактор. Исходя изиндивидуализма состояния опьянения, при решении вопроса о наказании лица, совершившегопреступление в состоянии опьянения, следует принимать во внимание характеропьянения (добровольное, вынужденное, неосмотрительное, “для храбрости”, сцелью облегчить свершение преступления). Опьянение не может быть смягчающимфактором, если оно злонамеренное, а также, если субъект привёл себя в такоесостояние, зная, что для него опьянение может быть катализатором агрессивныхреакций в большей мере, чем у других.
4. Субъектпреступлений против государственной власти
Преступления против государственнойвласти это противоправные умышленные илинеосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), подрывающиеавторитет органов государственной власти и причиняющие вред либо создающиеугрозу причинения вреда охраняемым закономинтересам граждан, организаций,общества, государства.
Основной объект преступных посягательств — интересы государственной службы Могут иметь место дополнительныеобъекты, напримерправа и законные интересы граждан или организаций Возможны и факультативныеобъекты, например,свобода, честь, достоинство, здоровье человека. Некоторые преступные посягательства предметны. Предметами могут быть документы или материалы, содержащие информацию,интересующую правительство: деньги, ценные бумаги, иное имущество, передаваемыев качестве взятки официальные документы, в которые внесены заведомо ложныесведения либо исправления, искажающие действительное содержание этих документовпаспорт, иные документы. Объективнаясторона составовпреступлений выражается, как правило, в форме действия, к которому относятся:
а) нецелевое расходование бюджетныхсредств или средств государственных внебюджетных фондов
б) превышение должностных полномочий(например, в случае применения следователем к допрашиваемому лицу физическойсилы;
в) присвоение полномочий должностноголица (например, бухгалтером полномочий главного бухгалтера и подписании от егоимени важных документов);
г) незаконное участие впредпринимательской деятельности (например, приобретение мэром города торговогопредприятия и предоставление последнему льгот и преимуществ вне конкурснойосновы
д) служебный подлог (например,внесение начальником отдела кадров организации заведомо ложных сведений втрудовую книжку служащего
е) дача взятки или получении таковой завыполнение или невыполнение каких-либо действий должностным лицом по службе.
В некоторых случаяхвозможно преступное бездействие. А такие деяния, как злоупотреблениедолжностными полномочиями,
Субъект преступных посягательств, как правило, специальный, т.е. должностное лицо, а присовершении преступления, государственный служащий (или служащий органа местногосамоуправления, не являющийся должностным лицом). Лишь ст. 291 УК содержитуказание на общий субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее к моментусовершения преступления 16-летнего возраста.
5 Субъектпреступлений против службы в органах местного самоуправления
Субъективная сторона составов преступлений характеризуетсявиной, как правило, в форме умысла. Для квалификации деяния как преступлениямогут иметь значение мотивы его совершения, например корыстнаяили иная личная заинтересованность. Подпреступлениями против интересов государственной службы в органах местногосамоуправления следуетпонимать группу преступных деяний, посягающих на порядок осуществлениягосударств, ц ной власти, государственной службы и службы в органах местномсамоуправления, совершаемых должностными лицами в связи занимаемым должностнымположением, а также в исключительных случаях, предусмотренных уголовным законом,государственными служащими и служащими органов местного самоуправления, неотносящимися к числу должностных лиц, либо иными лицами.
Родовойобъект преступных деяний —общественные отношения, обеспечивающие нормальнуюдеятельность органов публичной власти.
Видовойобъект — порядок осуществлениягосударственной власти, государственной службы и службы в органах местногосамоуправления.
К видам преступлений против государственной власти,интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправленияотносятся:
-злоупотребление должностными полномочиями
-превышение должностных полномочий
-присвоение полномочий должностного лица
-незаконное участие в предпринимательскойдеятельности
-получение взятки
— дача взятки
-служебный подлог
-халатность
Непосредственнымобъектом преступлений против государственной пласти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления являются различные стороны видового объекта местного самоуправления, те либо иные элементы указанных видов службы Преобладающую часть преступлений данной группысоставляющих деяния, где отсутствуетпредмет преступления.
Объективнаясторона преступлений противгосударственной власти, интересов государственной службы и службы в органахместного самоуправления выражается, как правило, в действиях.Путем бездействия могут быть совершены только некоторые виды злоупотребления должностными полномочиями и халатность. Должностные преступления в рассматриваемойгруппе преступных посягательств имеют, как правило, следующие отличительныепризнаки:
1)совершаются должностным лицом с использованиемсвоих должностных полномочий либо в связи с их осуществлением;
2)совершаются недолжностным лицом, но связаны споследующим использованием полномочий должностного лица;
3)совершаютсявопреки интересам государственной службы и службы в органах местногосамоуправления.
К разряду деяний, совершаемых недолжностным лицом,но связанных с последующим использованием полномочий должностного лица, можноотнести дачу взятки должностному лицу, кого рая может быть совершена любымнедолжностным лицом, но, во-первых, дается должностному лицу и, во вторых, дляпоследующего использования этими должностным лицом своих должностных полномочийв интерес взяткодателя. Приравненные к должностным преступления государственныхслужащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихсяк числу должностных лиц), совершаются только путем действия Они сходны сдолжностными преступлениями преступлениями тем, что, во-первых, посягают на тотже объект (предмет), во-вторых, совершаютсяс использованием служебного (но недолжностного) положения, в-третьих, совершаются вопреки интересамгосударственной или муниципальной службы.
Часть преступлений против государственной власти,государственной службы и службы в органах местного самоуправленияимеет формальный состав,преступление признается оконченным с момента совершения указанных в диспозицияхдействий. Другая часть рассматриваемой группы преступлений имеет материальныесоставы; преступлениепризнается оконченным смомента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организацийлибо наступления иных предусмотренных уголовным законом последствий.
Субъективнаясторона преступлений противгосударственной власти, интересов государственной службы и службы в органахместного самоуправления предусматривает, как правило, умышленную форму вины.Вместе с тем халатность предполагает наличие неосторожной формы вины.
Ряд рассматриваемых преступных посягательствпредусматривает наличие в качестве обязательного признакасубъективной стороны преступления корыстную мотивацию или иную личнуюзаинтересованность.
Субъектамипреступлений против государственнойвласти, интересов государственной службы и службы в органах местногосамоуправления могут быть признаны следующие категории лиц:
5)должностные лица, не занимающие государственныхдолжностей;
6)должностные лица, занимающие государственныедолжности;
7) государственные служащие и служащие органов местногосамоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц;
8) лица, не являющиеся государственными служащимиили служащими органов местного самоуправления
Анализ ст. 281 УК ПМР
Приступая куголовно-правовому и криминологическому анализу должностных преступлений,необходимо изучить понятийный аппарат должностной преступности.
Должность –простейшая ячейка аппарата, предназначенная для одного работника, определяющаяего место и роль в административной службе. Должность есть юридическое описаниесоциальной позиции лица, занимающего ее. Должность – это прежде всего служебныеобязанности, во исполнение которых должны производиться служебные действия.[1]Определение понятия должностного лица необходимо, в частности, для решения вопросао возможности привлечения к ответственности работников за служебные правонарушенияили преступления, в зависимости от квалификации содеянного. К сожалению,единого понятия «должностное лицо» ни в законодательстве, ни в юридическойнауке нет, хотя используется оно и в конституционном, и в административном, нив уголовном, и в других отраслях права. Определим, кого уголовное право считаетдолжностным лицом? В уголовном кодексе сказано: «Должностными лицами в статьяхнастоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальномуполномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющиеорганизационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции вгосударственных органах, органах местного самоуправления, государственных имуниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах ПМР…»
Это понятиедолжностного лица не используется при применение норм административного,финансового, экологического права. Последствия должностных преступлений состоятв причинении существенного вреда государственным или общественным интересам илиохраняемым законом правам и интересам граждан. В уголовном законе не содержитсяродового определения данной группы преступлений. Теоретически мы можемопределить эту группу преступлений как общественно опасные деяния (действия илибездействие), которые совершаются представителями власти или должностнымилицами благодаря занимаемому или служебному положению и вопреки интересамслужбы и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственнойслужбы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальнуюугрозу причинения такого вреда.
Прежде всего,отмечу, что должностная преступность сегодня – это относительно массовоесоциально-правовое явление, включающее совокупность должностных преступлений илиц, их совершивших. После распада СССР количество данных преступлений неуменьшилось, скорее, напротив, оно возросло и приобрело все больший размах. Обэтом можно судить даже по публикациям в средствах массовой информации. Должностнаяпреступность имеет ряд характерных признаков. Выделим основные из них:
· непосредственноенанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересамгосударственной власти или местного самоуправления, государственной службы,службы в органах местного самоуправления, а также службы в коммерческих и иныхорганизациях;
· незаконный(противоправный) характер получаемых государственным (муниципальным) служащимили иным публичным служащим коммерческой или иной организации благ (имущества,услуг или льгот);
· использованиевиновным своего статуса (служебного положения) вопреки интересам публичнойвласти или службы;
· наличиеу виновного умысла на совершение действий (акта бездействия), объективнопричиняющих ущерб охраняемым законом интересам власти или службы;
· наличиеу виновного корыстной или иной личной заинтересованности.
Родовойобъект данных преступлений в обобщенном виде можно определить как совокупностьобщественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельностьорганов власти. Эти преступления посягают на функционирование и престиж органовгосударственной службы, на интересы государственной службы и ее деятельность.Под интересами государственной службы понимается объем обязанностей лица,вытекающий из соответствующих нормативных актов и трудовых договоров сгосударственными органами, органами местного самоуправления и муниципальнымиучреждениями, деятельность которых не противоречит закону. Службой в системеорганов местного самоуправления следует считать выполнение соответствующихдолжностных и служебных функций. Непосредственным объектом данной группыпреступлений логично считать нормальную деятельность органов государственнойвласти или управления, интересы государственной службы и службы в органахместного самоуправления. Объективная сторона анализируемых преступлений состоитв различных формах преступного нарушения нормальной деятельности органов властии управления. Субъективная сторона всех преступлений характеризуетсятолько умышленной виной (кроме халатности, являющейся неосторожным преступлением).Обязательным признаком отдельных из них являются корыстная или иная личнаязаинтересованность (злоупотребление должностными полномочиями, незаконноеучастие в предпринимательской деятельности, служебный подлог) либо корыстныймотив (получение взятки).