–PAGE_BREAK–
Таким образом на формирование чистой прибыли предприятия оказывают влияние финансовые результаты, полученные после осуществления операционной, инвестиционной, финансовой деятельности и финансовые результаты, полученные в результате чрезвычайных событий. Такая классификация финансовых результатов деятельности предприятия играет важную роль при расчете показателей доходности (рентабельности) предприятия.
Прежде чем приступить непосредственно к анализу, основанному на форме № 2, представим в таблице Отчет о финансовых результатах.
Порядок расчета показателей, представленных в этих графах, аналогичен порядку расчета таких показателей, проводимого перед анализом формы № 1.
Анализ прибыли проводится методом сравнения фактических данных за отчетный период с фактическими данными за предыдущий период. В ходе анализа необходимо:
– дать оценку темпов роста прибыли в целом и отдельно по каждой ее части;
– изучить и рассчитать факторы, влияющие на изменение прибыли, и определить уровень их влияния;
– выявить резервы увеличения прибыли;
– дать оценку уровня рентабельности предприятия.
Анализируя данные таблицы «Отчет о финансовых результатах» чистая прибыль предприятия в отчетном периоде по сравнению с базисным(предыдущим) уменьшилась на 0,5 тыс. грн.
Этот убыток полностью обусловлен уменьшением прибыли от обычной деятельности.
Прибыль от операционной деятельности в отчетном периоде по сравнению с базисным также уменьшилась на 20,6 тыс. грн.
Финансовые результаты от чрезвычайных событий не оказали влияния на прибыль ни в базисном, ни в отчетном периоде.
Обращает на себя внимание увеличение в отчетном периоде по сравнению с базисным доли реализованной продукции в выручке от реализации на 17,77 процентных пункта. Такие изменения в целом можно охарактеризовать как отрицательные, хотя следует обратить внимание на изменение доли себестоимости реализованной продукции. Для того, чтобы можно было сделать более конкретные выводы, необходимо проведение дальнейшего анализа. На следующем этапе выявляют причины изменения размера прибыли. Для этого проводится детальное изучение влияния различных факторов на финансовые результаты.
Таблица. Отчет о финансовых результатах.
Наименование статей
Код стро-ки
абсолютные величины
Удельный вес статей и выручке от реализации, %
Изменения
за предыду-щий год
за отче-тный
период
за преды-
дущий
период
за отче
тный
период
в абс
величин.
в структуре
тем-
пы роста
%
1. Финансовые результаты
Доход (выручка) от
реализации продукции (товаров, работ, услуг)
10
261.9
388
100.0
100.0
126.1
0.00
148.2
НДС
15
0.6
0.3
16.67
16.67
-0.3
0.00
50.00
Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
35
261.3
387.7
99.77
99.92
126.1
0.15
148.4
Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)
40
181.6
338.0
69.34
87.11
156.4
17.77
186.1
Валовые
— прибыль
50
79,7
49,7
30,43
12,81
30,0
17,62
62,36
-убыток
55
Административные расходы
70
47,0
29,3
17,95
7,55
17,7
10,4
13,39
другие операционные расходы
90
5,0
27,5
1,91
7,09
22,5
5,18
550,0
Финансовые результаты от операционной деятельности:
— прибыль
100
27,7
–
10,58
–
-27,7
-10,58
–
— убыток
105
–
7,1
–
1,83
7,1
1,83
–
Прочие финансовые доходы
120
–
–
–
–
–
–
–
Финансовые расходы
140
17,8
–
6,8
8,33
-6,4
-6,8
–
Финансовые результаты об обычной деятельности до налогообложения:
— прибыль
170
0,6
–
0,23
–
-0,6
— 0,23
–
— убыток
175
–
9,2
–
2,37
9,2
2,37
Налог на прибыль от обычной деятельности
180
0,1
8,1
0,04
2,09
8,0
2,05
8100,8
Финансовые результаты от обычной деятельности:
-прибыль
170
0.6
–
0.23
–
-0.6
-0.23
–
-убыток
175
–
9.2
–
2.37
9.2
2.37
–
Налог на прибыль от обычной деятельности
180
0.1
8.1
0.04
2.09
8.0
2.05
8110.8
Финансовые результаты от обычной деятельности:
-прибыль
190
0.5
–
0.19
–
-0.5
-0.19
–
-убыток
195
–
–
–
–
–
–
–
Чистые
-прибыль
220
0.5
–
0.19
–
-0.5
-0.19
–
-убыток
–
17.3
–
4.46
17.3
4.46
–
Элементы операционных затрат
Материальные затраты
230
23
6.7
–
1.73
6.7
1.73
–
Расходы на оплату труда
240
1.8
4.9
0.69
1.26
3.1
0.57
272.2
Отчисления на социальные мероприятия
250
1.0
2.8
0.38
0.72
1.8
0.34
280.0
Амортизация
260
0.8
0.9
0.31
0.23
0.1
–
-0.08
Другие операционные расходы
270
–
11.8
–
3.04
11.8
3.04
–
Вместе
280
3.6
27.0
1.37
6.96
23.4
5.59
750.0
2.4.Факторный анализ прибыли.
Факторный анализ – это методика комплексного системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Одним из приемов проведения факторного анализа являются приемы элиминирования.
Элиминировать – это значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного.
Используя этот прием на основании данных таблицы определим влияние каждого фактора на прибыль от реализации.
Таблица. Факторный анализ прибыли.
Показатели
Код строки
Предыдущий (базисный) год
Отчетный год
Изменение
Выручка от реализации продукции без учета НДС, акцизного сбора и других вычетов из доходов
035
261.9
388.0
126.1
Себестоимость реализованной продукции
040
181.6
338.0
156.4
Административные расходы
070
47.0
29.3
-17.7
Расходы на сбыт
080
–
–
–
Другие операционные расходы
090
5.0
27.5
22.5
Финансовые расходы
140
17.8
6.8
-11.0
Налог на прибыль
180
0.1
8.1
8.0
Чистая прибыль
220
0.5
–
-0.5
В данном случае влияние факторных показателей на прибыль (результативный показатель) можно представить в виде следующей модели:
П= В-С-АР-СР-ДОР-ФД-ФР-ННП
Как известно, размер выручки от реализации зависит от таких факторов, как цена реализуемой продукции, удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации и количество реализуемой продукции.
Такую зависимость можно записать в виде следующей формулы:
В=Н*УД*Ц,
УД – показатель структуры реализованной продукции;
Н – объем реализации продукции;
Ц – цена продукции.
Факторную модель себестоимости реализованной продукции можно представить следующим образом:
С=Н*УД*Зпер,
УД – показатель структуры произведенной продукции;
Н – объем производства продукции;
Зпер – переменные затраты на производство единицы продукции (себестоимость единицы).
Используя данные Отчета о финансовых результатах, определить влияние всех перечисленных факторов на финансовый результат невозможно, так как нам не известен ни удельный вес реализованной и произведенной продукции, объем выпуска и реализации, ни цена, ни себестоимость единицы.
В то же время, зная средний индекс цен, можно определить влияние на размер чистой прибыли изменения цен, объема реализованной продукции, объема выпущенной продукции.
Предположим, что цены на продукцию в отчетном году возросли на 5%, т.е. индекс цен составил 1.05.
Определим влияние факторов на изменение выручки от реализации. Общее изменение выручки от реализации находим по формуле:
Вобщ=В1-В0=388-261.9=126.1 тыс.грн.
То есть, за отчетный период выручка от реализации продукции увеличилась на 121.6 тыс.грн. Это изменение является результатом влияния двух факторов: цены реализации и объема реализованной продукции (с учетом структуры).Расчет влияния этих факторов можно определить следующим образом:
Вч=В1-В1:1ц=388-(388:1.05)=388-369.52=18.48 тыс.грн.
Внуд=В1:1ц-В0=388:1.05-269.9=369.52-261.9=107.62 тыс.грн.
Таким образом, рост цен способствовал увеличению выручки от реализации на 18.48 тыс.грн., а увеличение объема выпуска на 107.62 тыс.грн. Как следует из расчетов, на предприятии наблюдается расширение производства.
Аналогично рассчитывается влияние факторов на изменение себестоимости реализованной продукции:
Собщ=С1-С0=338-181.6=156.4 тыс.грн.
Предположим, что себестоимость единицы продукции изменилась лишь за счет внешних факторов, а именно за счет общего изменения цен, тогда:
Сз пер=С1-С1:1ц=338-338:1.05=338-321.9=16.1 тыс.грн.
156.4-16.1=140.3 тыс.грн.
Сниуд=С1:1ц-С0=Собщ-Сз пер=156.4-16.1=140.3 тыс.грн.
Таким образом, за счет увеличения объема выпуска себестоимость продукции увеличилась на 140.3 тыс.грн. за счет изменения цен на 16.1 тыс.грн.
Как следует из расчетов, изменение цен повлияло на чистую прибыль в составе двух показателей: выручки и себестоимости. Причем влияние изменения цен на размер чистой прибыли в составе выручки и себестоимости носит разнонаправленный характер: рост выручки от реализации способствует росту чистой прибыли, а рост себестоимости способствует уменьшению прибыли. Учитывая это, влияние изменения цен на размер чистой прибыли можно определить следующим образом:
Пи=Ви-Си з пер=18.48-16.1=2.38 тыс.грн.
За счет увеличения цен чистая прибыль предприятия увеличилась на 2.38 тыс.грн.
А теперь рассчитаем влияние остальных факторов на изменение размера чистой прибыли.
Влияние изменения размеров административных расходов, расходов на сбыт и прочих операционных расходов.
При определении влияния данного фактора следует учесть, что это фактор обратного влияния по отношению к прибыли.
В связи с этим в расчетную формулу добавляется знак “-“.
Пр=-[(АР1+СР1+ДОР1)-(АР0+СР0+ДОР0)];
ПР – изменение чистой прибыли за счет изменения величины указанных расходов.
В нашем примере это влияние составило:
-[(29.3+27.5)-(47+51)]=-(56.8-52)=-4.8 тыс.грн.
Это означает, что перерасход по косвенным расходам привел к снижению прибыли в отчетном году на 4.8 тыс.грн.
Влияние изменения величины финансовых доходов.
Расчет влияния данного фактора на изменение размера чистой прибыли описывается формулой:
Пфд=ФД1-ФД0,
Пфд – изменение величины чистой прибыли за счет изменения суммы финансовых доходов.
Влияние изменения величины финансовых расходов.
Для расчета влияния этого фактора используем формулу:
Пфд=-(ФР1-ФР0),
Пфр – изменение чистой прибыли за счет изменения размера финансовых расходов.
В нашем примере это влияние составило:
Пфр=-(6.8-17.8)=11.0тыс.грн.
То есть чистая прибыль увеличилась за счет уменьшения понесенных финансовых расходов на 11.0 тыс.грн.
Влияние величины уплаченного налога на прибыль.
В этом случае справедлива следующая формула:
Пннп=-(ННП1-ННП0),
Пннп – изменение чистой прибыли за счет изменения величины уплаченного налога на прибыль.
В нашем примере это влияние составило:
Пннп=-(8.1-0.1)=-8.0 тыс.грн.
Увеличение объема уплаченного налога на прибыль повлекло снижение размера чистой прибыли на 8.0 тыс.грн.
Обобщим в таблице влияния факторов, воздействующих на размер чистой прибыли.
Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль отчетного периода.
Показатели
Сумма, тыс.грн.
Изменение цен
2.38
Объем реализованной продукции
107.62
Объем произведенной продукции
140.3
Административные расходы, расходы на сбыт, другие операционные расходы
-4.8
Финансовые доходы
–
Финансовые расходы
11.0
Налог на прибыль
-8.0
Всего
248.5
2.5.Оценкаи факторный анализ рентабельности предприятия.
Рентабельность – это показатель, характеризующий экономическую эффективность.
Экономическая эффективность – это относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта.
Существует множество коэффициентов рентабельности, использование каждого из которых зависит от характера оценки эффективности финансово – хозяйственной деятельности предприятия.
От этого в первую очередь зависит выбор оценочного показателя (прибыли), используемого в расчетах. Зачастую используется четыре различных показателя: валовая прибыль (стр.050 формы №2), операционная прибыль (стр.100 формы №2), прибыль до налогообложения (стр.170 формы №2), чистая прибыль (стр.220 формы №2).
В зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют две группы коэффициентов рентабельности:
– рентабельность инвестиций (капитала);
– рентабельность продаж.
Рентабельность инвестиций (капитала).
В этой группе коэффициентов рентабельности рассчитывается два основных коэффициента: рентабельность совокупного капитала и рентабельность собственного капитала.
Рентабельность совокупного капитала.
Этот коэффициент рассчитывается следующим образом:
Рск=прибыль до налогообложения (стр.170 ф.2) / всего источников средств (стр. 640 ф.1).
Показатель рентабельности собственного капитала представляет интерес, прежде всего для инвесторов.
Рентабельность собственного капитала.
Рассчитывается по формуле:
Рск=чистая прибыль (стр.220 ф.2) / собственный капитал (стр.380 ф.1).
Этот показатель представляет интерес для имеющихся и потенциальных собственников и акционеров.
Рентабельность собственного капитала показатель показывает, какую прибыль носит каждая инвестированная собственниками капитала денежная единица.
Он является основным показателем, используемым для характеристики эффективности вложений в деятельность того или иного вида.
Рентабельность продаж.
При оценке рентабельности продаж на основе показателей прибыли и выручки от реализации рассчитываются коэффициенты рентабельности по всей продукции в целом или по отдельным ее видам.
Как и в случае с рентабельностью капитала, существует множество показателей оценки рентабельности продаж, многообразие которых обусловлено выбором того или иного вида прибыли. Чаще всего используется валовая, операционная или чистая прибыль. Соответственно рассчитываются три показателя рентабельности продаж.
Валовая рентабельность реализованной продукции.
ВРП=валовая прибыль (стр.050 ф.2) / выручка от реализации (стр. 035 ф.2)
Коэффициент валовой прибыли показывает эффективность производственной деятельности предприятия, а также эффективность политики ценообразования.
Операционная рентабельность реализованной продукции.
ОРП=операционная прибыль (стр.100 ф.2) / выручка от реализаци (стр.035 ф.2).
Коэффициент операционной прибыли показывает рентабельность предприятия после вычета затрат на производство и сбыт товаров.
Показатель операционной рентабельности является одним из лучших инструментов определения операционной эффективности и показывает способность руководства предприятия получать прибыль от деятельности до вычета затрат, которые не относятся к операционной эффективности.
При рассмотрении этого показателя совместно с показателем валовой рентабельности можно получить представление о том, чем вызваны изменения рентабельности. Если, например, на протяжении ряда лет валовая рентабельность существенно не изменялась, а показатель операционной рентабельности постепенно снижался, то причина кроется, скорее всего, в увеличении расходов по статьям административных и сбытовых расходов.
Чистая рентабельность реализованной продукции.
ЧРП=чистая прибыль (стр.220 ф.2) / выручка от реализации (стр.035 ф.2).
В отечественной практике чаще всего используется именно показатель чистой рентабельности реализованной продукции. Неизменность на протяжении какого либо периода показателя операционной рентабельности с одновременным снижением показателя чистой рентабельности может свидетельствовать либо об увеличении финансовых расходов и получении убытков от участия в капитале других предприятий, либо о повышении суммы уплачиваемых налоговых платежей. Этот коэффициент показывает полное влияние структуры капитала и финансирования компании на ее рентабельность.
В процессе анализа необходимо изучить динамику перечисленных выше показателей рентабельности и провести их сравнение со значениями аналогичных коэффициентов по отрасли, а также с показателями рентабельности конкурентов.
Для анализируемого предприятия расчет коэффициентов рентабельности сведем в таблицу.
Таблица. Расчет коэффициентов рентабельности.
Показатели, %
Предыдущий год
Отчетный год
Изменение
Рентабельность совосовокупного капитала
0.8
–
-0.8
Рентабельность собссобственного капитала
8.06
–
-8.06
Валовая рентрентабельность продаж
30.5
12.82
-17.68
Операционная рентрентабельность продаж
10.6
–
-10.6
Чистая рентабельность про продаж
0.19
–
-0.19
Как видно из расчетов, показатели рентабельности находятся на низком уровне. Положительным является их рост в динамике. Ради роста рентабельности собственного капитала предприятию необходимо жертвовать своей финансовой независимостью (в этом случае размер собственного капитала действует разнонаправлено в отношении определения финансовой независимости и рентабельности капитала предприятия). В этой связи следует отметить, что для предприятия очень важным является выбор оптимального положения, равновесной точки между финансовой автономией и рентабельностью собственного капитала.
Что касается показателей рентабельности продаж, то судить о их значениях, не имея данных о значениях аналогичных показателей по отрасли, не имеет смысла. На основании данных произведенных в таблице «Расчет коэффициентов рентабельности» целесообразно проанализировать лишь изменение этих показателей в динамике.
Как видим, наблюдается снижение валовой и чистой рентабельности продаж. Уменьшение в динамике показателя валовой рентабельности обусловлено превышением темпов роста себестоимости продукции (186%) над темпами роста выручки от реализации (148%).Уменьшение показателя операционной рентабельности не свидетельствует об экономии на постоянных расходах (административных расходах, расходах на сбыт, прочих операционных расходах).
Уменьшение операционной рентабельности продаж с одновременным снижением показателя чистой рентабельности продаж в нашем случае свидетельствует об увеличении доли налога на прибыль в общей сумме прибыли предприятия.
Такая тенденция не должна стать стимулом для руководства предприятия в части проведения работ по минимизации налоговых платежей. Следует отметить, что возможности предприятия в этом вопросе очень ограничены. Более тесная связь этого показателя с политикой государства в сфере налогообложения.
При анализе коэффициентов рентабельности наиболее широкое распространение получила факторная модель.
Назначение модели – определить факторы, влияющие на эффективность работы предприятия и оценить их влияние.
Поскольку существует множество показателей рентабельности, аналитиками выбран один. По их мнению, наиболее значимый – рентабельность собственного капитала. Для проведения анализа необходимо смоделировать модель коэффициента рентабельности собственного капитала.
продолжение
–PAGE_BREAK–