Прибыль, ее экономическая сущность

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение.
I. Прибыль, ее экономическая сущность и значение.
1. Понятие прибыли, ее виды.
2. Порядок формирования прибыли.
3. Принципы формирования прибыли в торговле.
II. Расчет прибыли предприятия «Флеш».
1.         Характеристика предприятия «Флеш».
2.         Характеристика предпринимательской деятельности предприятия.
Заключение.
Литература.
3
6
6
13
20
30
30
37
42
44

ВВЕДЕНИЕ
Как экономическаякатегория прибыль характеризует результат любой предпринимательскойдеятельности. Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценкихозяйственной деятельности предприятия. За счет прибыли осуществляетсяфинансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическомуразвитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.
Прибыль – это денежноевыражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любойформы собственности. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающимэффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояниепроизводительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказываетстимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификациюпроизводства при любой форме собственности.
Прибыль является нетолько источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, нои приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов,внебюджетных и благотворительных фондов.
Законом РФ от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»было предусмотрено, чтопредпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельностьпредприятий, направленную на получение прибыли. При этом предприятие какхозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность,распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистойприбылью. Вместе с тем предпринимательская деятельность предприятий в условияхмногообразия форм собственности означает не только распределение правсобственников имущества, но и повышение ответственности за рациональноеуправление им, формирование и эффективное использование финансовых ресурсов, втом числе прибыли.
 Прибыль как конечныйфинансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу междуобщей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции сучетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыльформируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным,так и отрицательным знаком.
Ведущее значение прибылив качестве финансового показателя
предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает егоуникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельныххозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целяхувеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитиюколлектива. Более того, выявлены факты получения «незаработанной» прибыли, т.е.образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путемизменения, например, структуры выпускаемой продукции отнюдь не в интересахпотребителей. Вместо производства низкорентабельной, но имеющей большой спроспродукции, предприятия увеличивают производство более выгодной для них и болеедорогой высокорентабельной продукции.
В ряде случаев ростприбыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.
Стремление любыми путямиполучить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к ростуобъема денежной массы в обращении, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда– дальнейший рост цен, инфляция, а, следовательно, эмиссии денег.
Таким образом, абсолютноеувеличение прибыли предприятия не всегда объективно отражает повышениеэффективности производства в результате трудовых достижений коллектива.
Если прибыль выражается вабсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показательинтенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительноопределенной базы.
Предприятие рентабельно,если сумма выручки от реализации продукции достаточны не только для покрытиязатрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
Важным фактором ростарентабельности в нынешних условиях является работа предприятий поресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, — роступрибыли.
Снижение себестоимостидолжно быть главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.
Курсовая работа ставит своей задачей рассмотреть теоретический вопрос,используя навыки работы с нормативно – справочной  и учебной литературой;выполнить расчетную часть, используя полученные при изучении курса знания иэкономическую информацию о деятельности предприятия; проанализироватьполученные в процессе выполнения работы результаты и сформулировать выводы оприбыли, ее экономической сущности и значении в предприятиях торговли.
Целью курсовой работыявляется углубление теоретических знаний по теме «Прибыль, ее экономическаясущность и значение в предприятиях торговли» является формирование уменияприменять теоретические знания при решении поставленных задач, развитиетворческой инициативы, самостоятельности и ответственности.
Объект исследованиякурсовой работы – предприятие «Флеш».
Предмет исследованиякурсовой работы – прибыль в предприятиях торговли.
Задачи исследованиякурсовой работы:
1.   Исследовать экономическую литературу.
2.   Дать понятия прибыли.
3.   Исследовать экономическую прибыли.
4.   Рассмотреть значение прибыли впредприятиях торговли.
5.   Рассчитать основные показатели напримере предприятия торговли «Флеш».
6.   Сделать выводы.
Многоаспектное значениеприбыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночногохозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формысобственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость,вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюсяпосле уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Основные условияформирования и распределения прибыли предприятия определены Законом РФ «Оналоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 года и последующими нормативными документами.
На основании всеговышеизложенного тема курсовой работы «Прибыль, ее экономическая сущность изначение в предприятиях торговли» является актуальной.

I. ПРИБЫЛЬ, ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬИ ЗНАЧЕНИЕ.
 
1. ПОНЯТИЕПРИБЫЛИ, ЕЕ ВИДЫ
 
Прибыль в торговлеявляется денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданногопроизводительным трудом работников торговли, которые заняты продолжениемпроцесса производства в сфере товарного обращения, а также прибавочногопродукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства(промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого вторговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата зареализацию товаров (продукции, услуг).
Прибылью для торговлислужит разница между продажной ценой товаров и ценой их приобретения, включаяиздержки обращения. Прибыль торгового предприятия является денежным выражениемчасти прибавочного продукта, характеризующего результаты ихкоммерческо-финансовой деятельности.
Различают несколькоприбылей: прибыль от реализации, балансовая и чистая прибыль.
Прибыль от реализации –это разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров(издержками обращения). Прибыль является результирующим показателемхозяйственной деятельности торговой фирмы.
Балансовая прибыль –сумма прибыли предприятия от реализации продукции и доходов от других видовдеятельности. Балансовая прибыль, как конечный финансовый результат выявляетсяна основании бухгалтерского учета.
Чистая прибыльпредставляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами отчислений иплатежей в бюджеты разных уровней.
Внереализационная(дополнительная) деятельность также имеет доходы и затраты, что в конечномитоге образует результат нетто или чистую прибыль предприятия.
Размеры прибыли ивозможности ее роста находятся в сложной зависимости от ряда факторов,важнейшие из которых следующие:
-объем реализации;
— структуратоварооборота;
— величина других доходови расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходыот участия в других организациях, прочие операционные и внереализационныедоходы и расходы);
-уровень налогообложенияприбыли.
Факторы, влияющие наприбыль можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним факторамотносятся:
·         политическаястабильность;
·         состояниеэкономики;
·         демографическаяситуация;
·         конъюнктура рынка,в том числе рынка потребительских товаров;
·         темпы инфляции;
·         ставка процентаза кредит.
К внутренним факторамотносятся:
·         объем валовогодохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);
·         производительностьтруда работников;
·         скорость оборачиваемоститоваров;
·         наличиесобственных оборотных средств;
·         эффективностьиспользования основных фондов.
Это факторы, влияющие навеличину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которую еще называютчистой прибылью.
Чистая прибыль может бытьнаправлена на уплату местных налогов и сборов, образование резервных фондов,осуществляются отчисления на благотворительные цели, уплачиваются проценты поссудам банков, полученных на восполнение недостатков оборотных средств, наприобретение основных средств, нематериальных активов и других активов, а такжепроцентов по средствам, взятым взаймы у других организаций. Из чистой прибылиуплачиваются также штрафы и расходы по возмещению ущерба, подлежащим всоответствии с действующим законодательством внесению в бюджеты разных уровней.
Изначально различаютбухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская (балансовая) прибыльопределяется как разность между валовым доходом и бухгалтерскими издержками.Бухгалтерские издержки – это издержки, принимающие форму прямых платежей. Иначеих называют явными издержками. Для оценки целесообразности осуществления тойили иной предпринимательской деятельности, следует учитывать не только явные,но и неявные (имплицитные) издержки предприятия. Иногда их определяют какскрытые или вмененные издержки. Неявные издержки представляют собой издержки,не носящие денежный характер, то есть альтернативные издержки использованиялюбых ресурсов (материальных, трудовых, денежных), принадлежащих владельцампредприятия или предприятию как юридическому лицу. Неявные издержки возникаютвследствие утраченных возможностей осуществить иное альтернативное решение. Суммаявных и имплицитных издержек составляет содержание совокупных (илиэкономических) издержек, и, соответственно, экономическая прибыль определяетсякак валовой доход за минусом совокупных издержек. Следовательно, «экономическаяприбыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует обокупаемости расходов торгового предприятия (предпринимателя) и способности егок самофинансированию (саморазвитию)».
Таким образом, бухгалтерская прибыльотличается от экономической на величину имплицитных издержек.
В зависимости от условий формированияприбыли различают и другие ее виды (рис. 1).
Объем издержек обращения   /> — экономическая прибыль
/>                                                                 — бухгалтерская прибыль/>
Значение итогового результата  

/>-   максимально
     возможная прибыль
                                                                  –  нормативная
                                                                  –  минимально
                                                                      допустимая
                                                                  –  недополученная
–  убыток
                                                                  –  прибыльот основной
/>
Вид деятельности        (торговой)деятельности
                                                                  –  прибыльот
                                                                     инвестиционной
    деятельности
                                                                  –  прибыльот финансовой
                                                                     деятельности
/>
Регулярность формирования                                                                     –  нормированная
                                                                  –  чрезмерная
                                                                  –  сезонная/>
Рисунок1. Основные видыприбыли в зависимости от условий ее формирования
Показатели прибылиотражают прибыль как экономическую категорию и имеют взаимосвязанныеколичественную и качественную стороны. Соответственно разнообразию видовприбыли в анализе используется большое количество показателей. Наиболеераспространенная система показателей, это система показателей, определяемаябухгалтерской отчетностью (рис. 2)./>
Валовая прибыль  

        
/> 

   (-) коммерческие и управленческиерасходы
Прибыль от продаж     
 
/>   (±) операционные и внереализационные
Прибыль до налогообложения      доходы и расходы
 
 
/>   (-) налог на прибыль и обязательные
   платежи/>
Прибыль от обычной деятельности    
 

  
/>    (±) чрезвычайные доходы и расходы/>
Чистая прибыль    

Рисунок 2. Система показателей, определяемая бухгалтерской отчетностью (Отчет оприбылях и убытках)
Таким образом, прибыльявляется финансовым результатом деятельности торгового предприятия, полученнымв результате взаимодействия показателей: валового дохода, издержек обращения,внереализационных доходов и расходов.

2. ПОРЯДОКФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
 
Основным источникомполучения торговым предприятием прибыли является валовой доход.
Валовой доход в суммовомвыражении определяется как разницу между продажной и покупной стоимостьютоваров.
Валовой доход отреализации товаров отражает цену торговых услуг, т.е. долю торговли в розничнойцене товара. Розничная цена товара в обобщенном виде исчисляется по формуле:
РЦ = СС + ПII + ТНII + НДС + ТН + НП,
где, РЦ – розничная ценатовара, руб.;
 СС – себестоимостьпроизводства товара, руб.;
 ПII – прибыль производственногопредприятия, руб.;
 ТНII – торговая надбавка посредническогопредприятия, руб.;
 НДС – налог надобавленную стоимость, руб.;
 ТН – торговая надбавкарозничного торгового предприятия, руб.;
 НП – налог с продаж, руб.
Валовой доход торговогопредприятия в основном образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавкиустанавливаются в процентах к ценам, по которым товар закупается упроизводителей (отпускная цена) или у посредников (оптовая цена).
Торговая надбавкапредназначена для возмещения издержек обращения (затрат торговли по реализациитоваров), уплаты налогов и сборов и образования прибыли торгового предприятия.
В настоящее времяпредприятиям оптовой, розничной торговли и общественного питания независимо отподчиненности и форм собственности предоставлено право самостоятельноустанавливать размеры торговых надбавок (наценок) при формировании свободных(рыночных) цен на отечественные и импортные товары с учетом их качества,конъюнктуры рынка и сложившегося уровня цен в регионе. Таким образом, размерыминимальной торговой надбавки для предприятий торговли не регламентированы.Однако в соответствии с Указом Президента РФ от 28.02.95 г. № 221 и постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. №239 «О мерах по упорядочениюгосударственного регулирования цен (тарифов)» органы исполнительной властисубъектов РФ устанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к ценам напродукты детского питания, лекарственные средства и пр.
Прибыль от реализациитоваров определяется по формуле:
ПР = ВД – НДС – ИО,
где ПР – прибыль отреализации товаров, руб.;
 ВД – валовой доход отреализации товаров, руб.;
 НДС – налог надобавленную стоимость, руб.;
 ИО – издержки обращения,руб.
Налог на добавленнуюстоимость по своей сути является налогом на потребителя, так как он фиксируетсяв розничной цене товара и его конечным плательщиком является потребитель.
В настоящее времярозничная цена товара может быть увеличена на сумму налога с продаж. Налог спродаж устанавливается и вводится в действие законами Российской Федерации, онобязателен к уплате юридическими и физическими лицами, реализующими товары(работы, услуги) на территории соответствующих субъектов РФ.
Прибыль отфинансово-хозяйственной деятельности (валовая прибыль) исчисляется по формуле:
ПФХД = ПР ± СДР,
где ПФХД – прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной
 деятельности, руб.;
ПР – прибыль отреализации, руб.;
СДР – сальдовнереализационных и прочих операционных доходов и
 расходов, руб.
Министерством финансовРоссийской Федерации, приказ №32н и №33н от 06.05.99 г. утверждены Положения по Бухгалтерскому Учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходыорганизации» (ПБУ 10/99).
Настоящими Положениямиустанавливаются правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах(расходах) коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций),являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
ПБУ 9/99 состоит изнескольких разделов: общие положения, доходы от обычных видов деятельности,прочие поступления, признание доходов, раскрытие информации в бухгалтерскойотчетности. Так, в соответствии с Положением, «Доходами организации признаетсяувеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежныхсредств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее кувеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников(собственников имущества)».
Доходы организации взависимости от их характера, условия получения и направлений деятельностиорганизации подразделяются на:
а) доходы от обычныхвидов деятельности;
б) операционные доходы;
в) внереализационныедоходы.
Доходы, отличные отдоходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями. Кпрочим поступления относятся также чрезвычайные доходы.
В составвнереализационных и прочих операционных доходов включаются: доходы от сдачиимущества в аренду; присужденные и признанные должником штрафы, пени, неустойкии другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а такжедоходы от возмещения причиненных убытков; прибыль прошлых лет, выявленная вотчетном году; другие доходы от операций, непосредственно не связанных среализацией товаров (работ, услуг); положительные курсовые разницы по валютнымсчетам и пр.
ПБУ 10/99 состоит изследующих разделов: общие положения, расходы по обычным видам деятельности,прочие расходы, признание расходов, раскрытие информации в бухгалтерскойотчетности. Так, в соответствии с Положением, «Расходами организации признаетсяуменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств,иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшениюкапитала этой организации, за исключение уменьшения вкладов по решениюучастников (собственников имущества)».
Расходы организации взависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельностиорганизаций подразделяют на:
а) расходы по обычнымвидам деятельности;
б) операционные расходы;
в) внереализационныерасходы.
Расходы, отличные отрасходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К прочимрасходам относятся также чрезвычайные расходы.
В составвнереализационных и прочих операционных расходов включаются: затраты поаннулированным торгово-хозяйственным сделкам; убытки по операциям с тарой;судебные издержки и арбитражные расходы; присужденные или признанные штрафы,пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных договоров, атакже расходы по возмещению причиненных убытков; убытки от списания дебиторскойзадолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов,нереальных для взыскания, и др.
Одним из самыхзначительных видов внереализационных расходов торговых предприятий являютсярасходы по оплате некоторых налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии сустановленным законодательством порядком за счет финансовых результатов (налогна рекламу, налог на имущество предприятий, налог на содержание жилищного фондаи объектов социально-культурной сферы, сбор на нужды образовательныхучреждений, сбор на содержание правоохранительных органов), а также пооперациям, связанным с получением внереализационных доходов.
Налогооблагаемая прибыльпредставляет собой расчетный показатель. Она определяется путем корректировкиваловой прибыли предприятия как в сторону ее увеличения, так и в сторонууменьшения в соответствии с положениями действующего законодательства.
Прибыль, остающаяся враспоряжении предприятия (чистая прибыль), может быть вычислена по формуле:
ЧП = ВП – НП,
где ЧП – чистая прибыльпредприятия, руб.;
 ВП – валовая прибыль,руб.;
 НП – налог на прибыль,руб.;
Основные направленияиспользования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются егоучредительными документами или решением учредителей, в которых должно бытьуказано, какие фонды и в каких размерах создаются на предприятии за счет чистойприбыли и на какие цели они направляются.
Принципиальная схемараспределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, представлена нарисунке 3.
/>

Рисунок3.Принципиальная схема использования прибыли, остающейся в распоряжении торговогопредприятия.
Прибыль, остающаяся враспоряжении предприятия, зависит от суммы налога на прибыль, а чистая прибыль– от суммы затрат, относимых на прибыль.
Основными взаимовлияющимифакторами являются:
–  объемпродажи товаров;
–  розничныецены на реализованные товары;
–  издержкиобращения;
–  оборачиваемостьи состав оборотных средств (оборотного капитала);
–  фондовооруженностьработников;
–  налогоемкость предприятий;
–  численностьработников.
Для выявления степенивоздействия того или иного взаимовлияющего фактора на величину прибыли можноприменять метод комплексного анализа экономической эффективности хозяйственнойдеятельности. При этом в совокупность взаимовлияющих факторов включаютсяпоказатели, характеризующие ресурсы, затраты и конечные результаты.
Затраты возникают в ходецеленаправленного потребления ресурсов, то есть ресурсы трансформируются череззатраты в конечные результаты хозяйственной деятельности.
При использовании методакомплексного анализа, исходя из того, что рост значения любого взаимовлияющегофактора, должен вызвать адекватный рост другого.
Развитие торговогопредприятия возможно при следующих необходимых условиях:
П > Т > И > Ф>Р, где
П – темп роста прибыли,
Т – темп ростатоварооборота,
И – темп роста издержекобращения,
Ф – темп ростафондовооруженности работников,
Р – темп ростачисленности работников.
Коэффициенты роста тогоили иного показателя исчисляются путем их последовательного соотношения.Интенсивное развитие торгового предприятия может характеризоваться не толькоростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности трудаторговых работников, увеличением капитала.
Снижение издержекобращения в розничной торговле зависит от сокращения затрат на оплату труда исвязанных с ним отчислений на социальные нужды. Предполагается, что отдача отувеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты.
Величина прибыли вторговле зависит от объемов спроса на товары и их предложением. Трудности,возникающие при продаже товаров в виде снижения спроса на них, могут привести куменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и валовой прибыли.Результатом соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены.

3. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ТОРГОВЛЕ
 
В условиях рыночной экономики возрастает  значение  коммерческой деятельности с  целью  получения  максимальной  прибыли  для  удовлетворения материальных  и  социальных  потребностей  работников  и   производственного развития предприятия. При определении объёма закупки того или  иного  товара и возможностей продажи партнёры (поставщики и торговое  предприятие)  должны обязательно  просчитывать  выгодность  торговой  сделки,  т.е.   возможность получения оптимального уровня и массы прибыли.
Прибыль  в  торговле  является  денежным  выражением  стоимости прибавочного  продукта, созданного производительным  трудом   работников торговли,  которые  заняты  продолжением  процесса  производства   в   сфере торгового обращения, а также части прибавочного продукта  созданного  трудом работников других отраслей народного  хозяйства  (промышленности,  сельского хозяйства, транспорт и др.) и направляемого в торговлю  через  механизм  цен на товары, тарифов,  торговых  надбавок  как  плата  за  реализацию  товаров (продукции, услуг).
Прибыль  измеряется суммой и  уровнем.  Она  является  одним  из важнейших оценочных  показателей,  характеризующим  результат  хозяйственной деятельности предприятия. Отношение прибыли к  товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров. В  условиях рыночной   экономики   рентабельность   является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в котором обобщается состояние доходов, издержек   обращения,   оборачиваемости   товаров,   использования основных  средств,  рабочей  силы,  собственного   и   заёмного   капиталов.
Показатель  рентабельности  свидетельствует  о  прибыльности   хозяйственной деятельности  предприятия  в  прошедшем  периоде  и   о   возможностях   его дальнейшего функционирования.
Прибыль   представляет   собой   конечный   финансовый   результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако финансовым результатом  может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший,  например,  по  причине чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации  товаров  в связи с  уменьшением  объёма  поставок  товаров,  снижением  покупательского спроса.
В упрощенном виде прибыль — это разность  между  валовым  доходом  и издержками   обращения   предприятия.   Такую   прибыль   принято   называть бухгалтерской   (валовой),  она  отражает  финансовый  результат  конкретной деятельности предприятия. Однако, как известно,  не  все  затраты  торгового предприятия включаются в издержки обращения.
Часть затрат предприятия осуществляет за счёт прибыли,  и  поэтому не включает их в издержки обращения.
Все  затраты  предприятия,  учитываемые  как  в  составе  издержек обращения, так и  относимые  на прибыль, в сумме  образуют  экономические издержки, поскольку они характеризуют совокупность  действительных  расходов торгового предприятия. Экономические издержки по количеству и объёму  больше издержек обращения. Соответственно издержкам   прибыль   может быть экономической. Бухгалтерская (валовая)  прибыль — это  разность  между валовым доходом и ИО. Экономическая прибыль — это разность между  ВД и ИО. Экономическая прибыль между ВД и экономическими  издержками. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину затрат, не  учитываемых  в  составе ИО. Цель любого торгового предприятия на рынке — получение максимальной экономической прибыли. Экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового  предприятия(предпринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию).
В  процессе  анализа  результатов  работы   торгового   предприятия применяются различные  значения  прибыли:  прибыль  (убыток)  от  реализации товаров; прибыль от реализации основных фондов и  иного  имущества;  валовая (балансовая) прибыль; чистая прибыль  (прибыль,  остающаяся  в  распоряжении предприятия);  налогооблагаемая  прибыль;  прибыль  от  прочей  деятельности предприятия.  Различия  понятия  прибыли   определяется   их   экономическим содержанием  и  положениями  законодательства  о   налогообложении   прибыли предприятий.
Прибыль (убыток) от реализации товаров определяется  как  разность между  валовым  доходом  от  реализации  товаров  (без   учёта   налога   на добавленную стоимость) и ИО.
При  определении  прибыли  от  реализации  основных  фондов  и   иного имущества учитывается разница (повышение) между продажной ценой (без  налога на добавленную  стоимость)  и  остаточной  (первоначальной)  стоимости  этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции,  который  исчисляется  в порядке, установленном Правительством РФ. При  этом  понятие  «остаточная  стоимость имущества» рассматривается применительно к основным  фондом,  нематериальным активам,  малоценным  и  быстроизнашивающимся  предметам,  а  первоначальная стоимость (для прочего имущества.
В  состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в  деятельности  других  предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды (проценты) по  акциям,  облигациям  и иным ценным  бумагам,  принадлежащим  предприятию,  а  также  другие  доходы (расходы) от операций, не связанных с реализацией товаров, включая суммы,  (уплаченные,  полученные)  в  виде   санкций   за   нарушение   хозяйственных договоров.  В  составе  внереализационных  расходов  учитываются   налоговые платежи, относимые на финансовые результаты деятельности предприятия  (налог на имущество, транспортный налог, прочие налоги).
В зарубежной практике доход, полученный в виде дивидендов  (процентов) на вложенный в банк капитал, называется доходом на  капитал  и  не  является прибылью в сугубо экономическом смысле слова.
Валовая  (балансовая)  прибыль   характеризует   конечный   финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и представляет  собой  сумму прибыли (убытка) от реализации товара, основных фондов,  иного  имущества  и доходов от внереализационных операций,  уменьшенных  на  сумму  расходов  по этим операциям. По экономическому  значению  балансовая  и  валовая  прибыль тождественны.
Валовая прибыль с  наибольшей  полнотой  и  объективностью  показывает результаты  всех  видов  хозяйственной  деятельности   предприятия.   Именно прибыль  на   практике   отражает   экономическую   категорию   «прибавочная стоимость»,  которая   соответственно   и   подлежит   распределению   между предприятиями и государственным бюджетом.
Чистая прибыль — это та часть валовой  (балансовой)  прибыли,  которая остаётся  в  распоряжении  предприятия  после  уплаты  в  бюджет  налога  на прибыль.
В экономической литературе, особенно зарубежной, чистую прибыль  рассматривают как экономическую ренту. Однако понятие экономической ренты  больше  присуще творческой   деятельности,   где   проявляется   особый   талант,    а    не предпринимательской  и  тем  более  не  коммерческой   деятельности.   Между процессами поиска  прибыли  и  ренты  имеется  чёткое  разграничение.  Поиск прибыли обычно ассоциируется с предпринимательской (коммерческой)  деятельностью.  Предприниматели  и  коммерсанты  изучают   прибыль   путём выявления наилучших способов использования имеющихся ресурсов  (капитала)  и экономии расходов.
Главное препятствие, с которым  сталкивается  торговое  предприятие  в процессе реализации своих возможностей максимизации  прибыли, это  рост расходов,  связанных  с  увеличением   налоговых   платежей   в   бюджет   и обязательных отчислений в различные вне  бюджетные  фонды,  т.е.  налогового бремени.
Рассмотрим понятие и порядок  формирования  налогооблагаемой  прибыли.
Налогооблагаемой  прибыли — это  сумма  части  валовой  прибыли,  подлежащая налогообложению.   Объектом   налогообложения   является   валовая   прибыль предприятия,  уменьшенная  или  увеличенная  в  соответствии  с  положениями действующего законодательства.
При исчислении налогооблагаемой прибыли из валовой  прибыли  торгового предприятия исключаются:
·              доходы от делового участия в деятельности других предприятий;
·              дивиденды по акциям, проценты по облигациям и другим ценным  бумагам, принадлежащим торговому предприятию;
·              доходы,  подлежащие  налогообложению  по  особым  ставкам  (доходы  от аренды, проката видео- и аудиокассет и записи на них);
·              прибыль от посреднических операций  и  сделок  (комиссионная  торговля относится к посреднической деятельности).
Указанные суммы не исключаются из валовой прибыли  потому,  что  такие доходы облагаются налогом по установленным ставкам у источника их выплаты.
Для акционерных обществ  и  обществ  ограниченной  ответственностью  в резервный фонд или другие аналогичные фонды. В соответствии с новым  Законом РФ «Об акционерных обществах» льгота по прибыли, направляемой  на  создание резервного фонда, не может быть минимального обязательного размера,  равного 15% уставного капитала, и выше 50% прибыли, подлежащей налогообложению.
Законом РФ  «О  налоге  на  прибыль  предприятий  и  организаций»  для предприятий установлены льготы, предусматривающие уменьшение налогооблагаемой прибыли. Эти льготы предоставляются всем  предприятиям, если средства были направлены на:
·  благотворительные цели (3% суммы налогооблагаемой прибыли);
·  российский фонд фундаментальных исследований и технологического развития  (до  финансирование  капитальных  вложений   производственного   и непроизводственного  назначения  (при  условии  полного  использования  сумм начисленного 10%);
·  погашение кредитов банков, полученных  на  финансирование  капитальных вложений;
·  выплат дивидендов работникам, инвестировавшим их внутри предприятия на техническое перевооружение, реконструкцию, строительство объектов производственной   и   социальной    инфраструктуры;    проведение    других мероприятий, определяемых в законодательном порядке.
При этом  суммарной размер льгот, исключаемых из  налогооблагаемой прибыли, не может превышать  50% фактической  суммы  налога  исчисленной  без учёта этих льгот.
Для  арендных  торговых  предприятий,  созданных  на   основе   аренды имущества государственных предприятий, сумма налога на  прибыль  уменьшается на сумму арендной платы (за вычетом амортизационных отчислений,  входящих  в состав этой суммы), поскольку арендная плата  подлежит  взносу  в  бюджет  в установленном порядке.
Наиболее сложная проблема, которую решает предприятие при  определении размера причитающегося к уплате налога на прибыль,  –  это  определение  для целей налогообложение доходов и  расходов,  полученных  и  произведённых  по всем  видам  деятельности.  Правила  показателей  в  финансовой  отчётностью (форма №2) отвечают интересам налоговых органов.
Налоговое   законодательство   является   определяющем   в    вопросах регулирования бухгалтерского учёта прибыли,  и  по  этому  в  отчётности  не отражаются  важнейшие  экономические  показатели,  которые  нужны  торговому предприятию, а именно: рентабельность основных фондов (величина  прибыли  на 1 метр квадратный торговой площади),  рентабельность  капитала  (величина прибыли на 1 тыс. руб. капитала), величина на 1 тыс.  руб.  издержек  обращения (или 1 тыс. руб. совокупных экономических  издержек) и т.п.  расчёты  этих показателей рассматриваются ниже.
Действующая в  настоящее  время  финансовая  отчётность  не  позволяет выявить, сколько  было  затрачено  средств  на  осуществление  хозяйственной деятельности  и,  следовательно,  насколько  прибыльной  она  является. Для получения такой информации необходимо сделать определённые  корректировк в части определения фактических затрат, относимые на прибыль.
В зарубежных странах с рыночной  экономикой  расходы,  которые  у  нас покрываются за счёт  прибыли,  остающиеся  в   распоряжении   предприятия, включаются в совокупные затраты. К  ним  можно  отнести,  например, премии, выплачиваемые из фонда потребления, расходы по  процентам за кредит  сверх установленной законодательством  ставки,  сверхнормативные  командировочные, представительские расходы и др.
Представляется целесообразным проводить экономические расчёт по каждой коммерческой сделки, чтобы получить представление о  соотношении  между затратами на приобретении, доставку,  хранении  товаров  и  выручкой  от  их продажи. Коммерческая сделка считается выгодной, если она  может  обеспечить чистую прибыль в размере не менее 20 — 30% затрат. Такое жёстокое  требование обусловлено высокой степенью риска, характерного для коммерческой сделки.
Назовём условие прибыли в торговле: расширение  ассортимента  товаров; внедрение  инноваций  коммерческого  характера  с  целью  увеличения  объёма продажи новых товаров, пользующихся повышением  спросом;  отсутствие  страха перед  коммерческим  риском;  разумное  использование  средств,   получаемых экономии  затрат.  При  этом  необходимо  выбрать   стратегию   коммерческой деятельностью; либо снижать цену товаров в расчёте на то,  что это  приведёт к росту объёма продажи и может увеличить прибыль,  либо  не  изменять  цену, ориентируясь на сохранении стабильности  умеренного  спроса.  Выбрав  первый вариант стратегии,  можно  кроме  того,  достичь  ускорения  оборачиваемости денежных средств (собственного оборотного  капитала).  По  второму  варианту возможно  замораживания  собственного  капитала  на  какое-то  время,  в результате может возникнуть  необходимость  привлечении  заёмного  капитала, что потребует  дополнительных  финансовых  затрат  на  уплату  процентов  за предоставляемые кредиты, ссуды.
Прибыль и убытки  представляют  собой  разницу  между  предварительной оценки  затрат и доходов и  реально осуществлёнными затратами и  полученными доходами.  Причём  эта  разница  может  быть  следствием  выбора   стратегии коммерческой деятельности.
Итак,  из  выше   сказанного   следует,   что   прибыль   в   торговле выполняет  следующие основные функции:
·  Является мерилом оценки деятельности предприятия;
·  Используется  в  качестве  источника  материального  поощрения   труда работников;
·  Выступает источником вознаграждения владельцев акции, паев в  уставном капитале предприятия;
·  Является источником самофинансирования развития предприятия;
Служить источником пополнения государственного бюджета.
В  зарубежной  практике  прибыль — многозначный   термин   рыночной экономики. Применяется несколько способов калькулирования  величины,  весьма различных по своим задачам и методам расчёта. Прибыль  от  обычной  торговой деятельности  определяется  как  разница  между   выручкой   от   продаж   и произведёнными затратами, к  которым,  помимо  затрат  на  закупки  товаров, относят  расходы  на  содержание  персонала,   амортизационные   отчисления, расходы по управлению, денежным операциям и налоговые  платежи.  «Прибыль  — это  чистый  доход  сверх   обычной   нормы   дохода   за   счёт   доступных инвестиционных возможностей».
Термин  «инвестиции»  чрезвычайно  распространён   за   рубежом.   Под инвестиционными возможностями понимаются  возможности  вложения  средств  до получения результата деятельности. На предприятиях  инвестиционные  средства находят выражение в капитальных вложениях. Инвестиционные расходы  (затраты) связаны  с   приобретением   новых   машин,   сооружений,   технологического оборудования,  транспортных  средств,  что  позволяет   увеличивать   размер основного  капитала   (основных   средств),   который   в   будущем   должен обеспечивать  прибыль.  В  рыночной  экономики  источниками  инвестирования, помимо  собственного  основного  капитала,  являются   банковские   кредиты, частный капитал, средств одних предприятий, вкладываемые в развитие  других. Это могут быть либо прямые ссуды, либо  приобретение  акций,  либо  вложение средств  для  участия  в  прибылях.  Благодаря   расширению   инвестиционных возможностей  ускоряются  темпы   экономического   роста   фирмы.   При   не достаточном инвестировании темпы  старения  техники,  оборудования  обгоняют темпы их  замены  новыми,  более  производительными  видами,  следовательно, вкладывая средство  в  основной  капитал,  фирма  предусматривает  получение определённого дохода от него в будущем за счёт повышения  производительности труда работников. Инвестиции и  рост  производительности  труда  необходимы, чтобы выдержать конкуренцию в условиях рынка. Доходы  от  инвестиций  — это будущая прибыль.
«Под  прибылью  понимается  результат  деятельности  фирмы  (компании, корпорации). Для  всех  фирм  обязательным  условием  является  максимизация прибыли:  прибыль  максимальна,  когда  придельный  доход  равен  придельным издержкам». Правила максимизации прибыли заключается в выборе такого  объёма производства и реализации товара, чтобы его  цена  равнялась  долговременным предельным  издержкам.  Как  известно,  издержки  фирмы  подразделяются   на постоянные   и   переменные.   Предельные   издержки   представляют    собой дополнительные  переменные  издержки,  связанные  с  каждой   дополнительной единицей выпуска, продукции.
Фирмы,  как   правила,   решают   задачи   максимизации   прибыли   на долговременный  период.  Те  из  них,   которые   вплотную   не   занимаются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Фирмы,  выживающие  в конкурентных условиях, предают долговременной максимизации прибыли одной  из первостепенных значений.
Фирмы, обладающие значительным объёмом  собственного  капитала,  могут получать дополнительный  доход в виде процентов на  собственный  капитал.  В этом случае налогооблагаемая прибыль  собственный  капитал.  В  этом  случае налогооблагаемая  прибыль  увеличивается  на  сумму  полученных   процентных выплат на собственный  капитал,  что  отражается  в  отчёте  по  прибыли.  В зарубежной практике применяется термин «издержки  утраченных  возможностей», «упущенная  (недополученная) прибыль (выгоды)».  Под  издержками  утраченных возможностей понимаются издержки и потери дохода, которые возникают за  счёт отдачи предпочтения при наличии  выбора  одному  из  способов  осуществления хозяйственных  операций  при  отказе  от  другого  возможного  способа».   В совокупности с явными издержками, которые отражаются в бухгалтерском  учёте, они образуют экономические  издержки.  Соответственно  издержкам  и  прибыль называют бухгалтерской и экономической.

II.  РАСЧЕТ ПРИБЫЛИ ТОРГОВОГОПРЕДПРИЯТИЯ «ФЛЕШ»
1. Характеристикапредприятия «Флеш»
 
Общество с ограниченной ответственностью «Флеш» (называемое в дальнейшемОбщество) создано в соответствии с Гражданским Кодексом.
ООО «Флеш» зарегистрированоРегистрационной Палатой Мэрии г. Ярославля 13.07.1995 г., регистрационный номер 3003520.
Участниками Обществаявляются граждане РФ.
Общество являетсяюридическим лицом: имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое насамостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлятьимущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом иответчиком в суде.
Общество вправе вустановленном порядке открывать банковские счета на территории России и за еепределами.
Общество имеет круглуюпечать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке иуказание на место нахождения Общества.
Общество имеет штампы ибланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему и другие средстваиндивидуализации.
Общество действует всоответствии с законодательством России, уставом и учредительным договором.
Общество создано в целяхнасыщения потребительского рынка товарами и услугами, а также извлеченияприбыли в интересах участников.
Общество осуществляетследующие виды деятельности:
·научная,производственная и коммерческая деятельность, связанная с созданием и освоениемпроизводства, изготовлением, ремонтом и реализацией оборудования, машин имеханизмов для различных отраслей промышленности, и торговли;
сервисное обслуживание и ремонтоборудования, машин и механизмов;
маркетинговая деятельность;
торгово-закупочная и посредническаядеятельность;
разработка, изготовлениеи сбыт машин, оборудования, товаров народного потребления;
организация оптовой ирозничной торговли, а также путем создания коммерческих и комиссионныхмагазинов в установленном законом порядке;
экспортно-импортныеоперации, иная внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующимзаконодательством.
Общество имеет правоосуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.
Виды деятельности,подлежащие лицензированию, осуществляются Обществом после получения лицензии вустановленном законом порядке.
Общество самостоятельноорганизует и обеспечивает свою трудовую, финансовую, хозяйственную и иные видыдеятельности, разрабатывает необходимые для этого внутренние положения и другиеакты локального характера. Общество самостоятельно заключает и контролируетисполнение хозяйственных и других договоров со всеми видами организаций,предприятий и учреждений, а также частными лицами.
Уставный капитал обществасоставляет 666 тыс. рублей. Прибыль общества определяется к концу каждогофинансового года (квартала). Она формируется из выручки от хозяйственной,коммерческой деятельности после возмещения материальных и приравненных к нимзатрат и расходов по оплате труда. Из балансовой прибыли общества уплачиваютсяпредусмотренные законом налоги и другие платежи в бюджет, а также процент покредитам банков и по облигациям. Образующаяся после этих расчетов прибыльостается в полном распоряжении общества, часть которой выделяется на развитиепроизводства и общие нужды, а другая часть (дивиденды) может распределяться поитогам работы за год между акционерами пропорционально их акциям. Обществовправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решения (объявлять)о выплате дивидендов по размещенным акциям.
В обществе может бытьсоздан резервный фонд в размере не менее 15% уставного капитала, которыйформируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения указанногоразмера. Размер ежегодных отчислений не может быть менее 5% от суммы чистойприбыли до достижения фондом установленных размеров. Резервный фонд обществапредназначен для покрытия его убытков, а также для выкупа акций общества в случаеотсутствия иных средств.
Общество реализует своюпродукцию, работу, услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно илина договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством, погосударственным расценкам.
ООО «Флеш» создано в 1998 г. и за это время достаточно прочно закрепило свои позиции на рынке продуктов питания. Фирмаимеет в своем хозяйственном ведении 2 склада, 9 автомашин, гараж иадминистративное здание.
Среднесписочнаячисленность работников фирмы 363 человека.
Заработная платаначисляется в соответствии со штатным расписанием.
Организационная структураООО «Флеш» является линейно-функциональной. Основным источником прибылиявляется прибыль от реализации продуктов питания. Кроме прибыли от реализациифирма получает прибыль (убыток) от внереализационных операций.
Операционные доходы фирмаполучает от реализации основных средств, материальных ценностей. Операционныерасходы – это местные налоги, уплачиваемые в бюджет: налог на рекламу, налог навладельцев автотранспортных средств, сбор на содержание милиции и др.
Финансовое состояние фирмы характеризует размещение ииспользование средств фирмы. Оно обусловлено степенью выполнения финансовогоплана и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и другихисточников, если они предусмотрены планом, а также скоростью оборота оборотныхсредств. Поскольку выполнение финансового плана в основном зависит отрезультатов деятельности фирмы, то финансовое состояние, определяемое всейсовокупностью хозяйственных факторов, является наиболее обобщающимипоказателями.
Получение прибыли фирмой является основанием для еераспределения и последующего использования. Распределение прибыли отражается вфинансовом плане и сметах образования и расходования фондов, а также в отчете оприбылях и убытках.
Для оценки финансового состояния фирмы используют показателиплатежеспособности и финансовой устойчивости (табл. 1, 2).
Одним из показателей, характеризующих финансовое состояниепредприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличнымиденежными ресурсами своевременно погасить свои платежные обязательства.
Таблица 1
Оценка платежеспособности фирмы «Флеш»
 
Показатели
2005 г.
2006 г.
2007 г.
1.     Оборотные активы, тыс. руб.
в том числе: 10677 12564 18441 — запасы 5462 6944 11541 — НДС по приобретенным ценностям 758 854 767 — дебиторская задолженность 3125 3567 4791 — краткосрочные финансовые вложения 415 335 – — денежные средства 917 864 1338 2. Краткосрочные обязательства, тыс. руб. 9865 11202 16688 3. Коэффициент абсолютной ликвидности (не ниже 0,2…0,5) 0,14 0,11 0,08 4. Коэффициент промежуточной ликвидности (не ниже 1,0) 0,45 0,43 0,37 5. Коэффициент общей ликвидности (в пределах 1,0…2,0) 1,08 1,12 1,10
Оценка платежеспособности осуществляется на основехарактеристики ликвидности текущих активов, т.е. времени, необходимого дляпревращения их в денежную наличность. Понятие платежеспособности и ликвидностиочень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависитплатежеспособность. В то же время ликвидность характеризует не только текущеесостояние расчетов, но и перспективу.
Анализ ликвидностибаланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степениубывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которыегруппируются по степени срочности их погашения.
Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается, какотношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочнымобязательствам. Его значение признается достаточным, если он не ниже 0,2 – 0,5.Если предприятие в текущей момент может на 20 – 50% погасить все свои долги, тоего платежеспособность считается нормальной. Как видно из таблицы 1, абсолютныйпоказатель ликвидности фирмы «Флеш» 0,14 – 0,08, т.е. на текущий момент фирмаможет немедленно погасить краткосрочные обязательства только на 8%, чтосвидетельствует о низком уровне ее платежеспособности.
Коэффициент промежуточной ликвидности определяется какотношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторскойзадолженности к краткосрочным обязательствам. Этот показатель характеризует,какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счетналичности, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию,оказанные услуги. Из таблицы 1 видно, что коэффициент промежуточной ликвидности0,45 – 0,37. Это говорит о том, что предприятие неплатежеспособно даже приусловии своевременного проведения расчетов с дебиторами.
Коэффициент общей ликвидности представляет собой отношениевсех текущих активов к краткосрочным обязательствам. Он позволяет установить, вкакой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Изтаблицы 1 видно, что отношение текущих активов и краткосрочных обязательстввыше, чем соотношение 1:1. Это говорит о том, что фирма «Флеш» в общем,располагает оборотными средствами для погашения краткосрочных обязательств.
Таблица 2
Оценка финансовой устойчивости ООО «Флеш»
 
Показатели
2005 г.
2006 г.
2007 г. 1. Инвестированный капитал, тыс. руб. 15565 18709 29775 2. Собственный капитал, тыс. руб. 9865 11104 13086 3. Внеоборотные активы, тыс. руб. 8965 9740 11334 4. Собственные оборотные средства, тыс. руб. 1211 1364 1752 5. Оборотные активы, тыс. руб. 10667 12566 18441 6. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами (не ниже 0,5…0,8) 0,11 0,11 0,09 7. Коэффициент маневренности собственных средств (в пределах 0…1,0) 0,12 0,12 0,13 8. Коэффициент автономии предприятия (не ниже 0,5) 0,63 0,59 0,44
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствамине должен превышать 1. Этот расчетный показатель зависит как от структурыактивов, так и от структуры источников средств.
Данные таблицы 2 показывают, что только 9 – 11% оборотныхактивов ООО «Флеш» финансируются за счет собственных источников.
 

2.Характеристика предпринимательской деятельности предприятия
 
ООО «Флеш» — предприятие розничной торговли, предназначенное для продажитоваров населению. Основными задачами этого предприятия являются:
удовлетворение спросанаселения, как по ассортименту, так и по качеству товаров;
организация соответствующегоуровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.
Цель коммерческойдеятельности торгового предприятия – получение прибыли.
По масштабу деятельностиООО «Флеш» можно отнести к крупным розничным торговым предприятиям (среднесписочнаячисленность работников 363 человека).
По товарной специализацииООО «Флеш» – универсальное торговое предприятие, располагает универсальнымассортиментом товаров.
По методу обслуживанияпокупателей предприятие применяет как самообслуживание, так и торговлю черезприлавок.
Так как ООО «Флеш»присутствуют практически все группы (слои) населения.
Основные и рассчитанные показателихозяйственной деятельности фирмы «Флеш» представлены в таблице 3.
Основные формулы расчетаприбыли предприятия:
1. Прибыль от реализациипродукции рассчитывается по формуле:
Пр = ВД – Иоб
где ВД – валовый доход предприятия,тыс.руб.;
      Иоб – издержки обращения,тыс.руб.
2. Балансовая прибыль определяется поформуле:
БП = Пр – Пвн
где Пр – прибыль от реализации продукции,тыс. руб.;
      Пвн – прибыльвнереализационная, тыс. руб.
3. Чистая прибыль рассчитывается поформуле:
 
ЧП = БП – Н
где  Бп – балансовая прибыль,тыс.руб.;
        Н – налог на прибыль (24 %)
Таблица 3
Основные экономические показателифинансово-хозяйственной
деятельности ООО «Флеш» за 2005 –2007 гг.
Показатели
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Отклонение по годам (+;-)
Темп роста
 по годам (%)
2006
2007
2006
2007
1
2
3
4
5
6
7
8 1. Товарооборот,  тыс. руб. 99258 105258 182842 6000 77584 106,04 173,71 2. Валовой доход, тыс. руб. 12298 13480 24070 182 10590 109,61 178,47 3. Уровень валового дохода, % 12,39 12,81 13,16 0,42 0,35 – – 4. Издержки обращения, тыс. руб. 9089 9990 15886 901 5896 109,91 139,02 5. Уровень издержек обращения, % 9,16 9,49 8,69 0,33 -0,8 – – 6. Товарные запасы, тыс. руб. 4560 6203 9242,5 1643 3039,5 136,03 149,00 7. Товарооборачиваемость, дн. 17 21 18 4 -3 123,53 85,71 8. Среднесписочная численность работников, человек 357 365 363 8 -2 102,24 99,45
9. Затраты на оплату труда,
 тыс. руб. 2245 2940 3050 695 110 130,96 103,74 10. Производительность труда,  тыс. руб. 278,03 288,38 503,70 10,35 215,32 103,72 174,67 11. Торговая площадь, м² 3598,7 3598,7 3598,7 – – 12. Товарооборот на 1 м² торговой  площади, тыс. руб. 27,58 29,25 50,81 1,67 21,56 106,06 173,71 13. Прибыль от реализации, тыс. руб. 3209 3496 8184 287 4688 108,94 234,1 14. Балансовая прибыль, тыс. руб. 2938 3217 7390 279 4173 109,50 229,72 15. Чистая прибыль, тыс. руб. 2232,8 2445 5616,4 212,2 3171,4 109,5 229,72
16. Рентабельность продаж
 по прибыли от реализации, % 3,23 3,32 4,48 0,09 1,16 – –
17. Рентабельность продаж
 по балансовой прибыли, % 2,96 3,06 4,04 0,1 0,98 – –
По ООО «Флеш» за 2007 г. получено прибыли 7390 т. р. Вся эта суммаполучена за счет прибыли от реализации товаров. От реализации товаров получено8184 т. р. и часть ее, 794 т. р. — пошла на покрытие убытков. В результатебалансовая прибыль оказалась меньше прибыли от реализации. Таким образом,источники прибыли от внереализационных операций не только не дали прибыли, но идопустили убыток, образовавшийся в результате недостачи материальных ценностейв сумме 233 т. р. Также убыток образовался в результате уплаты штрафов заневыполнение договоров поставки и уплаты штрафов за несвоевременные платежи.
Часть операционных расходов в сумме 200 т. р. – были полученыпени за просрочку платежей и получен доход за предоставление в арендуавтомобилей.
Прибыль от реализации в 2007 г. было получено сверх плана 1536 т. р. Общая сумма прибыли от реализации – 8184 т. р.,составила 4,48% к обороту при плановом уровне 3,67%. Сверхплановая прибыль всумме 1536 т. р. получена, во-первых, – за счет сверхплановых доходов, которые,кроме того, перекрыли перерасход издержек обращения (по абсолютной сумме).
За счет перевыполнения плана по доходам получено 1334,7 т.р., за счет экономии издержек обращения по уровню 127,2 т. р., за счетперевыполнения плана товарооборота на 1542 т. р. получено прибыли 68,1 т. р.Таким образом, совокупное влияние факторов на прибыль составило 1536 т. р.
В 2007 г. получено сверх плана валового дохода 1420 т. р. идоход составил 240070 т. р. Перевыполнение плана доходов достигнуто за счетповышения уровня валового дохода на 0,73% (13,16% – 12,43%).
Абсолютный перерасход издержек обращения в 2007 г. составил 6 т. р. за счет незапланированных расходов на содержание зданий и расходов на ремонтосновных средств. Сумма издержек обращения в 2007 г. составляла 15886 т. р., уровень издержек обращения к обороту 8,69%. Это ниже запланированногоуровня на 0,07%.
Перевыполнение плана по доходам и экономия издержек обращенияобеспечили положительную динамику прибыли за 2007 г. по сравнению как с 2006 г., так и с 2005 г.
В 2007 г. в фирме увеличилась прибыль на 4688 т. р., т.е.более чем в два раза. Рост прибыли произошел за счет увеличения товарооборотана 77584 т. р., которое обеспечило увеличение прибыли на 2370 т. р.
На 10583 т. р. прибыль выросла за счет увеличения валовогодохода, но часть этого прироста дохода пошло на покрытие убытков.
Издержки обращения за год по сравнению с 2006 г. увеличились на 5896 т. р., а их уровень к обороту снизился на 0,8%.
Кроме прибыли от реализации, фирма «Флеш» получила прибыль отпроцентов к получению в размере 39 т. р., которая снизилась на 10 т. р.
Прибыль (убыток) от внереализационных операций определяетсякак сальдо внереализационных доходов и расходов. В 2007 г. получен убыток от внереализационных операций в размере 235 т. р.
Фирмой была получена балансовая прибыль 7390 т. р., на 4173 т. р. большечем в 2006 г., при этом уровень рентабельности повысился на 0,98% и составил4,04%. Это свидетельствует о повышении эффективности работы в 2007 г. по сравнению с 2006 г. В сравнении с 2005 г., в 2006 г. балансовая прибыль увеличилась на 279 т. р., при этом уровень рентабельности повысился на 0,1%.
Необходимо отметить, что за период с 2005 г. по 2007 г. наблюдался рост производительности труда и товарооборота на 1 м² торговой площади. Так производительность труда в 2007 г. увеличилась на 215,32 тыс. руб. (в 2006 г. на 10,35 тыс. руб.); товарооборот на 1 м² торговой площади в 2007 г. вырос на 21,56 тыс. руб. (в 2006 г. на 1,67 тыс. руб.). Это прямое следствие увеличение объема товарооборота.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Прибыль – это доходфирмы, выступающий в виде прироста примененного капитала
Заинтересованностьпредприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом нарынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равныхусловиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции. Всеэти вопросы особенно актуальны в наше время, когда вся экономика Россиинаходится в глубоком кризисе. Таким образом, сейчас перед экономистами стоитсерьезная задача вывода экономики из кризиса, стабилизации предприятий иперевод их из убыточных в рентабельные, что в конечном итоге должно привести квыздоровлению российской экономики.
Важной проблемойроссийской налоговой политики на современном этапе является рост собираемостиналогов. Тем не менее, право предприятия на законное уменьшение своих налоговыхвыплат является неотъемлемой гарантией частной собственности. Это тем болееважно, т.к. в ряде случаев наблюдается тенденция со стороны налоговых органов рассматриватьлегальное уменьшение налоговых обязательств предприятия как «уклонение отуплаты налогов».
Эффективность налоговогорегулирования предпринимательской деятельности с помощью налога   наприбыль напрямую связана со стабильностью налоговой ставки и налоговой системывообще. Налоговая система в целом и система налогообложения прибыли в частностидолжна быть гибкой и активно реагировать на конъюнктурные изменения вэкономике.
Одна из важнейшихперспективных задач совершенствования системы налогообложения прибыли – этоослабление ее фискальной направленности, либерализация при повышении четкости  и ясности налогового законодательства, ликвидация многочисловой ипротиворечивой  нормативной базы, сложных и неопределенных налоговыхпроцедур. Сочетание интересов государства и производителя, целостная активнодействующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии,методы и средства хозяйственной деятельности каждого предприятия при  одновременномучете приоритетных общегосударственных интересов – основное условие выходастраны из кризиса.
Прибыль является основнымпоказателем оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В работераскрыты основные понятия прибыли, ее виды, источники формирования и резервы ееувеличения. Основные показатели в работе рассмотрены на примере предприятиярозничной торговли ООО «Флеш».
Основным источникомприбыли любого торгового предприятия является прибыль от основной, т.е. отторговой деятельности. Поэтому анализ прибыли от реализации товаров являетсяосновой системы управления прибылью торгового предприятия.

ЛИТЕРАТУРА
1.        Казначевская Г.Б.Экономическая теория. Учебник для колледжей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
2.        Нуреев Р.М. Курсмикроэкономики. 2-е издание. Учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2007.
3.        Слагода В.Г.Основы экономической теории.  – М.: Форум – Инфра – М, 2007.
4.        Финансы. Учебноепособие. Под ред. Профессора А.М.Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001.
5.        Экономикапредприятия. Под ред. Смирновой О.Л. – М.: Инфра-М, 2007.
6.        Моляков Д.С.,Шохин Е.И. Теория финансов предприятий. – М.: Финансы и статистика, 2000.
7.        Управлениеорганизацией. Учебник. Под ред. А.Г.Поршнева, В.П.Румянцевой. – М.: Инфра-М,1997.
8.        Тренев Н.Н.Экономика предприятия. – М.: Инфра-М, 2007.
9.        Справочникэкономиста. – М.: Инфра-М, 2006.