Прибыль и рентабельность в торговле

ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономикаопределяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимоболее быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с цельюподдержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствованияпроизводства в соответствии с изменением коньюктуры рынка.
Предприятие самостоятельнопланирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщикамиматериальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития,исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспеченияпроизводственного и социального развития. Самостоятельно планируемымпоказателем в числе других стала прибыль. Однако нельзя полагать, чтопланирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересовтолько предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство(бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другиедержатели ценных бумаг.
Формирование механизмажесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации ставили передпредприятием необходимость эффективного использования имеющихся в егораспоряжении внутренних ресурсов с одной стороны, а с другой, своевременнореагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся:финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизмценообразования, коньюктура рынка, взаимоотношения с поставщиками ипотребителями. Вследствие перечисленных причин меняются и направленияаналитической деятельности.
Чтобы обеспечить высокуюэкономическую эффективность производства, нужна государственная экономическаяполитика, которая содействовала бы формированию среды, благоприятной дляхозяйственной деятельности и ориентировало предприятие на максимальноеполучение прибыли (доходов).
Так как, именногосударство определяет успешное функционирование предприятия, то проблемыприбыли и рентабельности в настоящее время очень актуальны.

1. ПРИБЫЛЬ В УСЛОВИЯХРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
 
1.1. Экономическая сущность прибыли и особенности ееформирования в современных условиях
 
Основой рыночного механизма являются экономические показатели,необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственнойдеятельности предприятия, образования и использования специальных фондов,соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственногопроцесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системеэкономических показателей играет прибыль.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующийпроизводственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то естьсоставляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаетфинансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляярасширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств передбюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становитсяважнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.
За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная частьфинансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от ихувеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны,отдельных регионов, приумножения общественного богатства и, в конечном счете,повышения жизненного уровня населения.
Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков,полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризуетконечный финансовый результат деятельности предприятий.
Основным показателем прибыли, используемой, для оценки производственно-хозяйственнойдеятельности выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемойпродукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся враспоряжении предприятия или чистая прибыль.
Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализациивыпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействиеммногочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структурыпроизведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровняцен, эффективности использования производственных ресурсов.
Кроме того, на нее оказывают влияние соблюдение договорных обязательств,состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др. Из прибыли производитьсяотчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка.
Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования –отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Этообусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствиеиндивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализациейсвоей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимыхзатрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличениеприбыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижениииндивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
В современных условиях повышается значение прибыли как объектараспределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода междупредприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства ипредприятиями одной отрасли, между сферой материального производства инепроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.
Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана сповышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качествеосновного оценочного показателя способствует росту объема производства иреализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихсяпроизводственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующейсистемой ее распределения, в соответствии с которой повышаетсязаинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но иособенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии ииспользуется в качестве главного источника средств, направляемых напроизводственное и социальное развитие, а также на материальное поощрениеработников в соответствии с качеством затраченного труда.
Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшегоповышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованностиработников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия.Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано ссовершенствованием механизма ее распределения.
Однако прибыль не может рассматриваться в качестве единственного иуниверсального показателя эффективности производства.
Если темпы роста стоимостных показателей превышают темпы ростапроизводства конкретных видов продукции в натуральном выражении, имеет местоснижение эффективности использования производственных ресурсов в расчете наединицу его полезного эффекта. Это находит выражение и в повышенииматериалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости и, в конечномсчете, себестоимости единицы конкретных видов продукции в натуральныхизмерениях. В величине и темпах роста прибыли недостаточно полно отражаетсяизменение объема и эффективности использования основных фондов и оборотныхсредств.
Дополнительная прибыль может быть получена при увеличении объемапроизводственных фондов и снижения эффективности их использования.
Изменение экономических показателей за любой временной период происходитпод влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющихна прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важноезначение для определения основных направлений, поиска резервов повышенияэффективности хозяйствования.
Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разнымпризнакам. [П.1.рис.1].
Так выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятсяфакторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуютразличные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятсяфакторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые изних могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли ирентабельности производства.
В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные ивнепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном скоммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видамидеятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие ииспользование основных элементов производственного процесса, участвующих вформировании прибыли,- это средства труда, предметы труда и сам труд.
По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных интенсивныхфакторов.
К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственныхресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основныхфондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня,коэффициента сменности оборудования оборудования и др.), а такженепроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потерииз-за отходов).
К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использованияресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников,производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).
В процессе осуществления производственной деятельности предприятия,связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, этифакторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.
Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через системуобобщающих факторных показателей более высокого порядка. Эти показателиотражают, с одной стороны, объем, и эффективность использования их потребленнойчасти, участвующей в формировании себестоимости.
Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же элементы процессапроизводства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, содной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленнойпродукции, а с другой – как основные первичные факторы, определяющие издержкипроизводства.
Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведеннойпродукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех жетрех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль черезсистему показателей объема промышленной продукции и издержек производства.
1.2 Влияние налоговойполитики на величину прибыли
В условиях перехода отпреимущественно централизованно планируемой экономики к рыночной, существенноизменяются методы воздействия государства на социально-экономическое развитие.Одним из сильнейших рычагов, регулирующих экономические взаимоотношениятоваропроизводителей с государством, становится налоговая система, котораястроится так, чтобы отвечать принятым требованиям благоприятного развитиярыночной экономики. От прогрессивности этой системы, ее четкой направленностина поощрение предпринимательской деятельности в значительной мере зависят темпыэкономического роста.
Налоговая системаявляется важным инструментом проводимой экономической реформы. Она должна бытьгибкой, стимулировать развитие передовых, эффективных производств и, в то жевремя, не быть тяжелым бременем ни для предпринимателей, ни для населения.
Налоги являются одним изнаиболее эффективных инструментов косвенного регулирования экономическихпроцессов. Обоснованный, с учетом экономических реальностей, характеризующихтекущую ситуацию, комплекс налоговых мер, способен оказать существенное влияниена экономическое поведение хозяйствующих субъектов, усиливать экономическую иинвестиционную активность.
Государственноерегулирование экономики посредством использования налоговых рычагов в первуюочередь должно быть направленно на обеспечение и поддержание сбалансированногороста, эффективное использование ресурсов, стимулирование инвестиционной ипредпринимательской активности. Эффективной может считаться только та налоговаяполитика, которая стимулирует накопление и инвестиции.
Осуществляемая в Россиилиберализация цен, вялые темпы реальной приватизации, распад хозяйственныхсвязей, нарастающая инфляция привели к тотальному кризису платежеспособности ипрогрессирующему спаду производства, грозящему перейти в полную остановку.
Формирование налоговойполитики должны строиться на соблюдении следующих принципов:
·         стабильностьналоговой системы;
·         одинаковогоналогообложения производителей, независимо от отраслевой принадлежностипредприятия и формы собственности;
·         одинаковыхусловий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей.
Осуществляемая нынеправительством налоговая политика характеризуется стремлением, прежде всего засчет усиления налогового бремени предприятий решить проблему наполнениябюджета. Такие меры, если и принесут успех, то только в очень ограниченном промежуткевремени. В целом же подобная направленность налоговой стратегии представляетсянеперспективной.
Сейчас в РоссийскойФедерации действует налоговая система, введенная в действие 1 января 1992г.,соединяющая принципы прежней системы и заимствования западных. В нормальныхусловиях налоги призваны формировать доходы государственного бюджета, будучипри этом эластичным рычагом воздействия на поведение экономических и социальныхструктур, их хозяйственные связи и конкурентные отношения, производственные целии потребительский выбор.
Основные законырегламентируют взимание платежей, как с юридических, так и с физических лиц.Это налоги на прибыль, на добавленную стоимость и акцизы.
Новое налоговоезаконодательство не содержит дифференциации ставок налогов в зависимости отуровня рентабельности предприятия. Такой подход вполне обоснован, посколькурентабельность в условиях рынка является характеристикой эффективностифункционирования предприятия. Высокий уровень рентабельности при наличиисвободной конкуренции служит символом для прилива капитала и вложения средств вотрасли с более высокой нормой прибыли.
Раньше, на союзном уровнерентабельность регулировалась через налогообложение. Если она превышалаустановленный уровень, налоги повышались. Теперь же превышение предельногоуровня рентабельности будет считаться наращением цен, и взиматься в бюджет.
Для рынка неприемлемырегулируемые цены, но уровнем рентабельности у монополистов-производителей ихрегулировать можно. Введение налоговых ограничений на уровень рентабельностивсегда служит препятствием на пути развития конкуренции и рынка.
В настоящее время всепредприятия уплачивают одинаковые налоги. Основным является налог на прибыль.Согласно закону России «О налоге на прибыль предприятий и иностранных юридическихлиц» налог на прибыль составляет 38%, брокерских контор и инвестиционныхинститутов – 45%, на посредническую деятельность – 50%, облагаемая налогомприбыль определяется исходя из валовой прибыли представляющей сумму прибыли(убытка) от реализации продукции (работ, услуг), товаров, основных средств,иного имущества предприятий и доходов от внереализационных мероприятий,уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Закон предусматриваетопределенные льготы. Так, при исчислении налога на прибыль облагаемая суммауменьшается на сумму прибыли, направленную на техническое перевооружение,реконструкцию, расширение, освоение производства, сумму взносов наблаготворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды и т. д. Причемобщая сумма налоговых льгот не должна уменьшать сумму налога на прибыль болеечем на 50%.
Предприятия отдельно отналога на прибыль уплачивают также налоги с доходов (дивидендов, процентов,полученных по акциям, облигациям, и иным, выпущенным в РФ ценным бумагам, отдолевого участия в других предприятиях, от казино, видеосалонов и др.).

2. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
 
Основным источником получения торговымпредприятием прибыли является валовой доход.
Валовой доход от реализации товаров представляетсобой сумму от реализации товаров, работ, услуг, определяемую как разницу междупродажной и покупной стоимостью товаров.
Валовой доход от реализации товаров отражает ценууслуг, т.е. долю торговли в розничной цене товара. Розничная цена товара вобобщенном виде исчисляется по формуле:
РЦ = СС + Пп + ТНп + НДС + ТН + НП,
где РЦ — розничная цена товара, руб.;
СС — себестоимость производства товара, руб.;
Пп— прибыль производственного предприятия, руб.;
ТНп — торговая надбавка посредническогопредприятия
НДС — налог на добавленную стоимость, руб.;
ТН — торговая надбавка розничного торговогопредприятия
руб.;
НП — налог с продаж, руб.
Валовой доход торгового предприятия в основномобразу счет торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются в процентах кценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная ценапромышленности) или у посредников (оптовая цена).
Торговая надбавка предназначена для возмещенияиздержек обращения (затрат торговли по реализации товаров), уплаты налогов исборов и образования прибыли торгового предприятия.
В настоящее время предприятиям оптовой, розничнойи общественного питания независимо от подчиненности собственностипредоставлено, право самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок(наценок) при формировании свободных (рыночных) розничных цен на отечественныеи импортные товары с учетом их качества, конъюнктуры рынка и сложившегосяуровня цен в регионе. Таким образом, размеры максимальной и минимальнойторговых надбавок (наценок) для предприятий торговли не регламентированы.
Прибыль от реализации товаров определяется поформуле:
ПР = ВД — НДС — ИО,
где ПР — прибыль от реализации товаров, работ,услуг, руб.;
ВД — валовой доход от реализации товаров, работ,услуг, руб.;
НДС — налог на добавленную стоимость, руб.;
ИО — издержки обращения, руб.
Налог на добавленную стоимость, по своей сути,является налогом на потребителя, так как он фиксируется в розничной цене товараи его конечным плательщиком является потребитель. Этот налог являетсяфедеральным, его ставка и порядок начисления определяются на федеральномуровне. В настоящее время ставка налога на добавленную стоимость в торговлеустановлена в размере 20% объема реализованных товаров. Исключение составляютхлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молокопродукты (за исключениеммороженого), продукты детского и диабетического питания, промышленные товарыдля детей (по утвержденному перечню), по которым в соответствии спостановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. № 788 ставка налога надобавленную стоимость установлена в размере 10%.
Плательщиками налога на добавленную стоимостьявляются все производители товаров (работ и услуг). Порядок налогообложенияприбыли у предприятий розничной торговли имеет свои особенности. Так, еслиобъектом налогообложения у производителей товаров и предприятий оптовойторговли является объем реализованной продукции (работ и услуг), то упредприятий розничной торговли — сумма валового дохода, полученная отреализации. В этой связи ставка налога на добавленную стоимость на предприятияхрозничной торговли является расчетной и представляет собой долю налога надобавленную стоимость в валовом доходе. Так, если принять валовой доходрозничного торгового предприятия без НДС за 100%, то валовой доход с НДСсоставит: 100% +20%=120%, а ставка НДС будет равна:
20/ 100 + 20 100 = 16,67%, по товарам со ставкойНДС, равной 10%:
10/100+ 10 100 = 9,09%.
Предприятия розничной торговли, которыеосуществляют реализацию товаров с различными ставками налога на добавленнуюстоимость, обязаны организовать раздельный учет поступления реализации этихтоваров. В противном случае при исчислении суммы налога на добавленнуюстоимость, подлежащей уплате в бюджет, применяется высшая ставка налога —16,67%.
В настоящее время розничная цена товара можетбыть увеличена на сумму налога с продаж. Налог с продаж устанавливается ивводится в действие законами субъектов Российской Федерации, он обязателен куплате юридическими и физическими лицами, реализующими товары (работы, услуги)на территории соответствующих субъектов РФ.
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности(валовая прибыль) исчисляется по формуле:
ПФХД = ПР ± СДР,
где ПФХД — прибыль (убыток) отфинансово-хозяйственной деятельности, руб.;
ПР — прибыль от реализации, руб.;
СДР — сальдо внереализационных и прочих операционныхдоходов и расходов, руб.
В состав внереализационных и прочих операционныхдоходов включаются:
— доходы от долевого участия в деятельностидругих предприятий;
— дивиденды по акциям и доходы по облигациям идругим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
— доходы от сдачи имущества в аренду;присужденные и признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие видысанкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы отвозмещения причиненных убытков;
— прибыль прошлых лет, выявленная в отчетномгоду; другие доходы от операций, непосредственно не связанных с реализациейтоваров (работ, услуг);
— положительные курсовые разницы по валютнымсчетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте.
В состав внереализационных и прочих операционныхрасходов включаются:
— затраты на содержание законсервированныхмощностей и объектов (кроме затрат, возмещаемых за счет других источников);
— затраты по аннулированным торгово-хозяйственнымсделкам;
— убытки по операциям с тарой;
— судебные издержки и арбитражные расходы;
— присужденные или признанные штрафы, пени,неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, атакже расходы по возмещению причиненных убытков;
— убытки от списания дебиторской задолженности,по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных длявзыскания, и др.
Одним из самых значительных видоввнереализационных расходов торговых предприятий являются расходы по оплате неналогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательствомпорядком за счет финансовых результатов, а также по операциям, связанным сполучением внереализационных доходов. К таким налогам и сборам относятся:
• целевой сбор на содержание правоохранительныхорганов (налогооблагаемая база — квартальный фонд оплаты труда, рассчитанныйисходя из среднесписочной численности работников предприятия и установленногоразмера минимальной оплаты труда);
• сбор на нужды образовательных учреждений(налогооблагаемая база — фактически начисленная сумма фонда оплаты труда);
• налог на содержание жилищного фонда и объектовсоциально-культурной сферы (налогооблагаемая база — валовой доход без налога надобавленную стоимость; подлежит уплате в бюджет сумма налога за минусомрасходов на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы);
• налог на имущество предприятий(налогооблагаемая база — среднегодовая стоимость облагаемого налогомимущества);
• налог на рекламу (налогооблагаемая база —стоимость рекламных мероприятий без налога на добавленную стоимость)
Налогооблагаемая прибыль представляет собойрасчетный показатель. Она определяется, путем корректировки валовой прибилипредприятия, как в сторону ее увеличения, так и в сторону уменьшения всоответствии с положениями действующего законодательства.
Налоговым законодательством предусмотрены инекоторые льготы по налогу на прибыль, предусматривающие уменьшение суммыналогооблагаемой прибыли, которые имеют строго целевой характер.
В частности, согласно Закону РФ «О налоге наприбыль предприятий и торговых организаций» освобождается отналогообложения прибыль, направляемая на финансирование капитальных вложенийпроизводственного и непроизводственного характера и жилищного строительства приусловии полного использования предприятием сумм начисленного за отчетный периодизноса (амортизации) основных фондов.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия(чистая прибыль), может быть вычислена по формуле:
ЧП = ВП – НП,
где ЧП — чистая прибыль предприятия, руб.;
ВП — валовая прибыль, руб.;
НП — налог на прибыль, руб.
Основные направления использования прибыли,остающейся в распоряжении предприятия, определяются его учредительнымидокументами или решением учредителей, в которых должно быть указано, какиефонды и в каких размерах создаются на предприятии за счет чистой прибыли и накакие цели они направляются. [П1.рис. 2].
Принципиальная схема распределения прибыли,остающейся в распоряжении предприятия, представлена на рис. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия
/>/>/>/>Резервный фонд Фонд накопления Фонд социальной сферы Фонд потребления
Резервный фондпредназначается дляпокрытия непроизводительных потерь и убытков, покрытия балансового убыткапредприятия за отчетный год, а также выплат доходов (дивидендов) участникам приотсутствии или недостаточности для этих целей прибыли отчетного года.
Фонд накопленияпредназначается дляфинансового обеспечения производственного развития предприятия и иныханалогичных мероприятий по созданию нового имущества. За счет данного фондаосуществляются финансирование строительства новых производственных объектов,расширение и реконструкция предприятия, приобретение и модернизацияоборудования, погашение долгосрочных кредитов и процентов по ним,финансирование прироста собственных оборотных средств и др.
Фонд социальной сферыпредназначен дляфинансирования капитальных вложений в развитие объектов социальной сферы:строительство жилья, культурно-просветительных учреждений, санаториев, домовотдыха, лагерей отдыха детей, школьных и дошкольных учреждений и т.д.
Фонд накопления и фонд социальной сферы могутвыступать в виде единого фонда накопления.
Фонд потребления аккумулирует средства, направляемые наосуществление мероприятий по развитию социальной сферы (кроме капитальныхвложений) и материальному поощрению работников и иных аналогичных мероприятий,не приводящих к образованию нового имущества предприятия.
Конкретные направления и суммы распределенияприбыли определяются принятой на предприятии дивидендной политикой и политикойразвития предприятия.
Налог на прибыль является одним из важнейшихналогов, поэтому порядок налогообложения прибыли постоянно совершенствуется.Это касается как изменений налогооблагаемой базы, ставок налога на прибыль, таки порядка начисления и перечисления налога.
В настоящее время имеются существенные различия впорядке налогообложения малых предприятий и предприятий, которые ктаковым не относятся.
Предприятиям предоставлено, право выбрать один издвух вариантов начисления налога на прибыль: путем произведения ежемесячныхавансовых взносов налога на прибыль в бюджет; путемосуществления ежемесячных платежей от фактически полученной за месяц прибыли.
Необходимо отметить особенности налогообложениямалых предприятий. Прежде всего к малым относятся предприятия с численностьюработников в розничной торговле до 30 человек, в общественном питании и оптовойторговле — до 50 человек.
В соответствии с Законом РФ «О едином налогена вмененный доход для определенных видов деятельности», принятым в июле1998г., малые предприятия розничной торговли и общественного питанияпереводятся на уплату единого налога с вмененного дохода. Объектомналогообложения при применении единого налога является вмененный доход. Вмененныйдоходпредставляет собой потенциально возможный валовой доходплательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат.
Сумма вмененного дохода определяется исходя избазовой доходности, установленной в стоимостном выражении на ту или инуюединицу физического показателя, и количества единиц этого показателя. Вкачестве таких физических показателей может применяться единица площади,численность работающих, единица производственной мощности и др. Посколькупредприятия работают в неодинаковых условиях, то сумма вмененного дохода должнабыть скорректирована с использованием повышающих или понижающих коэффициентов.Таким образом, сумму вмененного дохода предприятия, подлежащегоналогообложению, можно представить в виде формулы:
М = С × N × Д × Е ×F × J
где М — сумма вмененного дохода, руб.;
С— базовая доходность на единицу физическогопоказателя, руб.,
N — количество единиц физического показателя (м2;чел., шт.);
Д — корректирующий коэффициент подвидовдеятельности;
Е — региональный корректирующий коэффициент;
F— коэффициент, характеризующий тип населенногопункта;
J— коэффициент, характеризующий дислокациюпредприятия
внутри населенного пункта.
Сумма единого налога на вмененный доходрассчитывается:
V= M × 0,2
где V — сумма единого налога на вмененный доход, руб.;
0,2 — ставка единого налога на вмененный доход(20%).

3.АНАЛИЗ ПРИБЫЛИТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
В условиях рыночнойэкономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственнойдеятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы,потери, обобщаются результаты хозяйствования. По прибыли можно определитьрентабельность, изучить эффективность функционирования предприятий и ихассоциаций. Прибыль является одним из источников стимулирования труда,производственного и социального развития предприятия, роста его имущества,собственного капитала и др.
Анализ прибыли проводят вцелом по торговому предприятию, его хозрасчетным подразделениям, видам(отраслям) деятельности: торговле, общественному питанию, заготовкам,транспорту и т.п. В процессе анализа изучают выполнение плана и динамикуприбыли, измеряют влияние факторов на ее размер, а главное, выявляют, изучают иреализуют резервы роста чистого дохода.
Прибыль от реализациитоваров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валовогодохода, остающегося в распоряжении торговых предприятий, и среднего уровняиздержек обращения. Для измерения влияния изменения товарооборота необходимоотклонение его объема от плана или в динамике умножить на базисный уровеньприбыли от реализации товаров в процентах к обороту (по плану или фактически запрошлый год) и разделить на 100. Влияние изменения среднего уровня валовогодохода и среднего уровня издержек обращения определяют умножением фактическоготоварооборота отчетного периода на отклонения от плана или в динамике по ним иделением на 100. На балансовую прибыль, кроме того, влияют изменения суммприбыли и убытков от прочей реализации, внереализационных доходов, расходовпотерь. Их влияние определяют прямым счетом.
Анализ прибыли проводится в целом по торговомупредприятию, его подразделениям, видам деятельности (розничная торговля,оптовая торговля, общественное питание).
Анализ прибыли начинается с изучения динамикимассы прибыли и анализа выполнения плана прибыли, если он был разработан наданном предприятии. При анализе прибыли определяется сумма перевыполнения(недовыполнения) плана прибыли, ее увеличение (уменьшение) в отчетном году посравнению с предшествующим годом, а также рассчитываются, процент выполнения плана поприбыли, темп ее изменения по сравнению с предыдущими годами. Такой анализцелесообразно проводить в разрезе отдельных видов прибыли (прибыль отреализации товаров, прибыль финансово-хозяйственной деятельности, чистаяприбыль).
Анализ прибыли торгового предприятия необходимопроводить не только путем сравнения фактически достигнутых результатов с планомили с показателями за аналогичный период прошлых лет, но также путем проведенияболее углубленного исследования, целью которого является определение иколичественная оценка влияния на прибыль отдельных факторов.
Прибыль от реализации товаров зависит отизменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряженииторгового предприятия, и среднего уровня издержек обращения.
Влияние изменения объема товарооборота на суммуприбыли рассчитывается по формуле:
Вл. Т = [Р0 (Т1 – Т0)] / 100,
где Вл. Т — влияние изменения объематоварооборота, руб.;
Ро — уровень рентабельности впредшествующем году (или по плану), %к обороту;
Т1 — фактический объем товарооборота в отчетномгоду, руб.-
Т0— объем товарооборота впредшествующем году (по плану) руб.
Влияние изменения среднего уровня валовогодохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, определяется поформуле:
Вл. УВД = [Т1 (УВД1 – УВД0)] / 100,
где Вл. УВД — влияние изменения среднего уровнявалового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, руб.;
Т1 — фактический объем товарооборота в отчетномгоду, руб.;
УВД1 — уровень валового дохода в отчетном году, %к обороту;
УВД0— уровень валового дохода впредшествующем году (по плану), % к обороту.
Изменение уровня издержек обращения определяетсяпо формуле:
Вл. УИО = [Т1 (УИО1 — УИО0)] / 100,
где Вл. УИО — влияние изменения уровня издержекобращения, руб.;
Т1 — фактический объем товарооборота в отчетномгоду, руб.;
УИО1 — уровень издержек обращения в отчетномгоду, % к обороту;
УИО() — уровень издержек обращения впредыдущем году (по плану), % к обороту.
При этом направление влияния изменения уровняиздержек обращения на сумму прибыли меняется на противоположный, так какснижение уровня издержек обращения ведет к увеличению суммы прибыли и наоборот.
На сумму прибыли оказывают влияние и прочиеоперационные и внереализационные доходы и расходы. Это влияние определяется поабсолютной величине отклонений данных отчетного года по сравнению спредшествующим годом. Анализ внереализационных доходов и расходов следуетпроводить раздельно, по отдельным их видам.
Определяющее влияние на сумму прибыли оказываетваловой доход, остающийся в распоряжении торгового предприятия, которыйпредставляет собой сумму реализованных торговых надбавок за минусом суммыналога на добавленную стоимость. Сумма валового дохода, остающегося враспоряжении торгового предприятия, находится в прямой зависимости от измененияобщей суммы реализованных торговых надбавок и в обратной — от уплаченныхналогов. Их влияние на сумму валового дохода, остающегося в распоряженииторгового предприятия, определяется прямым счетом путем сравнения отчетныхданных с данными предшествующего года (плана).
Сумма реализованных торговых надбавок, остающаясяв распоряжении предприятий торговли, зависит от изменения их среднего уровня впроцентах к обороту и объема розничного товарооборота, влияние которыхизмеряется методом разницы. Так, для определения влияния на сумму реализованныхторговых надбавок, остающихся в распоряжении торгового предприятия, измененияих среднего уровня необходимо произвести расчет по следующей формуле:
Вл. УТН = [(УТН1 — УТН0) Т1] / 100,
где Вл. УТН — влияние изменения среднего уровняторговых надбавок, остающихся в распоряжении торгового предприятия, на суммуреализованных торговых надбавок, руб.;
УТН1 — средний уровень торговых надбавок,остающихся в распоряжении предприятия в отчетном году, %к обороту;
УТН0— средний уровень торговыхнадбавок, остающихся в распоряжении торгового предприятия в предшествующем году(по плану), % к обороту;
Т1 — фактический объем товарооборота в отчетномгоду, руб.
Влияние изменения объема товарооборота на суммуторговых надбавок, остающихся в распоряжении торгового предприятия, рассчитываетсяпо формуле:
Вл.Т = [УТН0(Т1 — Т0)] /100,
где Вл.Т — влияние изменения объема товарооборотана сумму торговых надбавок, остающихся в распоряжении предприятия, руб.;
УТН0 — средний уровень торговых надбавок,остающихся в распоряжении предприятия в предшествующем году, % кобороту;
Т0 — объем товарооборота в предшествующем году,руб.
Далее изучаются факторы, влияющие на среднийуровень валового дохода. Он может изменяться в результате изменения структурытоварооборота (размеров торговых надбавок на отдельные товары и товарныегруппы). Увеличение в товарообороте доли товаров с более высокими торговыминадбавками ведет к повышению среднего уровня валового дохода, и наоборот.Влияние изменения структуры товарооборота на уровень валового дохода определяетсяс помощью процентных чисел с использованием метода разниц.
Анализ выполнения плана по прибыли и валовомудоходу, их динамики, основных факторов, влияющих на их величину, следуетдополнить анализом направлений использования прибыли, остающейся в распоряжениипредприятия. При этом анализуются как абсолютные суммы использования прибыли нате или иные цели, так и структура ее использования, которая может бытьпроанализирована с помощью системы коэффициентов.
Коэффициент налогообложения прибыли рассчитываетсяпо формуле:
Кнп = НП/ВП,
где Кнп — коэффициент налогообложенияприбыли;
НП — сумма налога на прибыль и другие налоги,выплачиваемые за счет прибыли, руб.;
ВП — валовая прибыль, руб.
Данный коэффициент показывает, какая доля прибылиторгового предприятия изымается у торгового предприятия в бюджеты различныхуровней в виде налогов и сборов.
Коэффициент прибыли, остающейся в распоряжениипредприятия (коэффициент чистой прибыли), может быть определен поформуле:
Кчп = ЧП/ВП,
где Кчп — коэффициент чистой прибыли;
ЧП — чистая прибыль предприятия, руб.
Данный коэффициент характеризует долю прибыли,остающейся в распоряжении торгового предприятия (Кнп + Кчп = 1).
Коэффициент капитализации прибыли,характеризующий ее долю, направляемую на производственное развитие предприятия,определяется по формуле:
Ккп =ФН/ЧП,
где Ккп — коэффициент капитализацииприбыли;
ФН — сумма прибыли, направляемая в фонднакопления предприятия, руб.
Коэффициент потребления прибыли:
Кпп = [ФП или ФСС + ФП] / ЧП,
где Кпп — коэффициент потребленияприбыли;
ФП — сумма прибыли, направляемая в фондпотребления, руб.;
ФСС — сумма прибыли, направляемая в фондсоциальной сферы, руб.
Коэффициент резервирования прибыли:
Крн = РФ / ЧП
где Крн — коэффициент резервированияприбыли;
РФ — сумма прибыли, направляемая врезервный фонд, руб.
Для оценки эффективности использования прибыли,направляемой на потребление, могут быть использованы следующие коэффициенты:
Квс = ЧПс / ЧП,
где Квс — коэффициент выплаты прибылисобственникам предприятия;
ЧПс — сумма чистой прибыли,выплаченная собственникам
предприятия, руб.;
Кун = ЧПнср / ЧП
где Кун— коэффициент участия персоналапредприятия в прибыли;
ЧПнср — сумма чистой прибыли,выплаченная персоналу предприятия, руб.

4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, ИХРАСЧЕТ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА
Еслипредприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показателирентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуютотносительную прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции ирентабельности предприятия. Рентабельность продукции примеряют в 3-х вариантах:рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельногоизделия. Рентабельность реализованной продукции это отношение прибыли отреализации продукции к ее полной себестоимости. Рентабельность товарнойпродукции характеризуется показателем затрат на денежную единица товарнойпродукции или его обратной величиной.
Рентабельностьизделия — это отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости этогоизделия. Прибыль по изделию равна разности между его оптовой ценой исебестоимостью.
Рентабельностьпредприятия (общая рентабельность), определяют как отношение балансовой прибылик средней стоимости Основных производственных фондов и нормируемых оборотныхсредств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражаетдоходность предприятия.
Поиному, говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающийприрост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисленияпроцентов×100 и делённой на активы.
Уровеньобщей рентабельности — это ключевой индикатор при анализе рентабельностипредприятия. Но если требуется точнее определить развитие фирмы исходя изуровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще дваключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.
Показателирентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, ониотражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции.
Главнымиз показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли кпроизводственным фондам. Существует много факторов, определяющих величинуприбыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренниеи внешние. Внешние — это факторы, не зависящие от усилий данного коллектива,например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, нормамортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем, масштабе и сильновоздействуют на обобщающие показатели производственно — хозяйственнойдеятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукциисущественно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость ирентабельность производства.
Задачаэкономического анализа — выявить влияние внешних факторов, определить суммуприбыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов,отражающих трудовые вложения работников и эффективность использованияпроизводственных ресурсов.
Показателирентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечныйфинансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности оприбылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.
Рентабельностьможно рассматривать как результат воздействия технико — экономических факторов,а значит как объекты технико — экономического анализа, основная цель котороговыявить количественную зависимость конечных финансовых результатовпроизводственно — хозяйственной деятельности от основных технико — экономических факторов.
Рентабельностьявляется результатом производственного процесса, она формируется под влияниемфакторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижениемсебестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.
Общуюрентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественныхпоказателей — факторов: структуры и фондоотдачи. Основных производственныхфондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельностиреализованной продукции. Это 2-й подход к анализу рентабельности предприятия.
Методикаанализа общей рентабельности:
1) пофакторам эффективности;
2) взависимости от размера прибыли и величины производственных факторов.
Балансовая(общая) прибыль — это конечный финансовый результат производственно — финансовойдеятельности. Вместо общей прибыли у предприятия может образоваться общийубыток, и такое предприятие перейдет в категорию убыточных. Общая прибыль(убыток) состоит из прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг;внереализационных прибылей и убытков. Под рентабельностью предприятия понимаетсяего способность к приращению вложенного капитала. Задачей анализарентабельности являются несколько положений: оценить динамику показателярентабельности с начала года, степень выполнения плана, определяют и оцениваютфакторы, влияющие на эти показатели, и их отклонения от плана; выявляют иизучают причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками вруководстве и другими упущениями в производственно — хозяйственной деятельностипредприятия; вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли илидохода предприятия.

5.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Рассмотрим на примере книжного магазина «Книжныймир» выполнение плана по прибыли по данным:
Таблица 1
Данные работы магазина «Книжный мир»показатели Ед. измерения 2002 2003 отклонение % изменения т/о Тыс. р 5000 5300 300 106 Ср.торг. надб. % 18 22 +4 ВД Тыс. р. 900 1166 +266 ПР Тыс. р. 400 654 +254 ИО Тыс. р. 500 512 +12 УИО % 10 9,7 -0,3 Р % 8 12 +4
Валовой доход за 2003г. составил:
5300×22% = 1166 тыс. р.
Прибыль от реализации за 2003г. составил:
ПР = ВД – НДС – ИО
ПР = 1166 – 512 = 654 тыс. р.
В результате в 2003г. рентабельность магазинасоставила:
Р = П/т/о×100
Р = 654/5300×100 = 12%
Прибыль от реализации товаров зависит отизменения объема т/о, среднего уровня ВД и среднего уровня издержек обращения.
Влияние на сумму прибыли изменение объема т/оопределяется:
Вл. т/о = Р0 (Т1 – Т0)/100
Вл. т/о = 8×300/100 = 24 тыс. р.
За счет увеличения объема т/о на 300 тыс. р.Прибыль увеличилась на 24 тыс. р.
Влияние изменения среднего уровня торговыхнадбавок составит:
Вл. Утн = Т1 (Утн1 –Утн0)/100
Вл. Утн = 5300×4/100 = 212 тыс. р.
За счет увеличения среднего уровня торговыхнадбавок на 4% прибыль увеличилась на 212 тыс. р.
Влияние на размер прибыли издержек обращениясоставит:
Вл. УИО = Т1 (УИО1 – УИО0)/100
Вл. УИО = 5300×0,3/100 = 15,9 тыс. р.
За счет уменьшения издержек обращения на 0,3%прибыль увеличится на 15,9 тыс. р.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Максимизация прибыли является универсальнымпринципом рыночной экономики, но его практическая реализация должнаосуществляться с учетом экономических, социальных и других особенностей каждойстраны. Построение рыночного хозяйства по абстрактным схемам, оторванным отреальных условий, как правило, не приводит к успеху. Это подтверждаетхозяйственная практика в России, где становление рыночной экономики происходилопо рекомендациям западных специалистов, слабо разбирающихся в российскойдействительности.
Разумеется, многое в рыночной экономике зависитот целенаправленной деятельности государства, но основную нагрузку в ней несутсами предприятия. Они должны организовать выпуск конкурентоспособной продукциив таких размерах, которые бы обеспечивали им получение необходимой прибыли. Нотакая задача решается при условии, если производство основывается на новейшихтехнологиях. Только непрерывная инновационная деятельность может поддержатьконкурентоспособность выпускаемой продукции и получение высокой прибыли.
Низкорентабельными следует считать тех, у которыхуровень рентабельности продукции, работ и услуг ниже уровня рентабельности,предусматриваемого при установлении регулируемых цен и тарифов.
Естественной для предприятий рыночной экономикиявляется, однако, максимизация прибыли. Более сложно создать механизм ееоптимального распределения. Как было показано, действующий механизм почти неоставляет предприятиям чистой прибыли, а без нее прекращается их развитие.
Необходимо также снизить косвенные налоги иособенно НДС, который многие предприятия сделал низкорентабельными иубыточными.
Проблема эффективности использования прибылирешается на предприятиях по-разному, так как у каждого из них свои задачитекущего и перспективного развития. Однако очень важно, чтобы все онизаботились об увеличении капитализируемой прибыли, за счет которойобеспечиваются расширенное воспроизводство и повышение конкурентоспособности.
Завершая это исследование, нельзя не назвать ещеодной проблемы, от разрешения которой зависит эффективность роли прибыли напредприятиях в системе рыночных отношений — кризис неплатежей, который тормозитпроцесс реализации продукции, работ и услуг, а с ним тормозятся всевоспроизводственные процессы в хозяйственных звеньях, финансируемые за счетприбыли.