Прибыль как обобщающий показатель, её анализ и планирование

Введение
Эффективностьхозяйственной деятельности предприятия выражается в финансовых результатах. Вусловиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности сцелью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных исоциальных потребностей работников и производственного развития предприятия.
Одним изосновных требований успешного функционирования торгового предприятия в условияхрыночной экономики является безубыточность хозяйственной деятельности, то естьвозмещение расходов собственными доходами и получение прибыли. Прибыль занимаетодно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычаговуправления экономикой.
Главнойзадачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная наполучение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересовтрудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.
В условиях рынкакаждый хозяйствующий субъект является экономически и юридическисамостоятельным. Предприятие самостоятельно формирует товарный ассортимент,определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации, аследовательно выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности.
Финансовыйрезультат хозяйственной деятельности предприятия любой организационно-правовойформы представлен в виде прибыли или убытка. Прибыль отражает положительныйфинансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует предприятие наувеличение выручки и снижение затрат.
Прибыльхарактеризует степень деловой активности и финансового благополучияорганизации, её конкурентоспособности и платежеспособности. Прибыльсигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создаетстимул для инвестирования в эти сферы деятельности.
Прибыль ирентабельность относятся к числу важнейших оценочных показателей работыорганизации. Получение прибыли является главной целью организации, посколькуразличные стороны её деятельности получают оценку в системе показателейфинансовых результатов.
Финансовыйрезультат хозяйственной деятельности предприятия любой организационно-правовойформы представлен в виде прибыли или убытка.
Прибыль –важнейший показатель и источник финансирования хозяйственной деятельностипредприятия, функционирующего на началах коммерческого расчета. Это означает,что каждое предприятие просчитывает целесообразность закупки товаров в том илиином объеме, оценивает возможности их реализации по сложившимся рыночным ценам.
К одному изосновных критериев предпринимательской деятельности относится систематическоеполучение прибыли. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшегоприроста стоимости, создаёт стимул для инвестирования в эти сферы деятельности.
Исходя изважности проблемы формирования прибыли, как основного источника развитияпредприятия выбрана тема курсовой работы «Прибыль как обобщающий показатель, еёанализ и планирование» (на материалах ООО «АСП – Центр»).
Цельнаписания курсовой работы: разработка рекомендаций по совершенствованиюпланирования, увеличению прибыли и повышению рентабельности.
Основнымизадачами при написании курсовой работы явились:
– изучениесущности и принципов формирования финансового результата в торговле, выявлениефакторов, влияющих на его величину;
– проведениеанализа и планирования прибыли и рентабельности по предприятию;
– разработкарекомендаций по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия.
Объектисследования: ООО «АСП – Центр» изучение деятельности предприятияпроводилось за период 2005–2009 год.
Методологическойосновой работы явились нормативно – правовые акты, а также труды ученыхэкономистов в области экономического анализа – М.И. Баканова,А.Д. Шеремета, Т.В. Савицкой и других, в области экономики торговли В.М. Семенова,А.Н. Соломатина и других. При выполнении работы также был использован практическийматериал исследуемого предприятия.
При написаниикурсовой работы использованы методы исследования: опытно – статистическийметод, метод цепных подстановок, метод сравнения, графический метод, методпрямого счета, метод аналитического выравнивания.

/>/>/>/>1 Экономическое содержание финансовыхрезультатов в торговле
 />/>/>/>1.1 Сущность финансовых результатов, их функции, принципы формированияв торговле
 
Эффективностьпроизводственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается вфинансовых результатах. Для выявления финансового результата необходимо выручкуот реализации товаров сопоставить с затратами на производство и реализацию: когдавыручка превышает затраты, тогда финансовый результат свидетельствует ополучении прибыли.
При равенствевыручки и затрат удаётся лишь возмещать затраты – прибыль отсутствует, аследовательно, отсутствует основа развития хозяйствующего субъекта. Когдазатраты превышают выручку, субъект хозяйствования получает убытки – это областькритического риска, что ставит предприятие в критическое финансовое положение,не исключающее банкротство. Убытки высвечивают ошибки, просчёты в направленияхиспользования финансовых ресурсов предприятия. Прибыль отражает положительныйфинансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует предприятие наувеличение объёма продаж, снижение издержек обращения.
Прибыльпредставляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельностипредприятия. Однако, финансовым результатом может выступать не только прибыль,но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат илинедополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объемапоставок товаров, снижением покупательского спроса.
Прибыль вторговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта,созданного производительным трудом работников торговли, которые занятыпродолжением процесса производства в сфере торгового обращения, а также частиприбавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народногохозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.).
Наиболееполно экономическая сущность прибыли торгового предприятия проявляется через функции.На рисунке 1 представлены основные функции прибыли.
Прибыльвыступает как:
– главнаяцель предпринимательской деятельности и фактор повышения материальной заинтересованностиработников;
– мераэффективности торгово-хозяйственной деятельности;
– источникфинансовых ресурсов для развития предприятия и источник увеличения его рыночнойстоимости;
– источникформирования доходной части федеральных, региональных и местных бюджетов;
– источникудовлетворения социальных потребностей общества;
– защитныймеханизм, предохраняющий предприятие от банкротства.
Прибыль – этоконечный финансовый результат деятельности предприятия. При рыночной экономикерезультаты деятельности оцениваются системой показателей, основным средикоторых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному изпоказателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельностимогут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить нетолько общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценитьдругие стороны его деятельности.
Нормойприбыли считается показатель рентабельности, исчисленный процентным отношениемсуммы чистой прибыли к объему товарооборота или стоимости всего капитала.
Расчёт общейэкономической рентабельности (прибыльности) торгового предприятия выполняетсяпо формуле:

Р=П/В∙100,()
где    Р –общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности предприятия;
П – сумма прибыли(от реализации, прибыли предприятия или чистой прибыли);
В-выручка отреализации (без НДС).
Даннаяформула расчёта применима и для определения прибыльности капитала торговогопредприятия: показатель товарооборота надо заменить на показатель капитала.
Посоотношению чистой прибыли и выручки можно более точно судить о финансовомрезультате деятельности предприятия. Оценка чистой прибыльности продаж имеетдолгосрочный характер, поскольку определяет решение инвестора о вложениисредств в капитал торговой фирмы путём покупки ее ценных бумаг.
Наряду споказателями выручки, капитала, основных и оборотных средств для расчёта уровнярентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержкиобращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которыхподчеркивает определенный аспект результатов деятельности торговогопредприятия.
Изучениесистемы показателей рентабельности торгового предприятия необходимо проводить вдинамике и, если возможно, в сравнении с показателями других аналогичных торговыхпредприятий. Показатели рентабельности предприятия обобщены в таблице 1.
Таблица 1 –Расчёт показателей рентабельности торгового предприятия
Наименование
показателей
Условные
обозначения Формула расчета рентабельности Выручка В
Прибыль от продаж
Прибыль предприятия
Прибыль чистая
П р
П п
П ч Средняя величина всего капитала К Средняя величина собственного капитала Кс Средняя стоимость основных средств ОФ Средняя стоимость материальных оборотных средств МС Издержки обращения ИО Фонд оплаты труда ФОТ Рентабельность продаж товаров Рт П: В∙100% Рентабельность всего капитала Рк П: К∙100% Рентабельность собственного капитала Р кс П: Кс∙100% Рентабельность основных средств Р оф П: Оф∙100% Рентабельность материальных оборотных средств Р мс П: МС∙100% Рентабельность издержек обращения Р ио П: ИО∙100% Рентабельность расходов на оплату труда Р фот П: ФОТ∙100%
Уровеньрентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров ксумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличениеили сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или ростприбыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговойсделки по товарам.
Рентабельность,рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работников,характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размерполученной прибыли в расчёте на одного работника.
Отношениеприбыли от реализации товаров к величине торговой площади торгового предприятияхарактеризует размер полученной прибыли в расчёте на 1 квадратный метр площадимагазина. Этот показатель свидетельствует об эффективности использованияторговых площадей и основного капитала торгового предприятии, рациональноеиспользование торговых площадей позволяет повысить размер прибыли.

1.2 Экономическиймеханизм формирования прибыли
Основнымисточником формирования прибыли в торговле является валовой доход. Онпредставляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытияиздержек обращения и образования прибыли.
Дляобоснования сумм дохода предприятия торговое предприятие должно рассчитать планоборота по отдельным товарам и товарным группам, разработать для себя ценовуюполитику, в которой определить предлагаемую тенденцию движения цен и уровня надбавок,устанавливаемых предприятием. Тогда, плановая сумма дохода предприятия отреализации товаров составит формула:
ВД =(О*С)/100, ()
где ВД –плановая сумма дохода предприятия от реализации товаров;
О – плановыйобъём оборота торгового предприятия;
С – среднийуровень надбавки по предприятию, % к обороту.
Торговоепредприятие за оказываемые им услуги по доведению товара до потребителя и поего реализации взимает плату, которую можно назвать ценой торговых услуг. Этоплатой становится торговая надбавка к цене закупленных товаров. Торговая иоптовая надбавка являются основными источниками формирования валового дохода.
Основныетребования, предъявляемые к обоснованию надбавок, заключается в следующем: онидолжны создавать условия для прибыльной работы торгового предприятия, отражатьспецифику реализации отдельных групп товаров, стимулировать эффективноеиспользование имеющихся ресурсов, учитывать территориальное различиепроизводства (поставщиков), пути продвижения отдельных товаров к потребителю.
Размерторговой надбавки определяется с учетом конъюнктуры рынка, соотношения междуспросом и предложением на конкретный товар, свободной отпускной цены, издержекобращения, прибыли, ставок косвенных налогов и условий взаиморасчетов.
Всоответствии с главой 25 НК РФ можно выделить следующие виды прибыли: прибыльот реализации, прибыль до налогообложения (прибыль предприятия), прибыльналогооблагаемую, прибыль чистую. Расчёт показателей прибыли осуществляется поформулам:
Пр = ВД – ИО,(1.2)
где Пр –прибыль от реализации;
Вд – валовой доход;
ИО – издержкиобращения.
Пп = Пр + Дп– Рп, (1.3)
где Пп –прибыль предприятия (прибыль до налогообложения);
Дп – доходыпрочие;
Рп – расходы прочие.
Составдоходов внереализационных определяется статьей 250 НК РФ. Они включают: доходы,получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды поакциям, и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, доходы от сдачиимущества в аренду и др. Состав внереализационных расходов определяется статьей265 НКРФ. Статья учитывает расходы в виде процентов по долговым обязательствам,расходы в виде отрицательной курсовой разницы, потери от стихийных бедствий,судебные расходы, расходы по операциям с тарой, расходы в виде сумм штрафов,пеней, расходы на оплату услуг банков и другие, формулы 1.4 и 1.5:
Пн = Пп – У, (1.4)

где Пн –прибыль налогооблагаемая;
У – убыток,полученный в предыдущем периоде.
Пч = Пп – Н, (1.5)
где Пч –прибыль чистая;
Н – налог наприбыль.
Прибыльпредприятия является конечным финансовым результатом хозяйственно-финансовойдеятельности и рассчитывается, как сумма прибыли (убытка) от реализациитоваров, основных фондов, иного имущества и доходов от внереализационныхопераций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Эта прибыль подлежитраспределению между предприятием и государственным бюджетом.
Формированиефинансовых результатов представлено на рисунке в приложении А.
Чистаяприбыль представляет собой ту часть прибыли, которая остается в распоряжениипредприятия после уплаты налога на прибыль. Основные направления использованияприбыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются его учредительнымидокументами или решением учредителей, в которых должно быть указано, какиефонды и в каких размерах создаются на предприятии. Определение направленийрасходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статейеё использования находиться в компетенции предприятия.
К основнымпринципам распределения прибыли относятся:
– прибыль,получаемая предприятием, распределяется между государством и предприятием черезуплату налога на прибыль;
– частьприбыли поступает в бюджеты субъектов РФ;
– величинаприбыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, недолжна снижать его заинтересованность в росте товарооборота и улучшениирезультатов финансовой деятельности;
– прибыль,остающаяся в распоряжении предприятия должна вначале направляться на развитиепредприятия, а потом на потребление.
Государствоне устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли. В целяхиспользования прибыли создаются фонды: резервный, фонд накопления и фондпотребления. Распределение чистой прибыли – это вопрос инвестиционной итехнической политики, а в акционерных обществах это еще и вопрос дивиденднойполитики. Торговля – это наиболее выгодная отрасль капитальных вложений, таккак срок их окупаемости сравнительно невелик, а прибыль на вложенный капиталобеспечивает быструю окупаемость вложений. Применение более квалифицированнойрабочей силы, прибыльное размещение капитала, внедрение новых технологийбизнеса зависят от такого фактора, как предпринимательская способностьруководства предприятия.
Прибыль,остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется на фонды накопления ифонды потребления. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам.
Нераспределеннаяприбыль – показатель, характеризующий экономический рост предприятия на основесобственных средств. В составе нераспределенной прибыли одна частьхарактеризует величину накопленной прибыли, вторая часть представляет собойсвободную прибыль, т.е. прибыль, которая не получила по сути никакогонаправления.
В фондахспециального назначения аккумулируется значительная часть прибыли,зарезервированной или направленной на образование источников финансированиязатрат на создание нового имущества предприятия производственного назначения исоциальной инфраструктуры, а также на нужды социального развития, материальноепоощрение работников.
Ваналитическом учете и бухгалтерской отчетности фонды специального назначенияпоказывают раздельно по двум самостоятельным направлениям прибыли: фондынакопления и фонды потребления. Фонды накопления объединяют ту часть прибыли,остающейся в распоряжении предприятия, которая направлена на строительство иприобретение основных фондов, т.е. на создание нового имущества предприятия.
За счетсредств фондов потребления работникам выплачиваются премии, не связанные спроизводственными результатами, различного вида поощрения, вознаграждения задолголетнюю трудовую деятельность, в связи с юбилейными датами и в иныханалогичных случаях. Социальные и компенсационные выплаты, произведенныепредприятием сверх норм, установленных законодательством, также осуществляетсяза счет средств фонда потребления.
Поэкономическому содержанию фонды – это чистая прибыль отчётного года либопрошлых лет, распределенная по фондам для её целевого использования. Советучредителей вправе направлять средства фондов на покрытие убытков,перераспределять средства фондов между ними, направлять часть средств на увеличениеуставного капитала и финансирование других мероприятий. В любом случае наосновании решения Совета учредителей перераспределение чистой прибылиоформляется протоколом.
Следуетотметить, что показатели прибыльности (доходности) и рентабельности тесносвязаны с финансовым состоянием организации. При прочих равных условияхприбыльные организации чаще всего являются платежеспособными,финансово-устойчивыми, располагают достаточным объемом ликвидных активов./>/>/>/>1.3 Факторы, влияющие на прибыль
Абсолютнаявеличина и относительный уровень прибыли существенно изменяются под действиемвнешних и внутренних условий хозяйственной деятельности торгового предприятия.
К внешнимусловиям относятся изменения в законодательных и нормативных документах вобласти кредитования, налогообложения, ценообразования товаров народногопотребления, оплаты труда работников, а также инфляция. Государственнаяполитика доходов изменяет структуру спроса населения на товары и услуги. Вусловиях инфляции сдерживания индексации реальных доходов населения (пенсии,стипендии, денежные выплаты социального назначения, размер минимальнойзаработной платы) сокращается покупательная способность населения, что приводитк снижению объёма реализации товара.
Внутренниеусловия деятельности предприятия также оказывают влияние на нормированиеприбыли. В связи с увеличением (сокращением) количества работниковувеличиваются (уменьшаются) затраты на оплату труда и единый социальный налог,что влияет на рост (уменьшение) прибыли до налогообложения и соответственночистой прибыли, хотя уровень рентабельности, исчисленный по отношению кобороту, может измениться незначительно или остаться на прежнем уровне.
Совокупностьфакторов, влияющих на прибыль, представляет собой систему, состоящую изнескольких элементов. Валовой доход от торговой деятельности, прибыль (убыток)от реализации основных фондов и иного имущества, сальдо доходов и расходов повнереализационным операциям представляют собой подсистему образующих факторов,от которых зависит формирование валовой прибыли.
Объёмреализации товаров, издержки обращения, оборачиваемость и состав оборотногокапитала, величина налогов, уплаченных предприятием, фондовооруженность ичисленность работников, розничные цены на реализуемые товары являются основнымивзаимовлияющими факторами на прибыль. В систему этих факторов входят элементы,которые традиционно не включаются при исчислении валовой прибыли, но напрактике являются тактическими составляющими экономической прибыли. Эта группарасходов относится на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. Одним изфакторов, снижающих величину чистой прибыли, является изъятие средств упредприятия за допущенные нарушения налогового законодательства, за нарушениедисциплины цен. Величину чистой прибыли могут снизить от списания дебиторскойзадолженности, задолженности по недостачам, растратам и хищениям в связи систечением сроков исковой давности, а также уплаченные штрафы, пени инеустойки.
Анализфакторов влияющих на прибыль, является экономической основой подготовки ипринятия управленческих решений, направленных на выбор наиболее рациональногопути дальнейшего развития торгового предприятия.
Выявлениефакторов, влияющих на финансовый результат, предполагает изучение экономическихусловий его формирования. Абсолютная величина и относительный уровень прибылисущественно изменяются под действием внешних и внутренних условий хозяйственнойдеятельности торгового предприятия.

/>/>/>/>2. Анализ и планирование финансовыхрезультатов предприятия/>/>/>/> 
/>/>/>/>2.1 Организационно –экономическая характеристика предприятияи анализфинансово-экономических показателей деятельности
ПредприятиеООО «АСП» зарегистрировано в 2003 году Постановлением Главы администрацииЖелезнодорожного района г. Хабаровска. Организационно – правовая форма – обществос ограниченной ответственностью.
Правовоеположение общества определяется Гражданским Кодексом РФ, частью I.
В своейдеятельности общество руководствуется федеральным законом «Об обществах сограниченной ответственностью» действующим законодательством РФ и уставомпредприятия.
Учредительнымдокументом общества является Устав. Уставный капитал составляет 1500 тыс. руб.
Основнойцелью деятельности является:
1) насыщениерынка потребительскими товарами;
2) реализациясоциально – экономических интересов учредителей на основе извлечения прибыли.
Предприятиеосуществляет следующие виды деятельности:
–  оптовая торговля,посредническая деятельность;
–  внешнеторговаядеятельность в соответствии с действующим законодательством;
–  организация и проведениерекламных мероприятий, выставок-продаж, а также оказание услуг розничнымпредприятиям и индивидуальным предпринимателям.
Обществовправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законодательствомРФ.
Обществосамостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность, несетответственность за результаты своей деятельности, за выполнение взятых на себяобязательств по договорам, перед бюджетом, представляет необходимую отчетностьи информацию налоговым органам и органам государственной статистики. Трудовыеотношения и порядок оплаты труда лиц работающих по найму, регулируются Трудовымкодексом РФ. Режим труда и отдыха, система оплаты труда определяется трудовымзаконодательством РФ и внутренними нормативными актами, разработанными иутвержденными собранием участников общества.
Обществонесет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим емуимуществом. Общество не отвечает по обязательствам участников, участникиобщества несут ответственность по его обязательствам в пределах вклада.
Обществоимеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета. Обществоосуществляет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.Имущество формируется за счет:
–  вкладов участников;
–  прибыли;
–  кредитов банка;
–  иных источников.
Прибыль обществаподлежит налогообложению в порядке, установленном законодательством. Чистаяприбыль распределяется и используется самостоятельно. Управление обществомосуществляется в соответствии с действующим законодательство и уставом.Общество вправе образовывать фонд социального развития и другие фонды. Органамиуправления общества являются:
–  общее собрание участниковобщества;
–  директор на правахединоначалия.
Высшиморганом управления является общее собрание участников, которое проводится одинраз в год. Руководство текущей деятельностью осуществляется директором, онизбирается общим собранием сроком на пять лет. Участниками общества являютсяфизические лица.
Кисключительной компетенции общего собрания участников общества относятся:
1) изменениеустава общества, изменение его уставного капитала;
2) решениео реорганизации или ликвидации общества;
3) избраниеревизионной комиссии;
4) утверждениегодовых отчетов и бухгалтерских балансов и распределение прибыли.
Дляреализации товаров предприятие располагает офисом по адресу г. Хабаровск, ул. Шмидта,38, и складскими помещениями в размере 70 м2.Предприятиеосуществляет оптовую торговлю офисным оборудованием и расходными материалами. Непосредственное        управление         торговымпредприятием осуществляет директор. Директор действует от имени Общества,представляет его интересы и совершает сделки, открывает в банках расчетный ииные счета, издает приказы о назначении на должности работников, об их переводеи увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания, утверждаетправила внутреннего трудового распорядка, разрабатывает и утверждает штатное расписание,положения об оплате труда, о премировании и другие внутренние документы,выступает в суде.
В ООО «АСП» работает 15 человек, то есть его можно отнести кмалым предприятиям.
В системеторгового обслуживания на предприятии используют три метода реализации товаров:продажа товаров через Интернет, продажа товаров по каталогам, продажа товаровпо образцам.
Крупнымпокупателям предоставляется скидка 7% и дает товарный кредит на 14 календарныхдней.
ООО «АСП– ЦЕНТР» в соответствии с НК РФ применяет общую систему налогообложения,производит уплату />/>/>/>налогана прибыль, налога на имущество, НДС и другие налоги.
Анализхозяйственной деятельности является одной из важнейших подсистем общей системыуправления торговым предприятием. На основе экономического анализавырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы иуправленческие решения.
Одним изважнейших условий успешного управления предприятием является анализ егоосновных экономических показателей, отражающих результаты хозяйственнойдеятельности.
Выручка отреализации в фактическихценах 2009 г. возросла по сравнению с 2008 г.на 10,7%, а в 2008 г. по сравнению с 2007 годом на 11,6% что в суммесоставило 4080 и 4300 тыс. руб. соответственно.
Предприятиерационально использует свои трудовые ресурсы: в 2009 году по сравнению с 2008годом, по фонду оплаты труда получена относительная экономия в сумме 80,1 тыс.руб. (-0,18*44500/100%). В 2008 году по сравнению с 2007 годом допущенперерасход в сумме 4,02 тыс. руб. (-0,01*40200/100%). Экономия получена за счётснижения уровня расходов на оплату труда и роста оптового оборота. Темпы роставыработки опережают темпы роста средней зарплаты на 0,6% (103,3–102,7) в 2009году и на 0,5% в предыдущем периоде. За исследуемый период увеличились темпыроста валового дохода: в 2009 году темп роста составил 118,8%, а в 2008 году113,7%. Увеличение валового дохода произошло в основном за счёт роста выручки иза счёт увеличения среднего размера оптовой надбавки. Несмотря на сложныеусловия: повышение затрат и снижение темпов роста выручки, предприятиеобеспечило прирост прибыли в 2009 году на 447,0 тыс. руб. а в 2008 году на353,0 тыс. руб. Рентабельность предприятия составила 7,05%, что выше уровня2008 года на 0,23%. В таблице 2 проведён анализ основных экономическихпоказателей предприятия.

Таблица 2 –Основные экономические показатели ООО «АСП»Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г.
2008 г.
% 2007 г. 2009 г. % к 2008 г. отклонение, тыс. руб. +,-
2008 г.
2007 г.
2009 г.
2008 г. Выручка от продаж товаров без НДС, тыс. руб. 36120 40200 44500 111,6 110,7 +4080 +4300 Численность работников, чел. 13 14 15 107,7 107,1 +1 +1 Товарооборот на одного работника, тыс. руб. 2778,5 2871,4 2966,7 103,6 103,3 +92,9 +95,3 Фонд оплаты труда, тыс. руб. 1684,8 1881,6 1998,0 111,7 106,2 +196,8 +116,4 Уровень фонда оплаты труда, % 4,66 4,67 4,49 100,2 99,8 +0,01 -0,18 Среднемесячная зарплата одного работника, тыс. руб. 10,8 11,1 11,4 102,7 102,7 +0,3 +0,3 Валовой доход, тыс. руб. 6717,0 7640,5 9076,5 113,7 118,8 +923,5 +1436,0 Уровень валового дохода, % 18,80 19,01 20,40 102,2 107,3 +0,41 +1,39 Издержки обращения, тыс. руб. 4164,2 4734,7 5722,7 113,7 120,8 +570,5 +988 Уровень издержек обращения, % 11,53 11,78 12,86 102,2 109,2 +0,25 +1,08 Прибыль от продаж, тыс. руб. 2552,8 2905,8 3352,8 113,8 111,9 +353 +447 Рентабельность по прибыли от продаж, % 7,07 7,23 7,53 102,3 104,4 +0,16 +0,30 Прочие расходы, тыс. руб. 137 170 230 124,4 135,3 +33 +60 Прочие доходы, тыс. руб. 9 5 13 55,5 260,0 -4 +8 Прибыль предприятия, тыс. руб. 2424,8 2740,8 3135,8 113,0 114,4 +315,2 +395,0 Рентабельность по прибыли предприятия, % 6,71 6,82 7,05 101,6 103,4 +0,11 +0,23
Высокиетемпы роста за изучаемый период отмечаются по издержкам обращения, в 2009 годутемп роста составил 20,8%, а в 2008 году 13,7%. Рост затрат предприятия вызванувеличением цен и тарифов на транспортные и коммунальные услуги, а такжеситуацией сложившейся на потребительском рынке в связи с экономическимкризисом. Снижение темпов роста выручки и рост издержек в абсолютной суммепривели к повышению уровня издержек обращения на 1,08% в 2009 году, и на 0,25%в 2008 году. Это привело к абсолютному и относительному перерасходу издержекобращения. За анализируемый период на предприятии допущен относительныйперерасход издержек обращения в 2009 году в сумме 480,6 тыс. руб. (1,08*44500/100),а в 2008 году 100,5 тыс. руб. (0,25*40200/100).
При оценкеэкономических показателей выделены сильные стороны деятельности предприятия:
– предприятиев условиях экономического кризиса обеспечило увеличение объёма продаж иполучение прибыли;
–рентабельность по прибыли до налогообложения предприятия составляет 7,05%, чтовыше среднего уровня в целом по России почти вдвое.
–незначительно, но обеспечен рост прочих доходов в 2009 году на 8,0 тыс. руб.
К слабымсторонам деятельности предприятия следует отнести превышение темпа роста затратпо реализации, то есть, издержек обращения за 2008–2009 год на 20,8% посравнению с возрастанием полученного эффекта, то есть выручки на 10,7%. Этопривело к нарушению механизма управления прибылью от продажи товаров, и какрезультат к снижению темпов роста прибыли от продаж в 2009 году на 1,9% (111,9– 113,8). На предприятии высокими темпами растут прочие расходы, темп их ростав 2009 году составил 35,3% по сравнению с 2008 годом, а в 2008 году 24,4% посравнению с 2007 годом. Такой рост расходов связан с выплатой процентов закредит в связи с нехваткой собственных оборотных средств. Закономернымпроцессом развития операционной прибылью является обязательное соблюдение следующихусловий: [23]
IП > I В > I ИО, ()
где I П – прирост темпа ростаприбыли от продаж;
I В-прирост темпа роставыручки;
I ИО – прирост темпа суммыиздержек обращения.
Наисследуемом предприятии фактические темпы роста экономических показателей за2008–2009 годы составили: прибыль от продаж 111,9%, выручка 110,7%, издержкиобращения 120,8%. Таким образом, неэффективное управление издержкамипредприятия привело к образованию упущенной выгоды в размере 482,1 тыс. руб.
Основнымисточником информационного обеспечения оценки финансового состояния предприятияявляются бухгалтерский баланс и приложения к нему.
Финансовоесостояние предприятия характеризует состояние финансовых ресурсов ивзаимоотношений, связанных с движением денежных потоков, по источникамобразования и расходования. Основная цель проведения анализа состояния активовпредприятия заключается в выявлении изменений за отчетный период в их составе иструктуре.
В таблице Б1приложения Б представлены абсолютные величины по видам активов, на удельныевеса в общей величине активов, изменения в тыс. руб. и в процентах.
Активыпредприятия состоят из внеоборотных и оборотных активов. Наибольший удельныйвес в структуре активов приходится на оборотные активы 8835 тыс. руб. или 68%на конец 2007 г. и 5068 тыс. руб. или 55,2% на начало 2008 г.Внеоборотные активы в общей сумме активов занимают 44,8% в 2007 г. и 31,3%в 2008 г.
Платежеспособность– это способность предприятия торговли своевременно погашать все своиобязательства при наступлении строка платежа.
Коэффициентплатежеспособности рассчитывается по формуле:
Кпл = СК/СКП * 100% ()
где Кпл – коэффициентплатежеспособности, финансовой независимости, в%
СК –собственный капитал предприятия, руб.
Чем большекоэффициент, тем выше доля собственных средств в общей сумме финансовыхресурсов предприятия. В этом случае оно способно погасить не толькократкосрочные, но и долгосрочные обязательства.
Кпл 2008 г.= 5997/12853×100 = 46,7%/>
Кпл 2009 г.= 6312/14556 ×100 = 43,4%
Коэффициентплатежеспособности снизился на 3,3%, и в 2008 году и в 2009 году он ниженормативного значения.
Абсолютная устойчивость финансового состояния встречается редко,представляя собой крайний тип финансовой устойчивости. Большинству организацийприсуща нормальная устойчивость. При неустойчивом финансовом состояниинарушается платёжеспособность, но сохраняется возможность восстановления засчёт вынужденного привлечения дополнительных источников покрытия.
В таблице 3 представлены финансовые коэффициенты, применяемые дляоценки финансовой устойчивости предприятия.

Таблица 3 – Финансовые коэффициенты финансовой устойчивостипредприятияПоказатель Формула расчёта Рекомендуемое значение Коэффициент автономии
Ка = СК/А Минимальное пороговое значение на уровне 0,5 Коэффициент финансовой зависимости
Кфз = ЗК/А Менее 0,5 Коэффициент соотношения заёмных и собственных средств
Ксзс = ЗК/СК Менее 0,7 Коэффициент финансирования
Кф = СК/ЗК Не менее 1 Коэффициент маневренности собственного капитала
Км = (СК – ВА)/СК 0,2–0,5
Коэффициентавтономииважен для инвесторов и кредиторов, так как они отдают предпочтение предприятиямс высокой долей собственного капитала. Коэффициент соотношения заёмного исобственного капитала (леверидж, плечо финансового рычага) показывает долюпривлечённых средств на каждый рубль собственных, вложенных в активыпредприятия. Коэффициент финансирования показывает, сколько заёмныхсредств покрывается собственным капиталом.
В таблице 4проведён расчёт показателей финансовой устойчивости по предприятию.
Таблица 4 – Расчётотносительных показателей финансовой устойчивости по ООО «АСП – ЦЕНТР»Показатель Значение показателя по данным баланса Отклонение расчётного значения от рекомендованного 2007 год 2008 год 2009 год 2007 год 2008 год 2009 год Коэффициент автономии 0,61 0,46 0,43 в пределах нормы менее 0,5 менее 0,5 Коэффициент финансовой зависимости 0,27 0,34 0,42 в пределах нормы в пределах нормы
в
пределах нормы Коэффициент соотношения заёмных и собственных средств (леверидж) 0,44 0,76 0,9 в пределах нормы +0,06 +0,2 Коэффициент финансирования 2,25 1,3 1,03 в пределах нормы в пределах нормы
в
пределах нормы Коэффициент маневренности собственного капитала 0,27 0,33 0,3 в пределах нормы в пределах нормы
В
пределах нормы
По даннымприложений Б и В проведено изучение структуры капитала предприятия и егоисточников в динамике. В таблице 5 представлена структура средств и источниковпо предприятию. Таблица 5 – Анализ структуры капитала и источников егоформированияПоказатель 2007 год 2008 год 2009 год тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, %
Внеоборотные активы,
тыс. руб. 4109 44,8 4018 31,3 4400 30,2
Оборотные активы
тыс. руб. 5068 55,2 8835 68,7 10156 69,8 Баланс 9177 100 12853 100 14556 100
Собственный капитал
тыс. руб. 5620 61,2 5997 46,7 6312 43,4
Заёмный капитал
тыс. руб. 2500 27,2 4616 35,9 6148 42,2 Привлечённые средства, тыс. руб. 1057 11,6 2240 17,4 2096 14,4 Баланс 9177 100 12853 100 14156 100
По даннымтаблицы 3 выявлена тенденция роста оборотных активов предприятия, их доля в2009 году по сравнению с 2007 годом возросла на 14,6%, что в сумме составило5088 (10156 – 5068) тыс. руб. Это связано со следующими причинами: увеличениемобъёмов продаж, расширением торгового ассортимента, ростом розничных цен итарифов, а также инфляционными процессами. Увеличение доли оборотного капиталасопровождается сокращением доли внеоборотных активов. Это связано с износомосновных средств.
Валютабаланса в 2008 г. возросла по сравнению с 2007 г. на 3676 тыс. руб.или на 140,0%, что в целом характеризует наращивание экономического потенциалапредприятия, однако, велика доля заемных средств в 2007 г., она составила53,3%, что на 14,5% больше, чем в 2007 г. В 2008 г. кредиторская задолженностьувеличилась на 1135 тыс. руб. по сравнению с 2007 г. за этот же период займыи кредиты возросли на 2116 тыс. руб. Положительным нужно признать ростнераспределенной прибыли на 309 тыс. руб. снижение задолженности передвнебюджетными фондами.
Таблица В1 вприложения В содержит информацию о структуре источников средств
Характеризуя потаблице 5 соотношение собственных, заёмных и привлечённых средств организации,можно сделать следующие выводы. Преобладающую часть пассива баланса составляютсобственные средства, хотя их доля за изучаемый период снизилась с 61,2% в 2006году до 43,4% в 2008 году. При этом растёт доля заёмного капитала с 27,2% в2006 году до 42,2% в 2008 году.
По даннымтаблицы 5 составлена диаграмма, на рисунке 5, которая отражает структурукапитала предприятия за период с 2007 по 2009 год.

/>
Рисунок 5 –Диаграмма структуры капитала за 2007–2009 годы по ООО «АСП – ЦЕНТР»
Доляпривлечённых средств остаётся примерно на одном и том же уровне.
Дляукрепления финансовой независимости предприятию необходимо наращиваниесобственного капитала. По данным таблицы 3 построена диаграмма на рисунке 6,которая отражает структуру источников по предприятию. По данным таблицы 3построена диаграмма на рисунке 6, которая отражает структуру источников попредприятию ООО «Текстиль ДВ».
/>/>
Рисунок 6 –Структура источников капитала по ООО «АСП – ЦЕНТР» за 2007 и 2009 годы

Оборотныеактивы представляют собой наиболее мощную и мобильную часть имущества ООО «АСП– ЦЕНТР». Результативность работы предприятия во многом зависит отэффективности их использования. Наибольший удельный вес в оборотных активахторгового предприятия занимают товарные и производственные запасы, этообусловлено необходимостью безопасности организации при колебаниях продаж.Важным показателем при анализе материальных активов является оборачиваемость вднях. В таблице 6 проведён расчёт оборачиваемости по ООО «АСП».
Таблица 6 –Расчёт оборачиваемости по ООО «АСП – ЦЕНТР»Показатель 2007 год 2008 год 2009 год
Выручка,
тыс. руб. 36120,0 40200,0 44500,0 Однодневный оборот, тыс. руб. 100,3 111,7 123,6
Средний запас,
тыс. руб. 4384 6147 8716,5 Оборачиваемость материальных активов, дни 43,7 55,0 70,5
При изученииданных таблицы установлено, что за период с 2007 года по 2009 год напредприятии происходило замедление оборачиваемости материальных активов. В 2009году по сравнению с 2008 годом на 15,5 дня (70,5–55,0), а в 2008 году посравнению с 2007 годом на 11,3 дня (55,0–43,7).
Дляобоснованного исследования прибыли необходим анализ товарооборота. В каждомотчётном периоде оптовое предприятие должно изучить ритмичность поставок. Вкачестве показателя, характеризующего ритмичность поставок можно применитькоэффициент равномерности. Для расчёта этого коэффициента исчисленысреднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации. Среднеквадратическоеотклонение исчисляется по формуле:

/> = />, ()
где /> — среднеквадратическоеотклонение;
x – процент изменениязакупок за квартал;
х – среднийпроцент изменения товарооборота за год;
n – количество кварталов.
/>,
(2.3)
где V – коэффициент вариации;
Кравн= 100% – V,(2.4)
где Кравн– коэффициент равномерности.
В таблице 7проведён анализ товарооборота по предприятию.
Таблица 7 – Анализоборота по ООО «АСП»Кварталы 2008 г. 2009 г.
2009 г. в%
к 2008 г. +/ – отклонение тыс. руб.
удель
ный вес.% тыс. руб.
удель
ный вес.% тыс. руб.
удель
ный вес.% 1 9447,0 23,5 10368,5 23,3 109,8 921,5 -0,2 2 9165,0 22,8 10190,5 22,9 111,2 1024,4 0,1 3 9567,6 23,8 10546,5 23,7 110,2 978,9 -0,2 4 12019,8 29,9 13394,5 30,1 111,4 1374,7 +0,2 Итого за год: 40200,0 100 44500,0 100 110,7 4300,0 –
Объём товарооборотав 2009 г. по сравнению с 2008 г. возрос на 4300 тыс. руб. чтосоставило 9,4%. Наибольший объём стабильно отмечается в 4 квартале как в 2009 г.так и в 2008 г. Такое распределение связано со спросом на товары,реализуемые розничным потребителям.
Наиболеевысокий спрос и объёмы реализации наблюдаются в 3 и 4 кварталах, в 1 и 2квартал характеризуется снижением объёма товарооборота в связи с тем, чтоснижаются объёмы реализации товаров в соответствии со спросом рыночныхпотребителей. Расчёт среднеквадратического отклонения проведён в таблице 8.
Таблица 8 – Расчётсреднеквадратического отклонения по ООО «АСП»Кварталы X
/>X–X
/>(X–X)2 I 109,8 -0,9 0,81 II 111,2 0,5 0,25 III 110,2 -0,5 0,25 IV 111,4 0,7 0,49 Итого 110,7
-/> 1,8
Среднеквадратическоеотклонение
/> /> /> />
Коэффициентвариации
V =/>
Коэффициентравномерности
К равн= 100% – 0,63 = 99,37%
Закупки пооптовому предприятию ООО «АСП» осуществляются равномерно, коэффициентравномерности близок к 100% и составляет 99,37%.
Оптовыйтоварооборот и прибыль предприятия зависит в значительной степени отправильного формирования ассортиментной структуры закупок. Общий объём оптовогооборота в 2009 г. возрос на 4300 тыс. руб.

2.3 Анализи планирование показателей прибыли и рентабельности на предприятии
Торговые организациипланируют в своей работе объём прибыли и уровень рентабельности в целом поорганизации, структурным подразделениям, сегментам деятельности, а затемосуществляют контроль за выполнением запланированных показателей, соблюдениемэкономии имеющихся ресурсов. Задачами анализа прибыли являются:
–  оценка степени выполненияплановых (прогнозных) данных и динамики показателей, характеризующих валовыедоходы, финансовые результаты в целом по организации, структурнымподразделениям и сегментам деятельности;
–  выявление важнейшихфакторов, воздействующих на прибыль и рентабельность;
–  оценка эффективностииспользования прибыли;
–  раскрытие резервов,выявление которых повысит прибыль и рентабельность организации;
–  определение путей и возможностейроста прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества торговогообслуживания населения.
Анализприбыли проводится в целом по торговому предприятию, изучается динамикапоказателей прибыли и рентабельности, рассчитывается влияние факторов наприбыль, проводиться анализ по кварталам.
Анализприбыли необходимо проводить с целью количественной оценки влияния на прибыльотдельных факторов. Влияние объёма оптового оборота на сумму прибылирассчитывается по формуле:
Вл О = (Оф –Оп) * Рп / 100%, (1.6)
где Вл О –влияние изменения объёма оборота;
Оф – оборотфактический;
Оп – оборотплановый;
Рп –рентабельность плановая, %.
Влияниеизменения среднего уровня валового дохода определяется по формуле:
Вл. УВД =(УВДф – УВДп) *Оф / 100%, ()
где Вл. УВД –влияние среднего уровня валового дохода;
УВДф –уровень валового дохода фактический;
УВДп –уровень валового дохода плановый;
Оф – оборотфактический.
Изменение уровняиздержек обращения исчисляется по формуле:
Вл. УИО =(УИОф – УИОп) * Оф /100%, ()
где Вл. УИО –влияние изменения уровня издержек обращения;
УИОф –уровень издержек обращения фактический;
УИОп –уровень издержек обращения плановый;
Оф – оборотфактический.
ПредприятиеООО «АСП – ЦЕНТР» является рентабельным, в 2009 г. рентабельность поприбыли до налогообложения составила 7,05%, это выше уровня 2008 г. на 0,23%.
Увеличениерентабельности произошло за счёт увеличения прибыли предприятия на 395,0 тыс.руб. в 2009 г. по сравнению с 2008 г. возросли расходывнереализационные на 60 тыс. руб. Рост расходов связан с увеличением процентовуплаченных по договорам займа.
Анализ прибыли за год дополняется ее изучением по кварталам вдинамике, данные анализа обобщены в таблице в приложении Д.
Рост прибылиотмечается по всем кварталам в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Наибольший темпприроста прибыли отмечается в 3 и 4 кварталах 2009 года он составляет 114.0% и115.2% соответственно, самый высокий уровень рентабельности отмечен в 3квартале 2009 года. Данные анализа прибыли и рентабельности приведены в таблице11.
Таблица 11 –Анализ показателей прибыли и рентабельностиПоказатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г. % 2007 г.
2009 г. %
2010 г +, – отклонение 2008 г. к 2007 г.
2009 г. к
2008 г. Выручка от продаж товаров, тыс. руб. 36120,0 40200,0 44500,0 111,6 110,7 4080 4300 Прибыль от продаж, тыс. руб. 2552,8 2905,8 3352,8 113,8 111,9 353 447 Рентабельность по прибыли от продаж, % 7,07 7,23 7,53 102,3 104,4 0,16 0,30 Прочие расходы, тыс. руб. 137 170 230 124,1 135,3 +33,0 +60 Прочие доходы, тыс. руб. 9 5 13 55,9 260,0 -4 +8 Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 2424,8 2740,8 3135,8 113,0 114,4 315,2 395,0 Рентабельность по прибыли до налогообложения, % 6,71 6,82 7,05 101,6 103,4 0,11 0,23 Прибыль чистая, тыс. руб. 1842,8 2083,0 2383,2 113,0 114,4 240,2 300,2 Рентабельность по чистой прибыли, % 5,10 5,18 5,36 101,6 103,5 0,08 0,18 Прибыль чистая на одного работника, тыс. руб. 141,8 148,9 158,9 105,0 106,7 7,1 10,0 Рентабельность расходов на оплату труда, % 1,09 1,11 1,19 101,8 107,2 0,02 0,08
Расчетвлияния факторов на прибыль проведен в таблицах 12.
Таблица 12 – Расчётвлияния факторов на прибыль за 2007–2008 гг.Факторы
Увеличивающие
прибыль
Уменьшающие
прибыль Выручка 288,3 Уровень издержек 100,7 Влияние изменения структуры продаж 164,6 Итого влияние основных факторов 452,9 100,7 Доходы прочие 4 Расходы прочие 33 Итого: 137,7 Всего: +315,2
Влияниеизменения объёма продаж
+4080*7,07/100= + 288,3 тыс. руб.
Влияниеизменения структуры продаж
+0,41*40200/100= +164,6 тыс. руб.
Влияниеизменения уровня издержек обращения
+0,25*40200/100=+ 100,7 тыс. руб.
Таблица 13 – Расчетвлияния факторов на прибыль за 2008–2009 гг.Факторы
Увеличивающие
прибыль
Уменьшающие
прибыль Выручка +310,7 Уровень издержек – 482,1 Влияние изменения структуры продаж +618,4 Итого влияние основных факторов +929,1 Доходы прочие +8 Расходы прочие -60 Итого: 937,1 542,1 Всего: +395,0
Влияниеизменения объёма продаж
+4300*7,23/100= +310,7 тыс. руб.
Влияние измененияструктуры продаж
+1,39*44500/100= +618,4 тыс. руб.
Влияниеизменения уровня издержек обращения
+1,08*44500/100= + 482,1 тыс. руб.
ПредприятиеООО «АСП» является рентабельным, в 2008 г. рентабельность составила7,53%, это выше уровня 2007 г. на 0,3%.
Увеличениерентабельности произошло за счёт увеличения прибыли предприятия на 395,0 тыс.руб. в 2008 г. по сравнению с 2007 г. возросли расходывнереализационные на 60 тыс. руб.
Наибольший темпприроста прибыли отмечается в 3 и 4 кварталах 2008 года он составляет 114.0% и115.2% соответственно, самый высокий уровень рентабельности отмечен в 3квартале 2008 года 7.24%.
При изучениифакторов, было установлено, что на прибыль влияют доходы и расходывнереализационные.
В 2009 годувнереализационные расходы по предприятию превысили доходы внереализационные на217,0 тыс. руб., что на 52,0 тыс. руб. больше чем в 2008 году, это отрицательносказывается на формировании прибыли.
Увеличениерасходов на 35,5% в 2009 году по сравнению с 2008 годом связано с ростом процентов,уплаченных по договорам займа банку в связи с нехваткой собственных оборотныхсредств.
В таблице 14приведен анализ доходов и расходов прочих.

Таблица 14 – Анализ прочих доходов и расходовПрочие доходы и расходы 2008 г 2009 г ± изменение тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. % Расходы всего в том числе: 170 100 230 100 +135,3 135,5 Проценты, уплаченные по договорам займа 157,4 92,6 224,9 97,8 +67,5 142,9 Потери от аварий и других чрезвычайных ситуаций 12,6 7,4 5,1 2,2 -7,5 40,5 Доходы всего в том числе: 5 100 13 100 +8 260,0 Штрафы, пени, полученные за нарушение договорных обязательств 3,5 70,0 10,8 83,1 +7,3 308,5 Излишки товаро – материальных ценностей, выявленных при инвентаризации 1,5 30,0 2,2 16,9 +0,7 146,7 Превышение расходов над доходами 165 – 217 – +52 131,5
Чистая прибыль предприятия увеличилась на 300,2 тыс. руб.Наибольшая часть чистой прибыли, направляется на развитие предприятия: фонднакопления возрос в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 326,8 тыс. руб.
Метод прямогосчета является относительно простым и достаточно надежным методом планированияприбыли, согласно которому разработке плана по прибыли должны предшествоватьрасчеты плановых сумм дохода предприятия и издержек обращения, обоснования пополучению прочих доходов и расходов.
Метод прямогосчета позволяет получить достаточно точные результаты плановой суммы чистойприбыли, однако, он имеет и недостатки. Прежде всего, он недостаточноориентирован на достижение целевых (нормативных) показателей уровня чистойприбыли. Кроме того, этот метод позволяет осуществлять только одновариантныйрасчёт планируемых показателей.
Достаточнопростым методом планирования прибыли торгового предприятия является нормативныйметод, но условием его применения является наличие на предприятиисоответствующей нормативной базы. В качестве таких нормативов могут выступатьнорма прибыли на единицу оборота или норма прибыли на собственный капитал.
Нормативныйметод планового расчета суммы чистой прибыли может быть использован в процессеее определения для открываемых предприятий. Его недостатком является то, что онпрактически не увязан с другими показателями деятельности торговогопредприятия, вследствие чего также не может быть использован длямноговариантных расчетов.
Метод целевогопланирования прибыли позволяет обеспечить увязку ее размеров с целями развитияпредприятия. Основой этого метода является предварительное определениеминимально необходимой суммы прибыли, достаточной для уплаты налога на прибыль,погашения долгосрочных кредитов и процентов по ним, удовлетворения потребностейпредприятия в средствах для выплаты дивидендов, осуществления социальных выплатработникам, а также для накопления средств, необходимых предприятию дляпроизводственного развития. Расчёт ведётся по каждому элементу этихпотребностей и охватывает как капитализируемую, так и потребляемую их части.
В курсовой работедля планирования прибыли использован метод прямого счёта. Этот метод являетсядостаточно простым и надёжным, согласно этому методу разработке плана прибыли должныпредшествовать расчёты плановых сумм валового дохода и издержек обращения.Плановая сумма валового дохода от реализации товаров может быть определена поформуле:
ВД = О * С/100, ()
где ВД –плановая сумма валового дохода от реализации товаров;
О – плановыйобъём оборота;
С – среднийуровень оптовой надбавки по предприятию в процентах к обороту.
В условияхкризиса размер оптовой надбавки оставляем на уровне прошлого года.
ВД 2010 = 47400*20,4/ 100 =9669,6,0 тыс. руб.
Для расчётаприбыли предприятия необходимо определить издержки обращения.
Расходы наоплату труда на предприятии составляют более 30 процентов. В курсовой работеиспользован опытно – статистический метод. Этот метод ориентирован наиспользование суммы расходов на оплату труда отчётного года с учетом такихсоотношений, при которых темпы роста оптового оборота опережают темпы ростарасходов на оплату труда. Обоснованность плановых расчё2тов подтверждается иобеспечением более высоких темпов прироста производительности по сравнению стемпами роста средней заработной платы.
В 2010 годучисленность работников не измениться, и составит 15 человек, среднюю зарплатупланируется увеличить на 3,5%. Таким образом, фонд оплаты труда на 2009 годисчислен по формуле:
ФОТ = З0 ∙ Ч0 ∙ I, ()
где ФОТ –фонд оплаты труда;
З0 – средняя зарплата вотчетном периоде;
Ч0 – численность работниковв отчетном периоде;
I – темп роста среднейзаработной платы.
Фонд оплатытруда на 2010 год составит:
ФОТ = 136,8 *15 *1,035 = 2123,8 тыс. руб.
Припланировании транспортных расходов необходимо учесть, что с ростом объёмаоборота и ежегодном увеличении транспортных тарифов сумма расходов будет расти.В 2008 г. индекс роста транспортных тарифов по Хабаровскому краю составил1,244, уровень транспортных расходов в 2008 г. по предприятию составил 1,22%,тогда расчётная сумма расходов на 2009 г. с учётом роста оборота составит тыс.руб. (47400*1,22*1,244/100).
Суммурасходов на аренду и содержание здания на 2009 год удалось несколько уменьшить вследствиезаключения нового договора на аренду. Арендатор снизил ставку арендной платы.
В таблице 18представлен план издержек обращения по предприятию.
Таблица 19 –План издержек обращения по ООО «АСП – ЦЕНТР»Статьи издержек обращения 2009 год 2010 год
сумма,
тыс. руб. уровень, % обороту
сумма,
тыс. руб. уровень, % обороту Транспортные расходы 543,7 1,22 719,4 1,52 Расходы на оплату труда 1998,0 4,49 2123,8 4,48 Единый социальный налог 519,5 1,17 552,2 1,16 Расходы на аренду и содержание здания 1541,2 3,46 1644,5 3,47 Амортизация основных средств 166,5 0,37 175,4 0,37 Потери товаров и технологические отходы 143,4 0,32 151,2 0,32 Расходы на тару 51,5 0,12 56,9 0,12 Расходы на ремонт основных средств 160,3 0,36 170,6 0,36 Расходы на рекламу 108,7 0,24 113,4 0,24 Прочие расходы 489,9 1,11 526,1 1,11 Итого: 5722,7 12,86 6233,1 13,15 Оптовый оборот, к которому исчислены издержки обращения 44500 47400
Уровеньрасходов по остальным статьям в 2010 году, считаю необходимым оставить науровне 2009 г.
Суммаиздержек обращения должна быть вписана в общую систему экономическихпоказателей предприятия. Поэтому на заключительной стадии планированияпроизводится увязка плана издержек обращения с суммой валового дохода иприбыли, потребность в которой испытывает предприятие. План издержек обращенияможно считать оптимальным для предприятия, если он обеспечит взаимосвязьпоказателей, исчисленных по формуле:
ИОпл ≤ВД ±С д/р – Н – ЧП,          ()
где    ИО пл– плановая сумма издержек обращения;
ВД – валовойдоход предприятия;
С д/р – сальдо доходов и расходов прочих;
Н – налог наприбыль;
ЧП – чистаяприбыль предприятия.
Дляпланирования прибыли использованы данные таблиц 18 и 19.
В таблице 20составлен план прибыли на 2010 год с распределением по кварталам.

Таблица 20 –План прибыли предприятия ООО «АСП» на 2010 г.Показатели План на 2010 г. в т.ч. по кварталам 1 2 3 4
Оптовый товарооборот
тыс. руб. 47400 11044,2 10854,6 11281,2 14220,0 Валовой доход тыс. руб. 9669,6 2253,3 2214,3 2301,4 2900,6 Издержки обращения тыс. руб. 6233,1 1452,3 1427,4 1483,5 1859,9 Прибыль от продаж тыс. руб. 3436,5 801,0 786,9 817,9 1030,7 Прочие доходы тыс. руб. 15 3,0 3,0 4,5 4,5 Прочие расходы тыс. руб. 240 50,0 50,0 60,0 60,0 Прибыль до налогообложения тыс. руб. 3211,5 754,0 739,9 762,4 955,2 Рентабельность по прибыли до налогообложения 6,77 6,82 8,62 6,76 6,72 Налог на прибыль тыс. руб. 642,3 150,8 148,0 152,5 191,0
Прибыль чистая
тыс. руб. 2569,2 603,2 591,9 609,9 764,2 Рентабельность по чистой прибыли, % 5,42 5,46 5,45 5,41 5,37
План прибылиявляется наиболее важным финансовым показателем предприятия. Цель составленияплана в обобщенной форме представить результаты деятельности предприятия сточки зрения прибыльности. В этом плане обычно рассчитывают валовой доход,издержки обращения, прибыль от продаж, прибыль предприятия, налоги, уплаченныеза счет прибыли, чистую прибыль и рентабельность.
Приформировании плана прибыли предприятию в условиях экономического кризиса,сложившейся конъюнктуры рынка, конкуренции пришлось несколько снизить темпыроста экономических показателей. Рост прочих расходов связан с увеличениемпроцентов, уплаченных по кредитам, так как предприятию не хватает собственныхоборотных средств для закупки товаров.

/>/>/>/>/>/>/>/>/>3 Направления повышения эффективностикоммерческой деятельности предприятия ООО «АСП – центр»
 
3.1 Рекомендациипо увеличению объёма выручки, как основного источника увеличения операционнойприбыли
Непременнымусловием успешного функционирования предприятия любой организационно – правовойформы является активное осуществление стратегически направленного и детальнопроработанного комплекса мероприятий по созданию или укреплению явных илискрытых преимуществ перед своими конкурентами.
Одним изопределяющих факторов становится активная инвестиционная деятельность за счёт расширенияпредприятия, технического перевооружения и увеличения объёмов продаж. Одно изосновных препятствий на пути к стабильному экономическому росту – медленныйпроцесс преобразований на уровне предприятия в связи с отсутствием достовернойинформации об экономическом состоянии организации, её финансовой устойчивости,которая является важнейшей характеристикой финансово-экономической деятельностив условиях рынка.
Дляустранения негативных тенденций экономического развития в целях повышениястабильности деятельности предприятия необходимо обеспечить устойчивое развитиеорганизации как основного структурного элемента экономической системы РФ.
Чтобыобеспечить выживание предприятия в условиях рынка, управленческому персоналутребуется оценить возможные и целесообразные темпы его развития, выявитьдоступные источники средств, способствуя тем самым эффективному развитиюпредприятия. Преодоление кризисной ситуации в России, ставит ранее невозникавшие проблемы, одной из которых является обеспечение экономическойстабильности развития. Достижение этой цели невозможно без прогнозированияобъёма продаж и прибыли предприятия.
Объём продаждолжен обеспечить, с одной стороны, удовлетворение спроса населения, а с другой– необходимую сумму для дальнейшего развития и выживания предприятия. Главнойцелью планирования прибыли является определение такого её размера, которыйсоответствовал бы целям развития предприятия в будущем периоде.
Оптовый оборотформируется в результате совокупного влияния множества длительно икратковременно действующих факторов.
Размер операционнойприбыли непосредственно связан с объёмом выручки, валового дохода и издержекобращения. Система этой связи, получившая название «взаимосвязь издержек,объёма реализации и прибыли» (метод CVP), позволяет выявить роль отдельных факторов вформировании прибыли от реализации. С помощью этой системы можно определить:
– точкубезубыточности или порог рентабельности, ниже которого реализация товаров непокрывает затраты и является убыточной;
– запасфинансовой прочности торгового предприятия, то есть размер возможного сниженияобъёма продаж, который позволяет предприятию остаться в зоне прибыльности.
Запасфинансовой прочности рассчитывается по формуле:
ЗПФ = Т – Тт.б,(3.1)
где ЗПФ – запасфинансовой прочности;
Т – объём оптовогооборота;
Т т.б– точка безубыточности.
Точкубезубыточности можно определить по формуле:

/>, (3.2)
где ИОП –издержки обращения постоянные;
УВД – уровеньвалового дохода;
УИО – уровеньиздержек обращения.
По даннымтаблицы 2.13 проведена группировка расходов по отношению к оптовому обороту. Кпостоянным расходам предприятия отнесём расходы на аренду и содержание здания,амортизацию, расходы на ремонт основных средств, 50% прочих расходов.
К переменнымотнесем транспортные расходы, расходы на оплату труда, единый социальный налог,расходы на рекламу, потери товаров и технологические отходы, расходы на тару, 50%прочих расходов.
Исходныеданные для расчёта представлены в таблице 21.
Таблица 21 – Расчётоптового оборота в точке безубыточностиПоказатель 2009 г. 20010 г. Оптовый оборот, тыс. руб. 44500 47400 Валовой доход, тыс. руб. 9076,5 9669,9 Уровень валового дохода, % 20,40 20,40 Издержки обращения постоянные, тыс. руб. 2112,9 2253,9 Уровень постоянных издержек, % 4,75 4,755 Издержки обращения переменные, тыс. руб. 3609,8 3979,2 Уровень переменных издержек, % 8,11 8,395 Объём оборота в точке безубыточности, тыс. руб. 28022,5 31088,3 Запас финансовой прочности, тыс. руб. 16477,5 16311,7
Расчёт оптовогооборота в точке безубыточности проведён по данным таблицы 3.1
/> тыс. руб.
/> тыс. руб.
ЗПФ2008= 44500 – 28022,5 =16477,5 тыс. руб.
ЗПФ2009= 47400 – 31088,3 = 16311,7 тыс. руб.
Выполненныерасчёты показывают, что в 2010 году запас финансовой прочности снизится на165,8 (16311,7–16477,5) тыс. руб. Предприятие обеспечит безубыточную работу в2010 году при достижении оптового оборота в сумме 31088,3 тыс. руб., призапланированном объёме продаж в сумме 47400,0 тыс. руб., что обеспечивает запасфинансовой прочности в сумме 16311,7 тыс. руб.
Предприятиюочень важно осуществлять постоянный контроль за запасом финансовой прочности,выяснять насколько близок или далёк порог рентабельности, ниже которого недолжна опускаться выручка предприятия. Особенно важно оценивать рискнедополучения выручки в условиях экономического кризиса.
Исследованиерынка офисного оборудования проводилось средствами маркетологов, привлекаемыхсо стороны. Следует отметить, что этот рынок за последние годы претерпел значительныеизменения. Растёт потребность в офисном оборудовании и компьютерной технике.Эта группа товаров чётко позиционирована на рынке и достаточно близка кпотребителю в ценовой категории. Она воспринимается как вполне доступныйпродукт.
Основныепредложения по увеличению объёма продаж были разработаны в следующихнаправлениях:
– организациярекламы по новым товарным группам;
– разработкаметодов стимулирования продаж.
Основныеформы организации рекламной деятельности, которые предлагаются в курсовой работе:рекламные акции, розыгрыш призов, подарки, презентации товаров. В приложении Е сформулированыосновные рекомендации по стимулированию сбыта.
Основнаязадача рекламы стимулировать потребность в приобретении товара, важноподчеркнуть основные преимущества наших товаров по сравнению с другими предприятиями(ассортимент, скидки, сервисное обслуживание, бесплатные услуги и т.д.)
3.2Рекомендации по формированию ценовой и кредитной политики предприятия ООО «АСП– ЦЕНТР»
Выборправильной ценовой политики является важным направлением увеличения выручки иприбыли, и способствует формированию финансовой устойчивости предприятия.Необходимо своевременно снижать цены на товары, устанавливать цены либо науровне цен конкурентов, либо чуть ниже. В периоды уменьшения объёма продаж, снижениецен на товары может обеспечить увеличение оптового оборота и рост прибыли.
Основныепредложения были разработаны в следующих направлениях:
– контрольнад состоянием расчётов с покупателями;
– формированиеширокого круга потребителей, что позволит уменьшить риск неуплаты одним илинесколькими покупателями;
– формированиерациональной ценовой политики предприятия;
– контроль засоотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
– изменениеусловий товарного кредита, предоставляемого потребителям;
Снижение ценможно проводить за счёт снижения оптовой надбавки на 5–7% в зависимости оттоварной группы. Снижение целесообразно проводить во I и II квартале 2010 года, таккак именно в эти периоды по предприятию ООО «АСП – ЦЕНТР» наблюдаетсяснижение объёмов продаж. В курсовой работе предлагается провести снижение ценза счёт снижения оптовой надбавки в первом квартале 2010 года.
При анализеоборотного капитала по ООО «АСП-ЦЕНТР» было установлено, что доля егопостоянно растёт: причинами роста являются увеличение объёмов продаж, расширениеассортимента, предоставление товарного кредита покупателям, рост цен и тарифов.Во второй главе выпускной квалификационной работы проведён анализоборачиваемости материальных активов по предприятию и было установлено, чтооборачиваемость в днях по организации за период с 2008 года по 2009 годувеличилась на 15,5 дня и составила 70,5 дня.
В условияхэкономического кризиса банки испытывают определённые риски и трудности свыдачей кредитов предприятиям. ООО «АСП-ЦЕНР» ежегодно берёт краткосрочныйкредит под закупку товаров. Кредит оформляют на год по ставке 18% годовых.
Предприятие развиваетсяв условиях острой конкурентной борьбы, но обеспечивает при этом ежегодныйприрост оптового оборота и прибыли. В связи с трудностями, возникающими сполучением кредита собрание учредителей приняло решение часть нераспределённойприбыли предприятия направить на пополнение оборотных средств в сумме 1500 тыс.руб. Это позволит сократить потребность в краткосрочных займах и кредитах иснизить проценты, уплаченные по кредитам. В 2010 году при займе 1000 тыс. руб.в банке на год и ставке 18% годовых процент составит 180,0 тыс. руб. (1000*18/100).Такимобразом, предприятие может сократить свои расходы и увеличить прибыль доналогообложения на 180,0 тыс. руб.
В условияхэкономического кризиса считаю нецелесообразным предоставление товарного кредитапредприятием ООО «АСП – ЦЕНТР» на прежних условиях. Товарный кредитпредоставлялся для потребителей на 14 дней. Предлагаю снизить товарный кредитдо 7 дней и оставить его только по крупным покупателям. По товарам пользующимсяхорошим спросом реализацию производить только по предварительной 100% оплате завсю партию. По предварительным расчётам эти мероприятия обеспечат ускорениеоборачиваемости на 3 дня. При этом из оборота высвободится средств на сумму395,0 (47400/360∙3) тыс. руб.
При плановомуровне валового дохода на 2010 год 20,40%, и уровне издержек обращения 13,15%,дополнительная прибыль от ускорения оборачиваемости составит 28,7 (20,40 – 12,15)∙ 395,0 /100% тыс. руб.
В условияхэкономического кризиса и высокой конкуренции в этом сегменте рынка в курсовойработе предлагается ввести на предприятии «АСП – ЦЕНТР» дополнительныйассортимент услуг, призванных стимулировать объём продаж. Предлагаетсярасширение деятельности предприятия за счёт открытия сервисного центра потехническому обслуживанию офисного оборудования. Объём продаж офисногооборудования в общем объёме выручки предприятия составляет более 60%., то есть в2010 году будет реализовано товаров по этой группе на 28677 тыс. руб. Наосновании экспертных оценок около 9 процентов оборудования нуждается втехническом обслуживании, это составляет 2580,9 тыс. руб. Для открытиясервисного центра предприятие располагает собственным помещением.
К основнымрасходам предприятия по открытию центра в соответствии с главой 25 НК РФследует отнести: заработную плату сотрудников, единый социальный налог,амортизацию оборудования и прочие расходы.
Для открытияцентра необходимо провести ремонт в помещении сервисного центра и приобрестиоборудование и инвентарь. Эти инвестиции можно профинансировать за счёт чистойприбыли предприятия. В таблице 25 представлен расчёт необходимых инвестиций.
Таблица 25 –Расчёт инвестиций по сервисному центру ООО «АСП – ЦЕНТР», тыс. руб.Показатель Сумма Расходы на ремонт помещения сервисного центра 286,0 Приобретение оборудования 315,5 Приобретение инвентаря и мебели 367,7 Итого: 969,2
В 2009 годупредприятием получено чистой прибыли в сумме 2569,2 тыс. руб. В соответствии спредложениями, внесёнными в параграфе 3.2 курсовой работы прибыль в сумме 1500тыс. руб. предлагается направить на пополнение оборотных средств с цельюуменьшения процентов, которые предприятие платит за кредит. Оставшаяся частьчистой прибыли может быть использована на расширение масштабов деятельностипредприятия, что может значительно повысить эффективность функционированияорганизации.
Такимобразом, оставшаяся прибыль позволит предприятию открыть сервисный центр. В центребудут работать 3 человека, месячная тарифная ставка в соответствии со штатнымрасписанием установлена в сумме 10500 руб. вместе с районным коэффициентом идальневосточной надбавкой, расходы на оплату труда составят 604800 руб.(10500*1,6*3*12). Единый социальный налог за год 15725 руб. (604800*26% /100%).Амортизация оборудования центра при норме за год 12% составит 37,9 тыс. руб.(315,5* 12% / 100%).
Прочиерасходы принимаем по экспертной оценке предприятий, занятых ремонтом иобслуживанием оборудования в размере 45% от зарплаты персонала. Таким образом,прочие расходы составят 272160 руб. (604800 * 45% / 100%). Все расчёты сводим втаблицу 26
Таблица 26 –Расчёт годовых затрат по сервисному центру «АСП – ЦЕНТР», руб.Показатель Сумма Расходы на оплату труда 604800 Единый социальный налог 15725 Амортизация 37900 Прочие расходы 272160 Итого: 930585
Общая годоваявыручка сервисного центра по предварительной экспертной оценке составит 1072,0тыс. руб. Чтобы рассчитать прибыль предприятия вычтем из выручки годовыезатраты, исчисленные в таблице. Прибыль предприятия составит 141,4 тыс. руб.(1072,0 – 930,6).
Общийэкономический эффект от всех внесённых предложений в главе третьей обобщён втаблице 27.
Таблица 27 –Расчёт общего экономического эффекта на 2010 год, тыс. руб.Показатель Сумма Прибыль от проведения рекламных акций 18,8 Прибыль от снижения оптовых надбавок 42,7 Прибыль от открытия сервисного центра 141,4 Прибыль от ускорения оборачиваемости товаров 28,7 Прибыль от снижения платы за пользование кредитом 180,0 Итого: 400,8
Наибольшийэкономический эффект получен от снижения платы за пользование банковскимкредитом. Мероприятия, разработанные в курсовой работе позволят предприятиюполучить дополнительную прибыль в размере 400,8 тыс. руб., что очень важно вусловиях экономического кризиса.
Разработанныерекомендации позволят предприятию ООО «АСП – ЦЕНТР» за счёт роста прибылиувеличить рентабельность в 2010 году на 0,85% (400,8/47400·100).
Заключение
В условияхрыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с цельюполучения прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностейработников и производственного развития предприятия. Наиболее полноэкономическая сущность прибыли торгового предприятия проявляется черезвыполняемые ею функции. Она выступает как: фактор повышения материальнойзаинтересованности работников, мера эффективности торгово-хозяйственнойдеятельности, источник формирования доходной части федеральных и местныхбюджетов, источник удовлетворения социальных потребностей общества, защитныймеханизм, предохраняющий предприятие от банкротства.
Прибыль – этоконечный финансовый результат деятельности предприятия. В соответствии с главой25 НК РФ можно выделить следующие виды прибыли: прибыль от реализации, прибыльдо налогообложения, прибыль налогооблагаемую, прибыль чистую. В рыночнойэкономике результаты деятельности оцениваются системой этих показателей, атакже показателями рентабельности.
В курсовойработе выявлены внешние и внутренние факторы, влияющие на прибыль. Курсовая работавыполнена по предприятию ООО «АСП – ЦЕНТР». Предприятие осуществляетоптовую торговлю офисным оборудованием и комплектующими материалами.
Одним изважнейших условий успешного управления предприятием является анализ егоосновных экономических показателей. Выручка от реализации в 2009 году составила44500 тыс. руб., что на 10,7%, больше, чем в 2008 году, прирост в суммесоставил 4300 тыс. руб. Однако, темпы роста выручки ниже, чем в 2008 посравнению с 2007 г. Предприятие рационально использует свои трудовыересурсы: темп роста выработки опережает темп роста средней заработной платы на0,6%. Предприятие является прибыльным, рентабельность в 2009 году составила 7,05%,сумма прибыли до налогообложения – 3135,8,0 тыс. руб. это на 395,0 тыс. руб. большечем в 2008 году.
При оценкеэкономических показателей выделены сильные стороны деятельности предприятия: предприятиев условиях экономического кризиса обеспечило увеличение объёма продаж иполучение прибыли; рентабельность по прибыли до налогообложения предприятия составляет7,05%.
К слабымсторонам деятельности предприятия следует отнести превышение темпа роста затратпо реализации, то есть, издержек обращения за на 20,8% по сравнению с ростомвыручки на 10,7%. Это привело к нарушению механизма управления прибылью отпродажи товаров, и к снижению темпов роста прибыли от продаж в 2009 году на 1,9%.
Напредприятии высокими темпами растут прочие расходы, темп их роста в 2009 годусоставил 35,3% по сравнению с 2008 годом, а в 2008 году 24,4% по сравнению с2007 годом. Такой рост расходов связан с выплатой процентов за кредит в связи снехваткой собственных оборотных средств.
В выпускнойквалификационной работе изучено влияние факторов на прибыль: рост прибылипроизошёл за счет роста оборота, увеличения размера оптовых надбавок, доходовпрочих; на снижение прибыли оказали влияние увеличение издержек обращения,увеличение расходов прочих.
Чистая прибыль предприятия составила 2383,2 тыс. руб. Наибольшаячасть чистой прибыли, направляется на развитие предприятия.
Валютабаланса в 2009 г. возросла по сравнению с 2008 г. на 3676 тыс. руб.или на 140,0%, что в целом характеризует наращивание экономического потенциалапредприятия, однако, велика доля заемных средств в 2008 г., она составила 53,3%,что на 14,5% больше, чем в 2007 г. В 2009 г. кредиторская задолженностьувеличилась на 1135 тыс. руб. по сравнению с 2007 г. за этот же период займыи кредиты возросли на 2116 тыс. руб. Положительным нужно признать ростнераспределенной прибыли на 309 тыс. руб. снижение задолженности передвнебюджетными фондами.
В курсовой работедля планирования прибыли использован метод прямого счёта. Этот метод являетсядостаточно простым и надежным, согласно этому методу разработке плана прибыли должныпредшествовать расчёты выручки, валового дохода и издержек обращения. Плановаясумма товарооборота исчислена методом аналитического выравнивания (трендовыйметод).
Годоваявыручка рассчитана на основе обработки динамического ряда, планируемый объёмоборота на 2010 г. составит 47400 тыс. руб. Плановая сумма валового доходасоставит 9669,6 тыс. руб.
В третьейглаве разработаны предложения по стимулированию планового объёма выручки, какосновного фактора роста прибыли, определена экономическая эффективность отускорения оборачиваемости товаров, от проведения рекламных акций, сделаныпредложения по формированию ценовой и кредитной политики, внесены предложенияпо оптимизации ассортимента продаж и от снижения оптовых надбавок. Общийэкономический эффект полученный от разработанных рекомендаций составит 400,8тыс. руб., предложенные мероприятия позволят обеспечить реализацию планаприбыли и повысить рентабельность предприятии на 0,85% на 2010 год.