Прибыль предприятия П Л А Н 1. Прибыль как чистый доход предприятия. 2. Функции прибыли. 3. Виды прибыли. 4. Распределение и использование прибыли. 5. Факторы, влияющие на величину прибыли. 6. Показатели рентабельности. 7. Планирование прибыли. 1. Прибыль как чистый доход предприятия Результатом соединения факторов производства (труда, ка¬питала, природных ресурсов) и полезной производительной
дея¬тельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее прода¬жи потребителю. На стадии продажи вы¬является стоимость товара, включающая стоимость прош¬лого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и рас¬падается на две части. Пер¬вая представляет собой за¬работную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина опре¬деляется рядом факторов, обусловленных необходимостью вос¬производства
рабочей силы. В этом смысле для хозяйствующего субъекта она представляет собой часть затрат по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате прода¬жи продукции, что означает общественное признание ее полез¬ности. На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль – это денежное выражение основной части де¬нежных накоплений, создава¬емых предприятиями любой
формы собственности. Хозяйствующий субъект, как правило, ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Устано¬вив цену на продукцию, они продают ее потребителю, получая при этом доход, что не означает получения прибыли. Для выяв¬ления финансового результата от продажи продукции необходи¬мо сопоставить валовой доход с валовыми расходами на произ¬водство и обращение, которые принимают форму себестоимости продукции.
Когда валовой доход превышает валовые расходы, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если валовой доход равен валовым расходам, то происходит лишь возмещение затрат на производство и продажу продук¬ции. Продажа состоялась без убытков, но отсутствует и при¬быль как источник производственного, научно-технического и со¬циального развития. При валовых расходах, превышающих ва¬ловой доход, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное фи¬нансовое
положение, не исключающее и банкротство. Таким образом, прибыль как экономическая категория отра¬жает чистый доход, созданный в сфере материального производ¬ства в процессе хозяйственной и коммерческой деятельности. 2. Функции прибыли Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие основные функции: 1. Прибыль является показателем, наиболее полно отража¬ющим эффективность производства и оценивающим хозяйствен¬ную деятельность предприятия (оценочная функция).
2. Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повы¬шение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция). 3. Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция). Значение прибыли состоит в том, что она отражает финан¬совый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние произво¬дительности труда, уровень расходов и т.
д. Вместе с тем на ве¬личину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как за¬висящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практи¬чески вне сферы воздействия предприятия находится конъюнк¬тура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырье¬вые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизацион¬ных отчислений. В известной степени, зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на производимую и продава¬емую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень
хозяйствования, компетент¬ность руководства и менеджеров, конкурентоспособность про¬дукции, организация производства и труда, его производитель¬ность, состояние и эффективность производственного и финансо¬вого планирования. Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а че¬рез объем проданной продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопо¬ставить стоимость объема проданной продукции и стоимость ре¬сурсов, используемых в производстве, затрат на ее продажу.
Таким образом, прибыль характеризует экономический эф¬фект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в ка¬честве единственного показателя оценить невозможно. Именно поэ¬тому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей. Содержание стимулирующей функции прибыли состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым резуль¬татом и основным источником собственных финансовых ресур¬сов
предприятия, т. е. реальное обеспечение принципа самофи¬нансирования определяется полученной прибылью. За счет доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия пос¬ле уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществ¬ляется финансирование мероприятий по расширению производ¬ственной деятельности, научно-техническому и социальному раз¬витию предприятий, материального поощрения работников. Мно¬гоаспектное значение прибыли усиливается с переходом эконо¬мики государства на основы рыночного
хозяйства. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприя¬тие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нуж¬ной потребителю, снижение затрат на производство.
При раз¬витой конкуренции этим достигается не только цель предприни¬мательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для хозяйствующего субъекта прибыль является сигналом, ука¬зывающим на то, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и про¬счеты в направлении средств, организации производства и сбы¬та продукции. Экономическая нестабильность, монопольное положение то¬варопроизводителей искажают
формирование прибыли как чис¬того дохода, приводят к стремлению получения доходов, глав¬ным образом, в результате повышения цен. Устранению инфля¬ционного наполнения прибыли способствует финансовое оздо¬ровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообра¬зования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно реализовывать государство в ходе осуществления экономических реформ. Наконец, прибыль является одним из источников формиро¬вания бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов.
Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доход¬ными поступлениями используется для финансирования общест¬венных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производст¬венных, научно-технических и социальных программ. 3. Виды прибыли Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хо¬зяйственной и финансовой деятельности предприятия, распре¬делении прибыли,
оставшейся в распоряжении предприятия, ис¬пользуются конкретные показатели прибыли. Важными ин¬формативными показателями деятельности предприятия явля¬ются налогооблагаемая и чистая прибыль (прибыль, остающа¬яся в распоряжении предприятия). Основным объектом при взимании налога на прибыль вы¬ступает налогооблагаемая прибыль. Поэтому важное значение приобретает управление формированием этой прибыли, исходя из изменений в валовых
расходах производства и обращения и в валовых доходах предприятия. Налогооблагаемая прибыль – это прибыль, которая опре¬деляется путем уменьшения суммы скорригированного валового дохода предприятия на сумму валовых расходов предприятия и сумму амортизационных отчислений. В соответствии с приня¬тым в Украине Законом «О налогообложении прибыли предприятий» прибыль пред¬приятия облагается налогом по ставке 30%, включая пред¬приятия, основанные на собст¬венности отдельного физичес¬кого
лица. При этом пред¬приятия самостоятельно определяют сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет (в настоящее время в бюджеты территориальных громад по месту нахождения предприятия). Валовой доход – НДС – акциз – доходы, не относящиеся к валовым доходам предприятия в соответствии с законодательством Украины Скорригированный валовой доход – валовые расходы – амортизация Налогооблагаемая прибыль – налог на прибыль Чистая прибыль
Рис. 1. Формирование чистой прибыли предприятия. В соответствии с данным Законом можно выделить следую¬щие виды налога на прибыль: – налог на дивиденды; – налог на ре¬патриацию доходов; – налог на выплату выигрышей; – налог на доходы от страховой деятельности; – другие налоги, которые удерживаются при выплате доходов (прибылей). Отнесение вы¬шеперечисленных налогов к разным видам налога на прибыль дает возможность избежать двойного
налогообложения доходов (прибылей) в финансовой практике отечественных предприятий. Уплатив в бюджет соответствующий налог с прибыли, пред¬приятие получает в свое распоряжение оставшуюся, так назы¬ваемую чистую прибыль. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятель¬но и направляется на дальнейшее развитие предприни¬мательской деятельности. Никакие органы, в том числе государ¬ственные, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой
прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйство¬вания определяют приоритетные направления чи¬стой прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетво¬рения материальных и социальных потребностей трудовых кол¬лективов. Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, под¬разделяется на две части. Первая увеличивает имущество пред¬приятия и участвует в процессе накопления.
При этом не обя¬зательно всю прибыль, направляемую на накопление, использо¬вать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увели¬чение имущества, имеет важное резервное значение и может быть использована в последующие годы для покрытия возмож¬ных убытков, финансирования различных затрат. Такая при¬быль называется нераспределенной. Прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет сви¬детельствует о финансовой устойчивости предприятия, о нали¬чии источника для
последующего развития. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на по¬требление. Прибыль, направленная на накопление и потребление, называется распределенной. Направления распределения и использования полученной прибыли предприятием определя¬ются самостоятельно. 4. Распределение и использование прибыли предприятия Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие
по¬требностей предприятия, так и формирование доходов государ¬ства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы способствовать повышению эффективно¬сти производства, стимулировать развитие новых форм хозяй¬ствования. В зависимости от объективных условий общественного про¬изводства на различных этапах развития отечественной эконо¬мики система распределения прибыли менялась и совершен¬ствовалась.
Одной из важнейших проблем распределения при¬были как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоря¬жении хозяйствующих субъектов. С развитием рыночных отношений предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кро¬ме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с за¬конодательством.
Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшест¬вующей образованию чистой прибыли (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия). Экономически обоснованная система распределения прибы¬ли в первую очередь должна гарантировать выполнение финан¬совых обязательств перед государством и максимально обес¬печить производственные, материальные и социальные нужды предприятия. Объектом распределения является налогооблагаемая при¬быль предприятия.
Под ее распределением понимается направ¬ление прибыли в бюджет и по статьям использования на пред¬приятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.
При распределении прибыли предприятия необходимо учиты¬вать основные принципы распределения, которые можно сфор¬мулировать следующим образом: 1. Прибыль, получаемая предприятием в результате произ¬водственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распреде¬ляется между государством и предприятием как хозяйствую¬щим субъектом. 2. Прибыль аккумулируется в соответствующих бюджетах (в настоящее время в местных бюджетах) в виде налога на прибыль, порядок исчисления и уплаты которого в бюджет уста¬навливается законодательно
и ставка которого не может быть произвольно изменена. 3. Величина прибыли предприятия, остающаяся в его распо¬ряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинте¬ресованности в росте объема производства и улучшении резуль¬татов производственно-хозяйственной деятельности. 4. Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь должна направляться на накопление, обеспе¬чивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной час¬ти – на потребление.
5. Распределение чистой прибыли должно отражать процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансиро¬вания потребностей производства и развития социальной сферы. В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок налогообложения прибыли предприятия сти¬мулирует расходы на воспроизводство производственных и не¬производственных фондов, расходы на благотворительные цели, финансирование природоохранных
мероприятий, расходы по со¬держанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Распределение чистой прибыли – одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и ис¬пользования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия. Основными расходами, финансируемыми из при¬были, являются расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение ра¬ботников
и благотворительные цели. В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятий направляется, на финансирование НИОКР, а так¬же работ по созданию, освоению и внедрению новой техники; на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего про¬изводства. Чистая прибыль является источником пополнения оборотных средств.
Наряду с финансированием производственного развития при¬быль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходя¬щим на пенсию, а также надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятий. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оп¬лачивается жилье, оказывается материальная помощь.
Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам. В акционерных обществах основной целью распределе¬ния прибыли предприятия яв¬ляется обеспечение необходимой пропорциональности между текущими выплатами дивиден¬дов и обеспечением роста рыночной стоимости акций предпри¬ятия за счет капитализации части прибыли. Капитализация прибыли – это превращение финансовых средств в капитал. Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой
прибыли, предприятие должно стре¬миться к установлению оптимального соотношения между фон¬дом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощ¬рять результаты труда работников предприятия. Расширение процессов реформирования экономики в направ¬лении создания полноценных рыночных отношений сопровожда¬ется расширением операций субъектами хозяйственной деятель¬ности на рынке ценных бумаг. Предприятия различных форм собственности могут вкладывать (инвестировать)
часть своей чистой прибыли в приобретение акций акционерных обществ, облигаций (как других предприятий, так и муниципальных, го¬сударственных). Альтернативными формами инвестирования чис¬той прибыли могут быть вложения средств в совместные пред¬приятия (в т.ч. с участием иностранного капитала), их размеще¬ние на банковских депозитах, в других формах финансовых вложений. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного,
соци¬ального развития и материального поощрения, но и использует¬ся в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкции. В слу¬чаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником которых является чистая прибыль. В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с
проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использова¬нии чистой прибыли предприятия вправе создавать финансовый резерв, т. е. рисковый фонд. Размер этого резерва должен составлять от 5 до 15% ус¬тавного фонда. Ежегодно резервный фонд должен пополняться за счет отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован
на допол¬нительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост обо¬ротных средств и восполнение их недостатка, на другие затра¬ты, обусловленные социально-экономическим развитием коллек¬тива. С расширением спонсорской деятельности часть чистой при¬были может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию худо¬жественных выставок и другие цели. Итак, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия
хозяйственного развития предприятия при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения предпринимательской деятельности. 5. Факторы, влияющие на величину прибыли Изменения социально-экономического развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводят к качест¬венным структурным сдвигам в сторону интенсификации произ¬водства, что обуславливает неизменный рост денежных накоп¬лений и, главным образом, прибыли предприятий различных форм собственности.
На изменение прибыли влияют две группы факторов внеш¬ние и внутренние. Внутренние факторы изменения прибыли под¬разделяются на основные и неосновные. Важнейшими в группе основных являются валовой доход и доход от продажи продук¬ции (объем продаж), себестоимость продукции, структура про¬дукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как
цено¬вые нарушения, нарушения условий труда и требований к ка¬честву продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и эко¬номическим санкциям. К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся социально-экономические условия, цены на производ¬ственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических свя¬зей, транспортные и природные условия. Далее более подробно остановимся на внутренних, основных факторах, влияющих на величину прибыли как абсолютного по¬казателя эффективности хозяйствования предприятия.
Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и продажи продукции, внедрение научно-техни¬ческих разработок, повышение производительности труда, улуч¬шение качества продукции. Основной источник денежных накоплений предприятий – доход предприятия от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом расходов на материальные, трудовые и другие денежные затраты, связанные с производ¬ством и продажей этой продукции.
В условиях радикального изменения управления экономикой показатель дохода от прода¬жи продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинте¬ресованность трудовых коллективов не столько в росте количе¬ственного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличе¬нии объема проданной продукции. А это значит, что произво¬диться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей
и пользуются спросом на рынке. В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяй¬ствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов ее продажи. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель дохода от прода¬жи продукции отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою очередь, способствует развитию производственно-хо¬зяйственной
деятельности. Заинтересованность предприятий в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема продажи этой продукции. Расходы на производство и продажу продукции, определя¬ющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фон¬дов, трудовых ресурсов и прочих
производственных расходов а также внепроизводственных затрат. Состав и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотно¬шения материальных и трудовых затрат и других факторов. Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство и обращение продукции, а также от увеличения объема прода¬жи продукции.
Размер прибыли как конечного финансового результата работы предприятия зависит и от второй, не менее важной ве¬личины – объема валового дохода предприятия. Размер вало¬вого дохода предприятия и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и проданной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и от уров¬ня применяемых цен. Виды и уровень применяемых цен определяют в конечном счете объем валового дохода предприятия, а
следовательно, прибыли. Проблема ценообразования занимает ключевое место в сис¬теме рыночных отношений. Проведенная в Украине либерализация цен привела к резкому сокращению воздействия государст¬ва на процесс регулирования цен, следствием чего явился рост цен почти на все производимые товары. С помощью высоких цен предприятия возмещают любые по величине производственные затраты, что отнюдь не содействует повышению качества про¬дукции и эффективности производства.
Следующий фактор, влияющий на величину прибыли – это амортизация основных фондов и нематериальных активов. Сум¬ма амортизационных отчислений определяется на основании ба¬лансовой стоимости основных фондов и действующих норм амор¬тизации и амортизации нематериальных активов, исходя из сро¬ка полезного использования таких нематериальных активов, но не более 10 лет непрерывной эксплуатации. При этом учитыва¬ется ускоренная амортизация активной части основных произ¬водственных фондов, что
выражается в установленных законо¬дательством более высоких нормах амортизации на соответст¬вующие виды основных фондов. Таким образом, прибыль предприятия формируется под воз¬действием следующих основных факторов: валовых доходов предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, вало¬вых расходов предприятия, уровня действующих цен на прода¬ваемую продукцию и величины амортизационных отчислений. Важнейшим из них является величина валовых расходов.
Количественно в структуре цены расходы занимают значитель¬ный удельный вес, поэтому снижение расходов очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными из кото¬рых являются: 1. Обеспечение роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства. 2.
Улучшение условий продажи продукции, в том числе за счет совершенствования расчетно-платежных отношений между предприятиями. 3. Изменение структуры производимой и продаваемой про¬дукции за счет увеличения доли более рентабельной. 4. Снижение валовых расходов на производство и обращение продукции. 5. Установление реальной зависимости уровня цен от каче¬ства производимой продукции, ее конкурентоспособности, спро¬са и предложения аналогичной продукции другими производителями.
6. Увеличение прибыли от прочей деятельности предприятия (от продажи основных фондов, иного имущества предприятия, валютных ценностей, ценных бумаг и т.д.). 6. Показатели рентабельности Показатели рентабельности являются относительными ха¬рактеристиками финансовых результатов и эффективности дея¬тельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиции и группируются в соответствии с интере¬сами
участников экономического процесса, рыночного обмена. Производные от прибыли относительные показатели позво¬ляют оценивать результативность вложенных средств и исполь¬зуются в экономических расчетах и финансовом планировании. Виды показателей рентабельности подразделяются на четы¬ре основные группы: рентабельность предприятия; рентабель¬ность продукции; рентабельность производственных фондов; рентабельность капитала (активов)
предприятия. Рентабельность предприя¬тия – это показатель, кото¬рый является важной харак¬теристикой факторной среды формирования прибыли пред¬приятия. Исходя из этого дан¬ный показатель является обязательным элементом сравнитель¬ного анализа и оценки финансового состояния предприятия. Эта группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показа¬телям прибыли, валовых расходов и валового дохода предпри¬ятия,
и рассчитывается как отношение прибыли к валовому доходу или прибыли к валовым расходам. Расчет данной груп¬пы показателей можно представить схематично: Налогооблагаемая прибыль Налогооблагаемая прибыль Валовой доход Скорригированный валовой доход Чистая прибыль Чистая прибыль Валовой доход Скорриктированный валовой доход
Налогооблагаемая прибыль Чистая прибыль Валовые расходы Валовые расходы Рентабельность продукции можно рассчитать по всей про¬данной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от продажи продук¬ции к затратам на ее производство и обращение. Показатели рентабельности по всей проданной продукции дают представле¬ние об эффективности текущих затрат предприятия и доходнос¬ти продаваемой продукции.
Во втором случае определяется рен¬табельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция продается потребителю, и расходов по данному ее виду. Схематично расчет данной группы показате¬лей может быть представлен: Прибыль от продажи продукции Прибыль от продажи продукции Доход от продажи продукции Расходы на производство и продажу продукции
Прибыль от продажи отдельных Прибыль от продажи отдельных видов продукции видов продукции Доходы от продажи отдельных Расходы по данному виду видов продукции продукции Рентабельность производственных фондов рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать как по налогооблагаемой, так и по чистой прибыли. Схематич¬но расчет данной группы показателей можно представить:
Налогооблагаемая прибыль Налогооблагаемая прибыль Среднегодовая стоимость основных Среднегодовая стоимость фондов и оборотных средств основных фондов Чистая прибыль Чистая прибыль Среднегодовая стоимость основных Среднегодовая стоимость фондов и оборотных средств основных фондов Рентабельность капитала (активов) предприятия определя¬ется по стоимости имущества, имеющегося в его
распоряжении. Эта группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Налогооблагаемая прибыль Чистая прибыль Все активы Все активы Чистая прибыль Чистая прибыль Инвестиционный капитал
Акционерный (собственный)капитал Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием заемных финансовых средств для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств. Данные показатели имеют практическое применение, так как отвечают интересам участников предприятия. Так, админи¬страцию предприятия интересует отдача (доходность) всех акти¬вов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредито¬ров – отдача на инвестируемый капитал;
собственников и уч¬редителей – доходность акций и т.д. Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим некоторые из них: 1. Чистая прибыль Чистая прибыль Объем продаж Все активы Объем продаж Все активы Эта зависимость раскрывает связь между рентабельностью всех активов (или производственных активов), рентабельностью продаж и фондоотдачей (показателем оборота
производствен¬ных фондов). Экономическая связь заключается в том, что выше¬приведенная зависимость прямо указывает пути повышения рен¬табельности: при низкой доходности продаж необходимо стремить¬ся к ускорению оборота производственных активов. 2. Чистая прибыль Чистая прибыль Объем продаж Акционерный капитал Объем продаж Совокупный капитал Совокупный капитал Акционерный капитал
Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капи¬тала зависит от изменений уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собст¬венного и заемного капиталов. Изучение подобных зависимостей важно для оценки финансового состояния предприятия. Многообразие показателей рентабельности определяет аль¬тернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации,
что задает границы выявления и оценки производственных резервов. При анализе путей повышения рентабельности важно разде¬лять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показате¬ли, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от продажи и рента¬бельность (доходность) продаж находятся между собой в тесной функциональной связи и зависят от организации и управления деятельностью предприятия.
Поэтому важен контроль за изме¬нениями внутренних факторов: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов и т.д. 7. Планирование прибыли Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок в финансово-экономической работе предприятия. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты
производственной программы, выбрать те из них, что обеспечи¬вают максимальную прибыль. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Сложившаяся в Украине экономическая ситуация крайне за¬трудняет годовое планирование, и предприятия могут состав¬лять более или менее реальные плацы по прибыли по кварта¬лам.
Поскольку в настоящее время планирование прибыли «привязано» к расчету авансовых платежей по налогу на при¬быль и порядку внесения их в бюджет, то составление кварталь¬ных планов становится необходимым. Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявлен¬ным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной. Однако более важной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании
своих потребностей. В настоящее время в связи с постоянно меняющимися ус¬ловиями хозяйствования и с тем, что прибыль определяется в целом по предприятию, исходя из объема валового дохода, валовых расходов и величины амортизации, наиболее приемле¬мым для планирования прибыли является аналитический метод. Суть данного метода состоит в том, что по известным в предшествующем периоде фактической себестоимости и дохо¬де от продажи продукции определяют базовую рентабельность.
Например, фактическая себестоимость составляет в базисном году 1300 тыс. грн а доход от выпуска и продажи продукции составляет 1800 тыс. грн тогда рентабельность равна 27% ((1800—1300) : 1800). С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчи¬тывается прибыль планируемого периода на объем валового дохода планируемого периода. Например: базовая рентабель¬ность составляет 27%, валовой доход предприятия в планируе¬мом периоде ожидается 2000 тыс. грн тогда планируемая при¬быль составит 540
тыс. грн. (2000х0,27). При таком расчете плановой прибыли будет учтено влияние только первого фактора – объема валового дохода. Для учета других факторов далее расчет ведется в определенной последо¬вательности: 1) рассчитывается изменение (+, -) валовых расходов в планируемом периоде за счет изменения цен на сырье, материалы, других факторов валовых расходов предприятия планируемого периода по сравнению с базисным периодом (например, +100 тыс. грн.); 2) рассчитывается изменение амортизационных отчислений за счет
движения основных фондов и нематериальных активов предприятия, применения ускоренной амортизации (например, -10 тыс. грн.); 3) определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности выпускаемой продукции, исходя из ее рентабельности (например, за счет увеличения доли более рентабельной продук¬ции ожидается увеличение прибыли планируемого периода на 20 тыс. грн.); 4) после обоснования цены на продукцию планируемого пе¬риода определяется влияние изменения цен (например,
за счет падения цен ожидается снижение прибыли на 10 тыс. грн.); 5) влияние на прибыль всех перечисленных факторов опреде¬ляется путем их суммирования. В нашем примере 640 тыс. грн. (540 + 100 – 10 + 20 – 10), т. е. прибыль планового периода составит 640 тыс. грн.; 6) если учесть изменение прибыли в непроданных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого
периода (например, -30 тыс. грн.), то окончательно величина планируе¬мой прибыли составит 610 тыс. грн. (640-30). Аналитический метод планирования прибыли показывает влияние различных факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обес¬печивает их достоверности, прежде всего, из-за постоянно меня¬ющихся условий хозяйствования.