Прибыль торговой организации, ее формирование и расчет

План
 
1. Прибыль отторговой деятельности, ее формирование, расчет
2. Практическаязадача
Список литературы
Приложение 1
 

1.  
1. Прибыль отторговой деятельности, ее формирование, расчет
В условиях рыночнойэкономики получение прибыли является основным мотивом предпринимательскойдеятельности, движущей силой развития и финансовой гарантией обновлениякоммерческой организации.
Каждая организация всегдаставит цель — получить прибыль, но не всегда ее получает. Прибыль организации —это превышение ее доходов над расходами. Обратное положение (превышение расходовнад доходом) называется убытком.
Вхозяйственной практике различают прибыль от реализации продукции, балансовуюприбыль; налогооблагаемую прибыль; чистую прибыль (см.приложение 1). Этиопределения прибыли нормативно не закреплены и употребляются в самых разныхконтекстах. Официально определен только объект налогообложения по налогу наприбыль организации. Согласно Налоговому Кодексу[1] гл. 25НК РФ (ст. 247) прибылью в целях налогообложения для российских организацийпризнаются «полученные доходы, уменьшенные на величину произведенныхрасходов. Под прибылью понимается конечный финансовый результат хозяйственнойдеятельности предприятия[2]. Прибыльот реализации товаров (прибыль от торговой деятельности) является составнойчастью балансовой прибыли. Прибыль от торговой деятельности взаимосвязана споказателями объема товарооборота, доходов и издержек обращения. Прибыль каккатегория рыночных отношений выполняет следующие функции:
– характеризуетэкономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;
– являетсяосновным элементом финансовых ресурсов предприятия;
– являетсяисточником формирования бюджетов разных уровней.
Накаждом предприятии формируется различные показатели прибыли, существенноотличающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональномуназначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль – основной финансовыйпоказатель производственно – хозяйственной деятельности предприятия. Балансоваяприбыль включает три основных элемента: прибыль (убыток) от реализациипродукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализацииосновных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия;финансовые результаты от внереализационных операций[3].
Формированиеприбыли от реализации продукции происходит следующим образом:
Операционныедоходы и расходы
Прибыль(доходы) от внереализационных операций
Убыток(потери) от внереализационных операций)[4]
Разберемподробнее каждый составляющий пункт.
Операционнымидоходами являются:
поступления,связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временноевладение и пользование) активов организации;
поступления,связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов наизобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальнойсобственности;
поступления,связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая процентыи иные доходы по ценным бумагам);
доход,полученный организацией в результате совместной деятельности (по договорупростого товарищества);
поступленияот продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кромеиностранной валюты), продукции, товаров;
проценты,полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а такжепроценты за использование банком денежных средств, находящихся на счетеорганизации в этом банке.
Операционнымирасходами являются:
расходы,связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временноевладение и пользование) активов организации;
расходы,связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов наизобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальнойсобственности;
расходы,связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
расходы,связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иныхактивов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров,продукции;
проценты,уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств(кредитов, займов);
расходы,связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
прочиеоперационные расходы.
В составдоходов от внереализационных операций включаются:
штрафы, пени,неустойки за нарушение условий договоров;
активы,полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
поступления ввозмещение причиненных организации убытков;
прибыльпрошлых лет, выявленная в отчетном году;
суммыкредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковойдавности;
курсовыеразницы;
сумма дооценкиактивов (за исключением внеоборотных активов);
прочиевнереализационные доходы.
В составубытков (потерь) от внереализационных операций включаются:
штрафы, пени,неустойки за нарушение условий договоров;
возмещениепричиненных организацией убытков;
убыткипрошлых лет, признанные в отчетном году;
суммыдебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, другихдолгов, нереальных для взыскания;
курсовыеразницы;
сумма уценкиактивов (за исключением внеоборотных активов);
прочиевнереализационные расходы.
Прибыль от торговой деятельности —это разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров (издерж­камиобращения). Прибыль является результирующим показа­телем хозяйственнойдеятельности торгового предприятия.
На объем прибыли оказывают влияниезначительное коли­чество внешних (независимых от предприятия) и внутреннихфакторов.
К внешним факторам относятся:
политическая стабильность;
состояние экономики;
демографическая ситуация;
конъюнктура рынка, в том числе рынкапотребительских товаров;
темпы инфляции;
проценты за кредит.
К внутренним факторам относятся:
объем валового дохода (и,соответственно, факторы, его оп­ределяющие);
размер издержек обращения;
производительность труда работников;
скорость оборачиваемости товаров;
наличие собственных оборотныхсредств;
эффективность использования основныхфондов[5].
Основнымиисточниками увеличения суммы прибыли является увеличение объема реализациипродукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции,реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис.1).
/>
Рис. 1.Схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации продукции[6]
 
Балансовая прибыль/убыток (Пб)рассчитывается по фор­муле (1):
 
Пб = Пр + Пп + Пво,                                                                   (1)
где Пр — результат от реализациипродукции (услуг);
Пп — результат от прочей реализации;
Пво — сальдо доходов и расходов отвнереализационных операций.
Прибыль (убыток) от реализациипродукции (услуг) (Пр) рассчитывается по формуле (2):

 
Пр = Т — Ио — Зу,                                                                                    (2)
где Т — товарооборот (выручка отреализации продукции, ус­луг);
И о — издержки обращения;
Зу — материальные затраты на оказаниеуслуг.
Или,
 
ПР = ВД – НДС – ИО,                                                                           (3)
где ПР – прибыль отреализации товаров, руб.;
 ВД – валовой доход отреализации товаров, руб.;
 НДС – налог надобавленную стоимость, руб.;
 ИО – издержкиобращения, руб.
Чистая прибыль (Пч), остающаяся враспоряжении пред­приятия, рассчитывается по формуле (4):
 
Пч = Пб- Н,                                                                                   (4)
где Н — величина налога на прибыль.
На основании информациистатистических данных и данных бухгалтерской отчетности составляют различногорода таблицы для анализа, который позволит дать обобщенную характеристику финансовыхрезультатов деятельности предприятия. Данные таблицы дают общее представление одинамике приведенных показателей, а также об изменениях в структуре балансовойприбыли. В частности, опережающие темпы при­роста валового дохода по сравнениюс приростом издержек обращения свидетельствуют об эффективности мероприятий поэкономии расходов. Дальнейший анализ должен быть на­правлен на выяснениепричин, обусловивших прирост прибыли (см. таблицу 1,2,3).
Прибыль от торговой деятельностивзаимосвязана с показателями объема товарооборота, доходов и издержекобращения. Система этой взаимосвязи, получившая название „взаимосвязьиздержек, объема реализации и прибыли“, позволяет выявить роль отдельныхфакторов в формировании прибыли от реализации товаров. С помощью этой системыможно определить:
объем реализации товаров,обеспечивающий безубыточную торговую деятельность, т. е. „точкубезубыточности“ (»порог рентабельности”) торговой организации;
плановую сумму прибыли от реализациитоваров при заданных плановых значениях объема товарооборота, доходов ииздержек обращения;
необходимый объем товарооборота призаданной целевой сумме балансовой прибыли от реализации товаров;
«предел безопасности»(«запас финансовой прочности») торговой организации, т. е. размервозможного снижения объема товарооборота при неблагоприятной конъюнктурепотребительского рынка, который позволяет торговой организации осуществлятьприбыльную деятельность.
Точка безубыточности — это такойобъем реализации товаров, при котором торговая организация не получает ниприбыли, ни убытка[7].
Для достижения точки безубыточноститорговая организация должна обеспечить объем реализации товаров, при которомсумма доходов от реализации товаров (реализованных торговых надбавок)сравняется с суммой издержек обращения как постоянных, так и переменных. Точкубезубыточности можно определить по формуле Маржинальная прибыль служит меройоценки способности торговой организации покрывать постоянные издержки обращения(Ипост) и формировать необходимую балансовую прибыль (ПБ). прибыль коммерческий предпринимательский
Балансовая прибыль формируется припревышении маржинальной прибыли над постоянными издержками обращения (МП >Ипост); точка безубыточности достигается при их равенстве (МП = Ипост);деятельность будет убыточной, если маржинальная прибыль меньше постоянныхиздержек обращения (МП
Достижение точки безубыточности иформирование балансовой прибыли зависят от соотношения постоянных и переменныхиздержек обращения. Это соотношение называется операционным рычагом. Чем вышедоля постоянных издержек обращения в общей их сумме, тем позже достигаетсяточка безубыточности, т. е. торговой организации необходимо для достижения этойточки реализовать гораздо больший объем товаров, чем при сравнительно меньшейдоле постоянных издержек обращения. Вместе с тем при дальнейшем наращиванииобъема реализации товаров (после преодоления точки безубыточности) темпприроста прибыли от реализации товаров будет превышать темп приростатоварооборота. Это связано с тем, что за счет постоянных издержек обращенияобщий их уровень в процентах к товарообороту будет снижаться, увеличивая темсамым при прочих равных условиях сумму прибыли.
Эффект операционного рычага (Э )рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к балансовой прибыли.
этом деятельность ее будетприбыльной, но дальнейшее снижение товарооборота (ниже точки безубыточности)повлечет за собой убытки.
Таким образом, система«взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» позволяет выявитьзависимость прибыли от следующих основных показателей:
объема реализации товаров;
суммы и уровня доходов от реализациитоваров;
суммы и уровня переменных издержекобращения;
суммы постоянных издержек обращения;
соотношения постоянных и переменныхиздержек обращения.

 
Таблица 1. Динамика прибыли торговойфирмы, Млн. рубПоказатели Прошлый период Отчетный период Факт отчетного периода в процентах По бюджету Фактически К прошлому периоду К бюджету Товарооборот 1800 2000 2400 133,3 120,0 Валовый доход 225 280 384 170,7 137,1 Издержки обращения 153 200 235,2 153,7 117,6 Балансовая прибыль 72 80 148,8 206,7 186 В т.ч. прибыль от реализации(основная деят-ть) 64 72 137 214,1 190,3 Прибыль от прочей реализации 2 1 50 – От внереализационных операций +6 +8 +10,8 180,0 135,0 Чистая прибыль 27,4 30,4 56,5 206,2 185,8
 
Таблица 2. Исходные данные дляанализа влияния факторов на изменение прибыли, Млн. руб.Показатели Прошлый период Отчетный период Отклонение (+,-) Товарооборот 1800 2400 +600 Валовый доход 225 384 +159 В % к товарообороту 12,5 16,0 +3,5 Издержки обращения 153 235,2 +82,2 В % к товарообороту 8,5 9,8 +1,3 Прибыль 72 148,8 +76,8 В % к товарообороту 4,0 6,2 +2,2
Таблица 3. Расчет влияния факторов наизменение суммы прибыли. Млн. рубФакторы Расчет Сумма влияния (+,-) Изменение объема товарооборота +(600х4,0:100) +24 Изменение объема валового дохода +(3,5х2400:100) +84 Изменение объема издержек обращения -(1,3х2400:100) -31,2 Баланс факторов – +76,8
Как видим, прирост прибыли на 24 млн. руб. былобеспечен за счет увеличения объема товарооборота; 84 млн. руб. получе­но отувеличения валового дохода. Рост уровня издержек обра­щения снизил общуюприбыль на 31,2 млн. руб. Баланс факто­ров соответствует суммарному объемуприроста прибыли, что подтверждает правильность аналитических расчетов.
Многие предприниматели полагают, чтомаксимизация суммы прибыли (получение максимальной прибыли, остающейся в ихраспоряжении) является приоритетной задачей и главной целью торговогоменеджмента. Такое мнение представляется весьма спорным. Максимизация прибылине обеспечивает автоматически возрастания рыночной стоимости торговойорганизации. Если полученную большую сумму прибыли собственники расходуютполностью на цели личного потребления, то торговая организация лишаетсяосновного источника формирования собственных финансовых ресурсов для развития,а неразвивающаяся организация теряет в перспективе конкурентные позиции, чтоприводит к снижению ее рыночной стоимости. Кроме того, максимальная суммаприбыли торговой организации может достигаться при высоком уровне хозяйственныхрисков и угрозе банкротства в последующем периоде, что также мож ет обусловитьснижение ее рыночной стоимости и конкурентной позиции на потребительском рынке.
Поэтому в рыночных условияхмаксимизация суммы прибыли должна быть, безусловно, важной, но не приоритетнойзадачей управления торговой организацией. В процессе торгового менеджмента всеосновные задачи (обеспечение высокого уровня обслуживания покупателей,экономичности торгового процесса, максимизации суммы прибыли и эффективного ееиспользования, минимизации уровня хозяйственных рисков, постоянного возрастаниярыночной стоимости торговой организации) должны быть оптимизированы междусобой.
 

 
2. Задача
Дать оценкусостояния товарных запасов на текущий момент и определить, вовлекает липредприятие в оборот дополнительные средства или высвобождает их из оборота и вкаком объеме.
Исходнаяинформация:
Розничныйтоварооборот торговой организации в предшествующем месяце 6800тыс.руб., втекущем – 7400тыс.руб.;
Средняявеличина товарных запасов в предшествующем месяце 540 тыс. руб., в текущем –480тыс. руб.,
Среднийуровень торговых надбавок в текущем месяце равен 19 %.
Решение.
Первым этапомберем данные по текущему году товарооборот 7400 тыс.руб. и товарный запас480тыс.руб., но не забываем, что товарооборот у нас в розничных ценах, сторговой надбавкой 19%.
Вычислимтоварооборот текущего месяца :
7400 тыс.руб / 1,19 = 6218 тыс. руб.
То есть втекущем месяце было товара на сумму:6218 тыс.руб.+480тыс.руб.= 6698 тыс.руб.
И при этом спредшествующего месяца был товарный остаток 540тыс.руб., это означает, что былонеобходимо закупить на текущий месяц:
6698 тыс.руб.- 540 тыс.руб.= 6158 тыс.руб.
это сумманеобходимая на закупку, чтобы был заданный остаток и товарооборот в текущеммесяце.
Теперьобращаемся к предшествующему месяцу, там товарооборот был 6800тыс.руб.,(оторговой надбавке ничего не сказано, значит предположим, что 6800тыс.руб – этотоварооборот за минусом процента надбавки) следовательно, у нас останутсясредства:
6800тыс.руб.-6168тыс.руб.= 632тыс.руб.Ответ1: предприятие высвобождает средства из оборота в сумме 632тыс. рублей.
Что касаетсяоценки состояния запасов на текущий момент. Приведенные данные свидетельствуюто том, что в текущем месяце уровень складских запасов сократился. Если впрошлом месяце он составлял:
(540тыс.руб. / 6800 тыс. руб)*100 = 7,94%
от товарооборота,то в текущем месяце:
(480 тыс.руб./7400 тыс. руб.)*100= 6,49%
Среднедневнойтоварооборот в прошедшем месяце 6800 тыс. руб :30 = 226,66 тыс. руб.
Товарооборачиваемостью называется скорость обращения товаров иливремя, в течение которого реализуются товарные запасы. Товарооборачиваемостьвыражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот.Товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение которого товарныезапасы находятся в сфере обращения, т. е. количество дней, за котороеоборачивается средний товарный запас.
Для расчета товарооборачиваемости в днях необходимо среднийтоварный запас за определенный период разделить на однодневный товарооборот заэтот же период.
Для торгового предприятия товарооборачиваемость в днях отражаетвремя, в течение которого товары находились на этом предприятии с моментапоступления до момента их реализации.
Товарооборачиваемостьв предшествующем месяце в днях будет равен 540 тыс.руб: 226,66 тыс.руб =2,38 дней.
Из расчетов видно, что при данном объеме товарооборота (приусловии бесперебойной продажи этих товаров) имеющихся товарных запасов можетхватить на 2,38 дня.
Среднедневнойтоварооборот в текущем месяце
7400тыс. руб :30 = 246,66 тыс. руб.
Товарооборачиваемостьв текущем месяце в днях будет равен
480тыс.руб.: 246,66 тыс. руб. = 1,95 дней.
Из расчетов видно, что при данном объеме товарооборота (приусловии бесперебойной продажи этих товаров) имеющихся товарных запасов можетхватить на 1,95 дня.
Ответ2: выводиз приведенных расчетов таков: в текущем месяце произошло ускорениеоборачиваемости товаров, что является положительным результатом, так как в результате ускорения: увеличиваетсяобъем товарооборота и полнее удовлетворяется покупательский спрос, уменьшаютсяиздержки обращения (расходы на хранение, потери, % за кредит) и увеличиваетсяприбыль, улучшается финансовое состояние предприятия, так как быстреевысвобождаются средства, вложенные в товар, которые можно направить на расчетыс поставщиками, банком, бюджетом.

 
Списоклитературы
1. ГрищенкоО.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия:Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000 – 112 с.
2. КазначевскаяГ.Б. Экономическая теория. Учебник для колледжей. – Ростов-на-Дону: Феникс,2006.
3. КопыловаО.В., Юсова Г.Г., Лебедева И.Л. Экономика фирмы: Учебное пособие. – Омск:Изд-во ОмГТУ, 2005.
4. НалоговыйКодекс РФ Часть вторая от 05.08.2000.г.№117 — ФЗ
5. ПриказМинфина РФ от 06.05.99г. №32н «Об утверждении положения по бухгалтерскомуучету „Доходы организации“ ПБУ 9/99.
6. ПриказМинфина РФ от 06.05.99г. №33н „Об утверждении положения по бухгалтерскомуучету “Расходы организации» ПБУ 10/99;
7. Райзберг Б.А.,Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд.,перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 495
8. Справочникэкономиста. – М.: Инфра-М, 2006.
9. Торговое дело:экономика и организация: Учебник/Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П.Данько. — М.: ИНФРА-М, 1997 г. — 256 с.

Приложение 1.
 
Взаимосвязьпоказателей прибыли.
 
/>