Причины и ход реформирования экономики России: приватизация, либерализация цен и их результаты

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
 
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа по дисциплине
«Экономическая теория»
по теме:
«Причины и ход реформирования экономики России:приватизация, либерализация цен и их результаты»
 
 
студентки 1курса
заочногоотделения
Факультетамеждународных
Отношений(специальность
«Мироваяэкономика»)
Дьячковой ОксаныИвановны
Преподаватель:
Лутова МаринаСергеевна
 
Воронеж 2011

Содержание
Введение
Теория приватизации
Либерализация цен
Причины, цели, ход приватизации в России
Вывод
Источники

Введение
Экономика, как и любаядругая сфера человеческой деятельности отражает коренные перемены в жизниобщества, серьезные преобразования в сфере производительных сил ипроизводственных отношений, а также в области науки, культуры, просвещения. Изучение отношений собственности составляет один изосновных вопросов экономической теории.
Идеями развития системсобственности древнего мира, в XVII-XIX веках и в современный период являются,соответственно, обеспечение благосостояния узкой группы общества, ограниченныхслоев и всех членов общества. Эволюция содержания этих целей приводит кусложнению системы отношений собственности в виду использования новых исовершенствования традиционных форм соединения участников производства сосредствами производства. Собственность трактовалась как власть лица надимеющимся у него имуществом.
Значительное развитие учение особственности получило в работах Карла Маркса. Им был сформулирован рядфундаментальных положений, которые и сейчас могут служить основой научногопредставления о собственности как социальном явлении.
В современной экономической теории обычноразличают три подхода в исследовании понятия собственности — марксистский,неоклассический и неоинституциональный.
До начала перестройки исследованияпроблемы собственности в нашей стране основывались на марксистской теории.Собственность интерпретировалась как экономическая категория вне субъективнойюридической трактовки, активно обсуждался вопрос о роли отношений собственностив экономических системах. Большинством советских экономистов собственностьпризнавалась как экономическая категория, отражающая сущность и содержание тойили иной общественно-экономической формации. Однако известная ограниченностьмарксистского подхода, связанная с выводом о неизбежной обреченности капитализма,затрудняла отечественным ученым получение объективных оценок степени адаптацииформ собственности в условиях различных способов производства.
Многие представители неоклассической школысчитали, что собственность связана с проблемой ограниченности благ и чтоюридические формы собственности являются фактором производства и объектомрационального выбора для достижения экономической эффективности. Развитиеучения о собственности связано с исследованием возможностей ее трансформации взависимости от конкретных социально-экономических условий жизни общества.Анализируя современные представления о приватизации как об одном из методовпреобразований отношений собственности, отметим многообразие подходов и оценокее последствий (Е.Ф. Борисов, А.В. Бузгалин, В.А. Виноградов, П.А. Канапухин,СП. Клинова, И.В. Ларионов, А.Д. Радыгин, Ю.И. Хаустов, С.С. Шаталин, А.Ф.Шишкин, Г.А. Явлинский и др.). Однако изучение причин и движущих силприватизации является все еще незавершенным. Исследование последствийпереходной экономики позволит с научных позиций обосновать наиболеерациональные пути социально-экономических преобразований в стране.
В условиях перехода России к многоукладнойэкономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основеее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формированиярынка. Для того, чтобы понять и проанализировать процессы приватизации,проходившие в России, необходимо выявить задачи и особенности российскойприватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.
Цель исследования — изучение особенностей преобразования отношений собственности в транзитивнойэкономике 1990-х годов, проанализировать и обобщить накопленный опытприватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
. определитьэкономическое содержание процесса приватизации;
. провести сравнительный анализ форм испособов осуществления приватизации;
. изучить основные подходы, концепции иэтапы приватизации;
. проанализировать социально-экономическиепоследствия преобразований в Российской Федерации и связанные с ней структурныеизменения в отраслях экономики; предварительные итоги приватизации в стране,плюсы и минусы приватизационного процесса в России;
. рассмотреть перспективы приватизации ипути дальнейших социально-экономических преобразований в России.
Предметом исследования являются отношениясобственности в условиях перехода к постиндустриальному развитию общества. Вкачестве объекта исследования выступает процесс преобразования отношениясобственности в транзитивной экономике. В качестве методов использовалисьдиалектический подход, включая единство логического и исторического, переход отабстрактного к конкретному, анализ применительно к экономическим явлениям ипроцессам.
Анализ теории и практики приватизационногопроцесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке.Данное исследование выявляет и обосновывает необходимость взаимодополненияразличных форм собственности, при этом устанавливает, что их многообразие принеобходимом уровне регулирования гарантирует надежное функционирование системыв целом.
Теория приватизации
Приватизация является одним из важнейшихпреобразований при переходе к рынку и представляет из себя продажугосударственной собственности, активов государственных предприятий частнымлицам; приватизация является разгосударствлением собственности. Наиболее короткоеопределение приватизации формулируется как переход государственного имущества вчастный сектор экономики. Но до сих пор нет единого определения приватизации.
В процессе приватизации частнаясобственность является экономической основой рыночного хозяйства, формированияэффективной конкурентной среды. Приватизация имеет ряд функций:
. экономическая (способствуетэкономическому росту национального хозяйства);
. социальная (образование слоя частныхвладельцев);
. мотивационная (стимулы хозяйственнойдеятельности предпринимателей и наемных работников);
. фискальная (увеличение доходагосударственного бюджета).
Несмотря на разнообразие форм можновыделить две основные модели приватизации: бесплатная и платная.
Бесплатная приватизация связана снаделением всех граждан приватизационными чеками — ваучерами. Так, каждый гражданинбыл наделен правом реального собственника, владеющего частью государственногоимущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, кэкономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов.Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками- ваучерами.
Платная приватизация. В этом случае государственнаясобственность подлежит продаже на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительнопредприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонникиуказывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Крометого, она приводит к увеличению доходной части бюджета.
Один из серьезных вопросов касающийся приватизацииэто сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий,или быстрой. Часть ведущих экономистов полагает, что реальное её осуществлениедолжно быть медленным по трем основным причинам:
. сбережения, необходимые для приобретенияв частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;
. требуется время, чтобы рынок стал хорошофункционировать и определил рыночную стоимость предприятий;
. монополизированную социалистическую промышленностьнеобходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно былобы выставить на продажу;
Сторонники быстрой приватизации считают,что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников- основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается приватизацияжилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна измоделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит кожидаемому эффекту.
Выбор способа приватизации зависит от отраслевойпринадлежности и размера предприятия, также должны учитываться принципа социальнойсправедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация,необходимость сохранения профиля предприятия и его производственногопотенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Данные критерииобусловили следующие основные способы приватизации:
акционирование (с закрытой подпиской или продажейакций);.продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу(на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.
Продажа государственной собственностифизическим и юридическим лицам позволяет пополнить бюджет доходами и увеличитьсредства, направляемые в другие секторы экономики, расширить сферу действиярыночного механизма и развить конкурентную среду, привлечь частный капитал всовместный с государством бизнес, повысить эффективность использованияобщественного капитала.
На основе опыта приватизации в странах с рыночнойэкономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать рядпринципов:
. приватизация не должна являться догмой,государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
. приватизации должны предшествовать реструктуризациянеоправданных монополий;
. изменения структуры собственности должныносить постепенный характер;
.обязательными условиями приватизации должныбыть инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровнязанятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
. приватизация должна проводится с учетомнациональной безопасности; каждый ее шаг должен быть обоснованным, публичным.
В условиях перехода российской экономики крынку в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность»,«приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация». Существует четыре основныхподхода понимания частной собственности:
. в соответствии с «традиционным» подходомобщественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистическихтипа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснованиев экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частнаясобственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичнойобщественной.
. второй подход — «трудовой» — на первыйплан выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности.Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частнуютрудовую, и коллективную, и акционерную собственность.
. третий подход, который по его собственномукритерию можно назвать «субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальнойсобственности безотносительно к типу и способу производства.
. четвертый подход условно можно назвать«западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность являетсячастной (хотя и не вся — отдельно выделяется кооперативная собственность).Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средствпроизводства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров,коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственногосектора.
Основные этапы процесса приватизациипредприятия:
. предпродажный анализ и оценкапредприятия;
. стратегический анализ и оценкапредприятия;
. определение мероприятий пореструктуризации и разукрупнению предприятия;
. определение потребности в капитале,ноу-хау, технологиях, обучении;
. анализ потенциальных покупателей;
. определение методов продажи;
.определениекритериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки поступающих предложений,которые должны обеспечить объективность и «прозрачность» соответствующихпроцедур;
. образование комиссии по оценкепоступающих предложений;
. подготовка предприятия к продаже;
. реализация необходимых мероприятий пореструктуризации;
. разукрупнение;
. осуществление кадровых перестановок.
Маркетинг предприятия:
. организация рекламы, выпуск информационныхброшюр и т.д., призванных пробудить интерес потенциальных покупателей;
. проведение национальных илимеждународных тендеров. Оценка предложений;
. рассмотрение всех поступивших предложенийкомиссией по проведению тендера;
. проведение переговоров с одной или несколькимизаинтересованными сторонами;
. заключение договора;
. разработка текста стандартных договоров.
Реализация целей приватизации взаимнопротиворечива. Явные противоречия существуют между принципами социальной справедливостии экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливостив целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации.
Важным средством приватизации являетсяперераспределение доходов и имущества. Приватизация способствуетдемонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупныхпредприятий произошел в нашей стране без их предварительной реорганизации и коммерциализации.Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать,что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народногохозяйства и не только методами разукрупнения.
Либерализация цен
Народное хозяйство бывшего СССР имелосистему планового ценообразования — централизованное установлениегосударственных фиксированных цен на большинство видов продукции и услуг, чтоявлялось неотъемлемой составной частью плановой экономики. Она позволяла черезсистему государственных нормативов учитывать уровни издержек производства иприбыли на предприятии, сравнительную эффективность того или иного видапродукции для народного хозяйства, исчислять абсолютные уровни и динамикуразличных валовых показателей развития производства.
Государственные цены являлись плановыминормативами затрат и дохода в народном хозяйстве. До 85% цены занималасебестоимость продукции. Поскольку цены служили прежде всего средством покрытияи учета затрат, а спрос, как правило не влиял на уровень цены, то такоеценообразование стали называть затратным. Поэтому переход к рыночной экономике,где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективнопотребовал реформировать всю систему цен.
Экономические реформы в России 1990-хгодов проводились в каждой сфере с разной скоростью и интенсивностью. Дляанализа последствий экономических реформ необходимо выявить особенности изадачи процесса либерализации цен, его проблемы.
Либерализация цен — ликвидация тотальногогосударственного контроля над ценами. Либерализация цен наряду с приватизациейстала самым ощутимым проявлением изменений в экономике. Так как рыночныймеханизм основан на свободных ценах, выступающих индикатором соотношения спросаи предложения, то он и является ориентиром для субъектов рыночной экономики.Основой действия законов рынка является свобода экономических решений субъектав области ценообразования. Без гибких цен невозможно установить соотношениеспроса и предложения, связи производства и потребления. Поэтому в ходепроведения экономических реформ по переходу к рынку встаёт вопрос о реформеценообразования, или либерализации цен.
На основе практического опыта рыночныхреформ 90-х годов сформировались радикальная и постепенная системы образованияцен. В первом случае это быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен,основной элемент так называемых «шоковых» экономических реформ. Во второмслучае это поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализацияцен как элемент концепции осторожных и постепенных рыночных преобразований.
Государственная и рыночная моделиценообразования противоположны по своему содержанию. Если первая ориентированана интерес предприятия-изготовителя, то вторая – на интересы потребителя,представленные его спросом на рынке. Государственные плановые цены стабильны иориентированы на полный учет затрат, а рыночные цены, напротив, отличаютсягибкостью, подвижностью и максимальным учетом потребительских свойствпродукции. Поскольку принципы ценообразования очень существенно отличаются,следовательно, имеется различный уровень цен на аналогичную продукцию. Поэтомупереход от одной модели ценообразования к другой является процессом сложным, таккак затрагивает интересы предприятий, государства и самых широких слоёвнаселения.
В 1992 году в России центральным элементомэкономической реформы стала либерализация цен. 2 января 1992 года было отпущено80% оптовых и 90% потребительских цен. Исключения составили товары первойнеобходимости, а также особо важные материальные ресурсы, освобождение цен накоторые могло бы резко затруднить работу промышленности (энергоносители итранспорт). Однако, оставаясь под контролем государства эти цены, выросли в 3-5раз. Далее в марте были отпущены цены практически всех остальныхпотребительских товаров, а в мае резко (в 6 раз) были подняты цены на нефть.
Либерализация цен вызвала почтипятикратное увеличение цен за первые три месяца 1992 года (по сравнению сдекабрём 1991года), а оптовые цены возросли уже за первые два месяца почти в 3раза. Рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в другихвосточно-европейских странах, проводящих реформу.
Таблица роста цен в первый год после ихлиберализации:Страна, год Рост цен, % Россия (1992) 2501 Болгария (1991) 457 Чехословакия (1991) 54 Венгрия (1991) 33 Польша (1990) 249 Румыния(1991) 252
собственность приватизацияценообразование
Рост цен в промышленности был оченьнеравномерным, что было особенно ощутимо в рамках военно-промышленногокомплекса, т.к. либерализация цен лишила отрасль традиционногопривилегированного доступа к материальным ресурсам. Например, цена тяжелоготрактора, производимого оборонным предприятием, составляла до либерализации цен21 тыс. рублей, а в конце марта 1992 года – уже 600тыс. рублей. Объём денежноймассы увеличился в первые месяцы либерализации цен только на 25%, в то времякак цены выросли в 5-7 раз. Тем самым избыточная денежная масса была взначительной мере ликвидирована уже в самом начале радикальной либерализациицен. Это воспринималось как положительный знак макроэкономического оздоровленияавторами реформы. Однако вместо долгожданного равновесия образовался рост инфляции.
С учетом размеров избытка денежной массы кмоменту либерализации первоначальный всплеск инфляции нельзя считатьнеожиданным. Из скрытой формы, характеризующейся нарастанием дефицита,произошел довольно резкий переход к форме открытой ценовой инфляции.
Развитию инфляции способствовали различныефакторы:
Так как в российской промышленности опытпланового управления был значительно более длительным, чем в других странах. Сточки зрения рыночной экономики крупные предприятия являются менее гибкими иэффективными, они хуже ориентируются на спрос. К инфляции также вело резкоеувеличение заработной платы в декабре 1991 года и значительное повышение цен насырьё. Предприятия путем увеличения цен переложили на плечи заказчиковдополнительные расходы на материальные ресурсы, что, в свою очередь, вызвалодальнейший рост цен на сырьё и т.д.
Сыграли свою роль здесь и рост цен, резкоесокращение соотношения между денежной массой и доходами и затоваривание можнорассматривать в какой-то мере и как рациональную реакцию предприятий инаселения, испытывающих потребность в деньгах. В период либерализации цен,одним из немногих реальных активов, альтернативных деньгам, являлось накоплениетоваров. Накопление денежных активов было мало привлекательным из-за низкойпроцентной ставки (менее 10% на годовые вклады) и инфляционных ожиданий.Поэтому рост цен был вызван не только избытком денежной массы, но и бегством отденег. Это выразилось в стремлении к накоплению товаров, ставших доступными(появившихся в продаже) после либерализации цен.
Либерализация цен сопровождаласьужесточением кредитной политики и строгим ограничением эмиссии. Такойтеоретический подход на практике ещё больше осложнил ситуацию. Уже в январе1992 года жесткое ограничение цен создало кризис ликвидности. Это в своюочередь, привело к резкому росту просроченной задолженности во взаимныхрасчетах между предприятиями.
Далее дефицит рубля вызвал задержки ввыплате зарплаты, ограничил доступ к сберегательным счетам и тем самым привел кувеличению спроса на наличные активы. Предприятия-производители получили вконце 1991 года, т.е. на кануне либерализации цен достаточное количествокредитных ресурсов, чтобы в дальнейшем осуществлять какое-то время взаимныерасчеты при помощи безналичных средств. Однако они не умели возможностиобратить эти средства в наличные. Постепенно отсутствие фактических сделок попродаже привело к образованию просроченной задолженности сначала у продавцов поотношению к поставщикам, а затем это явление охватило всю экономику.

Годовые нормы инфляции (в процентах): 1991 1992 1993 Дек. 91/дек.90 Дек.90/дек.91 Дек.93/дек.92 Общая 160,3 2501 839,9 Продукты питания 136,1 2130 804,9 Непродовольственные товары 210,6 2570 641,8 Услуги 78,8 3260 2311,2
 
Данные таблицы показывают, что высокиетемпы роста цен в России были характерны не только для 1992года –непосредственно после либерализации цен, но и позднее – в 1993году. Причины, цели и ход приватизации в России
Попыткой выхода из сложившегося положения явилосьсоздание рыночной экономики в России. Для этого потребовалось создание условий формированиярынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:
. приватизация собственности и самостоятельностьсубъектов рынка;
. система социальной поддержки населения;
. право субъектов самостоятельнодоговариваться о цене;
.устойчивость рубля и денежного обращения;
. демонополизация хозяйственнойдеятельности и хозяйственных связей;
. наличие конкуренции;
. развитие внешнеэкономических связей;
. формирование у людей рыночных нормповедения.
В ходе приватизации в России государство, будучипрактически главным инвестором и содержателем хозяйственных объектов,отказалось от огромного числа убыточных и малорентабельных предприятий, т.к.при сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случаегосударства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений.
Таким образом, цель приватизации,заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночнойсистемы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в страневозможно рациональное изменение структуры хозяйства с целью повышенияэффективности производства и роста национального дохода.
При этом важную роль при достижении целейприватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередностьпрактических шагов приватизации:
. преодоление монополии государства и созданиеусловий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики.Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать своюжизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основезаинтересованности и ответственности;
. преодоление дефицита бюджета как одногоиз основных источников инфляции;
. стимулирование инициативы собственников какисточника самодвижения, саморазвития экономики;
. изменение роли государства, котороеперестает быть монопольным собственником, но берет на себя функции регулированиярынка в основном экономическими методами.
На основании всего вышеизложенного можно сказать,что при участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечномитоге, смогла приобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес,народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала,акционерные негосударственные предприятия. Такая структура и характерна для многоукладнойрыночной экономики. Таким образом, создание рынка для российского государствамогло являться средством решения многих экономических и хозяйственных проблем,нависших в результате длительного сохранения в России командно-административногоуправления экономикой.
Приватизацию в России принято делить надва основных этапа.
Первый этап — ваучерная приватизация. Этотэтап продолжался в России около трех лет. Если говорить о правовом аспекте первогоэтапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процессаразгосударствления и приватизации в России, явился Закон, который определял и устанавливалгосударственную программу приватизации государственных и муниципальныхпредприятий в целях создания эффективной социально ориентированной рыночнойэкономики.
В соответствии с этой программой былиопределены объекты приватизации. Три группы — объекты, не подлежавшие и неподлежащие в ближайшее время приватизации. Сюда входят: недра, земельные иводные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные иавтомагистрали, объекты, представляющие собой национальное достояние. Сюда жеотносится подавляющая часть оборонного комплекса, за исключением тех предприятий,которые уже переключились на производство гражданской продукции; объекты немедленнойприватизации, где была рекомендована немедленная приватизация. Это: торговля, сферауслуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальныйтранспорт и т.п.; объекты, которые остались в собственности государства. К ним относятся:топливно-энергетический комплекс, индустрия, фармацевтическая промышленность, идругие объекты особой значимости). В программе также были установлены требованияк местным программам приватизации, задания органам государственной власти иуправления по приватизации государственного имущества, предпочтительные способыприватизации (конкурс (предложение лучших условий выкупа; аукцион (предложение болеевысокой цены); выкуп (чаще всего через аренду); акционирование) и формы платежа,льготы членам трудовых коллективов приватизируемых — предприятий, условия кредитованияи размеры кредитных ресурсов, которые предполагается использовать для приватизации,величину сумму приватизационных вкладов, распределяемых среди граждан РоссийскойФедерации в планируемом периоде, условия использования при приватизациииностранных инвестиций, прогноз поступлений средств от приватизации в данныйпериод и нормативы их распределения в республиканский бюджет Российской Федерации,бюджеты республик в составе Российской Федерации, местные бюджеты, внебюджетныефонды и на другие цели, порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровнямежду собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств, и,наконец, перечень, сроки и порядок образования за счет средств, полученных отприватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых всоциально-экономическом развитии регионов Российской Федерации, структурнойперестройки народного хозяйства, восстановления природной среды или другиецели.
В программе также перечислен список государственныхпредприятий, не подлежащих приватизации. Организация приватизационной компаниипо Закону от 3 июля 1991 года возлагалась на Государственный комитет РоссийскойФедерации по управлению государственным имуществом.
Действующая модель приватизации 1992 года предусматривалаопределенные базовые идеи — упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовыхколлективов. Широко распространены были и денежные формы приватизации имуществана начальном этапе — аукционы и конкурсы приватизируемых объектов. Аукционы позволилиприблизить оценку имущества к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества наэтом этапе была главной проблемой. Эта была важная черта процесса, которая одновременноявлялась и действенным способом борьбы с коррупцией. При иных способах, прямойпродаже трудно даже было представить возможный размах коррупции — она была быколоссальной.
Акции — инвестиционные фонды,формировавшие первичный рынок ценных бумаг. С помощью их на сегодняшний день основнойпреобладающей организационной формой в России стали акционерные предприятия. Частьэтих акций передавалась безвозмездно или продавалась на льготных условиях членамтрудового коллектива. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс. крупных и среднихпредприятий и подразделений находились в той или иной стадии корпоратизации(или акционирования).
В процессе акционирования немаловажнуюроль играли и чековые аукционы (например, в декабре 1992 г. — июне 1993 г. на чековые аукционы в 72 регионах страны были вынесены в общей сложности акции2108 российских АО, представляющих практически все основные отрасли экономики ис числом занятых 2,38 млн. человек. Суммарный уставный капитал этих предприятий(номинал акций в старых ценах) составил 104 млрд. рублей, в том числе 22,3млрд. было предложено на чековые аукционы). Среди основных участников чековых аукционовбыли трудовые коллективы, мелкие инвесторы, чековые инвестиционные фонды икрупные институциональные и частные инвесторы.
Понятие ваучера связано с источникамиплатежа при приватизации. В связи с этим нужно сказать, что существовавшая, в своевремя, идея бесплатной передачи имущества населению, была связана с Законом оприватизационных счетах. Однако этот Закон никогда практически не былдействующим — его цели на практике выполнил Указ о приватизационных чеках.
Приватизационный чек — это государственнаяценная бумага на предъявителя, которая использовалась гражданами РФ в качестве средстваплатежа при приватизации государственного или муниципального имущества, а такжепри покупке акций (паев) инвестиционных фондов.Чеки, в сущности, являлисьбумагой «на предъявителя».
Положительной стороной приватизационногочека явилось и то, что чековая приватизация предопределяла крупные масштабы и высокиетемпы процесса — ведь чеки розданы всему населению и сроки их реализации были ограничены.Тем самым в процесс приватизации было вовлечено большое количество населения иобъектами приватизации стала огромная часть госимущества, чего не знала историяденационализации других стран. В этом есть своя специфика приватизации в Россиина начальном этапе.
Так, уже к началу 1994 года, было погашенооколо половины приватизационных чеков — около 90 миллионов. Однако, в связи с тем,что до конца чековой приватизации оставалось несколько месяцев, это потребовалоот правительства создания новой программы приватизации на 1994 год. Это должнобыло подготовить почву для завершения этапа реформ 1991-1993 гг. и перехода кследующему этапу — денежной приватизации, становлению вторичного рынка ценных бумаг,утверждению всех необходимых структур нормального, цивилизованного фондовогорынка в России. Эта программа ставила своей целью, как и прошлая, формированиеширокого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений.Использовались все основные способы приватизации, принципы бесплатной чековой приватизации,действующий механизм чековых аукционов и т.д.
Новый раздел об иностранных инвестицияхпрактически снял все ограничения для участия зарубежных предпринимателей ваукционах и при покупке акций как за; деньги, так и за чеки. Программа также предусматривалазначительное укрепление роли инвестиционных фондов. Им, наконец, разрешено былоувеличить долю акций одного предприятия в своих активах до 25 процентов, вместопрежних десяти, что позволило фондам реально участвовать в управлении акционернымиобществами, некоторые из фондов собрали всего по тысяче ваучеров и, поняв, чтопросто не могут функционировать, вынуждены были уступить свои акции болеекрупным и сильным коллегам. Такая практика «поглощения» одних фондов другимибыла легализована Программой.
Значительное место в Программе 1994 года былоуделено защите прав акционеров. Среди главных ее постулатов — защита акционерного«меньшинства», которому обеспечена возможность «коммулятивного» голосования.
Государственная программа приватизации на1994 год, Указы Президента о новом статусе Фонда федерального имущества имерах, активизировали механизм действия Закона о банкротстве предприятий. Однаконельзя было забывать о главном принципе приватизации — предотвращениибанкротства. Таковую проблему удалось решить, когда были найдены принципы,позволяющие не только не наносить ущерба приватизации, но и решительно ускоритьпроцесс смены собственности, причем именно через приватизацию избежать массовойликвидации предприятий- банкротов. Было создано Федеральное управление, длятого, чтобы привести в действие процесс банкротства.
Применялась обязательная (принудительная) сменасобственности, срочная приватизация, если финансовый крах неизбежен, Такаянорма была заложена в Указе, который поручал Федеральному управлению по делам онесостоятельности принимать решения о принудительной приватизации. Причем ееплан, принятый управлением, был обязателен для реализации. В этом случаетрудовой коллектив уже не получал всех льгот, предусмотренных при обычнойприватизации. Необходимо было находить инвестора для предприятия, продавать наинвестиционном конкурсе необходимый пакет акций по тем условиям, которые одобритпотенциальный покупатель. Конкурсные и аукционные торги были в таких случаях необходимы:это предотвращало возможную коррупцию и позволяло одновременно более четко и взвешенноускорить процесс принудительной приватизации.
Структура современного предпринимательствав России характеризуется многообразием критериев ее формирования. Можновыделить экономическую структуру бизнеса (по различным формам собственности) и организационно-правовуюструктуру (показывающую распределение бизнеса по формам предприятий).
Для национальной экономики важнымиявляются отраслевая и региональная структура бизнеса. Отраслевая структураотражает степень дифференциации и специализации отраслей народного хозяйства испецифику экономических взаимосвязей между ними.
Становление структуры российского бизнеса характеризуетсянарастанием многообразия видов структур. В процессе приватизации жесткаяиерархичность государственного предпринимательства сменяется слабойэкономической иерархичностью, которая постепенно усиливается.
Структурам предпринимательства присуща эластичность,обуславливаемая общим ходом экономических реформ. В процессе приватизациипроисходит массовая смена организационно-правовой формы производственныхединиц, появляются организации с новыми функциями.
В настоящее время значительна эластичностьсоциально-экономической структуры и предпринимательства. Почти неэластичны отраслеваяи региональные структуры предпринимательства.
Новый этап приватизации характеризуетсянеобходимостью решения следующих стратегических задач: привлечение инвестиций впромышленность и сельское хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, созданиецивилизованного рынка ценных бумаг.
Приватизация объектов недвижимости,особенно крупных, и земельных участков в городах является одной из проблемэластичность социально-экономической структуры и предпринимательства.Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных участков в ценах1992 г.; предоставление права выкупа недвижимости не только арендаторам, но ипользователям) приводит к замедленному и малоэффективному течению данногопроцесса в регионах.
Реформирование приватизации в России можетосуществляться через продажу предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционномуконкурсу. Условия реорганизации оставшихся государственныхнаучно-производственных комплексов могут быть индивидуальны вследствиедифференцированного отраслевого и внутриотраслевого подхода к приватизации.Большую роль должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малыхи средних предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).

Вывод
Анализ причин и ходареформирования экономики России 1990-х годов и переход к рыночной системепроисходил с учетом тенденций развитияхозяйственной структуры СССР. В России в результате реформ 1990-х годов практическиисключена возможность реставрации старой политической и хозяйственной системы,созданы определенные условия для развития предпринимательства и бизнеса,ликвидирован товарный дефицит. Однако попытки коррекции неблагоприятныхтенденций в социально-экономическом развитии страны полностью себя неоправдали. По-видимому, экономические и социальные преобразования в данныйпериод времени не носили обоснованного системного характера и не обеспечивалиустойчивого процесса развития общества. Остается открытым вопрос об оптимальномсочетании различных форм собственности, при этом общий критерий обоснования ееструктуры в направлении обеспечения максимума благосостояния членов общества ичастные критерии, в своей совокупности определяющие работоспособность системы вцелом, разработаны недостаточно. Дополнение и взаимодействие разных формсобственности, которое на данном этапе исторического развития общества отвечалобы повышению требований к улучшению качества жизни людей, ориентации личностина духовные и экологические ценности, тем самым сводится к доминированиючастного способа присвоения.
В условияхтранзитивной экономики России приватизация имеет свои особенности. Во-первых,она отличается ориентацией на формирование рыночных отношений; во-вторых,псевдосправедливыми условиями, так как значительная часть населения не имела нисредств, ни заинтересованности в приобретении акций; в-третьих, слабой мотивациейвнешних инвесторов; в-четвертых, отсутствием планирования реформационныхмакроэкономических эффектов, структурных преобразований; в-пятых, ускоренными,«шоковыми» темпами; в-шестых, недостаточной легитимностью, что создало сильныйэффект криминализации.
Акцент реформирования господствующей вначале 1990-х годов государственной собственности путем ее приватизацииоказался явно несостоятельным. Основная цель российской приватизации, связаннаяс появлением собственников и позволяющая резко повысить эффективностьобщественного производства, не была достигнута. Экономическая ситуация в странеусугублялась из-за разрыва налаженных производственных связей с бывшимисоветскими республиками и между регионами, неподготовленностью преобразований,включая отсутствие необходимых управленческих кадров нужной квалификации,сложностью использования, опыта приватизации в странах, реформирующихкомандно-административную систему хозяйствования, где эти процессы проходилипрактически параллельно.
Проведение приватизационных мероприятий в Россиисталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего масштабпредполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах.
К началу приватизации в России практическиотсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительноусложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий. Наблюдалась нехваткафинансовых средств у населения. Из этого следуют неэквивалентность продажи государственногоимущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовыхколлективов, безработных и т.п.).
Одним из основных направленийпреобразования системы отношений собственности является приватизациягосударственной собственности в сочетании с глубокой демократической реформой,включающей новые формы соединения хозяйствующих субъектов со средствамипроизводства. Эффективность приватизации для выделенных временных этаповсистемной трансформации в сфере отношений собственности может оцениватьсяобоснованной системой качественных показателей. Последующее реформированиеотношений собственности должно увязываться с движением к постиндустриальномуобществу с социально ориентированной рыночной экономикой при активном включениирегулирующих функций государства. В переходный период сформирован системнойтрансформации в сфере отношений собственности, ломка существующих формсобственности.

Источники:
1. Хаустов Ю.И. Собственность втранзитивной экономике / Ю.И. Хаустов, СП. Клинова, Л.М. Никитина — В.: Изд-воВГУ, 2001- 416 с.
2. Закон от 3 июля 1991 г.«О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».
3. Указ Президента РФ от 14 августа1992 г. «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ».
4. Экономика. Под ред. Булатова А.С.- М., 1994.
5.  «Итоги либерализации цен» /Экономист; декабрь 1993г. №2
6. Пресс-конференция от 21 января2005г. заместителя руководителя Федерального агентства по строительству икоммунальному хозяйству Юрия Тыртышова/ опубликовано на сайте www.mail.ru
7. Общая экономическая теория / И.Т.Корогодина — В.: Изд-во ВГУ, 2003- 392 с.
8. Указ Президента РФ от 6 февраля 1995 г. «О втором этапе приватизации в г. Москве»
9.  «Отчет об основных итогах чековойприватизации» Госкомимущества за 1994 г.
10. www.amicable_agreement_economy.ru