Причины вовлечения подростков в субкультуру готов

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫСУБКУЛЬТУРЫ ГОТОВ ПОДРОСТКОВ
1.1 Субкультура готов как социальноеявление
1.2 Готы как социальная группа
1.3 Последствия готического образажизни подростков в России
2. ПРИЧИНЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ВСУБКУЛЬТУРУ ГОТОВ
2.1 Социальные причины вовлеченияподростков в субкультуру готов
2.2 Психологические причинывовлечения подростков в субкультуру готов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ
В последнее время понятие«молодежная субкультура» все чаще и чаще стало использоваться учеными –социологами и журналистами при обращении к явлениям и процессами, происходящимив молодежной среде. Молодежные субкультуры возникают как бы «в пустотах»существующей культуры, вбирая в себя элементы «оставленные за бортом» культуройобщества. В этом аспекте рассмотрения субкультура готов продолжаетсредневековые традиции неофициальной, карнавальной культуры, и именно здесьпроявляется её инновационный характер по отношению к культуре общества.
«Готика» — понятие,которым сегодня обозначают стиль жизни, мироощущение и жизненную философию,целый комплекс направлений искусства (музыка, арт, литература, кино, фото,архитектура), составляющих вместе, разумеется, со своими носителями – готами,так называемую, «готическую субкультуру» готика охватывает всё больший процентподростков и молодых людей не только в России, но и других развитых странах. Поданным статистики 2005 года на территории Российской Федерации насчитываетсясвыше 20 000 активных членов группы, но на самом деле их число значительнобольше. Проблема готики свидетельствует о том, что люди, вовлеченные в этусубкультуру, подвергаются социально – нравственной деградации, которая приводитне только к социальной дезадаптации, но и различным психическим и социальнымотклонениям индивида. Все вышесказанное говорит об актуальности данной темы.
Решение социальныхпроблем готов является практически не изученной темой, в связи с этим мной широкоиспользовался материал из электронных ресурсов[1], а также проблемымолодежных субкультур изучались в трудах А.В.Кармановой[2],Т.Б.Щепанской.
Объектом исследования даннойкурсовой работы выступает субкультура готов.
Предметом исследования – причинывовлечения подростков в субкультуру готов.
Цель исследования — анализпричин вовлечения подростков в субкультуру готов.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить субкультуруготов как социальное явление;
2.Охарактеризовать готовкак социальную группу;
3. Рассмотретьпоследствия готического образа жизни;
4.Исследовать социальныепричины вовлечения подростков в субкультуру готов;
5. Проанализироватьпсихологические причины вовлечения подростков в субкультуру готов.
Практическая значимостьданной курсовой работы заключается в данных, полученных в ходе исследований,используемых в лекциях, дискуссиях, статьях, тематических заметках, а также всистеме подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе.
Данная курсовая работасостоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения ибиблиографического списка.
готическаясубкультура подросток психологический

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ СУБКУЛЬТУРЫ ГОТОВ ПОДРОСТКОВ
1.1 Субкультура готов каксоциальное явление
Субкультура – это, преждевсего, система норм и ценностей, отличающих группу от большинства людей. Онаформируется под влиянием таких факторов, как возраст, этическое происхождение,религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры неозначают отказа от национальной культуры, принятой обществом, они обнаруживаютлишь некоторым отклонения от неё.
Возраст вовлеченных всубкультуру готов колеблется от 15 до 25 лет (обычно иногда больше или меньше).Минимальный возраст- 14 лет, реже 20-22 лет. По данным МВД России, фиксируетсясущественное превалирование девочек: на 10 девочек- 2-3 мальчика. Уровеньвозраста и вовлеченности накладывает отпечаток как на восприятие человекомсвоей субкультуры среды, так и на формируемый образ жизни. Социальный статус –выходцы не только из малообеспеченных семей, но и из семей с высоким уровнемдохода. Недостаток материальных средств, необходимых на поддержание имиджа, оникомпенсируют непостоянной работой. Наибольшее распространение даннойсубкультуры получило в крупных городах – мегаполисах. Готы активно осваивалипространство Интернета, и уже в 1991 году появился первый форум, посвященныйим, а на данный момент количество форумов превышает 8000.
Слово готика оченьстарое, во время эпохи Ренессанса его использовали для обозначенияхудожественного стиля средних веков, еще раньше Готами называли германскиеплемена, которые завоевали Италию, в результате чего прекратила свое существованиеЗападная Римская империя.
В XV веке люди стали больше вниманияуделять прошлому, в особенности искусству античности, этот период сталназываться эпохой Возрождения или Ренессансом. Промежуточный период получилназвание Средние Века, а искусство этого этапа истории недоброжелателиокрестили словом готика. Как итальянцы назвали презрительно готами германскиеплемена неучей и варваров, так люди Ренессанса обозначили средневековоеискусство как готическое, т.е. варварское.[3]
Очень трудно дать точнуюдату рождения готического движения. В конце 70-х появилось много новых групп сотчасти темным звучанием или имиджем. Это новая волна популярной темной музыкиповлияла на многих людей, которые позже назовут эту музыку готикой.
Готы — представителиготической музыкальной субкультуры, зародившейся в конце 80-х годов XX века на волне пост-панка.Отличительными чертами субкультуры является пристрастие к готик – року и дэт — року (а также посещение концертов групп этих стилей), мрачный имидж.[4]
Ранние готы носили рвануюодежду, ирокезы, также рваную сетку (чаще всего мужчины на руках) и имелиоригинальный стиль макияжа: с очень белыми лицами и большим количеством чернойподводки для глаз волосы обычно были закручены и начесаны. Первоначально умужчин волосы были довольно короткие и начесанные, но ближе к концу 80-хдлинные черны волосы стали более предпочитаемы, и теперь чаще можно увидетьдлинные ниспадающие, чем сбритые по сторонам, и торчащие кверху. Макияж осталсячастью имиджа, но одежда разнообразилась, так теперь некоторые носят одежду свлиянием XVIII или раннего XIX веков. Готическая субкультура, как и любая активнаясубкультура характеризуется наличием глобальной «сцены» (к сожалению, нетточного перевода термина sceneна русский язык, поэтому в дальнейшем будет использовать дословный перевод,хотя, скорее всего, наиболее близким понятием в русском языке является термин«тусовка»), даже при минимальном развитии местной готической субкультуры(например, в России или в маленьких городах на западе) существуют места, гдеготы встречаются друг с другом. В городах с развитой готической сценой этоклубы, пабы, регулярные концерты готических групп, готические магазины,условленные места сбора в заброшенных зданиях, на кладбищах. Соответственно,если какой-то индивидуум начинает посещать эти мероприятия и каким- либообразом становится известен на готической «сцене», например путем знакомства сготами, его начинают считать частью готической «тусовки», и автоматически «готом».Данный критерий является крайне ненадежным – он никаким образом не касаетсясамой личности индивидуума, его пристрастий, хотя нельзя исключать того, чтоданный индивидуум действительно может разделять большинство «пристрастий»готов.
Таким образом,субкультура – это, прежде всего, система норм и ценностей, отличающих группу отбольшинства людей. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст,этическое происхождение, религия, социальная группа или место жительства.Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятойобществом, они обнаруживают лишь некоторым отклонения от неё. Готы — представители готической музыкальной субкультуры, зародившейся в конце 80-хгодов XX века на волне пост-панка.Отличительными чертами субкультуры является пристрастие к готик – року и дэт — року (а также посещение концертов групп этих стилей), мрачный имидж.[5]Уровень возраста и вовлеченности накладывает отпечаток как на восприятиечеловеком своей субкультуры среды, так и на формируемый образ жизни. Социальныйстатус – выходцы не только из малообеспеченных семей, но и из семей с высокимуровнем дохода. Недостаток материальных средств, необходимых на поддержаниеимиджа, они компенсируют непостоянной работой. Наибольшее распространениеданной субкультуры получило в крупных городах – мегаполисах.
1.2 Готы как социальнаягруппа
Представителямиготической субкультуры являются готы и готессы. Готы – абсолютныеиндивидуалисты, возрождающие романтику. Их стразу определишь среди толпы пообычной сурово – черной или блестяще – кожаной одежде. Они носят только серебро(как знак призрения к золоту, тупости и бессмысленности пролитой крови). Удевушек ярко – выразительный стиль «вамп» — тяжелая черная косметика, подводки,спектр цветов помады и ногтей от ярко – красного до черного. Девушка – Готвыглядит как средневековая королева каждый день. Черный цвет их одежды – какщит, барьер, защита от повседневной обманчиво — разноцветной и в тоже времятотально – серой жизни. Черный цвет – как возможность показать, что можновыразить в одном цвете больше, чем другие не могут вообразить, используя всецвета жизни. Черный цвет и серебро — единственные два элемента, общие длясовершенно разных людей, называющих себя готами, единственные два элемента, вкоторых готы сознательно разрешают себе быть похожими друг на друга и путем,которых они жертвуют частью своей индивидуальности.[6]
Большое количестводекларируемых норм поведения и ценностей говорят о разделении норм поведенияготов на «идеальные» и «реальные» .
К идеальным(декларируемым) нормам поведения относятся:
· Гомо/бисексуализм.
· Сатанизм/оккультнаяпрактика.
Эти декларируемые нормы вреальности не обязательны для соблюдения, а зачастую их соблюдение частичнозаменяется игрой.
Они живут, черпая вдохновениеиз той музыки, литературы, искусства и философии, которая вводит в депрессию,кажется слишком сложной и мрачной. Они живут тем, что заставляет всё времяиспытывать эмоции.Отчужденность от мира,темная, мрачная романтика, интерес к смерти – являются основным мировоззрениемготов. Большинство людей, интересующихся сверхъестественным, мрачным ивампирами в частности, являются готами. Готическое мировоззрениехарактеризуется пристрастием к «темному» восприятию мира. Сложно описать всесоставляющие такого комплексного понятия как готическое мировоззрение, но вцелом это особо романтично – депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся вповедении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость),восприятия реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастиек сверхъестественному), отношениях с обществом (не приятие стереотипов,стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированностьот него). Естественно все вышеперечисленное относиться далеко не ко всем готам.Движение «гóтов» характеризуется распространением среди участников обоихполов бисексуализма, позиционируемого как неотъемлемая часть образа жизни«гóта». Иногда девочки-гóты (встречается самоназвание «готесса»),говоря о себе в третьем лице, определяют себя в мужском роде («он»), отговоркойпри этом является разъяснение, что речь идет о ней как о человеке (словомужского рода). Практикуется «свободная любовь» на готических вечеринках ивстречах.
Специалистывыделяют следующие подгруппы «гóтов»:
1.Гóты – сатанисты.
2.Гóты – «вампиры». Характерные черты: особое распространениебисексуализма среди участников, а также демонстративное «кусание в шею» в качествеприветствия между «гóтами» и как своего рода визитная карточкагóта-«вампира».
3.«Кибер-гóты» (виртуальные группы, более общающиеся в интернете; помимочерного цвета акцент в одежде делается на кислотно-розовый икислотно-фиолетовый).
4.«Панко-гóты» (внешняя атрибутика является сходной с «панковской»).
5.«Фетиш-гóты» (пропагандирующие садо-мазо).
6.«Трайбл-гóты» (поклонники культа друидов).
7.Маргинальные слои «гóтов» («бэби-гóты», маргинальная часть«роле-гóтов» из числа так называемых «ролевиков», «алко-гóты» идр.).
8.Окологотические фанатские сообщества.
9.Готы-модники (увлекающиеся лишь внешней атрибутикой движения).
Существуетеще несколько видов готов:
Псевдоготы(Херки) — молодые люди, которые надевают чёрную одежду, но не разделяют готическоемировоззрение. Таких готов большинство.
Тру-готы– «правильные» готы, которые хорошо разбираются в готической культуре, музыке иживут всем этим делом как климактерические домохозяйки — сериалами про любовь.В другом значении термин используется в качестве насмешливой характеристикинаиболее ортодоксальных представителей гот-движения.
Мини-готы(baby bat, киндерготы) — начинающие, поверхностные готы, не знающие и непонимающие суть субкультуры.
Киберготы- готы, тяготеющие к эстетике киберпанка. Их внешний вид — смесь готическогофетиша и техногенно-урбанистических наворотов вроде всяких проводов, шестереноки цепочек. Частенько напоминают ранних “кислотных” рэйверов.
Андрогинныеготы — стараются одеваться так, чтобы невозможно было определить их пол. Пик ихмоды пришелся на конец 80-х и в данный момент уже прошел, то есть они почтивымерли. Однако Мэрлин Мэнсон до сих пор следует этому стилю.
Готиканапрямую связана с образом смерти, и даже сам вид готов (бледное лица, кругипод глазами) отсылает нас к её образу. Фактическое восприятие смерти как фетиш– одна из характерных особенностей готического мировоззрения и может считатьсяодним из признаков принадлежности к готам. Подобные особенности восприятиямогут проявляться во множестве различных видов – например, в любви к прогулкампо кладбищам, пристрастие к произведениям описывающих смерть (литература, арт,кино). В радостной музыке нет силы для готов, так как радость – проста, в товремя как внутренняя сосредоточенность, холодная грусть и ирония имеют сотниоттенков. Если человек пришёл через тяжелый период жизни, он слушает ту музыку,которая даёт энергию, силу. В этот период познаётся то, что настоящее в жизни,а что нет, так как восприятие обостренно, и человек способен тонко чувствоватьразницу между искренней музыкой и «конвейерной».
Готыследуют своей жизненной философии и, хотя у каждого она разная, в этом как разона и выражена. Есть только некоторые размытые объединяющие принципы в этойфилософии и возвышенного максимализма: жить одним днем, но чтобы это стоилотого. Сделать так, чтобы всё было красиво или не было вообще. Любить – так доконца, выглядеть – так индивидуально, говорить – так правду; жить, переправляявсе свои эмоции как позитивные, так и негативные, боль и отчаяние в жизненнуюэнергию. И всегда добиваться большего по принципу: «Цель оправдывает средства».[7]
Большоепредпочтение готы уделяют прогулкам по кладбищам. Тафофилия– любовь ккладбищам, своеобразное проявление влечения к смерти. Причины любви готов кподобному времяпровождению разнообразны – большая часть готов обожает самуатмосферу спокойствия и умиротворенности кладбищ, напрямую связанную с образомсмерти. Действительно, атмосфера кладбищ сама по себе готична, а уж если и самокладбище «готично» (надгробия прошлых эпох, склепы, надгробные памятники — ангелы) то тут и говорить нечего. Естественно готов в первую очередь привлекаютготические исторические кладбища – именно на таких кладбищах в западных странахпроще всего встретить готов (или просто одиноко гуляющих или отдыхающимикомпаниями).[8]
Современная готическаяэстетика крайне эклектична по набору используемых и популярных символов,используя как египетскую, так и христианскую и кельтскую символику. Распространено мнение, что основным символомготической субкультуры является «Анкх». Это наиболее значимый символ у древнихегиптян. В нем заключены два символа: крест как символ жизни и круг как символвечности, а вместе они обозначают бессмертие и «жизнь предстоящую». Так, помнению исследователей, представлялся египтянам ключ, которым можно открытьворота смерти. Его рисовали в качестве амулетов для продления жизни на земле иобретение жизни в загробном мире. Ключ, открывающий ворота смерти выглядит каканкх. Он же магический символ мудрости. Вера в силу анкха зиждилась напредставлении о том, что именно так выглядит ключ, которым можно открыть воротасмерти. Также часто употребляются и другие египетские символы — такие как «ГлазРа». Христианская символика также используется, по большей части в видестилизованных распятий. Кельтская символика встречается в виде кельтскихкрестов и различных кельтских орнаментов.
Достаточношироко представлена оккультная символика – используются пентаграммы (какобычные, так и перевернутые), восьмиконечные звезды. Также используетсямножество различных символов смерти – украшения с гробиками, черепами, и т.д.на самом деле, готы не придерживаются каких – либо определенных знаков исимволов. Превалирует лишь желание выглядеть красивее, необычнее, отсюда иувлечение всякого рода «мрачной» символикой.[9]
Какправило, к готике многие проходят через «черную» полосу жизни, рядаразочарований, психологических проблем, не понимая со стороны окружающих ичастых депрессий.
Выделяют следующиеособенности характеризующие людей, вступающих в готическую субкультуру:
1. Стремление бытьсамим собой. Для юношеского возраста характерен поиск собственных возможностей,своего места в мире. Это закономерно приводит к ревизии общезначимых норм иценностей;
2.Заражение и подражание.Это вытекает из того, что в юношеском и подростковом возрасте особенноезначение приобретает референтная группа с её характерным стилем общения,поведения и образа жизни.
3.Стадный инстинкт. Онприсущ не только субкультурной молодежи, но и вообще человеку в целом.Особенность данной среды заключается в том, что в период незрелости инесформированности целевых и ценностных установок групповые ценности и целиприобретают доминирующее значение
4. Наличие конкурентов,недоброжелателей и врагов. Необходимое условие для сплоченности группы, неимеющей определенной цели. Нонконформистские тенденции в поведении, натыкаясьна препятствия со стороны окружающих, приобретают еще большую силу, по принципу«запретный плод всегда сладок». Свобода, приобретенная путем борьбы, ценнейдоступной. К тому же наличие врага – необходимое условие для вычленения «нас» и«своих», бунтовать необходимо против кого-то.
5.Завышенные притязания.Для данного возраста характерны как обостренное чувство справедливости, так ижелание выделяться, которые вкупе с недооценкой реальных жизненных трудностейдают эффект завышенных притязаний.
Несмотря на общиепобудительные мотивы, готы в своей среде неоднородны. Прежде всего, ониразличаются психологически тем, к чему приводят их мировосприятие и связанные сним действия.
Если анализироватьпсихику готов, то, как правило, это меланхоличные юноши и девушки. У человека,одержимого подлинным социальным творчеством, психика не может быть слишкомустойчивой. Такой подросток может быть безразличен к тем неприятным и дажеопасным для него лично социальным последствиями своих отчаянных поступков,которые остановили бы иного, более предусмотрительного человека. Он глубоковерит в свою правоту и не видит ничего дурного даже в самых крайних своихдействиях. Они пристальнее вглядываются в окружающий мир, острее и озабоченнейвидят его. Их мировоззрение часто более свободно, чем наше, от тенденциозностии заданности. Многие из них мыслят необычно и раскованно.
Поведение таких молодыхлюдей отличается особой свободой, произвольностью и подчиненностью своимсобственным оценкам. Их принцип выражается в двух простых и ясных фразах: «Дажеесли все вокруг презирают тебя за твои убеждения, ими нельзя поступаться, еслиты уверен в своей правоте. Нельзя подчиняться силе только потому, что тыслабее». Конечно, за все в жизни приходиться платить. Готам выпадаетрасплачиваться сложными взаимоотношениями со взрослыми, со сверстниками, софициальными лицами, а иногда и к себе подобными. Отсюда, видимо, и стольбросающаяся в глаза обособленность готов: их повышенное (с нашей точки зрения)стремление к независимости даже в мелочах, а иногда и чувство одиночества,непонятности.
6. Демонстративное поведениенеформальности готов. Оно включает знание неформального «общественного мнения».Это общее мнение сплачивает их, объединяет, придает им характеристикисоциального движения. Так же можно выделить демонстративное поведениеучастников субкультуры готов и его психологические причины, выделяя следующуюфункцию такого поведения: данное поведение позволяет участникам субкультурывоздействовать на свое собственное сознание: уменьшать остроту внутреннихконфликтов, совершать замещающие действия по реализации тех или иных мотивов(символическая функция). [10]
Фактическоевосприятие смерти как фетиш – одна из характерных особенностей готическогомировоззрения и может считаться одним из признаков принадлежности к готам.
Какправило, к готике многие проходят через «черную» полосу жизни, рядаразочарований, психологических проблем, не понимая со стороны окружающих ичастых депрессий.
Выделяют следующие особенности,характеризующие людей, вступающих в готическую субкультуру. К ним относятся:стремление быть самим собой, заражение и подражание, стадный инстинкт, наличиеконкурентов, недоброжелателей и врагов, завышенные притязания и демонстративноеповедение неформальности готов. Если анализировать психику готов, то, какправило, это меланхоличные юноши и девушки. Поведение таких молодых людейотличается особой свободой, произвольностью и подчиненностью своим собственнымоценкам.
Естьтолько некоторые размытые объединяющие принципы в этой философии и возвышенногомаксимализма: жить одним днем, но чтобы это стоило того. Сделать так, чтобы всёбыло красиво или не было вообще. Любить – так до конца, выглядеть – такиндивидуально, говорить – так правду; жить переправляя все свои эмоции какпозитивные, так и негативные, боль и отчаяние в жизненную энергию. И всегдадобиваться большего по принципу: «Цель оправдывает средства».
Итак, представителями готическойсубкультуры являются готы и готессы. Готы – абсолютные индивидуалисты,возрождающие романтику. Их стразу определишь среди толпы по обычной сурово –черной или блестяще – кожаной одежде. Они носят только серебро (как знакпризрения к золоту, тупости и бессмысленности пролитой крови).Готика напрямую связана с образом смерти, и даже самвид готов (бледное лицо круги под глазами) отсылает нас к её образу.Фактическое восприятие смерти как фетиш – одна из характерных особенностейготического мировоззрения и может считаться одним из признаков принадлежности кготам. Подобные особенности восприятия могут проявляться во множестве различныхвидов – например, в любви к прогулкам по кладбищам, пристрастие к произведениямописывающих смерть (литература, арт, кино). Если анализироватьпсихику готов, то, как правило, это меланхоличные юноши и девушки. Поведениетаких молодых людей отличается особой свободой, произвольностью иподчиненностью своим собственным оценкам.
1.3 Последствияготического образа жизни
Говоря о последствияхготического образа жизни, отмечается определенная опасность подобного образажизни в силу его ассоциальности и вненормативности. Кроме того, если подростокне выходит из молодежной субкультуры, как из сообщества, до определенноговозраста, то после ему это уже очень трудно сделать, поскольку исчезаютпсихологические возможности для адаптации в обычной жизни. Однако, многиеребята, приходя в молодежную субкультуру, эффективным образом удовлетворяютсвои нормальные потребности – после выхода из движения они, как правило, уже нестрадают подростковыми комплексами: не «бунтуют» по ничтожным поводам, непревращают жизнь в бесконечный поток приключений – все это остается в прошлом.Такой вывод подтверждается американскими данными. В 70-е годы было проведенообследование людей, принимавших участие в молодежном бунте 60-х годов.Небольшой процент из них погибли от наркотиков или ушли в религиозные секты –большинство же сумело адаптироваться в обществе, и зачастую испытывает меньшепсихологических проблем, чем люди, не принимавшие участия в молодежномдвижении. Кроме того, для некоторых подростков (преимущественно психическибольных) – молодежные субкультуры – единственный способ быть членами какого –нибудь общества, найти свое место в жизни, свою культурную нишу.[11]
Последствия готическогообраза жизни можно разделить условно на социальные девиации и психологическиеотклонения.
К социальным девиациямследует относить:
1. Употреблениеалкоголя. Нельзя сказать, что в жизни большинства готов алкоголь играет важнуюроль. Но, и как у большинства «обычных» людей, у готов тоже иногда появляетсяжелание выпить. Большое предпочтение готы уделяют пиву и красному вину. Нормой
2. поведениясчитается употребление спиртных напитков перед концертами, в выходные дни, привстрече с единомышленниками и т.д. употребление спиртного становитсяпатологически необходимым атрибутом времяпровождения, расширяется спектрповодов и мотивов пьянства. У готов, злоупотребляющих алкоголем, наблюдаетсяразнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере.Так, у них падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдаютнравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения,как огрубение, взрывчатость, безынициативность, внушаемость. Они становятсяневнимательными к окружающим, а порой и жестокими, в отношениях с прежнимидрузьями – неискренними, холодными, замкнутыми и недоверчивыми. Длительноезлоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины ипсихической боли, которые, как обычно, предшествуют суициду.[12]
3. Суицидальноеповедение. Молодые люди, принимающие «готический» образ жизни с его темнымиодеждами и самосозерцательной музыкой более склонны к самовредительству,суицидальным попыткам, чем другие их сверстники. Суицидальное поведение у готоввыражается в намерении или стремлении осуществить самоубийство. Чаще всего оновозникает при депрессивных состояниях, бредовых переживаниях илипсихопатических реакциях. Для готов характерно демонстративное суицидальноеповедение. При указанном поведении способы характеризуется в виде порезов вен,изображения повешения. Такое поведение у готов характеризуется поглощенноститемами смерти, употреблением алкоголя, отсутствием страха смерти.[13]
К психологическим девиациямотносится:
1. Деформация личностигота. Проблема деформации в готической контркультуре и формирования уподростков и молодых людей отклоняющегося поведения приобретает масштабныйхарактер. К главным качествам, характеризующим деформацию личности готов можноотнести отсутствие адекватных представлений о будущем, нарушение эмоциональныхотношений в семье и низкий социометрический статус, наличие личностныхконфликтов с окружающими, низкий уровень развития самосознания. Такиеобщечеловеческие ценности как ответственность, участие в политических процессахстраны чаще всего отвергаются. У большинства готов отсутствуют четкие жизненныепланы. Большинство готов живут в семьях с неблагополучным психологическимклиматом, имеют частые конфликты с родителями, учителями и преподавателями,демонстрируют неприязненное отношение к позиции взрослого обще. Готы фактическивыпадают из круга нормального подросткового общения, что создает особыетрудности в развитии их личности.[14]
2. Депрессия имизантропия. Психогенные причины депрессии готов часто связаны с потерей,утратой прежних друзей (хотя эта причина на сознательном уровне отвергается)потеря контакта с близкими. Если гота постигает определенная утрата, то это,порождает не только депрессию, но и гнев. Если нет возможности выразить своичувства, то они вытесняются в бессознательное, в результате чего внутреннеенапряжение и фрустрация осложняют процесс беды. [15]
Затянувшаяся депрессия иодиночество становится опасным, если гот чувствует ненависть к людям, котораявыражается в мизантропии. Мизантропия – это человеконенавистничество, ненавистьпо отношению к людям. Эмоциональное наполнение (злость, горечь, равнодушие)зависит от уровня развития гота и от конкретных обстоятельств. Как правило, этоощущение собственной чуждости человечеству, окрашенное злобой (иногда спримесью горечи). Но также может выражаться исключительным путем полногоравнодушия к большинству забот остальных людей.[16]
4. Сексуальныедевиации. Среди готов существует некоторое количество сексуальных девиаций, изкоторых особое место занимают танатофилия, некрофилия, вампиризм, фетишизм и садо-мазохизм.Более подробно можно рассмотреть танатофилию и вампиризм.
Танатофилия – формафетишизма, связанная с тематикой смерти. В некоторых случаях танатофилияграничит с некрофилией, однако, в отличие от последних, пассивный танатофилотнюдь не является предметом плоской шутки. Люди, подверженные пассивнойтанатофилии, могут представлять свои похороны и скорбь родственников, знакомыхи друзей – что нередко является необходимым для получения оргазма. Болееразвитые танатофилы иногда обставляют какую-либо комнату в виде склепа, сгробом посередине, где занимаются мастурбацией, предаваясь сладкими мыслями особственной кончине. Возможно, танатофилия получит в ближайшее время новыйтолчок в своей популярности в связи с развитием движения готов. К тяжелым формамтанатофилии можно отнести некрофилию, которая последнее время среди рядов готовприобретает всё большую известность.
Вампиризм – сексуальныеизвращения, сочетание садизма с фетишизм, когда фетишем является кровьпартнера. Элементы вампиризма могут встречаться у готов, наносящих сексуальномупартнеру царапины или укусы. Готы часто наносят друг другу болезненные,глубокие и иногда кровоточащих укусов в области шеи и плеч. Многие готыспециально удлиняют или имплантируют себе «вампирские» клыки не только дляидентификации принадлежности к готической субкультуре, но и для усиленияощущений у партнера.[17]
Проанализировав данныйпункт параграфа можно сказать, что последствия готического образа жизни можноусловно разделить на две составляющие: социальные и психологические девиации. Ксоциальным девиациям относится употребление алкоголя и суицидальное поведение.Следует отметить, что у готов, злоупотребляющих алкоголем, наблюдаетсяразнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере. Уних падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдаютнравственные качества. Они становятся невнимательными к окружающим, а порой ижестокими, в отношениях с прежними друзьями – неискренними, холодными,замкнутыми и недоверчивыми
К психологическимдевиациям следует относить деформацию личности готов, которая выражается вотсутствие адекватных представлений о будущем, нарушение эмоциональныхотношений в семье и низкий социометрический статус, наличие личностныхконфликтов с окружающими, низкий уровень развития самосознания. Мизантропия идепрессии, которые выражаются в ненависть по отношению к людям и постоянноподавленному настроению, что может быт чревато неврозами и психозами.
Сексуальные девиацииприсущи не для всех представителей данной субкультуры, но приобретают всюбольшую знаменитость следующие, к ним относятся танатофилия и вампиризм.Танатофилия – это форма фетишизма, связанная с тематикой смерти готы — танатофилы могут представлять при мастурбации свои похороны и скорбьродственников, знакомы и друзей – что нередко является необходимым дляполучения оргазма. Вампиризм – сексуальные извращения, сочетание садизма сфетишизмом, когда фетишем является кровь партнера. Элементы вампиризма могутвстречаться у готов, наносящих сексуальному партнеру царапины или укусы.Возможно, данные сексуальные девиации в ближайшее время дадут новый толчок всвоей популярности в связи с развитием движения готов.

2. ПРИЧИНЫ ВОВЛЕЧЕНИЯПОДРОСТКОВ В СУБКУЛЬТУРУ ГОТОВ В РОССИИ
2.1 Социальные причинывовлечения подростков в субкультуру готов
К социальным причинамвовлечения подростков в молодежные контркультуры можно отнести следующиефакторы:
1.Потребность впринадлежности к группе. Известно, что в подростковом возрасте возникаетпотребность в принадлежности к какой-либо группе сверстников. Субкультура готовудовлетворяет эту потребность намного эффективнее, чем обычные формальныеобщности (класс, кружок и т.д.) участники субкультуры готов испытываютмощнейшее чувство единства, своеобразного братства. Это объясняется следующимипсихологическими закономерностями: во-первых, сплоченность группы повышается,если ее члены имеют отличительные внешние признаки, во-вторых сплоченностиспособствует общее чувство отверженности. И то, «я другое» присутствует вмолодежной субкультуре – поэтому здесь столь эффективно удовлетворяетсяпотребность к принадлежности.
2. Потребность впризнании. Некоторые подростки обладают психологическими качествами, не дающимиим возможности добиться какого – либо успеха в существующих социальныхинститутах. Соответственно, они лишены социального признания. Субкультура даетим эту возможность. Таким образом, субкультура готов является своеобразнойкультурной нишой, где могут получить социальное признание подростки, обреченныебыть неудачниками в социуме. Другими словами, молодежная субкультура поотношению к некоторым подросткам осуществляют своего рода стихийную социальнуюреабилитацию.
3. Аномия(от фр.anomie-отсутствие закона)- нравственно-психологические состояния индивидуального и общественного сознания,характеризующееся разложением систем нравственных и социальных ценностей.Рассмотрением данного вопроса занимался американский ученый Р.Мертон. Онотмечает, что навязывание индивидам определенного стиля поведения наталкиваетсяна ограниченность легальных способов его поддержания. В результатеинновационная модель действия может привести к прямому нарушению норм-запретов,свойственных в данный момент обществу, вести к нарастанию преступныхпроявлений. В данном случае подросток- готможет попасть и реально попадает в положение, когда действуютнесовместимые требования доминирующей культуры. С одной стороны, от неготребуют, чтобы он ориентировал свое поведение в направлении накоплениябогатства, а с другой — ему почти не дают возможности сделать этоинституциональным способом.
4. Потребность визживании конфликта со взрослыми. Подростковый возраст характеризуется, с однойстороны, появлением нового референтного окружения (сверстники), которое несет всебе ценности, часто противоположные ценностям взрослых, с другой стороны тем,что взрослые теряют возможность контролировать всю жизнь подростка. Это создаетпредпосылку для возникновения внутреннего конфликта с образом значимоговзрослого, присутствующего в сознании ребенка. Внешнего, реального конфликтаподростку иногда удается избежать, скрывая от взрослого круг своих интересов.Их внешний диалог в это время становится формальным, оставляя в стороне все,что волнует подростка. Но не прекращается диалог внутренний. Это напряжение,состояние внутреннего конфликта может быть изжито с помощью особыхсимволических действий, целый набор которых предоставляет молодежнаясубкультура. Способ изживания напряжения в культуре готов обозначается как«магический». Не имея реальных средств воздействия на окружающий мир подростокприбегает к средствам, магическим по сути: с помощью театрально – зримых знакови символов он выстраивает определенный ряд действий, который должен был бы(будь он не знаковый, а реальный) привести к исчезновению конфликта совзрослыми. С помощью театра подросток может изменить свое сознание, с помощьюсимволов выстроить особый мир, в котором противоречия сл взрослыми окажутсяразрешенными.[18]
5. Потребность в событийности.Не все подростки переживают внутренний конфликт со взрослыми. Для некоторых,напротив, именно их участие в неформальном объединении служит причинойконфликта. Ряд подростков, участвуя в молодежной субкультуре, удовлетворяютособую потребность, которая может быть названа «потребность в событийности».Неудовлетворенная потребность переживается как чувство «обыденности»,«проскальзывания жизни», фактически, подросток при этом ощущает, что онотсутствует как социальный субъект. Жизнь распланирована не им и в ней неиграет никакой заметной роли его собственная активность. У такого подростка ивозникает желание испытать свою способность к действию, способность напоступок, проверить, а может ли он влиять на других, вызывать бурю эмоций исобытий? Он решается на своеобразный эксперимент, который должен ответить наодин вопрос: «существует ли он как человек, как социальное существо, влияющеена общество?». Но раз реальных событий нет, приходится создавать событияискусственные. Здесь и приходит на помощь субкультурный театр.
6. Субкультура готов даетвозможность подросткам получить социальное признание в символической форме. Ониделают попытку быстро и с помощью особых символов создавать особый мир, вкотором подростки оказались бы на вершине социальной лестницы, компенсировавтем самым заниженную самооценку и определенное чувство неполноценности.
Существуют подростки,которые психологически способны адаптироваться в социуме и занимают достаточнопрестижное место положение для своего возраста. Однако и они могут переживатьнеудовлетворенную потребность в признании. Дело в том, что полноценноепризнание возможно для них достаточно поздно: общество дает возможностьчеловеку занять прочное социальное положение, иметь материальную независимостьне раньше 30-40 лет. Молодость воспринимается при этом как подготовительныйэтап к «прекрасному будущему». Но для подростков жизнь после 30 – иллюзорна.Они хотят полноценной жизни и признания сейчас – и такую возможность импредоставляет молодежная субкультура.
7. Влияние средствмассовой информации и Интернета. Необходимо отметить, что СМИ выполняют функциютрансляции, передачи или распространения информации, а всемирная сеть Интернетявляется способом интеракции. С их помощью осуществляется пропаганда инавязывание определенного мнения массам и подросткам в частности.
Рассмотрев социальныепричины вовлечения в субкультуру готов, можно прийти к выводу, что наиболеезначимой является влияние средств массовой информации и Интернета наподростков. В последнее время так называемая «третья сила» (СМИ и Интернет),через которую ведется как трансляция, так и интеракция информации, сталаактивнее развиваться, и теперь уже большинство подростков имеют к ней доступ, чтоспособствует увеличению количества активных участников субкультуры готов.
2.2 Психологическиепричины вовлечения подростков в субкультуру готов
К психологическимпричинам вовлечения подростков в субкультуру готов относятся:
1.Одиночество. Оноявляется одной из основных психологических причин вовлечения подростков в субкультуруготов, так как не найдя поддержку и понимание среди сверстников, подросткинаходят единомышленников и признание в такого рода неформальных группах. Спецификаподросткового возраста заключается в том, что идет отрицание устоявшихся норм,которые пытается привить старшее поколение. За счет этого возникает чувствонеполноценности. Для его преодоления подростки и вступают в субкультуру .
2.В силу возрастныхособенностей идет подражание определенному идеализированному образу: внешнемувиду, поведению, манере, разговору и т.д. Субкультура готов не только даетвозможность подражать кому-то или чему-то, но и выделиться из толпы, котораяпредставляет собой серую массу.
3.Психологическое насилиесо стороны родителей и окружающих, унижение, оскорбление, высмеивание,неспособность близких людей обеспечить необходимую поддержку, внимание, чувствонадежной привязанности и любви, которое приводит к частым депрессиям,замыкании, суицидальному поведению, алкоголизму и т.д. Многие отечественныеученые выделяют следующие личностные характеристики, формируемые молодежнойконтркультурой: формируемый субкультурой тип личности лишен стремления, силы,способности к волевому самоутверждению и самоопределению. Отмечается установкана размытую, аморфную, растекающуюся и хаотичную чувственность. Неприятиевсякой упорядоченности, организованности жизни ее суровой необходимости,непреклонности ее внутренних закономерностей, взрывчатый, иррациональныйхарактер поведения, сознательно противопоставляемый последовательности иустремленности, связанности и осмысленности поведения. Все типы поведенияхарактерны только для субкультуры готов.
4. Потребность в смыслежизни. Ощущение бессмысленности присуще многим современным подросткам.Субкультура готов не может дать человеку чувство осмысленности, зато даетощущение тяготы, опасности, неустроенности, ставя перед ним подросткам массупроблем, которые приходится решать. Это придает некоторую осмысленность жизни.Тяготы, которые ощущаются подростком уже сейчас, воспринимаются им каксвоеобразный залог, гарантирующий, что в будущем его действия окажутсяосмысленности. Тут суть скорее в том, что борьба за свой образ жизни «заменяет»поиски смысла. «Отвоеванная» жизнь автоматически кажется более осмысленной.Дело еще, возможно, и в том, что в субкультуре готов человек находиться посвоей воле, осознанно принимает её нормы и ценности. Это его свободный выбор.Действия же и решения, принимаемые независимо, а часто и вопреки диктатустарших наполняются действительно большим смыслом для подростка, «его» смыслом.[19]
5.Внушаемость. Его можнорассмотреть с двух сторон:
· со сторонысверстников;
· средств массовойинформации и Интернета.
И в первом и во второмслучае идет навязывание определенных стереотипов поведения. Это является однойиз главных среди рассмотренных психологических причин вовлечения подростков всубкультуру готов, так как в подростковом возрасте идет активное формированиеличности человека.
6. Сексуальное влечение.Оноосновывается на удовлетворении физических потребностей. В рассматриваемойсубкультуре сексуальный вопрос стоит остро. Для готов-подростков нормальнымявляется не ведение ранней половой жизни. Среди готов существует некотороеколичество сексуальных девиаций, из которых особое место занимают танатофилия,некрофилия, вампиризм, фетишизм и садомазохизм.
7. Нигилизм ( от лат nihil-ничто) – отрицание общепринятыхценностей и форм общественной жизни. Нигилизм можно интерпретировать какпротест изнутри. Происходит бунт, мятеж против устоявшихся в обществе стереотипов,норм и правил поведения.
8. Нонконформизм (от лат noneomformist- несогласие) – несогласие,инновативное приспособление. Нежелание быть «как все» толкает подростков насовершение ряда поступков, в том числе и вступление в субкультуру готов.
По нашему мнению, наибольшеезначение среди рассмотренных психологических причин вовлечения в субкультуруготов имеет нонконформизм, так как для людей подросткового возраста бунт имятеж является не только способом самовыражения, но возможностью выделиться изсерой массы, что уже само по себе немаловажно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение я хочусделать несколько выводов по данной курсовой работе.
Субкультура – это, преждевсего, система норм и ценностей, отличающих группу от большинства людей. Онаформируется под влиянием таких факторов, как возраст, этическое происхождение,религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры неозначают отказа от национальной культуры, принятой обществом, они обнаруживаютлишь некоторым отклонения от неё.
Представителямиготической субкультуры являются готы и готессы. Готы – абсолютныеиндивидуалисты, возрождающие романтику. Их стразу определишь среди толпы пообычной сурово – черной или блестяще – кожаной одежде. Они носят только серебро(как знак призрения к золоту, тупости и бессмысленности пролитой крови).Готика напрямую связана с образом смерти, и даже самвид готов (бледное лицо круги под глазами) отсылает нас к её образу.Фактическое восприятие смерти как фетиш – одна из характерных особенностейготического мировоззрения и может считаться одним из признаков принадлежности кготам. Подобные особенности восприятия могут проявляться во множестве различныхвидов – например, в любви к прогулкам по кладбищам, пристрастие к произведениямописывающих смерть (литература, арт, кино). Если анализироватьпсихику готов, то, как правило, это меланхоличные юноши и девушки. Поведениетаких молодых людей отличается особой свободой, произвольностью иподчиненностью своим собственным оценкам.
Готы — это представителиготической музыкальной субкультуры, зародившейся в конце 80-х годов XX века на волне пост-панка. Они живут,черпая энергию и вдохновение из той музыки, литературы, искусства и философии,которая других просто вводит в депрессию, кажется слишком сложной и мрачной. Фактическое восприятие смерти как фетиш – одна изхарактерных особенностей готического мировоззрения и может считаться одним изпризнаков принадлежности к готам.
Последствия готическогообраза жизни можно условно разделить на две составляющие: социальные ипсихологические девиации. К социальным девиациям относится употреблениеалкоголя и суицидальное поведение. Следует отметить, что у готов,злоупотребляющих алкоголем, наблюдается разнообразные расстройства,преимущественно в эмоциональной и волевой сфере.
К психологическимдевиациям следует относить деформацию личности готов, которая выражается вотсутствие адекватных представлений о будущем, нарушение эмоциональныхотношений в семье и низкий социометрический статус, наличие личностныхконфликтов с окружающими, низкий уровень развития самосознания. Мизантропия идепрессии, которые выражаются в ненависть по отношению к людям и постоянноподавленному настроению, что может быт чревато неврозами и психозами.
Сексуальные девиацииприсущи не для всех представителей данной субкультуры, но приобретают всюбольшую знаменитость следующие, к ним относятся танатофилия и вампиризм.Танатофилия – это форма фетишизма, связанная с тематикой смерти готы — танатофилы могут представлять при мастурбации свои похороны и скорбьродственников, знакомы и друзей – что нередко является необходимым для полученияоргазма. Более развитые танатофилы иногда обставляют какую-либо комнату в видесклепа, с гробом посередине, где занимаются мастурбацией, предаваясь сладкимимыслями о собственной кончине. Вампиризм – сексуальные извращения, сочетаниесадизма с фетишизмом, когда фетишем является кровь партнера. Элементы вампиризммогут встречаться у готов, наносящих сексуальному партнеру царапины или укусы.Возможно, данные сексуальные девиации в ближайшее время дадут новый толчок всвоей популярности в связи с развитием движения готов.
Рассмотрев социальныепричины вовлечения в субкультуру готов, можно прийти к выводу, что наиболеезначимой является влияние средств массовой информации и Интернета наподростков, так как в последнее время так называемая «третья сила» (СМИ иИнтернет), через которую ведется как трансляция, так и интеракция информации, сталаактивнее развиваться, и теперь уже большинство подростков имеют к ней доступ, чтоспособствует увеличению количества активных участников субкультуры готов.
По моему мнению,наибольшее значение среди рассмотренных психологических причин вовлечения всубкультуру готов имеет нонконформизм, так как для людей подросткового возрастабунт и мятеж является не только способом самовыражения, но возможностьювыделиться из серой массы, что уже само по себе немаловажно.

Библиографическийсписок
1. Вся правда о готах [Электронныйресурс] / Что такое готика / www.darkgot.ru
2. Готическая мода [Электронный ресурс]/http://www.emod.ru/227.html
3. Готическая символика [Электронныйресурс] / www.a-u-m.ru/ezoteric
4. Даркрок [Электронный ресурс] /Даркготик / www.darkgot.ru
5. Карманова, А.В. Место образованияи самообразования в системе ценностей современных молодежных субкультур [Текст]/ А.В.Карманова //Исследовательская и инновационная деятельность учащеесямолодежи: проблемы, поиски решения. Труды областной научно- практическойконференции молодых ученых Кузбасса / ИУУ СО РАН; отв. Ред. Т.Ю. Дробчик;редкол. Н.А. Жеребцова и др. – Кемерово; ИУУ СО РАН, 2006.-Т.2- С.188-192
6. Любовь к кладбищам [Электронныйресурс] /http://www.sataval.narod.ru/library/gothic_giths.ru
7. Чуякова, С.В, Молодежная культуракак объект исследования [Текст] //С.В.Чуякова//Аспирант и соискатель. –2007.-№1.- С.185-187
8. Камалдинова, Э.И. Молодежь какобъект и субъект социальной деятельности [Текст] /Э. И. Камалдинова //Педагогика. – 1998. – С.23-25
9. Готы и алкоголь [Электронный ресурс]/http://www.darkgot.ru
10.Суицидальное поведение средиподростков [Электронный ресурс]//http://emka.mylivepage.ru/forum
11.Собкин, В.С. Проявление девиации вподростковой субкультуре [Текст] / /В.С.Собкин//Вопр. психологии.-2004.-№3 (май- июнь).-С.3-6
12.Что такое депрессия [Электронныйресурс] / Депрессия и готы // line.molie.ru/got
13.Моя мизантропия – Интернет – блог[Электронный ресурс] /http://darkdiary.ru/users/lastrise
14.Секс и готы [Электронный ресурс] /http:// www.bdsmgoth.ru
15.Ручкин, Б.А. Молодежь РоссийскойФедерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения [Текст]/Б.А.Ручкин / Москва. – 2000.- С95-96
16.Лисовский, В.Т. Социальная защитамолодежи [Текст] / В.Т. Лисовский / Москва.-1994.- 325с.