Приcоединение России к ВТО и обеспечение ее национальных интересов

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
                                                 «ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ»
                                                    Заведующий кафедрой
                        к.т.н.
                                                                _______________ Попов О.Р.
                                                                 «____»____________200__ г.Дипломнаяработа на тему:«ПРИСОЕДИНЕНИЕРОССИИ К ВТО И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ»
Студент5 курса заочного
(набазе высшего) отделения
таможенногофакультета        _______________________В.В.Паскал
Руководительк.э.н.                _______________________ И.Б.Чепко        
Рецензент                                _______________________ П.В.Таранов
Нормативный контролер        _______________________И.Б.Чепко
 Ростов-на-Дону 
 2007
  
задание

 
Отзыв
     Дипломная работа состоит из 90страниц машинописного текста, 2 рисунков, 3 таблиц, 2 приложений, 33литературных источника.
     Структура работы включает в себе введение,3 главы, заключение, списокиспользованной литературы и приложения.
    ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ТАРИФАХ И ТОРГОВЛЕ, ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯОРГАНИЗАЦИЯ, ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ, РЕГУЛИРОВАНИЕМЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ, ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ, СТРАТЕГИЯ, ПЕРЕГОВОРЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВСЕМИРНОЙТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
     Актуальность темы исследования: одним изцентральных вопросов экономической политики России является вступление во Всемирнуюторговую организацию (ВТО). С одной стороны – это объективная необходимостьинтеграции в мировую экономику, с другой – решение проблемы обеспеченияэкономической безопасности страны. Несомненно, вступление в ВТО несет в себеположительные черты, но и предполагает преодоление ряда трудностей, которыерассмотрены в дипломной работе. 
     Цельюработы является анализ норм и принципов деятельности ГАТТ/ВТО как институтарегулирования международных торговых отношений, проблем и перспектив России в связи с ее вступлением в ГАТТ/ВТО.
     Задачи для реализации цели:
— изучение механизма деятельности ГАТТ/ВТО;
— особенности функционирования Всемирной торговойорганизации;
— обоснование необходимости и целесообразностиприсоединения России к 
   ВТО;
— определение основных позиций России на переговорахпо вступлению в ВТО   
   с учетомнеобходимости защиты российских национальных интересов.
  Внаписание работы применялись методы: обобщения, анализа,  сравнения, нормативно-правовой,статистической информации. 

СОДЕРЖАНИЕ
                                                                                                                          стр.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………9
1. ВТО – ОСНОВА СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ……………11
     1.1.ГАТТ и ВТО: исторические обстоятельства возникновения……………11
     1.2.Организационно-правовая деятельность ГАТТ/ВТО.             Результаты деятельностиГАТТ……………………………………………15
     1.3.Регулирование международной торговли ГАТТ/ВТО: торговля товарами, 
           сотрудничество с международными организациями…………………….35
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВТО И РОССИИ.     ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХИНТЕРЕСОВ РОССИИ………………51
     2.1.Таможенно-тарифная политика РФ в соответствии с нормами и правила
           ми ВТО……………………………………………………………………….51
     2.2.Процесс вступления России в ГАТТ/ВТО………………………………..55
     2.3.Участие государства во внешнеторговой деятельности…………………60
     2.4.Стратегические аспекты присоединения России к ВТО…………………66
     2.5.Современный этап переговоров по присоединению России к ВТО…….68
     2.6.Анализ положительных и негативных аспектов присоединения России
           кВТО…………………………………………………………………………77ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………87СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………89ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….91

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
ВОИС – Всемирная организация интеллектуальнойсобственности
ВТО – Всемирная торговая организация
ВВП – Внутренний валовой продукт
ГАТТ – Генеральное соглашение о тарифах иторговле
ГАТС – Генеральное соглашение по торговле услугами
ЕЭС – Европейское экономическое сообщество
ЕАСТ – Европейская ассоциация свободной торговли
ЕС – Европейский Союз
МНПО – Международные неправительственныеорганизации
МВФ – Международный Валютный Фонд
МТО – Международная Торговая организация
МТП – Многосторонние торговые переговоры
МТС – Многосторонние торговые соглашения
МТЦ – Международный  торговый центр    
МБРР – Международный банк реконструкции иразвития
НАФТА – Североамериканская ассоциация свободнойторговли
ООН – Организация Объединенных Наций
ОЭСР – Организация экономического сотрудничестваи развития
РГ – Рабочая группа
РНБ – Режим наибольшего благоприятствования  
СНГ – Содружество независимых государств
СССР – Союз Советских Социалистических Республик
ТН ВЭД – Товарная номенклатуравнешнеэкономической деятельности
ТРИПС – Соглашение о торговых аспектах прав наинтеллектуальную собственность
ФЗ – Федеральный закон
ЮНКТАД –Конференция ООН по торговле и развитию
ВВЕДЕНИЕ
  
     Втечение нескольких последних десятилетий во всем мире повысилась степень внешнеэкономическойоткрытости и взаимозависимости национальных экономик, резко возросли объемы иинтенсивность международной торговли и международного движения капитала,ускорилось формирование глобальных финансовых рынков. 
Одним из центральныхвопросов экономической политики России является вступление во Всемирную торговуюорганизацию (ВТО). С одной стороны – это объективная необходимость интеграции вмировую экономику, с другой – решение проблемы обеспечения экономическойбезопасности страны. Несомненно, вступление в ВТО несет в себе положительныечерты, но и предполагает преодоление ряда трудностей. 
В своем ПосланииФедеральному собранию президент РФ В.В.Путин подчеркнул, что «членство в ВТОдолжно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировыхрынках и мощным внешним стимулом для решения тех задач, которые нам и так нужнорешать»[1].Таким образом, вступление в ВТО приоритетно, нужно и важно. Вот в этом иактуальность темы исследования.
Для успешной интеграцииРоссии в мировую систему хозяйствования на данном этапе развития экономикистраны одним из приоритетов является принятие России как равноправного субъектамировой экономики. Этому может поспособствовать как закрепление основ рыночнойэкономики и приведение их в соответствие с международными стандартами, так иповышение конкурентоспособности товаров и услуг на внешних и внутренних рынках.
     Цель работы: анализ норм и принциповдеятельности ГАТТ/ВТО как института регулирования международных торговыхотношений,  проблем и перспектив России всвязи с ее вступлением в ГАТТ/ВТО.
     Задачи для реализации цели:
— изучение механизма деятельности ГАТТ/ВТО;
— особенности функционирования Всемирной торговойорганизации;
— обоснование необходимости и целесообразностиприсоединения России к 
  ВТО;
— определение основных позиций России напереговорах по вступлению в ВТО   
   с учетомнеобходимости защиты российских национальных интересов.
    Структура работы:
Глава 1 посвященаисторическим обстоятельствам возникновения ГАТТ и ВТО, организационно-правовойдеятельности ГАТТ, основополагающим принципам ГАТТ, на базе которых строитсямногосторонняя система международной торговли.
Вторая глава связана спроблемой присоединения России к системе ГАТТ/ВТО, анализом таможенно-тарифнойполитики РФ, целей вступления России в ВТО.
     В главе 3 рассматривается внешнеэкономическаядеятельность РФ, стратегические аспекты присоединения России к ВТО и этапыпереговоров по присоединению России к ВТО.
    Заключение содержитосновные выводы работы.
    В написание работы применялись методы:обобщения, анализа,  сравнения, нормативно-правовой,статистической информации. 
    В процессе написания настоящей работы былаиспользована различная литература, посвященная проблемам функционированиясистемы ГАТТ/ВТО,а также вопросам, связаннымс присоединением России к этой системе.
В дипломной работе былииспользованы материалы периодических изданий. В частности, статьи,опубликованные в журналах “Внешняя торговля”, “Экономика” и др. Полный список использованной литературы приведен вконце работы.
     Приложения содержат дополнительную информацию.

1. ВТО – ОСНОВА СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1. ГАТТ и ВТО: исторические обстоятельства возникновения.
     Для того, чтобы в полной мере представитьсовременную ситуацию, сложившуюся в сфере международных торговыхотношений,  а также оценить достигнутое вмеждународной торговле, необходимо обратиться к истокам многосторонней торговойсистемы ГАТТ.
“Великая депрессия”1929-1933 годов наглядно показала назревшую необходимость координации вопросовмакроэкономической политики на многостороннем уровне. В условияхприближающегося спада в США для защиты от конкурирующего импорта и стабилизацииэкономики был принят Закон Холи-Смута, по которому средний уровень таможенныхпошлин был сначала поднят до 44,7%, а в 1932 году достиг 59,1%. За этим последовалозначительное повышение ставок в тарифах большинства западных стран, что имелопагубные последствия для мировой экономики: за 1929-1932 годы объем мировойторговли сократился почти на 60%.[2]
     Уже в 1944 г. навалютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) для решения задачстабилизации международной валютной сферы, выравнивания платежных балансов ифинансового содействия в развитии экономики были созданы Международный ВалютныйФонд (МВФ) и Всемирный Банк.
     Серьезные и порой небезуспешные попыткимеждународного регулирования торговых отношений предпринимались еще до второймировой войны. В качестве примеров можно назвать Конвенции об упрощениитаможенных формальностей (Женева, 1923 год), о Международном Торговом Арбитраже(1924 год), об охране промышленной собственности и другие.[3]Однако они не были системными и не всегда доводились до конца.
     Послевоенный период отмечен усилиями,направленными на создание универсальной Международной Торговой Организации(МТО). В функции МТО входило бы регулирование на многостороннем уровнесоциально-экономичес- ких проблем, включая вопросы торговой политики,экономического развития, занятости, ограничительной деловой практики,инвестиций, международных товарных соглашений. Эти проблемы обсуждались наконференциях в Лондоне и Женеве в 1946-1947 годах. На женевской конференции(август — октябрь 1947 года) в ходе работы над Уставом МТО — так называемойГаванской хартией — 23 страны, представленные на конференции, в том числе США,Канада, Великобритания, Франция, Индия, Бразилия,  и др. менее развитые страны, начали переговорыо взаимном снижении довоенного уровня таможенных тарифов, серьезно сдерживающихразвитие международных экономических связей.
     Результатом первого раунда переговоровстали 45 тысяч тарифных уступок, затронувших около 20% мировой торговли (всумме на 10 млрд. Долларов).[4]Действенность этих уступок обеспечивалась целым рядом торгово-политичес- кихстатей Гаванской хартии, содержавших правила по взаимной торговле, которыеучаствовавшие страны обязались соблюдать. Свод этих правил с приложенным к немусписком согласованных тарифных уступок получил название Генерального соглашенияо тарифах и торговле (ГАТТ) и на временной основе (до завершения процессаратификации Устава МТО будущими странами-чле- нами) вошел в силу в январе 1948года.
     Первоначально текст Соглашения состоял изтрех разделов.
·       Раздел I, состоящий из двух статей, содержал в себе основные положенияо   
      режиме наибольшего благоприятствования(наиболее благоприятствуемой  
      нации) и списки взаимных уступок.
·       Раздел II был посвящен торговой политике и представлял собойсвоеобразный кодекс правил международной торговли.
·       Раздел III содержал положения о таможенных союзах, зонах свободнойтор-
     говли и о применении Соглашения в ихотношении. В 1965 году текст ГАТТ
     был дополнен Разделом IV “Торговля иразвитие”, который был внесен в Со
     глашение по требованию развивающихсястран.
     В то время, когда ГАТТ было лишьпротоколом о результатах первого раунда тарифных переговоров, проводившихся врамках обсуждения Устава МТО, и временным сводом правил, действующих, какпредполагалось, до вступления в силу Гаванской Хартии, вопрос о каких бы то нибыло учредительских проблемах и статусе не стоял на повестке дня. Несмотря нато, что Генеральное Соглашение содержало в себе основные положения, во многомсхожие с положениями раздела Устава МТО, посвященного вопросам торговойполитики, постоянным институтом должна была стать МТО. Устав МТО включал в себядетально разработанные положения о конференциях МТО, исполнительном органе,комиссиях, Генеральном директоре и об оплачиваемом персонале. Кроме того Уставпредусматривал продуманную процедуру разрешения споров. Что же касается ГенеральногоСоглашения, то оно не обладало тогда учредительными положениями ни в отношениипостоянных органов, ни в отношении урегулирования разногласий.
     Но когда стало ясно, что усилия посозданию МТО не увенчаются успехом (что и подтвердилось отказом США в 1950ратифицировать Гаванскую хар- тию), в рамках ГАТТ были созданы практически всепредусмотренные Уставом органы и разработан механизм разрешения споров.
     Высшим органом ГАТТ была определена СессияДоговаривающихся Сто- рон. Собирались Сессии, как, правило, ежегодно, каждаястрана-участница име- ла на них один голос, однако решения обычно принималисьна основе консенсуса, а не путем голосования. Первая Сессия была созвана вмарте 1948 года Генеральным Секретарем ООН; в дальнейшем же, с 1949 года, правосозывать Сессии, руководить их работой получил Председатель (Ответственный Секретарь)Сессии Договаривающихся Сторон, избираемый странами-участницами.[5]
Сессия ДоговаривающихсяСторон обладают исключительными полномочиями выносить решения о проблемах,возникающих между странами-участницами, о соответствии их торговой политикинормам ГАТТ. В сферу компетенции высшего органа ГАТТ вошло также утверждениебюджета ГАТТ.
     В 1954 году была окончательно оформлена ипреобразована в Секретариат Временная Комиссия МТО, действовавшая с марта 1948года и осуществлявшая организационно-техническое обслуживание деятельностиГАТТ. Состоящий в первые годы из трех-четырех специалистов Секретариат современем превратился в крупный орган, имеющий структурные подразделения(юридический, экономический отделы, аналитические подразделения и др.). Насекретариат была возложена подготовительная работа, распространение средистран-участ- ниц всей необходимой информации, изучение и прогнозированиеэкономического развития и торговой политики стран-участниц.
     В 1951 году был создан МежсессионныйКомитет, в функции которого вхо- дило обсуждение и составление повестки дняСессии, рассмотрение срочных и непредвиденных вопросов, проведение консультацийпо платежно-балансовым проблемам.
     В соответствии с решением ДоговаривающихсяСторон от 4 июня 1960 года, вместо Межсессионного Комитета был создан СоветПредставителей ГАТТ.
Совет сталоперативно-представительным органом, который собирался около девяти раз в год впериод между Сессиями для решения неотложных задач и выполнения всей текущейработы. Совет состоял из представителей всех стран-участниц Соглашения, а егопредседатель избирался на 1 год на Сессии Договаривающихся Сторон. Среди полномочийСовета следует выделить следующие: определение состава повестки дня для СессииДоговаривающихся Сторон, учреждение вспомогательных органов и определение условийих деятельности, наблюдение и контроль за работой различных комитетов, групп идругих вспомогательных органов.
     Ссамого начала деятельности ГАТТ получила распространение фомирова- ния временныхрабочих групп в составе нескольких человек для изучения конкретных проблем иподготовки соответствующих докладов. Кроме того, для углубленного рассмотренияважных вопросов и обычно на постоянной основе создавались специальные комитеты.В большинстве случаев членство в них открыто для всех Договаривающихся Сторон.Следует упомянуть некоторые из них, действующие на постоянной основе: Комитетпо торговым ограничениям, Комитет по торговым уступкам, Бюджетный комитет. Свведением в ГАТТ Раздела IV был также учрежден комитет “Торговля и развитие”.Комитеты по торговым переговорам создавались временно для наблюдения за ходоммно- госторонних торговых переговоров.
     В 1965 году вместо существовавшей до этогодолжности Ответственного Секретаря была учреждена новая должность ГенеральногоДиректора ГАТТ. выступаещего своеобразным арбитром в спорах меду сторонами, вслучае неуспешных переговоров по мирному урегулированию возникших споров. Осо-бое значение имеет жюри экспертов, также входящее в организационную структуруГАТТ, основная задача которого — осуществление профессионального наблюдения запроцессом разрешения споров в ГАТТ.
1.2. Организационно-правовая деятельность ГАТТ/ВТО
Результаты деятельности ГАТТ
     Договорная система ГАТТ строится настремлении стран-членов развивать международную торговлю и обеспечиватьэкономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки,предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках ирегламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.Достижение этих целей обеспечивается соблюдением ряда принципов и норм, лежащихв основе Генерального соглашения:
·       недискриминация в торговле, которая обеспечивается взаимнымпредоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношенииэкспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенныхпошлин и сборов, а с другой — национального режима, т.е. равного подхода кимпортным и отечественным товарам в отношении внутренних налогов и сборов, атакже правил, регулирующих внутреннюю торговлю;
·       использование преимущественно тарифных средств защиты национального
      рынка, а не количественных ограниченийили аналогичных мер;
·       прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодическипрово- димых раундов многосторонних торговых переговоров (МТП) и их юридическиоформляемое закрепление на согласованном уровне;
·       взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
·       разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров,а в случае невозможности достижения согласия — путем рассмотрения споров вспециально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны длядоговаривающихся сторон ГАТТ.
     Остановимся кратко на некоторых статьяхГАТТ, в которых закреплены изложенные выше принципы, а также другиеосновополагающие положения.
(структуру ГАТТ см.приложение 1)
     Статья I ГАТТ, носящая во многом ключевойхарактер в Соглашении, провозглашает, что страны-участницы должны предоставлятьдруг другу режим наибольшего благоприятствования. Это положениераспространяется на экспортные, импортные и транзитные торговые операции, атакже на международные платежи по экспортным и импортным операциям. Режимнаибольшего благоприятствования действует также в отношении таможенных пошлин илюбых сборов, взимаемых в связи с внешнеторговыми операциями, а также всех правили формальностей, с ними связанных. Кроме того, положение о режиме наибольшегоблагоприятствования (вместе с национальным режимом) распространяется навнутренние налоги и сборы и на внутренние правила и законы, регулирующиепокупку и продажу товаров на внутренних территориях стран-участниц.
     Режим наибольшего благоприятствования,сформулированный в Статье I, носит безусловный характер, и страны, вступившие вГАТТ, обязаны применять эту статью в ее полном объеме: “В отношении таможенныхпошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз или вывоз, или в связи с ними,или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношенииметода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регулированияи формальностей в связи с ввозом или вывозом, любое преимущество, льгота,привилегия или изъятие из-под действия законов, предоставляемые любой договаривающейсястороной любому товару, происходящему из любой другой страны и предназначенномудля любой другой страны, должны немедленно и безусловно предоставлятьсяаналогичному товару, происходящему из всех других стран-участниц, илипредназначенному для всех других стран-участниц”.[6]
ГАТТ содержит рядисключений из режима наибольшего благоприятствования. Крупнейшее из них — эторазрешение создавать зоны свободной торговли и таможенные союзы, нераспространяя льготы, предоставляемые в рамках этих образований, на неучаствующиестраны. Другое важное положение — это разрешение развивающимся странампользоваться на постоянной основе в виде исключения из принципа наибольшегоблагоприятствования четырьмя категориями торговых льгот (тарифные преференциипо общей системе преференций; тарифные преференции, действующие в отношенияхмежду развивающимися странами; более льготные дифференцированные условия,сформулированные в ряде соглашений, заключенных в ходе “токийского” раунда;специальный режим в отношении наименее развитых стран).
     Принцип национального режима сформулированв Статье III ГАТТ, которая устанавливают равные условия конкуренции импортных инациональных товаров, требуя от стран-участниц предоставления товараминостранного происхождения того же режима, что и национальным товарам в областивнутренних на- логов и сборов, а также в отношении национальных законов,распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Особенно подробно вэтой статье регламентируется использование в торгово-политических целяхвнутренних налогов и сборов. Трактовка и развитие целого ряда положений,касающихся национального режима, содержится в протоколах о присоединении к ГАТТи в Соглашении о режиме государственных закупок, появившемся в итоге ”токийского”раунда.
     При создании ГАТТ предполагалось, чтоосновным, а в перспективе единственным инструментом регулирования экспорта иимпорта стран-участниц будут таможенно-тарифные средства. Статья XI ГАТТоговаривает, что “ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввозлюбого товара с территории другой страны-участницы или на ввоз или продажу дляэкспорта любого товара, предназначаемого для территории другойстраны-участницы, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот,импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налоговили других сборов”[7].
     ГАТТ содержит ряд положений, регулирующихна многосторонней основе таможенно-тарифную политику. В Соглашении прежде всегоговорится о намерении стран, подписавших его, добиваться путем переговоровснижения таможенных пошлин и других ограничений в международной торговле.Статья I Соглашения устанавливает, что в отношении таможенных пошлин и формальностейстраны-участницы будут применять режим наибольшего благоприятствования. СтатьяII в общей форме говорит о том, что страны-участницы должны согласовыватьсписки тарифных уступок.
     Правила проведения переговоров о снижениитаможенных пошлин, а также процедура подготовки и изменения списков тарифныхуступок определяются статьями XXVII и XXVIII. Когда какое-либо государствоприсоединятся к ГАТТ, на него распространяются все существующие тарифныельготы. Поэтому вступающее в ГАТТ государство должно провести с другимистранами переговоры, выдвинув встречные предложения о снижении ставоксобственного таможенного тарифа. Затем эти тарифные уступки консолидируются всписке тарифных уступок, который становится частью Генерального соглашения.
     Статья V провозглашает свободу транзитачерез территорию каждой из участвующих стран и освобождает транзитные товары оттаможенных пошлин и транзитных сборов.
     За время существования ГАТТ статьи,касающиеся таможенно-тарифных вопросов, значительно расширились за счетмногочисленных поправок и дополнений. Наиболее важные изменения связаны свключением новых статей XXXVI и XXXVII, в которых признается праворазвивающихся стран повышать таможенные пошлины для защиты своей экономики, атакже фиксируется обязательство развитых государств снижать пошлины на товарыразвивающихся государств. Сессия ГАТТ на уровне министров (ноябрь 1982 года)рекомендовала всем странам-участницам принять меры для скорейшего примененияГармонизированной системы описания и кодирования товаров для тарифных и статистическихцелей.[8]
     Статья VI ГАТТ определяет демпинг какторговую операцию, состоящую в том, что товары одной страны поступают на рынокдругой страны по цене ниже нормальной стоимости этих товаров. Соглашения отолковании этой статьи (а также статей XVI, XXIII, посвященных субсидиям) былиподписаны в ходе “токийского” раунда ГАТТ (Кодекс о субсидиях и АнтидемпинговыйКодекс). Смысл рассматриваемой статьи заключается в создании юридических основанийдля принятия странами-участницами защитных мер против “нечестной практики”компаний или правительств стран экспортеров. В целях устранения демпинга,который “причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленностиДоговаривающейся Стороны,[9]”любая страна-участница, осу- ществив предварительное расследование фактадемпинга, может налагать на любой поступающий в порядке демпинга товарантидемпинговую пошлину в размере, не превышающем демпинговую разницу.Последняя определяется как разница между демпинговой ценой товара и его“нормальной ценой”, которая рассчитывается в соответствии с положениями АнтидемпинговогоКодекса. Обычно это цена, по которой аналогичный товар продается встране-экспорте- ре. Термин “аналогичный товар” трактуется как “продукт,подобный во всех отношениях рассматриваемому продукту, а в случае отсутствиятакового, другой продукт, свойства которого имеют близкое сходство сосвойствами рассматриваемого продукта, хотя и не подобны им во всех отношениях”.[10]
     В соответствии со Статьей VI ГАТТкомпенсационная пошлина может налагаться на импортируемые товары в размере,эквивалентном дотации или субсидии, которая представлена прямо или косвенно напроизводство или экспорт этих товаров в стране происхождения или экспорта,причем в случае явного применения экспортных субсидий Кодекс по субсидиям икомпенсационным пошлинам разрешает вводить компенсационные пошлины бездоказательств на- личия или угрозы материального ущерба.
     Статья VI запрещает квалифицироватьосвобождение от пошлин или сборов аналогичных товаров, когда они предназначеныдля потребления в стране происхождения или экспорта, как субсидирование, а,следовательно, и взимать по этим причинам рассматриваемые пошлины.
     Статья VII касается оценки товаров длявзимания таможенных пошлин. Она устанавливает общие для всех стран-участницпринципы определения таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товарадолжна основываться на его фактической стоимости и не может определяться набазе произвольных или фиктивных оценок или стоимости товара отечественногопроисхождения. Под фактической стоимостью понимается цена, по которой этот илианалогичный товар продается или предлагается к продаже в такое время и в такомместе, которое определяется законами страны импортера.
     В результате “токийского” раунда ГАТТпоявилось Соглашение о применении Статьи VII ГАТТ (Кодекс по таможеннойоценке). Его положения широко применяются в международной торговле. Принциптаможенной оценки, положенный в основу этого Соглашения, заключается виспользовании так называемой цены сделки. Цена сделки — это цена, котораяреально уплачена за импортируемый товар. В эту цену может включаться ряддополнительных расходов покупателя (комиссионные, брокерские, расходы на лицензионноевознаграждение, стоимость упаковки, оплата услуг, предоставляемых экспортером).В случае невозможности определения цены сделки для таможенных целей могут последовательноприменяться четыре других способа:
1) цена идентичноготовара;
2) цена аналогичноготовара;
3) цена за единицуидентичного или аналогичного товара, везенного в то же 
     время;
4) расчетная цена товара.
     Статья IX Соглашения указывает нанеобходимость использования курса валют, опубликованного компетентными органамистраны-импортера, который должен, насколько это возможно, реально отражатьсоотношение паритетов валют по текущим коммерческим операциям.
     В соответствии со Статьей XI ГАТТ общимправилом является отказ от применения “любых запретов или ограничений, будь тов форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, крометаможенных пошлин, налогов и других сборов”. Это общее правило, однако,сопровождается целым рядом исключений и оговорок, разрешающих применениеколичественных ограничений: в случае ограничения экспорта в целяхпредотвращения нехватки продовольствия; в случае ограничений в связи с применениемстандартов и правил о классификации, сортировке и реализации товаров, обращающихсяв международной торговле; в случае ограничений на импорт любого сельскохозяйственноготовара или продукта рыболовства, необходимых для проведения правительственныхмероприятий по корректировке положения на соответствующих рынках отечественныхтоваров (в целях устранения перепроизводства); в случае ограничений в целях равновесия платежного баланса.
     Важным является положение ГАТТ,закрепленное в Статье XIII, которое устанавливает недискриминационноеприменение количественных ограничений, то есть в отношении количественныхограничений применяется режим наибольшего благоприятствования.
     ГАТТ отвергает практику су