Приемы и методы в аудите

1. ОГЛАВЛЕНИЕ1.    ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………………………….22.   ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………33.    ОСНОВНЫЕМЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АУДИТА …………………………………4
3.1 Проверка арифметических расчетов(пересчет) ………………………………4
3.2. Инвентаризация ……………………………………………………………….5
3.3. Проверка соблюдения правил учетахозяйственных операций …………….5
3.4. Подтверждение…………………………………………………………………6
3.5. Устный опрос…………………………………………………………………..7
3.6. Проверка документов………………………………………………………….8
3.7. Прослеживание …………………………………………………………………8
3.8. Аналитические процедуры……………………………………………………8
3.9. Подготовка альтернативногобаланса ………………………………………..104.    ВЫБОРОЧНЫЕМЕТОДЫ В АУДИТЕ ………………………………………….11
5.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….13
6.   ИСПОЛЬЗОВАННАЯЛИТЕРАТУРА …………………………………………….14 
2. ВВЕДЕНИЕ
Результат работы аудитора — это аудиторскоезаключение. Аудиторское заключение состоит согласно Временным прави­ламаудиторской деятельности из трех частей, самой объемной из которых являетсячасть вторая — аналитическая.
Аналитическая часть аудиторского заключенияпредставляет собой отчет аудиторской фирмы (аудитора) о результатах про­верки:
•внутреннего контроля у проверяемого экономического субъекта;
• соблюдения установленного порядка ведениябухгалтер­ского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
•соблюдения законодательства при совершении финансо­во-хозяйственных операций.
Порезультатам проверки внутреннего контроля аудитору следует сделать вывод,соответствует ли система внутреннего контроля масштабам и характеру деятельностиэкономического субъекта, а также дать описание выявленных в ходе аудита су­щественныхнесоответствий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельностиэкономического субъекта.
Порезультатам проверки состояния бухгалтерского учета и от­четности аудиторуследует дать описание выявленных в ходе ауди­та существенных нарушенийустановленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерскойотчетности.
По результатам проверки соблюдения экономическимсубъек­том законодательства при совершении финансово-хозяйственных операцийаудитору следует сделать вывод, соответствуют ли совер­шенные экономическимсубъектом финансово-хозяйственные операции применимому к ним законодательству,а также дать описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий всовершенных финансово-хозяйственных операциях применимо­му к нимзаконодательству.
Длятого чтобы иметь основания для выводов по основным направлениям аудиторскойпроверки, аудитор должен собрать соответствующие доказательства. На этом этапевозникает необходимость использовать определенный набор методов для получениятого или иного вида информации вне зависимости от количества хозяйственныхопераций, которые подвергаются проверке. В своей работе я рассматриваю самыеосновные из этих методов и приёмов, регламентированные законодательством.

3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АУДИТА
Информация,собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованиемвыводов аудитора и назы­вается аудиторскими доказательствами.
Длясбора доказательств аудитором могут быть применены различные процедуры. Процедуройназывается определен­ный метод сбора доказательств как неотъемлемую часть соот­ветствующеготехнологического процесса. Для того чтобы отли­чить их от процедур, присущихиным профессиям, будем назы­вать применяемые аудиторами в своей практикепроцедуры ау­диторскими процедурами.
Собираяаудиторские доказательства, аудитор использует достаточно ограниченное числометодов их получения.
Основныеметоды получения аудиторских доказательств следующие:
1.Проверка арифметических расчетов (пересчет);
2.Инвентаризация;
3.Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;
4.Подтверждение;
5.Устный опрос;
6.Проверка документов;
7.Прослеживание;
8.Аналитические процедуры.
9.Подготовка альтернативного баланса.
Всевышеназванные методы известны и описаны в рабочем стандарте аудита РоссийскойФедерации «Аудиторские доказательства».
Нометод как таковой не даст никакой информации для вы­водов, если не знать — какие именно арифметические расчеты необходимо проверять, а какие — нет; винвентаризации каких активов и каких обязательств следует поучаствовать; личноот
каких третьих лиц следуетполучить письменные подтвержде­ния; какие именно документы следует подвергнутьанализу[1].Искусство аудитора и состоит в том, чтобы четко знать:
а)как должен быть правильно поставлен бухгалтерский учет и налажена системавнутреннего контроля;
б)какие отклонения (нарушения, ошибки, заблуждения) возможны в организации учетаи контроля;
в)какой или какие из перечисленных методов следует при­менить для выявлениякаждого из возможных нарушений;
г)к каким именно объектам контроля (документам, акти­вам, обязательствам,субъектам, юридическим лицам и т.д.) следует применить тот или иной метод.
Поэтомуособое значение приобретает применение выборочного метода в аудите, который ярассматриваю в главе 4.
Рассмотримподробнее каждый из методов сбора аудитор­ских доказательств.
3.1 ПРОВЕРКААРИФМЕТИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ (ПЕРЕСЧЕТ).
Пересчет— это проверка арифметической точности источников документов и бухгалтерскихзаписей и выполнение независимых подсчетов[2].
Подсчетыклиента могут быть правильными или ошибочными. Подсчеты, выполненные накомпьютерах, могут быть вновь произве­дены с использованием компьютерногообеспечения с распечаткой данных отклонений от подсчетов клиента длядальнейшего исследова­ния их аудиторами. Но практика показывает, что пересчет восновном осуществляется выборочно.
Пересчетиспользуется для проверки реальности и оценок тех показателей финансовойотчетности, которые являются главным образом результатом подсчетов, напримерамортизации, страховых резервов, пенсионных обязательств, резервов подсомнительные долги и др. В сочетании с другими процедурами пересчеты такженеобходимы для сбора информации об оценках всех финансовых показателей.
3.2.ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
Инвентаризация— это прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества иобязательств экономи­ческого субъекта и ориентировочную информацию об ихсостоянии и стоимости.
Инвентаризацииподлежат имущество клиента и его финансовые обязательства.
Аудиторскаяорганизация обязана:
выяснить,как часто проводилась инвентаризация имущества и финансовых обязательств;
проверитьбухгалтерскую документацию по ранее проводившимся экономическим субъектоминвентаризациям;
ознакомитьсяс номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
выявитьдорогостоящие ТМЦ;
проанализироватьсистему учета ТМЦ и систему контроля экономи­ческого субъекта, выявить слабые исильные стороны таких систем.
Сточки зрения технологии аудиторского дела инвентаризацию можно рассматриватькак метод получения наиболее ценных и достоверных доказательств о реальности иточности статей актива баланса, фактов совершения хозяйственных операций.
Участиев инвентаризации активов клиента или наблюдение за ее проведением позволяетсделать определенные выводы по всем трем основным направлениям аудиторскойпроверки.
Например,если на проверяемом предприятии в течение ря­да лет не проводились инвентаризацииактивов (при составле­нии годовой бухгалтерской отчетности, при смене материаль­но-ответственныхлиц и т.д.), аудитор имеет основание для вы­вода об отсутствии у клиентавнутреннего контроля за сохран­ностью активов, а также о нарушенииустановленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерскойот­четности.
Втом случае, когда при проведении инвентаризации основ­ных средств выясняется,что один из цехов проверяемого пред­приятия занят иным хозяйствующим субъектом(признаков этого может быть несколько — висит вывеска с наименованием другогопредприятия, выпускается продукция, не соответствующая профилю проверяемогопредприятия), а в составе доходов от внереализационных операций нет статьи«доходы от аренды», речь идет о «скрытой аренде» иуклонении от уплаты налогов. Аудитор может сделать вывод о нарушении клиентомзаконодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.
3.3.ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ УЧЕТА ОТДЕЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ.
Эта процедура несложна, но также важна для оценки сис­темывнутреннего контроля и организации бухгалтерского учета на проверяемомпредприятии. Кажущаяся простота операции не означает, что ее следует поручатьнаименее квалифициро­ванным членам бригады аудиторов. Наоборот, эту процедуру,как правило, ведущий аудитор берет на себя или поручает опытным сотрудникам.
Оченьчасто при заключении договора на проведение аудитор­ской проверки аудиторскаяфирма (аудитор) в качестве одного из дополнительных условии указываетпредоставление бригаде ауди­торов отдельного помещения с телефоном. Такоеусловие вполне обосновано, так как на. момент аудиторской проверки в одномпомещении на определенный срок располагаются два трудовых коллектива —проверяемый и проверяющий.
Разумеется,отдельное помещение для работы — это очень удобно как для сотрудниковпроверяемого предприятия, так и для бригады аудиторов; при этом не нарушаетсяпсихологиче­ский климат в коллективе.
Нобыло бы ошибкой думать, что аудиторская проверка — это работа только сдокументами и отчетностью, это ёще и проведение опытов под видом обычнойрутинной аудиторской работы. Например, такая проверка кассы включает:
·    составление заявления на выдачуденег с указанием про­изводственной необходимости приобретения того, на что за­прашиваютсяденьги;
·    согласование и удостоверениезаявления у руководителя предприятия;
·    оформление расходного кассовогоордера на выдачу денег бухгалтером;
·    передача бухгалтером (а неподотчетным лицом) расход­ного кассового ордера в кассу;
·    проверка всех необходимыхреквизитов расходного кассо­вого ордера кассиром;
·    выдача денег из кассы.
Есливсе эти, казалось бы, формальные процедуры соблю­даются, то аудитор имеетоснование для вывода о том, что по­рядок ведения кассовых операций напроверяемом предпри­ятии соблюдается. В противном случае аудитор выявляет туформальную процедуру (процедуры), которая (которые) про­пускается сотрудникамипредприятия и ведет к ослаблению внутреннего контроля.
Аналогичноенаблюдение следует провести на всех участках, где первичный (оперативный) учет «соприкасается»с бухгалтер­ским, и оценить: порядок приемки материальных ценностей на склад;порядок отпуска материальных ценностей со склада в производство, на сторону;порядок учета наличия и движения материальных ценностей в производстве (цехах,участках, отде­лах и др.); порядок учета готовой продукции; порядок храненияматериальных ценностей и готовой продукции; порядок отгруз­ки готовойпродукции; порядок реализации продукции и др.
3.4ПОДТВЕРЖДЕНИЕ.
Дляполучения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств,счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторской задолженности аудиторская
организация должна получитьписьменное подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны.
Запросына подтверждение рекомендуется готовить в виде доку­мента от имени руководстваэкономического субъекта в адрес незави­симой (третьей) стороны. В них должносодержаться требование предоставить необходимую информацию непосредственноаудиторской организации.
Принеобходимости аудиторская организация может самостоя­тельно установитьнепосредственный контакт с независимой (третьей) стороной, которой былнаправлен запрос.
В случае получения по запросу информации, котораярасходится с учетными данными экономического субъекта, аудиторская организа­циядолжна применить дополнительные аудиторские процедуры для выяснения причинрасхождения.
Нельзя недооценивать этот метод при работе сперсоналом клиента. Если при устном оп­росе ответы опрашиваемых аудиторфиксирует на каком-либо носителе информации (бумаге, компьютере, диктофоне)само­стоятельно, то для получения письменных подтверждений пер­соналупроверяемого предприятия выдаются специальные оп­росные листы или«анкеты».
Понаиболее распространенным вопросам в анкете могут быть предложены и возможныеответы. В этом случае опраши­ваемому лицу достаточно выбрать и отметить ответ,соответст­вующий практике проверяемого предприятия.
Опросныйлист должен содержать такие обязательные рек­визиты, как фамилия, имя, отчествои должность опрашивае­мого, заполненный опросный лист также должен быть прове­ренглавным бухгалтером предприятия и заверен его подписью.
3.5УСТНЫЙ ОПРОС
Данный метод сбора аудиторских доказательств предостав­ляетаудитору обширную информацию для размышления.
Дляраскрытия сущности данной аудиторской процедуры необходимо ответить на вопрос —устный опрос кого?
Опросили беседа должны быть проведены практически со всеми сотрудниками предприятия,участвующими в ведении учета и составлении отчетности.
Ошибкусовершает тот аудитор, который ограничивается беседой только с главнымбухгалтером и его заместителями. Следует помнить, что отчетность, формируемая спомощью бухгалтерского учета, представляет собой вершину стройной пирамиды,основанием которой является огромное множество фактов хозяйственнойдеятельности, оформленных первичны­ми документами и бухгалтерскими проводками.Если у пирами­ды еще не достроена вершина, это не беда, а если при наличиивершины из основания пирамиды удалить несколько крупных камней, то пирамидаможет превратиться в карточный домик и рассыпаться.
Именнопоэтому аудитор должен обязательно убедиться в том, что хозяйственные операции,лежащие в основании отчет­ности, соответствуют законодательству, правильнооформлены и корректно отражены в бухгалтерском учете. И начинать про­веркукаждого раздела бухгалтерского учета следует с устного опроса или беседы сисполнителями — рядовыми сотрудника­ми бухгалтерии, ведущими первичный учетхозяйственных опе­раций.
Второйвопрос, на который следует ответить при раскрытии метода сбора информации, — когдапроводится устный опрос персонала?
Какправило, эта процедура проводится на начальной ста­дии проверки, когда аудиторзнакомится с проверяемым пред­приятием, оценивает объем и степень сложностиработ для то­го, чтобы составить соответствующую программу проверки.
Дляведения беседы с персоналом аудитору следует быть в достаточной степенипсихологом, так как его цель — «разговорить» собеседника, выяснитьпорядок его действий, усердие и квалификацию, «узкие» места в работеи пр.
Длясоставления программы проверки аудитор должен иметь список сотрудниковбухгалтерии, а также экономической и плановой служб. Список должен включать всебя фамилии, имена, отчества сотрудников, наименование их официальныхдолжностей, а также перечень направлений (разделов, участ­ков, счетовбухгалтерского учета, журналов-ордеров и пр.), ко­торые ими курируются.
Ксожалению, на многих предприятиях такие документы, как должностные инструкциисотрудников, графики документооборота, в настоящее время не составляются,поэтому ауди­тору либо следует эту работу проделать самому, либо начинатьпроверку тогда, когда указанная информация будет для него подготовлена.
Плани соответственно состав вопросов, задаваемых со­трудникам, не могут бытьодинаковы, а зависят прежде всего от раздела бухгалтерского или оперативногоучета, которым занимается опрашиваемый.
Каждомунаправлению учета присущи совершенно особен­ные виды нарушений. Так, например,бессмысленно спраши­вать кладовщика о том, соблюдаются ли сроки, установленныедля возврата денежных сумм, выданных в подотчёт. Или, на­оборот, спрашиватьбухгалтера, ведущего учет кассовых опера­ций, возможен ли отпуск материальныхценностей со склада на сторону без оформления пропуска на вывоз материальныхцен­ностей с территории предприятия.
Подробныйплан устного опроса персонала по каждому на­правлению учета зависит отспециализации этого направления, но примерный план беседы может быть таким:
1.Какие первичные документы вы оформляете?
2.Какие регистры аналитического учета вы ведете”!
3.В каком разрезе ведется аналитический учет по вашему участку учета ?
4.Для каких регистров синтетического учета необходима формируемая вамиинформация?
5.Как и кем производится выверка полученных вами резуль­татов?
6.Назовите типичные хозяйственные операции, которые вам приходится оформлять.
7.Каков порядок ваших действии при выполнении каждой из типичных хозяйственныхопераций?
8.Знаете ли вы, в формировании какой строки бухгалтерской отчетности вамприходится участвовать?
9.Каким образом происходит контроль за вашей работой^.
10.Как вы исправляете ошибки, когда они имеют место’?
11.Имеются ли какие-либо неудобства в ведении учета, сверке результатов?
12.Чувствуете ли вы наличие в вашей работе проблем? Каких?
 
3.6.ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ.
Широкопрактикуется получение информации посредством проверки документов,подготовленных независимыми сторонами и клиентом.
Проверкадокументов заключается в том, чтоаудитор должен убедиться в реальности первичного документа. Для этого рекомен­дуетсявыбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражениеоперации в учете вплоть до того первичного документа, который долженподтверждать реальность и целесообраз­ность выполнения этой операции.
 
3.7ПРОСЛЕЖИВАНИЕ
 
Прослеживание(трассирование) осуществляется впротивополож­ном направлении. Аудитор отбирает первичный документ и проверяетсистемы учета и контроля, чтобы найти заключительную бухгал­терскую записьоперации. С помощью прослеживания аудитор может определить, все ли операцииучтены, и дополнить информацию, полученную в ходе аудита. Однако необходимоучитывать возмож­ность того, что некоторые события не отражены в первичной доку­ментациии системе учета.
Спомощью сканирования аудиторы изучают нетипичные статьи и события, отраженные вдокументации клиента[3].Цель сканирования — найти что-либо нетипичное.
Сканированиеполезно применять при использовании выборки для принятия аудиторских решений,так как всегда существует вероят­ность того, что аудиторы не выявят ошибкиклиента, выбрав пример, не отражающий всю совокупность статей. Это можетпривести к принятию аудиторами ошибочного решения. Аудиторы уменьшаютаудиторский риск, сканируя статьи, не вошедшие в выборку.
3.8.АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Поданалитическими процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной аудитороминформации, исследование важнейших финансовых и экономических показателейпроверяемого экономичес­кого субъекта с целью выявления необычных и неверноотраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а такжевыяснения причин таких ошибок и искажений.
Обаналитических процедурах уже было упомянуто при рассмотре­нии этапапланирования аудиторской проверки. Аналитические процедуры можно использовать ина этапе получения информации, чтобы собрать прямые доказательства ошибок,нарушений и ложных утверждений в финансовой отчетности.
Посколькуопределение аналитических процедур довольно рас­плывчато, многие аудиторырассматривают информацию, получен­ную в результате выполнения этих процедур,как не слишком убеди­тельную. Поэтому аудиторы, преподаватели и студенты восновном концентрируют внимание на процедурах пересчета, осмотра, под­твержденияи документирования, в результате которых, как полагают, возникает убедительнаяинформация.
Необходимопреодолеть это заблуждение, так как аналитические процедуры в действительностивесьма эффективны.
Помнению аудиторов, аналитические процедуры помогают выявить 27 % ошибок. Следуетучитывать тот факт, что они обходятся дешевле, чем более детализированныепроцедуры, ориентированные на документы.
Типичнымивидами аналитических процедур являются:
Ø сопоставление остатков по счетамза различные периоды;
Ø сопоставление показателейбухгалтерской отчетности со сметными (плановыми) показателями;
Ø оценка соотношении междуразличными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущихпериодов;
Ø сопоставление финансовыхпоказателей деятельности экономичес­кого субъекта со средними показателямисоответствующей отрасли экономики;
Ø сопоставление финансовой инефинансовой информации (сведений о деятельности экономического субъекта, неотражаемой непосредст­венно в системе бухгалтерского учета).
Процедуры,представляющие точную информацию, имеют свои недостатки: аудиторы могутоказаться не настолько компетентными, чтобы обнаружить необходимые факты;клиенты могут дать аудиторам подставные адреса или попросить потребителейпросто подписать подтверждение и отослать его обратно.
Такимобразом, аудиторская программа состоит из процедур различных видов, ианалитические процедуры занимают в ней важное место.
Аудиторычасто сопоставляют данные текущего года с данными предыдущего периода и изучаютполученные соотношения в сравне­нии с предполагаемыми. Эти сопоставления обычноназывают комп­лексными тестами. Такой анализ часто выполняется для амортиза­ционныхотчислений. Аудиторам известна фактическая доля амортиза­ционных отчислений всовокупной стоимости амортизируемых активов. Используя эту величину, можнополучить оценку амортиза­ционных отчислений за проверяемый период; если онапримерно равна сумме на соответствующем счете, аудиторы могут рассматривать этустатью расходов как проверенную при помощи аналитической процедуры.
Приведем другой примериспользования аналитической процедуры. Многие финансовые счета парные, т.е.сумма в одном счете является функцией суммы другого. Некоторые такие суммыпрямо соответст­вуют одна другой, а некоторые — косвенно. Так, каждая статьярасходов на выплату процентов должна соответствовать определенномуобязательству, по которому надо эти проценты выплачивать. Если выплатупроцентов нельзя соотнести с обязательством, это может означать, что существуетнеучтенное обязательство или ошибка в другом счете. Если не обнаруженывыплаченные или накопленные проценты, соответствующие условиям займа, это можетуказывать на недооценку расходов, возможное невыполнение договорныхобязательств, необходимость корректировки или пояснительного раскрытия.

   3.9. ПОДГОТОВКААЛЬТЕРНАТИВНОГО БАЛАНСА
Дляполучения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовойпродукции (выполненных работ, оказанных услуг) аудиторская организация можетсоставить баланс из расходованного сырья и материалов по нормам на единицупродукции и фактического выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг).
Баланссырья, материалов и выхода продукции позволяет аудиторской организации выявитьотклонения от нормативного расхода сырья, материалов и выхода продукции(выполнения работ, оказания услуг) и тем самым убедиться в достоверностиисчисления финансового результата.

4. ВЫБОРОЧНЫЕ МЕТОДЫ В АУДИТЕ
На основании результатов предварительногоанализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита в общем плане аудиторская организация определяетспособ проведения аудита — сплошной или выборочный[4].В случае принятия решения провести выборочный аудит аудитор формируетаудиторскую выборку в соответствии с правилом (стандартом) аудиторскойдеятельности «Аудиторская выборка».
Аудиторскаявыборка представляет собой —
вшироком смысле: способ проведенияаудиторской проверки, при котором аудитор проверяет документацию бухгалтерскогоучета экономического субъекта не сплошным порядком, а выборочно, следуя приэтом требованиям соответствующего правила (стандарта) ауди­торскойдеятельности;
вузком смысле: перечень определеннымобразом отобранных элементов проверяемой совокупности с целью на основе ихизучения сделать вывод о всей проверяемой совокупности.
Выборочнаяпроверка требует некоторого теоретического осмысле­ния.
Рассмотримосновные термины, связанные с осуществлением выбо­рочной проверки.
Генеральная(проверяемая) совокупность —совокупность всех проверяемых на данном участке аудита элементов документациибухгалтерского учета или объектов проверки. Например, при тестиро­вании СВК —это различные документы, позволяющие подтвердить существование внутреннегоконтроля, при тестировании счетов — записи или документы, служащие обоснованиемсальдо или оборотов по счетам.
Представительность(репрезентативность) выборки —свойство некоторой аудиторской выборки дать возможность аудитору сделать на ееосновании правильные выводы о свойствах всей проверяемой совокупности.Аудиторская выборка, не отвечающая этому свойству, называетсянепредставительной.
Объемвыборки — количество единиц,отбираемых аудитором из проверяемой совокупности.
Распространениерезультатов выборки — действиеаудитора, заключающееся в перенесении надлежащим образом выводов, полу­ченныхпо результатам проверки аудиторской выборки, на всю прове­ряемую совокупность.
Обычновыборка должна быть репрезентативной, т.е. представи­тельной, т.е. все элементыизучаемой (проверяемой) совокупности должны иметь равную вероятность бытьотобранными в выборку.
Различаютстатистический и нестатистический методы выборочной проверки.
Прииспользовании статистического метода выборка осуществля­ется произвольно(случайно), без проявления предпочтительности к тем или иным элементам. В этомслучае к выборке могут быть применены определенные процедуры,базирующиеся на теории вероятностей.
Прииспользовании нестатистического метода выборка может быть как случайной,так и неслучайной (например, каждая сотая запись в учете), но дальнейшаяобработка выборки с применением теории вероятностей не производится.
Рискнеэффективности выборки зависит от количества элементов в выборке изгенеральной совокупности, причем в обратно пропор­циональной зависимости.
Различаютдва вида выборочных проверок в аудите:
выборочныепроверки для тестирования СВК — проверки по качественным признакам;
выборочныепроверки оборотов и сальдо по счетам — проверки по количественным, стоимостнымпризнакам.
Генеральнаясовокупность и выборка из нее должны соответство­вать конкретным (контрольным)направлениям проверки. Такие направления при тестировании процедур внутреннегоконтроля, безусловно, должны учитывать его основные направления, о которыхупоминалось ранее.
Объемвыборочных проверок и их направления устанавливаются аудитором в каждомконкретном случае в зависимости от опыта и интуиции.
Приопределении объема (размера) выборки аудитор должен установить риск выборки,допустимую и ожидаемые ошибки.
Рисквыборки (РВ) имеет место как притестировании средств системы контроля, так и при проведении детальной проверкиверности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Ваудиторской практике различают риски первого и второго рода для тестов системыконтроля и проверки верности оборотов и сальдо по счетам.
1.При тестировании средств контроля.
рискпервого рода — риск отклонить верную гипотезу, когда результат выборкисвидетельствует о ненадежности системы контроля, в то время как вдействительности система надежна;
рисквторого рода — риск принять неверную гипотезу, когда результат выборкисвидетельствует о надежности системы контроля, в то время как СВК не обладаетнеобходимой надежностью.
2.При тестировании оборотов и сальдо по счетам:
рискпервого рода — риск отклонить верную гипотезу, когда результат выборкисвидетельствует, что проверяемая совокупность содержит существенную ошибку, вто время как совокупность сво­бодна от такой ошибки;
рисквторого рода — риск принять неверную гипотезу, когда результат выборкисвидетельствует, что проверяемая совокупность не содержит существенной ошибки,в то время как совокупность содержит существенную ошибку.
Рискотклонения верной гипотезы требует проведения дополни­тельной работы со стороныаудиторской организации или клиента, в учете которого в результате проведеннойвыборки была обнаружена ошибка.
Рискпринятия неверной гипотезы ставит под сомнение сами результаты работыаудиторской организации.
Размервыборки определяется величиной ошибки, которую аудитор считает допустимой.
Допустимаяошибка выборки — максимальноезначение ошибки (ошибок) в бухгалтерском учете и отчетности экономическогосубъекта, обнаруженной аудитором в ходе аудиторской выборки, в пределах которойаудитор все еще может сделать вывод о достоверности в целом данных, подлежащихпроверке в ходе этой выборки.
Чемменьше размер допустимой ошибки, тем больше должен быть объем аудиторскойвыборки.
Ожидаемаяошибка выборки — примерное,субъективно оцени­ваемое значение ошибки (ошибок) в бухгалтерском учете илиотчет­ности экономического субъекта, которое аудитор до начала проведенияаудиторской выборки предполагает обнаружить в ходе ее проведения.
Приоценке результатов выборки аудиторская организация обязана:
–    анализировать каждую ошибку,попавшую в выборку;
–    распространить результаты,полученные по выборке, на всю проверяемую совокупность;
–    убедиться, что ошибка впроверяемой совокупности не превышает допустимой величины;
–    отражать в рабочей документацииаудитора все стадии проведения
–    аудиторской выборки и анализ еерезультатов.
Правильноорганизованная и проведенная аудиторская выборка позволяет значительносократить затраты времени, средств и людских ресурсов на проведение проверкипри обеспечении должной ее эффективности.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Собираяаудиторские доказательства, аудитор ис­пользуетдостаточно ограниченное число методов их получения. Основные методы описаны вдокументе, называемом «Правило (стандарт) аудиторской деятельности»Аудиторские доказательства”. Но метод как таковой не даст никакойинформации для выводов, если не знать, какие именно ариф­метические расчетынеобходимо проверить, а какие нет, в инвентаризации каких актов, ка­ких активови каких обязательств следует поучаствовать. Существует проблема ограниченностичисла новых методов, поскольку зачастую в литературе рассматри­ваются толькоспособы и приемы, используемые при проведении аудиторских проверок, а этиприемы, в свою очередь, взяты из арсенала сложившихся процедур проведенияревизий[5].
Таким образом, метод аудита — это совокупность приемов, спомощью которых познается и оценивается состояние изучаемых объектов. Ихструктурно можно объединить в три группы:
-определение(состояния) объектов в натуральном виде;
— выявлениепротиворечий, причинно-следственных связей, то есть основных факто­ров,воздействующих на объекты;
-оценка.
Приемы первойгруппы позволяютопределить количественное и качественное со­стояние объекта. Вторая группапозволяет определить динамику и возникшие отклонения действительного состоянияобъектов от норм и нормативов, прогнозных показателей, мно­гих другихкритериев, д соответствии с которьми они должны функционировать. Приемытретьей группы связаны.с оценкой прошлого, настоящего и будущего состояния.Метод аудита отличается от метода ревизии финансово-хозяйственной деятель­ности,хотя и использует отработанные процедуры и приемы ревизии. Аудиторский методсущественно шире контрольно-ревизионного, и его сущность состоит в том, что:
1) в аудите используется система постулатов, что позволяетдоказать, что при опре­деленных условиях в качестве результата можно получитьобъективную картину;
2) допустимый уровень аудиторского риска определяет состав иколичество ауди­торских процедур;
3) предполагает применение выборочных проверок, обеспечивающихдопустимый уровень аудиторского, риска, построение выборки осуществляется сиспользованием мате­матических методов’статистики;
4) проводит исследование взаимосвязей и координации информационныхединиц;
5) проводит обобщение и систематизацию доказательств, полученныхна основе выполнения аналитических процедур;
6) на основе аудиторских доказательств формирует новую сущность — мнение аудитора;
7) использует планирование аудита осуществляющегося в непрерывномцикл-возобновления, что позволяет наиболее эффективно обеспечить выполнениецели аудита;
8) планирование аудита    предполагает    использование   системно-ориентированного подхода, включающего анализ системывнутрихозяйственного контроля (СВК).
9) цель аудита является основополагающим фактором для определениясостава и последовательности выполнения аудиторских процедур, но эффективноевыполнение работ аудитором возможно во-первых, при выполнении рекомендацийаудиторских стандартов, во-вторых, при использовании современных методовинформационных технологий, предпо­лагающих применение средств вычислительнойтехники, а также внутрифирменных мето­дик. 

6. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1.   Смолянский А.Развитие новых методов аудита. //Аудит, 1998, №6.
2.   Воронина В.М.Основы бухучета и аудита. Уч. пос. в 2-х частях, ч.2, М.: 1997.
3.   Аудит. Уч. дляВУЗов / под ред. Подольского М., Аудит, ЮНИТИ, М.:1997.
4.   Богомолов А.М.Голощаков Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения: метод.пос.М.: Экзамен, 1999.
5.   Шеремет А.Л. СуйцВ.П. Аудит: уч.пос. М.: ИНФРА-М, 1995.
6.   СПСКонсультантПлюс: ВерсияПроф.