Приемы, методы, модели, применяемые в финансовом менеджменте

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Приемы финансовогоменеджмента
2. Методы финансовогоменеджмента
3. Модели финансовогоменеджмента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Финансы являютсяосновным показателем, характеризующим конечные результаты деятельностипредприятия. Количественные и качественные показатели финансового состоянияфирмы определяют его место на рынке, способность функционировать вэкономическом пространстве, перспективы развития. Все это определяет ключевуюроль управления финансами в общем процессе управления экономикой.
В настоящее время, вусловиях нестабильной экономической ситуации, хозяйствующие субъектысталкиваются с множеством проблем, в том числе высоким уровнемнеопределенности. В этих условиях финансовый менеджмент выступает одним ихглавных элементов управления предприятием, а знание его теоретических основявляется необходимостью, что и определяет актуальность данной работы.
Тема работы – приемы,методы, модели, применяемые в финансовом менеджменте.
Объектом исследованияявляются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов,возникающие в сфере хозяйственной деятельности субъектов экономики.
Предметом исследованияявляются базовые понятия финансового менеджмента – методы, модели, приемы.
В соответствии с цельюи актуальностью определена цель работы – изучить теоретические основыфинансового менеджмента.
В соответствии с цельюсформулированы следующие задачи: рассмотреть основные приемы финансовогоменеджмента и дать характеристику их основным видам; изучить методы финансовогоменеджмента и описать их основные группы; рассмотреть основные виды моделей,используемых в финансовом менеджменте.

1. Приемы финансового менеджмента
Финансы предприятийпредставляют собой опосредованную в денежной форме совокупность экономическихотношений, которые возникают в процессе образования, распределения,использования денежных средств[1].Финансовый менеджмент представляет собой управление движением финансовыхресурсов и регулирование финансовых отношений[2].
В основе движенияфинансовых ресурсов лежит движение капитала, поэтому общим содержанием всехприемов финансового менеджмента являются денежные отношения, связанные соборотом капитала, а также с движением денег.
Таким образом, приемыфинансового менеджмента представляют собой способы воздействия денежныхотношений на определенный объект управления для достижения конкретной цели[3].
По направлениямдействия приемы финансового менеджмента можно разделить на следующие группы:
– приемы,направленные на перевод денежных средств;
– приемы,направленные на перемещение капитала для его прироста;
– приемы,носящие спекулятивный характер (или спекулятивные операции);
– приемы,направленные на сохранение способности капитала приносить высокий доход.
Приемы по переводуденежных средств включают приемы, связанные с расчетами за купленные товары, работы,услуги; их основу составляют денежные отношения, связанные с куплей-продажейэтих товаров. При изучении приемов данной группы следует рассмотреть понятиерасчетов, которые представляют собой систему организации и регулированияплатежей по денежным требованиям и обязательствам; их основное назначениезаключается в обслуживание денежного оборота (платежного оборота).
Существуют следующиеосновные формы расчетов: наличные и безналичные, которые могут функционироватьтолько в органическом единстве[4]. Наличныерасчеты – это налично-денежные расчеты денежными единицами. Безналичные расчетывключают расчеты с помощью кредитных и дебитных карточек, смарт-карты; платежныепоручения; инкассо; документарный аккредитив; расчеты чеками, а также расчеты виных формах, предусмотренные законом, банковскими правилами и применяемыми впрактике обычаями делового оборота.
Под перемещениемкапитала для его прироста понимается инвестиционная сделка, связанная, какправило, с долгосрочным вложением капитала, поэтому приемы, направленные наперемещение капитала, представляют собой способы осуществления его прироста,способы получения дохода на капитал в форме его прироста. К основным приемамданной группы относятся: депозит, рента, лизинг, селинг, факторинг,франчайзинг, овердрафт и множество других. Рассмотрим некоторые из них.
Депозит представляетсобой вклад денежных средств или ценных бумаг в банк на хранение. Он являетсяисточником банковского кредитного капитала, используемого для выдачи кредитов,проведения факторинговых операций, осуществления инвестиций и других операций,поэтому депозит оплачивается банком.
Рента представляетсобой это регулярно получаемый доход на капитал, облигации, имущество, нетребующий от получателя осуществления предпринимательской деятельности.
Лизинг – это формадолгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование оборудования,транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества, заисключением земельных участков и природных объектов. По сути, лизингпредставляет собой форму материально-технического снабжения с одновременнымкредитованием и арендой.
Франчайзинг – это видотношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаётдругой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на осуществлениеопределённого вида бизнеса, с использованием разработанной системы его ведения.
Разновидностьюторгово-комиссионной операции, связанной с кредитованием оборотных средств,является факторинг. Он представляет собой инкассирование дебиторскойзадолженности покупателя, а также является специфической разновидностью краткосрочногокредитования и посреднической деятельности.
Спекулятивная операция –это краткосрочная сделка по получению прибыли в виде разницы в ценах (курсах)покупки и продажи, разницы в процентах, взятых взаймы и отданных в кредит.Основными приемами, относящимися к спекулятивным операциям, относятся: репорт;депорт; операции с курсовыми разницами; операции своп; валютный арбитраж;процентный арбитраж; валютная спекуляция.
Под приемами,направленными на сохранение способности капитала приносить высокий доход, понимаютсяприемы управления движением капитала в условиях риска и неопределенностихозяйственной ситуации[5]. Кданной группе относятся такие приемы, как страхование и залог. Страхование –это система экономических отношений, включающая образование специального фондасредств (страхового фонда) и его использование (распределение иперераспределение) для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба,вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) путем выплатыстрахового возмещения и страховых сумм. Залог является способом обеспечениявыполнения обязательств перед кредитором.
Таким образом, внастоящей главе были рассмотрены основные приемы финансового менеджмента иохарактеризованы основные из них.2.Методы финансового менеджмента
Метод, как инструмент,с помощью которого изучается предмет финансового менеджмента, или происходитуправление финансовой деятельностью фирмы, в широком смысле понимается каксистема теоретико-познавательных категорий, базовых (фундаментальных)концепций, научного инструментария, а также регулятивных принципов управленияфинансовой деятельностью субъектов хозяйствования[6].
На ранних этапахразвития бизнеса управление финансами предприятий осуществлялось в основном наоснове интуиции и опыта менеджеров, без применения формализованных методов. Помере усложнения характера деловых отношений (роста числа компаний, отраслей,ужесточения конкурентной борьбы, появления новых оргструктур управления идругих факторов), подобный подход становился неприемлемым. Современные средстваобработки информации сделали возможным осуществление множественных расчетов врежиме имитационного моделирования, а также выбор наиболее эффективныхвариантов действий, комбинации факторов и других альтернатив. Очевидно, чтопроцесс принятия управленческих решений финансового характера в настоящее времяв большей степени основывается на формальных индикаторах, методах, моделях.
Любаясоциально-экономическая система, к каковым относится и любое предприятие,представляет собой механизм, функционирование которого вариабельно из-завоздействия большого количества внешних и внутренних факторов, в том числе,носящих субъективный характер. Таким образом, реальный процесс управленияфинансами можно охарактеризовать как своеобразный сплав неформализуемого иформализуемого начал. Нахождение оптимального сочетания неформализуемого и формализуемогоявляется одной из основных задач внедрения управления предприятием в целом, ифинансами в частности.
Методы финансовогоменеджмента условно можно разделить на три группы: общеэкономические методы;инструментальные (количественные) методы принятия управленческих решений;специальные методы[7].Рассмотрим их общую характеристику.
К группе экономическихметодов относятся следующие: кредитование, ссудо-заемные операции, системакассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, системафинансовых санкций, трастовые операции, трансфертные операции, системапроизводства амортизационных отчислений, система налогообложения и другие. Общаялогика таких методов, их основные параметры, возможность или обязательность ихисполнения задаются централизованно в рамках системы государственногоуправления, а вариабельность их применения ограничена.
В группуинструментальных (количественных) методов входят методы прогнозирования,факторный анализ, методы финансовой математики, моделирование и другие методы.Число инструментальных методов очень велико, и наиболее важными для финансовогоменеджмента являются следующие их подгруппы: методы факторного анализа, методыпрогнозирования, методы теории принятия решений. Дадим их краткуюхарактеристику.
Под факторным анализомпонимается процесс выявления причинно-следственной связи, идентификации иоценки значимости участвующих в ней факторов. В ходе факторного анализа целью исследователяявляется идентификация факторов, оказывающих позитивное или негативное влияниена результативные показатели; а по результатам анализа разрабатываются меры,способствующие усилению воздействия одних и снижению воздействия другихфакторов. Определение факторов может осуществляться неформализовано, когда ихсовокупность устанавливается на интуитивной основе. Тем не менее, основнымвариантом является формализованный анализ, в основе которого лежит применениедвух моделей – стохастических и жестко детерминированных.
Важную роль вфинансовом менеджменте играют прогнозы и ориентиры; например, прогноз объемареализации, себестоимости продукции, потребности в источниках финансирования,величины денежных потоков и других величин. Следует отметить, что прогнозирование,как один из методов финансового менеджмента, сводится не только к расчетуориентиров для критериев, имеющих количественное измерение, но также понимаетсякак метод выявления оптимальных вариантов действий.
Наибольшеераспространение получили следующие методы прогнозирования: методы экспертныхоценок, методы обработки пространственных, временных ипространственно-временных совокупностей; а также методы ситуационного анализа ипрогнозирования[8].
Далее рассмотрим группуметодов теории принятия решений, из общего названия которых видно, что ихосновное назначение состоит в обосновании управленческих решений. В методахданной группы объединяются качественное и количественное начала, то есть опыт иинтуиция аналитика, а также необходимость и целесообразность учета некоторыхограничений, предусматриваемых используемым инструментарием и условиями внешнейсреды. К основным методам в рассматриваемой группе относятся следующие: методыимитационного моделирования, метод построения дерева решений, метод анализачувствительности.
Специальные методы покритериям регулируемости и обязательности применения занимают промежуточноеположение между первыми двумя группами. К ним относятся: дивидендная политика,финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и другие.
В данной главе былиприведены и кратко описаны основные группы методов финансового менеджмента.3.Модели финансового менеджмента
В финансовомменеджменте широко применяются различные виды моделей. Модель представляетсобой копию или аналог изучаемого процесса, предмета или явления, отображающаясущественные свойства моделируемого объекта с точки зрения цели исследования[9].В экономической науке существует множество типов классификации моделей. Так,широко распространены дескриптивные, нормативные, предикатные модели; жестко детерминированныеи стохастические модели; балансовые модели и другие виды.
В финансовомменеджменте различные виды моделей применяются для описания имущественного ифинансового состояния предприятия; характеристики стратегии финансированиядеятельности предприятия, либо отдельных ее видов; управления активами иобязательствами; прогнозирования финансовых показателей; факторного анализа идругих целей.
Многие модели количественногофинансового анализа позаимствованы из математики, и с позиции теории построениетаких моделей сопровождается рядом предпосылок, носящих теоретический характери, в известной степени, далеких от реальности. Например, при характеристикерынков капитала – это допущения об однородности ожиданий участников рынка,бесконечной делимости финансовых титулов, отсутствия транзакционных издержек,наличия определенных свойств функции полезности и некоторые другие. Припостроении моделей факторного анализа очевидна условность в обособлениинекоторой группы факторов и, в то же время, игнорировании других факторов.
Такая условность недолжна представлять проблемы при управлении финансами, так как цель такихмоделей состоит в пояснении и обосновании логики процессов, протекающих нарынках капитала, предприятии, его взаимоотношениях с контрагентами. Следуетотметить, что принятие конкретных решений финансового характера в значительнойстепени основывается на неформализованных субъективных методах, использованиекоторых, тем не менее, не исключает учета формализованных алгоритмов ирасчетов.
Перейдем к рассмотрениюосновных характеристик отдельных моделей, которые, прежде всего, используются прианализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Дескриптивные модели –модели описательного характера, являющиеся основными при оценке имущественного ифинансового состояния предприятия. К ним относятся[10]:
– построениесистемы отчетных балансов;
– представлениефинансовой отчетности в аналитических разрезах;
– вертикальный и горизонтальныйанализ отчетности;
– расчетаналитических коэффициентов;
– аналитическиезаписки к отчетности.
Все перечисленныемодели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.
Вертикальный анализбазируется на ином представлении бухгалтерской отчетности, а именно, в видеотносительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговыхпоказателей. Неотъемлемым элементом анализа являются динамические ряды этихвеличин, позволяющие отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составехозяйственных средств и источников их финансирования.
Горизонтальный анализпозволяет определить тенденции изменения отдельных статей, либо их групп,входящих в состав бухгалтерской отчетности. Данный анализ основан на исчислениибазисных темпов роста балансовых статей или статей отчета о прибылях и убытках.
Система аналитическихкоэффициентов является ведущим элементом анализа финансового состоянияпредприятия, применяемый различными группами пользователей информации(менеджерами, аналитиками, акционерами, кредиторами, инвесторами). Существуетмножество таких показателей, для удобства изучения их можно разделить нанесколько групп. Как правило, выделяются группы показателей, позволяющие датькомплексную оценку предприятия по следующим направлениям[11]:
– имущественныйпотенциал,
– ликвидность иплатежеспособность,
– финансоваяустойчивость,
– прибыльность ирентабельность,
– внутрифирменнаяэффективность,
– рыночнаяпривлекательность.
Предикатные модели прогностического,предсказательного характера используются в целях прогнозирования доходовпредприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространеннымиметодами данной группы являются следующие:
– расчет точкикритического объема продаж;
– построение прогностическихфинансовых отчетов;
– моделидинамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионныемодели),
– моделиситуационного анализа.
Нормативные модели,позволяющие сравнить фактические результаты деятельности предприятия сожидаемыми, используются, в основном, во внутреннем финансовом анализе. Ихсущность сводится к формированию определенных группировок и аналитическихразрезов (к примеру, по технологическим процессам, видам изделий, центрамответственности), последующему установлению нормативов по выбранным статьямдоходов и расходов и анализу отклонений фактических данных от нормативных. В большейстепени анализ основан на применении системы жестко детерминированных факторныхмоделей.
В финансовом анализе именеджменте разработаны некоторые модели, содержащие ключевые признаки каждойиз трех перечисленных групп моделей. В качестве примера можно привестипрогнозную отчетность, как модель ожидаемого состояния фирмы[12].Данная модель используется западными компаниями как элемент текущегофинансового планирования, либо в целях оценки вероятного банкротства. В каждойиз этих ситуаций построение прогнозной отчетности происходит в рамкахимитационного моделирования, то есть построения отчетности в контекстеразличных вариантов развития событий, описываемых теми или иными значениямиключевых параметров.
Таким образом, в даннойглаве были приведены краткие характеристики основных моделей, используемых вфинансовом менеджменте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление предприятиемзаключается в умении рационально распоряжаться денежными средствами и другимиресурсами. Вместе с системой прогнозирования и планирования и методами принятиярешений в области менеджмента понимание принципов и технологий финансовогоуправления деятельностью предприятия является необходимым условием развитиябизнеса. Это определяет необходимость изучения концептуальных основ финансовогоменеджмента, включая рассмотрение таких фундаментальных понятий, как метод,модель, прием.
Под методом финансовогоменеджмента понимается инструмент, с помощью которого происходит управлениефинансовой деятельностью фирмы. Методы финансового менеджмента можно разделитьна три группы: общеэкономические методы; инструментальные (количественные)методы принятия управленческих решений; специальные методы.
Модель представляетсобой копию или аналог изучаемого процесса, предмета или явления, отображающаясущественные свойства моделируемого объекта с точки зрения цели исследования. Вфинансовом менеджменте выделяют три класса моделей: дескриптивные модели; предикатныемодели; нормативные модели.
Приемы финансовогоменеджмента – это способы воздействия денежных отношений на определенный объектуправления для достижения конкретной цели. Существуют следующие их группы: приемы,направленные на перевод денежных средств; приемы, направленные на перемещениекапитала в целях его прироста; приемы, носящие спекулятивный характер (илиспекулятивные операции); приемы, направленные на сохранение способностикапитала приносить высокий доход.
Таким образом, всоответствии с поставленной целью и задачами, в работе были рассмотреныосновные теоретические понятия финансового менеджмента – приемы, методы имодели.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балабанов И.Т.Основы финансового менеджмента. Как управлять экономикой. – М.: Финансы истатистика, 2005. – С.349.
2. Басовский Л.Е.Финансовый менеджмент: учебник — М.: ИНФРА-М, 2004. – С.240.
3. Бланк И.А.Финансовый менеджмент: учебный курс. – Киев: Эльга, 2005. – С.655.
4. Карасева И.М. Финансовыйменеджмент: учебное пособие / И.М. Карасева, М.А. Ревякина; под ред. Ю.П.Анискина. – М.: Омега-Л, 2006. – С.335.
5. Ковалев В.В.Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. –М.: Финансы и статистика, 2006. – С.512.
6. Ковалев В.В.Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: ТК Велби, 2007. – С.1024.
7. Павлова Л.Н.Финансовый менеджмент: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С.269.
8. Финансовыйменеджмент: учебное пособие / под ред. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. –С.408
9. Экономическийсловарь / под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2007. –С.1152.