Прикладное плавание. Оказание первой помощи пострадавшему на воде

Рязанская Государственная Радиотехническая Академия

Реферат  по  дисциплине  “Физическая культура”
 
        Тема :  “Прикладное  плавание.    Оказание пер –
                           вой помощи пострадавшему на воде   “

                                                                   Выполнил:
                                                                            студент группы 051
                                                                            Трушкин  Д. А.
                      
                                                                   Проверил:
                                                                            преподаватель
                                                                            

Рязань  2003ОглавлениеПредисловие……………………………………………………………………….3Введение……………………………………………………………………………5
Массовоеплавание для отдыха и повышения работоспособности………….…6Зимнее плавание и егоприкладное значение…………………………………….9Детское плавание длягармоничного развития ребёнка…………………………13
Курортноеплавание как альтернатива профилактики и лечения болезней……15Оказание первойпомощи пострадавшему на воде………………………………17
Список длитературы……………………………………………………………….18Заключение…………………………………………………………………………20Предисловие
В древней Греции самым неприспособленным к жизни считали того, кто не умеет читать и плавать. Смысл этихслов не утратил своего значения и в наше время. Так же как и читать, уметьплавать должен каждый, чтобы, если понадобится, спасти жизнь себе и товарищу,чтобы купаться в море, в реке, в озере.
Систематические упражнения в водегармонически развивают все основные группы мышц, тренируют сердце и лёгкие,укрепляют нервную систему человека.
Взгляните на эту интересную таблицу. Впервых графах приведены средние данные физического развития мальчиков 12 – 14лет ;  во вторых — те же сведения об их сверстнике, занимающемся спортивнымплаванием.Возраст Рост  ( в см ) Вес  ( в  кг )
  Жизненная
     ёмкость
лёгких ( в см3 )
|
||
|
||
|
||
12 лет
13 лет
14 лет
155
161
168
155
164
172
41,7
46,8
55,0
43,6
50,7
60,5
2100
2200
2700
2700
3700
4600
Эти цифры красноречивы. И недаром всистеме физического воспитания плаванию отводитсяодно из главных мест.
Долгое время плавание не было связаносо спортом. Оно даже не входило в программу древнегреческих олимпийских игр.Лишь середине прошлого века в ряде стран Западной Европы начали проводитьсоревнования по плаванию.
Велико и прикладное значение плавания.В первую очередь это оказание помощи терпящему бедствие на водах: умениеизвлечь человека со дна или из глубины, в случае надобности освободиться отзахватов тонущего, быстро доставить его на берег и оказать необходимуюдоврачебную помощь. Прикладное плавание предусматривает также умениебуксировать различные плавающие предметы, переправляться вплавь с грузом или сполной выкладкой, выполнять различные операции, связанные с работой под водой имногое другое.
Что же нужно для того, чтобы статьхорошим пловцом ?  Прежде всего добиться гармонического физического развития.Оно приходит в результате систематических физических упражнений не только вводе, но и на суше. Среди них особая роль принадлежит ежедневной утреннейзарядке, гимнастике, ходьбе на лыжах, гребле, спортивным играм. Одновременноосваивается техника плавания.Введение
 
Существуют разные виды плавания. Влитературе обычно упоминается спортивное плавание, массовое плавание, а так жедошкольное, зимнее, подводное и  т. д.  Точную классификацию видов плаваниянайти, наверное, невозможно ,  так как к массовому плаванию можно отнестизимнее, дошкольное ( чётких границ нет ), а подводное плавание для многихявляется спортом ( т. е. спортивное плавание ), но несмотря на это, по –моему, любой вид плавания имеет своё прикладное значение. Конечно, кто-томожет сказать, что в большом спорте плавание не имеет прикладного значения, таккак приводит к чрезмерным физическим нагрузкам и как следствие к износуорганизма, но я не буду рассматривать этот случай.
Итак, основные цели прикладногоплавания это :
1.  Общее повышение работоспособности,жизнерадостности и отдых на воде.
2.  Непосредственно закаливание.
3.  Обеспечение гармоничного развитиямаленьких детей и взрослых людей.
4.  Профилактика болезней и лечение ужеимеющихся болезней.
5.  Другие цели.
Далее будут рассмотрены различные видыплавания ( спортивное массовое, зимнее, детское, курортное и т. д. ), сприкладной точки зрения.
Массовое плавание для отдыха и повышенияработоспособности
Организованное пребывание в воде, прикотором разносторонне применяются игровые и соревновательные формы из всехобластей плавания, игры, ныряния и прыжки, обозначается как “массовоеплавание”. Здесь на первом плане стоят: общее повышение работоспособности,жизнерадостности и отдых, повышение сопротивляемости за счёт влияния солнца,воздуха и воды. Соревнования в массовом спорте старше, чем нынешние спортивныедисциплины. Они почти не ограничиваются предписаниями. Творческой силе инаходчивости, включая систему проведения и способы судейства, предоставляетсяполная свобода.
В массовом плавании можно достичьбольшого воздействия малыми затратами.
В этом виде плавания могутприменяться, например, следующие игры.
Ныряние по дистанции. Незначительное высовывание отдельныхчастей тела, за исключением лица, допускается. Самая длинная дистанциясоставляет 50 м. Измеряется расстояние от стартовой тумбы до места появлениялица на поверхности воды. Для того чтобы повысить безопасность спортсменов внырянии, на дистанции требуется оснастить ныряющего хорошо видимым плавательнымпредметом, плавающим на поверхности воды, с которым он соединяется верёвкой.
Ныряние за тарелками. На дне лежит снабжённая свинцовойприставкой доска, на которой с помощью крюков с замками укреплены деревянныекегли. Ныряльщик имеет задание снять с крюков кегли. Когда все девять кеглейсняты, он поднимает кегельную доску на поверхность воды. Судейство ведётся посистеме очков.
Прыжки на дальность. После прыжка со старта соревнующийсястарается проскользить по воде как можно дальше. Запрещается любая помощь впродвижении вперёд. Лицо остаётся в воде. Измеряют расстояние от стартовойстенки до кончиков пальцев при выныривании лица. При равном расстоянии решаетвремя.
Разное. К массовому плаванию относятся такжемногие формы представлений и показательных выступлений, целый ряд игр иувеселений на снарядах и со снарядами, которые пользуются успехом у зрителей.Среди прочих сюда относятся игры “шибебалль” и “пашбол”, в которых две партиипытаются пробить или протолкнуть в ворота противника мяч, объём которогосоставляет 1,50 м и более.
Техника. Технических требований в массовмплавании очень немного. Основными требованиями являются: предотвращение опасностей,быстрое понимание и применение физиологических эффектов, возможность испытатьрадость и азарт. В связи с этим из всех областей спортивного плавания могутбыть взяты и использованы простые формы упражнений.
Формы упражнений. Здесь следует упомянуть о богатствеформ и многообразии упражнений. Спортивное плавание бывает представленосоревнованиями на короких дистанциях всеми способами плавания, при этомвозможно расширение этого арсенала с помощью плавания на боку, плавания  “по –собачьи”  и комбинаций всех видов. Из фигурного плавания можно заимствоватьплавание “по – собачьи” вперёд головой и вперёд ногами, плавание с поднятойногой и т.д. Существует много вариантов плавания с мячом.
Плавание с препятствием предоставляет множество возможностей  дляорганизации: плавание через резиновые камеры и буи с переворотом вперёд илиназад, с лазанием, нырянием и прочим, плавание “с ложечкой для яиц”, плавание сзонтом, плавание со связанными руками или ногами.
Нырятельные упражнения. К ним относятся: ныряние по дистанции,ныряние за тарелками, ныряние за кеглями и прыжки головой вниз.
Обучение плаванию. Первый этап. С помощью различных упражненийобучающийся должен ознакомиться со свойствами воды; он должен узнатьраздражители в виде холода и давления воды и научиться продвигаться в воде. Вконце первого этапа обучающийся должен уверенно чувствовать себя в воде и уметьплавать. Это означает, что он должен двигаться в мелкой и глубокой воде, безстраха прыгать в глубокую воду, ориентироваться там и с помощью движений рук иног при достаточно регулярном дыхании проплывать определённые отрезки. Цельпервого этапа, выходящая за рамки известного до сих пор “освоения в воде”,требует изучения следующих пяти основных плавательных навыков.
Ныряние. Цель заключается в том, чтобыуверенно ориентироваться и двигаться в воде с открытыми глазами; при этомновички должны научиться противодействовать воздействию воды и сдерживатьзащитный рефлекс глазного века.
Прыжки. Необходимо достичь того, чтобыобучающийся прыгал в глубокую воду с высоты как минимум 1 м и выполнял прыжоквниз головой с бортика бассейна. После прыжка в воду сопротивление водыособенно ощутимо.
Скольжение. Новички должны уметь после мощногоотталкивания скользить по поверхности воды на груди или на спине 3 — 4 м.Овладение этим навыком представляет собой важнейший шаг от новичка к пловцу.После ознакомления со статическим действием (плавание без движения)занимающийся должен прочувствовать динамическое действие; при этом воздействиеводы из – за отталкивания усиливается.
Продвижение. Освоение этого основного навыканаиболее отчётливо показывает, что на первом этапе обучения следует стремитьсяк значительно более разносторонней подготовке, чем при прежнем обычном освоениив воде. В данном случае цель состоит в следующем: с помощью рук и ног прирегулярном дыхании проплывать определённые отрезки, при этом к качествудвижений не предъявлять никаких требований.
Дыхание. Конечная цель при освоении этогоосновного навыка состоит в том, чтобы уметь регулярной последовательностипроизводить выдох в воду и вдох над водой, чтобы постоянно обеспечиватьорганизм кислородом.
Методы. Суть заключается в том, чтобы освоитьнавсегда вышеназванные пять основных качеств в кротчайший срок. Учебный процессв плавании никоим образом не отличается от общего моторного учебного процесса,то есть 3 фазы обучения – общая координация, тонкая координация и стабилизациядвижений – должны быть освоены с помощью методов демонстрации, упражнения собъяснением и исправлением ошибок. При комплексном развитии пяти основныхкачеств необходимо учитывать дидактические принципы ( прежде всегопланомерность,  систематичность, доступность и закрепление.Зимнее плавание и его прикладное значение
 
В профилактике заболеваний важное местозанимает закаливание. Зимнее плавание – частный случай закаливания, высшая егоформа. По пути к нему человек проходит промежуточные ступени закаливания –солнечные, воздушные и водные процедуры, купания в прохладной и холодной воде.Сами по себе эти процедуры уже приносят немалую пользу здоровью.
Закаливание холодом имеет важноепрактическое значение для северных районов и средней полосы нашей страны,поскольку около 80% времени в году в этих регионах преобладают погодные условияс отрицательным теплобалансом, когда человек не получает тепло из внешнейсреды, а отдаёт его.
Совершенно определённо можно сказать,что абсолютных противопоказаний к закаливанию вообще и зимнему плаваниюв частности не существует.
Советы начинающим. Основными принципами закаливанияхолодом являются:
1.   Строгая систематичность  (регулярность, непрерывность )  занятий с целью поддержания и сохранениятренированности.
2.   Постепенное увеличение физических ихолодовых нагрузок по времени, форме и сложности выполнения.
3.   Комплексное использование и правильнаядозировка физических и холодовых нагрузок с учётом индивидуальных особенностей.
Преодоление психологического барьера. Каждый человек, вступающий в секциюзимнего плавания, решает непростые вопросы: “ А смогу ли я, хватит ли у менядля этого воли, мужества, самодисциплины и, главное, здоровья? ”
О своих волевых качествах человек,разумеется, должен судить сам. Заметим только, что в хорошем, дружномколлективе эти вопросы решаются легко и просто. Доброжелательное отношение кновичкам, поддержка и добрые советы наиболее опытных товарищей,привлекательность самих занятий – всё это помогает преодолеть вполнеестественные чувства неуверенности и сомнений.
Для закалённых людей каждое купание –это маленький праздник, а перед праздником люди всегда немного взволнованы.Волнение сопровождается небольшим учащением пульса, дыхания, повышениемкровяного давления. Эти явления возникают до погружения в прорубь, в прорубинемного усиливаются за счёт лёгкого стресса и дополнительной физической нагрузки,вызванной плаванием.
Закаливание лучше всего начинать влетний период ( купаться в открытых водоёмах, принимать прхладный душ ). Тогдавода в сентябре вам не покажется столь холодной; а в ноябре – столь страшной. Ивы наверняка сможете купаться зимой.
При закаливании холодом большоезначение имеет психологический настрой. Выйдешь на улицу в плавках, а на дворемороз, ветер. Съёжишься вначале, захочется поменьше стать, а себе внушаешь: “нетак уж и холодно”… и бодро бежишь намеченную дистанцию. Пробежал с километр –стало тепло. Через некоторое время выкупался в проруби – и в раздевалку. Покаидёшь к ней, тело словно огнём горит. Сильные ощущения!
Определение степени закалённости. Чтобы правильно назначить холодовуюнагрузку, нужно знать степень закалённости занимающегося. Для её определенияточных методов пока нет, но известны различные приближённые способы, которыедают ориентир.
Учёными установлено, что температураразличных участков кожи после купания в ледяной воде понижается по сравнению снормальной на 6,2 – 9,7О  (см. таблицу)Участок кожи До купания После купания Разница
   Стопа
   Голень
   Бедро
   Грудь
   Кисть
   Предплечье
   Плечо
27,4
30,0
29,1
30,5
26,5
30,5
29,6
20,2
23,8
20,7
20,8
19,7
24,0
22,6
7,2
6,2
8,4
9,7
6,8
6,5
7,0
Восстановление температуры до исходнойу менее закалённых людей происходит через 15 – 17,  у более закалённых – через8-10 минут. Таков один из способов определения степени закалённости “моржей”.
Дозирование холодовой нагрузки. В практике зимнего плавания продолжительностькупаний часто устанавливается на основании субъективных ощущений. Но этогонедостаточно, необходим более надёжный, объективный показатель холодовыхнагрузок, учитывающий в первую очередь температуру воды и продолжительностьплавания.
Существует ряд методик для определенияпродолжительности воздушных и водных процедур по заданной холодовой нагрузкепри различных значениях температуры воды и воздуха. Одна из них разработана  Г.Д. Латышевым и  В. Г. Бокшей. Под холодовой нагрузкой они понимают разностьмежду теплоотдачей и теплопродукцией тела, выражаемую в килокалориях (ккал)2.Холодовая нагрузка – та часть теплоотдачи, которая, не успевая компенсироватьсятеплопродукцией за время холодового воздействия, непосредственно оказываетвлияние на закаливание, тренируя систему терморегуляции.
Для здоровых людей установленыследующие режимы закаливания водой и воздухом: малая холодовая нагрузка – 5-20ккал, средняя – 25-35, большая – 40-50, максимальная – 55-65, предельная –70-100 ккал.
Продолжительность плавания взависимости от установленной величины холодовой нагрузки может быть определенас помощью специальной таблицы  ( см. книгу  А.Н. Колгушкина  “ПУТЬ К ЗИМНЕМУПЛАВАНИЮ”  — М.: Физкультура и спорт, 1983 г. ).
Правильное определение холодовой нагрузки– один из наиболее сложных и важных вопросов, решающим образом влияющих на усехзакаливания. Одна и та же холодовая нагрузка одному может прибавить бодрости, адругого свалить с ног.
В среднем оптимальными считаютсякупания через день – за это время восстанавливается способность организмапринимать новые холодовые нагрузки.
Прикладное значение зимнего плавания. Закаливание имеет важное значение длялюдей, профессии которых связаны с длительным пребыванием на холоде или вусловиях резко меняющихся температур.
Работа заготовителей и сплавщиковдревесины в северных широтах; круглогодичный промысловый лов рыбы и морскогозверя в морях Северного бассейна требуют от человека большого напряжения икрепкого здоровья.
Зимнее плавание имеет большое значениедля людей, работающих на ледяных просторах антарктиды и в дрейфующих льдахАрктики, то есть в местах, мало приспособленных для жизни человека, требующихот него хорошей физической и волевой закалки.
Работа в высокогорье  ( прокладкадорог, тоннелей, линий связи, строительство метеорологических и астрономическихобсерваторий и станций, альпийских баз и так далее )  связана с преодолениемкрутых склонов, ледников, каньонов, ущелий, перевалов в условиях пониженногоатмосферного давления, при резком колебании дневной и ночной температуры,сильных ветрах, сухом воздухе, повышенной ультрафиолетовой радиации иэлектризации атмосферы. Всё это требует особой подготовки и закалённости.Использование высших форм закаливания способствует подготовке организма дляработы в условиях высокогорья.
Закалка жизненно необходима людям,осваивающим природные богатства в северных районах нашей страны: строителям,учёным и т.д., а также пограничникам, работникам милиции, верхолазам,водолазам, охотникам, спасателям, геологам, спортсменам.
Общение с ледяной водой актифизируетвсе физиологические процессы, повышает жизненную активность организма.
Закаливание ледяной водой способствуетпредупреждению простудных, инфекционных  ( особенно гриппа ) и многих другихзаболеваний, является эффективным средством укрепления и активизации защитныхсил организма, улучшает процессы жизнедеятельности организма, стимулирует обменвеществ, улучшает сон и аппетит.
Доказано, что ледяная вода играетбольшую роль в профилактике преждевременного старения.
Зимнее плавание несёт большойэмоциональный заряд.Оно даёт радостное ощущение победы человека над природой, оптимизм, бодрость идушевное равновесие, эмоциональный подъём, хорошее настроение, способствуетобщению людей и созданию гармонически развитой личности.Детское плавание для гармоничного развития ребёнка
Занятия в воде и выполнение различныхдвижений, связанных с преодолением её сопротивления, — важнейший факторгармоничного развития малыша  ( и не только малыша ).
Оздоровительное, лечебное игигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно ребёнка, труднопереоценить. Оно настолько велико, что при Международной любительскойфедерации плавания образован медицинский комитет, занимающийся какразработкой рекомендаций, так и распространением передового опыта занятийплаванием среди населения, и особенно детей. По данным специалистов,дозированные занятия плаванием способствуют лечению заболеванийсердечно-сосудистой системы: ишемии, стенокардии, миокардита, неврозов и др.
Какие же навыки прикладного плаванияследует прививать детям дошкольного и младшего школьного возраста в процессегруповых или индивидуальных занятий ?  В основном те, которые необходимы дляоказания помощи пострадавшему на воде: умение плавать одним из спортивныхспособов  ( кроль, на спине, брасс, баттерфляй ), нырять и ориентироваться подводой, доставать со дна различные предметы. Овладев этими навыками ребёнок вболее старшем возрасте сможет оказать помощь терпящему бедствие на воде.
В трёхлетнем возрасте многие детиначинают посещать детский сад. Для естественного развития ребёнка – дошкольникасистематическая работа по обучению плаванию целесообразна и необходима, чтодоказано работами  Т. И. Осокиной и  В.С. Васильева.
Иногда приходится слышать, что именнов возрасте 3-5 лет ребёнок боится воды и поэтому ему якобы необходим комплекспредварительных упражнений для ликвидации водобоязни. По данным многолетнихнаблюдений таких детей в указанном возрасте совсем немного; опрос тренеров,работающих с даным контингентом, показал, что их не более 5%, а в ряде случаев2-3%.
Каждый ребёнок ежедневно умывается, неправда ли ?  Тем родителям, чьи дети умываются с нежеланием, побаиваютсяводяных брызг, советую проявлять терпение и настойчивость, добиваться того,чтобы малыш охотно умывался, и только потом уже приступал к обучению плаванию в“домашнем бассейне”. Часто бывает и так: ребёнок систематически и успешноплавает в домашней ванне или бассейне детского сада. Но летом, когда родителипоехали с ним отдыхать и предложили искупаться в море, он не решилсясамостоятельно войти в воду. В этом случае нельзя торопить малыша; постепенно,шаг за шагом, он преодолеет психологический барьер – и произойдёт это оченьскоро.
Почти все ребята среднего школьного возрасталюбят купаться. Но не каждый знает и соблюдает правила гигиены. Весной можноначинать плавать только при температуре не ниже 18O.  Продолжительность первых купаний 3-5 минут. Вдальнейшем время можно постепенно увеличивать до 30-45 минут. Купаться иплавать рекомендуется не раньше, чем через 1,5-2 часа после еды. При появленииозноба, вялости или головокружения надо немедленно выйти из воды. После купанияполезно растереть тело махровым полотенцем, одеться и, если нужно, разогретьсялёгкой гимнастикой или пробежкой.
Занимаясь плаванием с раннеговозраста, ваши дети будут расти закалёнными ,  гармонично развитыми , совершенствовать своё мастерство !
Читателям, глубоко заинтерисовавшимсяпрактическими аспектами детского прикладного плавания я рекомендую обратиться ккниге  В.С. Васильева  “Обучение детей плаванию”   — М.: Физкультура и спорт, 1989г .
Курортное плавание как альтернатива профилактики илечения болезней
 
Природные физические факторы оказываютвлияние на функциональныеисистемы и компенсаторные процессы в организмебольного и должны широко использоваться как в санаторно-курортных, так и влечебно-профилактических учреждениях. Сегодня они широко применяются при острыхи хронических заболеваниях, после хирургических вмешательств, травм, которыенередко сопровождаются тяжёлыми функциональныминарушениями, не поддающимсялекарственной терапии.
Природные факторы чаще всегоиспользуются в восстановительной терапии заболеваний сердечно-сосудистой,центральной и периферической нервной систем, опорно-двигательного аппарата,органов пищеварения и других систем.
Большая часть действующих санаториевсистемы Минздрава России и большинство санаторно-курортных учрежденийоборудованы лечебными пляжами, на которых проводятся климатолечебные процедуры.Морские купания здесь сочетаются с воздушными и солнечными ваннами. Принекоторых видах заболеваний  ( псориаз, паралич, нарушение обмена )  этот видлечения особенно результативен.
 При этом, например, на детских пляжахобычно устанавливаются три режима: щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий.При смене климата в первые 7-10 дней дети адаптируются к изменившимся условиями только после этого их переводят со щадящего режима на тренирующий.
Итак, курортное плавание можетоказывать положительный результат при некоторых болезнях. Например, рассмотримкурортное плавание для больных ишемической болезнью сердца.
Для оптимизации лечения в курортнойпрактике все больные с ИБС и лица с факторами риска этого заболевания взависимости от формы болезни и степени нарушения функций организма обычноделятся на три медицинские группы.
Первая медицинская группа. Хроническая ИБС, стенокардиянапряжения, редкие  (1-2 раза в неделю )  приступы стенокардии послефизического напряжения, с недостаточностью кровообращения не выше 1-й стадии,без нарушений сердечного ритма, || функциональный класс. Кардиосклероз послеперенесённого инфаркта миокарда с редкими легко купируемыми приступамистенокардии.
Морские купания с плаванием для этойгруппы допустимы при температуре воды не ниже 22O C,продолжительностью до 5 минут.
Выполняются гимнастические идыхательные упражнения стоя на мелком месте. Разрешается плавание саженками  (не вынимая рук из воды ), темп – медленный.
Вторая медицинская группа. Хроническая ИБС, атеросклеротическийкардиосклероз с редкими нетяжёлыми приступами стенокардии после значительногофизического или эмоционального напряжения, без нарушения сердечного ритма ипроводимости, при отсутствии недостаточности кровообращения.
В этом случае морские купания сплаванием разрешаются при температуре воды не ниже 20O C,продолжительностью до 10 минут с периодами отдыха.
Имитация плавания, стоя на мелкойчасти, плавание произвольным способом, брассом. Темп спокойный: произвольнымспособом – до 60-75, брассом – до 20-30 гребков в минуту.
К третьей медицинской группе относят лицбез существенныхотклонений в состоянии здоровья, с умеренными возрастными изменениями илинезначительными нарушениями функций отдельных органов  ( систем )  переходящегохарактера. Практически здоровые лица, имеющие факторы риска ИБС (ожирение, гиперхолистеринемия, гипертриглицеринемия, гиподинамия ) .
Морские купания разрешаются притемпературе воды не ниже 18OC продолжительностью от 5 до 10 минут.Рекомендуется плавание произвольным способом, брассом; плавание кролем на малыерасстояния, до 100 м, в умеренном темпе; разрешаются игры в воде.
Таким образом курортное плаваниевносит свою лепту в лечение определённых болезней.Оказание первой помощи пострадавшему на воде
Вода – это стихия, которая можетприносить человеку как пользу, так и вред. Всегда остаётся вероятность опасныхсобытий. Например, утопления ( заполнения воздухоносных путей водой ).Утопление происходит в результате пренебрежения правилами пользованияразличными водоёмами и хранилищами, переоценки своих сил и возможностей,купания в нетрезвом виде, а также в случае внезапной потери сознания. Причёмсовершенно необязательно погружение в жидкую среду всего тела – достаточно дляэтого погрузить только лицо.
Остро наступившее удушье проявляетсярезким посинением лица и набуханием вен шеи, расширением зрачков,кратковременной рефлекторной задержкой дыхания, быстро сменяющейся судорожнымидыхательными движениями и потерей сознания в результате прекращения газообменав лёгких. Несколько позднее вследствие гибели головного мозга и наступающегокислородного голодания происходит остановка сердца и наступает смерть.
При извлечении утопающего из водынеобходимо быть осторожным. Подплывать к нему следует сзади. Схватив за волосыили подмышки, нужно перевернуть утопающего вверх лицом и плыть к берегу, недавая захватить себя. Оказание первой помощи должно начаться сразу же послеизвлечения его из воды. Пострадавшего кладут на живот на согнутое колено такимобразом, чтобы голова была ниже грудной клетки, и любым куском материи удаляютиз полости рта и глотки воду, рвотные массы, водоросли, ил. Затем несколькимиэнергичными движениями, сдавливающими грудную клетку, стараются удалить воду изтрахеи и бронхов. Следует отметить, что при утоплении паралич дыхательногоцентра наступает через 4-5 минут, а сердечная деятельность может сохраняться до15 минут. После освобождения воздухоносных путей от воды пострадавшегоукладывают на ровную поверхность и при отсутствии дыхания приступают кискусственному дыханию с ритмом 16-18 раз в минуту. При отсутствии сердечнойдеятельности одновременно необходимо проводить наружный массаж сердца.
Для большей эффективностиискусственного дыхания надо освободить пострадавшего от стесняющей одежды.Искусственное дыхание и массаж сердца следует проводить длительно, в течениенескольких часов, до тех пор, пока не восстановятся самостоятельное дыхание ихорошая сердечная деятельность или же не появятся несомненные признакибиологической смерти.
Наряду с оказанием первой помощинеобходимо принять все меры к быстрейшей доставке пострадавшего в лечебноеучреждение.
Во время транспортировки следуетнепрерывно продолжать искусственное дыхание и массаж сердца.Список  литературы
1.   Физкультура   и   спорт    (  малаяэнциклопедия  )  .    – М.:
Радуга, 1982г.
2.   Детская   энциклопедия   в  12 – ти  томах.  Том 7.       –М.:
           Просвещение, 1966г.
3.   А. Н. Колгушкин     Путь   к  зимнему   плаванию.          –М.:
Физкультура и спорт,  1983г.
4.   Медицина.  Подписная научно-популярнаясерия. №8. –М.:
Знание, 1986г.
5.   В. С.  Васильев        Обучение   детей    плаванию.      –М.:
Физкультура и спорт,  1989г.
     
6.   В. М.  Буянов         Первая  медицинская    помощь.     –М.:
Медицина,  1981г.
    
7.   М. М.  Рожинский    Оказаниедоврачебной помощи.     –М.:
Медицина,  1981г.
     Заключение
 
Как видим, прикладное плавание можетиграть значительную роль в жизни практически любого человека, но дляпостоянного роста во всех плавательных дисциплинах необходима планомерная исистематическая тренировка, в которой могут находить применение многообразныеорганизационные формы в зависимости от задач соответствующего тренировочногозанятия и наличия воды.