ПРИМЕНЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ЕВРОСОЮЗА НАПРИМЕРЕ ЭСТОНИИ
Талинн 2010
Оглавление
Введение
1. Демократические ценности европейского союза
1.1 Понятие
1.2 Проблемы демократии
2. Применение демократических ценностей европейского союзав Эстонии
2.1 Народ как носитель верховной власти
2.2 Равенство полов
2.3 Свобода слова
3. Положение меньшинств в Эстонии
3.1 Меньшинства русских людей
3.2 Сексуальные меньшинства
3.3 Меньшинства с ограниченными возможностями
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одной из главнойзадач Европейского Союза (ЕС) является обеспечение демократии встранах-участников. Каждое государство должно соответствовать принципамдемократии и предпринимать шаги в улучшении жизни граждан, принимая во вниманиедемократические ценности ЕС.
Актуальность данной темы исследования заключается в том,что Эстонии, как члену ЕС, следует применять демократические ценности ЕС вразличных сферах деятельности государства. Данная тема затрагивается в Эстониикак простыми гражданами в повседневной жизни, так и на государственном уровнепри принятии каких-либо решений, в законотворчестве или в судебной практике.Однако исследования именно применения демократических ценностей ЕС в Эстонии небыло.
Главная цельнаписания данной курсовой работы — это анализ применения демократическихценностей, таких как свобода, равенство, братство, справедливость,толерантность, ЕС на примере Эстонии. Таким образом, выявить в каких отрасляхобщественной жизни нарушаются принципы демократии и какие шаги Эстониипредстоит еще сделать для улучшения сложившейся ситуации.
На основании целиданного исследования были поставлены следующие задачи:
1. определить демократическиеценности ЕС и возникающие проблемы при их толковании;
2. выявить каким образомнарод может осуществлять государственную верховную власть в Эстонии;
3. на какой стадии в Эстониинаходится гендерное равноправие;
4. существует ли свободаслова в Эстонии;
5. описать положенияменьшинств (меньшинства русских людей, сексуальные меньшинства и меньшинства сограниченными возможностями) в Эстонии.
Гипотеза данного исследования, состоит в том, что демократическая свобода и демократические ценностиреализуют и разделяют жителей Эстонии не в полном объеме, ввиду существующихнерешённых проблем этнокультурной и политической жизни.
ЕС с самого началасвоего возникновения стремился защищать основные ценности: свободу, демократию,права человека и уважение основных свобод. Исходя из положения, что этиценности являются общемировыми, ЕС и каждое государство отдельно проводят их вжизнь и стоят на переднем плане во всех своих начинаниях.
Работа составлена на теоретическомметоде исследования.
Теоретическаячасть данной работыосновывается на анализе источников литературы по данной теме. Практическаячасть включает в себя анализ источников средств массовой информации (СМИ),данных статистики, исторических событий, различных исследований и семинаров.
Работа изложена на 24страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемыхматериалов, включающего 25 источников и резюме.
1. Демократические ценностиевропейского союза
Больше, чемкогда-либо, европейская модель основывается на универсальных ценностях:свобода, демократия, соблюдение прав человека и основных свобод и верховенствозакона. Эти идеалы в основном были реализованы на практике. Тем не менее всееще необходимо бороться за их полное воплощение, даже в наших старыхдемократиях. (Louis, M. 2001)
Основныедемократические ценности ЕС представлены в Лиссабонском договоре, который былпринят 13 декабря 2007 года. Эстония утвердила данный договор 19 июня 2008года.
Принято считать, чтонезависимое и демократическое участие в ЕС связано с принципом демократии ЕС.Однако это является противоположным. Так, с одной стороны, усиление демократиив ЕС является необходимым, с другой стороны, этот процесс принудительный иприводит к зависимости самого государства.
1.1 Понятие
Демократия — этосоциальное явление, которое меняется в разное время и разном месте, напримерсравнивая демократию Афин, демократию Союза Советских СоциалистическихРеспублик (СССР),19 века и западной Европы, Северных стран и демократиюСоединенных Штатов Америки (США). Общее значение в демократии — это властьнарода. Нюансы при обозначении зависят от определения «народа» и«власти». Демократия как социальный феномен формируетсясоответственно потребностям, возможностям, культурным ценностям и тд.
Основнойдемократический принцип современной западной демократии — это человек, какиндивид, который является ответственным членом общества, осведомленный о своихправах, признающий личную свободу и способный к сотрудничеству. (Strömpl,J. 2004)
Понятие демократиинастолько распространенное и охватывает многие области, при том, что каждыйпонимает ее по своему.
На сегодняшний деньдемократия понимается, как форма устройства, при которой делами обществауправляет народ, а не один человек; как мировоззренческий идеал, где основнымиценностями выступают уважение прав человека, свобода, равенство, участиеграждан в управлении, суверенитет личности. (Пуховский, В.И. 2004, 149)
Демократическиеценности ЕС описаны в статье 8 Лиссабонского договора. Основнымидемократическими ценностями ЕС являются свобода, равенство, братство,справедливость, толерантность и тд. Демократические ценности ориентированы насвободу личности во всем, т.е. недискриминации, равноправия, равенства полов, уважения «национальнойиндивидуальности», открытости, уважении человеческих достоинств и тд.
Современная идеядемократии опасна для Европы своей двойственностью, и опасность эта протекаетиз неопределенности. С одной стороны, демократические свободы и независимостьличности предполагают масштабную социальную организацию. С другой стороны,демократическое гражданство предполагает, что «малое прекрасно».Такова дилемма современной демократии. (Зидентоп, Л. 2001, 59)
Для того, чтобыразобраться в этой дилемме, необходимо разделить три различных аспектадемократических ценностей:
1. неограниченная демократия;
2. демократическоеправительство;
3. демократическое общество.
Неограниченнаядемократия. Эта демократия не содержит никаких указаний по строительству обществаи управлению им. Призывы к демократическому правительству и демократическомуобществу — более перспективные идеи, но и в отношении их необходимаосторожность. Опасность заключена в том, что если мы начнем метаться междудвумя этими типами демократических требований, то рискуем совершеннозапутаться. Это обьясняется тем, что одно понятие, может в тоже времяпротиворечить другому понятию демократии.
Для обеспечениядемократической Эстонии в контексте ЕС, необходимо осуществлять это, преждевсего, в таких областях, как принятие решения судов Эстонии, законотворчество иконтроль обеспечения Конституции.
1.2 Проблемы демократии
ЕС имеет определеннуюисторию успеха, обеспечив мир и стабильность в Европе. Интеграционный процесс привелк существенным переменам, превратив европейские государства вправовые и демократические объединения. Однако, несмотря на беспорныедостижения, в настоящее время репутация ЕС далеко не безупречна.
Со времен заключенияМаастрихтского договора и принятия единой внешней политики и политикибезопасности происходит постепенная интеграция стран-членов во всех крупныхобластях, начиная с борьбы с терроризмом и кончая миграционной политикой. (Нейер,Ю. 2009)
Верховенство закона,защита фундаментальных прав человека и представительные институты являютсяустоявшимися либеральными демократическими ценностями. Они представляют собой,в широком смысле, достижение существующих в Европе национальных государств. (Зидентоп,Л. 2001, 31)
Однако, по мнениюисследователя, ЕС является огромнейшим сообществом, включающий в себягосударства со своими национальными политическими культурами, и для ихвсеобщего объединения необходимо создать единое федеративное государство. Таккак управление федерацией с таким большим количеством населения и контролем замногими сферами общественной жизни подразуемевает под собой жесткий контроль — это является противоречием принципу демократии. Демократия и бюрократизм вданном случае будут сталкиваться между собой. Однако, этого не избежать.
ПрофессорЕвропейского университета Виадрина (Франкфурт-на-Одере, Германия) Ю. Нейерсчитает, что основными проблемами для европейской демократии являются: (Нейер,Ю. 2009, 79)
– проблема слабой ролиЕвропарламента;
– проблема нарушенияпринципа разделения властей;
– и проблема европейскогопатернализма;
Проблема слабойроли Европарламента.Европарламент не является полноценным законодателем, так как не имеет праваинициировать правовые акты и формировать повестку дня своих заседаний. Такимобразом, самый демократичный орган ЕС исключен из решения самых острыхсоциально-экономических проблем. Проблема нарушения принципа разделениявластей. Наблюдается сознательное использование европейского уровня дляреализации политики, которую невозможно проводить внутри страны. Ряд проблемныхвнутригосударственных проектов можно осуществлять через европейские проекты,избегая неприятных национальных дискуссий.Проблемы европейскогопатернализма. Почти все крупные европейские проекты — это создание единоговнутреннего рынка, введение евро, расширение на Восток и проведение общейполитики безопасности — осуществлялись в обход мнения общественности ипредставлялись как объективно необходимые мероприятия, не допускающие критики.Ни один из проектов не был результатом широкого обсуждения.
По мнению профессораНейера, Лиссабонский договор, утверждая примат европейского права наднациональным, «вторгается в демократическую политику национальныхгосударств» и как свидетельствуют многие факты, в обозримом будущем ЕС неимеет реальных шансов следовать принципам демократических правительств. (Нейер,Ю. 2009, 80)
Автор обращает внимание, что Европейский союз является огромнымфедеративным объединением, имеют огромную историю и сделал шаги к успехам, всеже он имеет массу недостатков и упущений. Плохой образ ЕС не в последнююочередь поддерживается национальными политиками, которые не упускают случаяобьявить успехи Европейского союза как свои собственные, и за национальныенеудачи возложить ответственность на ЕС.
В эпоху глобализации европейцы должны понять, что они являются малойчастью мира: в настоящее время только 7,5% населения планеты живет в странахЕС, а к 2050 г. эта доля снизится до 4%. Будучи малой частью мировогосообщества, европейцы имеют шанс сохранить свои ценности, политическуюкультуру, образ жизни и благосостояние только при условии, что они еще большесблизятся и будут еще теснее сотрудничать. Для этого необходимы демократическиереформы европейских институтов. Следует активнее проводить в жизнь принципсубсидиарности, сочетая децентрализацию в решении задач и усилениедемократического строя. (Эйзел, С.О. 2010)
2. Применение демократическихценностей европейского союза в Эстонии
2.1 Народ как носитель верховнойвласти
Демократия по мнениюГосударственного суда Эстонии означает как противоположность автократии приобщественном устройстве, и она состоит из возможности народа принимать участиепри решении управления. (Решение Госсуда в деле нр III-4/A-11/94, пункт I) Таки Конституция Эстонии параграф 1, гласит: «Эстония самостоятельная инезависимая демократическая республика, где носителем верховной власти являетсянарод».
Поскольку народ является носителем верховной власти, автор обращает вниманиена вступление Эстонии в ЕС, точнее на Референдум по вступлению в ЕС. ПосколькуЛиссабонским договором предусмотрен Референдум, во многих странах его непроводили. По мнению автора, это противоречит Конституции Эстонии, в томобьяснении, когда у народа есть право влиять на решения властей, а Референдум — это форма участия в деятельности государственных органов и местныхсамоуправлений.
Автор обращает внимание, что под понятием народа в различных ситуацияхосуществления власти может совершенно по разному трактоватся. В КонституцииЭстонии статьи 56-58 описано каким образом может осуществлятся власть, ктоимеет право голоса, а кто нет. Верховную государственную власть народосуществляет через граждан, обладающих правом голоса:
1) путем выборов в Рийгикогу и 2) путем референдума (всенародногоголосования).
Поскольку есть возможность референдума, то автор считает, что даннуювозможность необходимо в эстонском государстве чаще использовать. Так,например, президент Эстонии избирается Рийгикогу, или в отдельных случаяхколлегией выборщиков, не прямым голосованием народа, как это проводится вРоссии.
2.2 Равенство полов
Равенствовозможностей женщин у мужчин в сфере общественной жизни является одним изглавных приоритетов обеспечения демократического общества. Одинаковые правамужчин и женщин было одной из главной ценности еще при начале построенияЕвросоюза.
Когда в Римскомдоговоре 1957 года было закреплено лишь равноправие полов в отношении зарплаты,то за счет развития судебной практики ЕС в Амстердамский договор были внесеныбольшие изменения, касающиеся женских прав. С 1975 года было принято восемьдиректив, цель которых уравнять права женщин и мужчин во многих сферах — зарплата, трудоустройство, образование, социальная защита. В 1979 годуЕвропейский Парламент основал отдельно комиссию парламента (FEMM — Committeeon Women´s Rights and Gender Equality), которая занимается тольковопросами прав женщин. (Euroopa Parlamenteuroopa väärtuste kaitsjana. 2008)
В интересы ЕС входитзащита женщин также в таких областях, как — торговля женщинами, использованиеих в сексуальных принуждениях, а также семейное насилие.
На сегодняшнее времяженщины в наше время получили право голоса, получать образование, заниматьдолжности наравне с мужчинами. В Эстонии женщины получили право голоса поКонституции 1920 года.
В конце 19 начале 20веков в Европе были приняты первые законы, которые защищали здоровье женщин ине рожденных детей. Ввели такое понятие, как отпуск по рождению. В 1960-80гг.ввели отпуск по уходу за ребенком женщинам, а уже в 1970-80гг предоставилимужчинам отпуск. В Эстонии не популярно использование отцом отпусков по уходуза ребенком. Так, например, в 2008 году лишь 4% мужчин использовалиродительские пособия. 2008 год был единственным годом, когда государствовыплачивало 2-х недельный отпуск отцам в полном размере их зарплаты. Так каждыйдесятый отец пользовался такой возможностью. На сегоняшний день Эстонияотказалась от таких мер до 2013 года.
Нарушение равенстваполов в Эстонии, по мнению автора, наблюдаются во многих случаях. Самымочевидным, является неравная зарплата у мужчин и женщин. Разрыв в заработнойплате по половому признаку вызывает в последнее время много споров средиобщественности Эстонии. На основании данных Евростата (Eurostat) в 2007 году вЭстонии женщины получали в среднем на 30,9% меньшую зарплату, чем мужчины.(Turk, P., jt 2010)
Для того, чтобыуравнять их, необходимо, сделать открытыми данные о зарплатах. Однако, в своюочередь, будет нарушатся право защиты личных данных. Поэтому автор предлагаетввести ответственность за равную зарплату мужчин и женщин переложить наработодателя.
В других случаяхнеравноправия видны, например, при разнице стоимости билетов на различныемероприятия для мужчин и женщин. Почему женщинам может быть бесплатный вход, амужчинам приходится платить, автор не понимает и считает, что в близжайщеевремя такое перестанут практиковать.
Также примером можнопривести, в эстонской судебной практике, при рассмотрении дела, с кем будетпроживать ребенок, предпочтение отдается женщине. Если оба родителя в равныхусловиях, т.е. одинаковые зарплата и условия жизни для ребенка, местожительства намечают у матери. В Европеской судебной практике в таком случае, впоследнее время отцам часто определяют проживание ребенка.
Автор также считает,что обязательная служба граждан в армии для мужчин и добровольной для женщинявляется дискриминацией.
Равноправие мужчин иженщин достигнуто в политической и экономической сфере. Однако, в Эстонии,только в нормативных актах. Дискриминацию в какой-то степени игнорируют, недокументрируют, не признают и дискриминаторов не наказывают. В судебнойпрактике мало поступает исковых заявлений со случаем неравноправия женщин имужчин. Это обьясняется тем, что доказательную базу при судопроизводствесобрать и доказать выдвинутые требования трудно.
2.3 Свобода слова
Для осуществлениядемократии в Эстонии существует много способов у людей. Так, через политическиепартии, референдумы, организации, СМИ, государственный аппарат, движения иобьединения граждан, опросы можно высказывать свои взгляды, суждения, икаким-либо образом добиваться демократии. Поскольку при таком взаимодействиитребуется свободное, независимое выражение мнения, автор рассмотрит подробнее,применение «цензуры» и «свободы слова» в Эстонии.
Статья 45 КонституцииЭстонской Республики (ЭР), гласит, что цензуры нет. Каждый имеет право свободнораспространять идеи, мнения, убеждения и иную информацию устно, печатно,изобразительным или иным способом.Статья 41 описывает, что каждый вправе сохранять верностьсвоим мнениям и убеждениям. Никого нельзя принуждать изменить их.
Свобода слова у насзакреплена в нормативных актах и является основным из демократическихценностей. Однако на практике не многие осмеливаются высказать свободно своемнение. Так примером, служит опрос, проведенный Turuuringute AS вфеврале 2010 года «Насколькоготовы жители Таллинна высказать критику в адресс власти». (Том, Я. 2010)
Рисунок1. ЖителиТаллинна, не готовые (или скорее не готовые) высказать критику в адресорганов власти (президент, правительство, парламент, мэрия).
/>
Источник: Том, Я. 2010
По данным результатовопроса, 22% респондента не готовы выразить критику на демонстрации. Этообьясняется тем, что после событий в апреле 2007 года жители Эстонии не рискуютпроводить митинги и собрания. Этому есть свое объяснение.
Закон о полиции (ЗоП)и Закон об общественном собрании (ЗоБС) накладывает различные рамки дляпроведения собраний, митингов и т.д. Перед собранием, организатору необходимодобиться многих разрешений либо от самоуправлений, либо от полиции. Несмотря настатью 47 Конституции ЭР, в которой говорится: „Все люди имеют право безпредварительного разрешения мирно собираться и проводить собрания“.
21% из опрошенныхответили, что не готовы выразить свое недовольство в газете, теле — илирадиопередачи. Поскольку высказываясь в открытом источнике СМИ, будет оглашеноимя человека. Многие боятся, что сказанные заявления могут каким-то образомповлиять на отношение коллег по работе или друзей, знакомых.
19% из опрошенных, неготовы критиковать власть в Интернете как под своим именем, так и анонимно. Во-первых,это обьясняется страхом перед государственным аппаратом. Во-вторых, происходятслучаи в Эстонии, когда за комментарий в Интернете разбираются в суде. Такбыло, например с делом Вячеслава Леэдо и интернет порталом Delfi AO. Судпостановил заплатить Леэдо 5000 крон за оскорбительные комментарии в его адрес.(Новостной портал Delfi 2008).
По даннымисследования видно, что больший процент людей готовы высказывать критикувластей в кругу коллег, друзей, родственников. Поскольку сказанное не несетбольшой ответственности перед знакомыми людьми, свобода слова в этом кругусчитается нормой.
Исследовательприходит к мнению, что люди живущие в Эстонии более заботятся о личной жизни,чем об общественной. Люди не верят, что могут как-то повлиять на решения властей.Также не высказывают свое критическое мнение из-за боязни быть наказаным прямымили косвенным путем.
3. Положение меньшинств в Эстонии
Одним из принциповсовременной демократии является то, что меньшинство имеет право отстаивать своиправа и интересы. Как только общество начинает говорить о демократии, тонемедленно появляется проблема большинства и меньшинства, не обязательноэтнического — любого. Под меньшинством можно понимать всех людей, кто не смогпутем голосования вывести свои интересы на государственный уровень. В такомслучае возникает проблема демократического дефицита.
Группа меньшинст необязательно должна быть меньшинством в количественном соотношении. Это можетбыть группа, которая ущемлена в своём социальном статусе, образовании,трудоустройстве, медицинской помощи и политических правах. Поэтому автор всвоей работе рассмотрит: меньшинства русских людей, сексуальные меньшинства именьшинства с ограниченными возможностями.
«Для вступленияв ЕС требуется, чтобы в стране-кандидате была обеспечена стабильностьинститутов, гарантирующих демократию, власть закона, права человека, а такжеуважение и защиту меньшинств» (Мониторингпроцесса вступления в ЕС 2002,7)- так звучит один из политических критериев членства ЕС.
3.1 Меньшинства русских людей
Несмотря накрасноречивые заявления и вступления Эстонии в ЕС, защита меньшинств в Эстониина низком уровне. Большим достижением в данном направлении можно назватьравенство в гражданском, наказательном и административном праве, когда законприменяется во многих случаях независимо от национальности и происхождениячеловека. Однако, еще есть куда развиваться.
Например, гражданствоЭстонии получить не так просто человеку, который в должной мере не владеетэстонским языком. Также Эстонские власти закрывают глаза на проблемыменьшинств, особенно русских, а их в Эстонии проживает много. Они игнорируют,не видят, а точнее не хотят видеть трудности, связанные с трудоустройством, сязыком делопроизводства, с обучением на другом языке, кроме как эстонского.
Для наглядности авторниже приводит данные Департамента статистики Эстонии, о национальном составенаселения Эстонии. (Департаментстатистики Эстонии 2010)
Таблица 1. Национальный состав населения Эстонии посостоянию на 2010 год (количество человек).Национальность Количество (чел.) Эстонцы 922398 Русские 342379 Украинцы 27722 Белорусы 15504 Другие 32124
Источник: Департаментстатистики Эстонии.
По данным, вЭстонии проживает 1 340 127 человек. Как видно, большую часть населения составляют эстонцы — 68%, русские — 25%, украинцы — 2%, белорусы — 1%.
Автор считает, чторусским в Эстонии приходится сталкиватся со многими проблемами. Так, послевосстановления независимости Эстонии сложилась ситуация, когда околи третинаселения представителей меньшинства оказались без эстонского гражданства.Вследствии чего у них ограничились возможности влиять на процесс принятиярешений, в том числе и решения, касающихся непосредственно их.
Трудности,возникающиe у меньшинств, должны убирать не ЕС, а национальное правительствосамо. Эстония и Латвия казалось бы могут быть спокойны в проведении своейдискриминационой политики. Однако давление европейского общественного мнения навозрастание роли России на европейском рынке влияет на разрешение проблемрусскоязычного населения. Все это подталкивает к созданию некой объединеннойпартии Европы, ставящей своей целью защиту прав русскоязычного населения вмасштабах ЕС. (Пароль, В. 2006,11).
В ходе исследования,выяснилось, что каких-либо организаций, занимающихся русскими меньшинствами вЭстонии, отсутствуют. Хотя, данное было бы весьма актуально и полезно насегодняшний день. Политические партии в Эстонии тоже не оказывают никакогосущественного влияния и вообще не определились во многих существенных вопросах,касающихся меньшинств.
Что касается законодательства Эстонии вотношении национальных меньшинств, то меры хоть какие-то и приведены, но ихнедостаточно. Так, статья 50 Конституции ЭР гласит: Национальные меньшинстваимеют право создавать в интересах национальной культуры самоуправленческиеучреждения на условиях и в порядке, установленных Законом о культурнойавтономиии национальных меньшинств (Vähemusrahvusekultuuriautonoomia seadus). Европейский союз может взначительной мере повлиять на положения меньшинств. Так как он может создатьчеткие стандарты, касающиеся прав меньшинств. На сегодняшний день не существуеттакого международного договора, в котором содержалось бы обязательствогосударства обеспечивать, охранять права национальных меньшинств.
3.2 Сексуальные меньшинства
Тема сексуальныхменьшинств, с одной стороны щепетильна, а с другой стороны требуетпроговаривания. Прежде всего, потому что права лиц, принадлежащих формально кданному меньшинству, сильно ущемлены в Эстонии.
Исследуя данную тему,автор пришел к выводу, что это не любят затрагивать ни на государственномуровне, ни в СМИ, ни в обыденной жизни. К сожалению данная тема малоисследована в Эстонии. Также как и немного есть организаций объединяющие такихлюдей.
Ландшафт организацийгомосексуалистов в Эстонии многообразен и отличается от соседних стран, впервую очередь, отсутствием организации, которые бы объединяла их все. Другойсвоеобразной чертой является наличие оживленного лесбийского движения: первойорганизацией сексуальных меньшинств Эстонии (и всей Прибалтики) был созданный в1990 году Эстонский лесбийский союз (Eesti Lesbiliit). С 1998 года егоместо заняла Эстонская ассоциация лесбиянок и бисексуальных женщин, а в 2001 годубыла создана первая лесбийская молодежная организация Эстонии Mea Culpa. В1992 году были основаны Эстонская гей лига и Клуб ледерменов Эстонии, в 1994году — трансгендерное общество Генди, в 1996 году — Тартуское геевское общество«Аполло». Все вышеназванные объединения действуют и сегодня. (Эстонский Союз Сексуального здоровья2004)
Конституция ЭР ст.12,гласит, что перед законом все равны. Никто не может быть подвергнутдискриминации из-за его национальной, расовой принадлежности, цвета кожи, пола,языка, происхождения, вероисповедания, политических или иных убеждений,а также имущественного и социального положения или по другим обстоятельствам.
Право на однополыйбрак в Эстонии отсутствует. Закон о семье (ЗоС) ст.1 ч.1 — брак заключаетсямежду мужчиной и женщиной. А ст.10 ч.1 того же закона, говорит, что бракзаключенный между людьми одного пола считается недействительным. Соответственнои усыновить или удочерить ребенка люди одного пола (совместно) не могут, толькоесли одному человеку это сделать.
Люди одного поламогут любить друг друга, жить вместе, вести совместное хозяйство и тд, однаконе иметь между собой семейных правоотношений. По мнению автора, согласнодемократическим принципам, главная цель которых признание свободы личности вовсем, данное положение сексменьшинств несправедливо.
По данным опроса,проведенного в 2000, 2001 году Эстонским Союзом Сексуального Здоровья, быливыявлены следующие положения: (Эстонский Союз Сексуального здоровья 2004)
Только 29% гетеросексуальныхопрошенных Таллинна были против однополых браков, положительно к ним относились33% и нейтрально 35,1% опрошенных. Праву гомосексуалистов на усыновлениепротивостояли 49,1%, за это право высказались 28% и безразличными оказались22,1% опрошенных. В 2001 году половина опрошенных геев и лесбиянок заявили, чтоони использовали бы право заключения однополого брака и 41,2% — право наусыновление (среди лесбиянок число давших положительный ответ на оба этивопроса достигает двух третей), притом очевидное большинство положительно ответившихимели в виду ребенка своего партнера.
Автор упомянетнемного истории однополых браков в Европе. История однополых браков началась в 1989 году, когда Дания ввела закон,согласно которому однополые пары могли регистрировать свою связь т.н.партнерством. В Норвегии подобный закон был принят в 1993 году (в отличие отДании, партнер получает родительские права над детьми своего партнера). ВШвеции закон о партнерстве вступил в силу в 1995 году. В 2002 году вФинляндии вступил в силу закон, аналогичный тем, которые действуют в настоящеевремя во всех странах Северной Европы. В январе 2001 года парламентскаякомиссия Швеции предложила дать однополым парам право на усыновление. С августа2001 года Германия вошла в список государств, официально признающих однополыебраки. В 1998 году во Франции был введен т.н. «Пакт гражданскогосожительства», как для разнополых, так и для однополых пар, дающий им рядправ, свойственных браку. В Италии и Португалии, к сожалению, законныеинициативы об однополом партнерстве не были столь успешными. А в Испании законо партнерстве с 1998 года в действии в двух провинциях из 17 — в Каталонии иАрагоне. (Эстонский СоюзСексуального здоровья 2004).
В 2001 году 82,7% опрошенныхгомосексуалистов считали, что в нашей стране слишком мало уделялось вниманияправовым вопросам однополой любви.
3.3 Меньшинства с ограниченнымивозможностями
В данном контекстеавтор исходит от понятия меньшинства с ограниченными возможностями, как кпонятию инвалидов, для большей ясности и анализа темы.
Главнымидемократическими принципами для приминения к инвалидам — это равенство, а такжетолерантность и справедливость.
Согласно статистике Всемирнойорганизации здравоохранения, в Эстонии социальные пособия, связанные синвалидностью, получает более 8 тыс. человек на каждые 100 тыс. жителей. Темсамым Эстония с большим отрывом от остальных государств занимает по этомупоказателю первое место в ЕС. (Росбалт 2008)
Следует отметить, чтонесмотря на большое количество инвалидов в нашей стране, социальная поддержкапоследних довольно слабая.
На днях Госконтрольпредложил отменить выплату ежемесячных пособий инвалидам и ввести вместо нихсистему компенсаций на покупку лекарств и вспомогательных средств. (Новостной портал Delfi 2010). Автор считает, что это несправедливо. Таккак выплаты и так очень маленькие и многие инвалиды используют эти суммы нетолько на покупку лекарств, но и на питание.
В Эстонии положениеинвалидов плачевно с одной стороны, но положительным является то, что эту темузатрагивают и пытаются улучшить ситуацию, а также видны достижения. В правовомконтексте в Эстонии принято много нормативных актов. Так, например, Конвенция оправах инвалидов — принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13декабря 2006 года, подписана Эстонией.
В Эстонии существуютразличные пособия, льготы инвалидам, различные объединения (Эстонская палатаобществ инвалидов, Союз людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,Эстонский союз глухих, Эстонский союз слепых, Эстонский союз поддержки людей сограниченными возможностями интеллекта и др.).
Что касается, условийв общественных местах и транспорте для инвалидов, передвигающихся в коляске, мывидим печальную картину. Общественный транспорт не всегда предполагаетиспользование последнего в коляске, так как лестницы не позволяют спокойнозайти. Во многих магазинах проемы между прилавками настолько узкие, чтоневозможно инвалиду без проблем совершить покупку. Такая же ситуация вобщественных туалетах, лифтах, кафе и так далее.
Заключение
В заключении, автор приходитк выводу, что демократические ценности ЕС на уровне Эстонии осуществляются вкакой-то степени. Однако, Эстонии есть еще к чему стремится.
Сопоставлениерезультатов работы с поставленными задачами позволяют заключить следующее:
Заключение позадаче 1. Основнымидемократическими ценностями Европейского Союза являются свобода, равенство,братство, справедливость, толерантность.
Заключение позадаче 2. Народ (как носительверховной власти) в большинстве своем активно не действует, не проводит какие — то мероприятия, не отстаивает свои права активно. Этим занимаются, в основном,так называемые, люди у власти, у которых другие цели.
Заключение позадаче 3. Гендерноеравноправие не уравновешено. В жизни узаконено равноправие, однако данныйпринцип скрытно нарушается.
Заключение позадаче 4.В отношении свободы слова — люди не привыклиактивно выражать свое мнение в сторону власти открыто. Либо по причиненезаинтересованности в общественной жизни, либо из-за разочарования, что хотькак-то могут повлиять на государственные решения.
Заключение позадаче 5.Рассмотренные в данной работе меньшинства Эстониинаходятся в ущемленном положении. Русскиене объединяются для совместного предприятия, представляющего их интересы.Сексуальные меньшинства есть в Эстонии, однако каких-либо организаций,защищающие их интересы, мало. Меньшинства людей с ограниченными возможностямиактивно занимаются деятельностью в своих интересах, как и государствоподдерживает инвалидов. Следует понимать,что меньшинства, охотно поддерживают либеральные начинания идемократические ценности Европейского союза, поэтому в эстонском обществе естьбольшой простор для активности поддержки меньшинств. Для того, чтобы как-тоулучшить положение меньшинств в Эстонии, автор пришел к выводам, что следует, преждевсего, информироватьобщество; воплощать в жизнь различныепроекты, программы, форумы которые связаныс меньшинствами; а также больше дискутировать и обсуждать положенияменьшинств.
Очевидно, что такиедемократические ценности, как уважение прав человека, свобода, равенство,участие граждан в управлении, суверенитет личности, в Эстонии принимаются вовнимание, однако, часто не задумываются о них, когда проводят политику вобласти новвовведений.
Таким образом, следуетсчитать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.
/>/>/>Списокиспользованной литературы
Книги:
1. Euroopa Parlament euroopaväärtuste kaitsjana. (2008). Euroopa ühendused.
2. Louis, M. (2001). Prefaceto the European Parliaments Annual Report on Human Rights.
3. Зидентоп, Л. (2001).Демократия в Европе. Москва: Логос.
4. Паульман, В.Ф. (1998). ЕСи Эстония. Учебное пособие. Таллинн.
5. Пуховский, В.И. (2004). Правачеловека в международном праве.Минск: МИУ.
Статьи:
6. Turk, P., Karu M. (2010).millesttekib sooline palgalõhe? — Sotsiaaltöö ajakiri.2/2010.
7. Мониторинг процесса вступления вЕС: Защита меньшинств. Отчет: Латвия. 2001 Меньшинства и большинство в Эстонии:проблемы интеграции в европейском контексте. (2002). Международныйсеминар Таллинн 15-16 ноября 2002г. Материалы.
8. Нейер, Ю. (2009). Проблемыдемократии в Европейском союзе. — Социальныеи гуманитарные науки. Серия 2.3/2009.
9. Пароль, В. (2006). Демократияменьшинства как феномен перспективного развития современной Европы. — Ученые записки. Таллинн: Социально-Гуманитарныйинститут.7/2006.
10. Эйзел, С.О. (2010).Экономика в будущем Евросоюза. — Социальныеи гуманитарные науки. Серия 2.1/2010.
Нормативные акты:
11. Закон о полиции
12. Закон о семье
13. Закон об общественномсобрании
14. Закон о культурнойавтономиии национальных меньшинств
15. Конституция ЭстонскойРеспублики
Интернет источники
16. Strömpl, J. (19.11.2004).Haridus ja demokraatlikud väärtused. — Õpetajate leht. [WWW] www.opleht.ee/Arhiiv/2004/19.11.04/peamearu/2.shtml
17. Департамент статистики Эстонии. (2010). Национальный состав населения Эстониипо состоянию на 2010 год. [WWW]
18. http://pub.stat.ee/px-web.2001/Dialog/varval.asp?ma=RV0222&ti=RAHVASTIK+SOO%2C+RAHVUSE+JA+MAAKONNA+J%C4RGI%2C+1%2E+JAANUAR&path=./Database/Rahvastik/01Rahvastikunaitajad_ja_koosseis/04Rahvaarv_ja_rahvastiku_koosseis/&lang=2
19. Новостной портал Delfi. (2008). [WWW] rus.delfi.ee/daily/estonia/sud-udovletvoril-isk-leedo-protiv-delfi.d?id=19229707
20. Решение Госсуда в деле нрIII-4/A-11/94, пункт I. [WWW] www.nc.ee/?
id=11&tekst=RK/III-4/1-11/94
21. Росбалт. (2008). В Эстонии самое большое количество инвалидов вЕС. [WWW] www.rosbalt.ru/2008/07/15/504075.html
22. Том, Я. (08.03.2010).Свобода слова — есть. Нет умения ее использовать. Газета Столица. [WWW] stolitsa.tallinn.ee/? pid=83&lang=7
23. Эстонский СоюзСексуального здоровья. (2004). Взрослениегомосексуала. [WWW] www.amor.ee/18922
24. Эстонский СоюзСексуального здоровья. (2004). Стильжизни гомосексуалов. [WWW] www.amor.ee/18923
25. Эстонский СоюзСексуального здоровья. (2004). Узакониваниеоднополых браков. [WWW] www.amor.ee/18932
26. RÉSUMÉ
27. Euroopa Liidu demokraatliku väärtustekasutamine Eesti tasandil
Jana Pribludnaja:
28. Käesolevas uurimustöös vaadeldakse EuroopaLiidu põhilised demokraatlikud väärtused. Need on vabadus, võrdsus, kodaniku tegevus riigis ning isikusuvereniteet. Vaadeldakse samuti, mis probleemid on seotud ELväärtustega.
29. Analüüsitakse, mis viisil koheldaksedemokraatlikud väärtused Eesti riigi tasandil. Autor vaatles, kuidasrahvus teostab riigivõimu Eestis, mis tasandil on sõnavabadus jamis õigused on nii naistel, kui ka meestel. Vaadeldakse kavähemused Eestis, nagu vene inimeste vähemus, seksuaalsedvähemused ja invaliidide vähemused. Analüüsitakse, misprobleemid neil on olemas ning kuidas võib neid aidata.
30. Uurimuse käigus autor püüabanalüüsida, mis edusammud on Eestis tehtud, ning samuti, mis on vajaveel teha, et parandada tänast olukorda selleks, et võiks kindlaltöelda, et Eesti kohtleb EL demokraatlikud väärtusedtäielikul määral.
31. Autor tuli järeldusele, et selleks, etkasutada rohkem demokraatlikud väärtused, on vaja rohkempüüda pakkuda oma rahvusele oma riigielus tegutsema, luua erinevadorganisatsioonid, foorumid, rohkem rääkida probleemidest ja nendelahendamisest.
32. Uurimiseks oli kasutatud erinevad raamatud, mispuudutavad antud teemat. Oli analüüsitud artiklid ningstatistika Eesti kohta.