Применение эвристических методов обучения на уроках ИВТ как средство формирования творческих спо

–PAGE_BREAK–План работы по теме самообразования
Этапы

Содержание работы

Форма представления результатов

1.    Аналитико-диагностический

2008-2009

1 этап. Выявление проблемы и поиски ее разрешения
2 этап. Накопление теоретической базы
3 этап. Прогнозирование результатов

Выступление на школьном конкурсе «Учитель года»

2. Практический

2010-2012

1.     Выделены контрольные группы в 2-х параллелях: 9В и 10Б. Проведен начальный мониторинг

2.    
Проведение уроков с элементами эвристического обучения

3.    
Разработка системы уроков (настоящий этап работы)
Дальнейшая работа:

4.     Формирование методического комплекса.

5.     При положительной динамике в контрольных группах расширить полученный опыт на все классы

6.     Дальнейший контроль и анализ получаемых результатов, при необходимости корректировка работы

Открытые уроки, выступления на заседаниях МО различных уровней, по возможности публикации в педагогической литературе

3. Обобщающий

2012-2013

1.Подведение итогов

2. Оформление результатов работы по теме

3. Представление материала

4. Внедренческий

Использование полученного опыта в процессе дальнейшей деятельности

Распространение опыта

Раздел 1. Теоретические основы системы уроков 1.1. Обзор литературных источников
Что же такое «эвристика»? Пойдем от первоначального значения слова. Термин происходит от греческого «heuresko» — отыскиваю, открываю.

Цель эвристического обучения – показать многообразие приемов решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности.

Ценность эвристического обучения как раз и состоит в этом моменте открытия, которое совершает человек в процессе решения разного рода задач.

Способность открывать новое, как было отмечено выше, заложена в самой природе человека. Первой наиболее известной системой обучения, ориентированной на развитие данной способности, является система «знающего незнания» Сократа, который по словам Платона, выступал в роли повитухи, помогал собеседнику «рожать» знания. Выделившись в эпоху античности как метод ведения беседы, эвристика долгое время занимала скромное «прикладное» значение. Дальнейшее развитие эвристических методов связано с достижениями инженерии, кибернетики, психологии. Универсальность и эффективность эвристических процедур способствовали их применению в образовании. Различные аспекты эвристического подхода нашли свое отражение в работах Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, педагогов-прогрессивистов начала xx-века. О необходимости разработки целостной эвристической формы обучения говорил русский педагог П.Ф.Каптерев

Эвристические аспекты присутствуют в современных отечественных образовательных системах: проблемном обучении (В.Оконь, М.И.Махмутов и др.), развивающим обучении (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Л.В.Занков и др.), личностно-ориентированном обучении (В.В.Сериков, С.В. Кульневич и др.), концепции школы диалога культур (В.С.Библер, С.Ю.Курганов и др.), теории решения изобретательских задач (Г.С.Альтшуллер и др.)

В зарубежных работах так же уделяется достаточное внимание исследованиям развития теории творчества (R.Sternberg, T.I. Lubart), эволюции и своеобразию теорий творчества (S.Scarr, K. McCartney), обучению как развитию творческого и когнитивного потенциала учащихся (E.P.Torrance, B.S.Bloom, L.A.Sosniak).

Зарубежные психологи и педагоги ведут речь о роли творческих проблем в обучении на решение жизненных проблем учащихся, о влиянии творческих результатов учащихся на их творческие достижения во взрослом возрасте, о расширении творческого потенциала во всем мире.

Анализируя различные источники можно сделать вывод, что существует две альтернативные позиции. Согласно первой, по настоящему, талантливых детей мало (1-3%), и нужны хорошие методики диагностики и выявления таких детей.

Согласно другой точки зрения, высказанной И.Я. Лернером: «стратегия работы с одаренными детьми – подъем интеллектуального и творческого потенциала всего контингента школьников». Число детей, обладающих творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей гораздо выше 3%. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую творческую развивающую образовательную среду.

И все же, несмотря на обилие трудов по данной тематике, творчество остается мало изученной областью. Прежде всего, это связанно с тем, что спонтанный характер творчества делает его неуловимы для естественно-научных методов. Причем эта спонтанность связанна не только с возможностью прогнозировать моменты озарения и решения исходной проблемы, но так же с неопределенностью самого предмета, так как рожденная идея может не быть напрямую связанна с решаемой проблемой. Суть дела наиболее точно и кратко выразил Сурье: «Что бы изобретать надо думать «около»».

Творческие способности – это способности к осуществлению ситуативно-нестимулированной деятельности, т.е. способности к познавательной самодеятельности.

Выделяют 4 типа креативности:

— наивная (проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда еще нет стереотипов которые надо преодолевать);

— стимульно-продуктивная (деятельность определяется действием внешнего стимула);

— эвристическая (деятельность имеет творческий характер, осуществляется поиск новых оригинальных или более рациональных способов решения задачи);

— подлинная (когда ученик умеет думать «около»).

И все же ученные не оставляют попыток исследования возможностей развития творческих способностей. В 1990 году возникла концепция особого типа обучения, определяющего смысл образования как образование человека через его продуктивную творческую деятельность – это концепция эвристического обучения.[1]

Познакомится с данной концепцией, со всевозможными методическими разработками по данной тематике, принять участие в учительских форумах, конференциях можно на страницах интернер-ресурса «Центр дистанционного образования «Эйдос»» [2]

    продолжение
–PAGE_BREAK–1.2. Концепция эвристического обучения
  Обучение, ставящее главной задачей конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а так же процесса его организации – эвристическим обучением.

Основной характеристикой эвристического обучения является создание школьниками образовательных продуктов в изучаемом предмете.

Образовательный продукт  — 1) материализованные продукты деятельности ученика (рисунок, суждение, презентация и т.д.); 2) изменение личностных качеств ученика.

Творческая самореализация ученика как сверхзадача эвристического обучения, раскрывается в 3 взаимосвязанных целях:

1.   Создание учеником образовательной продукции в изучаемых образовательных областях;

2.   Освоение им базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами;

3.   Выстраивание собственной образовательной траектории в каждой из образовательных областей.

Анализ психологических исследований по выявлению условий эвристической образовательной деятельности позволил установить три группы личностных качеств ученика необходимых для ее обеспечения: креативные, когнитивные и оргдеятельностные (методологические).

Когнитивные качества – любознательность, пытливость, проницательность, увлеченность, сообразительность, аналитичность, синтетичность и др.

Креативные качества – вдохновленность, воображение, интуиция, неординарность, чувство новизны, независимость, прогностичность и др.

Методологические качества – целеполагание, устойчивость в достижении целей, планируемость, гибкость и вариативность действий, коммуникативность, рефлексивность, самоанализ, самооценка и др.

Функциональное назначение содержания эвристического образования меняет критерии оценки образовательной деятельности. В традиционном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени его приближения к заданному, чем более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценка его образовательной деятельности. В эвристическом обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени его отличия от заданного: чем больше научного и культурно-значимого отличия от известного продукта удается добиться ученику, тем выше оценка результативности его образования.

Глава 2. Из опыта работы по данной теме
Внедрение эвристического обучения предусматривает полный пересмотр  системы работы. Начинать пришлось с себя. На какие моменты я бы по опыту своей работы рекомендовала сразу обратить внимание, если кто-то захочет начать работать в системе эвристического обучения?

Первое, это сразу определять какой образовательный продукт будет получен на уроке.

Второе – это «переломить» себя, не рассказывать, а спрашивать. На самом деле это трудно, хорошо спрашивать, когда есть один четко правильный ответ, а когда, и это

Третье – неправильных ответов нет. Уметь организовать так беседу, что б и дети чувствовали себя причастными, почувствовали, что это они сами додумались, не боялись говорить, и чтоб все-таки прийти к нужному решению (иногда оно все-таки есть).

Четвертое – ввести в урок, научить и приучить себя, а после детей к рефлексии.

2.1. Из опыта организации самостоятельной работы при изучении компьютерных технологий

Есть темы, на которых проблему создания образовательного продукта очень легко решить – это уроки знакомства с различными программными продуктами (Word, Excel, PowerPoint, CorelDraw, Audacityи др.). Здесь прекрасно работает метод проектов, а различные варианты творческой работы напрашиваются сами собой. Но есть одно «но», любой проект надо давать, когда уже известны все основные моменты работы в программе.

Для рядовых уроков по всем темам по знакомству с IT-технологиями у меня разработаны уроки самостоятельного знакомства с программой. Многие из таких уроков строятся по схеме: выявление области незнания, знакомство с вариантами решения проблемы, выполнение практического задания по четкой инструкции (это учит детей работать с информацией), а затем предлагается задание, которое учащийся должен решить исходя из имеющегося у него уже знания. 

Такой способ работы позволяет каждому ученику работать в силу его возможностей, а так же оставляет возможность более сильным учащимся решить поставленную задачу другим способом.

Например: При изучении темы «Форматирование абзацев» учащимся в начале урока предлагается сравнить два текста: без форматирования и с форматирование (Приложение 1). Выясняем, чем отличается внешний вид абзацев. Затем задаю вопрос: «Кто из вас знает, как можно изменять внешний вид абзацев?». В любом классе находится 2-3 человека знакомых с этой функцией, которые и рассказывают и показывают у доски, как это выполняется. Все делают вспомогательные записи в тетрадь, по необходимости просят объясняющего, еще раз пояснить.

После чего все получают работу с четкими инструкциями, а ребята, помогающие при объяснении материала, сразу получают образец отформатированного текста и задание создать самостоятельно похожий образец. После того, как эта работа будет выполнена, первые дети приступят к заданию без инструкций, а вторые становятся помощниками – консультантами.

Возможен вариант самостоятельной работы по теме, когда вспомогательный блок теории дается сразу на листе с примерами, а далее дается задание без четких инструкций по его выполнению. (Приложение 2)

    продолжение
–PAGE_BREAK–