Применение информационных технологий в системе социальной работы с детьми-инвалидами

Федеральноегосударственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАФЕДРА
Социологии и социальнойработы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Применениеинформационных технологий в системе социальной работы с детьми-инвалидами

студентки 5 курса, группы 5382
Дмитриевой Галины Юрьевны
Научный руководитель:
Кандидат исторических наук, доцент
Боровик Валентина Ефимовна
Санкт-Петербург 2010 г.

Содержание
 
Введение
Информационные технологии и ихсвойства
Классификация информационныхтехнологий
Информационные технологии всоциальной работе
Заключение
Список литературы

Введение
 
Информационныетехнологии, основанные на Интернете, телекоммуникационных сетях иинтеллектуальных компьютерных системах, открывают перед будущим поколениемвозможности свободного распространения знаний, различных сведений и материалов.
Емупридется столкнуться с необходимостью приспосабливаться к новой социальнойсреде, где информация и научное знание станут основными факторами,определяющими потенциал общества и перспективы его развития.
Использованиеединых мировых информационных систем обеспечивает внедрение информационныхтехнологий в образование: формируется единое образовательное пространство,возрастает потребность человека в общении, и получении доступа к общимнематериальным ресурсам, осмыслении и переработке большого объема информации.Смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, таки для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебнойи научной информации. Необходимо также понимать, что информатизация сферыобразования должна опережать информатизацию других направлений общественнойдеятельности, поскольку именно здесь закладываются социальные, психологические,общекультурные, а также профессиональные предпосылки развития общества новоготипа.
Информационныетехнологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества,направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствованиесистемы управления нового сетевого общества.
Еслина протяжении веков информация и знания передавались на основе правил ипредписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодняглавная роль отводится технологиям. Информационные технологии упорядочиваютпотоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Онииграют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении ролиобразования и активно внедряются во все сферы социально-политической икультурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.

Информационныетехнологии и их свойства
Любомупредприятию, фирме, организации в процессе их деятельности приходится постоянносталкиваться с большими информационными потоками: международными,экономическими, политическими, конкурентными, технологическими, рыночными,социальными и т.д. При этом из множества потоков информации необходимо отобратьто, что соответствует поставленным целям. Качественная информация делаетдействия специалистов различных областей целенаправленными и эффективными.
Всложившихся условиях все более важной становится роль информационныхтехнологий.
Согласноопределению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии — это комплексвзаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающихметоды эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранениеминформации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия слюдьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а такжесвязанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Самиинформационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальныхзатрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с созданияматематического обеспечения, формирования информационных потоков в системахподготовки специалистов.
Основныечерты современных информационных технологий:
·  компьютерная обработка информации позаданным алгоритмам;
·  хранение больших объёмов информациина машинных носителях;
·  передача информации на значительныерасстояния в ограниченное время.[1]
Вшироком смысле под информационной технологией следует понимать систему методови способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачиданных, информации и знаний на основе применения аппаратных и программныхсредств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями.
Необходимоотметить, что такие понятия как «данные», «информация», «знания» не являютсятождественными, и их принято различать. Систематизируя многие существующие ктрактовке этих понятий, можно сформулировать следующие их определения.Фиксируемые воспринимаемые факты окружающего мира представляют собой данные.При использовании данных в процессе решения конкретных задач появляется информация.Результаты решения задач, истинная, проверенная информация (сведения),обобщенная в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и представленийпредставляет собой знания.
Вчисле отличительных свойств информационных технологий, имеющих стратегическоезначение для развития общества, представляется целесообразным выделитьследующие семь наиболее важных.
Информационныетехнологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационныересурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическимфактором его развития. Опыт показывает, что активизация, распространение иэффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий,изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существеннуюэкономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалови оборудования, людских ресурсов, социального времени.
Информационныетехнологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизироватьинформационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место вжизнедеятельности человеческого общества. Общеизвестно, что развитиецивилизации происходит в направлении становления информационного общества, вкотором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятсяуже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания.В настоящее время в большинстве развитых стран большая часть занятого населенияв той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки ипередачи информации и, поэтому, вынуждена осваивать и практически использоватьсоответствующие этим процессам информационные технологии.
Информационныепроцессы являются важными элементами других более сложных производственных илиже социальных процессов. Поэтому очень часто и информационные технологиивыступают в качестве компонентов соответствующих производственных илисоциальных технологий. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные,«интеллектуальные» функции этих технологий. Характерными примерами являютсясистемы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкиеавтоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системыуправления технологическими процессами и т.п.
Информационныетехнологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспеченииинформационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки ираспространения массовой информации. В дополнение к ставшим уже традиционнымисредствами связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сферевсе более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электроннаяпочта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средствабыстро ассимилируются культурой современного общества, так как они не толькосоздают большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные ибытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мировогообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурныхсвязей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете.
Информационныетехнологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализацииобщества, развития его системы образования и культуры. Практически во всехразвитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионнаяBучеика, учебные программы на оптических дисках и мультимедийные технологиистановятся привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но иобычных школ системы начального и среднего образования. Использование обучающихинформационных технологий оказалось весьма эффективным методом и для системсамообразования, продолженного обучения, а также для систем повышенияквалификации и переподготовки кадров.
Информационныетехнологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах полученияи накопления новых знаний. При этом на смену традиционным методаминформационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации ираспространения научно-технической информации приходят новые методы, основанныена использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержкифундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современныеинформационные технологии.
Современныеметоды получения и накопления знаний базируются на теории искусственногоинтеллекта, методах информационного моделирования, когнитивной компьютернойграфики, позволяющих найти решения плохо формализуемых задач, а также задач снеполной информацией и нечеткими исходными данными.
Принципиальноважное для современного этапа развития общества значение развития информационныхтехнологий заключается в том, что их использование может оказать существенноесодействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем,связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществомглобального кризиса цивилизации. Ведь именно методы информационногомоделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методамикосмического информационного мониторинга, могут обеспечить уже сегоднявозможность прогнозирования многих кризисных ситуаций в регионах повышеннойсоциальной и политической напряженности, а также в районах экологическогобедствия, в местах природных катастроф и крупных технологических аварий,представляющих повышенную опасность для общества.[2]
 
Классификацияинформационных технологий
Информационныетехнологии различаются по способам представления информации, с которой имеютдело использующие их люди. В литературе по обработке информации сложиласьследующая классификация информационных технологий, предназначенных дляреализации определенных задач (функционально-ориентированные информационныетехнологии):
—обработка данных (в том числе обработка табличной информации);
—обработка письменных текстов;
—обработка графической информации — машинная графика (деловая ипрофессиональная);
—обработка изображений;
—обработка устной речи;
—передача и распределение информации;
—мультимедиа-технологии, сочетающие в себе названные выше технологии.
Извсех информационных технологий наиболее распространенной является технологияобработки текстов. Она состоит из следующих процессов:
—ввод текста в компьютер (чаще всего с помощью клавиатуры);
—редактирование введенного текста, хранение промежуточных и конечного вариантовтекста;
—получение новых текстов путем компоновки заранее заготовленных фрагментов;
—выдача готового текста на печать или на передачу другим абонентам, например ввиде сообщения электронной почты.
Средитехнологий машинной графики различают деловую и профессиональную графику.Деловая графика дает возможность работы с графиками функций, диаграммами,организационными схемами, что позволяет более наглядно представить информацию.Другой раздел технологии машинной графики — это работа с электронными чертежами.Кроме того, современные средства машинной графики позволяют формировать наэкране трехмерные объекты и трехмерные сцены. Эти технологии поддерживаютсяграфическими редакторами.
Технологияобработки изображений широко используется при создании компьютерных игр. Онадает возможность представить картины на экране в памяти компьютера. Для этогоиспользуется кодирование растра картины кодами яркости и цвета его отдельныхточек. Можно редактировать изображение, вносить в него новые объекты, выделятьфрагменты, изменять их масштаб. Другой возможный способ кодирования изображений— это так называемая «векторная» графика, представляющая изображение с помощьюточек, соединенных между собой.
Технологияобработки устной речи обеспечивает распознавание фонем, слов и предложений,произнесенных человеком, фиксирование полученного текста, синтез речи позаданному письменному тексту.
Передачаи распределение информации, или коммуникационные технологии, относятся к однимиз важнейших, поскольку именно с их помощью удается создать в обществе единоеинформационное пространство.
Мультимедиа-технологиисочетают в себе две или более базовых технологий из числа указанных выше и,соответственно, поддерживаются программными средствами, работающими со звуком,видеоизображением и т.д.
Нарядус функционально-ориентированными информационными технологиями можно выделитьряд предметно-ориентированных информационных технологий, предназначенных длярешения конкретных задач в определенной предметной области (например,медицинские или банковские системы).
Проблемно-ориентированныеинформационные технологии занимают промежуточное положение междуфункционально-ориентированными и предметно-ориентированными, т.е.,предназначены для решения типовых прикладных задач. К ним относятся:
—информационно-поисковые системы;
—базы данных и базы знаний;
—экспертные системы;
—настольные издательские системы;
—системы автоматизации научных исследований;
—системы автоматизированного проектирования и т.д.[3]
 
Информационныетехнологии в социальной работе
Применениеинформационных технологий в социальной работе с различными группами населения внашей стране в данный момент только набирает обороты. Однако в этой области ужедостигнуты определённые успехи. К сожалению, в рамках данной работы невозможноподробно остановиться на всех направлениях социальной работы, использующихинформационные технологии, поэтому будет уделено внимание лишь некоторым изних.
Огромноезначение использование информационных технологий имеет в социальной работе сразличными группами инвалидов, в том числе и детей-инвалидов.
Инвалидностьявляется проблемой не одного человека или даже не части населения, а всегообщества в целом.[4]По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из 10страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всегонаселения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырехчеловек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями.
Вкризисных ситуациях положение инвалидов ухудшается, они острее ощущают своюзависимость, ущербность, одиночество. В это время необходимо оптимизироватьусловия жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями, чтобы они моглинаиболее полно испь изовать и развивать свои потенциальные способности дляадаптации к новым реалиям и преодоления различных социальных трудностей.Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждамлюдей, имеющих инвалидность, чтобы те могли жить независимой жизнью.[5]
Дляинвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также для тех группинвалидов, чьи возможности передвижения ограничены из-за наличия другихзаболеваний, окно в мир может открыться именно благодаря информационнымтехнологиям. Этим людям, как никому другому, просто необходимо наличиеперсонального компьютера и доступа в Интернет. Ведь именно там человек,ограниченный в своих возможностях передвижения, сможет найти необходимуюинформацию, совершить виртуальное путешествие в любую точку планеты, найтидрузей и общаться с людьми, оказавшимися в такой же ситуации. Всё это имеетогромное значение для того, чтобы инвалид не чувствовал себя ущербным иодиноким.
Дети-инвалиды,не имеющие возможности обучаться в обычных учебных заведениях, обучаютсядистанционно. Для более успешногциоистанционного обучения им также крайненеобходим персональный компьютер с набором специальных программ, адаптированныйпод их индивидуальные особенности. Это же касается и молодых людей-инвалидовдля получения ими полноценного высшего образования и последующей успешнойинтеграции в общество.
Весьмаперспективным видится использование информационных технологий в процессеобучения детей-инвалидов по зрению. Остановимся на нём более подробно.
Спецификаприменения информационных технологий при обучении таких детей определяетсяособенно жесткой системой санитарно-гигиенических и психофизиологическихтребований. Кроме того, визуальный информационный канал занимает в системеуказанных технологий ведущее место.
Соответственно,далеко не все имеющиеся в системе дистанционного обучения технологии могут бытьприменены при обучении слабовидящих детей. Применение же некоторых из нихприобретает определенные особенности.
Невызывает сомнения, что в педагогическом процессе, обращенном к таким детям,возможности использования технологий, требующих участия зрительногоанализатора, крайне малы. Это становится возможным только для частичнозрячих ислабовидящих детей.
Длятаких категорий обучающихся информационные технологии, прежде всего, могут бытьиспользованы как средство тренировки зрительного анализатора. Длядетей-инвалидов по 7ойРию 1-ой и 2-ой группы могут быть использованыспециальные компьютерные тренажеры, направленные на развитие зрительногогнозиса. В соответствии с этим возможно создание электронных тренажеров, предъявляющихобучающемуся комплекс специальных упражнений, направленных на развитие функцийцветоощущения, зрительной фиксации, балансировки зрительных полей,морфологического восприятия и др.
Длярассматриваемой категории детей-инвалидов возможно частичное использованиевизуальной информации и в процессе обучения. С экрана компьютера такого родаобучающиеся могут считывать текстовую информацию при размере знаков высотой неменее 40-50 мм и картинки соответствующего размера без мелких деталей, сотчетливыми краями, на контрастном фоне.
Вцелях сенсорной реабилитации слабовидящим и частичнозрячим детям показанааудио-видеостимуляция по системе НАСА, представленная на основе новыхинформационных технологий.
Какуже отмечалось, особую роль в системе образовательной деятельности,направленной на обучение детей-инвалидов играет использование в ее рамкахматериалов глобальной компьютерной сети Интернет. Непосредственно при работе сдетьми-инвалидами по зрению могут быть использованы технологии IP-телефонии,потокового аудио и материалы аудиофайлов.
Вусловиях удаленного доступа контакт с преподавателем или с членами виртуальнойгруппы для слепого, слабовидящего и частичнозрячего ребенка может бытьустановлен с помощью вышеперечисленных средств. Последнее способствуют решениюодной из важнейших методических задач обучения ребенка-инвалида — организацияего коммуникативной адекватности. Только таким способом возможна организацияобратной связи при образовательном общении в режиме Off-line и On-line, принедоступности таких технологий, как электронная почта, чат-семинары ичат-консультации.
Особуюроль в системе обучения слепых, слабовидящих и частичнозрячих детей играетаудиоматериал, который, в зависимости от конкретных образовательных задач,может быть оформлен в следующих вариантах:
1)аудиолекция;
2)аудиотренажер;
3)аудиотест;
4)аудиопособие.
Аудиолекцияпредставляет собой аудиозапись теоретического учебного материала,организованную по принципу классического учебного пособия на бумажном носителе.При ее записи необходимо учитывать особые требования к интонационному рисункутекста: интонация должна соответствовать содержанию представляемого материала.Например, учебная информация об общественных процессах истории государствадолжна подаваться в среднем, равномерном темпе речи, без утрированиямелодического рисунка, без затягивания и сокращения пауз и.т.д. Аудиолекцияможет быть использована как при индивидуальном, так и при групповом обучении,как в присутствии преподавателя, поясняющего ее содержание и организующегообсуждение результатов прослушивания, так и при самостоятельной работе.
Аудиотренажерможет содержать совокупность компактно сформулированных вопросов и задач,которые записаны через определенный временной интервал, определенныйнеобходимым для ответа/решения временем. Аудиотренажер, как и аудиолекция,может быть использован и при индивидуальном обучении, и при работе в рамкахтрадиционной учебной группы. В последнем случае важным достоинствомаудиотренаяета является предоставление обучающимся возможности работать виндивидуальном режиме, имея в то же время возможность в любой момент обратитьсяза помощью к преподавателю. Возможность использовать индивидуальный учебныйрежим — необходимое для ребенка-инвалида, имеющего отклонения не толькофизического, но и личностного характера (что обусловлено ограниченностьюсоциальных контактов), условие комфортного обучения.
Аудиотестотличается от аудиотренажера тем, что предоставляет обучающемуся илипреподавателю возможность проверить правильность ответа. Аудиотесты могут бытьиспользованы для внешнего контроля и для самоконтроля. В условиях внешнегоконтроля аудиотесты могут фиксировать ответы учеников с помощью аудиозаписи,давая возможность преподавателю или членам виртуальной группы проверить ихправильности в дальнейшем. В целях самоконтроля обучающемуся может бытьпредъявлена система формализации ответа по типу тестов закрытой формы. При этомв связи с технической сложностью унификации звуковых сигналов, необходимой дляформализации ответа, обучающийся может давать формализованный ответ черезкинестезические каналы, например, при определенном количестве щелчковопределенной кнопкой мыши или при нажатии определенной клавиши.
Аудиопособиепредставляет собой аудиозапись любого сопровождающего учебный процесс материала.Это может быть запись диалога на иностранном языке, аудиоинсценировка текстахудожественного произведения и т.п. При записи такого пособия, в отличие отаудиолекции, интонационный рисунок должен быть ярким, иногда (например, приразучивании диалога на иностранном языке) даже утрированным. Новые для ребенкаслова должны произноситься отчетливо, содержание текста должно поддерживатьсяприемами актерского мастерства. Промежуточное положение между аудиопособием исамостоятельным учебным средством занимает электронный справочник. Процесс егосоздания достаточно трудоемкий, так как поисковые системы для обнаруженияопределенных информационных объектов должны быть приспособлены к восприятиюзвуковых или кинестетических импульсов. В связи с этим продуктивным видитсясоздание небольших по объему информации узкоспециальных справочников итематических словарей.
Однойиз основных специфических особенностей педагогической деятельности при работе сдетьми-инвалидами является необходимость владения коррекционными принципамиобучения, знание особенностей перестройки взаимоотношений анализаторов, а такжезнакомство с психолого-педагогическими моделями обучающихся.
Втакой образовательной системе использование электронных средств учебногоназначения выступает в качестве одного из средств специальных образовательных иреабилитационных технологий, представляющих собой особую совокупностьорганизационных структур и мероприятий, системных средств и методов,оптимальным образом обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программв объеме и качестве, предусмотренными государственными образовательнымистандартами, создание системы мер, направленных на устранение или возможноболее полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушениемздоровья со стойким расстройством функций организма. Реабилитационная иобразовательная деятельность проводится с учетом действующих в образовательнойсреде ограничений по срокам обучения, состоянию материально-технической базы,квалификации персонала, интеллектуального, образовательного и реабилитационногопотенциала обучаемых лиц и их специальных образовательных потребностей.
Процессобучения лиц с ограничениями по здоровью имеет следующие особенности, которыемогут быть частично решены в рамках создания и использования электронныхсредств учебного назначения:
— возможная нерегулярность посещения учебных занятий, связанная с ограничениемпередвижения;
— сокращение количества часов учебной нагрузки;
— щадящий режим обучения;
— ограничение возможности развития творческих способностей;
— ограничение информационных и иллюстративных возможностей преподавателей вучебном процессе.[6]

Заключение
 
Сразвитием цивилизации становится все более очевидным, что люди с физическимиограничениями, не имеющие возможности самостоятельно обучаться и переучиваться,вытесняются за грань условий жизни, достойных человека. И если прежде причинысоциального неравенства связывали с происхождением и наличием гражданских прав,собственностью и доходами, положением в социальной структуре общества, сегодняфактором расслоения становится уровень информационной культуры. А это означает,что уже в самое ближайшее время судьба каждого конкретного человека будетзависеть от того, насколько он способен своевременно находить, получать,адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.
Информированностьдля человека, в силу различных заболеваний ограниченного в свободе передвиженияи коммуникации, означает социальную реабилитированность и интеграцию,полноценные образование и профессиональную деятельность, активное участие вжизни общества. В современных условиях этому способствуют информационныетехнологии.
Ксожалению, в настоящее время государство не имеет достаточных возможностей дляобеспечения этих групп населения столь необходимым им доступом к информационнымтехнологиям. Однако к этому надо стремиться, принимая соответствующие законы иразрабатывая программы по их успешной реализации.

Списоклитературы
 
1. Демкин В.П., Можаева Г.В.,Тубалова И.В. Особенности использования новых информационных технологий дляобучения детей-инвалидов по зрению. Томск: Томский государственный университет,2002
2. Наберушкина Э.К., Ярская-СмирноваЕ.Р. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. СПб: Питер, 2005
3. Холостова Е.И. Социальная работа синвалидами. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007
4. Информационный бизнес-порталhttp://market-pages.ru/infteh/12.html
5. Кибер-порталhttp://allteam.my1.ru/forum/6-20-1
6. ru.wikipedia.org/wiki/Информационные_технологии