Применение метода проектов в начальной школе

Муниципальное общеобразовательное учреждениеГимназия №4
Применение метода проектов во внеурочнойдеятельности начальной школе
Усынина Елена Витальевна
учитель начальных классов
г.Сургут,

Аннотация
В статье представленопыт работы с обучающимися начальной школы по методу учебных проектов.
Ключевые слова:проектная деятельность, основополагающий вопрос, источники информации.

«Хотя чужоезнание может нас кое-чему научить,
мудр бываешьлишь собственной мудростью.»
М.Монтень
Наверное, каждыйпедагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослойжизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться,ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланироватьпути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужныеметоды и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. Данный путь многиеосвоили «методом проб и ошибок», набив при этом немало шишек. Поэтому задачашколы заключается в том, чтобы научить детей действовать другими, наиболееэффективными способами. Но как это сделать? Ведь учитель действует в строгоограниченных рамках классно-урочной формы обучения. Я для себя нашла выход. Оннелёгок, но эффективен. Это применение метода проектов как в учебной, так и вовнеучебной деятельности. Что же мы подразумеваем под данным методом? Методпроектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решитьту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихсяи обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способорганизации процесса познания. Данный метод считаю универсальным средством развитиячеловека. Он способствует реализации принципа связи обучения с жизнью, решаетмногие педагогические задачи. О методе проектов написано много книг и статей.Для меня настольной книгой является методическое пособие «Проектнаядеятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В.,Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г. Начиная работу в данном направлении,главное — заинтересовать обучающихся и их родителей предстоящей работой. Дляродителей моих учеников я подготовила и провела родительское собрание. А своих первоклашек,заинтересовать было несложно. На уроке изобразительного искусства при изучениитемы «Семь цветов радуги» я спросила ребят о том, кто же раскрасил радугу? Этотвопрос впоследствии и стал основополагающим. Гипотезы были разнообразными: Богна небе, художник, природа постаралась и т.п. Дети начали спорить между собой,и чтобы прекратить этот спор, я предложила ребятам отстоять свою точку зрения,представив какие-либо доказательства. Ребята согласились, а я в свою очередьпоинтересовалась тем, где же они собираются эти доказательства искать? Детиначали предлагать свои варианты: книги, журналы, Интернет, компьютерные диски сэнциклопедиями, телевидение. Так мы познакомились с разнообразными источникамиинформации. Далее я предложила ребятам пройти в школьную библиотеку и найти тамнужную нам информацию. Ребята начали брать все книги подряд и листать их отначала до конца, но найти ничего не смогли. На лицах детей легко можно былопрочесть разочарование, ведь спор так и остался неразрешённым. Придя в класс,мы начали анализировать ситуацию: почему у нас ничего не получилось? И поняли,что для того, чтобы найти ответ на какой — либо вопрос, необходимо научитьсяориентироваться в большом объёме информации (в данном случае уметь выбратьнужную книгу по названию и иллюстрациям). Выбрав эти книги, я предложила детям найтиответ на наш главный вопрос. Ребята начали читать, начиная с первой страницывсё подряд и поняли, что при их низкой технике чтения потребуется слишком многовремени, чтобы найти нужную информацию. На этом этапе я «убила сразу двухзайцев». Ребята поняли, что нужно повышать свою технику чтения, а для этогонеобходимо много читать. А так же нужно научиться ориентироваться в книге, т.е.уметь пользоваться оглавлением, находить нужную страницу. В этом нам помогплан, который дан в тетради:
Шаг 1:Откройкнигу и найди раздел «Содержание», (Оглавление).
Шаг 2:Вэтом разделе прочитай название всех тем и постарайся найти ту, которая созвучнатеме проекта.
Шаг 3:Еслитакая тема найдена, то справа ты увидишь номер странички. Открой книгу на этойстранице.
Выполнив все необходимыедействия, ребята обрадовались. Но, как оказалось, рано. Найдя нужную страницу,они столкнулись с тем, что объём материала по данной теме очень велик. А имнужно найти короткий ответ на вопрос. Оказывается, нужно уметь выбирать главную(значимую) информацию и делать всё это лучше не одному, а сообща. Так мыразбились на группы и продолжили работу. Но тут поднялся шум, начались спорымежду ребятами в группах. Это подтолкнуло нас к тому, что нужно разработатьправила работы в группе. И ребята их вывели сами. Вот эти правила:
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
1.Работай в группедружно, помни — вы одна команда.
2.Принимай активноеучастие в работе, не стой в стороне.
3.Не бойся высказыватьсвоё мнение.
4.Работай тихо, нестарайся всех перекричать. Уважай  мнение других участников группы.
5.Думай сам, а нерассчитывай на других.
6. Отвечайу доски громко, чётко, кратко.
7. Вслучае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, чтокаждый человек имеет право на ошибку.
8. Есливы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, топримените считалочку или жребий.
 Соблюдение данныхправил позволило сделать работу в группах более слаженной и эффективной. Работанад проектом продолжилась. На последующих занятиях ребята узнали о том, какправильно оформить найденную информацию, распределив её по разделам. А разделыбыли следующими:
·  толкованиепонятия;
·  историческиесведения об объекте (гипотезы древних людей);
·  научныефакты об объекте;
·  стихи,загадки, приметы, пословицы, иллюстрации и т.д.;
·  дополнительныеинтересные сведения.
Позже я рассказаласвоим ученикам, в какой форме можно представить свои наработки, т.е. произошлознакомство с формами презентации проектов. Кроме этого нужно уметь грамотнозащитить продукт своей деятельности так, чтобы убедить одноклассников в том,что твоя точка зрения единственно правильная. Здесь нам помог план выступления:
1.  Названиепроекта.
2.  Проблемныйвопрос (конечная цель).
3.  Актуальностьтемы (почему выбрал эту тему).
4.  Какты добивался поставленной цели? (проводил опыты, эксперименты, собиралинформацию, проводил опрос, анкетирование и т. д.)
5.К какому результату ты пришёл? Какие выводы сделал?
6.Как оформил презентацию своего проекта? (газета, книжка-раскладушка, альбом ит. д.)
После выступлениякаждой группы необходимо было дать оценку проделанной работе. Учитывая то, что впервом классе безотметочная система оценивания, мы вместе с ребятамиразработали свою оценочную шкалу. Она выглядит следующим образом:
очень понравилось
 
было иногда интересно
не понравилось   />
методпроект начальная школа
Оценивание проходилоследующим образом. У каждого ученика имелись три оценочные карточки, при помощикоторых он показывал, какую оценку выставил. После поднятия карточки нужно былоаргументировать свою оценку. В этом ребятам помогал план:
·  Понравилсяли тебе доклад? Чем?
·  Насколькопонятным, убедительным и последовательным был ответ?
·  Достигнутали цель проекта?
·  Какоформлена работа: аккуратно, интересно, красочно…?
Ученикинастолько были увлечены работой над информационным проектом «Радуга – дуга»,что после презентации данного проекта, им хотелось продолжения. И я предложилавыполнить исследовательский проект «Живая и неживая природа». При работе над этимпроектом ученики узнали о том, как выполнять опыты и наблюдения, как оформлять«Дневник наблюдений». Эта работа захватила их ещё больше.
Такв нашем классе появился элективный курс «Школа Почемучек». Позднее мы создалигерб и гимн, которым мы начинали наши занятия. Часто к нам в гости захаживала Баба– Яга, которая старалась помешать в достижении наших целей. В общем, работа шлаполным ходом! После проведённого анкетирования я узнала, что больше всегоребятам нравится работать в группе и выступать перед зрителями.
Анализируяпроведённую работу, хочу отметить, что занятия проектной деятельностью помоглидостичь следующих результатов:
·  возроспознавательный интерес обучающихся;
·  повысиласьмотивация к учебной деятельности;
·  появилсяинтерес к освоению компьютера;
·  совместнаядеятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;
·  повысиласьактивность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняязастенчивость;
·  ребятастали более самостоятельными и коммуникабельными.
Работая над проектами сдетьми младшего школьного возраста, я столкнулась и с орделёнными трудностями.
·  умладших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большимиобъёмами информации;
·   ребятас трудом могут выбрать главную, значимую информацию;
·  невсегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходитсяприбегать к помощи учителя и родителей).
Но все эти трудностиничто по сравнению с приобретёнными в процессе проектной деятельности умениямии навыками. Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет моимученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более,что приразработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетомначального общего образования становится деятельностно-ориентированноеобучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных уменийи навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежныхи российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектнойдеятельности.Так что выход есть! Он непрост, но эффективен и интересен, как дляучителя, так и для учеников.

 
Литература
 
1. Методическоепособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В.,Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г.
2. Информационныересурсы Интернет: http//doob-054.narod.ru/project.html