Применение психодиагностики в оценке служащих органов внутренних дел России

ВВЕДЕНИЕ
В современном российском(да и не только в российском) обществе можно выделить тенденции к установлениюнового характера отношений и деятельности, при этом все более выражаетсястремление людей к самовыражению, к поиску именно той сферы, где бы они могли максимальнореализовать свой внутренний потенциал. Поэтому не удивительно, что в наше времяпсиходиагностике уделяется все большее и большее внимание.
Методики выявленияособенностей личных качеств человека, его интересов, способностей восприниматьи обрабатывать информацию в настоящее время используются повсеместно: на фирмах,предприятиях, в образовательных учреждениях и, конечно же, в органах внутреннихдел. Составление психологического портрета сотрудников, оценка отношений внутриколлектива, способствует получению подробной информации как о конкретномчеловеке, так и о «климате» в определенной группе. Подобная диагностика позволяетне только выявлять существующие проблемы, но и быстро находить способы ихрешения; дает информацию о скрытых возможностях людей, помогает найти человекуименно то дело, которым он будет заниматься с наибольшей производительностью.
Я решила написать этотреферат потому, что данная тема не пользуется популярностью в юридическихуниверситетах, хотя и является очень важной. Психодиагностика – один из этаповпри поступлении в Тульский филиал Московского университета МВД России. Этапдостаточно сложный и загадочный. О чем расскажут ответы на предложенные тесты?Какие методики используются при проведении психодиагностики? И, самое главное,как подсчитываются результаты и о каких чертах характера расскажут рисунки,которые когда-то нарисовали абитуриенты? Именно на эти вопросы я и хочуответить, работая над этим рефератом.
Особенность моей работызаключается в том, что процедура психодиагностирования не закреплена внормативных актах. Лишь в Федеральном Законе «О системе государственной службыроссийской Федерации» сказано, что при приеме сотрудников на службу должныучитываться результаты психологического обследования.
При работе над рефератомя собираюсь использовать книги по психологии и тестированию; на основеприменяемых методик сделать вывод о том, какие качества важны для человека,решившего посвятить свою жизнь службе в органах внутренних дел.

1. ПСИХОДИАГНОСТИКА:ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, МЕТОДЫ
В научной литературепонятие психодиагностика было введено в 1924 году швейцарским психологомГерманом Роршахом. В настоящее время существует несколько наиболее частоупотребляемых определений. Вот некоторые из них:
·        Психодиагностика– это совокупность тестов, позволяющих «инструментально» оценить психикучеловека.
·        Психодиагностика– это наука, занимающаяся проблемами разработки и постановки психологическогодиагноза.
·        Психодиагностика– это особая форма мышления специалиста, идущего от известных закономерностей киндивидуальным особенностям личности[1].
В психодиагностическихпроцедурах каждый из изучаемых параметров должен быть теоретически обоснован,практически значим, адекватен изучаемой деятельности. Психодиагностическиепроцедуры должны иметь измерительно-исследовательскую направленность наполучение количественных и качественных характеристик. Выделяют три основныхметода в реализации психодиагностики:
1.    Объективныйподход (оценка успешности реальной или моделируемой деятельности).
2.    Субъективныйподход (на основании сведений, сообщаемых обследуемым о себе, самоотчет,самоанализ).
3.    Проективныйподход (на основании анализа поведения или деятельности в неопределеннойситуации).
Психолог, проводядиагностическое обследование клиента, должен иметь в виду, что необходимоопределить цель диагностирования, выбрать наиболее эффективный диагностическийинструментарий, получить данные и провести отбор особенно важных материалов,создать психологический портрет, установить психологический диагноз, составитьпрогноз развития ситуации.
При проведениипсиходиагностической работы психолог сам выбирает методики диагностическойтехнологии, но он должен соблюдать определенные этические нормы, такие как:
·        Защита интересовклиента: соблюдение принципа добровольности при обследовании; сообщениеобследуемому целей изучения; информирование его о том, кто будет ознакомлен сполученными данными.
·        Ознакомлениеобследуемых с результатами исследования с предоставлением им возможностикорректировки этих результатов.
·        Профессиональнаякомпетентность психолога в диагностической работе: знание теоретических основпсиходиагностики; ведение картотеки используемых методов, в том числе нормативов,встречающихся в литературе; сохранение конфиденциальности психодиагностическихметодик; сохранение в тайне результатов психодиагностического исследования.
Важной предпосылкойспешной психодиагностической работы является правильное выделение предметной областиизучения. Она определяется следующим: представлениями об объекте изучения, вкачестве которого могут выступать как человек, так и процессы, взаимосвязи иявления; полнотой учета задач и потребностей практики; знанием предметныхобластей психологической науки; степенью овладения теорией и практикойприменения психодиагностических процедур.
Расширение этой областиобеспечивается внедрением в практику деятельности психолога эффективногодиагностического инструментария, правильным взаимодействием и взаимоотношениямидолжностных лиц с персоналом. Такой подход позволяет сформировать системноевидение изучаемого объекта и выделить в нем многоуровневый взаимосвязанныйхарактер реальных процессов и явлений.
Психофизиологическийуровень.Определяется необходимостью учета психофизических особенностей клиентов истепени соответствия этих особенностей требованиям конкретной профессиональнойдеятельности. Особенности условий труда, в которых выполняются функции, поройпредъявляют трудно компенсируемые требования к необходимым качествамспециалиста. В их основе лежат свойства нервной системы: сила, динамичность,подвижность. Так, определенные показатели устойчивости, переключаемостивнимания, скорости протекания мыслительных процессов, объема памяти и т.д.могут явиться противопоказаниями для занятия каким-либо видом профессиональнойдеятельности.
Психологическийуровень. Определяетсязакономерностями познавательной, эмоциональной и волевой сфер человека, которыепроявляются в его деятельности и поведении. Их диагностика позволяет достоверноопределить цели, мотивы, потребности, интересы, склонности, способности, чертыхарактера конкретного человека.
Социально-психологическийуровень. Определяетсязакономерностями явлений психики, обусловленными включением человека в различныесоциальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации исоциализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость ит.д.), а также психологическими характеристиками реальной социальной среды(межличностные отношения, традиции, конкурентность, сплоченность,психологический климат, общественное мнение, групповое настроение и т.д.).
Следует иметь в виду, чтонекоторые показатели нельзя безоговорочно отнести к только одному из уровней.Допустим, устойчивость внимания может характеризовать наличие этого феномена нетолько на уровне индивидуальных состояний, но и на уровне свойств психикиклиента. Поэтому многие из явлений, изучаемых психологом, могут быть какиндивидуальными, так и групповыми.
Изучение психическихявлений осуществляется с помощью различных психологических методовисследования: наблюдений, опросов, тестирования, экспериментов и другихизвестных способов познания.
Практика психодиагностикипоказывает, что для успешного психологического тестирования важно избратьнаиболее эффективный исследовательский инструментарий. В психологии существуетнесколько классификаций методов психологического исследования. В качествепримера рассмотрим классификацию Б.Г. Ананьева[2].
Методы делятся на:организационные, эмпирические, обработки экспериментальных данных,интерпретации данных.
Организационные методы(определяютстратегию на всех этапах исследования):
1.      Сравнительный.Наиболее характерной его чертой является сравнение различий в пределах одного(или близкого) возраста.
2.      Лонгитюдный.Исследуются различия по определенному признаку в пределах значительного отрезкавремени (не меньше одного года).
3.      Комплексный.Ориентирован на создание разноуровневой концепции, требует установлениявзаимосвязей между факторам исследования координационных связей. Даетвозможность прогнозирования развития ситуации.
Эмпирические методы:
1.      Обсервационные.Методы наблюдения и самонаблюдения.
2.      Экспериментальные.Лабораторный, полевой, естественный, психолого-педагогический (обучающий).
3.      Праксиметрические(приемы анализа деятельности и ее продуктов): составление профессиограммы,циклография (анализ деятельных циклов – последовательностей операций), оценкарезультатов деятельности.
4.      Психодиагностические.Стандартизованные тесты, анкеты, интервью, беседа.
5.      Методымоделирования: математическое моделирование, кибернетическое моделирование.
6.      Биографический(анализ факторов и событий жизненного пути).
Методы обработкиэкспериментальных данных:
1.      Количественныеметоды (статистическая обработка данных).
2.      Качественныеметоды (дифференцирование и обобщение материала по качественным параметрам).
Методы интерпретацииданных:
1.      Генетический путь– определение закономерностей изменения параметров.
2.      Структурный путь– построение типологий (построение профилей и изучение взаимоотношений междуфакторами).
При психодиагностическойработе психологу важно обеспечить условия, позволяющие ему достичь намеченныхцелей. Здесь не обойтись без тесного контакта с клиентом. В круг задачпсихолога входит также обеспечение неукоснительного соблюдения инструкцийпроведения исследования. Он обязан строго соблюдать конфиденциальностьпсиходиагностической информации, своевременно предупреждать испытуемого о том,в каких целях она будет использоваться. Психолог должен надежно хранить профессиональнуютайну, т.е. не передавать лицам, не уполномоченным вести диагностику,инструктивных материалов, не раскрывать секретов методик, обусловливающих ихпригодность. При интерпретации результатов его задача – рассматривать наряду снаиболее вероятной и противоположную гипотезу, соблюдая при этом принцип,аналогичный «презумпции невиновности», используемой в юридической практике.Дело профессиональной чести психолога препятствовать попыткам некорректного инеэтичного применения психодиагностики[3].

2. ПРИМЕНЕНИЕПСИХОДИАГНОСТИКИ В ОЦЕНКЕ СЛУЖАЩИХ ОВД РОССИИ
Итак, мы выяснили, чтопсиходиагностика – это совокупность приемов, позволяющих оценить психикучеловека. Она позволяет выявить личные качества человека, его психологическоесостояние в определенном промежутке времени, а также предрасположенность копределенному роду деятельности. Поэтому не удивительно, что психодиагностикаприменяется и в системе органов внутренних дел.
Рассмотрим некоторыеметодики, которые применяются или могут применяться для психодиагностикикурсантов.
Методика«Несуществующее животное»[4]
Данная методикаиспользовалась для диагностики абитуриентов в 2007 году. Для работы нужен листбумаги, простой мягкий карандаш и резинка. Задание довольно простое: придуматьи нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. Какоказалось, такой рисунок может рассказать о многих личных качествахиспытуемого. Рассмотрим некоторые показатели и их интерпретацию.
Положение рисунка налисте. В нормерисунок расположен по средней линии листа. Положение рисунка ближе к верхнемукраю листа (чем больше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка,недовольство собственным положением в социуме и недостаточность признания состороны окружающих. Положение рисунка в нижней части – обратные показатели:неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, отсутствие тенденции ксамоутверждению.
Центральная частьфигуры (голова илизаменяющие ее детали). Голова, повернутая вправо, означает то, что человекактивно переходит к реализации своих планов. Голова, повернутая влево, — тенденция к размышлениям. Испытуемый – «не человек действия», лишьнезначительная часть замыслов реализуется. Положение в фас говорит о том, чточеловек эгоцентричен.
Глаза – символ присущегочеловеку страха; уши – заинтересованность в информации, значимость мненияокружающих для себя; рога – защита, агрессия; перья – тенденция к самоукрашениюили к демонстративности; грива, шерсть, подобие прически – чувственность,подчеркивание своего пола, иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая часть фигуры (опорная – ноги, лапы, постаменты).Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размеру всейфигуры и по форме – основательность, обдуманность, рациональность принятиярешений. В противном случае – поверхностность и неосновательность принятиясуждений, легкомысленность. Необходимо также обратить внимание на характерсоединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо илине соединены совсем. Это характер контроля за своими выводами, рассуждениями,решениями.
Части, возвышающиесянад уровнем фигуры, могутбыть функциональные или украшающие. Первые (крылья, щупальца, перья) – этоэнергия, охват разных областей человеческой действительности, уверенность всебе, любознательность, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своейдеятельностью и т.д. – в зависимости от значения символа. Вторые (кудри, цветы,завитушки) – демонстративность, склонность к обращению на себя внимания.
Хвосты – отношение ксобственным действиям, поступкам, решениям. Повернут ли хвост вправо (+) иливлево (-), судят об окраске этого отношения, которая выражена в направлениихвоста. Вверх – уверенно, положительно, бодро.
Название может выражать рациональноесоединение смысловых частей («летающий заяц»). Другие варианты словообразованияс книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием. Первое –рациональность, направленная установка на определенную ориентацию. Второе –демонстративность разума, эрудиции. Встречаются названия поверхностно-звуковыебез всякого осмысления, знаменующие легкомыслие.
Оценка коммуникативныхи организаторских способностей в процессе первичной профконсультации[5]
Для проведенияисследования необходимо подготовить вопросник КОС и лист для ответов.Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемымраздаются бланки и зачитывают инструкцию: «Вам нужно ответить на всепредложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение. Имейте в виду, чтовопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимыхподробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь наддеталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро.Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Намважен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов». Некоторыевопросы КОС:
·    Есть ли у Васстремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
·    Трудно ли Вывключаетесь в новую компанию?
·    Часто ли врешении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
·    Принимаете ли Выучастие в общественной работе?
·    Верно ли, что Выредко стремитесь к доказательству своей правоты? И так далее.
После по определеннойсистеме подсчитывается результат и испытуемого относят к одной из пяти групп:
1. Низкий уровень проявления коммуникативных иорганизаторских склонностей.
2. Уровень проявления коммуникативных и организаторскихсклонностей ниже среднего. Такие люди не стремятся к общению, чувствуют себяскованно в коллективе, не отстаивают свое мнение, во многих делах стараютсяизбегать принятия самостоятельного решения.
3. Средний уровень проявления коммуникативных иорганизаторских склонностей. Такие люди стремятся к контактам с другими,отстаивают свое мнение, но потенциал их склонностей не отличается высокойустойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей планомернойвоспитательной работе по формированию и развитию и организаторских склонностей.
4. Высокий уровень проявления коммуникативных иорганизаторских склонностей. Люди с таким уровнем не теряются в новойобстановке, занимаются общественной деятельностью, способны самостоятельнопринять трудное решение. Все это они делают не по принуждению, а согласновнутренним убеждениям.
5. Очень высокий уровень проявления коммуникативных иорганизаторских склонностей. Такие люди испытывают потребность в деятельности,инициативны, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принятодругими, любят организовывать всякие игры, мероприятия. Они сами ищут такиедела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторскойдеятельности.
Опросник для проверкипамяти «Память на числа»[6]
Методика предназначена дляоценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Заданиезаключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблицас 12 двузначными числами, которые нужно запомнить, а потом в течение однойминуты записать на бланк. Используется как для группового, так и дляиндивидуального обследования.
Оценка производится поколичеству воспроизведенных чисел в соответствии с приведенной таблицей. Нормавзрослого человека – 7 и выше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подводя итоги,можно сказать, что психодиагностика играет огромную роль в оценке как обычныхлюдей, так и служащих органов внутренних дел Российской Федерации.Психодиагностика может рассказать о многих личных качествах испытуемого,оценить его память, склонность к общению в коллективе, исследоватьпознавательные интересы и т.д.
В современной наукесуществует огромное количество различных методик, позволяющих исследоватьразличные стороны характера человека и одна из основных задач психолога,проводящего обследование – отобрать несколько из них, которые в совокупностидадут объективную характеристику различных качеств человека.
Работа практическогопсихолога находится вне нашего внимания и поэтому лишь немногие понимают,насколько она значима и трудна. Психологу следует хорошо представлятьособенности объекта, время и условия работы. Все это поможет лучше организоватьпроводимые мероприятия, соотнести их с реальными задачами. Не следует допускатьпоспешности в проведении диагностических мероприятий, в формулировании выводови рекомендаций. Методики, которыми психолог не овладел в достаточной мере,использовать нецелесообразно. Не стоит забывать, что основной принцип работыпсихолога можно выразить двумя словами: «Не навреди!».
Как мы видим, значениепсиходиагностики и действительно очень высоко, поэтому хочется надеяться, чтоподобная практика в современном обществе будет не только распространяться, но ипостоянно совершенствоваться, что в конечном итоге должно привести кмаксимальной реализации человеком своего потенциала и скрытых возможностей.

ЛИТЕРАТУРА
1.    Федеральный Закон «О системегосударственной службы Российской Федерации» // № 58-ФЗ 27.05.2003 г.
2.    Агеев В.С., Базаров Т.Ю., СкворцовВ.В. Методика составления социально-психологической характеристики дляаттестации кадров. – М., 1996.
3.    Ананьев Б.Г. Человек как предметпознания. – М., 1993.
4.    Личность воина: методикипсихологического и психофизиологического обследования / Под ред. Л.Н.Кузнецова. – М., 1990.
5.    Рабочая книга психолога: Технологияэффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающихс персоналом). – М., 1996.
6.    Рогов Е.И. Настольная книга практическогопсихолога в образовании. – М., 1995.