Применение различных художественных техник на творческих занятиях с дошкольниками

Содержание
 
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснованиеприменения различных художественных техник на творческих занятиях сдошкольниками
1.1  Психолого-педагогическаяхарактеристика старшего дошкольного возраста
1.2 Психолого-педагогическиеаспекты применения различных художественных техник в старшей дошкольной группе
Глава 2. Экспериментально-педагогическоеисследование применения различных художественных техник на занятиях поизобразительному искусству
Заключение
Литература
 

Введение
Дошкольный возрастребенка – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основыэстетического, творческого отношения к действительности. Этот период являетсяпервой ступенью в системе непрерывного художественного образования, целькоторого – наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка. Современныедостижения теории и практики в области художественного образования отражаютразличные направления развития у дошкольников эстетического восприятиядействительности.
В ряде последних научныхисследований И.Я. Базик, С.Ю. Бологовой, Л.А. Венгер, Р. Гибсон, Н.В. Гросул идр. рассматривается необходимость обновления содержания художественногообразования дошкольников, совершенствования технологий обучения, эстетическоговоспитания и развития продуктивных видов творческой деятельности детей.
Вопросам активизациитворческого процесса и формирования у дошкольников практических умений по изобразительнойдеятельности уделено много внимания в работах ведущих психологов и педагогов: Б.Г. Ананьева,И.А. Джидорьяна, М.И. Лисиной, В.А. Сухомлинского, Н.П. Сакулиной, Т.С.Комаровой, Т.Г. Казаковой, И.А. Гусаковой, Н.А. Ветлугиной, Н.Н.Поддъякова, Л.С. Выготского, Н.Б. Халезовой, Г.Г. Григорьевой, Е.А.Флериной, З.А. Богатеевой, В.Н. Аванесовой, Л.И. Божович, П.А. Венгера,Д.Б. Эльконина и др. исследователей. Но в последние годы в практике работымногих воспитателей и педагогов появляется все больше новых художественныхтехник в работе с детьми, новых нетрадиционных методов творческой деятельности,требующих пристального внимания и педагогического обоснования, и определения ихместа в общей системе эстетического образования дошкольников. Этим иобусловлена актуальность нашей работы.
Объектом нашегоисследования является процесс применения различных художественных техник натворческих занятиях с дошкольниками.
Предмет исследования – формированиеу дошкольников художественных умений при помощи различных техник.
Цель исследования –педагогическое обоснование применения различных художественных техник натворческих занятиях с дошкольниками.
Гипотеза исследования:применение различных художественных техник при работе с дошкольниками возможнои необходимо только тогда, когда педагог целенаправленно включает детей в различныепродуктивные виды художественной деятельности; детское творчество реализуетсячерез активную игровую деятельность; практические занятия способствуют развитиюхудожественного восприятия действительности; в процессе творческой деятельностиу дошкольников развивается эстетическое отношение к действительности; достигаетсяценностно-смысловое понимание результатов творческой деятельности и развиваетсяустойчивая учебная мотивация.
Объект, предмет, цели игипотеза исследования определяют следующие задачи:
— рассмотретьпсихолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста;
— выявить возможностиприменения различных видов художественной деятельности на данном этапе детскогоразвития;
— провестиопытно-экспериментальное исследование по применению различных художественныхтехник на творческих занятиях с детьми;
— определитьрезультативность опытно-экспериментальной работы по формированию у старшихдошкольников умений художественного характера.
Методологической основойисследования являются теории и концепции художественного образования иэстетического воспитания дошкольников, системный подход к изучениюпедагогических процессов. Исследование базируется на основных положениях осущности целостного педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский,В.П. Беспалько, Б.В. Давыдов, В.В. Краевский), а также на теоретическихосновах эстетического воспитания дошкольников (З.А. Богатеева, Н.А. Ветлугина,И.А. Русакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина).
Практическая значимостьисследования состоит в том, что его результаты могут быть направлены насовершенствование педагогической деятельности по художественному образованию иэстетическому воспитанию старших дошкольников, в определении диагностическихметодов исследования сформированности практических умений в изобразительнойдеятельности.

Глава1. Теоретическое обоснование применения различных
художественныхтехник на творческих занятиях с дошкольниками
 
1.1Психолого-педагогическая характеристика старшего
дошкольноговозраста
Учетвозрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясьна него, педагоги регламентируют нагрузку, устанавливают обоснованные объемызанятости различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный дляразвития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязываютправильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебногоматериала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методовучебно-воспитательной деятельности.[1]
Старшийдошкольный возраст обладает своими психологическими и педагогическимиособенностями, на основании которых педагог должен строить свою работу с такимидетьми.
Дошкольныйвозраст является существенным этапом в развитии целенаправленного поведения ипознавательной деятельности. Происходящие в этот период измененияструктурно-функциональной организации мозга определяют готовность ребенка кшколе, обусловливают возможность и успешность учебной деятельности.
В период от 3до 5-6 лет наблюдается специализация нейронов, их типизация в проекционных иассоциативных областях коры. Самым существенным моментом структурногосозревания коры больших полушарий к 5-6 годам является усложнение системысвязей по горизонтали как между нейронами близко расположенных ансамблей, так имежду разными областями коры. Одновременно значительные изменении претерпеваюти межполушарные связи: к 6-7 годам формируется мозолистое тело, соединяющее обаполушария. Таким образом, морфологические преобразования создают реальныепредпосылки для формирования интегративных процессов в деятельности ЦНС.[2]
Формирующиесяс возрастом нейронные сети создают все предпосылки для реализации интегративнойдеятельности мозга как основы целенаправленного поведения и познавательныхпроцессов.
В 3-4 годаеще сохраняется тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательныхдействий. Практические манипуляции с объектом (схватывание, ощупывание),присущие младенческому возрасту, являются необходимым фактором зрительногоопознания. К концу дошкольного возраста зрительное и осязательное обследованиепредмета становится более организованным и систематичным. Выделяемые признаки соотносятсямежду собой и целостным представлением объекта, что способствует формированиюдифференцированного и более адекватного сенсорного образа. К 5-6 годамповышается успешность обнаружения различных модификаций объекта. Припредъявлении в качестве изменяющихся стимулов рисунков людей и предметовобнаружено, что количество незамеченных изменений в 5-6 лет по сравнению с 3-4-летнимидетьми уменьшается вдвое в ответ на лица и более чем в три раза – припредъявлении предметов.
К 6-7 годампроисходят существенные изменения в системной организации зрительноговосприятия, отражающие прогрессивное созревание нейронного аппарата корыбольших полушарий и возрастающую специализацию корковых зон.
В 6 летопознание основано на выделении сложного признака, оно требует большего времении зависит от количества различаемых на его основе изображений. В ходетренировки это время сокращается и перестает зависеть от количества стимулов внаборе. Механизмы такого опознания связываются с вырабатываемыми в опытевнутренними эталонами. Это свидетельствует о значительно возрастающих в течениедошкольного возраста возможностях ознакомления ребенка с внешним миром, опереходе механизмов, лежащих в основе информационных процессов, на качественноиной уровень.
В дошкольном возрасте развиваются элементы трудовой иучебной деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручениявзрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Очень важновзрослым именно в этот период поощрять труд ребенка. При этом нельзя критиковатьсделанную работу. Важно не то, как ребенок ее сделал, а то, насколько ему этонравилось делать. Если родители в дальнейшем будут поощрением подкреплятьжелание работать, то в дальнейшем это закрепиться и ребенок с удовольствиембудет выполнять любую работу. Важно при этом оценивать труд ребенка, говоря,что это у тебя получилось хорошо, а вот здесь не очень, но в следующий разобязательно получится. Элементы учебной деятельности проявляются в уменииребенка слышать и слушать взрослого, следовать его советам, действовать пообразцу и по правилу, в осознании способов выполнения действий.
Развиваются вдошкольном возрасте и основные психические процессы: воображение, внимание,память, мышление.
Развитиедетского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когдаребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими ииспользовать одни предметы в роли других.
В играх детей дошкольноговозраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображениеполучает дальнейшее развитие.
В старшем дошкольномвозрасте (5-6 лет), когда появляется производительность в запоминании,воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое.Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается впроцесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный,целенаправленный характер.
Творческое воображениедетей проявляется в сюжетно-ролевых играх и художественной деятельности.
К концу дошкольногопериода детства воображение у детей представлено в двух основных формах:[3]
1) Произвольное,самостоятельное порождение ребёнком какой-либо идеи;
2) Возникновениевоображаемого плана её реализации.
Воображение удошкольников выполняет несколько функций:
1)Познавательно-интеллектуальную,
2) Аффективно-защитную.
Познавательная функцияпозволяет ребёнкулучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.
Аффективно-защитнаяфункциявоображенияобеспечивает защиту ранимой души ребёнка от чрезмерных переживаний и травм.
К 6 годам возрастаетцеленаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находитвыражение в увеличении продолжительности игры на одну тему.
Следует отметить, что впериод своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо отигровых действий с материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли.А детей 6 -7 лет уже нет столь тесной зависимости от игрового материала, ивоображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи назамещаемые. Образам воображения в этом возрасте присуще яркость, наглядность,подвижность.
Старший дошкольныйвозраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения.Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначаларепродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), азатем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа).
Значение воображения впсихическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающегомира, развитию личности ребёнка.
Помимо воображения удетей в старшем школьном возрасте активно развивается память. Большую роль вразвитии памяти у ребёнка 5 – 6 лет играют слуховые и зрительные впечатления.Постепенно памяти становится все более сложной.
Память ребёнкадошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов. Вэтих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группепредметов (животным, птицам, домам, деревьям, цветам, и.т.д.), а также инесущественные признаки, частные детали.
Для детской памятихарактерно и совершенно противоположное свойство – это исключительнаяфотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение илисказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклоняется отпервоначального текста, то ребёнок тотчас же его поправит, напомнит пропущеннуюдеталь.
В дошкольном возрастеначинают формироваться другие особенности памяти. Запоминание в этом возрастеносит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботиться о том, чтобывсе, что воспринимает, легко и точно припомнить впоследствии).
Но уже в возрасте 5-6 летначинает формироваться произвольная память[4].
Следует также отметить,что в возрасте 5-7 лет преобладает наглядно-образная память. Но на протяжениивсего этого периода возникает и развивается память словесно-логическая, привоспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов.
Развивается у детей ивнимание. Характернойособенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оновызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным вниманиеостаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам:предметам, событиям, людям.
Внимание в дошкольномвозрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели.Следовательно, оно является непроизвольным.
Появлению и развитиюпроизвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия иактивное владение речью. Чтобы совершенствовать способность дошкольника ксаморегуляции своей познавательной активности, необходимо:
1) развивать егопознавательные способности (мышление, восприятие, память, воображение),
2) тренироватьспособности к сосредоточению сознания (переключаться с одного предмета надругой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать его объём.[5]
В 5-6-летнем возрасте,когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения,развивается произвольное внимание. Чтобы дошкольник учился произвольноуправлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Еслиребёнок будет чаще называть вслух то, что он должен держать в сфере своеговнимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времениудерживать своё внимание на тех или иных предметах и на их деталях и свойствах.
В основном, дети данноговозраста способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10-15 минут, не отвлекаясь на посторонние объекты. Устойчивость внимания зависит и отиндивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
Мышление – это процесспознания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа,синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:
1) наглядно-действенное(познание с помощью манипулирования предметами),
2) наглядно-образное(познание с помощью представлений предметов, явлений),
3) словесно-логическое(познание с помощью понятий, слов, рассуждений).[6]
Наглядно-действенноемышление интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет: он постигает свойствапредметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними. Наосновании наглядно-действенного мышления формируется более сложная формамышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже можетрешать задачи на основе представлений, без применения практических действий.
К 6-7 годам начинаетсяболее интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано сиспользованием и преобразованием понятий. Однако ведущим в данном возрастеявляется наглядно-образное мышление.
Развитию всех видовмышления и мыслительных операций: обобщения, классификации, сравнения,абстрагирования, понимания взаимосвязей, установления причинно-следственныхсвязей способствуют разнообразные виды детской деятельности: различные игры,конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д.
Период 4-6лет является этапом активного освоения и совершенствования новых инструментальныхдвижений, в том числе и действий карандашом и ручкой[7].В 3,5-4 года ребенок уже умеет держать карандаш и довольно свободноманипулировать им. К этому возрасту совершенствуются координация движений изрительно-пространственное восприятие, и это позволяет детям хорошо копировать.Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий ирисовать их относительно параллельными. Рисунки детей этого возрастаразнообразны по сюжетам; дети не только рисуют, но пытаются писать буквы,подписывая свои рисунки. В 5 лет хорошо выполняются горизонтальные ивертикальные штрихи. Ребенок уже способен ограничивать длину штриха, линиистановятся более ровными, четкими и этому помогает изменение способа держанияручки. Рисунки пятилетних детей показывают их способность выполнятьвертикальные, горизонтальные и циклические движения. Они все чаще пытаютсяписать буквы.
В 6 лет детихорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер,пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными.Фактически в этом возрасте детям доступны любые графические движения, любыештрихи и линии. Регулярные занятия детей рисованием совершенствуют движения,тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создают основу дляуспешного обучения письму.
Важноотметить, что, начиная с 4 лет, выявляется возможность целенаправленногоформирования движений в процессе обучения ребенка, роль слова в процесседвигательного обучения повышается. Для того чтобы ребенок правильно усвоилспособ движения недостаточно подражания или показа, необходима специальнаяорганизация деятельности ребенка под руководством взрослого. При этом сочетаниесловесной инструкции и наглядного показа дает наиболее эффективный результат.
Огромное значение имеютусловия, при которых происходит формирование навыка. Чтобы оно происходилонаиболее эффективно, необходимы следующие условия: осознанный анализ траекторийкаждого движения, выделение основных ориентиров движения, включение в общийконтекст деятельности с высокой игровой мотивацией.
В старшем дошкольномвозрасте меняются отношения ребенка со взрослыми. В самом начале дошкольноговозраста социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослымраспадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, вкоторой ребенок стремится к самостоятельности. Тенденция естественна и понятна.Так как ребенок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникаетсложный мир взрослых людей. До этого времени ребенок привык жить вместе совзрослыми. Эта тенденция сохраняется, но должна быть другая совместная жизнь – жизньребенка в жизни взрослых. Но ребенок не может еще принять участие в той жизни,которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместнойсо взрослыми жизни. Таким образом, ребенок впервые выходит за пределы своегосемейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей.[8]
Новые отношения междуребенком и взрослым, при которых образ взрослого ориентирует действия ипоступки ребенка, служат основой формирования такой способности ребенкадошкольного возраста, как произвольность поведения. Соподчинение мотивов,характерное для детей этого возраста, есть выражение столкновения междутенденцией к непосредственному действию и стремлением действовать по образцу, всоответствии с требованием взрослого. Формирование произвольных действий ипоступков знаменует собой процесс возникновения нового типа поведения, которыйв полном смысле может быть назван субъектным.
С этой точки зрениядошкольный возраст может быть понят как период интенсивного освоения примероввзрослой жизни (норм и правил поведения, которые выступают обобщением отношенийлюдей) и формирования механизмов собственно субъектного поведения. Управлениесвоим поведением становится предметом осознания самих детей, а это означаетновую ступень развития сознания ребенка, ступень формирования его самосознания,предмет которого – определение своего места в системе отношений с другимилюдьми. Формирование сознания ребенка неразрывно связано со становлениемпроизвольности в управлении собственным поведением.
Важную роль в жизниребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии,складывается совместная деятельность. Общение со сверстником это общение сравным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя.
Большое значение в планевлияния на развитие личности старшего дошкольника играют так называемыепродуктивные виды деятельности (рисование, лепка и т. д.). По мнению Д.Б.Эльконина, характерная их черта состоит в том, что они имеют замысел, которыйреализуется в известных условиях при использовании известных материалов и спомощью известных орудий.[9] По своей психологическойструктуре эти виды деятельности сходны с серьезными продуктивнымидеятельностями. Некоторые психологи их называют творческими.
Продукты деятельностиребенка имеют порой странный характер – синяя корова, зеленая лошадь на красномлугу и т.д. Дело в том, что на каком-то этапе становления этой деятельностиребенок лишь овладевает материалом. Здесь свойства предмета сами становятся дляребенка предметом дознания.
1.2Психолого-педагогические аспекты применения различных
художественных техникв старшей дошкольной группе
дошкольныйтворчество изобразительное искусство
Детство – это перваяступень человека, на которой начинается познание мира. Через конкретные живыеобразы природа вливается в живое существо миром красок, чувств, разнообразныхформ и явлений. На этом важном жизненном этапе идет процесс интенсивногопоглощения огромного потока всевозможных и самых разнообразных обликов вещей иявлений. Дети – активные творцы нового удивительного мира, создающие красочныеобразы, наполненные новым творческим содержанием.
Поэтому цель и задачипедагога заключаются в том, чтобы через эстетическое образное восприятиедействительности вызвать у ребенка потребность в воссоздании этого мира. Важноразвить активность восприятия ребенка через произведения искусства инепосредственно творческую деятельность, выстраивая эмоционально-образныйстрой, создавая настроение, душевный подъем. Действительность должна бытьэстетически трансформирована, и ребенок, как духовный преобразователь,воссоздает этот красочный мир явлений, становясь одновременно его частью,участником действий, наполняя его жизнью.[10]
Педагогическая задачасостоит в том, чтобы обычную детскую наблюдательность, открытость иэмоциональность восприятия превратить в особое творческое отношение к явлениямбытия, основанное на изначальной связи и родстве этих явлений с жизньючеловека. Результаты восприятия -единая картина мира и внутренняя взаимосвязьчеловека как части этого мира с «окружающей природой». Поэтому восприятиеребенком действительности должно стать активным творческим процессомэстетического преломления и образного воссоздания.
Дошкольная педагогика,методика воспитания эстетического отношения детей к окружающему миру находятсяв устойчивом динамическом развитии. Изучение фундаментальных программных работпоказало, что каждые 10-12 лет происходит качественное накопление богатогопрактического опыта, что является толчком для формирования новых научных концепцийи рекомендаций для работы в дошкольных учреждениях. В основу эстетическоговоспитания было заложено ознакомление детей с разными видами искусства,демонстрация и копирование различных образцов декоративно-прикладного искусстваи народных промыслов, воспитание вкуса, эмоциональной отзывчивости, развитиетворческих способностей и навыков исполнения. Также говорилось о необходимоститаланта и мастерства педагога, способного разнообразными средствами достигатьзначительных успехов в художественном развитии детей.
К концу 80-х началу 90-хгодов в связи с экономическими и политическими реформами дошкольноеобразование, его структура и организация претерпели некоторые изменения. Еслираньше положение о детском саде как первой ступени единой системы народного образования,«одной непрерывной лестницы» только декларировалось и между реальнымипрограммами дошкольной и начальной школьной подготовки по изобразительномуискусству были существенные расхождения, то теперь ситуация складываласьследующим образом: часть детских дошкольных учреждений использовалаутвержденные типовые программы творчески преобразуя их, используяиндивидуальные экспериментальные варианты; другая часть реорганизовалась вдошкольные лицеи и эстетические центры по дошкольному воспитанию, используясвои творческие экспериментальные программы; третье направление реализовалось ворганизации дошкольных учебных центров подготовки при школах и создании единыхдошкольно-школьных комплексов. Во всех трех случаях уделялось достаточноевнимание комплексному эстетическому воспитанию дошкольников, в том числе иизобразительному искусству.
Художественноеобразование дошкольников строится сразу по нескольким направлениям:
— психолого-педагогическое: формирование у дошкольников психологическойготовности к обучению в школе; психической сфере относится развитие детскоймотивации, нравственное, эстетическое, волевое, умственное развитие, развитиеобщей культуры, памяти, способности длительно удерживать учебные цели и задачи,коммуникативности и слушательской готовности, эмоциональности и управляемостипсихическими процессами;
— учебно-методическоеопределяет формирование компонентов учебной деятельности: умение слушать,выполнять указания, контролировать свою деятельность; здесь важныпоследовательность, устойчивость и методичность выполнения, соотнесение своихдействий и результатов с общей оценкой группы и частной оценкой педагога,самостоятельность, умение копировать, воспроизводить, творческипреобразовывать, работать индивидуально и коллективно; для осуществленияуспешной учебной деятельности важны информированность в выполнении действий,подчинение регламентации, активность и динамичность, точность, аккуратность,исполнительское умение;
— организационное:систематичность работы с детьми, ее правильная организация.
Современное состояниепедагогической науки и практики характеризуется изменением некоторыхприоритетов в области художественного и эстетического воспитания. В содержаниеобразования на первое место выходят проблемы передачи детям творческого опыта иэмоционально-ценностного отношения к миру, в отличие от прежних установок,главным образом направленных на передачу знаний, умений и навыков.
Необходимо отметить и ещеодну особенность современной педагогической концепциихудожественно-эстетического образования детей: рост национального самосознания,характеризующий наше общество на современном этапе, в свою очередь, остроставит проблему воспитания молодежи уже с дошкольного возраста средстваминациональной и, прежде всего, народной культуры, которая является первым шагомв освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих духовных ценностей.
Поэтому одним ихнаправлений современного художественного воспитания дошкольников являетсяобращение к русскому народному изобразительному творчеству. Важность обращенияк народному творчеству определяется не только социальной значимостью, но и егонациональной обусловленностью: через приобщение детей к фольклору народпродлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию. Поэтому естественностремление каждого народа сохранить и возродить свою исконную культуру.
В народной культуреобобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа,которые передаются из поколения в поколение. Через художественную народнуюкультуру ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни народа.
Эстетическое ихудожественное развитие детей дошкольного возраста как обязательный аспектразвития каждого ребенка, а не только отдельных одаренных детей, являетсяаксиомой современного взгляда научной мысли и педагогической практикидошкольного воспитания детей.
Важным целеполагающимаспектом дошкольного воспитания детей сегодня является, как мы уже отметиливыше, формирование мировосприятия ребенка, ориентированного его развития наобщечеловеческие духовные ценности. Среди множества факторов, обуславливающихразвитие ребенка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессепродуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребенкапоявляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативныенавыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, основы егобудущей профессии. В этом процессе ребенок и взрослый совместными усилиямипревращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которыеподлежат специфическому осмыслению со стороны ребенка в процессе осваиваемой имдеятельности.
Достижениеребенком необходимого уровня эстетического развития в значительной степенизависит от педагогических и общекультурных условий, в которых он родился иживет. Целесообразно как можно более раннее вмешательство в стихийный процессэстетического развития ребенка. Данное условие обосновано и аргументированосвойствами быстро развивающейся личности ребенка, его психофизиологическими ивозрастными особенностями к восприятию развивающей информации различногоуровня, к способности её практического освоения, о которых мы уже упоминали внашей работе.
Необходимо непропустить развитие того огромного потенциала возможностей, которым обладаетмалыш, потому что основы способностей закладываются в самом раннем возрасте.Этот период благоприятен для умственного развития и характеризуется возрастнойчувствительностью ребенка.
Отставаниеили отсутствие целенаправленного развития эстетических способностей детейприводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности вдальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, его культурными и духовнымиценностями, и как следствие – появление чувства неполноценности, неуверенностив себе, не способности к взаимодействию с людьми в обществе, неадаптированности к условиям современной жизни.[11]
Эстетическоеи художественное бучение и воспитание на творческих занятиях – это развитиеспособов присвоения норм и ценностей. Принципиальным считается тот факт, чтоспособ присвоения влияет на характер ценности, ограниченность её присвоенияребенком и определяет его возможности в дальнейшем развитии.
Стимулируяинтегральный способ общения с миром, художественное воспитание учит ребенка навсех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведениягармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и свое общение сдругими людьми.
Эстетическаядеятельность – это развитие следующих эстетических способностей: эстетического созерцания,образного мышления, продуктивного воображения, игры воображения и рассудка,соучастия, остроумия, опережающей эмоциональной оценки объекта в проблемнойситуации и т.д.
Кэстетическим способностям относятся особенности общего мышления и восприятия:воображение, творчество, образность, эмпатия.
Очень важнойи можно считать основной и универсальной художественной способностью человека(ребенка) является чувство формы. О такой способности говорили А.В. Бакушинский,В.А. Фаворский, Б.М. Теплов, Б.П. Юсов. Чувство формы включает в себяспособность воспринимать, отстранять и означивать форму с помощью воображения иэмпатии.
В этой связистановится актуальным вопрос определения объекта изучения, познания итворчества. Объектом такого пристального внимания становится форма, котораяпроявляется в новых её субъективных и объективных качествах с богатствомвыразительных средств и новизной содержания. Форма реальная,трансформированная, видоизмененная, вымышленная, абстрактная и т.д., играетглавную роль в процессе создания произведения искусства. Решая творческиезадачи на предмет разнообразия, богатства и выразительности создаваемойхудожественной формы, необходимо уделить особое внимание изучению широкогодиапазона художественных средств из накопленного опыта и практики развитиямирового и отечественного искусства, используя современный мультимедийныйподход к разработке художественного образа.
Художественноеразвитие детей дошкольного возраста – особенно важное направление педагогики,требующее приоритетного внимания. Необходимо подняться на современный уровеньосознания функций искусства и возможностей художественного воспитания дляразвития личности ребенка.[12]
Творческаядеятельность с детьми предполагает максимальное раскрытие их индивидуальныхспособностей в различных направлениях детского художественно-композиционноготворчества средствами живописи, графики, скульптуры или прикладного искусства.
Детскоетворчество с раннего возраста развивает композиционное мышление, формируетпотребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции,ощущения. Оно помогает создавать выразительную художественную форму и образноесодержание в детских произведениях.
Л.С.Выготский определил творчество как деятельность, которая создает новое. «Всеравно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещьювнешнего мира или известным построением ума, или чувством, живущим иобнаруживающимся только в жизни самого человека».[13]
На этапедошкольного детства, как отмечал Л.С. Выготский, художественное творчествоносит синкретический характер, в котором не выделены, не специализированыразличные виды искусства, что обусловлено естественной для ребенкасинкретической ориентацией в окружающем мире.
Именнопоэтому авторы различных образовательных программ предлагают структурированиесодержания на основе синтеза искусств: музыки, художественной литературы иизобразительного искусства. Такой комплекс, по мнению педагогов и психологов,наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития иххудожественной культуры.
В образовательныхпрограммах, построенных на основе синтеза искусств должна быть обозначенадоминирующая роль одного из них, а остальные должны нести вспомогательную роль.Так, например, в детском художественном творчестве на занятиях изобразительнойдеятельностью доминирующую роль играет изобразительное искусство.[14]
Дошкольники,занимаясь изобразительной деятельностью, в процессе творчества создаютразличные эмоционально-художественные образы средствами и приёмами,заимствованными при знакомстве или изучении лучших образцов художественныхпроизведений изобразительного искусства. Поэзия, музыка как виды искусствиграют роль эмоционального фона, помогающего ребенку прочувствовать душевноеэмоциональное состояние, психологический настрой разрабатываемогохудожественного образа.
Основнымвидом деятельности в дошкольном возрасте, согласно мнению ведущих психологов,является игра. Сущностью игры является игровой процесс, в котором ребенокреализует в воображении свои желания, потребности. Но игра не являетсяпреобладающей деятельностью ребенка. Дошкольный возраст характеризуется какблагоприятный для развития продуктивных видов рисования, лепки, аппликации,конструирования. В отличие от игры изобразительная деятельность должна иметьпродуктивный результат. Как игра, так и изобразительная деятельность направленына решение одной задачи – развитие личности дошкольника. Изобразительнаядеятельность будет развивающей, если она имеет творческий характер.
Для детейстаршего дошкольного возраста характерно сочетание игровых и изобразительныхсредств передачи образа.[15] Желая стать активнымучастником изображаемых событий, ребенок испытывает потребность в игровомотношении к образу. Содержание игровых приемов в этом возрасте определяется какигровое общение. Процесс коллективной изобразительно-творческой деятельностиуспешно осуществляется в условиях игры.
Все детилюбят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства,разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармониеймира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание«остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительностина листе бумаги.
Рисование дляребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, ноочень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед нимновые возможности изобразительной деятельности[16].
Новыехудожественные техники, оригинальное рисование привлекает своей простотой идоступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов вкачестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе смалышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированытехнические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точногопропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…
А главное втворческой деятельности детей то, что самоценным является не конечный продукт –рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своихспособностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленностьдеятельности.
 

Глава 2. Экспериментально-педагогическоеисследование
примененияразличных художественных техник на занятиях по
изобразительномуискусству
Наша опытно-экспериментальная работа строилась по принципу систематизирования и обобщения всех знаний, полученных из методических и психологических трудов, упомянутых в данной работе. В своей практической деятельности мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей.
Опыт проводился в старшей группе №6 детского сада с детьми в возрасте 6-7 лет. Несмотря на одинаковый возраст, дети отличались своими индивидуальными возможностями: кто-то был более робким в общении, кто-то наоборот напористым, кто-то несколько медлительным, кто-то более спокойным, кто-то наоборот непоседливым. При работе в группе необходимо обращать на это внимание, чтобы строить работу соответствующим образом.
Констатирующий этап исследования заключался в психолого-педагогической диагностике детской группы и определению содержания занятия.
Для изучения и первоначальной оценки психологических и индивидуальных особенностей детей перед началом эксперимента проводилось педагогическое наблюдение, результаты которого фиксировались в таблице.