Применение различных методик для ознакомления детей подготовительной группы со свойствами песка и глины

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Психолого-педагогические особенности формирования представлений об окружающеммире у старших дошкольников
1.1. Психолого-педагогическая характеристика семилетних детей
1.2. Теоретические основыпознавательно-исследовательской деятельности дошкольников в подготовительнойгруппе
ГЛАВА 2. Экспериментально-педагогическоеисследование применения различных методик для ознакомления детейподготовительной группы со свойствами песка и глины
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
Семилетний ребенок, ещене поступивший в школу, находится, как правило в подготовительной группе ДОУ,он уже постепенно покидает старший дошкольный возраст, готовясь вступить вновый мир младшего школьного возраста. Этот период развития ребенка — один изответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающеммире, о физических свойствах предметов неживой природы, о взаимоотношениях исвязях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывногоестественнонаучного образования, цель которого — наиболее полно раскрыть длядетей огромный, необъятный, полный чудес мир, который их окружает, с которымони ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить.
Современныедети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейсяжизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередьумение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно итворчески. Это особенно важно на этапе подготовке к школе. Известновысказывание Л.С. Выгодского о том, что обучение должно вести за собойразвитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться назавтрашний день, а не на сегодняшний[1].
К концустаршего дошкольного возраста, на этапе подготовки ребенка к поступлению впервый класс, заметно возрастают возможности инициативной преобразующейактивности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательнойпотребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательскойдеятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивныеформы мышления. Задача воспитателя – не подавлять ребенка грузом своих знаний,а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы«почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей.Поэтому очень важно организовывать занятия по ознакомлению детей со свойствами пескаи глины таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но ипомогать им добывать эти знания сами с помощью игровых методов,экспериментирования, исследования.
Ребенокпознает мир в процессе любой своей деятельности, самостоятельно или впартнерстве со взрослым. Вместе с тем для детей старшего дошкольного возрастацелесообразно выделить в образовательном процессепознавательно-исследовательскую деятельность, впрямую направленную напостижение устройства мира (вещей, явлений, находящихся в определенныхотношениях и связях), упорядочение, систематизацию представлений об окружающем.
Актуальность нашей работыопределяется теоретическим и практическим значением проблемы ознакомления детейс песком и глиной, неразработанностью вопросов развития у детей элементарныхестественнонаучных представлений, отсутствием четкой системы обучениядошкольников доступным для данного возраста предметам неживой природы, внешнимисвойствами, внутренними связями и отношениями.
Объектом нашегоисследования является процесс применения различных методик для формирования удетей комплекса знаний о свойствах песка и глины, о способах работы сними.
Предмет исследования — формирование у дошкольников подготовительной группы представлений о предметах неживойприроды.
Целью нашей работыявляется изучение применения системы методов и приемов по обучению детейподготовительной группы дошкольного возраста элементарным представлениям освойствах песка и глины.
Гипотеза исследования:применение различных методов при ознакомлении старших дошкольников сосвойствами песка и глины возможно и необходимо только тогда, когда педагогцеленаправленно включает детей в различные продуктивные виды деятельности;обучение идет через активную игровую, исследовательскую и эспериметирующую деятельность;практические занятия способствуют формированию представлений об окружающеммире.
Объект, предмет, цель игипотеза определяют задачи:
1. Рассмотретьосновные психолого-педагогические характеристики старших дошкольниковсемилетнего возраста.
2. Определитьнеобходимые условия и методы для развития у детей естественнонаучныхпредставлений об окружающем мире.
3. Провестиопытно-экспериментальную педагогическую работу по применению различных методови приемов на занятиях изучения свойств песка и глины.
4. Сделать выводы обэффективности и необходимости использования тех или иных методов работы,описанных в нашем исследовании.
Методологической основойисследования в нашей работе являются положения философии о развитии, всеобщейсвязи, взаимообусловленности явлений, предметов действительности, об отношениикак одной из форм отражения человеком окружающей действительности, учение оединстве человека, природы и общества, о непреходящей самоценности всего живого(В.И. Вернадский, Э.В. Гирусов, Н.Н. Моисеев, Н.М. Мамедов, И.Т. Фролов, А.Л.Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А. Щвейцер и др.).
Теоретическую основу составилиположения психологии и педагогики о развитии личности ребенка, о ролидеятельности в ее становлении, о возможности и необходимости формированиясистемных знаний, ценностных ориентации, концепции построенияпредметно-развивающей среды, зависимости существования любого организма отсреды обитания.
Методы исследования:теоретический анализ психолого педагогической литературы; педагогическийэксперимент; наблюдения за деятельностью детей, беседы; качественный иколичественный анализ экспериментальных данных; обработка результатовэксперимента.
Практическая значимостьработы: материал, изложенный в нашей работе, может быть использован во всех дляпрактической работы с детьми старшего школьного возраста в ДОУ. Также материалданной работы поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторскихпрограмм, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников подготовительнойгруппы с предметами неживой природы.

ГЛАВА 1.Психолого-педагогические особенности формирования представлений об окружающеммире у старших дошкольников
1.1 Психолого-педагогическаяхарактеристика семилетних детей
Семилетнийребенок находится на промежуточном, переходном этапе от дошкольного детства кмладшему школьному возрасту, поэтому в полной мере характеристики младшегошкольника еще не сформированы, к тому же нерешенные проблемы дошкольногодетства могут усиливать те или иные особенности развития конкретного ребенка.Как правило, такие дети находятся в подготовительной группе детского сада.
Ведущейдеятельностью в этот период развития ребенка остается игра. Но сюжеты усложняются игр, она приобретаетболее творческий характер. Развиваются режиссерские игры, игры-фантазии и игрыс правилами, охотно участвуют в дидактических играх, организованных взрослым.Трансформируют среду в зависимости от сюжета игры. Игра как ведущаядеятельность сохраняет свое приоритетное место по сравнению с учебнойдеятельностью. Переход к учебной деятельности как ведущей возможен только в томслучае, когда завершены те психические новообразования, которые должны бытьсформированы в дошкольном детстве благодаря игровой деятельности. Срединовообразований ведущее место занимают произвольность поведения, усвоение социальныхнорм и развитие наглядно-образного мышления[2].
1. Не сформированнаяпроизвольность приводит к тому, что ребенку трудно следовать инструкциивзрослого. Одним из наилучших способов развития произвольности являются игры справилами (Ай, да я! Да — нет, не говори, черный, белый не бери! Продолжите…)
2. Введение любыхтребований, в том числе и относительно школьной жизни, должны вводитьсяпостепенно, т.к., во-первых, объем памяти недостаточен, чтобы запомнить всенормы сразу, во-вторых, только осознанное правило будет произвольновыполняться. Оптимальный способ для усвоения социальных норм, касающихсяшкольной жизни — это ролевые игры. Они могут быть использованы как на урокахлитературного чтения (игры- драматизации), таки на уроках окружающего мира.
3. Игра должнасоставлять большую часть деятельности ребенка семи лет, в том числе и дома. Дляразвития наглядно-образного мышления важно, чтобы в игре ребенка присутствовалисвободное рисование, лепка, конструирование.
4. Чтобы игра какметод обучения дала наибольшие результаты, важно а) чтобы учебная и игроваязадачи совпадали; б) чтобы учебная задача не задавила игровую; в) чтобы данныйигровой метод использовался систематически.
5. Для создания базыдля развития логического мышления, очень важно, чтобы были созданы условия дляполноценного развития наглядно-образного мышления. Поэтому не только возможно,но и необходимо, чтобы ребенок опирался на схемы, модели и другие опоры привыполнении любой мыслительной деятельности
6. Так как логическоемышление не сформировано, абстрагирование представлено слабо, то очень яркие,выразительные наглядные сигналы становятся помехой в работе семилетнегоребенка.
7. Для формированияполноценной учебной деятельности как произвольной, сознательно выполняемойнеобходимо а) работать над формированием внутренней мотивации (как?); б) учитьпланировать собственные действия (как?); в) учить контролировать собственныедействия (как?).
8. Важноподдерживать активность и самостоятельность ребенка. Это напрямую зависит отстиля отношения воспитателя с группой (воспитатель как попутчик или костыль).Этому же способствуют и творческие задания, в которых, во-первых, ребенку надочто-то придумать самому, во-вторых, эти задания не обязательны и делают их пожеланию. Для детей с низким уровнем активности требуется поддержка егоначинаний со стороны учителя, вплоть до физической поддержки.
9. Дети семилетнеговозраста не имеют предварительного плана своих действий, поэтому передвыполнением любого задания требуется проговорить, что и как будет делатьребенок (обсуждение замысла рассказа, плана рисунка и т.п.). Эта работаподчиняется общей логике формирования любых умственных действий: демонстрацияобразца; выполнение под руководством взрослого, внешне речевой этап регуляции(может содержать два подэтапа — проговаривание вместе со взрослым исамостоятельное проговаривание вслух); выполнение действий с использованиемвнутренней речи и автоматизированное выполнение действия.
10. Эффективноевзаимодействие с семилетним ребенком возможно только в том случае, когдапедагог точно определил зону актуального и ближайшего развития каждогоконкретного ребенка.
Важным этапом развития всемилетнем возрасте считается речевое общение — речь становится болееконтекстной (независимой от ситуации общения, понятность смысла только наоснове использования языковых средств)[3]. Способны с помощью речипривлекать к себе внимание, устанавливать контакты, для воздействия ивзаимопонимания, средство фиксации знаний, средство познавательнойдеятельности, а также речь — самостоятельный объект окружающего мира, значит,объект познания. Активно осваивается диалог. Зарождается монолог. Речь в формекороткого рассказа. Наличие интереса к речи влияет на освоение и пополнениесловаря, грамматической структуры речи, качественное совершенствование(понимание антонимов, многозначных слов, сравнения, общее и особенное,словообразование), чистота произношения. Усваиваются способы построенияпредложений.
Социальное развитие — возникает новая форма общения — внеситуативно-личностное, в процессе которого ребенок ориентируется на мирлюдей, осваивает взаимосвязи в социальном мире. Потребность в сравнении себя сдругими. Формируется достаточно сплоченное детское общество, увеличиваютсяинтенсивность и широта круга общения. Более самостоятелен и независим отвзрослых, элементы самостоятельного представления о себе и своих действиях, непринимают на веру оценки взрослых. Самооценка детализируется, ребенок способеносознать свое положение среди сверстников.
Познавательное развитие — восприятие теряет глобальныйхарактер, становится более дифференцированным, внимание к признакам и отдельнымсвойствам, благодаря слову появляются обобщающие категории, т.е. процессвосприятия интеллектуализируется.[4] Память становитсяпроизвольной и целенаправленной. Воображение из репродуктивного,воспроизводящего становится предвосхищающим. С помощью речи начинаетпланировать и регулировать свои действия. Широко используют экспериментированиес практическим преобразованием предметов и явлений, моделирование. Появляетсясловесно-логическое мышление. Формируется образ мира, систематизируются знанияо нем. Система знаний включает две зоны: зона проверяемых стабильных знаний изона догадок и гипотез. Вопросы детей — показатель развития их мышления.Формируются способы умственной работы и средства построения собственнойпознавательной деятельности.
Эстетическое развитие — более осознанное и активное,способен сам создавать красоту, а не только воспринимать: по отношению кматериальному миру, к людям, к природе. Сочетание двух противоположныхтенденций — высокий творческий потенциал и стремление к подражательности,нормативности. Может назвать несколько литературных произведений, прочитатьстих, отвечает на вопросы по прочитанному, интерес к книгам, может дополнитьсюжет сказки или сочинить целостную сказку. Становятся устойчивыми замыслы,расширяются возможности использования художественных средств. Появляютсястойкий интерес и симпатии к определенным видам искусств. Имеют опытхудожественного рукоделия с разными материалами. В музыке выделяет тембрымузыкальных инструментов, жанровую принадлежность произведения. Используетмимику и пантомимику в танце, координированные движения рук и ног. Выразительнои звонко исполняет несложные песни в удобном диапазоне, чисто интонирует саккомпанементом, с удовольствием поет в хоре, владеет элементарными певческиминавыками. Владеет приемами игры на различных музыкальных инструментах, слышит,как меняется звук при правильном и неправильном звукоизвлечении, самостоятельноподбирает инструменты по характеру музыкальной пьесы.
Физическое развитие — основные показатели физическогоразвития протекают менее согласованно и плавно. Улучшается подвижность,уравновешенность и устойчивость, при этом быстрая истощаемость. Завершаетсяпроцесс формирования грудной клетки, устанавливается грудной тип дыхания,изменяется соотношение размеров головы и туловища (приближается к взрослымпоказателям). Увеличивается длина верхних и нижних конечностей, лучше развитыкрупные мышцы, а слабо связочные отделы и мелкие мышцы (основа для деформациипозвоночника). Двигательная активность более целенаправленна и осмысленна. Вдвижениях дети познают себя и свое тело, совершенствование ранее приобретенныхнавыков. Лучше представлены скорость и гибкость, чем сила и выносливость.
В целом же, общимипоказателями развития семилетнего дошкольника можно считать следующие[5]:
a) выполняет элементарныелогические операции: классификация, сериация, соотношение «часть-целое»,обобщение; владеет обобщенными способами деятельности, способен находитьварианты решений открытого типа, использует символические средства познаниямира, способен планировать свои действия, учитывает позицию другого ребенка,разнообразие познавательных интересов;
б) осознанно относится кэстетическому в мире, знаком со множеством литературных произведений, можетпересказать сказку, прочитать стих, имеет опыт художественной деятельности,исполняет простые песни.
1.2 Теоретическиеосновы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников вподготовительной группе
При планомерном ознакомлении детей с природой к 7 годам у нихнакапливаются представления о самых разнообразных предметах и явлениях природы,развивается наблюдательность. Дети овладевают умениями принимать указаниявзрослого, следовать его плану, использовать в процессе деятельности усвоенныеранее приемы, оценивать полученные результаты и т. д. В результате детиседьмого года жизни уже способны под руководством взрослого вестицеленаправленный анализ воспринимаемых явлений, выделять при этом существенныепризнаки и свойства, на их основе обобщать и классифицировать объекты. Все этодает возможность в работе с детьми седьмого года жизни решать новые задачиознакомления с природой, использовать новые способы организации работы[6].
В семилетнемвозрасте ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности,самостоятельно или в партнерстве со взрослым. Вместе с тем для детей старшегодошкольного возраста целесообразно выделить в образовательном процессепознавательно-исследовательскую деятельность, впрямую направленную напостижение устройства мира (вещей, явлений, находящихся в определенныхотношениях и связях), упорядочение, систематизацию представлений об окружающем.
Истокипознавательно-исследовательской деятельности обнаруживаются в свойственномдошкольнику свободном экспериментировании с предметами и явлениями, в поисковойактивности, отвечающей на вопросы: почему? зачем? как устроен мир? для чегонужно бережно относиться к окружающему миру?
Удовлетворяясвою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательскойдеятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, сдругой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания –средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными,пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельныепредставления в целостную картину мира. Кроме того,познавательно-исследовательская деятельность развивает у него внимание,мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делатьоткрытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества,как наблюдательность, прилежание, аккуратность.
Задачипознавательно-исследовательской деятельности[7]:
· использоватьпознавательно-исследовательскую деятельность как стержнеобразующую дляпознавательного развития ребенка;
· обеспечитьосвоение дошкольниками основополагающих форм упорядочения опыта(причинно-следственные, пространственные и временные отношения) и переход отсистематизации опыта на уровне практического действия к уровню символическогодействия (схематизация, символизация связей и отношений между предметамиокружающего мира);
· стимулироватьдетей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, ксловесному анализу-рассуждению;
· развиватьпознавательную инициативу дошкольников (любознательность), самостоятельнуюисследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым;
· расширятькругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта вболее широкую пространственную и временную перспективу.
Можновыделить следующие нормативные показатели познавательной инициативы и характерапознавательно-исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста[8]:
· проявлениеинтереса к предметам и явлениям, лежащим за кругом непосредственного данного,постановка вопросов почему? зачем? как?;
· стремлениеобъяснить связь фактов, использование простого причинного рассуждения потомучто…;
· стремление купорядочению, систематизации конкретных материалов;
· проявлениеинтереса к познавательной литературе, к символическим языкам: самостоятельноберется записывать наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации икоммуникации).
Вподготовительной к школе группе проводится дальнейшая конкретизация иобогащение представлений о природе. При этом детей выводят за пределынепосредственного опыта, знакомя с новыми объектами через художественную книгу,картинку, диафильмы и кинофильмы и т. п.
Вподготовительной к школе группе в центре работы стоит систематизация иобобщение накопленных знаний, формирование элементарных понятий и суждений обобъектах и явлениях неживой природы. В процессе усвоения элементарных знаний убудущего школьника развиваются важные для обучения способности обобщенноговосприятия, элементы словесно-логического мышления, связная речь.Систематизация и обобщение знаний требуют дальнейшего расширения представленийо признаках и свойствах, структуре природных явлений, а также усвоенияразнообразных связей и причин; на этой основе у детей возникает познавательноеотношение к природе.
Совершенствуетсяэстетическое восприятие природы. Старших дошкольников учат видеть неповторимостьее явлений, гармонию красок и форм, все разнообразие проявлений жизни. Детиседьмого года жизни способны при участии взрослых поддерживать порядок научастке и в уголке природы, беречь красоту тех мест, где они отдыхают, играют,выращивать красивые цветы, создавать несложные композиции из природногоматериала, выражать красоту наблюдаемой природы в ярком точном слове, визобразительной деятельности.
Возросшиевозможности детей подготовительной к школе группы позволяют использовать дляработы не только уголок и участок, но и ближайшее природное окружение: парки исады, поле, луг, водоем, фермы, оранжереи, ботанический и зоологический сады ит. д.
Приорганизации ознакомления с песком и глиной в подготовительной к школе группеследует широко использовать элементарную поисковую деятельность; онаобеспечивает усвоение детьми доступных их пониманию связей и отношений вприроде. Проводятся разнообразные опыты. Они могут проводится как на отдельномзанятии, посвященном изучении свойств песка или глины, так и на занятиях болееобщей тематики. Например, изучение темы «Вещества» связано с целой сериейопытов по определению свойств различных веществ, не только песка и глины. Детина таких занятиях знакомятся со свойствами воды, глины, песка, сыпучих продуктов,жидких веществ, могут назвать некоторые свойства веществ (растворяет,растворяется, лепится, рассыпается и др.). Повторение этих опытов весьмаполезно, потому что формирует у школьников общую характеристику понятия«свойство» и термины, ее определяющие, позволяет развивать умение сравнивать иделать самостоятельные выводы[9].
Например,воспитатель предлагает провести опыты с песком и глиной.
Цель:сравнить свойства песка и глины, составить их характеристики (выделить ихсвойства).
Используетсяследующее оборудование: стаканчики (из под йогурта), листы чистой бумаги, лупа,песок, глина, трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием, и резиноваятрубка.
Задания:
o С помощьюувеличительного стекла нужно рассмотреть песчинки и кусочки глины. Дать имхарактеристику: комочки, песчинки, рыхлый, слитный, легкий, тяжелый, липкий, нелипкий.
o Будем сыпатьпесок и глину из стаканчика на лист белой бумаги. Обсудим вопросы: какое изэтих веществ можно назвать сыпучим, какие другие свойства вещества делают егосыпучим?
o В трехлитровойбанке с помощью резиновой трубки попробуем устроить «ветер» (опытдемонстрационный, проводит воспитатель). Обсудим вопросы: что происходит спесчинками, движутся ли кусочки глины также быстро?
o Устроимигрушечный огород на листе бумаги. Обсудим вопросы:
«Можно ли из песка сделать грядки, а из глины, а из смеси глины и песка?». «О каком веществе можно сказать «рыхлый»?», «Какое вещество быстрее забирает воду: песок или глина? Почему?», «В какое вещество легче «посадить» растение? Почему?», «Почему человек, сажая в землю растение, поливает его?».
o  Намочим песок и глину, слепим из того и другого вещества фигурки. Подождем, пока они высохнут. Обсудим вопросы: «Из какого вещества легче лепить?», «Какие новые свойства приобретает изделие после высыхания?».
Вообще, стоит отметить,что опытно-экспериментальные методы в настоящее время очень активно применяютсяпри организации занятий с дошкольниками, особенно на занятиях по ознакомлениюсо свойствами различных веществ. Современные исследователи (Иванова А.И.,Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.)рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьмидошкольного возраста.
Детское экспериментированиеимеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детскогоэкспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальныепредставления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях сдругими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащениепамяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянновозникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения иклассификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себяактивные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутойгипотезы в действии и построение доступных выводов. Т.е. детскоеэкспериментирование является хорошим средством интеллектуального развитиядошкольников[10].
Детскоеэкспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферуребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счётповышения общего уровня двигательной активности.
Экспериментированиеявляется наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живойи неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получаетвозможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себяучёным, исследователем, первооткрывателем.
Для ознакомлениясемилетних дошкольников со свойствами песка и глины могут быть использованыследующие эксперименты:
1. «Песчаный конус»
Возьмите горсть песка ивыпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в местепадения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь восновании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, тов другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делаютвывод: песок сыпучий и может двигаться (напомнить детям о пустыне, о том, чтоименно там пески могут передвигаться, быть похожими на волны моря).
2. «Свойства мокрогопеска»
Мокрый песок нельзясыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока невысохнет. Объяснить детям, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когдапе6сок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые гранислипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то ивысохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот такпесок работает на строительстве домов.
3. «Волшебный материал»
Предложить детям слепитьчто-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Детиделают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания.Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделатьпосуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из нихпосуду и высушив ее.
4. «Где вода?»
Предложить детям выяснитьсвойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливаютстаканчики одновременно одинаковым количеством воды (воды наливают ровностолько, чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях спеском и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему(у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж последождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; наземле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (длятого, чтобы вода не застаивалась).
Данные экспериментальныеметоды помогают решить следующие задачи обучения: познакомить детей сосвойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; планомерно ипоследовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметныекомпоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать,обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
дошкольникметодика познавательный экспериментальный

ГЛАВА 2. Экспериментально-педагогическоеисследование применения различных методик для ознакомления детейподготовительной группы со свойствами песка и глины
Наша опытно-экспериментальная работа строилась по принципу систематизирования и обобщения всех знаний, полученных из методических и психологических трудов, упомянутых в данной работе. В своей практической деятельности мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей.
Опыт проводился в подготовительной группе детского сада с детьми в возрасте 7 лет. Несмотря на приблизительно одинаковый возраст, дети отличались своими индивидуальными возможностями: кто-то был более робким в общении, кто-то наоборот напористым, кто-то несколько медлительным, кто-то более спокойным, кто-то наоборот непоседливым. При работе в группе необходимо обращать на это внимание, чтобы строить работу соответствующим образом.
Констатирующий этап исследования заключался в психолого-педагогической диагностике детской группы и определению содержания занятия.
Для изучения и первоначальной оценки психологических и индивидуальных особенностей детей перед началом эксперимента проводилось педагогическое наблюдение, результаты которого фиксировались в таблице. Например
 
ФИО ребенка
возраст
индивидуальные психологические особенности
что необходимо учитывать в работе
Потапенко Валентина Юрьевна
7 лет
Спокойная, усидчивая, немного робкая в общении
необходимо индивидуально обратиться к ней, назвать по имени, спросить, все ли она поняла, можно дать самостоятельную работу
Стефанов Михаил Викторович
7 лет 1 мес.
активный, любознательный, непоседливый, торопится при выполнении заданий
корректировать деятельность, добиваться более тщательного и вдумчивого выполнения заданий
Отбор содержания занятияосуществлялся следующим образом: изучалась специальная литература, сборникиигр, сборники дидактических упражнений и заданий для детей, отбирались игры изадания, соответствующие тематике планируемого эксперимента, целям обучения,возрасту, особенностям детей. На констатирующем этапе выявлялись начальныезнания детей о свойствах песка и глины, для этого им задавались вопросы,например, где мы можем найти песок, какой он, как с ним можно играть, какаяглина, где ее можно найти, что из нее можно сделать.
Затем начиналсяформирующий этап эксперимента.
На этом этапе былипроведены несколько обучающих занятий, направленных на закрепление у детейзнаний о свойствах песка и глины. Например, творческие уроки.
«Песчаные шедевры».
Нам понадобились сухойпесок, клей, плотная бумага или картон.
Сначала рисуем карандашом или фломастером рисунок — это может быть красивыйзамок, берег моря, морское дно. Можно нарисовать или приклеить вырезанные изжурналов подходящие персонажи. Теперь начинается самое интересное. Те места врисунке, где должен быть песок промазываем клеем. Пока клей не высох, чайнойложкой насыпаем песок на эти места. Песок нужно насыпать так, чтобы бумага подним не просвечивала. Подождем, пока песок высохнет. Потом стряхнем лишний песоки шедевр готов!
«Разноцветный песок»
Нам понадобились песок,несколько баночек из-под йогурта, краски, небольшой прозрачный стеклянный сосудс пробкой.
Эта работа требуетподготовки. Сначала песок рассыпаем по баночкам (примерно на 3/4). Теперьпокрасим его. Для этого разведем в баночках с водой краски, т.е. сделаем«цветную воду». Затем аккуратно зальем цветной водой баночки с песком иперемешаем как следует. Теперь подождем, пока песок снова станет совсем сухим.Когда песок высохнет, возьмем стеклянный сосуд и, постепенно заполнимстеклянную посудину разноцветными слоями. Закупорим сосуд, перевяжем красивойленточкой и оригинальный сувенир готов! Если его встряхнуть, то все слоиперемешаются и получится удивительный «мраморный» цвет.
По теме «Свойства песка»было проведено комплексное занятие.
Занятие былоориентировано на решение следующих задач:
1.  закрепить знания о свойствах песка
2.  формировать умение узнавать иназывать основные цвета
3.  развивать общую и мелкую моторику
4.  создать радостное настроение
Необходимое оборудование:
· скамейка, дорожкаиз ткани;
· мобильнаяпесочница, сито для песка, воронка;
· 1 большаятанцующая мышка;
· маленькие мышкипо количеству детей;
· телеграмма;
· цветные коробочки(основных цветов);
· косточкиабрикосов, зёрна белой и коричневой фасоли, горох, семечки;
· пиалы;
· нагрудные знаки сизображением зерен.
Ход занятия.
Организационныймомент (Дети сидят полукругом на стульчиках).
Воспитатель:
Дети, дети –телеграмма.
Пишет намМышенька — мама,
Что мышатазаболели,
Сыра оченьзахотели.
Просит насприйти она,
Принестичуть-чуть зерна.
(Воспитательпредлагает детям собрать гостинцы для больных мышат. По ходу укладывания зёрени косточек, уточняет их названия).
— Ребята,давайте пойдём в гости к мышке.
(Воспитательзаранее ставит скамейку, за ней кладет дорожку. Дети выстраиваются друг задругом и выполняют действия по словам воспитателя)
Наши ножки,наши ножки
По скамейке,по дорожке
Наших детокповедут,
Марик, Оля –тут как тут!
Света, Аня,не спеши,
И Алина…
Все прошли!
 
Основная часть.
1. Воспитатель берет в руки игрушку – Мышку и разговаривает сней.
— Здравствуй,Мышка. Мы к тебе в гости пришли да гостинцы принесли. А где твои мышата?
— Разбежалисьвсе они, не могу никак найти.
— Давайтепоможем Мышке найти её мышат.
(По групперасставлены коробочки 4 основных цветов и разных размеров).
— Ребята, авы знаете, что мои мышата любят прятаться в коробочках? Ищите скорее коробочкии несите их на стол.
(Дети ищут иприносят коробочки, а воспитатель спрашивает у каждого ребёнка: «Какого цвета утебя коробочка, она большая или маленькая?» Затем открывают их и достаютмышат.)
— Мышка, мымышат нашли!
Вот гостинцывам, бери!
(Воспитательприглашает детей к столу, и выкладывает «гостинцы» на разнос).
-Ой, здесьвсё перемешалось!
Мы мышатнакормим,
Всё здесьприберём.
Косточки изёрнышки
Вместеразберём.
(У детейнагрудные знаки с белой, коричневой фасолью, горохом, косточками абрикоса).
— А косточкимышки будут есть?
— А зёрнафасоли и гороха будут есть?
— А семечкибудут есть?
(Дети кормятмышат зёрнышками).
— Ешьтемышки, ешьте вволю-
Многозёрнышек на поле.
 
2. Работа с песком и водой.
— Мышка, гдеже твои мышата будут отдыхать? Где их норки?
— Нету нороку меня, помогите мне друзья.
-Ребята,сделаем норки? (Да)
(Детиподходят к песочнице наполовину заполненную сухим песком, а наполовину мокрым).
— Посмотрите,дети, как сыплется песок. А вы знаете почему он сыплется? (Он сухой)
— А какогоцвета сухой песок? (Жёлтого) Я попробую насыпать сухой песок в воронку, а вы возьмитесухой песок в руки. Он сыплется? (Да)
Попробуем-камы набрать песок в сито. Что получается? (Песок просыпается). А можно липостроить норки из этого песка для мышат? (Нет). давайте всё же попробуемсобрать его горкой.
(Вместе сдетьми собирает песок горкой, он рассыпается).
— Неполучается. А что нужно сделать с песком, чтобы из него можно было строить?(Полить песок водой). А где у нас мокрый песок? Давайте насыплем песок вворонки. Не сыплется? Почему? (Потому, что он мокрый). А через сито он будетсыпаться? (Нет). А почему? (Потому, что он сырой). Зато из сырого песка можнопостроить горку. (Дети строят горку из сырого песка, воспитатель обращаетвнимание на то, что песок стал тёмным).
— Мы построимнорки для мышки и мышат,
Будут мышки внорке очень крепко спать.
(Кладут мышекв норки.)
— Поработалина славу, постарались от души.
А теперьпомоют дружно свои руки малыши.
Заключительнаячасть.
Воспитатель говорит, держа в руках игрушку
-Спасибо вам,ребятки,
За норки иобед,
А я для васстанцую
И помашу вамвслед.
(Мама-мышьтанцует и прощается с гостями, воспитатель предлагает детям вернуться домой).
-Наши ножки, наши ножки,
По скамейке, по дорожке,
Наших деток поведут,
Марик, Оля – тут как тут!
Света, Аня, не спеши,
И Алина…
Все прошли!
Занятие окончено.
Знакомство сосвойствами глины, а также способами работы с ней детей знакомим на занятияхлепки. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуютсямелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления,к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.
Важнопомнить, что глина пачкает руки во время лепки, но зато легко смывается обычнойводой. Изделия из глины легко высушить и потом расписывать их красками, изглины отлично можно лепить посудку для кукол, и даже персонажей для сказки. Назанятиях по лепке из глины учим детей технике вытягивания и выщипывания — не изотдельных частей собирать предмет, а искать внутри спрятанные лапки, ушки. Длясоздания декораций делаем весенний лес — в лепешку из глины втыкаем веточки иприлепляем к ним листики и цветы из пластилина.
Можно изколбасок лепить буквы и цифры. Можно раскатывать тесто через кусок ткани разнойфактуры, а потом на ней отпечатывать ключик или листочек, или игрушку.
Из глиныможно изготовить и посуду. Что и было проделано нами на одном из занятии потеме «Лепка декоративной посуды». Данноезанятие является не первым в цикле занятий по декоративной лепке, а продолжаетего. Задачи, решаемые на этом занятии:
1.  Учить детей изображать декоративнуюпосуду, передавая особенности формы и росписи.
2.  Творчески подходить к выполнениюработы и самостоятельно выбирать способ лепки.
3.  Украшать готовое изделие углубленнымрельефом при помощи стеки, или налепами.
4.  Закреплять навыки аккуратной лепки.
Необходимые материалы
1.  Поворотные станки, стеки, влажныегубки, подставки, глина на каждого ребенка.
2.  Иллюстративный материал сизображением декоративной посуды, образцы декоративной посуды разногопредназначения, магнитофонная запись спокойной музыки.
Ход занятия.
1.Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы свами продолжим знакомство с декоративной посудой. Встаньте удобно, закройтеглаза и представьте, что мы перенеслись в древний мир. Представили? А теперь послушайтемой рассказ. Люди с древних времен лепили глиняную посуду. Сначала они хранилив ней разные продукты: овощи, фрукты, зерно. Но однажды один горшок сталкрепким, легким, звонким, но главное он не размокал от воды. Так глинянаяпосуда вошла в быт первых людей. Постепенно при лепке посуды люди сталиизменять форму изделий, делали кувшины с длинными узкими горлышками для воды иширокие массивные сосуды с крепкими ручками для других продуктов. Вскоре сталиотбирать наиболее удачные и красивые изделия, а потом и сами стали украшатьпосуду разными способами. Вот, например древнегреческая ваза украшена глинойразных цветов. А еще, какими способами можно украсить посуду?
(Ответы детей: налепами, углубленным рельефом, росписью)
То есть современем посуда стала настоящим украшением стола, а потом и жилища человека.Появились причудливые изящные вазы, кувшины разнообразных форм и размеров, т.е.появилась декоративная посуда. Что значит слово «декоративная»?
(Ответы детей: яркая, расписная, украшенная.)
Давайтерассмотрим некоторые изделия поближе. Вот перед вами разные виды посуды: вазы,кувшины, конфетницы, чаши. Нравятся они вам? Чем именно?
(Ответы детей: красивые)
Ребята, а каквы думаете, каким способом вылепили эту вазу? А эту сахарницу? и т.д.
(Выслушиваюответы детей, дополняю, добавляю, еще раз повторяю способы лепки: вдавливание,выбирание, ленточный способ.)
Итак, сегоднямы с вами тоже будем создавать декоративную посуду, будем лепить известнымиспособами самую разную посуду. И конечно будем украшать ее или налепами илипрорисовывать узор стекой.
Рассаживайтесьза столы, кому как удобно, садитесь красиво, спину держим прямо. Подумайте,какую посуду вы хотели бы вылепить, и какой способ нужно для этогоиспользовать.
(Ответы детей, совет, подсказ воспитателя)
Хорошоподумайте, на сколько частей вы разделите кусок глины. Самые удачные работывысушим, и вы заберете для украшения группы. Приступаем к работе, хорошоразминаем глину, делим ее на части.
(Самостоятельнаяработа детей, помощь, подсказ, напоминание, что перед налепами или прорисовкойнеобходимо тщательно загладить поверхность.)
После работывоспитатель предлагает детям вымыть руки и рассмотреть изделия вылепленныедетьми, отметить наиболее удачные, выбрать для группы.
Воспитатель:А теперь давайте на минуту закроем глаза и постараемся вспомнить самыеинтересные моменты занятия, что вам понравилось больше всего?
(Ответы детей).
После проведения данного занятия устраивалась выставкаготовых работ, они демонстрировались родителям.
Данное занятие очень интересно детям, они очень стараютсяпри выполнении заданий, очень гордятся теми изделиями, которые изготовилисвоими руками, с радостью демонстрируют их родителям и друг другу.
На этомформирующий этап закончен, начинается контрольный этап.
Необходимо выяснить, что дети запомнили, хорошо ли усвоили знания, научились ли определять свойствапеска и глины, использовать их для творчества. Для этого детям задаются в конце каждого занятия детям задавались вопросы по теме, а в ходе и в конце каждого занятия воспитатель вместе с детьми формулировал выводы. При ответах детей учитывались не только их правильность, но и активность детей, их готовность отвечать.
После проведения данного блока занятий выявилось, что все дети были очень активны, хорошо усвоили предложенный им материал, он не был для них труден, наоборот, вызвал большой интерес у детей, что также способствовало его лучшему усвоению.
Таким образом, согласногипотезе нашего исследования, применение различных методов при ознакомлении семилетнихдетей со свойствами песка и глины возможно и необходимо только тогда, когдапедагог целенаправленно включает детей в различные продуктивные видыдеятельности; обучение идет через активную игровую, исследовательскую иэспериметирующую деятельность; практические занятия способствуют формированиюпредставлений об окружающем мире. Это и доказывают проведенные намиопытно-экспериментальные занятия по общей теме «Свойства песка и глины».Следовательно, игровая, творческая и экспериментально-опытная деятельностьявляются необходимым элементом обучающего процесса при изучении свойств неживойприроды, в частности свойств песка и глины, и должна быть включена в системуметодов и приемов формирования знаний об окружающем мире у детей старшегодошкольного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семилетний возрастявляется переходным от детства дошкольного к детству школьному, именно в этомвозрасте уже начинается постепенная подготовка ребенка к школе. В этом возрастепроисходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональнойсфер личности ребенка. Развитие личности и деятельности характеризуетсяпоявлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах иявлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи,существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи вомногом определяет его развитие.
Но при этом детей все женадо знакомить лишь с достаточно простыми зависимостями, в процессе познаниякоторых существенную роль играют специфические формы мышления дошкольников, аименно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Знания в семилетнемвозрасте должны становится продуктом определенных познавательных действийребенка. При формировании новых знаний необходима и организация новыхпознавательных действий детей. На основе этих положений в дидактике разработаныразнообразные методы обучения: опыты, эксперименты, игры.
Старших дошкольниковзнакомят с доступными для данного возраста предметами неживой природы, учатсамостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простыепреобразования. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточнополные и правильные представления как о внешних свойствах предметов неживойприроды, так и о некоторых внутренних связях и отношениях.
Знакомство с предметаминеживой природы, в частности с песком и глиной должно отличаться по содержаниюи методам от школьного обучения. Прежде всего, детей знакомят с теми фактамидействительности, которые так или иначе попадают в поле зрения в быту.Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребенка и проводиться вувлекательной форме, т есть через игры, творческую деятельность, опыты.
В настоящее время всистеме дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познаниязакономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н.,Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать методэкспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста. Мы такжеиспользовали данный метод в своем педагогическом, что и отметили в даннойработе.
В ходе проведенного намиопытно-педагогического исследования нами было установлено, чтоэкспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижениепредположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступныхвыводов. Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошимсредством интеллектуального развития дошкольников.
Детскоеэкспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферуребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счётповышения общего уровня двигательной активности.

ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова Ю.А.Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.
2. Вахрушев А.А. Мири человек. – М.: Дрофа, 1998.
3. Выготский Л.С.Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.
4. Дыбина О.В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.,2005.
5. Дыбина О.В.Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
6. Кулагина И.Ю.Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. М.:Изд-во РОУ, 1996.
7. Куликовская И.Э.,Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед.общество России, 2003
8. Организацияэкспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2004
9. Перельман Я.И.Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
10. Поддъяков Н.М.Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998.
11.  Равиза Ф.В.Простые опыты. М., 1997.
12. Рыжова Н. Игры сводой и песком. // Обруч, 1997. — №2
13. Рыжова Н. Опыты спеском и глиной. Обруч, 1998. — №2.
14. Смирнов Ю.И.Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.