Применение систем "директ-кост" и "стандарт-кост" в бухгалтерском учете

Задание1. Директ-кост
Спорткомплексомоказываются три вида услуг: занятия в тренажерном зале, аренда большогоигрового зала, занятия шейпингом. Разовое занятие в тренажерном зале стоит 50р., аренда одного часа большого игрового зала – 300 р., разовое занятиешейпингом – 40 р.
Одновременно втренажерном зале могут заниматься 10 человек, в шейпинг — зале – 6. большойигровой зал занимает команда игроков, и стоимость этой услуги зависит отколичества арендованных часов, а не от размера команды.
Несмотря на то, чтоспорткомплекс работает ежедневно с 9 до 23 часов, существуют ограничения попредоставлению различных залов населению и юридическим лицам за плату. Общееколичество предоставляемых часов по трем залам – 23, при этом каждый зал долженэксплуатироваться не менее 4 ч. в сутки. В таблице 2 приведены данные оежемесячных переменных расходах комплекса, распределенных по видам оказываемыхуслуг, а также информация о постоянных расходах за квартал.
Таблица1
Расходыспорткомплекса, руб.№ п/п Статьи затрат Виды услуг Итого Тренажерный зал Игровой зал Шейпинг-зал 1. Переменные расходы – всего 19909 98835 6189 124933 — затраты на электроэнергию 9924 76533 2051 89408 — заработная плата тренерского состава 8620 11711 2832 23163 — общепроизводственные расходы 1365 10591 406 12362 2. Число часов работы залов в день, час. 13 6 4 23 3. Постоянные расходы – всего – – – 462729 — амортизация основных средств – – – 210492 — заработная плата ИТР с начислениями – – – 102990 — содержание и ремонт здания – – – 140000 — прочие общехозяйственные расходы – – – 9247
При загрузке залов сучетом существующих ограничений определить маржинальный доход, операционнуюприбыль при калькуляции по полным и переменным затратам, в условиях системы«директ-кост» и при калькулировании по полной себестоимости осуществитьсоответствующие учетные записи на счетах бухгалтерского учета.
Таблица2
Прибыльпри калькуляции с полным распределением затратПоказатель (на единицу) Итого Выручка от реализации 1040 Затраты на электроэнергию 468 Основная заработная плата тренерского состава 111 Общепроизводственные расходы 70 Валовая прибыль 392 Амортизация 102 Общепроизводственные постоянные затраты 118 Операционная прибыль 172
Таблица3
Прибыльпри калькуляции по переменным затратамПоказатель (на единицу) Итого Выручка от реализации 1040 Переменные расходы, в т. ч.: 644 — затраты на электроэнергию 468 — заработная плата тренерского состава 111 — общепроизводственные расходы 66 ИТОГО переменные расходы 644 Маржинальная прибыль 396 Постоянные расходы, в т.ч.: 224 — амортизация основных средств 102 — заработная плата ИТР с начислениями 50 — содержание и ремонт здания 68 — прочие общехозяйственные расходы 4 ИТОГО постоянные расходы 224 Операционная прибыль 172
Таблица4
Учетныезаписи на счетах хозяйственного учета в условиях системы «директ-кост»Содержание хозяйственной операции Сумма Д К Начислена амортизация 102 20 2 Начислена заработная плата 111 20 70 Списываются общепроизводственные расходы 70 20 25 Списывается постоянная часть общепроизводственных расходов 118 90 25 Списываются общехозяйственные расходы 468 90 26 Списана себестоимость выполненных работ 283 90 20
Таблица5
Учетныезаписи на счетах хозяйственного учета по полной себестоимостиСодержание хозяйственной операции Сумма Д К Начислена амортизация 102 20 2 Начислена заработная плата 111 20 70 Списываются общепроизводственные расходы 70 20 25 Списывается постоянная часть общепроизводственных расходов 118 20 25 Списываются общехозяйственные расходы 468 20 25 Списана себестоимость выполненных работ 869 90 20

Задание2. Стандарт-кост
Компания используетсистему «стандарт-кост» в своем подразделении по производству изделий изстекла.
Таблица6
Нормативныезатраты на производство одного ветрового стекла,
руб.на ед.Основные материалы (ОМн, кг ´ Цомн, руб./кг) (50 кг´1,5 руб./кг) 75 Прямые трудозатраты (ТЗн, час´Стзн, руб./ч) (7 час ´ 12,4 руб./ч) 86,8 Общепроизводственные расходы (ОПРн, час´Цопрн, руб./ч) (3ч´8,6руб/ч) 24 Общие нормативные затраты 187,6
Текущие переменныеобщепроизводственные расходы составляют 8 руб. на 1 ч прямых трудозатрат, ибюджетные постоянные общепроизводственные расходы равны 30 000 руб. В течениеянваря подразделение изготовило 1350 ветровых стекол при нормальной мощностипроизводства 1400 таких стекол.
Таблица7
Фактическиезатраты на одно ветровое стеклоОсновные материалы (ОМф, кг ´ Цомф, руб./кг) (47 кг ´• 1,9 руб/кг) 89,3 Прямые трудозатраты (ТЗф, час´Стзф, руб./ч) (7,2 ч ´• 12,9 руб/ч) 92,88 Общепроизводственные расходы (ОПРф, руб. / Nф, шт.) (45640 руб / 1350 стекол) 33,8 Общие фактические затраты 215,98
Рассчитать отклонения всистеме «стандарт-кост» и сделать соответствующие учетные записи на счетахбухгалтерского учета.
1.        Отклонениепо материалам.
Первый фактор – цена:
ΔЦм = (1,9 — 1,5) ∙47 = 18,8
Отклонениенеблагоприятное – допущен перерасход средств.
Второй фактор –удельный расход материалов:
Стандартный расходматериалов должен был составить 50кг. Фактический удельный расход составил47кг.
Отклонение фактическихзатрат от стандартных по использованию материалов:
ΔИм =(47 — 50) ∙ 1,5 = -4,5р.
Совокупное отклонениепо материалам – это разница между фактическими затратами на материал истандартными затратами с учетом фактического выпуска продукции.
Стандартные удельныезатраты по материалу: 75р. Фактические удельные затраты по материалу: 89,3р.
Совокупное отклонениепо материалу составит:
Δмсов= 89,3-75 = 14,3р.
Таблица8
Отклоненияпо материалу (на единицу)По цене 18,8 По использованию -4,5 Совокупное отклонение 14,3
Задолженностьпоставщику за приобретенные материалы учтена по стандартным ценам: 47 ∙1,5 ∙ 1350 = 95175р.
Списание материалов заосновное производство производится по стандартным затратам, скорректированнымна фактический объем производства: 50 ∙ 1,5 ∙ 1350 = 101250р.

Таблица9
БухгалтерскиепроводкиСодержание хозяйственной операции Сумма Д К Отражена задолженность поставщику за материалы 95175 10 60 Отражено списание материалов 101250 20 10 Отражены отклонения по цене 25380 16-1 60 Отражено отклонение по использованию материалов 6075 10 16-2
2.        Отклонениепо заработной плате.
Отклонение по ставкезаработной платы:
ΔОТ = (12,9 — 12,4) ∙ 7,2 = 3,6р.
Отклонение попроизводительности:
Δt= (7,2 — 7) ∙ 12,4 = 2,48р.
Совокупное отклонениефактически начисленной заработной платы от ее стандартной величины = фактическиначисленная заработная плата – стандартные затраты по заработной плате с учетомфактического объема производства.
Δзпсов= 92,88-86,8 = 6,08р.
Таблица10
Отклонениепо заработной платеОтклонение по ставке заработной платы 3,6 Отклонение по производительности 2,48 Совокупное отклонение по заработной плате 6,08

Списание заработнойплаты отражается по стандартным затратам как произведение фактического выпускапродукции в нормо-часах и нормативной ставки заработной платы: 86,8 ∙1350 = 117180р.
Отклонение по ставке всумме 3,6 ∙ 1350 = 4860 р. учитывается на субсчете 16-3 в корреспонденциисо счетом 70. Отклонение по производительности в сумме 2,48 ∙ 1350 = 3348– на субсчете 16-4. Кредитовый оборот по счету 70 составит фактическиначисленную сумму заработной платы: (4860 + 3348 + 117180 = 125388 р.).
Таблица11
БухгалтерскиепроводкиХозяйственные операции Сумма Д К Начислена заработная плата 11718 20 70 Отражено отклонение по ставке 4860 16-3 70 Отражено отклонение по производительности 3348 16-4 70
3. Отклоненияобщепроизводственных расходов.
Суммарное отклонение:
ΔОПР = 33,8-24 =9,8р.
Отклонение поэффективности: (1400 — 1350)/3 ∙ 0,6 = 10р.
Отклонение по затратам:9,8 — 10 = -0,2р.
Таблица12
Отклоненияпо общепроизводственным расходамОтклонение по эффективности 10 Отклонение по затратам -0,2 Совокупное отклонение по общепроизводственным расходам 9,8

Списаниеобщепроизводственных расходов осуществляется по нормам с учетом фактическоговыпуска: 24 ∙ 1350 = 32400р. Отдельно отражается неблагоприятноеотклонение: 9,8 ∙ 1350 = 13230р. И благоприятное: 0,2 ∙ 1350 =270р. Кредитовый оборот по счету 25 составит: 13230 – 270 + 32400 = 45360р.
Таблица13
БухгалтерскиепроводкиХозяйственные операции Сумма Д К Отражено списание общепроизводственных расходов на основное производство 32400 20 25 Отражено благоприятное отклонение  270 25 16 Отражено неблагоприятное отклонение  13230 16 25

Задание3. Бюджетирование
3.1Бюджет производства
Прогноз компании попродаже дверей для гаражей на 2006 г. в таблице.
Таблица14
Прогнозпо продаже, штукЯнварь 25000 Июль 70000 Февраль 34000 Август 60000 Март 45000 Сентябрь 60000 Апрель 56000 Октябрь 50000 Май 60000 Ноябрь 45000 Июнь 70000 Декабрь 35000
Прогноз продаж наянварь 2007 г. — 23 000 дверей. Начальные запасы на 1 января 2006 г. составили 13 000 дверей. Компания придерживается такой политики, что минимальный уровеньзапасов должен равняться 15 000 шт., а максимальный — половине количествапродаж следующего месяца. Максимальная производительность составляет 75 000дверей в месяц.
Подготовьте бюджетпроизводства на 2006 г. с указанием количества дверей, которое необходимопроизводить ежемесячно. Какое количество дверей будут составлять конечныезапасы готовой продукции 31 декабря 2006 г.?
Таблица15
БюджетпроизводстваМесяц/год НЗ ОП ПР КЗ 2006         Январь 13000 25000 27000 15000 Февраль 15000 34000 34000 15000 Март 15000 45000 45000 15000 Апрель 15000 56000 56000 15000 Май 15000 60000 60000 15000 Июнь 15000 70000 70000 15000 Июль 15000 70000 70000 15000 Август 15000 60000 60000 15000 Сентябрь 15000 60000 60000 15000 Октябрь 15000 50000 50000 15000 Ноябрь 15000 45000 45000 15000 Декабрь 15000 35000 35000 15000 2007         Январь 15000 23000    
3.2Бюджет закупки/использования материалов
Бюджет продаж на первыепять месяцев 2006 г. для одной производственной линии компании «Артур» выглядитследующим образом:
Таблица16
Бюджетпродаж, штукЯнварь 14800 Февраль 14900 Март 14200 Апрель 12700 Май 9000
Запасы готовойпродукции на конец каждого месяца должны быть равны 25% продаж, предполагаемыхв следующем месяце. На 1 января на складе было 1800 шт. этого вида продукции.На конец месяца незавершенного производства не остается. Для производстваединицы продукции требуются два типа материалов в следующих количествах:
Таблица17
Расходматериала на ед. продукцииМатериал А 6 Материал В 1
В конце каждого месяцана складе должно быть материалов в количестве, равном половине потребностейследующего месяца. Это требование было выполнено на 1 января 2006 г.
Подготовьте бюджет,показывающий количество материалов каждого типа, которые необходимо приобретатькаждый месяц в I кв. 2006 г.
Таблица18
БюджетпроизводстваМесяц НЗ ОП ПР КЗ Январь 1800 14800 16725 3725 Февраль 3725 14900 14725 3550 Март 3550 14200 13825 3175 Апрель 3175 12700 11775 2250 Май 2250 9000    
Таблица19
Бюджетзакупки материала А Месяц НЗ Потребление Закупка КЗ Январь 50175 100350 94350 44175 Февраль 44175 88350 85650 41475 Март 41475 82950 76800 35325 Апрель 35325 70650 55575 20250 Май 20250 40500 20250
Таблица20
Бюджетзакупки материала Б Месяц НЗ Потребление Закупка КЗ Январь 8363 16725 15725 7363 Февраль 7363 14725 14275 6913 Март 6913 13825 12800 5888 Апрель 5888 11775 9262,5 3375 Май 3375 6750 3375