Применение свойств функций для решения уравнений

Применение свойств
функций для решения  уравнений

Т.С. Кармакова,  доцент кафедры алгебры ХГПУ

В
предлагаемой статье речь идет о нестандартных приемах решения уравнений,
основанных на простых и хорошо известных учащимся свойствах и характеристиках
функций, таких как непрерывность, монотонность наибольшее и наименьшее
значение.  Используя предлагаемые автором
задачи и методы их решения, учитель сможет сформировать у  учащихся более широкий взгляд на область
применения различных этих свойств. Ведь не секрет, что в стандартном курсе
школьной математики свойства функций применяются в основном для построения их
графиков.

В
соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего
образования, утвержденным Министерством образования РФ (пр. №56 от 30.06.99),
все учащиеся должны знать три основных метода решения уравнений:

Разложение
на множители,

Замена
переменных,

Использование
свойств функций.

Рассмотрим
на конкретных примерах сущность третьего метода. Этот метод применяется тогда,
когда уравнение F(x)=G(x) в результате преобразований или замены переменных не
может быть приведено к  тому или иному
стандартному уравнению, имеющему определенный алгоритм решения.
Продемонстрируем использование некоторых свойств функций к решению уравнений
указанного выше вида в случае, когда F(x) и G(x)  – любые элементарные функции.

Использование
области определения и области значения функций

Решить
уравнение

Решение:
Множество решений этого уравнения совпадает с областью определения функции . Областью определения этой функции (в соответствии с
определением степени  с рациональным
показателем) является множество положительных действительных чисел.

Ответ:
x>0.

Решить
уравнение  sinxctgx=cosx.

Решение:
Множество решений этого уравнения совпадает с областью определения уравнения.
Область определения уравнения – это общая часть областей определения функций,
входящих в уравнение. Следовательно, множество решений уравнения – множество
всех действительных чисел, кроме x=kp, где kÎZ.

Ответ:
x¹kp, где
kÎZ.

Решить
уравнение .

Решение:
У этого уравнения нет корней, так как область значений функции  при x³1 есть множество неотрицательных чисел, а функция при всех x принимает отрицательные значения.

Решить
уравнения:

а)

б)

в)

г)

д)

е)

Ответы:
а) x>0, x¹1;
б) êxê£1;
в) x¹0;
г) x³0;
д) Нет корней; е)  x¹0.

Использование
экстремальных значений функций

Сущность
этого способа решения уравнений в том, что оцениваются правая и левая части
уравнения F(x)=G(x) и, если одна из функций принимает значение не меньше
некоторого числа А, а другая – не больше этого же числа А, то данное уравнение
заменяется системой уравнений:

Этот
способ может быть применен к решению следующих уравнений:

в
обеих частях уравнения стоят функции разного вида;

в
одной части уравнения функция, ограниченная сверху, а в другой – ограниченная
снизу;

в
одной части уравнения стоит функция, ограниченная сверху или снизу, а в другой
– конкретное число.

Рассмотрим
конкретные примеры.

2.1
Решить уравнение

Решение:
Оценим правую и левую части уравнения:

а)
, так как , а ;

б)
, так как .

Оценка
частей уравнения показывает, что левая часть не меньше, а правая не больше двух
при любых допустимых значениях переменной x. Следовательно, данное уравнение
равносильно системе 

Первое
уравнение системы имеет только один корень х=-2. Подставляя это значение во
второе уравнение получаем верное числовое равенство:

Ответ:
х=-2.

2.2
Решить уравнение   

Решение:
левая часть уравнения не больше двух, а правая – не меньше двух, следовательно,
данное уравнение равносильно  системе:

Второе
уравнение в этой системе имеет единственный корень х=0. Подставляя найденное
значение х в первое уравнение, получаем верное числовое равенство.

Ответ:
х=0.

2.3
Решить уравнение

Решение:
Оценим левую часть уравнения: , следовательно, . Получили, что в данном уравнении левая часть не больше
восьми, а правая часть равна девяти при всех действительных значениях
переменной х, поэтому данное уравнение не имеет корней.

Ответ:
нет корней.

2.4
Решить уравнения:

а)

б)

в)
 

г)

д)

е)

Ответы:
а) p;
б) 0; в) 0; г) 0.5; д) 1; е) нет корней.

Использование
монотонности функций

Этот
способ основан на следующих теоретических фактах:

Если
одна функция возрастает, а другая убывает на одном и том же промежутке, то
графики их либо только один раз пересекутся, либо вообще не пересекутся, а это
означает, что уравнение F(x)=G(x) имеет единственное решение, либо вообще не
имеет решений;

Если
на некотором промежутке одна из функций убывает (возрастает), а другая
принимает постоянные значения, то уравнение F(x)=G(x) либо имеет единственный
корень, либо не имеет корней.

Сущность
этого способа состоит в том, исследуются на монотонность левая и правая части
уравнения и, если оказывается, что функции удовлетворяют какому – либо из
приведенных условий, то найденное подбором решение будет единственным корнем
уравнения.

Этот
способ можно использовать для решения следующих типов уравнений:

уравнения,
в обеих частях которых стоят функции разного вида;

уравнения,
в одной части которых убывающая, а в другой – возрастающая на данном промежутке
функции;

уравнения,
одна часть которых – возрастающая или убывающая функция, а вторая – число.

Рассмотрим
примеры.

3.1
Решить уравнение

Решение:
область определения данного уравнения x>0. Исследуем на монотонность функции
. Первая из них –убывающая (так как это – логарифмическая
функция с основанием больше нуля, но меньше единицы), а вторая – возрастающая
(это линейная функция с положительным коэффициентом при х). Подбором легко
находится корень уравнения х=3, который является единственным решением данного
уравнения.

Ответ:
х=3.

3.2
Решить уравнение

Решение:
Данному уравнению удовлетворяет число х=2. Проверим, удовлетворяют ли функции,
образующие уравнение, условиям, при которых можно утверждать, что других корней
нет. Сначала рассмотрим . Исследуем ее на монотонность с помощью производной: . Решаем биквадратное уравнение

,

,

поэтому
 при всех значениях хÎR.,
следовательно, функция f(x)- возрастающая.

Теперь
исследуем функцию . Как легко установить, она убывает при всех значениях хÎR.
Из проведенного исследования можно сделать вывод, что х=2 – единственный корень
данного уравнения.

Ответ:
х=2

3.3
Решить уравнение

Решение:
Легко проверить, что х=1 – корень данного уравнения, но мы пока не можем
утверждать, что других корней нет, так как и левая и правя части уравнения –
возрастающие функции. Преобразуем данное уравнение к виду . Функция в левой части – сумма двух убывающих функций, а
следовательно, она также убывающая. В правой же части стоит постоянная функция.
Таким образом, рассматриваемое уравнение может иметь только один корень.

Ответ:
х=1

3.4
Решить уравнения:

а)
2×3+9×2+150x-161=0

б)
13x+7x=2

в)
2x+5x=2-tgx

г)

д)

е)
x+2=76-x

Ответы:
а) х=1; б) х=0; в) х=0; г) х=2; д) х=4; е) х=5.

В
конце приведем список литературы, по которому читатели смогут самостоятельно
изучить, как использовать различные свойства функций при решении уравнений.
Список литературы

Аксенов
А.А. Решение задач методом оценки.//Математика в школе, 1999, №3, с. 30

Дорофеев
Г.В., Потапов М.К., Розов Н.Х. Пособие по математике для поступающих в Вузы.
М.: Наука, 1976

Литвиненко
В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике: алгебра,
тригонометрия. М.: Просвещение, 1991

Шарыгин
И.М., Голубев В.И. Решение задач: Учебное пособие для 11 классов
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.khspu.ru