Применение технологии автоматической идентификации в логистике

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОЛГОГРАДСКИЙФИЛИАЛ

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Вариант №8
Выполнила:
Проверил:
К.т.н. доцент
Попов П.В.
ШИФР: Эи УП СПО-2007-108
ВОЛГОГРАД2010

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Применение технологии автоматическойидентификации в коммерческой логистике
Заключение

ВВЕДЕНИЕ
Современнаялогистика — уникальная область экономики и человеческой деятельности. Новыеэффективные черты логистика обрела в связи с тем, что традиционные сферы ееприменения сливаются воедино, образовывая интегрированную логистику. Онаохватывает и объединяет в единый интегрированный процесс такие видыдеятельности, как информационный обмен, транспортировку, управление запасами,складским хозяйством, грузопереработку и упаковку. В прикладном значениилогистика предприятия все в большей степени рассматривается как интегрированныйпроцесс, призванный содействовать созданию потребительной стоимости снаименьшими общими издержками.
Влогистике автоматизация и информационные технологии остаются главныминаправлениями развития на современном этапе. Все более широкое применениенаходит глобальная сеть Интернет; штриховое кодирование, электронный обменданными и радиочастотная идентификация превращаются из чисто техническихсредств, в средства автоматической идентификации по ведению современногобизнеса. Их интегрированное применение наиболее актуально при управлениицепочками поставок, объединяющих предприятия промышленности, торговли итранспорта. Межотраслевые интегрированные цепи призваны оптимизировать в рамкахкрупных систем материально-технического снабжения, производства, сбыта исервисного обслуживания операций всех участников с организациейтранспортно-экспедиторского обслуживания.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИАВТОМАТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ЛОГИСТИКЕ
Технология автоматическойидентификации в коммерческой логистике предназначена для отслеживания путитовара на всех этапах его движения от производителя к потребителю. Этопозволяет оптимизировать размеры складских запасов, оперативно пополнять запасытоваров в торговом зале (супермаркеты зачастую несут большие убытки из-занерадивости своих служащих, забывающих своевременно пополнять запасы товаров наполках), повысить эффективность планирования деятельности торговогопредприятия.
Технологииавтоматической идентификации, используемые в коммерческой логистике:
Штрих-кодирование.
Вштриховом кодировании применяются световые волны. Оптические метки — штриховыекоды — уже многие годы используются для маркировки товаров. Однако штриховыекоды имеют целый ряд недостатков, ограничивающих их применение:
• малая информационнаяемкость (одномерный штрих-код размером с лист формата А4 позволяет закодироватьлишь около 50 байт информации);
• отсутствие возможностиизменения записанной информации (штрих-коды относятся к классу меток readonly);
• неэффективностьиспользования для защиты товара от фальсификации;
• низкая надежность иотносительно низкая скорость считывания информации;
• недолговечность (срокслужбы зависит от характеристик носителя штрих-кода, от краски, котораяиспользовалась для воспроизведения кода, от условий эксплуатации).
Впервую очередь, именно дешевизна штрих-кодовых этикеток определяет высокуюпопулярность этой технологии, сохраняющуюся и поныне. Тем не менее, многиеаналитики предсказывают, что штрих-кодирование будет со временем вытесненорадиочастотной идентификацией (RFID).
Идентификационныеметки
Идентификационная меткадолжна обеспечивать хранение и воспроизведение информации в цифровом виде,акроме того, должна иметь малые габариты, позволяющие без ущерба для внешнеговида товара интегрировать ее в этикетку, упаковку или непосредственно взащищаемый объект. Покупатель при выборе товара должен иметь возможностьубедиться в наличии метки, но не должен ее видеть и в идеале не должен знать, вкаком месте этикетки или упаковки она находится. Таким образом, он будет уверенв том, что товар не поддельный, но не сможет вывести метку из строя с цельюхищения товара из магазина.
В зависимости отвозможности изменения информации различают три вида меток:
• однократно записываемые(Read Only — отсутствует возможность изменения единожды записанной информации);
• однократноперезаписываемые (Write Once Read Many — с возможностью однократного измененияинформации);
• многократноперезаписываемые (Read/Write — с возможностью многократного измененияинформации).
Основные параметры меткиопределяются применяемой технологией идентификации, которая, в свою очередь,характеризуется способом обмена информацией между сканером и идентификационнойметкой. В современных системах автоматической идентификации для передачиинформации используется электромагнитное излучение: световые или радиоволны.
Автоматическаяидентификация с использованием радиоволн (RFID)
RFID система состоит израдиосканера, компьютера и радиометки. Радиосканер состоит из передатчика,приемника, антенны, а также включает интерфейс для связи с компьютером,выполняющим обработку информации.
Радиометка, илитранспондер (TRANSmitter/resPONDER — передатчик-приемник), обычно состоит изприемника, передатчика, антенны и блока памяти для хранения информации.Приемник, передатчик и память конструктивно выполняются в виде отдельноймикросхемы (чипа).
Радиометки могут быть какпассивными, так и активными. Пассивные радиометки не имеют собственногоисточника питания, а необходимую для работы энергию получают из поступающего отсчитывателя электромагнитного сигнала. Дальность чтения пассивных радиометокзависит от энергии радиосканера. Активные радиометки включают источник питания,повышающий дальность их считывания, по сравнению с пассивными метками, какминимум в 23 раза.
Передатчик радиосканерагенерирует радиоволны определенной частоты, активирующие метку, котораяотвечает собственным сигналом той же самой или иной частоты, содержащимполезную информацию. Частоты сигналов сканера и метки оказывают существенноевлияние на характеристики RFID системы. Как правило, чем выше диапазон рабочихчастот, тем больше дальность считывания информации с радиометки (до 30 м иболее), тем меньше габариты метки и выше ее стоимость.
Автоматическаяидентификация с использованием радиоволн предоставляет пользователям гораздобольшие возможности по сравнению со штриховым кодированием. RFID системы имеютследующие достоинства:
• возможность созданиямногократно перезаписываемых меток;
• возможность хранитьбольшие объемы информации (до 1 Мбайт);
• высокая скорость записиданных, во много раз превышающая время печати штрих-кода;
• возможность защитыданных от изменения и несанкционированного считывания;
• метка может заниматьлюбое положение в пределах зоны действия радиосканера, что позволяет разместитьее внутри упаковки и скрыть таким образом от покупателя (для предотвращения еенесанкционированного удаления), а также защитить от воздействия окружающейсреды;
• высокая долговечность(срок службы пассивных меток при условии их защиты от воздействия окружающейсреды фактически неограничен).
К недостаткам RFIDсистемотносятся:
• относительно высокаястоимость меток;
• возможностьэкранирования некоторых радиометок токопроводящими поверхностями, напримерлистом фольги, что ограничивает возможность интеграции меток в металлическуюупаковку, а также делает возможной ее намеренную деактивацию;
• возможность сбоя приодновременном попадании в зону действия радиосканера нескольких однотипныхметок;
• возможность сбоя врезультате внешних помех, например воздействия электромагнитных полейкомпьютеров и мониторов.
Складированиеразбивается на три этапа: приемкатовара, хранение товара, отгрузка товара.Рассмотрим плюсы и минусы конкурирующих технологий автоматической идентификациина каждом из этапов.
Приемка товара.
Кактолько на склад поступает товар, уже маркированный по одной из двух технологий,различия проступают весьма явно. Важнейшее преимущество RFID перед конкурентомв том, что для этой технологии не требуется прямая видимость между считывателеми радиометкой, а, кроме того, считыватель способен идентифицировать множествометок одновременно. Допустим, на склад недопоставили товар и нужно составитькоммерческий акт о недостаче. Если используется штрих-кодовая маркировка, длясоставления полной описи товара на паллетах требовалось бы произвести ручнойили полу-автоматический подсчет недостающих мест груза. Это означает, чтопаллета должна быть расформирована, штрих-код каждой коробки — отсканирован. Тоесть, такая процедура может быть достаточно длительной.

/>
RFIDв этом отношении имеет неоспоримое преимущество, поскольку весь товар напаллете можно идентифицировать за один прием в течение нескольких секунд срасстояния два-три метра. Все «откликнувшиеся» метки на товаре будутсосчитаны, и соответствующий им товар внесен в опись.
Такимобразом, при приемке товара RFID либо сравним со штрих-кодированием, либо имеетподавляющее преимущество.
Инвентаризация на складе и отслеживание запаса.
Еслине использовать никакой маркировки, инвентаризация на складе может стать оченьдлительным и кропотливым занятием, требующим не один день однообразной работы,концентрации внимания от ответственных сотрудников склада и аккуратного ведениязаписей. Причем применение портативного ПК не сильно облегчит этот труд.
Когдаиспользуется штрих-кодовая маркировка, а для считывания используетсярадиотерминал со встроенным сканером, инвентаризация пройдет быстрее, но тольков том случае, если товар не хранится на стеллаже в несколько рядов. Тогдапридется извлекать груз со стеллажа, искать штрих-код. Единственный плюсштрих-кода в этом плане в том, что вести записи можно автоматизированно,совершая минимум ошибок.
Еслитовар промаркирован уже RFID-метками, то, в большинстве случаев, нетнеобходимости снимать его с полок, поворачивать коробки так, чтобы было видносмарт-этикетку на упаковке. Портативный считыватель RFID cпособен прочитатьметку с расстояния до 3,5 метров, причем даже «сквозь» картонупаковки и ее содержимое. Существуют, конечно, свои ограничения. Если ещеучесть, что наиболее удачные модели ручных терминалов с модулемRFID-считывателя содержат и штрих-кодовый сканер (его можно использовать, есливдруг метка вышла из строя из-за случайного повреждения, ведь насмарт-этикетках обычно печатают в виде штрих-кода информацию дублирующую ту,что записана в память метки). Поэтому инвентаризация с помощью RFID происходитнесоизмеримо быстрее. 2. Контроль отгрузки товара.
Еслитовар отгружается большими партиями, но тем не менее, нужно вести учет покаждой коробке продукции, погруженной на паллету, технология RFID сновапозволяет сделать учет простым, быстрым и точным. Для этого применяются такназываемые портальные считывающие системы. Такие RFID-порталы представляютсобой считыватель с несколькими подключенными к нему антеннами, размещенными попериметру ворот склада или смонтированными на П-образной ферме.
/>
Такая система можетсчитать все метки с упаковок товара, который везет погрузчик на паллетах соскоростью 60-150 меток в секунду. При этом система управления складом можетавтоматически определить, что происходит отгрузка, и формировать для клиента посписку считанных меток.
Темне менее, для крупного складского хозяйства, выигрыш в росте эффективности исокращении издержек может быть очень велик и перекрывать затраты на RFID-меткии оборудование. Кроме того, металл существенно мешает, только еслиметаллические конструкции в большой степени перекрывают «поле зрение»антенны считывателя. Если же возможна прямая видимость, остается в силе одно изглавных преимуществ RFID- способность читать много меток за раз.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Технология автоматическойидентификации в коммерческой логистике предназначена для отслеживания путитовара на всех этапах его движения от производителя к потребителю.
Существуетнесколько технологий автоматической идентификации, используемых в коммерческойлогистике:
1.Штрих-кодирование.В этой технологии применяются световые волны. Оптические метки — штриховые коды— уже многие годы используются для маркировки товаров. Однако штриховые кодыимеют целый ряд недостатков, ограничивающих их применение.
2.Идентификационныеметки должны обеспечивать хранение и воспроизведение информации в цифровомвиде, а кроме того, должны иметь малые габариты, позволяющие без ущерба длявнешнего вида товара интегрировать ее в этикетку, упаковку или непосредственнов защищаемый объект.
3. Автоматическаяидентификация с использованием радиоволн (RFID).
RFID система состоит израдиосканера, компьютера и радиометки. Радиосканер состоит из передатчика,приемника, антенны, а также включает интерфейс для связи с компьютером,выполняющим обработку информации.
Радиометка, илитранспондер (TRANSmitter/resPONDER — передатчик-приемник), обычно состоит изприемника, передатчика, антенны и блока памяти для хранения информации.Приемник, передатчик и память конструктивно выполняются в виде отдельноймикросхемы (чипа).