Принципы экономической теории

Содержание
1. Принцип ограниченности ресурсов
2.Принцип рациональности деятельности«человека экономического»
3. Принцип альтернативности выбора
4. Принцип приращения предельныхвеличин
5. Принцип равновесногоанализа
Библиографический список
 

1. Принцип ограниченности ресурсов
Экономическая теория описывает и систематизируетзнания об экономических процессах и явлениях, раскрывает сущность экономическихзаконов, закономерностей и тенденций. Экономическая теория выступает, с однойстороны, в роли «интеллектуального инструментария» для других экономическихнаук, с другой стороны, способствует формированию «техники мышления»хозяйствующих субъектов.
Как любая наука, экономическая теория базируется нанекотором своде принципов, то есть ограничений, которые позволяют установитьрамки исследования, оттенить своеобразие предмета и объекта изучения. Данныепринципы – это своеобразные «правила», обеспечивающие логику экономическогомышления, отражающие базовые «начала» решения экономических проблем.
Принципы экономической теории формировались впроцессе становления экономической теории как науки. В иерархии принциповэкономической теории принцип ограниченности благ (ресурсов) являетсяпервичным. Именно ограниченность ресурсов, как неэкономических, так иэкономических, заставляет экономических субъектов действовать рационально. Вслучае отсутствия данного принципа отпала бы необходимость в экономическоманализе, расчетах, планировании и прогнозировании. Человечество уже перешагнулостадию первобытности, в которой потребности человека были настолько малы, априрода настолько богата, что собирательство и охота служили главнымиисточниками удовлетворения этих потребностей, разделение труда носилоестественный характер, отсутствовала необходимость в товарном производстве итоварно-денежных отношениях, а «ограниченность ресурсов» уступала место «ограниченностипотребностей». Научно-технический прогресс еще не достиг тех высот, которыепомогли бы человечеству расширить возможности потребления. Сущность принципаограниченности ресурсов, или принципа редкости, заключается в констатации того,что все ресурсы, которыми пользуется человек, все блага, которые он создает, немогут быть свободно воспроизведены или произведены в любых необходимыхколичествах в определенный период времени для достижения множества целей,которые ставят перед собой люди. «Человек экономический» оказывается во властисуровой реальности. И первое, что ему приходится делать, это ранжировать,ограничивать или преобразовывать свои потребности. Второе – осознать своюответственность за потребление, производство и распределение ресурсов. Вкачестве блага могут рассматриваться материальные (вещи, предметы и т.д.) иидеальные явления (слава полководца по Ж.Б. Сею), способы изменения иперемещения вещей в пространстве и времени, энергия в различных видах,всевозможная информация. Все указанное выше превращается во благо благодаряполезности, свойству, осознанному человеком как средство удовлетворения егопотребности. Неэкономическое благо дается человеку природой (воздух, солнечныйсвет, лунный свет). Экономическое благо – это в первую очередь продукт труда,созданный субъектами экономической деятельности в ограниченном количестве.Во-вторых, экономическим благо становится, когда обладание им связано с отказомот обладания другим благом. Экономическое благо предполагает какую-то плату занего. Земля становится экономическим благом, если вкладывается труд по еёобработке, если субъект тратит другие блага, чтобы пользоваться полезнымисвойствами земли.
В экономической теории как благо рассматриваютсяполные или частичные права собственности на другое благо. Например, правопродать, обменять на более полезное благо, передать его в пользование навозмездной основе — это благо, которое характеризует рыночную экономику.Классификация благ достаточно сложная. Выделим некоторые виды благ, которые,так или иначе, отражают проблему их ограниченности или редкости.
К потребительским благам относят товары иуслуги, которые покупаются потребителем в целях их непосредственногоиспользования. Для того чтобы детальней изучить динамику потребностей,статистика разделяет предметы потребления на три основные группы:продовольственные товары (продукты питания), промышленные товары (обувь,одежда, посуда и т.д.), высококачественные блага длительного пользования(бытовая техника, автомобили и др.). Согласно закону Энгеля, чем выше уровеньжизни людей, тем относительно меньше их затраты на покупку продовольственныхтоваров и больше – на покупку промышленных. С дальнейшим увеличением уровняжизни начинает возрастать спрос на высококачественные блага длительногопользования и относительная доля затрат на их покупку в бюджетах потребителей.
Производственные, или косвенные блага, — этоблага, которые используются в процессе производства других благ. Это сырье,станки, машины, здания, профессиональные навыки, квалификация и т.д. Напоминаем,производственные блага в экономической теории принято называть ресурсами, илифакторами производства. К ним относятся труд, земля, капитал,предпринимательство. Эти факторы представляют собой основные укрупненныеэлементы экономического потенциала той или иной страны. Производственныевозможности общества всегда были ограничены. С увеличением населения возникаланеобходимость вовлечения в хозяйственный оборот новых земель, самых разныхприродных ресурсов. До начала ХХ столетия темпы прироста используемых ресурсовоставались относительно небольшими. Объяснялось это, с одной стороны,определенной стабильностью в потребностях населения, а с другой стороны — ограниченностью роста численности самого населения. Две тысячи лет назад наЗемле проживало 230-250 млн. чел., в 1800 г. — не многим более 900 млн., в 1900 — 1,5 млрд., в 1960 — около 3 млрд., в 1995 — 5,5 млрд. человек. Темпыприроста населения в ХХ в. резко возросли, хотя еще в самом конце XVIII в.молодой английский священник Томас Роберт Мальтус вывел закон убывающейдоходности. Согласно этому закону, продовольствие будет увеличиваться варифметической прогрессии, а численность населения – в геометрическойпрогрессии. В связи с произошедшим демографическим взрывом на уровне мировогосообщества за последние сорок-пятьдесят лет в хозяйственный оборот былововлечено столько природных ресурсов, сколько их было использовано за всюисторию развития цивилизации до этого времени. Обоснование выбора использованияограниченных ресурсов стало одной из центральных проблем хозяйствования. Производствопрямо влияет на человеческие потребности по нескольким направлениям. С однойстороны, производство создает конкретные блага и тем самым способствуетудовлетворению определенных нужд. Удовлетворение определенных нужд, в своюочередь, ведет к появлению новых запросов. С другой стороны, производствовлияет на способы применения полезных вещей и тем самым формирует определеннуюбытовую культуру. В свою очередь экономические потребности оказывают обратноевлияние на производство. Так, потребности являются предпосылкой, внутреннейпобудительной силой и конкретным ориентиром созидательной деятельности, имприсуще меняться как в количественном, так и в качественном отношении.
Социально-экономический прогресс обществапроявляется в действии закона возвышения потребностей: с развитиемпроизводства и культуры проявляется объективная необходимость роста, увеличенияколичества и совершенствования человеческих потребностей. Возвышениепотребностей не состоит в простом пропорциональном росте всех видовпотребностей. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел развитияпотребности низшего порядка — физиологические потребности. Напротив,безграничны запросы высшего порядка — социальные, интеллектуальные, духовные. Вусловиях рыночной экономики актуальным является разделение благ на частные,общие и общественные, которые различаются в зависимости от доступности(принадлежности, собственности) и характера использования.
Частные блага — те, которые доступны толькоодному (он – собственник). Потребляется это благо самим собственником. Частноеблаго всегда предполагает издержки субъекта в пользу того, кто имеет доступ кэтому благу, но готов поделиться правом доступа за взаимно приемлемую плату. Общественныеблага – блага, к которым доступ не может быть ограничен, они потребляютсяодновременно многими субъектами. Это знания, законотворчество, национальнаяоборона, общественный порядок.
В экономической теории выделяются два смешанныхтипа благ в зависимости от доступности и характера потребления. Это общиересурсы и естественные монополии. Общие – блага, которые доступны всем,но потребляются только одним (грибы в лесу, лесной воздух, вода в водоёме,который является народной собственностью). Естественные монополии – это блага,которые доступны одному (он оплачивает использование своей доли блага), нопользуются ими одновременно многие (электросети, газопровод, кабельные сети,Интернет и т.д.). Рассматривая принцип ограниченности ресурсов, нам необходимопознакомиться с делением благ на взаимозаменяемые и взаимодополняющие блага.Взаимозаменяемые блага называются в экономических текстах «субститутами».Примером могут выступить различные виды транспорта, которые позволяют решитьпроблему передвижения и могут быть взаимозаменяемыми. Взаимодополняющие блага,или «комплементарные» блага, — это блага, которые свою полезность могутпроявить при условии наличия другого блага. Так, пишущая ручка проявляет своиполезные свойства лишь при наличии бумаги или другого материала, которыйпозволит отражать графическую информацию. Значимым является и деление благ нанедолговременные и долговременные блага. Сравните сроки полезностипродовольственных и промышленных товаров.
Особое место в квалификации благ занимают деньги ифинансовый капитал (финансы, ценные бумаги). Это блага, которые относят кабсолютно хранимым благам и даже способным количественно прирастать во времени.Последнее происходит, если финансовый капитал используется в производстве некихблаг, продажа которых сопровождается наличием прибыли.
Проблема ограниченности ресурсов плавно перетекаетв ряд других экономических проблем:
— проблему распределения прав собственности;
— проблему анализа эффективности использования иранжирования экономических ресурсов;
— проблему распределения ресурсов и доходов(проблема аллокации и распределения);
— проблему выбора производственной функции, т.е.технологии включения ресурсов в производственный процесс;
— проблему распределения производства впространстве (проблема территориальной аллокации);
— проблему соотношения между выбором размеровпотребления, сбережения и инвестирования;
— проблему прогнозирования и планирования.
Необходимо уточнить, что существуют различные видыограничений. Часть благ ограничены естественным образом, т.е. с ростом спросапредложение данного блага не будет увеличиваться, а значит, одностороннееповышение спроса на него приведет к росту цены именно в таких же пропорциях, вкоторых прирастет спрос. Таким свойством обладают земля, природные ресурсы, талантыи т.п. Особая редкость предполагает более высокую цену, в которую включаетсярента – плата за ограниченный ресурс, в виде дохода, не требующего отполучателя дополнительных предпринимательских усилий, т.е. связанная сестественным ограничением.
Также ограничения могут носить временный характер:неразвитость рыночной инфраструктуры, появление товаров новинок, мгновенныйпериод, не позволяющий предложению адекватно отреагировать на изменение спроса.В данном случае в цену товара будет включаться квазирента, т.е. «почти» рента.
Поскольку блага ограничены, а человек не может бытьбесконечно богат, он вынужден выбирать. Экономический выбор – это соотнесениепотребностей со своими возможностями и принятие решения в пользу той или инойпотребности, той или иной цели, того или иного средства и способа еёреализации. Это условие деятельности человека экономического, человекарационального.
 
2 Принципрациональности деятельности «человека экономического»
В связи с ограниченностью экономических ресурсоввозникает необходимость их рационального использования. Таким образом, ковторому принципу экономической теории относится принцип рациональнойдеятельности человека экономического. Иными словами, рациональность–минимизация затрат и максимизация выгоды – это и есть суть экономическогоповедения.
Так, в соответствии с базовыми положениямиэкономической теории, домохозяйства стремятся максимально удовлетворить своипотребности при заданном бюджетном ограничении; предприятия, фирмы рассчитываютна прибыль, минимизируя свои издержки или повышая цены, находясь в рамках всетех же ограничений; правительственные агенты определяют уровень общественногоблагосостояния, ориентируясь на определенный бюджет.
Принцип рациональности современная экономическаятеория заимствовала из классической школы политической экономии, а именно, изработы «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776), в которой,следуя концепции экономического либерализма, Адам Смит выводит образ Homoeconomics — экономического человека, т.е. лица наделенного эгоизмом истремящегося к накоплению богатства. А. Смит предполагал, что стимулом кэкономической активности является частный интерес. Реализовать свой частныйэгоистический интерес человек может путем взаимообмена с другими людьми.Преследуя частные интересы, люди обогащают друг друга. Процветание общества,таким образом, достигается через стремление к индивидуальному благополучию.Частный же интерес является мощным стимулом, который готов «преодолеть сотнидосадных препятствий, которыми безумие человеческих законов так частозатрудняет его деятельность…». Индивид, стремясь к преумножению личногокапитала, не думая об общественных интересах, стремится к удовлетворениючастного интереса, и «в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукойнаправляется к цели, которая совсем не входила в его намерения… Преследуя своисобственные интересы, часто более действительным образом служит интересамобщества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это». Слово«рационализм» происходит от латинского слова, означающего «разумный, культразума». Рациональное — это то, что доступно пониманию. Рациональнаядеятельность – это целесообразная деятельность экономических субъектов,направленная на достижение цели и учитывающая заданные ограничения и имеющиесявозможности.
Принцип «рациональности» всегда находится в теснойзависимости от целевой функции индивида, от его установок. Разумное с точкизрения общества и морали может оказаться нерациональным с точки зренияконкретного индивида, как и его решения, в свою очередь, могут быть не принятыобществом. Борьба экономических интересов предполагает выбор компромиссногорешения. Обращение к «компромиссу» является стороной проявления все той жерациональности.
Существенную роль в определении способа рациональногоповедения играет фактор времени. Максимизация прибыли лишь в краткосрочномпериоде («модели без искажений») предполагает стремление к снижению всехиздержек. Предприниматель, заботясь о своем бизнесе, учитывает перспективу. Онанализирует ситуацию, оценивает возможности, строит планы. Идя надополнительные затраты, он расширяет долю рынка для своей продукции. И этоповедение тоже можно назвать рациональным, как и поведение Генри Форда,создателя теории эффективной заработной платы. Он заявил в своейбиблиографической работе «Моя жизнь, мои достижения» следующее: «Цель моясостояла в том, чтобы производить с минимальными затратами материала ичеловеческой силы и продавать с минимальной прибылью, причем в отношении суммыприбыли я полагался на размер сбыта. Равным образом цель моя в процессе такогопроизводства – уделять внимание максимизации заработной платы, иначе говоря,создавать максимальную покупательную способность». В практике ценообразованиямалоизвестная фирма, выходя на рынок с «новинкой», может первоначальноиспользовать стратегию «прочного внедрения на рынок», предполагающую продажутовара по заниженным ценам. Часто в краткосрочном периоде фирмы идут надополнительные затраты в целях создания лидирующего брэнда, проводятпрезентации и рекламные кампании. В условиях диверсификации продукциифирма-олигополист в краткосрочном периоде может развязать ценовую войну,продавая товар по цене, не покрывающей его себестоимости.
В современной экономической литературе существуетнесколько трактовок понятия «рациональность». Под строгой, классическойинтерпретацией данное понятие означает возможность оценки всех имеющихсяальтернатив для выбора наилучшей. Такая идеализация позволяет оценитьмаксимально возможные перспективы, произвести расчет оптимальных параметров.Такой вариант рациональности принято называть «полной». Идея «полнойрациональности» заложена в построение экономических моделей и основывается напредположении о наличии достаточной информации для наилучшего выбора.
В 50-е гг. XX в. при попытке приблизитьэкономическую теорию к практике появилась концепция «ограниченнойрациональности». Мотивация человека экономического связывалась со стремлением кдостижению наилучшего результата, но его получение практически ограниченонеполнотой информации. В данной концепции была произведена попытка заменыпринципа «рациональности» принципом «удовлетворительности». Автором концепции«ограниченной рациональности» выступил американский экономист Г. Саймон.
Считается, что слабой формой рациональностивыступает рациональность, ограниченная какими-либо запретами: моралью,традициями, юридическими законами, административными или стратегическимибарьерами. К создателям данной концепции можно отнести американских экономистовА. Алчиана, Р. Нельсона, С. Уинтера, О. Уильмсона, австрийского экономиста Ф.Хайека.
Действительно, эпоха свободной конкуренции канула ввека, упрощенные микроэкономические модели далеко не всегда учитываютвмешательство государства, которое существует на всех рынках без исключения втой или иной степени. Общество накладывает свой отпечаток на рациональныйвыбор. Религия, идеология отражают чувственную сторону поведения индивида. Мирстановится многообразным, и по мере развития общества экономический интересначинает уступать место другим социальным феноменам.3 Принцип альтернативности выбора
Понятия «альтернатива», «альтернативный» отражаютсвоеобразие мышления человека экономического, который в условиях ограниченныхресурсов неизбежно находится в ситуации выбора, какие блага производить, как икому распределять имеющиеся блага, какие блага потреблять.
Сущность принципа альтернативности заключается вследующем: принимая решение в пользу того или иного варианта действий,экономический субъект неизбежно отказывается от других вариантов, «упускаетвозможность» иного варианта использования (производства, распределения ипотребления) имеющихся ресурсов. Альтернатива – это путь удовлетворенияпотребности, исключающий другие пути. Осознание альтернативы позволяетхозяйствующему субъекту понять цену сделанного выбора.
Приведем наиболее значимые варианты ситуацийвыбора, которые анализируются экономической теорией.
В разделе «Микроэкономика» изучается поведениепотребителя и производителя. Потребитель, имея бюджетные ограничения,осуществляет выбор товаров или услуг, основываясь на каких-то своихпредпочтениях, соотнося товары по критерию «цена-качество», следуярациональному расчету. Он стремится к минимизации своих расходов и максимизацииполезности, ценности приобретаемых товаров или услуг. Приобретая какие-тотовары или услуги, потребитель отказывается от других возможностей, которыепредлагает рынок. Приобретая билет в театр, потребитель отказывается отпокупки, допустим, продуктов питания или предметов личного пользования. Ценавыбора включает в себя стоимость билета плюс «издержки упущенных возможностей»,а именно стоимость неприобретенных товаров, потерю удовольствия от ихвозможного использования.
Производитель, владея определеннымипроизводственными ресурсами, делает выбор той сферы производства, в которую онможет эти ресурсы вложить. Допустим, вы стали фермером и арендуете землю(площадь земельного участка составляет 1 га). Как использовать этот фактор производства? Можно построить свиноферму или выращивать картофель, помидоры,пшеницу и т.д. Известно, что доход от продажи свинины в 4 раза больше, чемдоход от продажи пшеницы, собранной с 1 га, в 3 раза выше дохода от продажи арбузов, в 2 раза больше дохода от продажи помидоров. Какое решение принять?Понятно, что выгоднее разводить свиней. А если вы примете решение выраститьпшеницу? Тогда к затратам на производство пшеницы вы должны будете прибавить«недополученную прибыль» от разведения свиней. Это плата за то, что вы выбралинаименее выгодную альтернативу использования земли.
Альтернативность, лежащая в основе экономическоговыбора производителя, зачастую иллюстрируется в экономической теории образом«пушки — масло». Образ отражает два возможных варианта производственнойдеятельности – военное или гражданское производство. Например, предприятиепроизводит не бесчисленное множество товаров и услуг, как это имеет место вдействительности, а лишь два продукта – продукт А и продукт В. Продукт Асимволизирует средства производства, товары производственного назначения, т.е.те товары, которые обеспечивают эффективное производство потребительскихтоваров. Продукт В символизирует потребительские товары, т.е. те товары,которые непосредственно удовлетворяют человеческие потребности.
При этом допускаем, что:
— экономика страны производит два вида продуктов;
— имеющиеся факторы производства постоянны как поколичеству, так и по качеству;
— технология производства постоянна.
Страна сталкивается с необходимостью выбора междуальтернативами: сколько производить средств производства, сколько производитьпотребительских товаров. Общий объем имеющихся ресурсов ограничен. Посколькуресурсы ограничены и применяются целиком, всякое увеличение производствапродукта А потребует переключения части ресурсов на производство продукта В.Правилен также и противоположный вывод: если увеличить производство продукта В,то необходимо сократить производство продукта А.
Переключение ресурсов из одной сферы их примененияв другую связан с действием закона возрастающих альтернативных затрат:производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой жертвованиевозрастающим количеством единиц другого продукта.
В графическом изображении закон альтернативныхзатрат находит отражение в форме кривой производственных возможностей (рис. 1).
/>/>
Рис. 1. Модель производственных возможностейэкономики
Каждая точка на кривой производственныхвозможностей представляет какой-то максимальный объем производства двухпродуктов. Чтобы осуществить различные комбинации производства «А» и «В»,показанные на кривой, общество должно обеспечить полную занятость ресурсов иполный объем производства.
В модели раскрываются четыре основные идеи:
— ограниченность ресурсов подразумевает, что выпускпродуктов осуществим только при вариантах производства, находящихся внутри илина кривой производственных возможностей;
— возможность выбора находит выражение внеобходимости для общества проводить отбор из разных достижимых комбинацийпродуктов;
— нисходящий наклон кривой подразумевает наличиеальтернативных затрат;
— выгнутость кривой показывает увеличениеальтернативных затрат с ростом производства какого-либо продукта.
Все сочетания «А» и «В» на кривой представляютмаксимальные их количества, которые могут быть получены лишь в результатенаиболее эффективного использования всех имеющихся ресурсов.
Полное использование ресурсов – это ситуация, когдарост одного результата может идти только за счет уменьшения другого результата.Данная ситуация называется «эффективностью по Парето», в честьитальянского экономиста В. Парето, который сформулировал суть полного илиэффективного использования ресурсов.
Точки, находящиеся выше кривой производственныхвозможностей (L), оказались бы предпочтительнее любой точки на кривой, но онинедостижимы при данном количестве ресурсов и при данной технологии производствав экономике страны. Барьер ограниченности ресурсов не допускает какого-либосочетания производства средств производства и предметов потребления в точке,расположенной выше кривой производственных возможностей.
В «Макроэкономике» рассматривается экономическаядеятельность домохозяйств, фирм и государства как экономических агентов. Анализэтой деятельности базируется на выделении альтернативных вариантовэкономических целей и способов их реализации. Так, в основе экономическоговыбора домохозяйств лежит альтернатива потребления товаров/ресурсов илисбережения их для использования в будущем. Возможен и другой вариантальтернативы, перед которой оказывается домохозяйство, — вариант сбереженияресурсов или инвестирования их в какие-то экономически выгодные, приносящиеприбыль проекты.
В основе экономической деятельности фирмы,получающей доход от экономической деятельности, лежит альтернатива междуоплатой труда или капитализацией прибыли.
Государство как экономический агент такжеоказывается в ситуации, когда необходимо принимать решение о выборе политикираспределения и перераспределения доходов. В основе экономического выборагосударства лежит альтернатива: либо соблюдать социальную справедливость,поддерживая равенство в обществе, создавая условия одинакового «стартовогоуровня» для граждан, либо поддерживать эффективного собственника, выстраиваясоответствующую налогово-кредитную политику. Цена решения неоднозначна. Так,стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями вэкономической эффективности, разрушением стимулов к труду. С другой стороны,падение уровня жизни, глубокое неравенство даже с ожиданием положительныхперспектив для развития экономики в будущем подрывает стабильность общества.
Обобщая вышесказанное, видно, что каким бы видомдеятельности ни занимался экономический субъект, какое бы решение он нипринимал, он всегда несет издержки упущенных возможностей. Именно в связи сэтим в экономической науке используются понятия «альтернативная стоимость»,«альтернативные издержки». Цену товара или услуги, приобретенных потребителем,можно измерить не в денежных единицах, а в количестве других благ (или блага),приобретением которых пожертвовал потребитель. Величину издержек производителяможно определить через неиспользованный вариант использования имеющихсяресурсов. Так, производитель вкладывает денежные ресурсы в приобретениестанков, а не в приобретение такого ресурса, как земля. Величина издержек можетсостоять из суммы прямых затрат, связанных с созданием товара, + издержкиупущенных выгод.
 
4 Принцип приращения предельных величин
Использовать маржинальные (или предельные), т.е.приростные единицы для решения оптимизационных задач было предложено в рамкахнеоклассической школы, заимствующей у «классиков» принцип рациональнойдеятельности экономических агентов. Именно используемый метод послужил названиюшколы – школы маржиналистов. Маржиналисты активно задействовали математику дляпостроения моделей и нахождения наилучшего пути достижения целевой функции, зачто их часто критиковали, а их концепции называли «чистой теорией».
Сегодня принцип приращения предельных величиниспользуется в любой микроэкономической теории для нахождения оптимальноговыбора, осуществляемого экономическими агентами. Так, домохозяйства вынужденыопределять оптимальные размеры потребления блага; фирмы, предприятия –оптимальные размеры производства; правительственные агенты – оптимальныеразмеры общественного потребления.
Оптимизация – это процесс поиска наиболееприемлемого решения из имеющихся альтернатив в условиях ограниченныхвозможностей. Для решения оптимизационной задачи необходимо установитьфункциональную зависимость между интересуемыми явлениями. Например,функциональная зависимость между объемом полезности и объемом потребляемогоблага (теория потребительского поведения); между объемом выпуска продукции изатратами факторов производства (теория производства); между размером прибылипредприятия и величиной выпуска продукции (теория максимизации прибыли). Затем,рассмотрев так называемый динамический ряд этих значений, выбрать наилучшийвариант решения.
Основываясь на принципе рациональности, можноконстатировать, что для решения оптимизационной задачи необходимо рассмотретьприростные величины. Так, для потребителя оптимальный объем потреблениядостигается при максимизации полезности, приходящейся на одну дополнительнуюединицу потребления данного блага. Для производителя оптимальный объем факторапроизводства достигается при максимизации выпуска, приходящегося на однудополнительную единицу данного фактора. Для предпринимателя оптимальный объемвыпуска достигается при максимизации прибыли, приходящейся на однудополнительную единицу выпуска продукции.
Любую зависимость можно представить графически всистеме координат «x» и «y». Таким образом, решение оптимизационной задачибудет сведено к поиску экстремумов (максимума или минимума) функции призаданных ограничениях.
Оптимизационную задачу можно также решить с помощьюметода дифференциального исчисления. Если экономический показатель «y» (пустьэто прибыль или убытки предприятия) нужно максимизировать или минимизировать,как функцию другого показателя «x» (объем выпуска продукции), то в оптимальнойточке приращение функции «y» на приращение аргумента «x» должно стремиться кнулю, когда приращение аргумента стремится к нулю, т. к. если данное приращениестремится к некоторой положительной или отрицательной величине, рассматриваемаяточка не является оптимальной. Изменяя аргумент «x», можно изменить величину«y» в нужном направлении. В данном случае эффективный уровень (уровень Парето)не достигается. Есть еще резервы роста. В терминах дифференциального исчисленияэто означает, что необходимым условием экстремума функции y = f(x) являетсяравенство нулю ее производной.
Однако каждое экономическое благо являетсяограниченным, а следовательно, ограниченными являются и возможности экономическихагентов. Поэтому необходимо включить в условия задачи и имеющиеся ограничения.Для потребителя ограничением является его потребительский бюджет или доход,т.е. потребитель в рассматриваемых условиях обладает лишь определенной денежнойсуммой, которую он может потратить полностью на приобретение потребительскихблаг. Производитель ограничен в средствах и может профинансировать лишьопределенное количество издержек. Предприниматель не в состоянии произвести иреализовать на рынке сколь угодно много продукции.
В связи с наличием ограничений можно сформулироватьи обратные задачи: достижение потребителем желаемого уровня полезности приминимизации потребительских расходов, производителем – желаемого уровня выпускапри минимизации издержек, предпринимателем – желаемого уровня прибыли приограничении выпуска продукции.
Экономические задачи, которые включают в себя нетолько максимизирующую или минимизирующую функцию, но и ограничения, называютсязадачами математического программирования. Для решения таких задач разработаныспециальные методы (например, метод Лангранжа), которые также опираются надифференциальные исчисления.
Принцип приращения предельных величин основываетсяна предельном (маржинальном) анализе. Предельный (маржинальный) анализпредставляет собой совокупность приемов исследования изменяющихся экономическихпоказателей (затрат или результатов) под воздействием их детерминантов (объемовпроизводства, потребления, затрат и т.п.). Данный анализ чаще всегоиспользуется в экономико-математическом моделировании.
Предельный (маржинальный) показатель – этопоказатель (показатели) функции y = f(x), ее производная (в случае функцииодной переменной) или частная производная (в случае функции несколькихпеременных). В случае если функция зависит от нескольких переменных y = f(x1,x2), можно рассчитать не только частные производные «x1» и «x2», но ипоказатели предельной нормы замещения одного показателя другим, т. е. величину,дающую ответ на вопрос: «сколько нужно фактора 2 для замены одной единицыфактора 1 при сохранении значения функции «y».
Расчет предельной нормы замещения (или предельнойнормы технического замещения, предельной нормы трансформации и т.п.) важен припринятии оптимального решения в задачах потребительского выбора, оптимизациипроизводства и т.п. Предельная норма замещения равняется отношению частныхпроизводных функции «y» по первому и второму фактору: MRS = d x1/ d x2 = ( yx2), / (y x1 ) ,
Макроэкономическая теория, в особенности теориякейнсианского мультипликатора, активно использует предельный (маржинальный)анализ. Теория Дж. М. Кейнса и его последователей основывается на такихпонятиях, как предельная склонность к потреблению и предельная склонность ксбережениям. Предельный анализ широко используется в построении динамическихмакроэкономических моделей. В свою очередь динамические модели применяются дляопределения оптимальной и равновесной траектории развития экономическойсистемы, анализа ее состояния, устойчивости, цикличности, структурных сдвигов иперспектив роста.
Оптимизационная модель является идеальной. Напрактике, при решении сложных проблем, в условиях неопределенности, когдарезультат определяется взаимодействием множества случайных событий, оптимизацияне может быть достигнута, так как невозможно математически точно определитьединственное, самое лучшее решение. Можно лишь в той или иной степениприблизиться к нему. Иными словами, решение оптимизационной задачи естьжелаемый результат экономического агента (идеальное значение). Поэтому задачагосударственного регулирования (или любого менеджмента) – уменьшениенеопределенности, создание устойчивости и стабильности для принятия оптимальныхэкономических решений.
 
5 Принцип равновесного анализа
принципэкономическая теория
В экономике, как и в природе, все стремится к равновесию.Закон сохранения энергии, открытый Ньютоном, в применении к экономическомуанализу может соотноситься лишь с идеальными моделями. Однако именно эти моделии составляют основу теоретического знания. Условия равенства спроса ипредложения, инвестиций и сбережений описывают теоретическую ситуацию рынкасовершенной конкуренции и закрытой экономики. Но именно эти условия являютсяканвой для экономического анализа.
Принятие оптимального решения обычно соответствуетситуации достижения экономического равновесия, т.е. желаемой «нирваны», пика,триумфа. В условиях экономического равновесия потребители не желают менятьчто-либо в уровне и структуре потребления, ибо любое изменение приведет кснижению полезности или росту потребительских расходов. В условиях экономическогоравновесия производители не желают менять что-либо в уровне и структурепроизводства, ибо любое изменение приведет к снижению выпуска продукции и ростуиздержек производства.
В экономической теории понятие равновесия неразрывносвязано с понятием экономической эффективности. При оценке экономическойэффективности принято сравнивать затраты и результат. Если затраты заранееопределены, то экономические агенты должны добиваться максимизации результата.Если, наоборот, результат заранее спланирован, то необходимо достичь егонаименьшими затратами. Самыми идеальными условиями достижения наилучшегорезультата или минимизации затрат являются условия совершенной конкуренции.Данные условия характеризуются отсутствием монопольной или монопсонной власти состороны покупателей и производителей, а также искажений экономических пропорцийвследствие государственного регулирования. Это некие «утопические» условия сточки зрения сегодняшнего времени, но присутствующие на заре капитализма ичастично сохранившиеся в некоторых отраслях современной экономики.
В условиях совершенной конкуренции возможнодостижение экономической эффективности по Парето, или оптимума Парето, т.е.состояния системы, при которой никакое перераспределение благ (ресурсов) неможет улучшить положения ни одного из участников хозяйственного процесса, неухудшая положения другого. Иными словами, состояние экономической ситуациисчитается наилучшей, если хотя бы один из экономических агентов предпочитаетданное состояние, а все остальные, по крайне мере, не делают различий междуэкономическими состояниями, но в то же время не находится экономический агент,который предпочел бы другое экономическое состояние.
Данное состояние является оптимальным, если несуществует другого допустимого состояния, которое было бы лучше данного. Инаяситуация является неоптимальной, так как характеризуется наличием зонывозможного улучшения, а значит, не все ресурсы распределены полностью инаилучшим образом. При этом возможно достижение равновесия в условиях неоптимальности(экономической неэффективности). Полное (равновесное) распределение благ еще неозначает, что они распределены наилучшим образом и отсутствует возможностьулучшить положение одного из экономических агентов, не нарушая интересыдругого.
В условиях достижения оптимальности по Паретособлюдаются интересы всех сторон в условиях достижения рыночного равновесия,так как общий эффект не означает выигрыш для каждого отдельного лица.

Библиографическийсписок
1. Абчук В. Занимательная экономика ибизнес/В. Абчук. СПб: Тригон, 2010. 496 с.
2. Амбарцумов А.А. 1000 терминоврыночной экономики: справочное учебное пособие для вузов/А.А. Амбарцумов, Ф.Ф.Стерликов. М.: Крон-Пресс, 2009. 302 с.
3. Липсиц И. В. Экономика безтайн/И.В. Липсиц. М.: Дело ЛТД: Вита-Пресс, 2008. 352 с.
4. Меньшиков С.М. Экономика России:практические и теоретические вопросы перехода к рынку/С.М. Меньшиков. М.:Международные отношения, 1996. 2009 с.
5. История экономических учений:учебное пособие для вузов/под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашовой.М.: ИНФРА-М: Высшее образование, 2010. 784 с.
6. Новиков В.А. Практическая рыночнаяэкономика: словарь. Толкование 4000 терминов/В.А. Новиков; Московскийпсихолого-социальный институт. М.: Фланта, 2008. 376 с.
7. Словарь по экономике и праву: около3000 понятий/Авт.-сост. М.Ш. Лозовский, И. Райсберг.-М.: Омега, 2009. 608 с.