Содержание
Введение………………………………………………………….…………3
1. Принципыналогообложения предпринимателей………….………….5
2. Функцииналогообложения предпринимателей…………..………….12
Заключение…………………………………………..……………………15
Список использованнойлитературы……………………………………..16
Введение
Согласно ст. 11 Налоговогокодекса РФ – предприниматели – это физические лица, зарегистрированные вустановленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившиеадвокатские кабинеты.
Согласно ст. 2Гражданского кодекса РФ – предпринимательской деятельностью являетсясамостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная насистематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качествев установленном законом порядке.
Предпринимательскаядеятельность получила в последние годы довольно широкое распространение вРоссийской Федерации. По некоторым данным, в России зарегистрировано более восьмимиллионов предпринимателей. Налогообложение предпринимателей в РоссийскойФедерации регламентируется специальными положениями статей Налогового кодексаРФ и осуществляется в соответствии с определенными принципами и функциями.
В представленной контрольнойработе будет рассмотрена следующая тема – «Принципы и функции налогообложенияпредпринимателя». Потребность исследования (актуальность) выбранной темыобъясняется тем, что в настоящее время налогообложение предпринимателейнесколько отличается от налогообложения других субъектов налоговой системыРоссийской Федерации, и в данной работе хотелось бы разобраться, в чем именнозаключается это отличие, а также в соответствии с какими принципами осуществляетсяналогообложение предпринимателей и какие функции оно выполняет.
Цельработы – исследовать принципы и функции налогообложения предпринимателя всовременном аспекте. В процессе исследования выбранной темы в работе былипоставлены и решены следующие задачи:
▬ исследовать принципыналогообложения предпринимателя;
▬ охарактеризовать функцииналогообложения предпринимателя;
▬ сформулироватьвыводы и рекомендации по проделанной работе.
Объектомисследования данной контрольной работы является налогообложениепредпринимателей с современной точки зрения. Предмет исследования контрольнойработы – принципы и функции налогообложения предпринимателей в свете последнихизменении законодательства России.
Исследование выбраннойтемы в контрольной работе осуществлялось при помощи следующих методов познания:
Ø диалектический метод;
Ø рассмотрение теоретического ипрактического материала по теме;
Ø метод анализа и синтеза;
Ø сравнительно-правовой метод;
Ø метод обобщения полученных знаний.
Теоретической иметодологической основой представленной контрольной работы выступили научныеработы и труды российских авторов, посвященных изучению налогообложенияпредпринимателей в Российской Федерации. Это работы таких авторов, как Л.Н.Лыкова, А.В. Брызгалин, Д.Г. Черник, Т.Ф. Юткина, И.А. Зенин, А.И. Каминка идр. Также при подготовке данной работы были использованы теоретические,практические и аналитические материалы Интернет-ресурсов — www.rg.ru/,,allpravo.ru./, www.consultant.ru/, www.gumer.info/library/ и др.
Законодательной основой контрольнойработы выступают – Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс РоссийскойФедерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и другие нормативно-правовыеакты, регламентирующие правоотношения в сфере налогообложения предпринимателей.Также в качестве источника использовался Практический комментарий основныхизменений налогового законодательства РФ за 2007 год.
Поставленныецели и задачи обусловили структуру представленной работы. Данная работа состоитиз введения, теоретической части из двух разделов, заключения, спискаиспользованной литературы. Работа изложена на 16 страницах, при подготовкеиспользовано 10 научных источников.
1.Принципы налогообложения предпринимателей
Принципы налогообложения –это основополагающие, фундаментальные начала и идеи, положения и правила,определяющие сущность налоговой системы Российской Федерации. Данные принципыимеют общеобязательное значение, образуют своего рода несущую конструкциюстановления и развития российской системы налогообложения и налоговогоправоприменения.
Важное место занимаетвопрос о выделении принципов налогообложения предпринимателя. Следует отметить,что принципы налогообложения предпринимателя равнозначны (идентичны) общим(универсальным) принципам налогообложения, закрепленным в Налоговом кодексе РФи единым на всей территории Российской Федерации, для всех налогоплательщиков.Согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации принципы налогообложенияустанавливаются федеральным законодателем и не могут произвольно изменяться(или дополняться) законами субъектов Российской Федерации.
Принципы налогообложения предпринимателявыражают основную сущность норм предпринимательского права и главныенаправления государственной политики в области правового регулированиясоответствующих общественных отношений, и, они как правило, всегда закреплены вдействующем законодательстве государства. При этом принципы налогообложенияпредпринимателя – это общеобязательные исходные нормативно- юридическиеположения для предпринимателей-налогоплательщиков, отличающиеся высшейимперативностью, определяющие содержание правового регулирования налогообложенияпредпринимателей и выступающие высшими критериями правомерности поведенияучастников регулируемых отношений[[1]]
Принципы налогообложенияпредпринимателя оказывают влияние на формирование некоторых налогово-правовыхинститутов, определяют основные направления совершенствования механизманалогообложения предпринимателей, включающие выявление специфики правовойприроды налоговых платежей, взаимоотношения элементов налоговой системы,ключевые направления развития государственного регулирования данной налоговойсферы – налогообложения предпринимателей. Так, в зависимости от направленностидействий и смысла решаемых задач принципы налогообложения предпринимателей,обеспечивают реализацию, а также соблюдение:
— основ конституционногостроя государства (публичности взимания налогов и сборов, приоритета финансовойцели, ограничения и специализации налогов и сборов, установления, изменения,отмены налогов и сборов законами, установления налогов и сборов в должнойпроцедуре и т.п.);
— прав и свободналогоплательщиков (юридического равенства, всеобщности налогообложения,равного налогового бремени, соразмерности);
— начал федерализма(единства налоговой политики, единства системы налогов и разделения налоговыхполномочий).
К числу принципов налогообложенияпредпринимателей, относят принципы обеспечения единой финансовой политики вданной сфере, включающей в себя единую налоговую политику; единство налоговойсистемы; равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основаниизакона. Данные принципы оказывают существенное влияние на развитие правовыхоснов налогообложения предпринимателей, суть которого сводится к возможностиформирования налоговой политики государства, направленной на обеспечениеэффективности функционирования органов государственной власти. Это даетвозможность: определять качественный состав налоговой системы и разрабатыватьправовые концепции изменения налогового законодательства; усиливать меры поукреплению налогового администрирования и защите прав и законных интересовучастников налоговых правоотношений, включая развитие институтов налоговойответственности, налоговой тайны, института «презумпции невиновностиналогоплательщика»; формировать налоговое законодательство с учетомразвития основных правовых институтов смежных отраслей права (гражданского,таможенного, др)[[2]]
Таким образом, принципы налогообложенияпредпринимателей позволяют прогнозировать и формировать на научной основеразвитие основных институтов и механизма правового регулирования данной сферыналогообложения Российской Федерации, а также ограничивают налоговый произволгосударства в данной сфере налогообложения, создают основы справедливой системыналогообложения предпринимателей необходимые для сохранения и укрепленияРоссийской Федерации; защиты прав и свобод предпринимателей; экономическогороста, увеличения объемов производства и услуг; обеспечения справедливогораспределения произведенного продукта и т.п.
Система принципов налогообложенияпредпринимателя в настоящее время включает в себя следующие виды принципов:
1. Принцип законностиналогообложения предпринимателя – основан на требованиях ст. 57 Конституции РФ — предполагает установление системы и видов налогов и сборов для предпринимателейтолько в Налоговом кодексе РФ, введение региональных и местных налогов и сборовдля предпринимателей, регулирование отдельных их элементов — законами субъектовФедерации, актами представительных органов муниципальной системы управления.
Законность предполагаетстрогий правовой режим налогового контроля, ответственности виновных лиц,полное и своевременное исполнение налоговой обязанности налогоплательщиками (предпринимателями),органами налогового контроля и их должностными лицами. Главным содержанием названногопринципа является разделение налоговых полномочий по уровням законодательныхорганов и по установлению налогов и сборов и контролем за их уплатой, которыйпередан исполнительным органам налогового контроля, законотворческие полномочиякоторых ограничены правом издания внутриведомственных подзаконных актов, еслииное не установлено Налоговым кодексом РФ. Очень важную роль в укрепленииданного принципа играют судебные решения (Постановления Высших судебных органовВерховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, Конституционного суда РФ)[[3]]
2. Принцип федерализма налогообложения– вытекает из Конституционных положений о федеративном устройстве России,разграничении предметов ведения Федерации и ее субъектов, самостоятельностиместного самоуправления. Подразумевает, что в совместном ведении Федерации и еесубъектов находится установление принципов налогообложения и сборов (в т.ч. дляпредпринимателей), обеспечение единства налоговой политики и налоговой системы.Введен запрет на установление налогов и сборов (в т.ч. для предпринимателей),нарушающих единое экономическое пространство России, прямо или косвенноограничивающих свободное перемещение в пределах ее территории товаров (услуг)или финансовых средств, которые могут ограничивать или создавать препятствиязаконной экономической деятельности предпринимателей. Проявлением принципаявляется также строгое разграничение налоговых полномочий между РоссийскойФедерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления, наличиетрехуровневой системы налогов и обеспечения сбалансированности бюджетов разногоуровня.[[4]]
3. Принцип всеобщностиналогообложения предпринимателей – согласно данному принципу – каждый предприниматель–налогоплательщикобязан уплачивать законно установленные для этой категории налогоплательщиков налогии сборы. Исключения из этого правила допустимы только в пределах установленныхнормами Налогового кодекса РФ и только по специальным, установленным закономоснованиям. Неисполнение или ненадлежащее исполнение налоговой обязанности предпринимателем-налогоплательщиком признается при соответствующих условиях налоговым правонарушениеми может повлечь за собой применение налоговых санкций.
4. Принцип равенстваналогообложения предпринимателей или принцип равного налогового бремени – его сутьзаключается в установлении для предпринимателей – налогоплательщиков единыхусловий налогообложения независимо от форм собственности, национальных иполитических особенностей субъектов, организационно-правовых формпредпринимательства, их местонахождения, социальных и других различий.Равенство в налогообложении предполагает, не пресловутую уравниловкупредпринимателей, но, прежде всего, экономическую возможность, фактическуюспособность платить налоги на основе сравнения экономических потенциаловналогоплательщиков. При установлении налогов, прежде всего, должны учитыватьсяфактическая способность налогоплательщика к уплате налога (ст. 3 НК РФ).[[5]]
5. Принцип экономическойобоснованности установления налогов и сборов для предпринимателей –подразумевает под собой то, что налоговая система для предпринимателей должнабыть эффективной, способствовать экономическому развитию и росту благосостоянияпредпринимателей в России. Недопустимо также двойное налогообложение, а налоговаянагрузка на них не должны быть чрезмерной, недопустимы налоги и сборы которыепрепятствуют развитию предпринимательства и хозяйственной инициативы ипредприимчивости или приводят к ограничению конституционных прав и свободчеловека и гражданина либо могут препятствовать их реализации.
Экономическаяобоснованность налогообложения предпринимателя предполагает эффективность налогообложенияс точки зрения использования экономичных механизмов уплаты налогов (сборов),налоговых отчетности и контроля. Сбор налогов должен быть минимально затратным длягосударства и для предпринимателей, не вынуждать их нести существенные затратына осуществление налоговых учетов, наем и содержание аудиторов, консультантов,нести судебные издержки в результате споров с налоговиками.
6. Принцип определенностиналогообложения предпринимателя — содержание этого принципа в том, что налоговаясистема государства должна быть стабильной и предсказуемой для предпринимателей,должен быть установлен особый порядок принятия и вступления в силу актовналогового законодательства, касающихся предпринимателей, введен запрет напридание им обратной силы, за исключением тех из них, которые улучшают положениеналогоплательщиков (ст. 5 НК РФ), введены специальные критерии (признаки)несоответствия нормативно-правовых актов о налогах и сборах Налоговому кодексуРФ (ст. 6 НК РФ). При установлении новых налогов для предпринимателей должныбыть определены все элементы их юридических составов (ст.3, 17 НК РФ), порядокисчисления и уплаты налогов должен быть простым, понятным и удобным, прежде всего,для налогоплательщиков.
7. Важнейшими принципами налогообложенияпредпринимателя являются также принципы гласности, открытости и прозрачностиналоговой и бюджетной систем государства, наличие механизмов общественногоконтроля за движением налоговых средств, поступивших от налогоплательщиков(предпринимателей) и ответственности за злоупотребления в этой сфере.
8. Принцип правотыналогоплательщика (предпринимателя) — служит важнейшей гарантией защиты прав изаконных имущественных интересов налогоплательщиков (предпринимателей) отчрезмерных притязаний со стороны российского государства. Его содержаниесоставляют: законодательное установление виновной ответственности за совершениеналоговых правонарушений и преступлений (ст. 49 Конституции РФ; ст. 108-110 НКРФ; ст. 10-12 КоАП РФ; ст.5, 14, 25, 26 УК РФ); возложения обязанностидоказывания вины налогоплательщика и обстоятельств дела на государственныеорганы налогового контроля (ст.108 п.6 НК РФ, ст.194, 247, 259, 262 КоАП РФ);права налогоплательщика (предпринимателя) не свидетельствовать против себясамого (ст.51 Конституции РФ); обязанность толковать все неустранимые сомненияв виновности лица, привлекаемого к ответственности, противоречия и неясностиактов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика илиплательщика сборов (предпринимателя) (ст.3 п.7; ст.108 п. 6 НК РФ);безвозмездности процесса производства по делам о налоговых правонарушениях;права на судебную, административную защиту и самозащиту прав налогоплательщиков(предпринимателя) (ст. 21, 22 НК РФ).[[6]]
9. Принцип справедливостиналогообложения предпринимателя – справедливость, есть некий идеал истинной иправильной налоговой системы для предпринимателя, к которому нужно стремиться.Справедливость, в реальной налоговой системе государства воплощается вконкретную совокупность основ, начал и правил налогообложения предпринимателя,которые соответствуют объективным потребностям общества в конкретный период егоисторического развития. По словам одного из известных ученых-правоведов:«Налоги должны быть распределяемы между всеми налогоплательщиками (предпринимателями)в одинаковой соразмерности; пожертвования каждого на пользу общую должнысоответствовать силам его, то есть его доходу. Кто и сколько может и долженплатить налогов — вот основа справедливости».[[7]]
К принципам налогообложенияпредпринимателя относят также:
1. Принцип взиманияналогов в публичных целях — налоги и сборы взимаются с предпринимателей с цельюфинансового обеспечения деятельности публичной власти (органов гос/ власти иместного самоуправления).
2. Принцип установления налогови сборов в должной правовой процедуре — данный принцип закреплен и реализуется,через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом, а вряде государств – специальной процедурой внесения в парламент законопроектов оналогах. В России такое правило содержится в ч.3 ст. 104 Конституции РФ.
3. Принцип единстваэкономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики –это принцип является конституционным (ст.8 Конституции РФ, ст.1 ГК РФ, ст.3 НКРФ). Не допускается установления налогов и сборов, нарушающего единоеэкономическое пространство России и, прямо или косвенно ограничивающихсвободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или денежныхсредств.
4. Принцип единствасистемы налогов и сборов — необходим для равновесия между правом субъектов РФустанавливать налоги – с одной стороны, и соблюдением прав человека игражданина, обеспечением единства экономического пространства– с другой.Поэтому закрепленный законом перечень региональных и местных налогов носитзакрытый, исчерпывающий характер.
2. Функцииналогообложения предпринимателей
Функции налогообложенияпредпринимателя воплощены в функциях налогов, которыми облагаются и уплачиваютпредприниматели в Российской Федерации. В этих функциях непосредственнореализуется назначение налогообложения предпринимателя, как инструментастоимостного распределения и перераспределения доходов государства, поступающихв виде налогов и сборов от предпринимателей. В то же время, на практическомуровне налогообложение предпринимателя выполняет несколько функций, в каждой изкоторых реализуется назначение указанных налогов. Взаимодействуя, данныефункции образуют систему налогообложения предпринимателя, рассматривая которую,можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги, взимаемые спредпринимателей, выполняют следующие функции: фискальную, распределительную,контрольную, поощрительную, регулирующую.[[8]]
1. Фискальная функцияявляется основной функцией налогообложения предпринимателя, посредством которойреализуется главное предназначение налогов этой сферы налогообложения:формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства за счет поступленияналоговых платежей из этой сферы, а также аккумулирование в бюджете средств длявыполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Всеостальные функции налогообложения предпринимателя — производные от этой функции
2. Распределительная(социальная) функция налогов, взимаемых с предпринимателей, состоит вперераспределении общественных доходов между различными категориями населения.Как отмечается в научной литературе, через налогообложение в целом, иналогообложение предпринимателей в частности, достигается «поддержаниесоциального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельныхсоциальных групп с целью сглаживания неравенства между ними». В итогепроисходит изъятие части дохода одних и передача его другим. Ярким примеромреализации фискально-распределительной функции налогообложения являются акцизы,устанавливаемые на отдельные виды товаров и в первую очередь на товары роскоши,а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированныхстранах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается,что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менеедоходной за социальную стабильность.[[9]]
3. Контрольная функцияналогов — через налоги, взимаемые с предпринимателей, государство осуществляетконтроль за финансово-хозяйственной деятельностью предпринимателей, заисточниками их доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов,поступивших от предпринимателей, возможно количественное сопоставлениепоказателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах.Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы вцелом, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимостьвнесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.
4. Поощрительная функцияналогов — порядок налогообложения предпринимателя может отражать признаниегосударством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (например,предоставление налоговых льгот). Однако данная функция представляет собойпростое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальнойполитики государства и является скорее сопутствующей функцией, чем ведущей.
5. Регулирующая функцияналогов – налог, взимаемый с предпринимателя, рассматривается, как регулятортех или иных общественных отношений. Данная функция налогов направлена в первуюочередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задачфинансово-экономической политики государства в сфере налогообложения предпринимателей.Здесь также выделяют стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункцииналогообложения предпринимателя.
Стимулирующая подфункциянаправлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений в сференалогообложения предпринимателя. Она реализуется через систему специальныхналоговых льгот и освобождений. Нынешняя российская налоговая системапредоставляет широкий набор налоговых льгот разным категориям предпринимателей(например, занимающимся сельскохозяйственным производством, осуществляющим капитальныевложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.).
Дестимулирующаяподфункция напротив направлена на установление через налоговое бремяпрепятствий для развития каких-либо экономических процессов, например черезреализацию государством своей протекционистской экономической политики. Этопроявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казиноустановлена ставка налога на прибыль в размере 90 %), установлении специальногоналога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество,акцизов и др.[[10]]
Воспроизводственнаяподфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемыхресурсов в сфере налогообложения предпринимателей. Эту подфункцию выполняютотчисления предпринимателей на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платаза воду и т.д.
В то же время, фискальнаяи регулирующая функции противоречивы не только сами по себе — они такжепротиворечат друг другу. В частности, фискальная компонента приобретает большоестабилизирующее значение, когда влечет за сбой снижение общего налоговогобремени предпринимателей. Это возможно только путем перераспределения налоговойтяжести между плательщиками (предпринимателями), что непосредственно требуетучета регулирующих механизмов налогообложения. Однако в любом случае, налог неимеет целью подрыва собственной основы: налог существует для получения средстви не должен ограничивать, угнетать источник этих средств. Он не предназначендля ограничения, запрещения, конфискации, наказания.
Заключение
Вданной курсовой работе была изучена тема – «Принципы и функции налогообложенияпредпринимателя». В курсовой работе была поставлена конкретная цель – раскрытьсодержание выбранной темы с современной точки зрения. В процессе работы были решеныследующие задачи:
▬ исследованыпринципы налогообложения предпринимателя;
▬ охарактеризованыфункции налогообложения предпринимателя.
По итогам проведенныхисследований можно сделать такие выводы
Принципы налогообложенияпредпринимателя по своей сути равнозначны общим (универсальным) принципамналогообложения, закрепленным в Налоговом кодексе РФ. Они выражают основнуюсущность норм предпринимательского права и главные направления государственнойполитики в области правового регулирования соответствующих общественныхотношений.
К принципамналогообложения предпринимателя относятся: принцип законности, принципфедерализма, принцип всеобщности, принцип равенства (равного налогового бремени),принцип экономической обоснованности, принцип определенности, принципыгласности, открытости и прозрачности, принцип правоты налогоплательщика(предпринимателя), принцип справедливости, принцип взимания налогов в публичныхцелях, принцип единства экономического пространства Российской Федерации иединства налоговой политики, а также принцип единства системы налогов и сборовРФ.
Функции налогообложенияпредпринимателя воплощены в функциях налогов, которыми облагаются и уплачиваютпредприниматели в Российской Федерации. В этих функциях непосредственнореализуется назначение налогообложения предпринимателя, как инструментастоимостного распределения и перераспределения доходов государства, поступающихв виде налогов и сборов от предпринимателей. К функциям налогообложенияпредпринимателя относятся — фискальная функция, распределительная функция, контрольнаяфункция, поощрительная функция, регулирующая функция.
Списокиспользованной литературы
1. Конституция Российской Федерации:Принята 12 декабря 1993 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rg.ru/.
2. Налоговый кодекс Российской Федерациичасть первая от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ, и часть вторая от 5 августа 2000 годаN 117-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. Версия от 01.08.2007 г. –CD-ROM.
3. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации, часть первая от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ, часть вторая от 29января 1996 года № 14-ФЗ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: garant.ru/.
4. Практический комментарий основныхизменений налогового законодательства Российской Федерации (федеральные законы РоссийскойФедерации N 64-ФЗ от 26 апреля 2007 года; N 75-ФЗ от 16 мая 2007 года).[Электронный ресурс].– Режим доступа: www.consultant.ru/.
5. Зенин И.А. Предпринимательское право:Учебник для студентов и преподавателей вузов. / И.А. Зенин. – GUMER-INFO, 2007. – 305 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:www.gumer.info/library/.
6. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложениев России: Учебник для студентов и преподавателей вузов / Л.Н. Лыкова. – М.:Allpravo, 2007. – 409 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: allpravo.ru./.
7. Налоги и налоговое право: Учебноепособие. / Под редакцией А.В. Брызгалина.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 453 с.
8. Налоги: Учебное пособие / Подредакцией Д.Г Черника. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 565 с.
9. Основы предпринимательского права(Серия: «Русское юридическое наследие»). // Каминка А.И. – М.:Зерцало, 2007. – 413 с.
10.Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение:Учебник для студентов вузов / Т.Ф. Юткина. – М.: НОРМА – ИНФРА — М., 2006. –576 с.