Принципы и особенности правового регулирования экологических отношений

Содержание
Экологическое право
Право граждан на благоприятнуюокружающую среду
Понятие и особенности источников экологического права.Основные этапы развития экологического законодательства
Понятие и формы права собственности на природные ресурсы
Право собственности на недра
Право собственности на животный мир
Недра
Леса (правовой режим)
Основные направления правовой охраны окружающей человекасреды
Правовая охрана вод
Правовая охрана лесов
Экологическое право
Экологическое право — это отрасль российского права, представляющаясобой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействияобщества и природы. Данное определение основано на преамбуле Федерального закона«Об охране окружающей среды», в которой отмечается: «Настоящий Федеральныйзакон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающиепри осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием наприродную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основойжизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальномшельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации».
Предмет экологического права — общественные отношения в областиохраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранениявредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности. Отличиепредмета экологического права от предметов смежных отраслей — земельного, горного,водного, лесного, одной из основных задач которых также является охрана и рациональноеиспользование окружающей природной среды, — заключается в том, что первое осуществляетрегулирование отношений по рациональному использованию и охране окружающей природнойсреды в целом, иные же отрасли регулируют отношения, касающиеся отдельных природныхобъектов — земли, недр, вод, лесов и др.
Экологическое право как одна из отраслей российского права представляетсобой систему норм экологического права, принципов и особенностей правового регулированияэкологических отношений, основных институтов экологического права, государственногорегулирования экологических отношений, прав собственности на природные ресурсы,юридической ответственности за экологические правонарушения и др.
Экологическое право как наука — это система научных знаний обэкологическом праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правовогорегулирования экологических отношений, истории развития, его основных институтах,сравнительно-правовой анализ зарубежных стран.
Экологическое право как учебная дисциплина представляет собойсистему знаний о правовом регулировании взаимодействия человека и общества с окружающейсредой, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь,юридических.
Рассмотренные три системы экологического права как отрасли права,как науки и как учебной дисциплины совпадают. Она делится на Общую, Особенную иСпециальную части.
В Общей части экологического права содержатся институты и положения,которые имеют значение для всего экологического права:
предмет и методы в экологическом праве;
источники экологического права;
экологические правоотношения;
право собственности и иные права на природные ресурсы;
право природопользования;
государственное регулирование природопользования и охраны окружающейсреды;
экологическая экспертиза;
экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающейсреды;
юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства.
К Особенной части относится правовое регулирование использованияи охраны земель, вод, атмосферного воздуха, недр, лесов, животного мира, особо охраняемыхприродных территорий и объектов, правовое регулирование обращения с опасными радиоактивнымивеществами и твердыми отходами, особо охраняемых территорий, лесного фонда, водногофонда и др.
Специальная часть экологического права посвящается основным чертаммеждународной правовой охраны окружающей природной среды, сравнительно-правовомуанализу отечественного и зарубежного экологического права.
Природоохранное законодательство образует базу для организацииправового регулирования природоохранительных (экологических) отношений.
Объекты, цели и способы такого регулирования указываются в комплексныхи отраслевых законах об охране природы, окружающей среды, отдельных участков природы.
В законах под объектами охраны подразумеваются природные блага,ценности природы, ее достопримечательности и памятники, природные ресурсы, окружающаячеловека среда. Такими природными объектами являются: земля, недра, вода, воздух,растительный и животный мир. Кроме того, в законах отмечаются ландшафты (типичныеи редкие ландшафты, пейзажи, характерные пейзажи), памятники природы, достопримечательныеместа и объекты природы, заповедники, заказники, курорты, зоны отдыха, зеленые насаждениянаселенных пунктов.
Классифицирующим признаком, по которому определяется отнесениетех или иных объектов материального мира к охраняемым объектам природы, являетсяэкологическая взаимосвязь с окружающей природной средой, в силу чего природное вещество,изъятое человеком из природы, перестает быть объектом охраняемой природы и переходитв разряд товарных ценностей.
Помимо отдельных природных объектов природоохранное законодательствопредусматривает понятие «природные ресурсы». Закон об охране природы РоссийскойФедерации подчеркивает, что совокупность природных ресурсов составляет природноебогатство (Ст.14 Закона).
Природные ресурсы подразделяются на два вида — экологическиеи экономические. В первом случае они охватывают всю природу как источник жизни.Во втором они трактуются в более узком смысле — как источники материального производстваобщества, объекты потребления природы со стороны общества, служащие естественнымсырьем, материалом для хозяйственной деятельности человека. Ограниченность экономическихресурсов природы, их невосполнимость (полезные ископаемые) или относительно длинноепо времени их воспроизводство (леса) вызывает необходимость организации их рациональногоиспользования.
Цели охраны окружающей природной среды законодательством подразделяютсяна общие и специальные. Общие цели состоят в обеспечении благоприятного качестваокружающей среды, экологического равновесия, здоровья людей и благосостояния человека,сохранении красот природы, продуктивной и многообразной окружающей естественнойсреды для людей.
Специальные цели указывают на конкретные задачи, вытекающие изобщей цели, применительно к отдельным видам природоохранительной деятельности предприятий,охране отдельных природных объектов и комплексов. В частности, специальные целираскрываются в Основах законодательства РФ о земле, водах, недрах и лесах.
Способы осуществления целей и задач многообразны. В современнойэкологической литературе довольно часто приходится иметь дело с равнозначной оценкойтаких понятий, как охрана окружающей природной среды, защита окружающей среды, рациональноеиспользование природных ресурсов, обеспечение природопользования и т.д. Охрана всечаще употребляется применительно к природе в собственном ее смысле, а защита — кокружающей человека среде. Такая трактовка воспринята законом РФ об охране природы,она характерна и для международных документов.
В законе об охране природы раскрываются и способы решения экологическихзадач. Они заключаются в проведении мероприятий по предупреждению, предотвращениюи устранению загрязнения окружающей природной среды, иных вредных воздействий хозяйственнойдеятельности, в организации разумного, научно обоснованного, рационального и плановогоиспользования ресурсов природы, восстановлении и воспроизводстве природных богатств,формировании благоприятной для человека окружающей среды, воспитании экологическогосознания в обществе, рационального отношения к природной среде как среде жизни человекаи материальной основы развития общества.
Охрана окружающей природной среды обеспечивается различными способами- биологическими, химическими, физическими, механическими, санитарно-гигиеническимии т.д. Правовая охрана окружающей среды — один из способов природоохранной деятельности,в которой проявляется экологическая функция государства.
Она состоит в издании и применении законов, постановлений, иныхнормативных актов, направленных на охрану окружающей природной среды. Правовой способохраны окружающей среды включает: объекты природы, подлежащие охране; закрепительные,ограничительные, разрешительные меры охраны;
контроль за их соблюдением и. выполнением;
меры ответственности и возмещения вреда.
Правовые меры охраны природы осуществляются на базе двух группнормативно-правовых предписаний.
К первой относятся правовые нормы, которые входят в состав предохранительногозаконодательства. Это законы, постановления, которые содержат общие экологическиетребования по охране земель, воздуха, вод, лесов, животного и растительного мираи т.п. Такие требования воздействуют на хозяйственные отношения через хозяйственноезаконодательство путем его экологизации.
Вторую группу составляют правовые нормы хозяйственного законодательства,иных отраслей законодательства, отражающие экологические требования.
На основе эколого-хозяйственных норм разрабатываются техническиенормы и стандарты, в которых реализуются природоохранные императивы. По указаннымнормам и стандартам ведется планирование, проектирование, строительство и эксплуатацияпроизводственных и иных объектов.
Эти группы норм раскрывают одну сторону правового механизма окружающейприродной среды, другой его стороной является система гарантий. В нее входят: экономическиегарантии (планирование, материальное стимулирование), организационные (управление,контроль), юридические (ответственность), идеологические (воспитание).
Для оценки результатов и выбора решения важное значение имеетсистема правовых приоритетов. В законодательстве закрепляются отраслевые приоритеты(земель сельхозназначения, питьевой воды и т.п.) и общие приоритеты, которыми являютсяздоровье человека, благополучие человека.
Весь этот комплекс норм образует правовую отрасль — экологическоеправо.
Предметом экологического права являются экологические отношениямежду предприятиями и природой. Эти отношения подразделяются на два вида: ресурсовые(земельные, водные, лесные) — отношения по использованию природной среды и природоохранные- по ее охране.
Эти два вида отношений существуют в единстве своих взаимосвязей.Но это единство противоречиво. Использование природной среды вызывает необходимостьее охраны. Охрана для выполнения своих задач ограничивает использование требованиемсоблюдения законов развития природы, т.е. рационализирует его.
Единство и взаимосвязь ресурсовых и природоохранных отношенийлежат в основе правового регулирования экологических отношений.
Такое регулирование имеет три этапа. На первом этапе (ресурсовом)главное внимание уделялось организации использования природных ресурсов для удовлетворенияпотребностей народного хозяйства. Правовое регулирование строилось на базе земельногоправа. Постепенно в рамках земельного права стала возрастать доля норм, регулирующихводные, горные и лесные отношения. В Российской Федерации этот нормативный процесспривел к формированию природо-ресурсового права, интегрирующего земельное, горное(недра), водное, лесное отрасли права.
На втором этапе (природоохранном) основная задача правового регулированияэкологических отношений проявилась в охране окружающей среды. Многообразие формохраны природной среды (консервация, рациональное использование, оздоровление) способствовалообособлению этой системы правового регулирования в самостоятельную правовую отрасль.
На третьем этапе (экологическом) возникает необходимость болеетесного единения этих двух относительно самостоятельных систем на общей экологическойоснове. Побудительным фактором выступает хозяйственная деятельность.
Такая проблема возникла в связи с решением вопросов природопользованиякрупных регионов и природных комплексов. Для этого потребовалось комплексное решениехозяйственных проблем с приоритетом экологических (а не экономических) законов.
Таким образом, развитие форм взаимодействия общества и природына современном этапе закономерно привело к возникновению экологического права каксистемы норм, регулирующих ресурсовые и природоохранные отношения в процессе хозяйственногоиспользования окружающей природной среды.
Указанная система опирается на действующее природоохранное иресурсовое законодательство, а также эколого-правовые акты хозяйственного, административного,трудового и других отраслей права. Ее принципы закреплены в законе об охране природы.
экологическое право природный охрана
Право граждан на благоприятную окружающую среду
Российское законодательство не определяет понятие «благоприятнаяокружающая среда», хотя в данном контексте оно имеет юридически значимые критерии.Прежде всего они выражены системой нормативов охраны окружающей среды и лимитовприродопользования. Система таких нормативов и лимитов, а также общие требованияк их разработке определены Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды».Данные нормативы выражают качественные характеристики состояния окружающей природнойсреды и направлены преимущественно на обеспечение ее чистоты, что является лишьодной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.
Другая его важнейшая характеристика касается ресурсоемкости(неистощимости) природных богатств. Учет экологических требований при регулированиииспользования природных ресурсов с целью удовлетворения экономических интересови потребностей человека обеспечивается в соответствии с названным Законом путемлимитирования природопользования. Лимиты на природопользование являются системойэкологических ограничений по территориям и представляют собой установленные природо-пользователямна определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов(ст. 19). Конкретные предельные нормы использования регулируются нормами природно-ресурсногозаконодательства.
Благоприятная окружающая среда означает также способность удовлетворятьэстетические и другие потребности человека, сохранять видовое разнообразие. Поддержаниеблагоприятного состояния окружающей среды с целью удовлетворения этих потребностейи сохранения способностей природы обеспечивается созданием и регулированием режимаособо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон и т.п.
Таким образом, по мнению профессора М.М. Бринчука, окружающаясреда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в законодательствеоб окружающей среде критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности),ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости видового разнообразияи эстетического богатства. [1] Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающейсреды). М.: Юристъ, 1998. С.143.
Экологическое право — это отрасль российского права, представляющаясобой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействияобщества и природы. Данное определение основано на преамбуле Федерального закона«Об охране окружающей среды», в которой отмечается: «Настоящий Федеральныйзакон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающиепри осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием наприродную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основойжизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальномшельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации».
Предмет экологического права — общественные отношения в областиохраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранениявредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности. Отличиепредмета экологического права от предметов смежных отраслей — земельного, горного,водного, лесного, одной из основных задач которых также является охрана и рациональноеиспользование окружающей природной среды, — заключается в том, что первое осуществляетрегулирование отношений по рациональному использованию и охране окружающей природнойсреды в целом, иные же отрасли регулируют отношения, касающиеся отдельных природныхобъектов — земли, недр, вод, лесов и др.
Источником основополагающих принципов экологического права являетсяКонституция РФ. Данный комплекс конституционных норм выделяет в качестве особойконституционную функцию охраны окружающей среды, устанавливает общеправовые принципыприоритета охраны природы, закрепляет ответственность нынешнего поколения передбудущим, а также предусматривает экологический суверенитет страны, устанавливаяконституционный правопорядок. Основные принципы экологического права перечисленыв ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Экологическое право, как и многие другие отрасли российскогоправа, не обладает каким-то особым, только ему присущим методом правового регулирования.Поэтому правильнее говорить не о методе экологического права, а о методах правовогорегулирования экологических отношений.
Метод правового регулирования общественных отношений — это особыйспособ воздействия на них нормами той или иной отрасли права (в данном случае — нормами экологического права).
Вообще в теории права существуют два основных метода правовогорегулирования общественных отношений: императивный и диспозитивный. Способами воздействияна общественные отношения являются:
для императивного метода — запрет и предписание;
для диспозитивного метода — напротив, способы согласования, рекомендаций.
Эти методы имеют значение для регулирования экологических отношений.Например, для периода господства командно-административной системы характерным былименно императивный метод регулирования экологических отношений. Существовала системазапретов и предписаний. Соответственно при переходе к рыночным отношениям расширялосьприменение диспозитивного метода: предоставлялась большая свобода в производственно-хозяйственнойдеятельности.
Широкое применение получает экономический механизм — в виде платыза использование природных ресурсов, экономического стимулирования рациональногоиспользования и охраны окружающей природной среды и др.
Но все же до сих пор преимущественное значение имеет императивныйметод в силу социальной значимости, необходимости строгого соблюдения порядка использованияи охраны окружающей природной среды.Понятие и особенности источников экологического права.Основные этапы развития экологического законодательства
Под источниками права вообще понимается особая форма выраженияправил поведения, делающая их общеобязательными.
Нормативные правовые акты являются одним из источников правав науке юриспруденции наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты).Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.Источниками права являются:
1) на федеральном уровне:
Конституция РФ;
международные документы;
федеральные конституционные законы;
федеральные законы;
акты Президента РФ (указы, распоряжения);
акты Правительства РФ (постановления, распоряжения);
нормативные правовые акты федеральных министерств, служб и агентств;
2) на уровне субъектов РФ:
законодательство субъектов РФ — конституции, уставы субъектовРФ;
законы субъектов РФ;
акты глав субъектов РФ;
акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
3) на муниципальном уровне — акты местного самоуправления.
Большинство норм экологического права содержится в кодифицированныхзаконодательных актах — земельном, лесном, водном кодексах, в Федеральном законе«Об охране окружающей среды», а также в международных нормативных правовыхактах. Причем согласно ст.15 Конституции РФ международные нормативные правовые актыявляются составной частью нашей правовой системы и имеют приоритетное значение.Если международным договором установлены иные правила, отличные от предусмотренныхвнутренним законодательством, то применяются правила международного договора.
Под источниками экологического права понимаются формы его внешнеговыражения — нормативные акты, принятые уполномоченными органами государственнойвласти и органами местного самоуправления, регулирующие общественные отношения вобласти охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.
Конституция РФ — основной источник экологического права. В нейопределены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина,федеративное устройство государства, органы государственной власти, их компетенцияи др. Главное для экологического права то, что в Конституции содержатся основополагающиепринципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологическихотношений в нашей стране.
Ряд субъектов Российской Федерации воспользовались этим правоми приняли свои законы, например, республики Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Карелия,Марий Эл, Северная Осетия, Тува, Хакасия, Чувашия, Саха (Якутия), области: Брянская,Омская, Орловская, Оренбургская, Ростовская, Свердловская, Приморский край и др.
Таким образом, нормы Конституции устанавливают:
экологические права и обязанности граждан РФ (ст. ст.42, 58);
право собственности на землю и другие природные ресурсы (ст.ст.9, 36);
компетенцию государственных органов в сфере природопользованияи охраны окружающей природной среды (ст. ст.71, 72, 114).
Действующая Конституция Российской Федерации создала легитимнуюоснову российской государственности, заложила новую систему отношений между центроми регионами.
Большую роль в регулировании экологических отношений играют федеральныезаконы — акты высшей юридической силы, действие которых распространяется на всютерриторию РФ.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7ФЗ «Об охране окружающей среды» является основополагающим в системе экологическогозаконодательства. Закон действует на всей территории Российской Федерации, а такжена континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. В нем систематизированынормы, касающиеся:
прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природнуюсреду;
экономического механизма охраны окружающей среды;
нормирования качества окружающей среды;
государственной экологической экспертизы;
экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции,вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов;
чрезвычайных экологических ситуаций;
особо охраняемых природных территорий и объектов;
экологического контроля;
экологического воспитания, образования, научных исследованийи др.
Отношения, возникающие в области охраны и рационального использованияприродных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются земельным, водными иными отраслями законодательства. Законодательные источники экологического праваподразделяются на кодифицированные законодательные акты и иные экологические законы.К первым ныне относятся Земельный, Лесной, Водный кодексы Российской Федерации.Эти кодексы являются актами отраслевой кодификации экологического права. Ко второйгруппе относятся Закон «Об охране окружающей среды», Федеральные законы«О недрах», «О животном мире», «О природных лечебных ресурсах,лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природныхтерриториях», а также некоторые другие. Кроме того, к источникам экологическогоправа относятся акты других отраслей законодательства, если они содержат правовыенормы, затрагивающие экологические отношения.
Правовые нормы, устанавливающие ответственность за нарушениеэкологического законодательства содержатся в Уголовном кодексе РФ, в Кодексе РФоб административных правонарушениях и др.
Особое место занимают международные договоры, которые подробноизучаются в специальной части курса экологического права, а также в рамках международногопубличного права.
Периодизация развития экологического законодательства может бытьосуществлена по различным основаниям. Но если за основу ее взять развитие и углублениесамого понятия охраны окружающей природной среды, то довольно четко выделяются триосновных этапа.
Первый этап, который можно условно назвать консервационным, охватываетконец XIX века и первую половину XX века. В этот период, особенно в начальной егостадии, под охраной природы понимали не охрану окружающей природной среды в целом,а в основном охрану редких и исчезающих видов животных и растений. Для этих целейначали создаваться различного рода заповедники, заказники, резерваты, национальныепарки и т.п. Так, в центре внимания на первой международной конференции в Бернев 1913 году, созванной по инициативе швейцарского ученого Поля Саразена, была охранадикой фауны от хищнического истребления ее в погоне за максимальной прибылью в условияхничем не ограниченной беспощадной эксплуатации ее. Именно в этот период и в Россиисоздаются первые заповедники — Баргузинский, Астраханский и др.
Второй этап — от середины XX века до восьмидесятых годов — характеризуетсязначительным расширением самого понимания охраны природы, под который в этот периодпонимается не только и не столько охрана исчезающих видов животных и растений, аохрана всех природных ресурсов как таковых. Поэтому этот этап в развитии экологическогозаконодательства можно назвать, конечно, также условно – природо-ресурсовый. В данныйпериод (1957-1963 гг.) в тогдашних союзных республиках, в том числе и в РоссийскойФедерации, были приняты законы об охране природы. Законом «Об охране природыв РСФСР» под охрану были поставлены практически все природные ресурсы, а нетолько исчезающие и редкие животные и растения, включая атмосферный воздух, типичныеландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты, что, хотя и не являлосьприродным ресурсом в собственном смысле этого слова, но представляло значительныйэкологический интерес.
Третий этап — примерно с начала восьмидесятых годов и по настоящеевремя — характеризуется всеохватывающим понимаем охраны окружающей природной среды,а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране самой природнойсреды обитания человека, что является не только непременным условием дальнейшегопрогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования. Именно в этот период,который мы называем экологическим, появилось само понятие экологического права,были введены учебные курсы по экологическому праву во многих учебных заведениях,и не только юридических.
Понятие и формы права собственности на природные ресурсы
Собственность на природные ресурсы имеет определяющее значениев системе общественных отношений по природопользованию и охране окружающей природнойсреды.
Право собственности как юридическая категория может пониматьсяв двух значениях — субъективном и объективном.
Право собственности в субъективном смысле — это право конкретногосубъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами. В объективномсмысле право собственности является одним из важнейших институтов Общей части экологическогоправа и представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежностьприродных ресурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряженияими.
Право собственности на природные ресурсы установлено в КонституцииРФ (ст.9, 36), Гражданском кодексе РФ (ст.129, 209, 212), актах экологического законодательства,регулирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов: Лесном кодексе РФ(ст. 19), Водном кодексе РФ (ст.34, 35), Законе РФ «О недрах» (ст.1-2),Федеральном Законе «О животном мире» (ст.4) и др.
Осуществляемые в нашей стране реформы, направленные на формированиерыночной экономики, затрагивают в первую очередь отношения собственности. КонституцияРФ и действующее законодательство исходят из признания многообразия и равноправияразличных форм собственности. В настоящее время в Российской Федерации юридическипризнаются и защищаются государственная, муниципальная, частная и иные формы собственностина природные ресурсы.
Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другиеприродные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иныхформах собственности.
Таким образом, Конституция РФ, предусматривая указанные формысобственности, не приводит их исчерпывающего перечня, давая тем самым простор дляпредпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, в том числе и всфере формирования иных форм и видов собственности на землю и другие природные ресурсы.
Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельностинародов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому права на их использованиеохраняются и гарантируются всей правовой системой нашего государства. Особо важнуюроль играет земля в агропромышленном комплексе. Здесь она — и главное средство производства,и пространственный базис всякой деятельности. С землей и другими природными ресурсамисельское население наиболее тесно связано и в производстве, и в быту.
Реформирование социально-экономического строя начинается, какправило, с преобразования отношений собственности и коренного изменения форм собственности,в первую очередь на землю и другие природные ресурсы. Так, знаменитым Декретом«О земле», который был назван «первым шагом революции России»,помещичья собственность на землю была отменена немедленно и без всякого выкупа.Согласно Крестьянскому наказу о земле, составлявшему неотъемлемую часть Декрета«О земле», право частной собственности на землю отменялось навсегда. Земляне могла быть ни продана, ни куплена, ни сдана в аренду либо в залог, ни каким-либодругим способом отчуждена. С реформирования отношений собственности начались и преобразованияв современной России. Законом РСФСР от 23 ноября 1990 года «О земельной реформе»монополия государства на землю на территории РСФСР была отменена и введены две основныеформы собственности на землю: государственная и частная. Эти положения данного Закона,ныне утратившего силу, получили закрепление и дальнейшее развитие в последующемзаконодательстве, в том числе и в Конституции Российской Федерации.
Наиболее важная часть природных объектов находится в федеральнойсобственности. Экологическое законодательство разграничивает объекты права собственностиРоссийской Федерации и ее субъектов исходя из признака их общегосударственной значимости.К объектам права федеральной собственности, как правило, относятся природные объектыи комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлениемфункций федеральных органов государственной власти, либо расположенные на территориидвух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентальногошельфа и исключительной экономической зоны РФ*. В частности, такими объектами являются:
земельные участки и другие природные объекты, предоставленныедля нужд обороны и безопасности, охраны государственных границ и осуществления другихфункций федеральных органов государственной власти;
земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортнымии космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологическойслужбы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимисяв федеральной собственности;
земельные участки и другие природные объекты государственныхприродных заповедников, национальных, природных парков, государственных природныхзаказников, лечебно-оздоровительных зон и курортов, других особо охраняемых территорийфедерального значения;
виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РоссийскойФедерации;
виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенныек особо охраняемым, и др.
Право собственности на недра
Недра в границах территории РФ (включая подземное пространствои содержащиеся в нем полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы) являютсягосударственной собственностью.
Это означает, что недра изъяты из гражданского оборота. Участкинедр не могут быть предметом сделок (купли-продажи, мены, дарения, вклада, залога,завещания, наследования) или отчуждаться в иной форме. Допускается лишь оборот правпользования недрами, которые могут отчуждаться или переходить от одного лица к другомув пределах, установленных законом.
Что касается добытых из недр полезных ископаемых и иных ресурсов,то они представляют собой товарно-материальные ценности, которые могут находитьсяв собственности различных субъектов — государства, муниципальных образований, граждан,юридических лиц.
Правомочия, составляющие право государственной собственностина недра: владение, пользование и распоряжение ими, в пределах территории РФ осуществляютсясовместно Российской Федерацией и ее субъектами.
Согласно п.1 ст.8 ВК РФ водные объекты находятся в собственностиРФ федеральной собственности, за исключением случаев, установленных п.2 указаннойстатьи. В силу п.2 ст.8 ВК РФ такие водные объекты как пруд и обводненный карьермогут находиться и в иных формах собственности.
В частности, если пруд или обводненный карьер расположены в границахземельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальномуобразованию, физическому лицу, юридическому лицу, то такие водные объекты находятся,соответственно, в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физическоголица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Право собственности на животный мир
Животный мир РФ в пределах ее территории является государственнойсобственностью. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляетюрисдикцию в отношении животных на континентальном шельфе и в исключительной экономическойзоне.
Это означает, что животный мир РФ изъят из гражданского оборота,а сделки по отчуждению объектов животного мира (продажа, залог и др.), нарушающиев прямой или скрытой форме право государственной собственности на животный мир,недействительны. Оборотоспособность диких животных допускается лишь в отдельныхслучаях по специальным разрешениям (распорядительным лицензиям), выдаваемым компетентнымигосударственными органами*.
Объекты животного мира, изъятые из естественной среды обитания,могут находиться в частной, муниципальной, государственной или иных формах собственности.Владение, пользование и распоряжение такими объектами регулируется гражданским законодательством.Недра
НЕДРА — часть земной коры, расположенная ниже почвенного слояи дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изученияи освоения. Правовой режим НЕДР регламентируется горным законодательством. К НЕДРАМотносятся только природные объекты — сплошные породы, породы, находящиеся в жидкоми парообразном состоянии, и имеющиеся между пород естественные пустоты. Правовойрежим искусственных объектов в НЕДРАХ — подземных сооружений и выработок — определяетсягорным законодательством лишь в пределах, необходимых для охраны НЕДР и безопасностигорных работ. Правовой режим подземных вод определяется также и водным законодательством.По законодательству РФ НЕДРА предоставляются в пользования для: геологического изучения;добычи полезных ископаемых, вт. ч. для использования отходов горнодобывающего исвязанных с ним перерабатывающих производств; строительства и эксплуатации подземныхсооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образования особо охраняемыхгеологических объектов (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники,памятники природы, пещеры и др.); сбора минералогических, палеонтологических и другихгеологических коллекционных материалов. Пользователями НЕДР могут быть субъектыпредпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в т. ч. юридическиелица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательством.НЕДРА предоставляются в пользование на основе лицензий, т.е. документов, удостоверяющихправо их владельцев на пользование участками НЕДР в определенных границах и в соответствиис указанными целями в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренныхтребований и условий. Предоставление лицензий на пользование НЕДРАМИ осуществляетсяодновременно с предоставлением земельного участка в соответствии с земельным законодательством.
Вода — химическое соединение водорода и кислорода, существующеев жидком, твердом и газообразном состояниях.
В соответствии со статьей 1 Водного кодекса различают:
водные ресурсы — поверхностные и подземные воды, которые находятсяв водных объектах и используются или могут быть использованы;
водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либоиной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерныеформы и признаки водного режима. См. ситуации: «Охрана окружающей среды»,«Земли водного фонда».
2. Основные положения по данному вопросу см. в Водном кодексеРоссийской Федерации, Федеральном законе от 10.01.2002 N 7ФЗ «Об охране окружающейсреды».
3. Основные нормативные акты см. в ярлыке «Документы».
Комментарии и консультации по данному вопросу см. в ярлыке«Консультации, комментарии».
См. ярлык «Образцы и формы» из раздела «Образцыправовых и деловых документов».
См. также дополнительную информацию, приведенную ниже.
4. О водопользовании см. Глава 5. Водопользование Водного кодексаРФ.
О налогах и сборах за пользование водными объектами см. ситуации:«Плата за пользование водными объектами», «Сборы за пользование объектамиживотного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов».
5. См. также ситуации: «Водный транспорт», «Байкальскаяприродная территория», «Правовой режим атмосферного воздуха»,«Правовой режим земель», «Правовой режим недр», «Правовойрежим животного мира», «Правовой режим лесов».
Дополнительная информация
В зависимости от особенностей режима, физико-географических,морфометрических и других особенностей водные объекты подразделяются на: поверхностныеводные объекты; подземные водные объекты. См. статью 5 Водного кодекса РФ.
Статус и правовой режим внутренних морских вод (статья 1), территориальногоморя (статья 2) и прилежащей зоны Российской Федерации (глава III), включая праваРоссийской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащейзоне и порядок их осуществления в соответствии с Конституцией Российской Федерации,общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорамиРоссийской Федерации и федеральными законами, установлен Федеральным законом от31.07.98 N 155ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащейзоне Российской Федерации».
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве водных ресурсовРФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282, Федеральноеагентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом всфере водных ресурсов.
В соответствии с Положение о ведении государственного водногореестра, его ведение осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствиис водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации,информационных технологиях и о защите информации.
Основные принципы ведения государственного водного кадастра РоссийскойФедерации изложены в Положении о ведении государственного водного кадастра РоссийскойФедерации, утвержденном приказом МПР России от 26.02.98 N б/н.
Об ответственности за нарушение водного законодательства см.главу 7 Водного кодекса РФ, статью 256 Уголовного кодекса РФ, статьи 7.6 — 7.7,7.10. Кодекса РФ об административных нарушениях.Леса (правовой режим)
1. Основным нормативным актом по данному вопросу является Леснойкодекс Российской Федерации.
2. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляютсяисходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе(ст.5 Лесного кодекса РФ).
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий(см. ситуацию «Земли лесного фонда»).
В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны(гл. ХVI ЗК РФ), землях населенных пунктов (гл. ХV ЗК РФ).
3. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначениюподразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих,водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезныхфункций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использованиесовместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями(подробнее см. главу 15 Лесного кодекса, и ситуацию «Правовой режим защитныхлесов и особо защитных участков лесов»);
Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого,максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесныхресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов(подробнее см. главу 16 Лесного кодекса);
Резервные леса — леса, в которых в течение двадцати лет не планируетсяосуществлять заготовку древесины. В таких лесах осуществляются авиационные работыпо охране и защите лесов. Использование резервных лесов допускается после их отнесенияк эксплуатационным лесам или защитным лесам (подробнее см. главу 16 Лесного кодекса).
3. Об ответственности за лесонарушения см. дополнительную информацию,приведенную ниже.
4. Основные нормативные акты по данному вопросу см. в ярлыке«Документы».
5. См. также ситуации: «Использование лесов»,«Права на лесные участки», «Управление в области использования, охраны,защиты, воспроизводства лесов», «Воспроизводство лесов и лесоразведение»,«Охрана и защита лесов», «Правовой режим защитных лесов и особо защитныхучастков лесов», «Аукционы по продаже права на заключение договора арендылесного участка либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений».
Животный мир — один из компонентов природной среды, естественныхэкологических систем, активно влияющий на состояние и качество их отдельных элементов:земель, лесов, вод и т.д., а также окружающей среды в целом.
С древних времен животный мир является предметом хозяйственногоинтереса людей, объектом охотничьего и рыбного промысла, источником промышленного,технического, лекарственного сырья. Однако разрушение среды обитания животных врезультате расширения масштабов экономической деятельности, освоения земель, вырубкилесов, загрязнения окружающей природной среды, а также хищническая эксплуатацияживотного мира приводят к сокращению численности многих видов животных, уменьшениюразнообразия живых организмов.
Поэтому охрана и рациональное использование животного мира, составляющегодостояние народов РФ, представляют собой важную государственную задачу, выполнениекоторой направлено на удовлетворение экономических, экологических и духовных потребностейобщества (ст.1 Федерального Закона «О животном мире»).
Указанная задача реализуется через целый комплекс специальныхмер по сохранению животного мира, важное место среди которых занимает его правовоерегулирование.
Предметом этого регулирования являются общественные отношенияв области охраны и рационального использования животного мира, а также связанныес ними отношения в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целяхобеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования и использованияживотного мира, сохранения генетического фонда диких животных как неотъемлемогоэлемента природной среды.
Базовый нормативный акт в системе законодательства о животноммире — кодифицированный Федеральный Закон «О животном мире» 1995 г. Его положения развиваются и конкретизируются в нормах подзаконных актов, основную массу которыхсоставляют Постановления Правительства РФ, регулирующие отдельные вопросы правовогорежима животного мира: «О порядке ведения государственного учета, государственногокадастра и государственного мониторинга объектов животного мира» от 10 ноября1996 № 1342, «О специально уполномоченных государственных органах по охране,контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания»от 19 января 1998 № 67, «Об утверждении Требований по предотвращению гибелиобъектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также приэксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи»от 13 августа 1996 № 997, «О Красной книге РФ» от 19 февраля 1996 № 158,«О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах»от 29 сентября 1997 № 1251 (с изменениями от 15 ноября 1997) и др.
Значительную часть рассматриваемых актов образуют акты охотничьегои рыболовного законодательства: Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР,утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 (с изменениямиот 23 июня 1993), Постановление Правительства РФ «О любительской и спортивнойохоте в РФ» от 26 июля 1993, Положение об охране рыбных запасов и регулированиирыболовства в водоемах СССР, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от15 сентября 1958 (с последующими изменениями и дополнениями), Постановление ПравительстваРФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способовдобывания объектов животного мира» от 18 июля 1996 и др.
Нормы, регулирующие отношения по поводу охраны и использованияживотного мира и среды его обитания, содержатся в Законе РСФСР «Об охране окружающейприродной среды», Федеральных законах «Об исключительной экономическойзоне РФ», «О континентальном шельфе РФ», в земельном, лесном, водном,а также уголовном, административном и гражданском законодательстве.
Наиболее важное значение в характеристике правового режима использованияживотного мира имеет правовая регламентация охоты и рыболовства.
Действующее охотничье законодательство признает охотой выслеживаниес целью добычи, преследование и добычу диких зверей и птиц лицом, имеющим правона охоту.
Нахождение в местах обитания диких зверей и птиц с оружием, собаками,ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией приравниваетсяк охоте.
Объектом охоты являются дикие животные в состоянии естественнойсвободы. Истребление домашних, сельскохозяйственных животных, а также диких животных,находящихся в неволе, рассматривается как уничтожение имущества и другие противоправныедействия.
Перечень конкретных видов животных, отнесенных к объектам охоты,исходя из их видов, численности, традиций в использовании, получаемой продукции,утверждается Правительством РФ. Так, в соответствии с Перечнем объектов животногомира, отнесенных к объектам охоты, утвержденным Постановлением Правительства РФот 26 декабря 1995 № 1289, объектами охоты являются: волк, лисица, медведь, заяц,норка, соболь, белка, олень, гуси, утки, куропатки и др.
Различается два вида охоты — промысловая и спортивная (любительская).
Правовое регулирование рыболовства осуществляется на основе специальныхнормативных актов, образующих рыболовное законодательство.
Указанное законодательство относит к рыболовству не только ловрыбы, но и добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих.
В состав рыбных запасов РФ согласно Положению об охране рыбныхзапасов и регулированию рыболовства в водоемах РСФСР входят природные запасы рыбв водоемах РФ, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
Рыболовство, как и охота, может быть промысловым (осуществляетсяпредприятиями рыбной промышленности и другими рыбозаготовительными организациями)и спортивным или любительским. Последнее не включает в себя добывание морских млекопитающих.
Организация указанных видов рыболовства осуществляется в соответствиис Положением о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства, утвержденнымПостановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995; Положением о лицензированиидеятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водныхживотных и растений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 сентября1995, Постановлением Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенныхк применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля1996, Правилами рыболовства, принимаемыми органами исполнительной власти субъектовРФ, и другими нормативными актами.
Право природопользования — это институт экологического права,который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов,совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природныхресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенныхцелей, что относится в основном к праву природоресурсному.
В зависимости от основания как критерия для классификации выделяютсяразные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологическогоправа выделяют следующую классификацию права природопользования в зависимости оттребования по наличию разрешительной документации: право общего природопользованияи право специального природопользования.
Право общего природопользования представляет собой право использованияприродных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государстваи иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собойправо использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующихразрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личногопользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получениякаких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительствауже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания,строения, сооружения.
Существует еще одна распространенная классификация права природопользованияв зависимости от использования природного объекта, природного ресурса: землепользование,лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром ит.д.
Можно выделить еще одну классификацию права природопользования.Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельных природныхресурсов, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянноеправо природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится надолгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужимимуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельныйсервитут.
Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособностиприродных ресурсов. В соответствии со ст.129 Гражданского кодекса РФ оборотоспособностьюявляется возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходитьот одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье,могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в тоймере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Объединяющим показателем для природных ресурсов и объектов являетсятакже понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов.Изъятие из оборота подразумевает невозможность прежде всего находиться в частнойсобственности, ограничение в обороте подразумевает совершение ограниченной возможностипо совершению и сделок и возможностью находиться в частной собственности толькопри прямом указании на то в законе.
Большинство природных объектов и ресурсов, предоставляемых впользование, относится к недвижимости. Так, в соответствии с п.1 ст.130 Гражданскогокодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленныеводные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которыхбез несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетниенасаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Для недвижимостизаконодателем закреплено возникновение права только после осуществления государственнойрегистрации права на недвижимое имущество. Возникновение таких прав, ограничениеэтих прав, переход и прекращение права подлежат государственной регистрации в Единомгосударственном реестре учреждениями юстиции. Указанные действия осуществляютсяв рамках специального Федерального закона «О государственной регистрации правна недвижимое имущество и сделок с ним».Основные направления правовой охраны окружающей человекасреды
Правовая охрана окружающей человека среды обеспечивается по двумосновным направлениям — в отраслях народного хозяйства (в промышленности сельскомхозяйстве, энергетике, в военной деятельности, на транспорте и др.), а также в пределахотдельных территорий (городских и сельских поселений, рекреационных зон и др.).
В отраслях экономики правовая охрана окружающей человека средыосуществляется на всех стадиях хозяйственного процесса: проектирования, размещения,строительства и ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и других производственныхобъектов; при эксплуатации указанных объектов, включая выпуск готовой продукции,а также выброс вредных веществ и размещение производственных и других отходов.
На всех этапах производственного процесса важными элементамиправовой охраны окружающей человека среды являются соблюдение требований экологическогозаконодательства и экологический контроль.
Основные экологические требования, предъявляемые на стадиях хозяйственнойдеятельности, предусмотрены Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды»(ст.40-55). При размещении, техникоэкономическом обосновании проекта, проектировании,строительстве и реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооруженийв промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунальнобытовомхозяйстве, прокладке коммуникаций, линий связи, электропередач, трубопроводов, каналови других объектов, оказывающих прямое или косвенное влияние на состояние окружающейприродной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраныздоровья населения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональномуиспользованию и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды.
Вместе с тем правовая охрана окружающей человека среды имеетсвои характерные направления применительно к отдельным стадиям производственногопроцесса.
Правовая охрана вод
Характерной особенностью правового режима вод является всестороннеерегулирование их охраны от различных вредных воздействий.
Правовая охрана вод — это система закрепленных законом мер, направленныхна предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загрязнением или засорениемводное законодательство признает ухудшение качества вод в результате сброса в водныеобъекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметовили взвешенных частиц (засорение). Истощение вод — устойчивое сокращение их объема(ст.1 Водного кодекса РФ).
В сфере охраны водных объектов важное значение имеют разработкаи реализация государственных программ по использованию и охране вод, экологическиймониторинг водных объектов, осуществление государственного учета поверхностных иподземных вод, ведение государственного водного кадастра*.
С целью обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданамиустановленного порядка рационального использования и охраны водных объектов, стандартов,нормативов и правил в области использования и охраны вод, режима использования территорийводоохранных зон водных объектов и иных требований водного законодательства осуществляетсягосударственный контроль за использованием и охраной вод органами исполнительнойвласти субъектов РФ, Министерством природных ресурсов РФ, государственными органамив области охраны окружающей среды.
Законодательством предусмотрено, что использование водных объектовдолжно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водныхобъектов. При их использовании гражданам и юридическим лицам необходимо проводитьпроизводственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические,санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Данные требованияраскрываются через систему рассмотренных выше обязанностей указанных субъектов,образующих содержание права водопользования.
Вместе с тем водное законодательство устанавливает целый рядспециальных мер, требований и запретов но охране вод.Правовая охрана лесов
Предусмотренная лесным законодательством система мер, направленныхна организацию рационального использования и воспроизводство лесов, их охрану отзагрязнения, истощения и уничтожения, защиту от пожаров, вредителей и болезней,образует понятие правовой охраны лесов.
Охрана и защита лесов осуществляется лесхозами, государственнойлесной охраной, базами авиационной охраны лесов и другими организациями лесногохозяйства. Она проводится наземными и авиационными методами.
Экологические требования и меры, входящие в содержание правовойохраны лесов, адресованы всем субъектам: организациям, ведущим лесное хозяйство,лесопользователям и тем предприятиям, организациям и учреждениям, деятельность которыхоказывает влияние на состояние лесов.
К числу важнейших организационно-правовых мер, осуществляемыхс целью охраны и защиты лесов, относятся учет и ведение лесного кадастра, мониторинглесов, разработка и осуществление государственных федеральных программ, связанныхс развитием лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса страны, а также государственныйконтроль за состоянием, использованием, охраной и воспроизводством лесов.
В системе органов управления лесным хозяйством в целях осуществлениядеятельности по обеспечению сохранения экологического и биологического потенциалалесов, соблюдения правил использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов организованаспециальная служба — государственная лесная охрана. Она наделена полномочиями попредупреждению и пресечению правонарушений на территории лесного фонда, имеет правоналагать административные штрафы на должностных лиц и граждан, предъявлять искио возмещении причиненного лесному хозяйству ущерба, направлять материалы в соответствующиегосударственные органы о привлечении виновных лиц к дисциплинарной и уголовной ответственности.