Содержание
Введение
Сущность налогов и сборов
Принципы построения системы налогов исборов
Классификация налогов и сборов
А. Федеральные налоги и сборы
Б. Региональные налоги и сборы
В. Местные налоги и сборы
Заключение
Библиографический список используемыхисточников
Введение
Налог– обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций ифизических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целяхфинансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальныхобразований.[1]
Сбор- обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которогоявляется одним из условий совершения в отношении плательщиков сборовгосударственными органами, органами местного самоуправления, инымиуполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).[2]
Налоги взимаютсягосударством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной взаконном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в любомобществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение формгосударственного устройства всегда отражается на налоговой системе и сопровождаетсяее преобразованием. Преследуя цели пополнения казны и другие задачи, государствостремится разнообразить вводимые налоги.
Длянормального существования и развития государства каждый человек долженуплачивать налоги. Данное положение закреплено, в том числе и в 57 статьеКонституции РФ: “Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков,обратной силы не имеют”.[3]
Ниодно современное общество не может обойтись без налогов, потому что налоги –это основной источник доходов государства. Кроме финансовой функции налоговыймеханизм используется для экономического воздействия государства наобщественное производство, его динамику и структуру, на состояниенаучно-технического прогресса. Государство способно стимулировать илисдерживать деловую активность, путем изменения налоговых ставок, предоставленияили отмены налоговых льгот, что способствует экономическому развитию страны.
Вовсех тонкостях налогового дела способны разобраться только специалисты. В то жевремя каждый человек должен реально представлять, как складываются егоотношения с государством по поводу налогообложения.
Меняютсяставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятсяновые. Под влиянием различных факторов часто вносятся изменения и дополнения поналогам и сборам. Все это резко увеличивает поток информации поналогообложению, тем не менее необходимо своевременно получать и использоватьэту информацию. Ведь незнание законов не освобождает от ответственности за ихневыполнение.
Крометого масштабы уклонения от уплаты налогов в России создают угрозу дляэкономической безопасности государства. Очень актуальными становятся следующиезадачи: совершенствование налогообложения, построение социально ориентированнойналоговой системы, формирование и развитие налоговой культуры населения.
Внастоящее время в России в сфере налогообложения сложился негативный стереотипповедения, имеют место достаточно низкая налоговая культура общества, недовериеграждан и бизнеса к налоговой системе, стремление уклониться от уплаты налогов.Обо всем этом свидетельствуют как данные о росте правонарушений и преступлений,связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе в крупных и особокрупных размерах, так и результаты многочисленных социологических исследований.
Многиенарушения налогового законодательства носят особо опасный для российскойэкономики характер, так как связаны с «отмыванием» капиталов, добытыхпреступным путем, утечкой валютных средств за рубеж, сращиванием криминальныхструктур с рыночными.[4]
Порезультатам социологического исследования, на вопрос «Нужны ли нам налоги?»всего 62% респондентов ответили утвердительно. При этом 55% опрошенных считают,что уклонение от налогов является благом, остальные 45% назвали этопреступлением. Результаты анкетирования жителей по проблемам налогообложениядают право утверждать, что налоговая культура граждан находится на низкомуровне.
Поэтомустоит рассмотреть налоги и сборы, установленные законодательством, дать ихобщую характеристику, способы установления и вопросы, связанные с их уплатой.Это позволит ориентироваться в данном вопросе и лучше воспринимать возможныеизменения в законодательстве, связанные с налогами и сборами, а такжеформировать и развивать налоговую культуру населения.
Сущностьналогов и сборов
Государствовыражает интересы общества в различных сферах жизнедеятельности. Для этого оновырабатывает и осуществляет соответствующую политику в различных сферах жизниобщества – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. Формированиефинансовых ресурсов государства, аккумулируемых в его бюджете и внебюджетныхфондах, происходит за счет налоговых взносов.
Налогиявляются гибким инструментом воздействия на находящуюся в постоянном движенииэкономику. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности,направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать наэкономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособныйспрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.
Налоги- один из древнейших финансовых институтов. Они возникли вместе с товарнымпроизводством, разделением общества на классы и появлением государства,которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и иныхнужд. “В налогах воплощено экономически выраженное существование государства”,- подчеркивал К. Маркс.
Экономическаясущность налогов была впервые исследована в работах известного английскогоэкономиста Д. Риккардо: “Налоги составляют ту долю продукта и труда страны,которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, вконечном счете, из капитала или из дохода страны”.
Значительныйвклад в теорию налогов внесли ученые — экономисты России А. Тривус, Н.Тургенев, А. Соколов.
Н.Тургенева считал, что “налоги суть средства к достижению цели общества илигосударства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при соединениисвоем в общество, или при составлении государств”.
Помнению А. Тривус, “налог представляет собой принудительное изъятие отплательщика некоторого количества материальных благ без соответствующегоэквивалента. Конечно, в некотором отношении эквивалентом являются те услуги,которые оказывает плательщику государственная власть”.
А.Соколов утверждал, что “под налогом нужно разуметь принудительный сбор,взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств,для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономическойполитики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента”.
Докторэкономических наук Д. Черник определяет сущность налогов, как “изъятиегосударством в пользу общества определенной части валового внутреннего продуктав виде обязательного взноса”.
Экономическоесодержание налогов выражается во взаимоотношении хозяйствующих субъектов играждан, с одной стороны, и государства, с другой, по поводу формированиягосударственных финансов.
Налоговаясистема представляет собой совокупность предусмотренных законодательствомналогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а так же принципов,форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля.
Каждыйналог состоит из следующих элементов: субъект, объект, единицу налогообложения,налоговую базу, ставку, налоговые льготы, налоговый оклад, носитель налога и т.д.
Субъектомналога выступает лицо, которое по закону должно уплатить налог.
Объектналогообложения — имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ,услуг) либо иное экономическое основание.
Единицаобложения — это единица измерения объекта, в зависимости от вида объектаналогообложения может выступать в денежной или натуральной форме.
Налоговаябаза — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.Исчисляется налогоплательщиками — организациями по итогам каждого налоговогопериода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иныхдокументально подтвержденных данных.
Налоговыйпериод — календарный год или иной период времени применительно к отдельнымналогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумманалога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного илинескольких отчетных периодов.
Налоговаяставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения,пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налогабез учета дифференциации его величины.
Прогрессивныеставки — средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастаниядохода. При данной ставке налогообложения плательщик выплачивает не толькобольшую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
Регрессивныеставки — средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода.
Порядоки сроки уплаты налога, форма отчетности — устанавливаются применительно ккаждому налогу и сбору.
Последнимэлементом является налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориямналогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством оналогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками илиплательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либоуплачивать их в меньшем размере.
Нормызаконодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условияприменения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальногохарактера.
Налоговыельготы отражают социальную сущность налогов, направленность налоговой политикигосударства. Льгота на налоги устанавливается, как и налог, в порядке и наусловиях, определяемых законодательными актами.[5]
Принципыпостроения системы налогов и сборов
Налоговаясистема РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и другихплатежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны. Приформировании налоговой системы учитывают следующие принципы:
1.Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонениеот налогов имеют силу закона.
2.Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечитьсоблюдение экономических интересов участников общественного производства.Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговойсистемы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к. этопозволяет планировать деятельность.
3.Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения.
4.Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.
5.Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходыпри равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами.С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги.
6.Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящейцелевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТПи защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержкапредпринимательства.
7.Система налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разныхспособов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологическилегче платить много маленьких налогов, чем один большой.
8.Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора,избежание чрезмерной тяжести.
Немецкийэкономист А. Вагнер (конец ХIХв.) считал, что «налогообложение в обществе базируется на следующихпринципах: финансово-технических, включающих принципы достаточности и подвижности,народнохозяйственных, представляющих собой надлежащего источника и выборотдельных налогов с принятием во внимание влияние обложения отдельных видов егона плательщиков, справедливости, в которую входят всеобщность и равнонапряженность, податного правления, предусматривающего определенность, удобствои дешевизну взимания».
ПрофессорМ. Такер выделяет следующие современные принципы налогообложения:
1.уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностейналогоплательщика, то есть уровня доходов;
2.необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носилооднократный характер;
3.обязательность уплаты налогов;
4.система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобнымидля налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги;
5.налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимсяобщественно-политическими потребностям;
6.налоговаясистема должна обеспечивать перераспределение создаваемого валового внутреннегопродукта.
Статья3 Часть первая Налогового Кодекса РФ определила основные началазаконодательства о налогах и сборах в Российской Федерации:
1.Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности иравенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическаяспособность налогоплательщика к уплате налога.
2.Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применятьсяисходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобныхкритериев.
Недопускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговыельготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц илиместа происхождения капитала.
3.Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут бытьпроизвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданамисвоих конституционных прав.
4.Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическоепространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенноограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерациитоваров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать илисоздавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельностифизических лиц и организаций.
5.Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, атакже иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексомпризнаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либоустановленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
6.При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы такимобразом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядкеон должен платить.
7.Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства оналогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Наоснове принципов построения налоговой системы к настоящему времени сложились основныеконцепции налогообложения.
Первая- физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально темвыгодам, которые они получили от государства. Например, те, кто пользуютсяхорошими дорогами, должны оплачивать затраты на поддержание и ремонт этихдорог.
Вторая- концепция предполагает зависимость налога от размера полученного дохода, тоесть физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачиваютбольшие налоги и наоборот.
Современныеналоговые системы используют оба подхода в зависимости отсоциально-экономической базы государства, потребности правительства в доходах,взглядов политических правящих партий.
Принципыналогового законодательства России, закрепленные в ст.3 НК РФ, являютсяориентиром в первую очередь для государства и законодателя, которые формируютнациональный режим налогообложения и налоговую политику.
Приподготовке и принятии Федеральных законов и иных нормативных актов о налогах исборах учет данных принципов обязателен. Нормативные акты любого уровня, в томчисле и местные законы, принятые в противоречии с принципами, изложенными в ст.3 НК, являются изначально незаконными.
Классификацииналогов и сборов
Дляполучения общего представления о налогах и сборах необходимо рассмотретьсистему налогов и сборов в Российской Федерации. В настоящий момент всоответствии с законодательством она включает:
— федеральные,
— региональные,
— местные налоги и сборы.
Крометого в экономической и юридической науке классифицируют налоги по экономическимкатегориям:
— на доход,
— на капитал,
— на расходы.
Посубъектам (плательщикам) выделяют налоги:
— с организаций (НДС, налог на прибыль организаций, акцизы и др.),
— с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физическихлиц),
— общие (земельный налог, транспортный налог и др.).
Взависимости от формы возложения налогового бремени налоги делятся:
— на прямые, которые непосредственно обращены к налогоплательщику – его доходам,имуществу, другим объектам налогообложения (налог на прибыль, налог на доходыфизических лиц и т.д.),
— на косвенные, которые устанавливаются в виде надбавки к цене реализуемыхтоваров и в результате этого не связаны непосредственно с доходом илиимуществом фактического плательщика (НДС, акцизы и т.д.).[6]
Похарактеру использования налоги в литературе налоги могут быть:
1) общегозначения,
2) целевые,
3) рентные.
Налогиобщего значения — налоги, которые зачисляются в бюджет определенного уровня какобщий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнениибюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Они составляются основную массуналогов в Российской Федерации.
Целевойналог – это налог, установление, введение и взимание которого обусловленоконкретной социальной программой, предусмотренной федеральными законами,поступления от которой направляются исключительно на мероприятия по еефинансированию.
Характерныепризнаки такого налога легко выделяются из его определения:
а)взимание обусловлено конкретной социальной программой, предусмотреннойфедеральными законами,
б)он приобретает частичную возмездность, его уплата может быть связана скакими-то встречными предоставлениями (например, система накопительногострахования, которая базируется на привлечении средств в Пенсионный фонд РФединым социальным налогом, предусматривает конкретные выгоды плательщику взависимости от размера уплаченного налога).
Примеромданного вида налога является, закрепленный в главе 24 Налогового Кодекса РФединый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды – Пенсионныйфонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинскогострахования РФ.[7]
Рентный налог – этоналог, уплата которого обусловлена использованием плательщиком природныхресурсов, принадлежащих по праву собственности государству.
Характерными признакамиявляются:
а) уплата рентногоналога не только социально обусловлена, но и взаимосвязана с пользованиемплательщиком определенными природными объектами.
б) он не являетсябезвозмездным, так как плательщик должен иметь возможность получитьопределенный доход в процессе природопользования.[8]
В качестве примера рентногоналога выступает водный налог, которому посвящена глава 25.2 Налогового КодексаРФ.
Взависимости от характера ставок различают следующие налоги:
— прогрессивный налог – это налог, который возрастает быстрее, чем прирастаетдоход. Для разных по величине доходов устанавливается несколько шкал налоговых ставок.
— регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низкихдоходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, которыйвозрастает медленнее, чем доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные.
— пропорциональный налог – это, когда применяется единая ставка для доходов любойвеличины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реальнополучаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход,который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.[9]
Кфедеральным налогам и сборам относятся:
1)налог на добавленную стоимость;
2)акцизы;
3)налог на доходы физических лиц;
4)единый социальный налог;
5)налог на прибыль организаций;
6)налог на добычу полезных ископаемых;
7)водный налог;
8)сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водныхбиологических ресурсов;
9)государственная пошлина.
Федеральныминалогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НалоговымКодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территорииРоссийской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 НК РФ.[10]
Рассмотримнаиболее интересные положения, касающиеся некоторых из вышеуказанных налогов.
Налог на добавленнуюстоимость занимает одно из центральных мест в налоговой системе РФ. Емупосвящена глава 27 Налогового Кодекса РФ. НДС является федеральным,многоступенчатым, косвенным, регулярным, количественным и универсальнымналогом. НДС — это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимостисоздаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разницамежду стоимостью реализованной продукции, работ и услуг и стоимостьюматериальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Онвзимается при осуществлении налогоплательщиками (организациями, индивидуальнымипредприятиями) на территории Российской Федерации хозяйственных операций попередаче права собственности на товары, результаты работ и по оказанию услуг.Данный налог связан с ценообразованием стоимости товара (работы, услуги),включаясь в цену при реализации продукции (работ, услуг). НДС очень удобен дляреализации фискальной функции налогов, но с другой стороны он усиливаетинфляционные процессы. Рассматривая фискальную функцию налога на добавленную стоимостьможно отметить, что доля поступлений по НДС в общих доходах федеральногобюджета РФ в 2004 году составила 36%, а в налоговых доходах 47,7%. Фискальнаясоставляющая НДС более эффективна, чем у других налогов[11].
Общие положения обакцизах отражены в 22 главе НК РФ. Акцизы — это косвенные налоги, которыеустанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемыхпредприятиями — изготовителями. Они устанавливаются, как правило, навысокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджетаполучаемой производителями сверхприбыли.
Уделимвнимание акцизам на нефтепродукты. В настоящее время взимание акцизовпроисходит с оптового и розничного звеньев реализации этих продуктов, а не спредприятий-производителей как это было до 2003 года для обеспеченияравномерности соответствующих поступлений в территориальном плане. С 2004 годаосновная доля зачисляемого в бюджеты субъектов РФ акциза на нефтепродуктысначала поступает на счета Федерального казначейства, т.е. централизуется вфедеральном бюджете, и лишь после этого происходит распределение централизованныхсредств по регионам (в соответствии с нормативами, зависящими от числазарегистрированных автомобилей и протяженности дорог). Сейчас в федеральномбюджете централизуется примерно 90 % акциза на нефтепродукты, причем субъектамиРФ распределяется чуть больше половины данных средств.[12]
Налог на прибыльорганизаций является одним из важнейших в системе налогов и сборов страны.Основные положения, касающиеся данного налога, закреплены в 25 главе НК РФ. Онявляется федеральным, личным, нецелевым, регулярным, количественным налогом. Егоприменение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйствования роль прибылисущественно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействиягосударства. Наличие разных форм собственности, экономическое соперничествовызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и состоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует ростудохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий — неотъемлемая частьналоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектовхозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории государства. Приего взимании реализуются и фискальная, и экономическая функции налога. Первая — благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходытерриториальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке сотнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции. Вторая — череззаинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируетсястремление плательщика быстрее освобождаться от излишнего, неиспользуемогоимущества.
Прирассмотрении его фискальной функции отметим, что налог на прибыль организацийзакреплен за всеми тремя уровнями бюджетной системы в соответствующихпроцентах. Также он составляет примерно треть доходов бюджетов бюджетнойсистемы России. Налог на прибыль имеет большое значение для региональных иместных бюджетов. Например, в бюджете г. Москвы, поступления по данному налогусоставило 64,8 % от общих доходов и 87,1 % от налоговых доходов г. Москвы. Большаяроль налога на прибыль организаций обеспечивается благодаря законодательнойконструкции разделения ставки налога по уровням бюджетной системы. Данный налог– важный информационный источник для системы государственного управления.Доходы являются обобщающим итогом деятельности организаций, которые отражаютобъем производства, затраты на изготовление продукции и качество реализуемыхизделий. Это позволяет государству отследить колебания показателей прибыльностиорганизаций, отдельных отраслей экономики и хозяйства в целом.[13]
Основное место всистеме налогообложения физических лиц занимает подоходный налог. Переход крыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этихусловиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мереувеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежныесредства, необходимые для проведения социальных программ.
Подоходное обложение физическихлиц дополняется взиманием налога на имущество, который в условиях перехода крынку выполняет не только, фискальную роль, но и служит своеобразнымпсихологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающим себя собственником.Налог на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства денежныесредства граждан.
Налогом с наследстваоблагается имущество, переходящее к гражданам в порядке наследования илидарения. Налог уплачивается в случае, когда граждане принимают в порядкенаследования и дарения жилые дома, квартиры, дачи, садовые дома, автомобили,мотоциклы, предметы антиквариата, ювелирные изделия и так далее.
Налог с имущества,переходящего в порядке наследования, исчисляется от стоимости наследственногоимущества на день открытия наследства, даже если бы стоимость этого имущества вмомент выдачи свидетельства превышало его оценку на день открытия наследства.
Налог с имущества,переходящего в порядке дарения, исчисляется цены в документе, указанной сторонами,участвующими в сделке, но не ниже страховой оценки; при отсутствии указаннойоценки со стоимости имущества, определенной по свободной цене.
Основные положения,касающиеся данной группы налогов, закреплены в 8 разделе НК РФ.
Федеральныеналоги и сборы, кроме зачисления их в федеральный бюджет, в одинаковой степенииспользуются для формирования доходов бюджетов всех уровней следующим образом:
а)зачисление в полном объеме в федеральный бюджет,
б)распределение поступлений от некоторых платежей между бюджетами разных уровнейили закрепление в полном объеме в установленном федеральном законодательствепорядке.[14]
Крегиональным налогам относятся:
1)налог на имущество организаций;
2)налог на игорный бизнес;
3)транспортный налог.
Региональныминалогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом РоссийскойФедерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны куплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иноене предусмотрено пунктом 7 статьи 12 НК РФ.
Налогна имущество организаций вводится на территории региона по решениюпредставительного органа субъекта РФ. Помимо этого полномочия выражаются вопределении ставки, порядка и сроков уплаты данного налога, а такжеустановление форм отчетности и льгот по его уплате. Основными источниками дляналога выступают: глава 30 НК РФ и законы субъектов о введении налога наимущество организаций, соответствующих нормам НК РФ. В случае закреплениямеждународным договором положений, отличающихся от установленныхзаконодательством РФ и имеющих большую юридическую силу, иностранныеорганизации руководствуются ими.
Налогна игорный бизнес приобретает свое значение из-за того, что игорный бизнесподлежит жесткому государственному регулированию. Наиболее четко это отражено вФЗ от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности поорганизации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторыезаконодательные акты Российской Федерации».[15]В нем закрепляется, что игорные зоны могут создаваться на территории Алтайскогокрая, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края иРостовской области (данная игорная зона включает в себя часть территориикаждого из указанных субъектов Российской Федерации).
Игорныйбизнес — предпринимательская деятельность, связанная с извлечениеморганизациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и(или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализациейтоваров (имущественных прав), работ или услуг. А азартная игра — основанное нариске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участникамимежду собой либо с организатором игорного заведения (организаторомтотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения(организатором тотализатора). Участниками являются физические лица, принимающееучастие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорногозаведения (организатором тотализатора).
Транспортныйналог регулируется главой 28 НК РФ и законами субъектов РФ. Для бюджетовсубъектов является положительным моментом то, что он включен в группурегиональных налогов.
Налогоплательщикаминалога являются лица, на которых в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектомналогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
Вчасти 1 статьи 358 НК РФ указываются объекты налогообложения. Ими признаются:автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины имеханизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы,яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы,несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортныесредства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 358НК РФ. Во 2 части данной статьи устанавливается исчерпывающий переченьтранспортных средств, не отнесенных к объектам обложения этим налогом.
Налоговаябаза для различных видов транспортных средств определяется по-разному, всоответствии со статьей 359 НК РФ.
Кодекспредусматривает налоговый и отчетный периоды. Налоговый период равен 1 году, аотчетные периоды – первый, второй и третий кварталы. Однако у законодательных(представительных) органов субъектов РФ имеется право не устанавливать отчетныепериоды.
Налоговыеставки устанавливаются законами субъектов РФ, в зависимости от ставок,закрепленных в НК РФ. В соответствии с законом субъекта налоговые ставки могутбыть увеличены или уменьшены, но не более чем в пять раз.
Сумма,которую уплачивают налогоплательщики – физические лица, исчисляется налоговымиорганами на основании сведений, которые они получают от органов, осуществляющихгосударственную регистрацию транспортных средств на территории РоссийскойФедерации.
Налогоплательщики– физические лица уплачивают транспортный налог на основании налоговогоуведомления, которое направляет налоговый орган. А налогоплательщики –организации по истечении налогового периода предоставляют в налоговый орган поместу нахождения транспортных средств налоговую декларацию не позднее 1 февралягода, следующего за истекшим налоговым периодом.[16] Налогоплательщики,являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовыеплатежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют вналоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет поавансовым платежам по налогу.[17]
Стоитотметить, что органы власти субъектов РФ вправе передать эти налоги полностьюили частично в соответствующие местные бюджеты.[18]
Кместным налогам относятся:
1)земельный налог;
2)налог на имущество физических лиц.
Местными налогамипризнаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом Российской Федерациии нормативными правовыми актами представительных органов муниципальныхобразований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующихмуниципальных образований, если иное не предусмотрено пунктом 4 и пунктом 7статьи 12 НК РФ.[19]Местные налоги и сборы в городах федерального значения устанавливаются ивводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. Приустановлении местного налога представительными органами местного самоуправленияв нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения:налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплатыналога, а также формы отчетности по данному местному налогу. При установленииместного налога представительными органами местного самоуправления могут такжепредусматриваться налоговые льготы и основания для их использованияналогоплательщиком. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.
Под системой местныхналогов и сборов понимаются обязательные платежи юридических и физических лицпоступающие в бюджет органов местного самоуправления в порядке и на условиях,определенных законодательными актами.
Характернымиособенностями местных налогов являются:
1) использованиепоступлений по данным налогам на местные нужды в пределах территории,подведомственной соответствующему органу местного самоуправления,
2) зачислениеих в местные бюджеты в качестве закрепленных доходов,
3) отнесениевведения и организации взимания данных платежей к компетенции органов местногосамоуправления,
4) контролированиеорганами местного самоуправления поступления и использования платежей поместным налогам как составной части доходов местных бюджетов,
5) наличиеу органов местного самоуправления поступления и использования платежей поместным налогам как составной части доходов местных бюджетов.[20]
Благодаря земельномуналогу обеспечивается стабильное поступление средств в местные бюджеты.Плательщиком земельного налога и арендной платы является предприятие и гражданеРФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля всобственность, владение, пользование или аренду на территории России. Земельныйналог взимается в расчете на год с облагаемой налогами площади. Если земельныйучасток находится в пользовании нескольких юридических лиц, то по каждой частиналог исчисляется отдельно.
Освобождаютсяот налогообложения:
1)организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстицииРоссийской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных длянепосредственного выполнения возложенных на эти организации и учрежденияфункций;
2)организации — в отношении земельных участков, занятых государственнымиавтомобильными дорогами общего пользования;
3)религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, накоторых расположены здания, строения и сооружения религиозного иблаготворительного назначения;
4)общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные каксоюзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и ихзаконные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношенииземельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
организации,уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийскихобщественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидовсреди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплатытруда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемыхими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизныхтоваров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров поперечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию собщероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (заисключением брокерских и иных посреднических услуг);
учреждения,единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийскиеобщественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков,используемых ими для достижения образовательных, культурных,лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных ииных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказанияправовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
5)организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков,находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслови используемых для производства и реализации изделий народных художественныхпромыслов;
6)физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири иДальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношенииземельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционногообраза жизни, хозяйствования и промыслов;
7)организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельныхучастков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пятьлет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.
Земельный налог носитцелевой характер, и средства от данного платежа могут быть использованы толькона конкретные мероприятия.
Налогна имущество физических лиц регулируется Законом РФ от 09.12.1991 №2003-1«О налогах на имущество физических лиц».
Данныйзакон закрепляет следующие положения:
1.Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
2.Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:
– жилыедома,
– квартиры,
– дачи,
– гаражи,
– иныестроения, помещения и сооружения.
3.Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативнымиправовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимостиот суммарной инвентаризационной стоимости.
4.Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объектаналогообложения.
5.Исчисление налогов производится налоговыми органами. Лица, имеющие право нальготы, указанные в статье 4 Закона РФ «О налогах на имущество физическихлиц», самостоятельно представляют необходимые документы в налоговыеорганы.
6. В 4 статье Закон РФ«О налогах на имущество физических лиц» устанавливается перечень лиц,имеющих право на льготы по данному налогу.[21]
Контроль над взиманиемместных налогов в бюджет осуществляют налоговые органы. Также представительныеорганы местного самоуправления могут создавать муниципальную налоговую службудля сбора местных налогов. При этом данная служба должна координировать своюдеятельность с налоговыми органами РФ.[22]
Заключение
налоги сборы экономика
Система налогов исборов, существующая в РФ позволяет обеспечить собирание налогов и сборов вРоссии. Данная система сделала шаг вперед, став понятнее и удобнее дляналогоплательщика и других участников налоговых правоотношений. Установленополное верховенство законодательства РФ над законодательными и нормативнымиактами субъектов РФ и муниципальных образований, что является выполнениемположений Конституции РФ. Налогоплательщики на всей территории РФ уплачиваютодинаковые налоги и сборы, что способствует единству страны.
Однако налоговаясистема вместе со значительными положительными моментами имеет недостатки.
Приоритетныминаправлениями для их устранения являются:
— совершенствование механизма разрешения налоговых споров;
– повышение эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками;
— повышение информирования, развитие налогового консультирования граждан,рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ, пропаганданалоговой культуры, дисциплины и ответственности;
— повышение качества исполнения налоговых процедур;
— повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах.
Необходимосоздание условий для повышения уровня исполнения налогоплательщиками налоговыхобязательств, повышение налоговой информированности субъектовпредпринимательской деятельности и граждан, расширение спектра услуг,оказываемых налоговыми органами налогоплательщикам, в том числе внедрение вовсех субъектах РФ технологии организации доступа налогоплательщика кперсональным данным информационных ресурсов налоговых органов.
Налогоплательщик долженправильно определить свои права и обязанности. Для этого ему необходимоотличать налоги и сборы от платежей, представляющих собой оплату выполненныхработ (услуг) или штрафные санкции, которые не являются налоговыми платежами.При этом нужно помнить: ни на кого не может быть возложена обязанностьуплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающиеустановленными Кодексом признаками налогов или сборов, но не предусмотренныеКодексом (либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом).
Библиографическийсписок используемых источников:
1. КонституцияРоссийской Федерации.12 декабря 1993.
2. «Налоговыйкодекс российской федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
3. «Налоговыйкодекс российской федерации (часть вторая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
4. «Бюджетныйкодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
5. ФЗ от 29.12.2006г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации ипроведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные актыРоссийской Федерации».
6. ЗаконРФ от 09.12.1991 № 2003-1«О налогах на имущество физических лиц».
7. Виняцкий Д.В.Налоги и сборы: понятие, юридические признаки, генезис. М: Норма. 2004 г.
8. КалинкинО.Г. Совершенствование налогового администрирования в интересах ускорениясоциально-экономического развития РФ. М.: РАГС при Президенте РФ, 2007 г.
9. Ткаченко Р.В.Налоги как источник доходов бюджетной системы РФ (на примере НДС и налога наприбыль организаций). М.: Московская государственная юридическая академия. 2004г.
10. АПК. Пансков В.Г.Узловые проблемы совершенствования налогообложения (снова об ускоренииналоговой реформы и ее завершении). №3. 2005 г.
11. Налогии налогообложение”. Г.Я. Чухнина, Е.Д. Леонова. Налоговая культура какважный элемент совершенствования налоговой системы России. №9. 2008 г.
12. ХимичеваН.И. Финансовое право: учебник. М.: Норма. 2008 г.