–PAGE_BREAK–
По данным таблицы 3.1 видно, что в 1992 г. в республике перераспределялось через государственный бюджет 34,4 % ВВП, а в 1993—1994 гг. более 40 %. Государство резко увеличило расходы на социальную защиту граждан, поддержку субъектов хозяйствования, развитие внешнеэкономической деятельности и защиту внутреннего рынка, а также на финансирование других программ. В 1996 г. происходит снижение расходов бюджета в ВВП — до 29,9 %. В последующие годы тенденция меняется: доля государственных расходов в ВВП ( с учетом расходов целевых
18
бюджетных фондов) в 2001 г. составила 35,6 %. Это свидетельствует о том, что повысилась роль бюджета в распределительных процессах.
Основные показатели консолидированного бюджета и целевых бюджетных фондов в 2006г. были исполнены с превышением плановых назначений.[3, с.24].
В консолидированный бюджет поступило 38,4 трлн. рублей с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), или 102,3% годового плана. Расходы бюджета с учетом расходов ФСЗН составили 37,3 трлн. рублей. Профицит составил 1,14 трлн. рублей, или 1,4% к ВВП. При этом бюджет сохранил свою социальную направленность. Расходы на социально-культурную сферу, социальную политику составили более 60% расходов. Своевременно и полностью были профинансированы заработная плата, пенсии, стипендии.
В приложении на рисунке 3.1 отображена диаграмма по заработной плате бюджетных работников в 2000-2007 гг., где видно, что в декабре 2006 г. зарплата работников бюджетной сферы была обеспечена в среднем на уровне 287,3 долларов США при запланированных 265 долларах в соответствии с программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. В реальном выражении рост зарплаты в бюджетной сфере составил 123,4 % при прогнозе 106% .
По состоянию на 1 января 2007г. внешний государственный долг составил 837,9 млн. долларов при утвержденном лимите 2 млрд. долларов.[3, с. 25]. Таким образом обеспечивается экономическая безопасность страны, как подчеркнул Министр финансов Республики Беларусь Николай Корбут.
Повышение стоимости энергоресурсов в 2007г. потребовало внести изменения в расходную часть бюджета и межбюджетное регулирование. Недостаток средств республиканского и местных бюджетов на возмещение дополнительных затрат в жилищно-коммунальной сфере компенсировалось за счет сокращения расходов непервоочередного назначения. Таких как: текущее содержание государственных органов и организаций, капитальных расходов на строительство
новых объектов, расходов на закупку оборудования и транспорта.
19
При этом выплата зарплат, пенсий, стипендий, пособий сохранялось с учетом роста, предусмотренного в бюджете 2007 г. А также сохранятся все принципы бюджетно – налоговой политики Беларуси, что отражается в снижении налоговой нагрузки на экономику, сохранении социальной направленности бюджета, увеличении финансовой поддержки реального сектора экономики (мероприятия по реконструкции и модернизации промышленного производства, создание новых производств).
Доходы консолидированного бюджета с учетом средств ФСЗН прогнозировались в объеме 40,4 трлн. рублей, что составило 43,9 % к ВВП. Данные представлены в приложении на рисунке 3.2. Расходы бюджета в 2007г. составили 41,8 трлн. рублей или 45,4 % к ВВП. Дефицит республиканского бюджета в 2007г. составил 1.4 трлн. рублей или 1,5 % к ВВП.
На таблице 3.1.2 представлены данные статистического ежегодника по консолидированному бюджету с 2000 по 2006 г.
В 2006г. был создан фонд национального развития, средства которого используются для оперативного влияния на решение вопросов, связанных с обеспечением развития белорусской экономики. Но покрыть дополнительные расходы, связанные с резким повышением цен на энергоносители, он не сможет. Поэтому правительством Беларуси было вынесено предложение правительству России о выделении стабилизационного кредита в сумме 1,5 млрд. долларов.[3, с.25]
Для финансирования дефицита государственного бюджета Минфин проводит мероприятия по привлечению средств:
—различные формы заимствования (синдицированное кредитование, размещение ценных бумаг);
— рассматриваются предложения пяти крупнейших банков мира по предоставлению Беларуси несвязанных кредитов внешнего финансирования ;
— привлечение внешних заемных ресурсов в соответствии с законом о бюджете;
— размещение белорусских государственных ценных бумаг в России.
20
Размещение белорусских гособлигаций на российском рынке станет первым шагом для выхода нашей страны на рынки заимствований Европы и Азии.
Рынок облигаций в 2008г. демонстрирует положительную динамику. Достаточно отметить, что за два месяца этого года Минфин уже привлек в бюджет посредством выпуска государственных бумаг примерно 180 млрд. бел.рублей. Минфину теперь намного проще выполнять запланированные значения по финансированию дефицита бюджета за счет выпуска ценных бумаг. Вместе с тем интерес к государственным облигациям снижается по нескольким причинам :
1- исполнение республиканского бюджета идет с профицитом. Превышение доходной части бюджета над расходной по итогам прошлого года составило около 0,3% от ВВП. Это означает, что чуть менее 300 млрд. бел. рублей осталось невостребованными. В январе текущего года Профицит составил уже более 1,5 трлн. рублей. Наличие профицита означает, что Минфин остро не нуждается в дополнительных ресурсах для пополнения доходной части бюджета.
2- Коммерческие банки начали менять свои приоритеты. Объемы кредитования экономики за 2007г. по данным Нацбанка, выросли на 47,4%. При этом рост объемов выданных кредитов наблюдался по всем направлениям. Рост кредитов, выданных государственным коммерческим предприятиям составил1,9 трлн. рублей, частному сектору— 4,8 трлн., физическим лицам — 2,5 трлн. учитывая ограниченность ресурсов банковской системы, на приобретение ценных бумаг средств практически не остается.[4, с.5]
В результате и сторона, обеспечивающая предложение и предъявляющая спрос не нуждаются в наращивании объемов. Минфин практически будет рефинансировать внутренний долг, существенно его не увеличивая. для бюджета это явный позитив, т.к. не происходит значительного роста внутреннего государственного долга и расходов по его обслуживанию.
21
3.2 Внебюджетные государственные фонды.
Параллельно с государственным и местным бюджетом используются и другие формы применения денежных ресурсов. Одна из них— создание внебюджетных фондов. Они находятся под контролем государства и являются источником финансирования различных государственных расходов помимо бюджета. Внебюджетные фонды в зависимости от целевого назначения делятся на экономические и социальные, а с учетом уровня управления они могут быть государственными или региональными.
Основными внебюджетными фондами являются: Фонд государственного страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд здравоохранения, дорожные фонды, прочие внебюджетные фонды.
Фонд государственного социального страхования производит выплаты различных пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, для финансирования санаторно-курортного обслуживания, на погребение, для обеспечения деятельности профсоюзов. Это основная доля расходов этого фонда. Создание фонда происходит страховым методом при обязательном участии предприятий и организаций, а также предпринимателей. Источник средств— страховые взносы предприятий и организаций, поступления за путевки, прочие доходы, иногда и средства госбюджета.[2, с.352]
Пенсионный фонд занимается формированием и аккумулированием средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также финансирование организаций, помогающих пенсионерам и детям. Основные доходы этого фонда: страховые взносы предприятий и организаций— работодателей; страховые взносы индивидуальных предпринимателей; обязательные страховые взносы граждан. Также привлекаются средства из республиканского бюджета, предназначенные для выплаты государственных пенсий, пособий военным и другим гражданам, приравненным к ним, а также выплаты компенсаций.
Государственный фонд занятости формируется за счет обязательных отчислений работодателей, обязательных страховых взносов с заработков работников, а также с использованием средств
22
республиканских и местных бюджетов. Расходы фонда
осуществляются с учетом тех задач, которые необходимо решать, чтобы обеспечить трудоустройство граждан, не имеющих работу, на профессиональную ориентацию, на обучение, на организацию общественных работ, на временное пособие по безработице, а также стипендии обучающимся.
Фонд здравоохранения предназначен для финансирования целевых программ, научных исследований, подготовки кадров, оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях. Формирование фонда происходит за счет государственного бюджета, государственных и общественных организаций, предприятий, населения, взносов и пожертвований, доходов от ценных бумаг, кредитов.
Дорожные фонды занимаются строительством и обслуживанием автомобильных дорог. Источники средств этого фонда — это налоги с пользователей автодорог, налоги с владельцев транспортных средств, налог на приобретение автотранспортных средств.
В зависимости от задач, стоящих перед экономикой, могут формироваться другие фонды, а те, которые выполнили свое назначение, упраздняются.
Внебюджетные фонды оказывают влияние на процесс производства, способствуют оказанию социальных услуг населению. Средства внебюджетных фондов помогают финансировать природоохранные мероприятия.
23
3.3. Государственные кредиты
Государственный кредит это самостоятельное звено финансовой системы государства. Внутри страны, при осуществлении государственно-кредитных операций, государство является заемщиком средств, а физические и юридические лица — кредиторами. В международных экономических отношениях государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. Кроме этого, государство может выступать гарантом возврата займов или выполнения других обязательств. Государство принимает на себя гарантийные обязательства для поддержания отечественных товаропроизводителей, обновления и реконструкции основных фондов народного хозяйства, повышения уровня занятости, развития науки и др.[1, с.275]
С помощью государственного кредита мобилизуются дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Бюджетная нагрузка на расходы растет, поэтому государство почти всегда нуждается в дополнительных денежных ресурсах. А так кА налоговые и им подобные поступления ограниченны, то приходится прибегать к помощи государственного кредита.
Государственный кредит имеет сущностные черты двух экономических категорий: финансов (привлечение денежных ресурсов государством посредством государственно-кредитных отношений) и кредита ( отношения, обусловленные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, как правило, в виде процентов).
Государственный кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Отношения между участниками государственного кредита строятся добровольно, экономические санкции к заемщику-государству не применяются. Государственный кредит всегда является средством сокращения денежной массы.
В Республике Беларусь преимущественное развитие получил внутренний государственный кредит, однако международный государственный кредит играет большую роль для
24
экономики страны. Также существует понятие — условный государственный кредит, когда государство выступает гарантом по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти и хозяйственным органам внутри страны.
В целом, при правильной организации, государственный кредит оказывает позитивное влияние на экономику. Мобилизация временно свободных денежных средств населения, предприятий, организаций способствует укреплению денежного обращения в стране. Международный государственный кредит способствует ускорению социально- экономического развития и укреплению финансового положения страны, которая получает средства, позитивно влияет на международное сотрудничество и взаимопонимание между странами.
Государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую, контрольную функции. Распределительная функция осуществляет формирование и использование денежных фондов на принципах возвратности, срочности платности, обеспечивается приток финансовых ресурсов. Регулирующая функция государственного кредита выражается в активном воздействии на макроэкономические показатели общества, т.е. государственный кредит влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, валютный курс, производство и занятость. Контрольная функция тесно связана с деятельностью государства и состоянием бюджета и других государственных фондов.
Внутренний государственный кредит, когда заемщиком выступает государство, а кредиторами юридические и физические лица, может быть представлен в формах государственных займов, кредитами Нацбанка на покрытие дефицита бюджета и других кратко- и долгосрочных обязательств. Выпускаются и реализуются государственные ценные бумаги, которые представляют собой долговые обязательства государства. Образуется рынок государственных ценных бумаг. В приложении таблица 3.4.1 представляет показатели по государственным ценным бумагам, по которым видно, что с2001 по2006 гг. их объем выпуска значительно вырос: с 727,2 по 3310,9 млрд. рублей.[5, с. 518]
Погашение происходит за счет средств бюджета и, как показано в таблице в 2001- 2002 гг. объем погашения не
25
значительно отставал от объема размещения, а начиная с 2003 по 2006 г. разрыв между этими показателями увеличился.
Внешний или международный государственный кредит это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе государственно-кредитных операций, где государство выступает в роли заемщика, кредитора или гаранта. Они выступают в форме государственных внешних займов, предоставляемых на принципах возвратности, срочности и платности. Кредиторами выступают правительства и юридические лица иностранных государств, международные финансовые организации, а также частные лица- нерезиденты. Наиболее значимым источником внешнего финансирования в нашей стране являются иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительственным, межбанковским соглашениям, а также по линии международных финансовых организаций.
Важную роль в стимулировании экономической активности отдельного государства, региона, и всего мирового сообщества играют финансово-кредитные отношения, которые должны быть ориентированы на создание и поддержание импульса экономического развития реального сектора.[6, с.39]
Внешняя сфера финансово-кредитных отношений может функционировать на разных уровнях: мировые (глобальные) финансово-кредитные отношения, международные, региональные и внешнеэкономическая деятельность отдельных государств. На мировом уровне финансово-кредитные отношения осуществляются на мировых рынках с участием крупнейших транснациональных корпораций и банков. Региональные финансово-кредитные отношения, т. е. объединение стран в финансовые группировки, когда некоторые вопросы отдельных стран решаются коллективно, а коллективные решения являются обязательными для тех или иных стран региона. Внешнеэкономическая деятельность государства рассматривается со стороны национальных интересов одной страны, а внешнеэкономическая деятельность компании — со стороны экономических интересов конкретного субъекта хозяйствования.
Значение и необходимость внешних кредитных отношений для государства определяются природой функционирования государственных финансов. Бюджетный
26
дефицит требует финансирования из различных источников, в том числе из внешних.
Международный кредит во внешней торговле способствует бесперебойности международных расчетов, ускоряет оборачиваемость средств и в целом повышает экономическую эффективность внешней торговли, а также используется как орудие конкурентной борьбы за рынки сбыта.[6, с. 41]
Нерациональное использование внешних кредитных ресурсов не дает положительного эффекта. Если государство вкладывает международные кредиты в непроизводственную сферу, в потребление, на содержание государственного аппарата и прочее, то это приводит к тому, что возврат основной суммы долга и уплата процентов по нему осуществляется не за счет вновь созданного с их использованием эквивалента, что в конечном итоге сказывается на сокращении ВВП страны. А если, например, построенные за счет международного кредита заводы, предприятия, больницы позволят извлекать преимущества от его использования, то издержки по международному кредиту будут ниже получаемых выгод.
Основные направления развития белорусского фондового рынка на среднесрочную перспективу изложены в Программе развития рынка корпоративных ценных бумаг РБ на 2008-2010 гг. Её реализация должна создать необходимые условия для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в нашей стране. В Программе констатируется, что сегодня создана весьма внушительная правовая база регулирования обращения ценных бумаг. Однако некоторые из нормативных актов скорее препятствуют нормальной работе фондового рынка, чем стимулируют её. [7, с. 8]
Основным направлением денежно-кредитной политики на 2008 г. предусмотрено снижение базовой ставки рефинансирования до 7-9%, следовательно, рыночная стоимость рублевых ресурсов также должна понизиться. Решение этой проблемы во многом будет зависеть от роста инфляции, которая в минувшем году ускорилась. В итоге белорусская экономика столкнется с тем, что при наблюдающемся снижении темпов роста экономики растет инфляция.[8, с 10]
Вне зависимости от того, какие приоритеты окажутся в
27
этом году доминирующими, ожидания острых кризисов сведены к минимуму. Уже сам этот факт должен позволить финансовому рынку развиваться в относительно комфортной обстановке и устойчиво.
28
продолжение
–PAGE_BREAK– 3.4. Сущность и виды страхования.
Сущность страхования раскрывается в системе перераспределительных отношений, включающих раскладку ущерба между участниками страховых отношений и его возмещение из специальных фондов, сформированных за счет взносов страхователей, при наступлении чрезвычайных неблагоприятных событий.
Страхование рассматривается как особая форма финансовых отношений, т.к. происходит образование и использование специального фонда денежных средств. Однако оно имеет ряд отличий от других экономических категорий:
— наличие страхового риска, связанного с вероятностью наступления страхового случая, а также необходимостью возместить возникший материальный или иной ущерб;
— характерна замкнутость перераспределительных отношений, т.к. количество пострадавших всегда меньше числа участников страхования;
— перераспределение ущерба происходит как в пространстве, так и во времени, в связи с чем возникает потребность в системе страховых резервов;
— страховые взносы имеют возвратный характер;
— страхование может быть натуральным;
— страховые отношения носят вероятностный характер;
— доходы госбюджета формируются за счет взносов, а использование этих средств выходит далеко за рамки интересов плательщиков. Перераспределение ущерба происходит с помощью специального денежного страхового фонда.
Существуют три основные формы страховых фондов: фонд самострахования, централизованные общегосударственные резервы и фонды страховщика. Самострахование имеет особое значение для сельскохозяйственного производства, которое зависит от климатических условий больше, чем промышленность. Поэтому создаются каждым предприятием или хозяйством обособленные фонды ( обычно в виде натуральных запасов). Централизованный страховой (резервный) фонд создается за счет общегосударственных ресурсов и предназначен для возмещения ущерба в случае глобальных катастроф, аварий и стихийных
29
бедствий. Третья форма — страхование — формируется за счет страховых взносов его участников (предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан и т.д.). Он расходуется на возмещение ущерба, оказание страховой защиты только участникам его создания.
Классификация отраслей, видов и форм страхования проводится по объектам страхования, роду опасностей, форме страхования:
1— по отраслевому признаку выделяют личное, имущественное и ответственности;
2— по роду опасностей охватывает только имущественное страхование;
3— по форме страхование может осуществляться в обязательной форме (основывается на законе, определяющем перечень объектов страхования, виды, объем ответственности страховщика, права страхователя, тарифы и порядок уплаты страховых взносов) и добровольное страхование ( осуществляется на основе договора страхования, в котором отражаются соглашения между страхователем и страховщиком, регламентирующим их права и обязанности). [1, с. 194]
30
4. Финансовая политика государства.
4.1. Содержание, задачи и требования к финансовой политике.
Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное использование и распределение для осуществления государством его функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Она воздействует на экономическое и социальное развитие общества, используется государством для осуществления своих функций и задач, достижения намеченных целей.
Взвешенная и обоснованная финансовая политика способствует выходу из экономического кризиса и дальнейшее динамичное развитие государства, которое разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения.[1, с. 127]
Финансовые отношения выступают основой финансовой политики, предопределяют ее содержание. Министерство финансов и Национальный банк на основе действующего законодательства разрабатывают инструкции по формированию доходов бюджета и его использованию, основные направления денежно-кредитной политики, нормативные документы о порядке и правилах предоставления средств физическим и юридическим лицам.
Задачи финансовой политики:
— учет действия объективных экономических законов;
— финансовая поддержка ускорения рыночных реформ, поддержание макроэкономической стабилизации;
— определение источников финансовых ресурсов, их состав, структуры, возможных резервов увеличения;
— рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;
— концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;
— сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;
— уменьшение дефицита госбюджета;
31
— либерализация внешнеэкономической деятельности.
Посредством финансовой политики государство оказывает прямое воздействие на структурное преобразование экономики, реструктуризацию предприятий военно-промышленного комплекса, определение приоритетных направлений.
Требования, предъявляемые к финансовой политике:
1) научный подход, предполагающий соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории ,
2) учет специфики исторических условий (особенности внутреннего положения и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства),
3) тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта,
4) обеспечение тесной взаимосвязи между финансово-кредитной политикой, политикой в области ценообразования, зарплаты,
5) повышение эффективности использования финансовых ресурсов,
6) учет множества факторов при решении экономических ситуаций, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики,
7) предвидение последствий проведения намеченных финансовых мероприятий,
8) наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, возможностях государства, о состоянии дел в экономике.
Финансовая политика делится на составные части: налоговую, бюджетно-финансовую, денежно-кредитную политики.
Налоговая политика реализует интерес государства. Ее назначение в изъятии части валового общественного продукта на общегосударственные нужды, мобилизация этих средств и перераспределение через бюджет. Бюджетно-финансовая политика связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Денежно-кредитная политика представляет основу финансовой политики государства. Ее цели— повышение роли
32
банковского кредита; более гибкий подход к предоставлению кредита; формирование банковских резервов; конвертируемость белорусского рубля; реорганизация сберегательного и страхового дела.
Финансовая политика направлена на финансовое оздоровление экономики и динамичный рост ВВП, повышение конкурентоспособной продукции, что можно достичь через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укрепление курса белорусского рубля.
33
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
ДОХОДЫ
Республиканского
Бюджета
Местных
бюджетов
РАСХОДЫ
Республиканского
Бюджета
Местных
Бюджетов
Дефицит(-), Профицит(+) бюджета
Республиканского
Бюджета
Местных
бюджетов
3181
1647
1808
3236
1723
1787
-55
-76
+21
5747
2964
3357
6023
3246
3351
-276
-282
+6
8636
4487
4767
8681
4465
4936
-45
+22
-169
12211
6123
7293
12795
6702
7332
-584
-579
-39
22057
14260
9381
22036
14320
9172
+21
-60
+209
30825
21293
12049
31257
21438
12274
-432
-145
-225
38391
28666
13904
37256
27488
13939
+1135
+1178
-35
Таблица 3.1.2. Консолидированный бюджет Республики Беларусь. (миллиардов рублей)
4.2 Характеристика финансовой системы разных стран
Франция
Государственный долг Франции в 2006 г. превышает 1 трлн. евро. На каждого француза приходится по 17 тыс. евро долга. Для сравнения в США национальный долг достиг в 2006 г. 8.3 трлн. долл., а на каждого американца приходится свыше 27 тыс. долл. Долга. Но Франция — это не США, поскольку штатам дает взаймы весь мир. Международные инвесторы не станут вкладывать деньги во Францию, как и в остальную Европу, пока она не наберет необходимые темпы экономического роста. Пока что ни единый внутренний рынок, ни единая валюта двенадцати европейских стран, ни расширение Евросоюза с 15 до 25 членов к этому не привели. [9, с. 75]
В 2006 г. дефицит бюджета Франции по статье социальное страхование превысил 16 млрд. евро. В итоге весь груз этого долга ложится на плечи будущих поколений.
Франция — единственная страна в Европе, которая не сокращает, а увеличивает свои государственные расходы. Они составляют 54,5%ВВП, тогда как в соседних странах они не превышают 48%. Не случайно во Франции один из самых высоких уровней безработицы в Евросоюзе и самая высокая стоимость труда. А официальная продолжительность рабочей недели — самая низкая в мире. В отличие от Германии, где уровень безработицы тоже превышает 10%, у Франции отрицательный торговый баланс. Значит, французские товары ( за исключением парфюмерии, шампанского, сыров и производимого с участием нескольких европейских стран самолета «Эрбус») неконкурентоспособны на внешнем рынке. Дефицит торгового баланса составил в 2005 г. 25 млрд.евро. однако производительность труда во Франции одна из самых высоких в мире. Это объясняется тем, что предприниматели давно уже вынуждены вводить самую современную технологию, чтобы компенсировать высокую стоимость труда. Но такая стратегия тоже имеет свои пределы. Из всего этого напрашивается вывод о том, что Франция вряд ли сможет играть роль политического лидера в Европе, каким она была последние полвека.
34
Россия
С начала 2000-х годов в России сложились достаточно благоприятные внутренние и внешние экономические условия, которые в основном были связаны с резким ростом мировых цен на углеводородное сырье и другой экспорт. В числе этих условий — ускорение экономического роста, значительное снижение темпов инфляции, масштабное расширение внешнеэкономического товарооборота, укрепление национальной валюты, повышение доверия со стороны бизнеса и населения к государственным органам. Улучшение макроэкономической ситуации позволило существенно укрепить государственные финансы, обеспечить значительное превышение государственных доходов над расходами. В 90-х годах бюджетный дефицит покрывался привлечением внутренних ресурсов и иностранных кредитов, а сейчас профицит бюджета стал основным источником погашения задолженности по привлеченным ранее кредитам.
В 2005 г. Россия начала ускоренное погашение внешнего долга. В частности, была погашена в полном объеме задолженность перед Международным валютным фондом и достигнута договоренность с Парижским клубом кредиторов о досрочной выплате долга членам этой организации. К началу 2006 г. объем государственной внешней задолженности сократился до 76,5млрд. долл. (10,2%ВВП), или на 33% по сравнению с началом 2005 г.
Общая величина государственного долга России (внешнего и внутреннего ) уменьшилась с 4480,1 млрд.руб. в начале 2001 г.(61,3%ВВП) до 3077,1 млрд. (14,2%ВВП) на начало 2006 г., или на 31,3%. К концу 2006 г. суммарный государственный долг России понизился до 9%ВВП. В сравнении с другими странами государственный долг составлял в конце 2006 г. :
Великобритания — 43,2 %ВВП,
Германия— 66,8 %ВВП,
Италия — 106,8%ВВП,
Канада — 74,1 %ВВП,
США — 59,6 %ВВП,
Франция — 64,7 %ВВП,
Япония —184,8 %ВВП.[10, с. 37]
Государственный внутренний долг, наоборот, увеличивается. Выпуск государственных ценных бумаг
35
значительно превышает их погашение. Соответственно государственный внутренний долг, выраженный в ценных бумагах, возрос за то же время с 531,8 млрд. руб. в 2001 г. до 851,1 млрд. в 2006 г., т.е. на 60% (начало года), а в начале 2007 г. он составил 1028 млрд. руб., или 3,8 ВВП. [10, с. 38]
Управление государственным внешним долгом должно быть нацелено на его последовательное сокращение, уменьшение стоимости его обслуживания, оптимизацию структуры, сглаживание пиков платежей. Согласно прогнозу Минфина, государственный внешний долг России в части ценных бумаг сократится в течение 2006—2014 гг. в два раза: с 38,58 млрд. долл. (около 1057,2 млрд. руб.) до 19,27 млрд. долл.(516,5 млрд.руб.).
По данным глобального исследования по 146 странам, которое проводилось Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития и Евростатом, по уровню среднедушевого ВВП на душу населения, исходя из оценок по паритету покупательной способности, Беларусь занимает третье место среди стран СНГ. По расчетам Всемирного банка, в2005 г. лидером среди стран СНГ являлась Россия— объем ВВП по паритету покупательской способности составил 11861 USD(51 место в мире), Казахстан— 8699 USD(63 место), Беларусь— 8541 USD(66 место), Украина — 5583 USD(77 место), Азербайджан — 4648 USD(81 место), Армения — 3903 USD(89 место), Грузия — 3505 USD(96 место), Молдова — 2362 USD(104 место), Кыргызстан —1728 USD(114 место), Таджикистан — 1413 USD(121 место).[ 11, с. 8]
По прогнозу правительства страны номинальный объем ВВП в 2008 г. составит не менее 118,6 трлн. руб. Эквивалент ВВП в текущих ценах может быть около 55,3 млрд. USDили 5,7 тыс. на душу населения. В свою очередь ВВП по паритету покупательской способности предположительно достигнет 128,2 млрд. USDили 13,3 тыс. USDв среднем на 1 человека. Можно ожидать, что по уровню среднедушевого ВВП Беларусь по итогам 2008 г. переместится с третьего на второе место среди стран СНГ.
36
4.3 Тенденции финансовой политики Республики Беларусь.
Период 1996- 2000 гг. имеет большое значение в социально-экономическом развитии РБ. С целью вывода из кризиса страны была разработана Программа, позволившая приостановить обвальный спад производства, снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, приостановить падение уровня жизни населения, стабилизировать производство и его рост.
В 1996-1998 гг. были достигнуты важнейшие параметры годовых прогнозов социально-экономического развития страны, что позволило в 1998 г. по отношению к 1990 г. выйти по ВВП на уровень 80,2 %, продукция промышленности 81,7 %, продукция сельского хозяйства 71,2%, инвестиции в основной капитал 55,6, розничный товарооборот 83,6, платные услуги населению 46, реальные денежные доходы населения 92%. Вместе с тем анализ функционирования экономики в этот период показал, что многие факторы стимулировавшие экономический рост, в основном исчерпали себя. Прежде всего, речь идет о политике денежной экспансии, жесткого регулирования ценообразования.[12, с. 5 ]
Реализовать основные цели в 1999 г. не удалось в полной мере — это привело к тому, что темпы социально-экономического развития начали замедляться, ухудшилось положение в финансово-кредитной и валютной сферах, обострились инфляционные процессы. продолжение
–PAGE_BREAK–