Принципы работы руководителя высшего звена
Раис Ахметович Фатхутдинов, доктор экономических наук,
профессор РАГС и Российского государственного университета инновационных
технологий и предпринимательства.
Принцип
— основное, исходное положение теории, правило деятельности субъекта управления
в какой-либо сфере, или правило поведения личности. От обоснованности структуры
и содержания совокупности принципов зависит успех в решении любой проблемы.
Руководитель
(менеджер) как субъект управления должен проанализировать ситуацию,
спрогнозировать стратегию и организовать оперативное управление по ее
реализации. А исполнитель как объект управления должен реализовать
управленческое решение, принятое руководителем. В этом случае перед
руководителем и исполнителем стоят совершенно разные задачи. Поэтому
неправомерно к субъекту и объекту применять одни и те же принципы управления.
Главными
условиями, определяющими степень достижения целей управления, являются
профессионализм, организованность и порядочность руководителя. И чем выше
уровень иерархии руководителя, тем выше сложность проблем и ответственность за
их решение.
Менеджеру
низшего звена (например, мастеру цеха, заведующему научно-исследовательским
сектором) по сравнению с менеджером высшего звена (руководителем организации,
предприятия) значительно проще выполнять свои функции, а исполнителю (например,
конструктору, рабочему) — еще проще.
Руководителю
в своей работе приходится решать проблемы из любой сферы техники, технологии,
организации, экономики, психологии, экологии, а также в области функций и
методов управления. Поэтому, как нам представляется, принципы или правила
работы руководителя должны концентрировать все принципы управления экономикой,
качеством, планирования, формирования коллектива, оперативного управления и т.
д. Это очень большой круг принципов, при соблюдении которых руководителями
(менеджерами высшего и среднего звена) может быть достигнута цель системы.
При
формировании структуры и содержания принципов управления мы будем исходить из
посылок:
1.
комплексный охват главных принципов деятельности организации по основным
направлениям;
2.
ранжирование менеджеров и исполнителей (специалистов) по уровню иерархии;
3.
дифференциация принципов в зависимости от сложности, повторяемости и стоимости
управленческой задачи.
Ниже
приведены принципы работы руководителя высшего звена как субъекта управления.
Принципы
работы руководителя высшего звена как субъекта управления
1.
Соблюдение следующих 14 принципов управления экономикой:
воспроизводства
системы жизнеобеспечения;
правовой
регламентации управления;
социальной
ориентации развития экономики;
научной
обоснованности системы управления;
системности
управления;
ориентации
экономики на инновационный путь развития;
сохранения
собственных сырьевых ресурсов;
ранжирования
объектов управления по их важности;
единства
теории и практики управления;
сохранения
и развития конкурентных преимуществ объекта управления;
рационализации
уровня специализации, универсализации и централизации управления;
организованности
управленческих процессов (соблюдение дисциплины, принципов параллельности,
пропорциональности, непрерывности, прямоточности, ритмичности, ответственность
за результаты работы и др.);
рационального
сочетания форм управления (государственной, корпоративной, предпринимательской
и др.);
обеспечения
сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений по 8 факторам
(времени, качеству, риску и т. д.)
2.
Выполнение квалификационных требований к менеджеру-руководителю.
Квалификационные требования к менеджеру включают 7 групп требований:
общая
подготовка;
экономико-правовая
подготовка;
профессиональная
подготовка в области менеджмента;
умение
разрабатывать качественные управленческие решения в условиях неопределенности;
умение
организовывать себя и коллектив на постановку и достижение высоких целей;
умение
общаться с людьми, быть коммуникабельным;
практический
опыт и навыки.
3.
Рациональное сочетание методов управления. К основным методам управления
относятся:
методы
принуждения;
методы
побуждения;
методы
убеждения.
По
нашей оценке рациональное соотношение перечисленных методов — 4:4:2.
4.
Построение системы менеджмента социально-экономических и производственных
объектов. Стандартная структура системы менеджмента 1) внешнее окружение (вход,
выход, внешняя среда и обратная связь) и 2) внутренняя структура (подсистема
научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляющая и управляемая
подсистемы).
Система
менеджмента — система достижения конкурентоспособности управляемого объекта.
5.
Приоритет стратегических вопросов перед тактическими. Оптимальная структура
рабочего времени руководителя высшего звена, по нашей оценке:
40%
времени — стратегическим задачам;
25%
— тактическим;
35%
— оперативным.
6.
Применение к управлению (менеджменту) научных подходов. Для обеспечения
качества управленческого решения руководитель высшего звена к сложным проблемам
должен применять научные подходы системный, маркетинговый, функциональный,
воспроизводственно-эволюционный, нормативный и др.
7.
Построение и изучение психологического портрета личности (исполнителя).
Психологический портрет личности характеризуется следующими компонентами
темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальность,
эмоциональность, волевые качества, общительность, самооценка, уровень
самоконтроля, способность к групповому взаимодействию.
8.
Уважение личности. На основе уважения к человеку создавать достойную и
оптимистичную обстановку на рабочих местах для проявления его способностей и
выявления его возможностей по развитию предприятия и личности.
9.
Стимулирование труда подчиненных. Принципы стимулирования:
поощрять
открыто;
наказывать
конфиденциально;
награждать
перспективные решения, а не сиюминутные;
награждайте
тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает;
награждать
творческую работу, а не слепое подчинение;
награждать
за качество работы, а не за объем;
награждать
упрощения, а не бесполезные усложнения;
награждать
за качество, а не быструю работу;
награждать
за качество тех, кто работает друг с другом, а не против друг друга.
10.
Единоначалие (А. Файоль). Для каждого исполнителя должен быть только один
руководитель. Работник должен получать приказы только одного непосредственного
начальника.
11.
Корпоративный дух (А. Файоль). Союз — это сила, которая является результатом
гармонии персонала.
12.
Научная организация труда (НОТ) на рабочем месте (А. Гастев). Основные принципы
НОТ:
всегда
будь активен, инициативен, энергичен;
работай
по расписанию, плану;
в
помещении разговаривай мало и негромко;
не
кури в рабочем помещении;
определенное
место для каждого и каждый на своем месте;
экономь
время;
никогда
не раздражайся;
будь
дисциплинирован;
ясно
представляй цель, задачи;
будь
кратким;
имей
чувство юмора;
не
стыдись элегантности;
на
рабочем месте ничего лишнего;
умей
преодолевать трудности;
не
бойся экспериментировать;
цени
чужое мнение;
хорошее
настроение сохраняет здоровье.
13.
Определение очередности выполнения управленческих задач по их значимости (Д.
Эйзенхауэр). Для определения очередности выполнения задач их рекомендуется
подразделять на три типа: задачи «А» — очень важные и срочные — выполнять
немедленно, задачи «В» — важные, несрочные — определять, в какие сроки их
следует выполнять, задачи «С» — менее важные, но срочные — делегировать
подчиненным.
14.
Изучение философии обеспечения качества (Э. Деминг). Философия обеспечения
качества Э. Деминга базируется на 14 тезисах:
совершенствование
товара должно быть постоянным;
постоянно
совершенствуйте систему производства и его обслуживания;
создайте
систему подготовки кадров;
уничтожайте
разобщенность подразделении друг от друга по производственному циклу;
прекращайте
практику лозунгов, проповедей и «мобилизации масс»;
устраняйте
все препятствия, которые лишают работника права гордиться своей работой;
создайте
условия для самосовершенствования каждого работника;
создайте
систему успешного руководства, а не надзора;
ясно
определите обязанности руководства высшего звена по постоянному улучшению
качества продукции и услуг и др.
15.
Обеспечение нормального морально-психологического климата (МПК) в коллективе.
Важнейшие признаки благоприятного МПК:
доверие
и высокая требовательность членов группы друг к другу;
доброжелательная
и деловая критика;
свободное
выражение собственного мнения;
отсутствие
давления руководителей на подчиненных;
информированность
членов коллектива о его задачах и состоянии дел;
удовлетворенность
принадлежностью к коллективу;
высокая
степень сопереживания;
высокая
степень ответственности.
16.
Координация работ по качеству, затратам и срокам. Координация выполнения работ
должна осуществляться, с одной стороны, по качеству, затратам и срокам, а с
другой — по функциям управления.
17.
Соблюдение режима труда и отдыха. Типовой режим труда и отдыха руководителей:
первая
половина рабочего дня отводится для творческой деятельности, а вторая — для
рутинной работы, совещаний, встреч;
примерно
через 60 мин делаются перерывы продолжительностью 5—7 мин;
рекомендуется
менять рабочую позу (сидя, стоя);
обеденный
перерыв продолжительностью 30—60 мин устанавливается примерно через 3,5—4 ч
после начала работы;
за
1,5 ч до обеда обязательно проводится физкультурная пауза в сопровождении
функциональной музыки;
за
1—1,5 ч до конца работы может быть перерыв в течение 15—20 мин для приема
легкой пищи.
18.
Управление конфликтами и стрессами. Руководитель должен знать типы конфликтов,
определять причины их возникновения, стремиться переводить дисфункциональные
последствия конфликта в функциональные, владеть методами разрешения конфликтов
и управления стрессами.
***
Принципы
работы для руководителей среднего и низшего звена как субъектов управления
такие же, что и для руководителя высшего звена, отличия — в глубине проработки
ситуации и прогнозировании параметров проблемы.
Принципы
работы исполнителя любого звена как объекта управления значительно проще как по
количеству применяемых или соблюдаемых принципов, так и по их структуре.
Исполнитель не принимает управленческие решения, он может только участвовать в
их формировании, но за реализацию управленческого решения он несет
ответственность. Руководитель как субъект управления в этом случае организует
ведение учета, контроля и мотивацию реализации решения. Организацию процессов,
координацию и оперативное регулирование осуществляют совместно руководитель,
исполнитель и вспомогательные работники. При этом за качество планов и конечный
результат несет ответственность руководитель.
К
принципам работы исполнителя как объекта управления мы относим:
исполнительность
(точно в срок, качество и затраты в соответствии с планом). Руководитель должен
контролировать не процесс, а результат;
инициативность
в совершенствовании технологии, организации труда, повышении качества, снижении
затрат, нахождении и устранении в работе «узких мест» (совместно с руководителем);
честность,
порядочность;
стремление
к продвижению по служебной лестнице, удовлетворению высших потребностей,
гармоничному развитию личности.
Выполнить
на практике перечисленные принципы очень трудно, так как специалистов,
владеющих технологией применения предложенной совокупности законов, подходов,
принципов и методов управления, вузы не готовят.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/