Принципы социального государства

1.Социальное государство
Социальное государство (государство всеобщего благосостояния,государство всеобщего благоденствия) – политическая система, в которой каждомугражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальныхблаг: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т.д.Стремление к социальному государству является одним из ключевых положенийполитических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государствесодержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран.Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальныегарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (преждевсего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.
Процесс возникновения и становления социального государства имеетдолгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основныхпроявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующихуровнях: на научном – как идею и ее развитие в целом ряде концепций, нанормативном – как конституционный принцип, закрепленный в основных законах всевозрастающего числа стран, (пример: Так называется государство, которое берет насебя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан,их социальной защищенности.
Конституция Российской Федерации вкладывает в понятие социальное государство то, что онодолжно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерномусодействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненныхтягот.
Социальное государство стремиться обеспечить каждому своемугражданину достойный человекапрожиточный минимум. Имеется в виду, что каждый взрослый должен иметь возможностьзарабатывать на себя и на содержание своей семьи.
В Конституции Российской Федерации содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своимиспособностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Хотя в (ст. 37) говорится о правена защиту отбезработицы.
Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Правовоегосударство обеспечивает равенство всех перед законом.
Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояниячеловека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развитияличности. Основные направления социальной политики:
– охрана труда и здоровья людей;
– установление гарантированного минимального размера оплатытруда;
– обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовстваи детства, инвалидов и пожилых граждан;
– развитие системы социальных служб;
– установление государственных пенсий, пособий;
– иные гарантии социальной защиты);
на эмпирическом – как реальную практику деятельностигосударственных институтов по решению социальных проблем общества и социальныхгрупп.
2. Условия существования социального государства
Условиями существования социального государства и его характернымипризнаками являются:
1. Демократическая организация государственной власти. (пример: Такимназывается государство, устройство и деятельность которого соответствует воленарода, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическоегосударство – важнейший элемент демократии гражданского общества, основанногона свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этогогосударства является суверенитет народа. Это означает, что российский народ нис кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать навласть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в РоссийскойФедерации, – указывается в ст. 3. – Захват власти и присвоение властныхполномочий преследуется по федеральному закону». Понятие демократического государстванеразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства. В функциидемократического государства входит обеспечение общих интересов народа, при безусловномсоблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.
Демократия есть принадлежность всей власти народу, а также свободноеосуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волейи коренными интересами.
Важнейшие признаки демократического государства:
а) реальная представительная демократия;
б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно,так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3Конституции). В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительнаяи непосредственная демократия.
Представительная демократия – осуществление народом власти через выборныеучреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом приниматьзаконы (парламенты, выборные органы местного самоуправления), наделяемые правомрешения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета,введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров идр.). Важное условие – независимость представительного учреждения в пределах своихполномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительнойвласти в прерогативы представительных учреждений.
В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностьюГосударственной Думы и конституционно обусловленным формированием СоветаФедерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектовФедерации и органов местного самоуправления. Единство системы государственнойвласти закреплено в Конституции РФ (ч. 3 ст. 5).
Великий нравственный смысл представительства делает гражданина ответственнымза судьбы его родины, «приучить видеть в государственном интересе не нечтопостороннее и чуждое, а известный высший принцип, перед которым должны склонятьсявсе интересы частные» – высказывается Котляровский С.
Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявлениянарода или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражения властинарода, – указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), – являютсяреферендум и свободные выборы.
Другой важнейший признак демократического государства – обеспечениеправ и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического режимаправа и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произволсиловых структур государства, хотя не отрицается принуждения в определенныхформах, которые должны иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствиис законом. Государство обязано защищать права и свободы граждан, устраняя преступностьи др. правонарушения.
Государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своихГраждан).
2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего –должностных лиц государства (пример: Давно известно, что безнравственностьлюдей, стоящих у власти, неизбежно выливается в большие беды и несчастья. Апотому наряду с мерами политической и юридической ответственности всенастойчивее шла борьба за подведение нравственных начал под власть, занедопущение и отстранение от власти людей без чести и совести, распутных,жестоких, лишенных чувства долга, справедливости, добра, верности слову. Редкийдень мы не слышим о том, что в какой-то стране отстранили или не допустиликого-то к высокой государственной должности за увлечение алкоголем,прелюбодейство, мздоимство. В ряде стран Запада нарастают движения «заморальное перевооружение, оздоровление и очищение политики и власти». Однимсловом, нарастает тенденция усиления спроса с власти соблюдения принципаобщечеловеческой и национальной морали).
3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять мерыпо перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляетсяв существовании различных форм собственности со значительной долейсобственности государства в нужных областях хозяйства. (возмём в пример Россию:Единственным путем дальнейшего развития России может быть формирование такогосоциально-экономического строя, который бы: соответствовал достигнутому уровнюразвития производительных сил России; не дал возможности низвести страну доположения развивающихся государств; позволил эффективно развивать общество наоснове максимальной мобилизации трудовой и общественно-политической активностивсех слоев и социальных групп населения; обеспечил активное участие России вмеждународном общественном разделении и кооперации труда и международномсотрудничестве; разрешил накопившиеся за годы советской власти и проведения такназываемых демократических реформ социальные противоречия, не порождая новыхантагонистических противоречий; сделал удовлетворение потребностей всегонаселения (а не отдельных классов и социальных групп) в достижении достойнойжизни конечной целью общественного производства и всей их жизнедеятельности.
Таким общественным строем может быть лишь общество, экономическойосновой которого является социально ориентированная экономика устойчивогоразвития.
Такая экономика должна обладать рядом основополагающих признаков.
Во-первых, она должна иметь форму рыночной экономики и развиваться подопределяющим воздействием закона стоимости как единства трех форм егопроявления – закона спроса и предложения, закона взаимной связи цен и законаинерции цен.
Во-вторых, такая экономика должна быть социально ориентированной.Общая ее нацеленность на достижение достойной жизни населения страны иповышение качества жизни предполагает, что производство материальных благ иуслуг для потребителя должно составлять основу всего производства. При этомразные слои общества, обладающие разновеликими доходами, должны обеспечиватьсяи разным ассортиментом и структурой материальных благ. Но в любом случае каждыйдолжен получать доходы в зависимости от своего вклада в общественное производство.В свою очередь, общество должно обеспечивать возможность безбедногосуществования тем его членам, которые не могут участвовать в производстве.
Социальная ориентация экономики предполагает далее, что проблемыобеспечения каждой семьи, каждого человека не могут быть решены вне решения (ибез решения) общероссийских проблем экономического развития страны; чтопроблемы одних регионов, одних слоев общества, одних наций и национальностей немогут решаться за счет ущемления прав и возможностей других.
Наконец, социальная ориентация экономики предполагает, чтопотребности живущего поколения людей не могут удовлетворяться за счетрастранжирования природных ресурсов и подрыва природной среды обитания будущихпоколений.
В-третьих, социально ориентированная экономика должна обладатьсвойством непрерывного и устойчивого развития, обеспечивающего возможностьрастущего потребления (и количественно, и качественно) населения, его приростабез социальных и национальных коллизий.
В-четвертых, социально ориентированная экономика предполагаетразрешение накапливающихся в обществе социальных противоречий не путемреволюций и контрреволюций, не путем навязывания своих методов такогоразрешения большинством меньшинству, а путем разрешения этих противоречий наоснове консенсуса, такого согласования интересов, которое не приводило бы кразрушению части накопленных производительных сил общества, к периодическомупадению трудовой и общественно-политической активности народных масс, апозволяло бы находить оптимальное разрешение неизбежно возникающих противоречийклассового общества.
Наконец, социально ориентированная экономика предполагаетдемократическое управление государством, активно воздействующим на экономикучерез свою экономическую политику.
Демократические преобразования современных российских реформаторовочень быстро вылились в установление авторитарной формы правления при полномгосподстве исполнительной власти над законодательной, отсутствии всякогоконтроля общества над деятельностью власти исполнительной на всех ее уровнях исращивании ее с криминально-мафиозными структурами.)
5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правовогогосударства. (в конституционном праве характеристика конституционно-правовогостатуса государства, предполагающая безусловное подчинение государстваследующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человекасо стороны государства, связанность государства конституционном строе,верховенство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконнымактам, разделение властей и институт ответственности власти как организационнаяоснова правового государства, независимость суда, приоритет норм международногоправа над нормами национального права. РФ провозглашается П. г. вст. 1 Конституции РФ. П. г. является также одной из центральныхкатегорий современных демократических теорий права.)
6. Существование гражданского общества, в руках которогогосударство выступает инструментом проведения социально ориентированнойполитики. (Основные функции гражданского общества: социально – компенсаторскаяи компенсаторно – регенерирующая (воспроизводства и воспитания), солидарная,коммуникативная, непосредственного жизнеобеспечения, социализации, гражданскогоправопорядка, социальной защиты и гаранта против произвола властей. Принципыжизни гражданского общества – индивидуация, конкуренция и сотрудничество.Главные черты гражданского общества – неполитический и негосударственныйхарактер, противоречивость и альтернативность политическому государству. Ононосит исторический, открытый (незавершенный) и этнорегиональный характер.)
7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства,что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетностиих реализации. (налоговая политика, бюджет и т.д.)
8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщегоблага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждомугражданину: а) достойных условий существования; б) социальной защищенности; в)равных стартовых возможностей для самореализации личности.
9. Наличие развитого социального законодательства(законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальныхзаконов, как это имеет место в ФРГ).
Естественно, что Россия – не Германия, не Швеция и не Япония.Социальное государство в России должно иметь свои специфические черты. Поэтому,выработка и реализация именно российской модели социального государстваявляется оптимальным вариантом общественного развития нашей страны всовременных условиях.
Создание социального государства в России сопровождаетсянекоторыми трудностями:
1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека исоциальное государство в России не может опереться на фундамент правовогогосударства: создание социального государства у нас не является новым этапомразвития правового государства (как это имело место на Западе);
2. в России не создан «средний слой» собственников: подавляющемубольшинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированнойпартийно-государственной собственности;
3. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющийосуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободыи автономии собственников;
4. не ликвидированы монополии в важнейших видах производства исбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;
5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;
6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряныпривычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественномсознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков,а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны,нравственности, а с другой – политики и экономики («политика – дело грязное»);
Несмотря на перечисленные проблеммы, развитие социальной государственности– единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет статьРоссия. Каковы же долгосрочные последствия социального государства? Стимулывлияют на поведение людей. Если в стране платят за бедность, болезни истарость, то население через некоторое время становится бедным, больным истарым. Такая формулировка может показаться чересчур прямолинейной. Посмотримна долгосрочные последствия введения государственной системы социальныхгарантий.
Возьмем в порядке мысленного эксперимента простейший случайсоциальной помощи – пособие бедным. Предположим, что изначально в данной странене платят пособий, и все живут на доходы от участия в производстве, за счетродственников или частной благотворительности. Однако всегда существует группалюдей, которые в случае получения небольшой государственной субсидии откажутсяот участия в экономической деятельности (так называеме «предельные», или«маргинальные» получатели пособия). Учреждение выплат по бедности стимулируетэтих людей к тому, чтобы стать постоянными бедными «на окладе».
Аналогичный эффект имеет место в случае частнойблаготворительности, а также при объединении рисков в системе частногострахования. Иное дело – государственная благотворительность или страхование.Государство всегда имеет возможность переложить бремя своих расходов наналогоплательщиков. Включается «денежный насос», рабочий цикл которого выглядитпримерно так:
Политическая поддержка получателей пособий ==> увеличениегосударственных обязательств ==> увеличение налоговой нагрузки ==>увеличение пособий ==> политическая поддержка получателей пособий и такдалее.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что длясоздания в России социального государства необходимо использовать опыт созданияи функционирования социального государства в развитых странах Запада, опираясьна многовековой опыт государственного строительства России, учитываяисторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, атакже геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны,принцип социального государства в его российской модели должен рассматриватьсякак методологический, как главный и определяющий принцип строения и всейсистемы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин «социальный»предлагается использовать в данной случае не в узком, а в широком смысле слова.При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не толькоего обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределятьсоциальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферахжизни общества, характер его отношений с гражданами. В плане своегосоциально-политического назначения как института российское социальноегосударство должно стать общенародным государством большинства и длябольшинства, при этом гарантирующего и соблюдающего установленные законом праваи свободы каждого отдельного гражданина.
Государство обязано и за счет собственных ресурсов, и путемсоздания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капиталаобеспечить дальнейшее развитие наукоемких и высокотехнологических производств,модернизацию промышленности и агропромышленного производства, фактическуюзамену крайне запущенной технически и морально устаревшей коммунальной, строительнойи дорожно-транспортной инфраструктуры.
Принципиально важное значение имеет прекращение пропагандынасилия, жестокости, аморализма, индивидуализма, внедрения в массовое сознаниеиллюзий о широких возможностях случайного счастливого обогащения. Интересамобщества и традициям народов России в гораздо большей степени отвечаетвоспитание молодежи в духе гуманизма, нравственности, коллективизма ивзаимопомощи, служения людям и Отечеству. Большие задачи перед государством иобществом стоят и в области формирования правовой культуры населения и борьбы спреступностью.

Список литературы
 
1. Основныепроблемы социального развития России – 78/ Аналитический вестник СоветаФедерации ФС РФ. −2004. – №15 (235). С.В. Калашников, директорДепартамента социального развития и охраны окружающей среды ПравительстваРоссийской Федерации, доктор экономических наук.
2. Иваненко В.А. Социальныеправа и социальные обязанности государства: международные конституционныеправовые аспекты. СПб, 2003 г., с. 370.
3. Боброва Н.А. Конституционныйстрой и конституционализм в России: Монография. М., 2003 г., с. 264.
4. ВладимирКарпец Социальное государство и социальное представительство/ «Политическомжурнале» №11/12 от 2 апреля 2007 года
5. Теориягосударства и права. Курс лекций. Н.И. Матузова и А.В. Малько – М. Юрист– 2004 г.