Содержание
1. Учет кассовых операций. 2
2. Выбытие объектов основных средств. 3
3. Практическая часть. 3
Список использованной литературы… 3
1. Учет кассовых операций
Для приема, хранения и расъодования наличных денегорганизации имеют кассу.
Помещение кассы должно быть изолированным, оборудованосигнализацией, иметь несгораемые металлические шкафы, сейфы для хранения денеги ценных бумаг.
Ведение кассовых операций возлагается на кассира, которыйявляется материально ответственным лицом и обязан строго соблюдать Правилаведения кассовых операций.
Денежные средства получают кассиры в учреждениях банка поденежным чекам, которые подписывает главный бухгалтер и руководительорганизации или их заместители.
Наличные деньги, полученные в банке, расходуются организациейна те цели, на которые они получены. Организации могут иметь в своей кассеналичные деньги в пределах лимитов остатка налиных денег в кассе и использоватьих из выручки в пределах норм.
Лимиты остатка наличных денег в кассе и нормыиспользования выручки устанавливаются обслуживающим учреждениям банка посогласованию с руководителем организации.
Организации имею право хранить в своих кассах наличныеденьги сверху установленного лимита остатка кассы только для оплаты труда,выплаты пенсий, стипендий, дивидедов и на срок не свыше трех рабочих дней,включая день получения денег. По истечении этого срока не использованные поназначению суммы наличных денег сдают в учреждения банков для зачисления натекущий (расчетный) счет.
Кассир принимает наличные деньги по приходным кассовымордерам формы № КО-1, подписанным главным бухгалтером. При этом сдвшему деньгивыдатся на руки квитанция приходного ордера, подписанная главным бухгалтером икассиром и скрепленная печатью (штампом).
Приходные кассовые ордера при использовании их для приемаденежных средств за реализованную продукцию, товары, работы, услуги передприменением должны быть в обязательном порядке зарегистрированы в налоговыхорганах, после чего они учитываются как бланки строгой отчетности.
Расход наличных денег из кассы чаще всего связан свыплатой заработной платы, премий, пенсий, пособий и т.д. указанные вылатыпроизводятся в основном по расчетно-платежным ведомостям с проставлением штампас реквизитами расходного кассового ордера.
На титульном листе платежной ведомости длаетсяразрешительная надпись о выдаче денег за подписями руководителя и главногобухгалтера с указанием срока выдачи и суммы прописью.
Разовые выдачи денег на оплату труда, выдачидпонированных сумм, под отчет производятся, как правило, по расходным кассовымордерам формы № КО-2.
При выдаче денег по расходному кассовому ордеруотдельному лицу кассир требует предъявления документа, удостоверяющего личностьполучателся, записывает наименование и номер документа, кем и когда выдан иберет расписку получателя.
Приходные и расодные кассовые ордера, квитанции должнызаполняться четко, ясно; подчистки, помарки и неоговоренные исправления недопускаются.
До передачи в кассу приходные и расходные кассовые ордерарегистрируются в бухгалтерии в журнале регистрации приходных и расходныхкассовых документов формы № КО-3. Журнал открывается отдельно на приходные ирасходные кассовые документы.
Все поступления и выдача наличных денег учитываются вкассовой книге по форме № КО-4. Она должна быть пронумерована, прошнурована иопечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книгезаверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации.
Каждый лист кассовой книги состоит из двх равных частей,одна заполняется кассиром и остается в книге, вторая заполняетс черезкопировальную бумагу, является отрывной частью и как отчет кассира сприложенными приходными и расходными документами передается в бухгалтерию.
В бухгалтерии кассовые отчеты и документы тщательнопроверяются. Остаток на начало и конец дня сверяется с предудущим отчетом,проверяется правильность выведения оборотов и остатка, проставляютсякорреспондирующие счета со счетом 50 «Касса».
Для обобщения информации о наличии и движении денежныхсредств в кассе организации предназначен активный синтетический счет 50«Касса». По дебету этого счета отражается поступление денежных средств в кассу,а по кредиту – их выдача.
К счету 50 «Касса» могут открываться следующие субсчета:
— 50-1 «Касса организации»;
— 50-2 «операционная касса»;
— 50-3 «Денежные документы»;
— 50-4 «Валютная касса»;
— 50-5 «Касса филиала».
Субсчет 50-1 «Касса организации» предназначен для учетаденежных средств в головной кассе организации.
Сбсчет 50-2 «Операционная касса» открывается при наличиив организации билетных и багажных касс, касс портов, вокзалов, речныхпароходств, отделений связи и др. Операционные кассы получают и сдают денежнуюналичность в кассу организации, если не предусмотрена сдача банку, отделениямсвязи, инкассаторам.
Субсчет 50-3 «Денежные документы» используется дляотражения операции, связанных с приобретением и использованием путевок всанатории, дома отдыха, марок госпошлины, авиабилетов, проездных билетов и др.
При покупке денежных документов в учете составляетсяследующая запись:
Д-т счета 50, субсчет 3 «Денежные средства»;
У-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (71,76 и др.).
При получении денежных средств от работников организацииза выданные путевки в санатории, дома отдыха в чуте составляется следующаязапись:
Д-т счета 50, субсчет 1 «Касса организации»;
К-т счета 50, субсчет 3 «Денежные документы».
При частичной оплате стоимости путвки за счет средстворганизации в учете составляется следующая запись:
Д-т счета 92 «Операционные доходы и расходы» (84);
К-т счета 50, субсчет 3 «Денежные докменты».
При использовании денежных документов на хозяйственныецели (почтовые марки, проездные билеты) в учете составляется следующая запись:
Д-т счета 26 «Общехозяйственные расходы»;
К-т счета 50, субсчет 3 «Денежные документы».
Субсчет 50-4 «Валютная касса» используется организациейпри работе с наличной иностранной валютой, например, при направлении работниковв загранкомандировки.
Субсчет 50-5 «Касса филиала» используется организациейпри наличии обособленных филиалов для проведени текущих расчетов.
Поступление денежных средств и денежных документов вкассу организации отражается в учете следующими записяи:
Д-т счета 50 «Касса»;
К-т счета 51 «Расчетный счет» (52, 55, 62, 66, 67, 71,73, 76, 90, 92, 98 и др.).
Выдача денежных средств и денежных документов из кассы вучете отражается следующими записями:
Д-т счета 51 «Расчетный счет» (52, 55, 57, 60, 69, 70,71, 73, 76, 92, 94, 98 и др.).
К-т счета 50 «Касса».
Учет операций по дебету счета 50 «Касса» ведется введомости №1, а по кредиту – в журнале-ордере №1 ручной или автоматизированнойформы.
Не реже одного раза в квартал комиссией, утвержденнойруководителем организации, должна проводиться инвентаризация кассы. Порезултатам мнвентаризации комиссией составляется акт в двух екземплярах: одинэкземпляр передается в бухгалтерию организации, второй – материальноответственному лицу (кассиру).
Излишки денежных средств и денежных документов,выявленные при инвентаризации, в учете отражаются следующей записью:
Д-т счета 50 «Касса»;
К-т счета 92 «Операционные доходы и расходы»;
Выявленная в кассе недостача в учете отражаются записью:
Д-т счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
К-т счета 50 «Касса».
Отнесение недостачи на виновное лицо в учете отражаетсяследующей записью:
Д-т счета 73 «расчеты с персоналом по прочим операциям»,субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»;
К-т счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Удержание недостачи с виновного лица в учете отражаетсяследующей записью:
Д-т счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (50);
К-т счета 73, субсчет 2 «расчеты по возмещениюматериального ущерба».
2. Выбытие объектов основныхсредств
Основные средства выбывают вследствие их безвозмезднойпередачи другими организациями, реализации за плату, а также при частичной илиполной ликвидации ввиду изического и морального износа, аварий, стихийныхбедстви или недостачи.
Безвозмездная передача или реализация основные средстваоформляется Актом о приеме-передаче объекта ос формы № ОС-1, к которомуприлагаются техническийпаспорт и другие сопроводительные документы напередаваемый объект.
Выбытие ос вследствие полного или частичного износаоформл. Актом о списании объекта ос формы № ОС-4. Он составляется постояннодействующей в организации комиссией, которая производит осмотр объекта,устанавливает причины и виновкников списания, определяет возможностьиспользования отдельных деталей и узлов.
К ликвидации объекта ос приступают только послеутверждения акта № ОС-4 руководителем организации.
Списание с баланса грузовых и легковых автомобилей,прицепов, полуприцепов или их ликвидации оформляется Актом о списанииавтотранспортных средств формы № ОС – 4а. При списании транспортных срдстввследствие аварии к акту № ОС-4а прилагается копия акта ГАИ об аварии, гдеуказывают ее причины и виновников.
На основании указанных актов бухгалтерия делаетсоответствующие записи в инвентарных карточках № ОС-6, отметки в инвентарныхсписках № ОС-9 по месту нахождения объектов.
Информация о процессе выбытия основных средств отражаетсяна счете 01 «Основные средства», к которому открывают субсчет «Выбытие основныхсредств».
На восстанавительную стоимость выбывающего объектаосновных средств в учете составляется следующая запись:
Д-т счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытиеосновных средств»;
К-т счета 01 «Основные средства».
На сумму начисленной амортизации за весь периодэксплуатации объекта составляется запись:
Д-т счета 02 «амортизация основных средств»; к-т счета 01«основные средства», субсчет «выбытие основных средств».
На остаточную стоимость выбывшего объекта основныхсредств составляется запись:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»;
К-т счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытиеосновных средств».
Выбытие объектов при безвозмездной передаче, а также врезультате стихийных бедствий, при авариях на их остаточную стоимостьсоставляется запись:
Д-т счета 92 «Внереализационные доходы и расходы»; К-тсчета 01 «основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».
На остаточную стоимость безвозмездно передаваемыхобъектов основных средств в пределах разных собственников начисляется НДС, приэтом составляется запись:
Д-т счета 92 «Внереализационные доходы и расходы»;
К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
При безвозмездной передаче основных средств в пределаходного собственника на остаточную стоимость составляется запись:
Д-т счета 83 «Добавочный фонд»;
К-т счета 01 «основные средства», субсчет «Выбытиеосновных средств».
При продаже, ликвидации (списании) объектов могутвозникнуть дополнительные затраты в виде использованных материалов, начисленнойзаработной платы рабочим за разборку объектов, отчислния от заработной платы, атакже получены запчасти, другие материалы, которые необходимо оприходовать.
На стоимость материалов, использованных при ликвидации ипрочем выбытии основных средств, в учете составляется запись:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т счета 10 «Материалы».
На сумму заработной платы с отчислениями, начисленнойрабочим за ликвидацию объекта, его демонтаж, при продаже в учете составляетсязапись:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»;
К-т счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69,76).
На стоимость полученных и оприходованных материалов,запчастей при ликвидации объекта в учете составляется запись:
Д-т счета 10 «Материалы»;
К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы».
При продаже основных средств другим организациям надоговорную стоимость объекта в учете составляется запись:
Д-т счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (76);
К-т счета 01 «основные средства», субсчет «Выбытиеосновных средств».
На остаточную стоимость безвозмездно передаваемыхобъектов основных средств в пределах разных собственников начисляется НДС, приэтом составляется запись:
Д-т счета 92 «Внереализационные доходы»;
К-т счета 68 «расчеты по налогам исборам».
При безвозмездной передаче основных средств в пределаходного собственника на остаточную стоимость составляется запись:
Д-т счета 83 «Добавочный фонд»;
К-т счета 01 «основные средства», субсчет «Выбытиеосновных средств».
При продаже, ликвидации (списании) объектов могутвозникнуть дополнительные затраты в виде использованных материалов, начисленнойзаработной платы рабочим за разборку объектов, отчисления от заработной платырабочим за разборку объектов, отчисления от заработной платы, а также полученызапчасти, другие материалы, которые необходимо оприходовать.
На стоимость материалов, использованных при ликвидации ипрочем выбытии основных средств, в учете составляется запись:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»;
К-т счета 10 «Материалы».
На сумму заработной платы с отчислениями, начисленнойрабочим за иквидацию объекта, его демонтаж, при продаже в учете составляетсязапись:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т счета 70 «расчеты с персоналом по оплате труда» (69,76).
На стоимость полученных и оприходованных материалов,запчастей при ликвидации объекта в учете составляется запись:
Д-т счета 10 «Материалы»
К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы».
При продаже основных средств другим организациям надоговорную стоимость объекта в учете составляется запись:
Д-т счета 62 «расчеты с покупателями и заказчиками» (76);
К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы».
На сумму НДС по реализованным объектам основных средствсоставляется запись:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»;
К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
На сумму поступившей выручки за реализованные объектыосновных средств составляется запись:
Д-т счета 51 «расчетынй счет» (52, 55).
К-т счета 62 «расчеты с покупателями и заказчиками».
При передаче основных средств, бывших в эксплуатации, вуставный фонд других организаций в учете передающей стороны составляютсяследующие записи.
На сумму начисленной амортизации за весь срок эксплуатцииобъекта составляется запись:
Д-т счета 02 «Амортизация основных средств»;
К-т счета 01 «основные средства», субсчет «Выбытиеосновных средств».
На остаточную стоимость объекта в учете составляетсязапись:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»;
К-т счета 01 «основные средства», субсчет «Выбытиеосновных средств».
На сумму вклада в уставный фонд другой организации вучете составляется запись:
Д-т счета 58 «Финансовые вложения»;
К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»;
В случае передачи новых объектов основных средств вуставный фонд других организаций в учете составляется запись:
Д-т счета 58 «Финансовые вложения»;
К-т счета 01 «основные средства», субсчет «Выбытиеосновных средств».
Выбытие основных средств может быть связано с ихпереводом в состав оборотных средств. При этом на остаточную стоимость бывшегообъекта в учете составляется запись:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»;
К-т счета 01 «основные средства», субсчет «Выбытиеосновных средств».
На принятые средства в состав оборотных в учетесоставляется следующая бухгалтерская запись:
Д-т счета 10 «Материалы» (по соответствующим субсчетам);
К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы».
3. Практическая часть
Остатки по счетам на 1-е число месяца:Шифры счетов Наименование счетов Сальдо, руб. 01 Основные средства 37 700 02 Амортизация основных средств 3 055 10 Материалы 1 924 20 Основное производство 18 252 43 Готовая продукция 13 312 50 Касса 1 469 51 Расчетный счет 44 980 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 11 193 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 21 060 68 Расчеты по налогам и сборам 6 851 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 6 175 70 Расчеты с персоналом по оплате труда 7 982 71 Расчеты с подотчетными лицами 2 041 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (сальдо дебетовое) 377 80 Уставный капитал 61 022 96 Резервы предстоящих расходов 247 99 Прибыли и убытки 2 470
Расшифровка сальдо по счету 71 «Расчеты с подотчетнымилицами»№ Ф.И.О Сумма, руб. 1 Семенов В.И. 677 2 Петров А.К. 282 3 Ларина Т.И. 792 4 Боков А.П. 290 Итого: 2 041
Бухгалтерский баланс на 1-е число месяцаАКТИВ Код показателя На начало отчетного года На конец отчетного периода 1 2 3 4 I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы 110 – – Основные средства 120 34645 – Незавершенное строительство 130 – – Доходные вложения в материальные ценности 135 – – Долгосрочные финансовые вложения 140 – – Отложенные финансовые активы 145 – – Прочие внеоборотные активы 150 – – ИТОГО по разделу I 190 34645 – II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы 210 33488 – в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211 1924 – животные на выращивании и откорме 212 – – затраты в незавершенном производстве 213 18252 – готовая продукция и товары для перепродажи 214 13312 – товары отгруженные 215 – – расходы будущих периодов 216 – – прочие запасы и затраты 217 – – Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 220 – – Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 – – в том числе покупатели и заказчики – – Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 2418 – в том числе покупатели и заказчики – – Краткосрочные финансовые вложения 250 – – Денежные средства 260 46449 – Прочие оборотные активы 270 – – ИТОГО по разделу II 290 82355 – БАЛАНС 300 117000 –