Принципы внедрения экологического менеджмента на предприятиях легкой промышленности

Федеральное агентствопо образованию
КазанскийГосударственный Технологический Университет
Кафедра инженернойэкологии
Реферат на тему:
«Принципывнедрения экологического менеджмента на предприятиях легкой промышленности»
Выполнила: ст гр. 7271-61
Габидуллина Г. Р.
Проверил: Савельев С. Н.
Казань 2010

Введение
Высокая загрязненность окружающей среды.Истощение запасов природных ресурсов. Ухудшение качества нашей среды обитания.Это мы слышим чуть ли не каждый день и уже успели привыкнуть к подобнымсообщениям.
Однако, все чаще мы слышим и другое:система управления окружающей средой, экологическая безопасность продукции,ресурсосберегающие технологии, экологический имидж компании и т. п. Эти понятияеще мало знакомы населению, зато вызывают все больший интерес у производителей.Экологические проблемы вышли на уровень взаимоотношения «производитель —потребитель», «предприятие — государство», «товар — рынок».
Причина перехода проблемы из сферы веденияотдельных структур в сферу взаимодействия различных секторов рынка состоит в следующем:загрязнение окружающей среды — проблема, давно уже не региональная, и к ее решениюдолжны подключиться в каждой стране и все участники процесса влияния на окружающуюсреду. Среди основных участников этого процесса — производственные предприятия.
Мировое и, в первую очередь, Европейскоесообщество уже выдвинуло ряд требований к организациям, торгующим со странамиЕС. Это нормы обязательного и рекомендательного характера, касающиесяпостроения на предприятии систем менеджмента в области экологическойбезопасности, социальной ответственности, качества продукции. Правила —международные стандарты — являются основанием для добровольной сертификацииготовой продукции или систем менеджмента/управления на предприятии.
В России эти стандарты известны далеко не всем,не говоря уже об их широком применении на территории РФ. Однако, при попыткевыйти на международный рынок, заключить договор с банком, внешнеторговойорганизацией быстро ощущается «рекомендательный» характер таких стандартов. В глазахпотенциального партнера наличие подобных сертификатов является подтверждениемвысокого уровня ответственности за процесс производства, за людей, работающих вкомпании, и за качество окружающей среды. Другими словами, от этого зависитимидж, а следовательно, и конкурентоспособность предприятия.
Насколько бы спорны ни были причины техили иных изменений в окружающей нас среде, уже существует комплекс стандартов,принятый мировой общественностью и предъявляющий определенные требования к участникамрынка. И, чтобы соответствовать современным тенденциям достижения делового и финансовогоуспеха, необходимо учитывать эти условия./>Системыдобровольной экологической сертификации
В данном реферате описываются основные типы добровольнойэкологической сертификации, актуальные для предприятий.Рефератпредставлен двумя основными разделами, раскрывающими две разные системыдобровольной экологической сертификации. Обе системы направлены на снижениенегативного воздействия производства на окружающую среду, однако есть рядсущественных различий уже в основании описываемых систем.
1.Экологическое маркирование продукции
Сертификация готовой продукции с присвоениемей товарного знака. Основные цели такой сертификации: предоставить потребителюдостоверный критерий выбора качественной, экологически безопасной продукции;как следствие, дать производителю сертифицированной продукции дополнительныеконкурентные преимущества на рынке.
Такой путь развития организации подходитпредприятиям:
· выпускающим потребительскую продукцию,
· желающим обратить внимание потребителя на улучшенное качествосвоей продукции и экологическую безопасность ее производства.
· имеющим отличительные особенности, выделяющие их с экологическойточки зрения среди других производителей, в производственном процессе,используемом сырье или применяемых технологиях.
В разделе рассматриваются российскаяэкомаркировка и экомаркировка для продукции, поставляемой в страны Евросоюза.2.Внедрение систем экологического менеджмента на предприятиях
Сертификация систем управления окружающейсреды (системы экологического менеджмента) на предприятии. Цель сертификации —подтвердить создание и внедрение эффективной системы, последовательносокращающей воздействие деятельности предприятия и производимой им продукции наокружающую среду. Основные задачи внедрения системы экологического менеджмента:уменьшение выбросов и сбросов загрязняющих веществ, сокращение образующихсяотходов за счет максимального вовлечения их в хозяйственную деятельность,сокращение расхода сырья и энергии, минимизация рисков и многое другое.
Внедрение системы экологическогоменеджмента актуально для предприятий, планирующих выход на международныйрынок, получение кредитов в западных банках, достижение и подтверждениесобственного делового и финансового успеха.
/>ЭКОМАРКИРОВКА
Почему сегодня экомаркировка становитсявсе более актуальной? Дело в том, что, наряду с проблемами в областивоздействия предприятий на окружающую среду, возникают проблемы иногохарактера, вызванные спекуляцией на этих вопросах. Пользуясь повышеннойзаинтересованностью потребителя экологическими аспектами продукции, многиеотечественные производители, не пройдя сертификацию, наносят на упаковку своихпродуктов различные знаки, — например, «БИО» или «Экологически безопасныйпродукт», — и автоматически повышают цены. Причем их нельзя наказать за эту самодеятельность,поскольку никаких ограничений на использование подобной маркировки нет. Вместес тем, чтобы назвать тот или иной продукт «экологичным», предприятие должнодоказать соответствие самого продукта и процесса его производства достаточножестким критериям.
В интересах производителей и потребителейс 1998 года (с момента принятия международных стандартов серии ИСО 14000) в Европевнедряется система экологического маркирования продукции. Экомаркировкапозволяет предприятиям, выпускающим экологически безопасную продукцию, получитьопределенные преимущества на рынке, а потребителю — помочь с определиться с выбором.
Основные характеристики экологической маркировки:
· экомаркировка — зарегистрированный логотип,
· ставится на упаковку продукции,
· учитывает как национальные нормативные требования, так и международныестандарты,
· основана на базовых требованиях серии международных стандартов ISO14000, а именно: ISO 14020, ISO 14024 (эти стандарты уже введены на территорииРоссии как Государственные стандарты РФ),
· включает оценку жизненного цикла для определенной группыоднородной продукции,
· носит некоммерческий характер,
· открыта для всех потенциальных участников.
Необходимо отметить, что экомаркировка призвана не только помогатьпроизводителям экологически безопасной продукции в продвижении их товаров и в повышенииконкурентоспособности на рынке. Не менее важная задача экомаркировки — датьпотребителю надежный критерий выбора качественной продукции. Безусловно, этидва направления тесно взаимосвязаны.
Благодаря информации, которую несет экомаркировка, покупательможет сделать выбор, основываясь на соображениях экологичности продукции. И в тоже время, предлагаемая процедура присвоения данного знака ведет к снижениювредного воздействия соответствующего вида продукции или услуг на окружающуюсреду.
Экомаркировка играет роль мостика между производителем и потребителем,сообщая о качестве и экологической безопасности продукции не через толстыйотчет компании, а через маленький знак на упаковке.
В заключение, можно выделить следующие основные цели развитияэкологического маркирования продукции в Северо-Западном регионе:
· повышение информированности потребителя о критериях оценкикачества продукции,
· поддержка производителей экологически безопасной продукции,
· повышение информированности производителей о значении системэкологической сертификации,
· снижение уровня загрязнения окружающей среды (путем мотивациипроизводителей на повышение уровня экологической безопасности продукции и производственногопроцесса).
Безусловно, для решения этих задач экомаркировка должна «обладать»хорошим инструментарием: серьезная независимая экспертиза, обширнаяинформационная программа, реальные экономические выгоды и т. д. ИЗНАЧАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДПРИЯТИЯМ
Предприятие, претендующее на получениеэкомаркировки, должно иметь собственную экологическую политику* и соответствовать следующим требованиям:
· в своей деятельности руководствоваться требованияминормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды,
· иметь качественный конечный продукт производства, не содержащийвеществ, отрицательно влияющих на человеческий организм,
· оказывать минимальное негативное воздействие на окружающую средуна всех этапах жизненного цикла производства продукции, включая обеспечениебезопасности добычи и использования сырьевых ресурсов,
· стремиться к безвредной утилизации или рециклингу отходов и упаковки.
* Примечание: экологическая политика —заявление-программа предприятия о своих намерениях и принципах, связанных со снижениемнагрузки на окружающую среду, отражает обязательства компании по соблюдениюзаявляемых паринципов. Как правило, ориентирована на усиление контролявыбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов, изъятиякомпонентов природной среды, уровня потребления энергоресурсов и т. п.
В случае если на каком-либо этапе работы спредприятием выявляется несоответствие выдвинутым требованиям, предприятие не сможетпретендовать на получение экомаркировки. Начало либо продолжение сертификациивозможны только в случае быстрого устранения несоответствий. До и во времяэкспертизы предприятие может получить бесплатную консультативную поддержку.ЧТО ДАЕТ ПРЕДПРИЯТИЮ СЕРТИФИКАЦИЯ
Предприятие, сертифицировавшее своюпродукцию, в конечном итоге получает следующее:
· подтверждение эксклюзивного качества продукции с учетом ее экологическойбезопасности,
· документированное, обоснованное подтверждение наличияэкологической политики на предприятии (наличие сертификата о прохожденииэкспертизы на присвоение экологической маркировки),
· облегчение взаимодействия с компаниями-партнерами, особенноиностранными,
· повышение продаж (за счет повышения потребительского спроса на продукцию),
· снижение себестоимости продукции за счет сокращения расходованияресурсов,
· снижение экологических рисков (оптимизация общей системыменеджмента на предприятии, прогнозирование и предупреждение аварийныхситуаций),
· репутацию предприятия, минимизировавшего негативное воздействие наокружающую среду и заботящегося о состоянии среды жизнедеятельности,
· оптимизацию отношений с надзорными органами, и, как итог,
· повышение конкурентоспособности продукции.СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГОМЕНЕДЖМЕНТА
Почему зарубежные компании предпочитаютиметь дело с российскими предприятиями, в которых внедрена система экологическогоменеджмента?
За рубежом внедрение системыэкологического менеджмента очень важно с точки зрения бизнеса, и, не добившисьуспехов в этой области, невозможно рассчитывать на деловой и финансовый успех.Поэтому для иностранных компаний достижения в области охраны окружающей средыявляются показателем того, как они ведут свои дела. Такие же требования онипредъявляют и к своим российским партнерам.
Выход в 2004 году новой редакциимеждународного стандарта ISO 14001, а также стремительный рост количестваорганизаций, разработавших и приведших в соответствие свои системыэкологического менеджмента с требованиями ISO 14001, свидетельствуют о популярностии признании самой идеи сертификации систем экологического менеджмента.
Если национальные и международные законы,нормы и стандарты ориентируют компании на выполнение обязательных требований поохране окружающей среды, то стандарт ISO 14001 ориентирует компании на выполнениене только обязательных требований, но и на выработку эффективных мероприятий,направленных на сбережение природных ресурсов и постоянное снижение вредныхвоздействий на окружающую среду и персонал предприятия.
Международные стандарты ISO 14000 являютсяобщепризнанным критерием конкурентоспособности и инвестиционнойпривлекательности предприятий (организаций), а соответствующие сертификаты — их«визитной карточкой» на международном рынке. Внедрение системы экологическогоменеджмента (СЭМ) — это не только важный шаг к более безопасному и экологичномуфункционированию предприятия, но и залог его устойчивого развития и обеспечениялидерства на рынке.ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В основе Международного стандарта ISO14001 лежит методология, известная как «цикл PDCA» (Plan-Do-Check-Act). ЦиклPDCA можно кратко описать следующим образом:
· планирование: разрабатываются цели и процессы, необходимые длядостижения результатов в соответствии с экологической политикой организации;
· осуществление: данные процессы внедряются;
· проверка: процессы контролируются и измеряются на соответствиеэкологической политике, целям и задачам, требованиям законов и другимтребованиям; о полученных результатах докладывается;
· действие: предпринимаются действия по постоянному увеличениюэкологической результативности системы экологического менеджмента.
· Каждыйэтап внедрения системы экологического менеджмента на предприятии включает в себяряд мероприятий. Ниже на схеме 3 рассмотрена процедура принятия экологическойполитики предприятия, т. е. первая ступень реализации системы экологическогоменеджмента.
/>
Схема 2. Процедуравнедрения системы экологического менеджмента на предприятии.ЧТО ДАЕТ ПРЕДПРИЯТИЮ СЕРТИФИКАЦИЯ
Действующая в России нормативно-правоваябаза создает благоприятные условия для поэтапного внедрения системыэкологического менеджмента на предприятии.
Для российских предприятий можно выделитьследующие основания для внедрения системы экологического менеджмента:
· сокращение размера выплат за негативное воздействие на окружающуюсреду и за использование природных ресурсов;
· сокращение расхода сырья и энергии, установление контроля за образующимисяотходами и максимальное их вовлечение в хозяйственный оборот;
· реализация требований государственных надзорных органов и уход за счетэтого от экологических исков и штрафов;
· использование упрощенной процедуры получения инвестиций, посколькуфункционирующая система управления окружающей средой существенно снижает рискибанков;
· проведение экологической оценки и внедрение системы экологическогоменеджмента является признаком хорошего менеджмента предприятия;
· максимально возможное предотвращение экологических катастроф на предприятии;
· требование повышения уровня подготовки персонала;
· демонстрация ответственности предприятия перед заинтересованнымисторонами;
· инвесторы охотнее вкладывают средства в предприятия с функционирующейсистемой экологического менеджмента (СЭМ), потому что это снижает для нихриски;
· улучшение имиджа предприятия у населения и общественности, чтопомогает предприятию лучше существовать на внутреннем и международном рынках.
Предприятие, внедрившее СЭМ, постояннопроверяется аудиторской компанией, поскольку постоянно должно совершенствоватьСЭМ. В случае если аудиторская компания подтверждает выполнение требованиймеждународного стандарта ИСО 14001, предприятие заносится в национальныйрегистр и имеет право использовать на своей продукции соответствующийэкологический знак.
Суммируя все вышесказанное, можно сделатьвывод о том, что наличие сертифицированной СЭМ на предприятии является одним изважнейших конкурентных преимуществ любой компании, которое резко повышаетпривлекательность его как объекта для инвестирования и существенно увеличиваетлояльность потребителей к производимому товару или предоставляемой услуге.

Заключение
Каждое предприятие стремится улучшить своипозиции на национальном и международном рынке. Здесь большую роль играет не толькокачество, стоимость продукции и сервисное обслуживание, но и рациональноеиспользование природных ресурсов, контроль воздействия на окружающую среду на всехэтапах цикла производства.
Достичь этого можно путем проведениядобровольной экологической сертификации, основные типы которой является:внедрение системы экологического менеджмента на предприятии, проведение оценкиэкологической эффективности предприятия, сертификация продукции по международнымстандартам. Таким образом, производитель снижает экологические риски и сообщаето себе как об организации, минимизировавшей нагрузку на окружающую среду, чтозаметно облегчит взаимодействие с компаниями-партнерами, особенно иностранными.
Еще один очень важный аспект: вложение в добровольнуюэкологическую сертификацию дает положительный экономический эффект компании(повышение продаж, снижение рисков аварийности, снижение себестоимостипродукции за счет сокращения расходования ресурсов и т. д.).
Из других возможных плюсов добровольнойсертификации можно выделить: сокращение платежей за использование природныхресурсов, облегчение управления производством (в случае внедрения системэкологического менеджмента), повышение конкурентоспособности, документированноеподтверждение наличия эффективной экологической политики на предприятии.
Благодаря результатам, полученным в ходеописанных процедур, можно проводить оптимизацию дальнейших производственных процессовна предприятии, точно соблюдать все предписания властей, упростить процесссбора и обработки данных, добиться экономии ресурсов и снижения затрат.

Используемая литература
· Сорокин Н.Д. Вопросы внедрения современных методов управленияокружающей средой на предприятиях. — 2004 г.
· Материалы заседания Научно-экспертного совета в Совете ФедерацииРФ под председательством С.М. Миронова «Об улучшении качества жизни и обеспеченииэкологической безопасности в регионах России» (5 мая 2005 г.).
· Артемов А.В., Волковинский В.В., Фролов С.В., Ярош Е.В. Экологическаямаркировка в текстильной и легкой промышленности. — 2001 г.
· Материалы программы «Экология и Человек». 2001 — 2005 г.
· Сайт: www.ecounion.ru.