1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Информация и управление, информационное общество Понятия информация, знание, информационная система следует в значительной степени считать интуитивными. До настоящего времени формальной теории автоматизированных информационных систем, подобной, допустим, теории кодирования и передачи информации или аналитической теории алгоритмов, не существует.
В то же время существует инженерная дисциплина, которая базируется на хорошо формализованных теоретических построениях и имеет огромное значение в жизни современного общества. Эта дисциплина в различных странах имеет различные названия, но в содержательном плане ее предметная область является общепризнанной в мировом научном сообществе. В Европе эту дисциплину называют информатикой, а в
США и других англоязычных странах -компьютерной наукой. Основными понятиями этой дисциплины являются следующие информация – любой вид сведений о предметах, фактах, понятиях предметной области или сведения, не известные до их получения, являющиеся объектом хранения, передачи и обработки данные – информация, представленная в формализованном виде, удобном для пересылки, сбора, хранения и обработки сигнал – носитель данных информации, который может представлять
собой физический сигнал или математические модели. С понятием информации тесно связано понятие знания – всей совокупности полезной информации и процедур, которые можно к ней применить, чтобы произвести новую информацию. Знание всегда дает власть тем, кто им владеет и умеет им пользоваться. Владение и распоряжение знанием в сегодняшнем мире требует определенного уровня информационной культуры
– степени упорядоченности, системности и эффективности использования информационных технологий, а также относительного объема использования новых информационных технологий. Под информационной культурой при этом понимается совокупность методов, приемов и навыков по сбору, хранению, обработке и созданию информации. Важнейшим аспектом использования информации является управление. Управление – практическая деятельность человека, сопровождающаяся познанием и использованием .законов
природы, общества и искусственных систем для целенаправленной организации процессов, которые происходят в природе, технике и обществе. Информационные технологии и системы Информационная технология ИТ – система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации на базе электронных вычислительных машин ЭВМ. Основой успешного перехода в информационное общество является владение всеми членами общества
знаниями, умениями и навыками в использовании информационных технологий в быту, общественной и профессиональной деятельности. Эти задачи решают национальные системы образования. Информационные технологии имеют ряд замечательных свойств современный научно-технический уровень ИТ таков, что им могут быть перепоручены практически все нетворческие процессы обработки информации, которые используются в человеческой деятельности основная масса навыков и приемов, которые используются
в нетворческих областях деятельности, хорошо алгоритмизируется в рамках ИТ современные средства связи, охватывающие весь земной шар, позволяют обеспечить доступ к различным видам ИТ в любой его точке на протяжении последних лет наблюдается неуклонное уменьшение абсолютной величины отношения стоимости к производительности у технических компонент автоматизированных информационных систем, что повышает экономическую эффективность использования
ИТ. Эти свойства позволяют значительно увеличить эффективность всех процессов социально-экономического развития. Вышеперечисленные и ряд других характеристики ИТ делают их незаменимым средством не только в борьбе с кризисными ситуациями, но и в повышении качества и эффективности социально-экономических процессов. Компьютерное моделирование В различных областях науки моделирование является бесспорным рабочим и связующим
инструментом. Вместе с тем некоторые экономисты-практики ставят под сомнение значимость моделей, особенно для экономики предприятия. Такая оценка математических теорий и моделей игнорирует тот факт, что даже лучший менеджер мыслит моделями, поскольку постоянно может держать в поле зрения лишь немногие и сильно агрегированные взаимосвязи окружающей его реальности. Довольно часто здравый человеческий смысл приводит к крайним заблуждениям.
Даже многолетний практический опыт и предпринимательское чутье могут оказаться недостаточными в условиях непрерывной экономической динамики, выдвигающей все новые требования. Моделирование – это представление некоторых характеристик поведения физической или абстрактной системы поведением другой системы, например, представление физического явления с помощью операций, выполняемых ЭВМ. Модель – это объект, заместитель или описание моделируемого объекта, отражающий те свойства моделируемого
объекта, которые интересуют исследователя. Среди моделей, применяемых в экономических исследованиях с использованием ЭВМ. ЭВОЛЮЦИЯ АИС УПРАВЛЕНИЯ АИСУ И СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Возникновение и эволюция АИСУ – от пакетной обработки данных до современных корпоративных систем Одно из самых простых и самых старых определений информационной системы – совокупность данных и алгоритмов
ее обработки. Такое крайне упрощенное, с современной точки зрения, определение показывает оценку информационных технологий на начальных стадиях их становления. Изначально информационные системы предназначались для выполнения узкоспециализированных задач. Такие системы можно разделить на несколько классов. Во-первых, это системы накопления, хранения и массовой обработки информации больших объемов. Этот класс систем обычно используется при решении научных и научно-прикладных задач в геодезии, астрономии,
исследованиях в военной области и т.п Второй класс – системы оперативного предоставления ресурсов-системы бронирования билетов и гостиничных номеров, складские системы и т.п К третьему классу можно отнести системы классификации и предоставления информационных ресурсов библиотечные системы, классификаторы и т.п Наконец к четвертому относятся автоматизированные информационные системы управления АИСУ – человеко-машинные системы, предназначенные для поддержки процессов управления сложными
организационно-техническими объектами производственными, транспортными и др. Каждый класс систем имел свои особенности при создании. В системах первого класса приходится решать проблемы хранения значительных массивов данных и нахождения оптимальных алгоритмов их обработки. В системах второго класса присутствует проблема распространения информации о захвате ресурса на всю систему и поддержки большого количества одновременно работающих
пользователей. В системах третьего класса стоит проблема классификации и обеспечения оптимального поиска необходимой информации. АИСУ объединяет в себе проблемы всех предыдущих классов АИС. Однако у всех вышеперечисленных классов систем есть общее -проблемы на пути их создания изначально прогнозируемы. Как следствие – профессиональный коллектив проектировщиков, разработчиков и менеджеров при наличии достаточного финансирования гарантирует доведение проекта до стадии внедрения.
Цели и задачи АИСУ Цели создания АИСУ – повышение экономической и организационно-технической эффективности процессов управления за счет обеспечения информационно-аналитической поддержки процессов планирования, принятия решений, оперативного управления и учета на управляемом объекте, а также проведения комплексного анализа результатов деятельности. Задачи АИСУ – обеспечение системной информационно-аналитической поддержки процессов планирования, принятия решений, оперативного управления и учета на управляемом объекте, а
также проведения комплексного анализа результатов деятельности. Слово система и связанные с ним термины получили широкое распространение потому, что на передний план все более и более выступает необходимость изучения сложных комплексов систем. Такая необходимость определяется усложнением создаваемых технических конструкций, устройств, технологий и всех совокупностей хозяйственных связей, с которыми приходится иметь дело экономистам, хозяйственным
руководителям и инженерам. При системном анализе водные пути, авиалинии, железнодорожные системы и компании, занятые грузовыми автомобильными перевозками, рассматриваются как подсистемы единой транспортной системы страны, а промышленная фирма представляет собой нечто большее, чем совокупность отдельных видов деятельности, таких как сбыт и производство продукции. Выполняемые фирмой различные функции, деятельность разных производственных подразделений, виды продукции, а также внутренние и внешние условия, характеризующие
окружающую фирму обстановку все это должно рассматриваться во взаимозависимости. Фирму рассматривают не просто как совокупность компонентов, связанных между собой статическим образом с помощью иерархической структуры управления, а как систему тесно связанных друг с другом в динамическом процессе взаимодействующих подсистем и элементов. Под системой управления управляющей системой понимают совокупность методов и средств устройств, которые служат для управления управляемой системой.
Управляемая система объект управления – динамические природные, технические или общественно-экономические системы, свойства которых известны системе управления и используются для достижения управляемой системой определенных целей путем изменения ее состояния. Архитектура АИСУ В информационном обществе автоматизированные информационные системы используются практически во всех областях человеческой деятельности. Ниже приведена классификация
АИС по признаку их применения автоматизированная система управления АСУ – организационно-техническая система, созданная с применением автоматизированных информационных технологий для повышения эффективности процессов управления различными объектами автоматизированная система научных исследований АСНИ -автоматизированная информационная система, предназначенная для информационно – аналитического обеспечения научно – исследовательских работ экспертная система – автоматизированная
информационная система, которая использует экспертные знания для обеспечения высокоэффективного решения задач в узкой предметной области автоматизированная система контроля измерений АСКИ -автоматизированная информационная система, предназначенная для сбора, анализа и хранения показателей, которые считываются с контрольно-измерительных приборов система автоматизированного проектирования САПР – организационно -техническая система, состоящая из программно – технического комплекса автоматизации
проектирования, пользователями которого являются сотрудники подразделений проектной организации автоматизированная система обучения – автоматизированная информационная система, которая включает в себя преподавателя, студентов, комплекс учебно-методических и дидактических материалов, автоматизированную систему обработки данных и предназначенная для поддержки процесса обучения с целью повышения его эффективности автоматизированная справочная система – справочное руководство, содержание которого создается, хранится и доводится до
пользователя с использованием автоматизированных информационных технологий автоматизированная библиотечная система – автоматизированная информационная система, обеспечивающая доступ к данным библиотечных каталогов и фондов, а также сбор, обработку и хранение соответствующей информации. Интеграционные процессы в АИСУ Интеграция в системе или систем – это восстановление и или повышение качественного уровня взаимосвязей между элементами системы, а также процесс создания из нескольких разнородных
систем единой системы с целью исключения до технически необходимого минимума функциональной и структурной избыточности и повышения общей эффективности функционирования, функциональная интеграция – это согласование множества базовых прикладных функций АИС, которые покрывают возможности существующих общесистемных средств и исключают различия, исторически возникшие при развитии системы. В связи с развитием программно-технических средств, используемых в
АИС, создавались и экономические, и организационные предпосылки появления интегрированных автоматизированных информационных систем в процессе эволюции информационных технологий. 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Информационные ресурсы и фонды предприятий и организаций По мере развития систем накопления и обработки информации сформировался новый взгляд на информацию информация
– это организационный ресурс. Это предполагает равноправное отношение к информации, как к одному из видов ресурсов компании наряду с другими, такими как финансы, люди, оборудование, материалы. Благополучие компании, работающей на сегменте рынка с высокой конкуренцией, во многом зависит от ее умения правильно собирать, классифицировать и обрабатывать информацию. Информация отличается от остальных видов ресурсов тем, что, с одной стороны, она начинает работать
лишь при достижении определенного объема, с другой стороны – при потреблении она не исчезает, а повышает свою полезность, становясь более достоверной. Информационные ресурсы – это все виды информации, доступные пользователю и необходимые для выполнения стоящих передним задач и или повышающие эффективность его деятельности. Если провести аналогию с природными и производственными ресурсами, то можно сказать, что для превращения природных ресурсов полезные ископаемые, вода и т.д. в производственные их подвергают
определенной первичной обработке, например, обогащению полезных ископаемых. Информационные ресурсы для того, чтобы они могли быть использованы в вышеперечисленных процессах, также должны быть подвергнуты определенной обработке. После первичной обработки они накапливаются в информационных фондах предприятий, организаций и др. Информационных фонды – это информационные ресурсы, организованные специальным образом для повышения эффективности информационной работы.
Проблемы накопления, хранения и использования информационных ресурсов резко возрастают при увеличении организации и усложнении организационной структуры. Чем больше накапливается информации, тем сложнее становится хранить ее на бумажных носителях или запоминать. Бумажные документы имеют ограниченный доступ, и их трудно изменять. А если из организации уходит высококвалифицированный специалист, потеря ценных знаний и опыта зачастую
оказывается для компании невосполнимой. Поэтому предприятия и организации сейчас переходят к использованию интегрированных информационных ресурсов, чтобы все сотрудники могли использовать накопленную информацию, вносить при необходимости изменения, архивировать данные и т. д. Накопление, хранение и актуализация информации, обработка данных Среда хранилища данных – это комплекс разнообразных инструментов и функций, реализующих процессы создания,
эксплуатации, постепенного расширения и изменения информационного хранилища. Основными компонентами такой среды являются программы доступа к источникам данных инструменты преобразования оперативных и внешних данных сервер базы данных хранилища программа управления хранилищем администратор словарь-справочник данных ССД – метаданные. Данные поступают в хранилище из внутренних оперативных приложений и внешних источников, затем обрабатываются и помещаются в разделы хранилища, соответствующие структуре
предметной области. Прикладные форматы представления данных интерфейсы пользователей разрабатываются как часть этой структуры и предоставляются конечным пользователям. Администратор хранилища создает и поддерживает склад метаданных, который является основой для всех процессов в хранилище и для обеспечения конечных пользователей доступом к информации в нем. Ниже перечислены основные характеристики хранилищ данных.
1. Данные организованы по предметным областям, например, в информационном хранилище железнодорожной компании предметная область Поезда содержит все данные о движении составов, полученные из различных оперативных систем компании. 2. Данные, поступающие в хранилище из оперативных приложений, необходимо привести к некоторому общему формату, т.е. интегрировать. Возможно, потребуется произвести расчистку и проверку оперативной информации, полученной в режиме реального
времени. ПРИНЯТИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ НА БАЗЕ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ Компьютерные имитационные модели Основные проблемы имитационного моделирования мы рассмотрим на примере его использования в подготовке решений по реорганизации предприятия. Специалисты в области реинжиниринга бизнес-процессов Business Process Reengineering – BPR отмечают, что только около 30 изученных ими проектов реорганизации
предприятия завершились успешно. Одна из главных причин столь низкого уровня результативности заключается в том, что анализ, на основе которого строятся оценки эффективности, часто проводится с помощью потоковых диаграмм и электронных таблиц. Хотя потоковые диаграммы и таблицы адекватно отвечают на вопрос что, они не могут ответить на вопросы как, когда и где. Бизнес-процессы слишком сложны и динамичны. Их невозможно понять и проанализировать, используя одни
лишь потоковые диаграммы и электронные таблицы. В то же время, имитационное моделирование представляет собой эффективный, стандартный инструментарий для проведения 8PR. Имитационное моделирование является единственным методом, который обеспечивает как точный анализ, так и визуальное представление альтернативных вариантов. Средства имитационного моделирования могут служить для прогнозирования влияния предполагаемых изменений
на бизнес-процесс или для проверки проекта нового бизнес-процесса до начала его дорогостоящей реализации. Благодаря тому, что моделирование выполняется с помощью компьютера, компании не приходится использовать своих сотрудников и клиентов в качестве подопытных кроликов. После выбора подходящего проекта можно спокойно приступить к его внедрению и не беспокоиться о том, что производство вдруг внезапно остановится из-за того, что менеджеры начали эксперимент, не определив
его последствий. Имитационное моделирование позволяет разработчику модели проанализировать динамику процесса и, следовательно, лучше понять его природу. Этапы разработки имитационных моделей Разработка и оценка пригодности модели При создании корректной имитационной модели проекта в первую очередь рассматривается моделирование следующих элементов приоритеты, выполнение срочных работ, разбиение на смены, простой, сверхурочные работы и кривые
обучения. В ходе создания модели необходимо, как минимум, определить параметры модели – величины, которые исследователь может сдавать произвольно, в отличие от переменных, которые могут принимать только значения, определенные типом данной модели функциональные зависимости в модели – описания поведения временных и параметров внутри компонентов модели или выражающие отношения между компонентами ограничения модели – устанавливаемые пределы изменения значений переменных.
Ограничения, которые вводятся разработчиком модели, называются искусственными, а ограничения, которые присущи значениям переменных в силу внутренних свойств модели, естественными экзогенные переменные модели – входные переменные, которые порождаются вне моделирующей системы или возникают в результате воздействия внешних причин эндогенные переменные модели – переменные, которые зарождаются внутри моделирующей системы или возникают в результате воздействия внутренних причин поверхность реакции модели – функция, которая
связывает эндогенные переменные модели с экзогенными. Следует обратить особое внимание при имитационном моде-1ировании работ над проектом на процедуру повторения измерений значений параметров. Поскольку временные параметры крайне устойчивы, один прогон модели даст только один вариант развития 5изнес-процессов. На основе множества повторов измерений можно получить несколько вариантов сценария, что позволит получить более очные оценки и выделить наиболее уместные
интервалы для фиксации показателей эффективности. Результатом производственных процессов является достаточно большое количество различных продуктов, разбитых на группы или получаемых в непрерывном потоковом режиме. Типичными 1римерами служат выполнение заказов, работа отдела счетов к оплате 1ли обработка заявок. Такие операции, как разбиение на группы, объединение групп, сборка, разборка, монтаж, контроль качества и устранение брака, представляют собой типичные функции, реализуемые производственными процессами.
5.ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ Системы искусственного интеллекта и экспертные системы В 1960-х годах проводились попытки моделирования процессов мышления путем отыскания общих методов решения широкого класса задач и использования этих методов в универсальных программах. Иногда работы этого периода называют демонстрацией пригодности или разработкой процесса искусственного
интеллекта – моделирования на ЭВМ процесса принятия решений, логического вывода, распознавания образов и других видов человеческой деятельности. Несмотря на ряд интересных достижений, эти работы не привели к существенным открытиям. Разработка универсальных программ оказалось чрезвычайно сложным делом. Выяснилось, чем шире класс задач, которые предполагалось решать с помощью такой программы, тем беднее оказывались программы возможности при решении конкретной задачи.
В конце 1970-х годов пришло понимание того, что эффективность программ СИИ при решении задач, в значительной степени зависит от доступных им знаний, а не только от формализмов и схем вывода, которые в них используются. Программа будет более интеллектуальной, если снабдить ее множеством специальных знаний о конкретной предметной области. На этом этапе в рамках СИИ начало быстро развиваться направление, которое получило название экспертные
системы. Экспертная система – программная система, которая использует экспертные знания для обеспечения высокоэффективного решения задач в узкой предметной области. Структура экспертных систем База знаний БЗ – это формализованная система сведений о некоторой предметной области, содержащая данные о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также и правила использования этих данных в задаваемых ситуациях для принятия новых решений.
Назначение базы знаний – поддержка экспертов и систем, основанных на знаниях, в которых компьютеры используют правила вывода для получения ответов на вопросы пользователя. База данных предназначена для временного хранения фактов или гипотез, являющихся промежуточными решениями или результатом общения системы с внешней средой, в качестве которой обычно выступает человек, ведущий диалог с экспертной системой. Машина логического вывода – механизм рассуждений, оперирующий знаниями
и данными с целью получения новых данных и знаний из других данных, имеющихся в рабочей памяти. Для этого обычно используется программно реализованный механизм дедуктивного логического вывода какая-либо его разновидность или механизм поиска решения в сети фреймов или семантической сети. Экспертные системы прогнозирования рынка В узком смысле маркетинг связывается обычно с информационно-рекламными задачами и сбытом готовой продукции услуг фирмы.
Другой его стороной являются информационно-поисковые задачи, связанные со снабжением, закупками, заказами, изучением конкурентов. Многие задачи имеют информационно-аналитический характер, они связаны с оценкой и анализом текущего состояния диагностикой и прогнозированием планированием будущего состояния фирмы. Такие задачи могут быть комплексными и затрагивать различные стороны деятельности фирмы. Так, важную роль играют задачи маркетинга, нацеленные на максимизацию прибыли, минимизацию затрат,
наилучшее использование ресурсов и возможностей, оптимизацию различного рода рисков – финансовых, политических, экологических, техногенных и др. В широком смысле маркетинг понимается как система реализации следующих принципов ориентация на потребителя экономическая эффективность как основа деятельности фирмы координация усилий всех служб и подразделений для достижения поставленных целей. Это подразумевает и решение главной проблемы маркетинга – продажи товара, изготовляемого фирмой.
Менеджмент и маркетинг являются основой деятельности любой фирмы. В общем случае, в фирме реализуются различные виды менеджмента соответственно и маркетинга, отражающие разные объекты его приложения, а также его различные концепции, отражающие технологические аспекты самого менеджмента и маркетинга как способа управления методологические, организационные, инструментальные, нормативно-правовые, информационные и др. Такие функции управления, как прогнозирование и планирование,
представляют, по сути, обоснование и принятие управленческих решений, реализуемых в рамках информационно-аналитических задач маркетинга. Вопрос в том, в какой мере менеджеры способны самостоятельно решать такие задачи. Очевидно, что в сложных случаях это маловероятно. В крупных и некоторых средних фирмах подобные задачи возлагаются на специальные организационные звенья -маркетинговые подразделения и службы. Они выполняют роль внутренних консультантов, осуществляя подготовку
решений для этого могут привлекаться и внешние консультанты. Взаимоотношения менеджмента и маркетинга определяются следующим образом. С одной стороны, к ним можно относиться как к двум отдельным смежным сферам.