Природа и человек в лирике А.А.Фета

Природа и человек в лирике А. А. Фета. Проверил: Апанасенко Инна Константиновна. Выполнил: Дрейнберг Анастасия 10 «Б» класс. Введение: В русской лирике второй половины 19 века особое место занимают стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета. Замечательный русский поэт А. А. Фет (1820 –1892 гг.) был великим мастером любовной и пейзажной лирики.

Стихи Фета отличаются глубоким и тонким психологизмом, необыкновенной музыкальностью (недаром многие из них стали популярными песнями и романсами), красотой и разнообразием ритмов. С некоторыми его стихотворениями я знакома еще с детства, а вот анализировать его стихи мне пришлось впервые. В процессе своей работы я столкнулась с неодинаковой оценкой критиками стихотворений А. А. Фета, поэтому я попыталась самостоятельно, а также с помощью дополнительного материала определить

место Афанасия Афанасьевича Фета в русской поэзии второй половины 19 века. Главная же цель моей работы – это исследование образов природы и человека в лирике А. А. Фета. Я выбрала именно эту тему для исследования, так как сама очень сильно люблю природу! Когда человеческие чувства и переживания отражаются в природе, окружающей его, то это всегда интересно. Мне было интересно не только то, как Фет сопоставляет наши чувства природе, но и почему он пишет стихи

именно так, а не по-другому. У Некрасова природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку. Он ведь не описывает природу как источник наслаждения! И еще я хотела узнать: такое описание природы – это слабость Фета или его достояние, богатство? В своей работе я буду учитывать и рассматривать мнения А. К. Толстого, А. В. Дружинина, Н. Н. Скатова. О жанре

ЛИРИКА. Лирика – это один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), связанный с непосредственным выражением раздумий, переживаний, чувств, порождаемых различными явлениями общественной и личной жизни. Греческое слово «лира» обозначает музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песни. Отсюда и термин лирика – род литературы, в котором на первом месте автор, его чувства, мысли. О чем бы ни говорил лирический поэт, он обычно говорит о себе.
В лирических произведениях (признаниях) Фета читатель узнает свои чувства, свои мысли, свои радости и страдания. Лирическое произведение, как правило, не имеет сюжета, или он едва намечен. Если можно спросить, чем, например, закончился роман или пьеса, то по отношению к лирическому стихотворению такой вопрос чаще всего бессмыслен. Сочинения лирических поэтов всегда выражают момент (или некий промежуток) внутренней жизни героя и, потому, не бывают велики по объему.

В отличие от эпоса или драмы, в которых изображены законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика выявляет живые, непосредственные переживания автора или же лирического героя, состояние человека в определенные моменты жизни. Повышенная эмоциональность содержания лирического произведения требует сжатой, выразительной речи, умения в личных переживаниях воплотить характерное для многих людей. Различают лирику любовную, гражданскую, философскую, пейзажную.

Однако эта классификация условна, лирика в подавляющем большинстве случаев многотемна, в одном произведении могут быть различные мотивы. Лирическая поэзия – одно из ценнейших воплощений отечественной культуры. Афанасий Афанасьевич Фет снискал славу в самом «музыкальном» роде словесного творчества – лирике; это – высокое и очень трудное искусство. Лирический поэт, как художник слова, имеет дело с особенным материалом, который можно назвать «звукосмыслом»: это то, что рождено единством «волшебных звуков, чувств и дум»

(как эту область определил еще Александр Сергеевич Пушкин). Лирика – это словесный вид искусства, но вместе с тем органически связанный с музыкой: ведь музыка живет внутри самого человеческого слова, которое есть не только «смысл», но и «звук». Все слова человеческой речи – это океан звуков, это великая и таинственная стихия «музыки речи», над которой властен только лирический поэт: чем глубже изведал он тайны этой музыки, тем больше мощь, тем
неотразимее магия сотканного им нового «смыслового звучания», каким является лирическое стихотворение. Порой такое стихотворение заключено всего в нескольких строках, но по властной силе его воздействия на нашу душу можно догадаться о громадной духовной энергии, затраченной на него поэтом. Детство А. А. Фета. Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) (1820-1892г.г.) – замечательный русский поэт, тончайший лирик, открывший совершенно новую страницу в истории русской поэзии.

Не сразу оценили его многие современники: насмешки, резкое неприятие, многочисленные пародии, отнюдь не безобидные вот шлейф литературного успеха Фета на протяжении всей жизни. Но высочайшим образом оценил поэта двадцатый век. История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком.

Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей, и

Афанасий был лишен дворянского титула и права носить фамилию отца. Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Поэтому он искал идеал в единении, слиянии человека с природой. Любовь в лирике А. А. Фета. Любовная лирика А. А. Фета также неотделима от его судьбы, его личной драмы, которая объясняет то, что во всех его стихах,

то усиливаясь, то слабея, звучит “отчаянная, рыдающая нота”. В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой.
Вскоре Мария Лазич погибла – она сгорела. До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядаемое дыхание. Любовь – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения. Тема любви – старая, более того – вечная! А от стихотворений Фета веет свежестью и новизной. Правда, сейчас мы уже привыкли к стихотворениям подобного рода, а вот

для современников Фета это было ново, подобные лирические откровения, идущие из глубины души, от самого сердца, были в диковинку. В любовной лирике поэта отсутствует конкретизированный, индивидуализированный образ любимой девушки. Зато передается радостное состояние первой влюбленности, когда окрыленный человек ощущает единство со всем мирозданием, в центре которого оказывается боготворимая Она. Образ Ее сливается с трелями соловья, отражается в колеблющейся глади вод, в румянце утреннего

неба. Стихотворение «Сияла ночь…» – одно из лучших лирических произведений А. А. Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Оно было навеяно впечатлением от пения замечательной певицы того времени Т. А. Кузьминской (сестры жены Льва Николаевича Толстого). Произведение это очень живописное, и очень музыкальное.

Одно у Фета тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть и живописным. Удивительно по яркой выразительности и зримости, наглядности уже самое начало стихотворения: Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. Каждое слово стихотворения говорит читателю о знакомом и близком – и говорит прекрасными, будто неведомыми
словами. Читая это стихотворение, слышишь музыку, хотя о музыке в первых строфах не говорится. Зато говорится о рояле, и за этим образом мы не только видим сам рояль, но и слышим звуки, которые из него исходят. Замечательный фетовский образ воздействует на нас не только прямо, но и косвенно. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Любовная тема для Фета имеет свое особое значение.

Фет считал ее основной темой поэзии. При тонком раскрытии душевных переживаний Фет не дает индивидуальных образов женщин. В противоположность, скажем, героиням Некрасова они лишены социально-бытовой и характерологической конкретности. В стихотворениях две основные темы – любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета, можно даже сказать, что большинство его стихотворений.

В лирическом произведении «Сияла ночь…» темы эти слиты воедино. Любовь для Фета – самое прекрасное чувство в человеческой жизни. И искусство также самое прекрасное в нашей жизни. Главное смысловое поле стихотворения – между словами, за словами. «За словами» развивается и основная тема стихотворений: чувство любви – чувство тончайшее, словами невыразимое, сильное.

Фет стремился передать не те чувства и ощущения, которые легко определить точными словами, а неясные, смутные душевные движения, которые трудно точно назвать, а скорее можно «навеять на душу» читателя. Так о любви до Фета еще никто не писал. Природа в лирике А. А. Фета. Фет – без сомнения один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед нами русская весна – с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим

солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», с журавлями, кричащими в степи. И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим, подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи, колышущейся от ветра, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов над меркнущей степью. И русская осень с пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшими вдаль, или порхающими в безлиственных
кустах, со стадами на вытоптанном жнивье. И русская зима с бегом далеких саней по блестящему снегу, с игрой зари на занесенной снегом березе, с узорами мороза на двойном оконном стекле. Любовь к природе чувствуется уже в ранних стихах Фета. Вся его поэзия говорит о том, что поэт любил землю, сельскую природу, немало знал о растениях, птицах, животных. В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица

поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса. Можно, конечно, сказать, что все это –естественный результат хорошего знания природы человеком, который много лет прожил в непосредственной близости к ней. Да, многие поэты были помещиками и писали о природе. Но… Фет стремился к фиксации изменений в природе.

Наблюдения в его стихах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие и тем более конкретные отрезки сезонов. Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин. В ранних стихах

Фета основная тема – наслаждение красотой, красоту же Фет видит, прежде всего, в простых явлениях природы: …Соловьиное эхо Несется с блестящей реки, Трава при луне в бриллиантах, На тмине горят светляки… «Трепет жизни» – вот, что Фет умел улавливать так, как, пожалуй, никто другой из его современников.

В росинке он умел разглядеть «весь солнца лик», в душевных движениях конкретного человека – «все мирозданье». Он был убежден, что человек носит в своей груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Огонь, который «ни времени не знает, ни пространства». Описание природы, как бы откликающейся на настроение поэта, выбор отдельных впечатляющих деталей вместо связного описания, иногда некоторая неопределенность фабулы при тонкой прорисовке настроения – все это
характеризует поэзию Афанасия Афанасьевича Фета. Человеческие чувства приписываются явлениям природы без прямой связи с их свойствами. Лирическая эмоция как бы развивается в природе, заражая ее чувствами лирического «Я», объединяя мир настроением поэта. Особенная манера Фета – одушевлять всю природу чувствами этого лирического «Я». Человеческие свойства в поэзии Фета могут быть приданы и таким явлениям, как воздух, мрак, цвет («устал

и цвет небес»), а с другой стороны – в тех же целях выражения лирической эмоции – живое существо может быть превращено в часть, орган очеловеченного поэтом единства. Чувство поэта находит отклик во всей природе, оно одушевляет этот мир, «где воздух, свет и думы заодно», где …в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь. Характерные эпитеты Фета, такие как «мертвые грезы», «серебряные сны», «благовонные речи» и т. п не

могут быть поняты в прямом смысле: они теряют свое основное значение и приобретают широкое и зыбкое переносное значение, связанное с основным по эмоциональной ассоциации. Описание природы как бы откликается на настроения поэта-лирика. У Некрасова природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку, – у Фета природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о

связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом. Вообще эпитеты и сравнения Фета иногда страдают некоторой слащавостью: девушка – « кроткий серафим», глаза ее –«как цветы волшебной сказки», георгины – «как живые одалиски», небеса – «нетленные как рай» и т. п. В стихотворении «Глубь небес опять ясна…» признаки весны лишь самые общие: ясность неба, весенний воздух, прилет птиц, таяние снега. Тема весеннего возрождения природы воплощается в образы сказки о
мертвой царевне, но лишь в виде самых общих символов: приближается жених, и спящая в гробу невеста начинает оживать. Это именно символы, а не просто олицетворения. В этом стихотворении под «невестой» прямо подразумевается весна. Вернее сказать, что здесь и жених, и невеста – символы оживающей весенней природы. А в стихотворении «Пчелы» я обратила внимание на дерзкий образ распевающей пчелы, которая вползает

в «гвоздик душистой сирени». Через смелое нарушение бытового правдоподобия Фет достигает эффекта передачи болезненно напряженных состояний в природе и человеческой душе. Кажется, что пчела вползает в ноющее сердце, и вот оно, пронзенное звенящим жалом, испытывает нарастающую боль: сперва ноет, а потом «пышет все боле и боле». Наступает момент полного соединения человека с природой и природы с человеком, когда уже нельзя понять

«на цветах ли, в ушах ли звенит». У Фета «цветы глядят с тоской влюбленной», «звезды молятся», «грезит пруд» и «дремлет тополь сонный». Всякие средостения между природой и человеком устранены, и в стихотворении «Сентябрьская роза», например, речь идет о розе и о женщине одновременно. Во многих стихах А. А. Фета через состояние природы автор показывает нам состояние человеческой души. В стихотворении «Узник» человек мечтает о свободе, и ее он видит в образе моря:

Бывалое горе Уснуло в груди, Свобода и море Горят впереди. В другом стихотворении молодость – это «новый, ранний снег всегда и чист и свеж!» Русский человек всегда был един с природой, считал себя ее частью, как звери и птицы. Именно это пытался нам передать Фет. Человек глядится в природу и познает ее законы и свои возможности. Природа – мудрый советчик человека и лучший его наставник.
Фет пишет о высокой и таинственной близости человека и природы. А. А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости. Красоте и прекрасному Афанасий Афанасьевич поклонялся всегда. Тема его творчества – всесилие красоты и ее вечная власть над человеком. В своих последних стихах он поклонялся красоте больше, чем когда-либо.

Основные темы последнего выпуска стихотворений Фета «Вечерних огней» – природа, жизнь и смерть, любовь, красота, искусство. Это вечные темы лирики вообще и в большей мере также и философии. К финалу своего творческого пути Фет приходит на высшем этапе своей поэзии. Это не так часто встречается. Это можно назвать чудом – чудом фетовской поэзии, чудом личности Фета. У Фета слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, световые и цветовые впечатления.

Это очень тонко подметил другой поэт, современник Фета А. К. Толстой: «Я, наконец, познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук. Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе…» Все природные явления Фет воспринимает в единстве.

Отсюда его выражения – «пахучая страсть», «устало все кругом: устал и цвет небес…» и т. п. Ни у одного из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, их многокрасочных оттенков, их запахов, как у Фета. Обычно у Фета «трепету природы» отвечает согласный «трепет души». Поэт зорко наблюдает «человечное» в природе и «природное» в человеке и полную гармонию человека и природы. Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый «звездный цикл»: так много писал он о звездах.
Вот одна из вершин «звездной лирики» Фета: На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал… Поэт не передает своих «диалогов со звездами» (как в некоторых стихотворениях этого рода) и не просто чувствует свое родство с космической жизнью – он переживает необычайное состояния погружения в космическую глубину. Он показывает состояние человека, лежащего лицом к звездному небу,

Млечному пути, его мировосприятие мироздания, единения со всем миром, раскрытое как ощущение растворения души в мире звезд, в космосе. Да и сам поэт признается, что: …Меж теми звездами и мною Какая-то связь родилась. Произведения Фета очень живописны и музыкальны. Одно у поэта тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть и живописным. Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно

выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. “Это не просто поэт, а скорее поэт – музыкант ”- говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность. Место А. А. Фета в русской поэзии. Фет – глава эстетического направления в русской поэзии 19 века,

поэзии «чистого искусства». Фет в своей поэзии демонстративно уходил от злобы дня. Поэтическим языком Фет говорил о величии человеческого духа, «вечного» и «вездесущего». Он стремился расплавить «будничный лед» «радужными лучами идеального солнца», которыми, по образному выражению поэта Якова Петровича Полонского, был озарен духовный мир одного из самых пронзительных русских лириков. Индивидуальное художественное своеобразие поэзии
Фета состоит в умении проникнуть в глубинные тайны души человека, «разгадать поэзию в предметах самых обыкновенных». Чувства и переживания в стихах Фета нельзя назвать точными словами, их «можно только навеять» (А. В. Дружинин). Поэзия Фета принадлежит в основном к мелодической линии, являясь связующим звеном между поэзией Жуковского и Блока. Не решается однозначно вопрос об отношении поэзии Фета к реализму или романтизму. Романтик по своим эстетическим взглядам и творческим установкам,

Фет в тоже время явственно перекликается в своем творчестве с представителями русского реализма. Многие его стихи стали хрестоматийными – мы узнаем их еще в детстве, постигаем в них прелесть русской природы и «внутренний мир души человека». Благодаря этому, а отнюдь не из-за формально понимаемого «мастерства», хотя Фет был большим мастером стиха, лирика Фета сыграла большую роль в общем процессе развития русской поэзии. Муза Фета – «на облаке, незримая земле, в венце из звезд, нетленная богиня».

Заключение: Фет – один из крупнейших русских лириков 19 века. Своим творчеством он внес значительный вклад в русскую поэзию. Он поэт светлых, чистых и жизнеутверждающих чувств. В его устремлении поднять человека над серыми буднями жизни, напомнить ему о «райских селениях» сказывалась не безотчетная, а осознанная позиция. В предисловии к сборнику «Вечерние огни»

Фет писал: «Скорбь никак не могла вдохновить нас. Напротив, жизненные тяготы и заставляли нас в течение пятидесяти лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии». Впервые возникли стихи, где нет ни одного глагола. Стихотворения Фета состоят из сочетания согласных и гласных звуков, и в результате получается музыка. Слова звучат красиво, завораживающе. Произведения
Фета надо читать только вслух! Через звук выражается состояние души. Это не картина, образ или размышление – это настроение. Особенность поэзии Афанасия Афанасьевича Фета заключается в том, что вся его поэзия состоит из «звукописи». Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания. Лирика Фета, обращенная всецело к чувственной, даже подсознательной стихии человеческой души, не поддается

анализу, не переводится на логически-понятный язык. Человеческие чувства и природа слиты воедино. Грань между человеком и природой очень тонкая, почти не видимая, а потому прекрасная. Библиография: 1. А. А. Фет. Стихотворения; Москва-Ленинград, 1969 г. 2. А.А. Фет. Стихотворения; Москва «Правда», 1983г. 3.

Б. Я. Бухштаб. А. А. Фет. «Очерк жизни и творчества» Ленинград «Наука»,1990 г. 4. Б. П. Городецкий. «Русские лирики», «Наука» Ленинград, 1974г стр.147 5. Ю. В. Лебедев. «Русская литература второй половины 19 века. 10 класс». Москва «Просвещение» 1998 г. 6. С. М. Локшина. «Краткий словарь иностранных слов»; Москва «Русский язык» 1979 г. 7. Е. А. Маймин. «А.

А. Фет»; Москва «Просвещение» 1989 г. 8. Хрестоматия по литературе для средней школы. 5-9 классы; Астраханский педагогический институт. 1996 г стр. 78,678. 9. Энциклопедия для детей. Том 9, Русская литература, часть 1; Москва «Аванта+», 1998г. План: 1. Введение. 2. Основная часть: Природа и человек в лирике А. А. Фета: 1).О жанре лирика: а) что такое лирика? б) виды лирики;

2).Детство А. А. Фета; 3).Любовь в лирике Фета: а) Мария Лазич; б) стихотворение «Сияла ночь…» – лучший образец любовной лирики; 4).Природа в лирике А. А. Фета: а) Фет – замечательный поэт-пейзажист; б) особый дар Фета – одушевлять природу; в)«звездная лирика»; 5).Место А. А. Фета в русской поэзии. 3.Заключение. 4.Библиография.