Контрольная работа по Психологии.
Тема №4.Природа психического. Психические особенности человека.
План.
1. Соотношение физиологических и психических процессов и явлений.
2. Появление и развитие форм психического отражения у животных.
3. Возникновение и психологическая характеристика сознания человека.
4. Деятельная сущность человека- условие изменения психологии и поведения людей.
1. Соотношение физиологических и психических процессов и явлений.
Психология как наука обладает особыми качествами , которые отличают ее
от других дисциплин. Как система жизненных явлений психология знакома
каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений,
образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения,
интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.
Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих
себя и косвенно наблюдать у других людей.
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке.
Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так
называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый
человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате
самонаблюдения. Позднее, в 17-19вв., сфера исследований психологов
значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы
(бессознательное) и деятельность человека.
В 20 столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений,
вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи
название «психология» отчасти утратило свой первоначальный б достаточно
узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно
воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих
пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее
название.
Предметом изучения психологии прежде всего является психика человека и
животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних,
таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение,
мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют
познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми,
непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими
свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы,
цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и
сознание. Кроме того, психология изучает человеческие общение и поведение,
их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость
формирования и развития психических явлений от них.
Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных
процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью
удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает
определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие
поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.
В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека,
особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмысленны до конца,
если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того,
как организованно его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и
общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет
современных психологических исследований.
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и
деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности
они тесно связанны друг с другом и составляют единое целое, называемое
жизнедеятельностью человека.
Процессы Состояния Свойства
Индивидуальные Групповые
Внутренние Внешние
(психические) (поведенческие)
Рис1.Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии.(Р.С.Немов. «Общие основы психологии»,Москва «Владос»,1994г., стр9.)
Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых
психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих
объединениях -больших и малых группах, коллективах.
На рис.1 представлены в виде схемы основные типы явлений, которые
изучает современная психология.
2. Появление и развитие форм психического отражения у животных.
Психика- общее понятие, объединяющее многие субъективные явления,
изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания
психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию
психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой
материи самоуправления развитием и самопознания( рефлексия).
Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в
результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее
время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Уже
простейшим живым существам- одноклеточным- свойственны близкие к психике
явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних
состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а
также память и способность к элементарному научению через пластичные,
приспособительные изменения поведения.
В представлениях материалистов психические явления возникли намного
позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество
обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения,
проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой,
собственного роста и размножения. Позднее, на уровне более сложно
организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и
готовность к научению.
Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда лет назад,
сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических
соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало
биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к
развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных,
генетически закрепленных свойств по наследству.
Позднее в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в
их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию
управления развитием, поведением и воспроизводством- нервная система. По
мере ее усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и
наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения,
восприятие, память, представления, мышление, сознание, рефлексия.
Согласно мнению идеалистической философии психика не является свойством
живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует
вечно.Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по
А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри) [1],стр.97.
|Стадии и уровень |Особенности поведения, |Виды живых |
|психического отражения, |связанные с данной стадией|существ, |
|его характеристика |и уровнем |достигших этого|
| | |уровня развития|
|1.Стадия элементарной | | |
|сенсорной психики | | |
|А. Низший уровень. |А. Четкие реакции на |А. Простейшие. |
|Примитивные элементы |биологически значимые |Многие низшие |
|чувствительности. Развитая|свойства среды через |многоклеточные |
|раздражимость. |изменение скорости и |организмы, |
| |направления движения. |живущие в |
| |Элементарные формы |водной среде. |
| |движений. Слабая | |
| |пластичность поведения. Не| |
| |сформированная способность| |
| |реагирования на | |
| |биологически нейтральные, | |
| |лишенные жизненного | |
| |значения свойства среды. | |
| |Слабая, нецеленаправленная| |
| |двигательная активность. | |
|Б. Высший уровень. Наличие|Б. Четкие реакции на |Б. Высшие |
|ощущений. Появление |биологически нейтральные |(кольчатые) |
|важнейшего органа |раздражители. Развитая |черви, |
|манипулирования- челюстей.|двигательная |брюхоногие |
|Способность к формированию|активность(ползание, рытье|моллюски |
|элементарных условных |в грунте, плавание с |(улитки), |
|рефлексов. |выходом из воды на сушу). |некоторые |
| |Способность избегать |другие |
| |неблагоприятных условий |беспозвоночные.|
| |среды, уходить от них, | |
| |вести активный поиск | |
| |положительных | |
| |раздражителей. | |
| |Индивидуальный опыт и | |
| |научение играют небольшую | |
| |роль. Главное значение в | |
| |поведении имеют жесткие | |
| |врожденные программы. | |
|2. Стадия перцептивной | | |
|психики. | | |
|А. Низкий уровень. |А. Формирование |А. Рыбы и |
|Отражение внешней |двигательных навыков. |другие низшие |
|действительности в форме |Преобладают ригидные, |позвоночные, а |
|образов предметов. |генетически |также (отчасти)|
|Интеграция, объединение |запрограммированные |некоторые |
|воздействующих свойств в |компоненты. Двигательные |высшие |
|целостный образ вещи. |способности весьма сложны |беспозвоночные |
|Главный орган |и разнообразны (ныряние, |(членистоногие |
|манипулирования- челюсти. |ползанье, ходьба, бег, |и головоногие |
| |прыжки, лазание, полет и |моллюски). |
| |др.). Активный поиск |Насекомые. |
| |положительных | |
| |раздражителей, избегание | |
| |отрицательных (вредных), | |
| |развитое защитное | |
| |поведение. | |
|Б. Высший уровень. |Б. Высокоразвитые |Б. Высшие |
|Элементарные формы |инстинктивные формы |позвоночные |
|мышления (решение задач). |поведения. Способность к |(птицы и |
|Складывание определенной |научению. |некоторые |
|«картины мира» | |млекопитающие).|
|В. Наивысший уровень. |В. Выделение |В. Обезьяны, |
|Выделение в практической |специализированных органов|некоторые |
|деятельности особой, |манипулирования: лап и |другие высшие |
|ориентировочно- |рук. Развитие |позвоночные |
|исследовательской, |исследовательских форм |(собаки, |
|подготовительной фазы. |поведения с широким |дельфины). |
|Способность решать одну и |использованием ранее | |
|ту же задачу разными |приобретенных знаний, | |
|методами. Перенос однажды |умений и навыков. | |
|найденного принципа | | |
|решения задачи в новые | | |
|условия. Создание и | | |
|использование в | | |
|деятельности примитивных | | |
|орудий. Способность к | | |
|познанию окружающей | | |
|действительности | | |
|независимо от наличных | | |
|биологических | | |
|потребностей. | | |
Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического
отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил
А.Н. Леонтьев в книге «Проблемы развития психики». Позднее она была
доработана и уточнена К.Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических
данных, поэтому теперь ее правильнее назвать концепцией Леонтьева- Фабри.
Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой
концепции, делится на ряд стадий и уровней (табл.1). Выделяется две стадии
элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в
себя два уровня: низший и высший, а вторая- три уровня: низший, высший и
наивысший.
Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются
определенным сочетанием двигательной активности и форм психического
отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое
взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению
приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь,
способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает
условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое
опосредствуется совершенствованием психики.
Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными
элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений.
Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа,
осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами
внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти. Они
заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших живых
существ.
Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором
находится простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной
среде, характеризуются тем что здесь в достаточно развитом виде
представлена раздражимость- способность живых организмов реагировать на
биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности,
изменением направления и скорости движения. Чувствительность как
способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и
готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует.
Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного
характера.
Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной психики,
которого достигают живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих
молюсков, характенизуется появлением первых элементарных ощущений и
челюстей как органа манипулирования. Изменчивость поведения здесь
дополняется появлением способности к приобретению и закреплению жизненного
опыта через условно- рефлекторные связи. На этом уровне уже существует
чувствительность. Совершенствуется двигательная активность.
Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и
передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору,
оформляются в качестве инстинктов.
На следующей, перцептивной, стадии происходит качественный скачек в
развитии психики и поведения животных. В поведении животных с очевидностью
выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и
отношения между ними. Более развитой оказывается двигательная активность,
включающая движения, связанные с изменением направления и скорости.
Деятельность животных приобретает более гибкий, целенаправленный характер.
Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором,
по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды
беспозвоночных и насекомые.
Следующий, высший уровень парцептивной психики включает высших
позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить
элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в
практическом, наглядно-действенном плане. Здесь обнаруживается готовность к
научению, к усвоению способов решения таких задач, их запоминанию и
переносу в новые условия.
Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. В
их деятельности выделяется особая, ориентировочно- исследовательская, или
подготовительная, фаза. Она заключается в изучении прежде, чем приступить в
ней к практическим действиям.
Наблюдается определенная гибкость в способах решения, широкий перенос
однажды найденных решений в новые условия и ситуации. Животные оказываются
способными к исследованию и познанию действительности независимо от
наличных потребностей и к изготовлению элементарных орудий. Вместо челюстей
органами манипулирования становятся передние конечности, которые еще не
полностью освобождены от функции передвижения. Развивается система общения
животных друг с другом.
Описав эти стадии и уровни, К.Э. Фабри пришел к выводу, что интеллект
свойственен не только антропоидам, но и всем приматам, а также некоторым
другим животным.
Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно
материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи,
мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию
орудий труда выступающих как средства исследования окружающего мира,
изобретению и широкому использованию знаковых систем.
3. Возникновение и психологическая характеристика сознания человека.
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его
способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом,
критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя
рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе связано со сферой
человеческого сознания. Психологическая характеристика сознания человека
включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно
представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать
собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими,
способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую
действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя
как отдельное от остального мира существо, готовое и способное к изучению
этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем.
Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым
они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах,
понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим
поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с
особым объектом.
Мысленное представление и воображение действительности- важная
психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом,
тесным образом связана с волей. Сознание почти всегда связанно с волевым
контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.
Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени
или вовсе не существующей (воображение, мечты…), выступает как одна из
важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек
произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от
посторонних мыслей, и сосредотачивает все свое внимание на какой-либо идее,
образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в
данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии
увидеть.
Главным условием возникновения и развития человеческого сознания
является совместная продукция опосредованная речью орудийная деятельность
людей. Это такая деятельность которая требует кооперации общения и
взаимодействия друг с другом. Индивидуальное сознание на заре истории
человечества возникло в процессе коллективной деятельности как необходимое
условие ее организации: т.к. для того чтобы вместе людям заниматься каким-
либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной
работы. С самого начала возникновения и развития человеческого сознания его
субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как
средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления
(обобщения).
Вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, т.к.
получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное
сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов.
Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии
существования коллективного сознания путем его присвоения.
Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет
продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание
предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя,
своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли,
представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их
творческого труда и при последующем восприятии этих предметов становятся
осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и
развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.
В начале своего развития сознание человека является направленным на
внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с
помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир
как отдельный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется
рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя
может и должен стать объектом познания.
Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом.
В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться с
ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и
технического прогресса. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания
и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются
человеческие творческие возможности и , соответственно, сознание людей.
4.Деятельноя сущность человека- условие изменения психологии и поведения людей.
Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на
изменение мира, на производство или порождение определенного
объектированного продукта материальной или духовной культуры. Творческих
характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он
выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же
генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного,
творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы,
орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил
современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые
предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете
преобразовал самого себя.
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, речь- выступают как важнейшие компоненты любой человеческой
деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, человек должен
воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты
деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать,
обдумывать, высказывать суждения.
У современного человека имеется множество различных видов деятельности,
число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей.
Основные параметры, в соответствии с которыми можно описывать систему
человеческих потребностей – сила, количество и качество потребностей.
Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей
потребности для человека, ее актуальность, частота возникновения и
побудительный потенциал. Более сильная потребность является более значимой,
возникает чаще, доминирует над другими потребностями и заставляет человека
вести себя таким образом, чтобы в первую очередь была удовлетворена именно
данная потребность.
Количество- это число разнообразных потребностей, имеющихся у человека
и время от времени становящихся для него актуальными. Есть люди, у которых
число потребностей относительно не велико, и они вполне успешно справляются
в их систематическим удовлетворением, получая удовольствие от жизни. Но
есть такие, которые имеют множество различных несовместимых потребностей.
Актуализация таких потребностей одновременного включения человека в
различные виды деятельности, причем не редко возникают конфликты между
разнонаправленными потребностями и ощущается дефицит времени, необходимого
для их удовлетворения.
Под своеобразием потребности имеются в виду предметы и объекты, с
помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно
удовлетворена у данного человека, а также предпочитаемый способ
удовлетворения этой и других потребностей.
В соответствии с описанными параметрами, характеризующими систему
человеческих потребностей, можно индивидуально представить и описать
совокупность деятельностей, характерных для отдельно взятого человека и для
групп людей.
Но есть и другой путь: обобщить и выделить основные виды деятельности,
свойственные всем людям. Они будут соответствовать общим потребностям,
которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее-
видам социальной человеческой активности, а которые неизбежно включается
каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это- общение,
игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов
деятельности людей.
Общение- первый вид деятельности, возникающий в процессе
индивидуального развития человека, за ним следует игра, учение и труд. Все
эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и
активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личное
развитие.
Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен
информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели
установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания
взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение
может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным.
При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с
другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или
невербальной информацией, не пользуясь для этого ни какими вспомогательными
средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми
нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через
средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио,
телевидение, телефон и т.п.).
Игра- это такой вид деятельности, результатом которого не становится
производство какого-либо материального или идеального продукта (за
исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры
часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.
Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят
искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не
принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке.
Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные
взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых.
Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры
имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством
общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают
характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является
приобретение человеком знаний, умений и навыков. Особенности учебной
деятельности в том, что она прямо служит средством психологического
развития индивида.
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно
благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы
материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким
образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически не
ограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и
совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором
повышения производительности труда, развития науки, промышленного
производства, технического и художественного творчества.
Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду
следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности:
1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека.
2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития.
3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.
4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.
Филогенетическое преобразование системы человеческих деятельностей
совпадает по существу с историей социально- экономического развития
человечества. Интеграция и дифференциация общественных структур
сопровождались появлением у людей новых видов деятельности. То же самое
происходило по мере роста экономики, развития кооперации и разделения
труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества,
устраивали и развивали те виды деятельности, которые характерны для данного
общества.
Этот процесс интеграции растущего индивида в действующую систему
деятельностей называется социализацией, и ее поэтапное осуществление
предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд.
В процессе развития деятельности происходят ее внутренние
преобразования. Деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее
объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней
потребностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры. У
деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее
течение и совершенствуют результаты. В процессе развития деятельности
происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов
деятельности, они превращаются в умения и навыки. В результате развития
деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно
развиваться новые виды деятельности.
26.09.97г.
__________/Рычков А.И./
Литература.
1. Р.С. Немов, «Психология», том1, Москва, 1995г.
2. Орлов Ю.М. «Восхождение к индивидуальности», Москва,1991г.