Природные ресурсы и их роль в экономике

–PAGE_BREAK–1.2.1 Методические основы оценки природных ресурсов.

Методология оценки национального богатства, в особенности относительно его «материальной» части, может базироваться на из­мерении стоимости любых элементов богатства с позиций их по­лезности. Относительно оценки «природной составляющей» нацио­нального богатства вопрос до последнего времени остается остро дискуссионным. Значительную активность в этом направлении проявляют представители научной школы, которая базируется на принципах рентообразующих факторов. Производственные основные фонды могут быть оценены по их совокупной капитализиро­ванной отдаче, рассматривая их как производственный потенциал.

Осознание необходимости экономической (стоимостной) оцен­ки природных ресурсов и одновременно с этим практические рабо­ты по этой проблеме начались во многих странах мира несколько десятилетий назад. Отставание нашей страны в решении этих про­блем очевидно, так как только с развитием рыночных отношений возникла реальная необходимость стоимостной оценки природно-ресурсного потенциала. Указанная проблема тем более очевидна, что поддержание современного экономического уровня страны в значительной мере зависит от степени рациональности использова­ния, вовлечения в хозяйственный оборот, в том числе и от сдачи в аренду природных ресурсов. Экономическая оценка природных ре­сурсов представляет собой определение их ценности в денежном выражении в фиксированных социально-экономических условиях производства при заданных режимах природопользования и эколо­гических ограничениях на хозяйственную или иную деятельность. Экономическая оценка природных ресурсов применяется для:

§      определения стоимости природных ресурсов;

§      выбора     оптимальных     параметров     их     эксплуатации

(использования);

§      определения экономической эффективности инвестиций в

природно-ресурсный комплекс;

§      определения убытков от нерационального и не комплексного

использования природных ресурсов;

§      отражения оценки доли природных ресурсов в структуре

национального богатства;

§      установления платежей и акцизов за пользование природ­ными ресурсами;

§      определения залоговой стоимости природных объектов и

ресурсов;

§      прогнозирования и планирования использования природных

ресурсов;

§      определения величины  компенсационных платежей,  свя­занных с выбытием или изменением целевого назначения природ­ных ресурсов;

§      решения других задач, связанных с рациональным исполь­зованием природных ресурсов.

С учетом анализа и обобщения имеющегося отечественного и зарубежного опыта можно отметить, что государственная политика в области оценки природных ресурсов, прежде всего, должна быть

направлена на:

1) экономическую  реализацию   полномочий  государства   как

собственника природных ресурсов;

2) обеспечение совершенствования методов оценки эффектив­ности инвестиционных программ и проектов в сфере природополь­зования, особенно в условиях дальнейшего развития процесса при­ватизации;

3) формирование рынка экологических товаров, работ и услуг, в
том числе — риэлтерских услуг по экономической оценке природ­ных ресурсов;

4) создание рынка экологического страхования и экологическо­го аудита в сфере природопользования;

5) создание механизма предоставления лицензий на природо­пользование на платной и конкурсной основе.

Система стоимостных оценок природных ресурсов призвана решить целый комплекс важных народнохозяйственных задач: соз­дать механизм учета и воспроизводства национального богатства страны; разработать принципы инвестирования природоэксплуатирующих отраслей; внедрить методы управления запасами природ­ных ресурсов и решить проблемы ресурсосбережения; обеспечить сбалансированное развитие территорий; разработать единую систе­му платежей за пользование природными ресурсами, разработать методологию оценки объектов недвижимости и др.

Ряд задач возможно решить, используя конкретные стоимост­ные оценки как отдельных видов ресурсов, так и их совокупности (для целей комплексного использования), в том числе:

§      разработка системы показателей национального богатства с
учетом природных ресурсов на основе их рыночной стоимости (по­зволит сопоставить объемы ресурсов, качество, их ценовую струк­туру, определить приоритеты рентабельности использования ресур­сов на всех уровнях управления);

§      усовершенствование системы показателей контроля эконо­мической безопасности страны и регионов (т. е. наряду с показате­лями физических объемов и соотношений между структурными со­ставляющими минерально-сырьевой базы или прироста запасов и объемов их добычи и погашения, рассматривать стоимостные пока­затели, позволяющие оперировать новыми критериями и катего­риями: инвестиционная активность, защита от рисков и природно-ресурсное страхование, эффективность деятельности природоэксплуатирующих предприятий, в том числе — средоохранной и внеш­неторговой; соотношения между собственниками природных ресур­сов, например, государством и другими собственниками);

§      внедрение программных и экономических методов управле­ния природными ресурсами (формирование фондов на восстанов­ление, охрану, изучение ресурсов, определение залоговой стоимо­сти природных ресурсов, обоснование капитальных вложений и регулирование инвестиционных потоков,  оценка эффективностиинвестиционных проектов и программ, сопоставление с мировыми стандартами).

Оценка природных ресурсов — сложная междисциплинарная, меж­ведомственная задача, которая становится первоочередной в условиях рыночной экономики. Основные проблемы в этом вопросе возникают из-за отсутствия общепринятой методологии экономических оценок ресурсов и процессов ресурсопотребления и соответствующей правовой и нормативно-методической базы. Разработку методов денежных оце­нок природных ресурсов длительное время сдерживала недостаточная обоснованность теоретических посылок. Более того, природные ресурсы зачастую рассматривались в отрыве от проблем оценки элементов на­ционального богатства и их воспроизводства. Именно отсутствие до настоящего времени единых согласованных методических подходов по социально-экономической оценке природных ресурсов (стоимости зем­ли, недр, лесов и др.) не позволяет их учитывать и отражать в составе национального богатства страны, наряду со стоимостью основных про­изводственных фондов, зданий и сооружений и др.

В этой связи главная задача состоит в разработке общей кон­цепции экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов, которая позволила бы выработать единую систему показателей оценки разнообразных природообразующих компонентов, опти­мальных с точки зрения согласования интересов экономики и при­родопользования.

Важное значение при этом принадлежит определению ком­плексного показателя природно-ресурсного потенциала территории, который бы учитывал:

§      наличие (объем и типы) природных ресурсов региона;

§      значение природных ресурсов и поддержание устойчивости
природных систем, т. е. рациональное сочетание и допустимые ин­тервалы колебаний запасов, не влекущие за собой изменения ус­тойчивости системы в целом;

§      функциональную роль природных ресурсов и условий окру­жающей среды в формировании хозяйственной деятельности в ре­гионе (оптимальные направления использования ресурсов в пределах природно-ресурсного потенциала с учетом процессов самовосстанов­ления для возобновляемых ресурсов), т. е. в обеспечении равновесия и устойчивости регионального эколого-экономического развития.

Необходимо отметить, что советской экономической наукой дол­гое время отрицалась необходимость учета ренты (экономической оценки природных ресурсов) в экономических отношениях, исходя из известного постулата К. Маркса о том, что «земля не есть продукт труда, следовательно, не имеет стоимости». Считалось, что общество не может предос­тавить природные ресурсы в пользование на условиях платы самому себе. Одновременно делался вывод о том, что ликвидация класса земельных собственников в ходе социалистической революции от­крывает возможность утверждения принципа бесплатного предостав­ления земли и ее недр в пользование коллективов. Декретом «О Зем­ле» (1917), как известно, земля была передана в обработку бесплатно. И если в первые годы советской власти еще существовала арендная плата за пользование землей и ее недрами (разработка недр облага­лась подесятинной платой и долевыми отчислениями добычи), то, начиная со второй половины 20-х годов платное пользование при­родными ресурсами ограничивалось, пока вовсе не было упразднено. Указанное обстоятельство не способствовало объективному отраже­нию природно-ресурсного потенциала страны через его стоимостную оценку в составе национального богатства.

Необходимость платности использования природных богатств была осознана не сразу, чему способствовали как естественные факторы (богатство страны природными ресурсами), так и поли­тико-экономические факторы (необходимость ускоренного разви­тия тяжелой промышленности как основы социализма и т. д.). Од­нако по мере преимущественно экстенсивного развития производ­ства, стала проявляться как относительная, так и абсолютная огра­ниченность отдельных природных ресурсов, что сопровождалось резким ухудшением состояния окружающей среды. Данное об­стоятельство привело к пониманию того, что для рационального использования природных ресурсов директивного управления явно недостаточно, и лишь прекращение бесплатного вовлечения при­родных ресурсов в хозяйственный оборот, их отражение в составе национального богатства на основе стоимостной (денежной) оцен­ки может способствовать улучшению ситуации. В целом отдельные элементы учета экологического фактора в хозяйственной деятель­ности на основе механизма платного (возмездного) использования природных богатств, существовавшие в условиях планово-директивной экономики, носили больше декоративный и деклара­тивный характер.

В настоящее время работы по стоимостной оценке природных ресурсов в современном ее понимании находятся в самой начальной стадии. Значительный интерес к вопросам экономической оценки природных ресурсов и оценки ущерба от загрязнения и нерацио­нального природопользования был проявлен в связи с формировани­ем в стране в конце 80-х — начале 90-х годов системы платного при­родопользования[2], которые заложили основу перехода на рыночные отношения в сфере природопользования. Однако сложность практического применения указанных экономиче­ских оценок, отсутствие должной информационной и нормативной базы не привели к реальному использованию оценок.

Критически осмысливая проделанную работу, следует отметить, что введение платы за пользование природными ресурсами и отчислений на их охрану и воспроизводство практически строились без учета экономи­ческих оценок, хотя проработки в этом направлении велись различны­ми министерствами и ведомствами при отсутствии общего государст­венного подхода и единой методологии.

Так, в 1993—1997 гг. в соответствии с распоряжением Правитель­ства РФ в виде эксперимента в раде субъектов Российской Федерации отрабатывались вопросы учета и социально-экономической оценки природных ресурсов. Значительный интерес при этом представляют заделы в данном направлении в Иркутской, Ленинградской, Москов­ской и Ярославской областях. К примеру, в Ярославской области в научно-производственном предприятии «Кадастр» выполнялись ана­литическая и практическая работа по экономической (денежной) оценке природных ресурсов, в том числе — с участием специалистов США (Гарвардский институт международного развития). В 1997 г. за­вершился эксперимент по разработке комплексных территориальных кадастров природных ресурсов как инструмента учета, сбора, обработ­ки и предоставления на федеральном и региональном уровне инфор­мации, необходимой для принятия управленческих решений, которая в том числе может быть использована и при установлении системы стоимостных показателей.

С принятием нового Гражданского Кодекса Российской Феде­рации интерес к оценке природных ресурсов возобновился на но­вом уровне. Последнее обстоятельство связано с наличием в ГК РФ 130 статьи[3],, в связи с чем возникает проблема их экономической оценки. В на­стоящее время ряд коммерческих и общественных структур (Рос­сийское общество оценщиков, Федеральный фонд оценки и др.) проводят определенную работу по развитию оценочной деятельно­сти в сфере природопользования. При этом делается попытка при­нятия указанными структурами нормативных документов в этой сфере (например, стандарт Российского общества оценщиков «Оценка минерального сырья», 1996). В то же время вопросы вве­дения лицензирования оценочной деятельности, утверждения нор­мативных и методических документов в этой области требует осу­ществления соответствующего государственного регулирования че­рез систему органов природоресурсных министерств и ведомств.

По ряду причин как объективного, так и субъективного характе­ра (ограниченность финансирования указанных работ и пр.) работа по внедрению оценок в целом по России не получила широкого применения. Перспектива развития данного направления по эконо­мической оценке природных ресурсов во многом связана с практической реализацией вышеуказанной статьи ГК РФ, а также с приня­тием государственной политики в области использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов.

    продолжение
–PAGE_BREAK–