Приватизация и разгосударствление в России

Экономическая реформа в России(структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разныхвременных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизациягосударственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономическойреформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализациейцен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
 Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все болееважное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремяпричинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономикахразличных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночнойэкономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемамразвития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты»приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения впроцесс обсуждения ее хода и результатов.
 В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множестводискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладногохарактера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономикепоявляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертыванияприватизационного процесса.
 Следует иметь в  виду, что до сихпор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение скатегориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно острыдискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности илиодновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; оцелях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности исоциальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделяхприватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способаприватизации, определение ее темпов приоритетов.
 Завершение начального этапа приватизации в России (так называемой«чековой приватизации») требует оценки его итогов и выявления особенностей.Переход к новому «инвестиционно-денежному» этапу приватизации нуждается впрогнозе постприватизационного развития предприятий.Общая характеристика «приватизационной»экономической реформы.
 Приватизация представляет особую систему экономических отношений,возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства:с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов,отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовыхколлективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений.Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, чтоприватизация является разгосударствлением собственности.
 Объективные причины развития приватизационного процесса носят какмакроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимостьпостоянного внерыночного согласования производственной деятельностигосударственных предприятий в условиях административно-командной экономикиобусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизмрынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками.Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от«административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но ипозитивным стремлением предприятий к снижению издержек.
 Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна статьэлементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой,- инструментом государственного регулирования долговременного характера.Непосредственными целями приватизации являются:
n
n
n
  Достижение социальнойсправедливости, повышение экономической эффективности производства, ростдоходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации.Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочномпериоде.
 Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслеваяпринадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости иприоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохраненияпрофиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельностьпредприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующиеосновные способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской илипродажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому  или инвестиционному конкурсу (на аукционе);выкуп арендованного имущества; банкротство.
 Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.)являются: приоритет политических целей процесса, введение системыприватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественноформальный  характер приватизации приакционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкаядоходность приватизации.
 Эти черты сближают российскую практику приватизации свосточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструментагосударственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметьобщие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада(многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность,индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).
 Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективныминструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди  негосударственных инвесторов. Вторичный жерынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствияспроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкойликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондовогорынка.
 Успешное проведение приватизации и особенно постприватизационноеразвитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих какгосударственных, так и не государственных структур (холдингов,финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективноераспоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.
 Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы:ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества, пакетовакций) на инвестиционных конкурсах; сложились условия для перехода коригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условийприватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственыхкомплексов, малых и средних предприятий.Основные концепции приватизации.
 В условиях рыночной трансформации российской экономики в центредискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность»,«приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».
 В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частнаясобственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности.Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование вэкономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частнаясобственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичнойобщественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуречастной собственности.
 Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий,как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудоваясобственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую,и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении«трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием вних выступает наличие или отсутствие эксплуатации.
 Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по егособственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет котождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу испособу производства.
 Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с нимнегосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельновыделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается какразгосударствление, т.е. переход средств производства из собственностигосударства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальныхвладельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации имеханизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именноэтот подход.
 Необходимость приватизации для введения в производстве рыночныхотношений определяется еще и тем, что на государственных предприятиях Россиибыло сосредоточено подавляющей части продукции народного хозяйства и почти всепроизводство промышленной продукции.
 Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулированияэкономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, онапредставляет собой элемент государственного регулирования долговременногохарактера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видовгосударственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том,что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъектыпредпринимательской деятельности.
 Массовый характер приватизация может принять только при использованииразных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизацияважна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации –двух возможных методов государственного воздействия на формированиеэкономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношенийприватизированных и государственных предприятий. Экономическое содержаниеприватизации.
 Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизациипозволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношенийпо изменению формы собственности на средства производства с государственной начастную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственнымвоздействием государственных органов.
 Специфика сложившейся в начале процесса приватизации в России ситуациихарактеризуется следующими чертами: практическое отсутствие крупных частныхфирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний иинвестиционных банков. Формализация и унификация структур экономическойдеятельности до сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации.
 Различные способы приватизации приводят к передаче государственногоимущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность. Припродаже предприятия происходит реальная приватизация государственнойсобственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назватьформальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственногопредприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются вгосударственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другиеинвесторы.
 Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. Вэтом аспекте приватизация – не цель реформы, а ее инструмент.
 Приватизация способствует демонополизациипроизводства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятийпроизошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это непозволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, чтопроблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйстваи не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизациинастолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методовприводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе изних структурных подразделений.
 Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.Например, рост доходов бюджета не может быть обеспечен при продаже имущества наинвестиционных торгах, предполагающих передачу средств не государству, апредприятию. Явные противоречия существуют также между принципами социальнойсправедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступитьсянормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления иприватизации.
 Важным средством приватизации является перераспределение доходов иимущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означаетравноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениямв структуре собственности, так и одновременному изменению (в результатеприватизации) уровня и структуры цен.
 Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса вВосточной Европе и в России показывает наличие общих тенденций: 1)использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации иакционирования государственных предприятий; 2) введение чековой (или купонной)системы; 3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа малыхобъектов.
 Приватизация в развитых странах имеет рядсущественных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкиетемпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элементагосударственного регулирования экономики. В перспективе именно этихарактеристики будут свойственны российской приватизации.
 Приватизация является тем звеном экономическойреформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации другихнаправлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях измененияполитической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулированияэкономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессомдеприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процессакак инструмента государственного регулирования.
 Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целымрядом объективных препятствий. Прежде всего масштаб предполагаемыхпреобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практическиотсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производствазначительно усложнил оценку потенциала низкорентабельных предприятий.Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняютнеизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимостьпривилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных ит.п.).
 Приватизация является важнейшим инструментоминституциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новойсоциально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самомделе сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересымиллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определеннаяконцентрация прав собственности.
 Сложившийся механизм приватизационного процесса в России соответствуетбалансу интересов различных групп и слоев населения.
 В российской концепции приватизации соединились два разнонаправленныхподхода. Первый подход во главу угла ставит интересы трудовых коллективовприватизируемых предприятий, второй – задачи народной приватизации и соблюдениепринципа социальной справедливости при распределении государственной собственности.Занявший ведущее место на начальном этапе приватизации механизм закрытойподписки и чековых аукционов совмещает оба эти подхода. Наиболее трудным сталдля предприятия выбор момента начала приватизации предприятия в целом (илиарендуемого имущества).
 Массовое преобразование государственных предприятий в акционерныеобщества создало возможность развития фондового рынка в Российской Федерации.Были сняты ограничения на продажу акций, приобретенных работниками предприятийна трудовых льготных условиях. Отмена трехлетнего моратория на продажу акцийспособствовала выбору второго варианта акционирования большинством трудовыхколлективов. Важное значение для приобретения дальнейшей самостоятельностиприватизированными предприятиями имело принятие законодательных актов,регламентирующих продажу земельных участков.«Плюсы» и «минусы» приватизации.
 Анализ организации приватизационного процесса в российской экономикепоказывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный      , так и негативный характер. Основными негативными чертамиявляются следующие:
1.
2.   в регионах были обусловлены скорее действиямиместных властей, выходящих за рамки своей компетентности.
3.
4.
 Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации породило появлениепроблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них – порядокиспользования и финансирования объектов социально-культурного значения, условиязакрепления и продажи пользователям земельных участков и недвижимости.
 Многие элементы приватизационного механизма начального этапа сохраняютсяи в модели послечековой приватизации. Это – перечень и критерии примененияспособов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функциигосударственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежнойприватизации и инвестиционным конкурсам.
 Процесс приватизации предприятий обеспечивает следующие институты:комитеты по управлению имуществом и фонды имущества различных уровней;инвестиционные фонды и инвестиционные компании; консалтинговые фирмы; фондовыебиржи и брокерские фирмы; компании-организаторы аукционов, инвестиционныхторгов, тендеров.
 В настоящее время в России складывается ситуация, при которой темпыслома административно-командной модели значительно опережают создание новоймодели государственного управления экономикой. В результате возникает организационно-управленческийвакуум, усложняющий процесс вхождения предприятий  в рыночную среду.
 Выработка общей стратегии приватизационных мероприятий стала исходнымпунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации иметодах оценки имущества.
 Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уровнях: всегообщества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточнаяпропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как специалистов,так и населения в целом сформировался негативный образ приватизационногопроцесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы,формально ориентированные на уравнительную справедливость («чековаяприватизация»)   .
 Передача собственности на государственное имущество сложившимсяколлективам предприятий несовместима с рыночным механизмом отбора покупателей,как мелких, так и стратегических. Поэтому в схеме приватизации, реализуемойчерез аренду с выкупом государственного имущества, закрепляется нерыночныйрезультат – долговременная консервация прямого соединения собственников симуществом. В основе выбора именно этого способа лежит критерий неэффективности (или массовости), а приоритета трудового коллектива.
 Основным способом приватизации (в начале этого процесса) являласьпродажа имущества предприятий по конкурсу или на аукционе.
 Преобразование предприятий в открытые акционерные общества сталонабирать темпы со второй половины 1992 г. и стало в России наиболеераспространенной формой перехода к приватизации предприятий. В соответствии сГосударственной программой приватизации государственных и муниципальныхпредприятий в Российской Федерации все предприятия, имеющие по состоянию на 1января 1994 г. балансовую стоимость основных фондов свыше 20 млн. рублей, могутбыть (по желанию трудового коллектива) приватизированы путем преобразования воткрытые акционерные общества.
 Приватизация муниципального имущества поколичественным показателям наиболее активно проходила в 1993 г. Способомприватизации объектов муниципальной собственности  преимущественно является продажа на открытыхаукционных торгах и выкуп арендованного имущества. Для приватизациимуниципальных предприятий характерен и большой удельный вес средств,поступающих от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами,поступающими от продажи акций.
 Одной из форм становится так называемая «парциальная» приватизация,предлагаемая многими комитетами имущества на местах. Государственное(муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вноситсяв качестве вклада во вновь создаваемое акционерное общество, обычно закрытоготипа. Другими участниками данного общества становятся члены трудовогоколлектива и сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизацииподталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией недвижимости вгородах.
 Новым способом приватизации, оговоренным впервые в Государственнойпрограмме приватизации становится банкротство государственных и муниципальныхпредприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегосяпредприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечениеминвестора. Однако банкротство как способ приватизации не получит в Россииширокого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий,включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности(банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственныхпредприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставномкапитале.Реальные проблемы приватизации.
 Акционирование государственных предприятий в России имеет много общего с«менеджерской приватизацией». Действительно, существенная доля акционируемогоимущества приобретается именно должностными лицами администрации предприятия. Вперспективе этот путь может способствовать созданию субъекта, который необходимдля демократии в политике и процветания в экономике, — национальной буржуазии,выросшей в условиях рыночной конкуренции. Вместе с тем, увеличение числа относительнокрупных частных собственников в благоприятных для администрации предприятияусловиях не дает гарантии активной хозяйственной деятельности. Однако такой жегарантии не может дать распыление акций среди всех работников.
 Истинная цена полученных по закрытой подписке акций выявится попрошествии значительного периода времени. С производственно-технической точкизрения, приватизация (за исключением инвестиционных конкурсов) не дает трудовымколлективам практически ничего. Дело в том, что вырученные средстванаправляются не на техническое перевооружение производства или увеличениеоборотных средств, а поступают в государственный бюджет.
 Вместе с тем, при сохранившейся в настоящее время инфляции курс акцийприватизированных предприятий, несомненно, упадет. К этому же ведет инезаинтересованность трудового коллектива в выплате дивидендов сторонним инвесторам.В результате произойдет рост заработной платы и снижение дивидендов. В это жевремя при снижении курса акции у сторонних инвесторов и администрации АОпоявится возможность по низкому курсу приобрести большой пакет акций.
 Еще в начале приватизационного процесса отмечалось ключевое значениеоценки стоимости государственного имущества. Однако тогда считалось, что невсем предприятиям под силу выкупить государственное имущество в акционернуюсобственность работников. Впоследствии стоимость государственного имуществаоказалась резко заниженной из-за инфляционных тенденций в экономике России.Проведенные позднее переоценки основных фондов создались возможность пересмотраразмера уставного капитала акционерных обществ, возникших в процессеприватизации.
 Действующая ныне система оценки стоимости имущества предприятий вомногом необъективна в силу резких колебаний экономической конъюнктуры инепоследовательного поведения самих предприятий. Приступая к реализации новойпрограммы приватизации, ряд трудовых коллективов столкнулся с трудноразрешимойзадачей выкупа многомиллиардных основных фондов. Поэтому акционирование наэтапе послечековой приватизации может быть затруднено из-за отсутствияинициативы трудовых коллективов.
 Малая приватизация означает переход государственных предприятийрозничной торговли (продуктовых, промтоварных магазинов, ресторанов,предприятий сферы бытовых услуг) в частное владение. Эти предприятия являютсяключевыми при переходе к эффективной рыночной экономике, поскольку ониформируют спрос на готовые товары и продукцию. Путем приватизации малыхобъектов торговли в России, находящейся в стадии формирования рыночныхотношений, создается спрос предприятий частного сектора на готовую продукцию.
  Вто время, как приватизация средних и крупных предприятий требует значительныхусилий и времени, малая приватизация, судя по опыту стран переходного периода(включая Восточную Европу и Россию), является делом относительно несложным иможет быть быстро проведена. Так, в России к 1 июля 1994 года приватизировано75,4 % предприятий торговли, 66,3 % предприятий общественного питания, 76,4 %предприятий бытового обслуживания населения. Доля объектов, приватизированныхпутем конкурса, составила 40 %. Следует отметить более чем шестикратныйкоэффициент превышение продажной цены над начальной (в среднем по России).
 Неоднозначно отношение трудовых коллективов к конкурсному и аукционномуметодам продажи предприятий, на которых они работают. Поэтому, хотя работникимогут противостоять малой приватизации, комитеты по управлению имуществомдолжны привлекать их к участию в процессе приватизации. Трудовые коллективырасполагают большими финансовыми средствами, чем отдельные индивиды. Они имеливозможность получить скидку в 30 % с продажной цены, что делало трудовыеколлективы вполне конкурентоспособными при проведении аукциона. Наконец,трудовые коллективы являются мощной политической силой.
 Специфика интересов трудовых коллективов арендных предприятийобусловлена закрытым характером создаваемых на их базе акционерных обществ ибесплатным распределением имущества, заработанного за время аренды. Наибольшиеразногласия в трудовых коллективах вызывает решение следующих проблем: точноеопределение состава и стоимости имущества, подлежащего выкупу; оценка стоимостии выявление долей членов арендного коллектива в приращенном имуществе;определение круга лиц, имеющих право на получение доли приращенного имущества;реорганизация арендного предприятия в общество с ограниченной ответственностьюили акционерное общество закрытого типа.
 За вычетом суммы выкупа имущество, отраженное в балансе, являетсясобственным имуществом арендного предприятия, находящимся в общей долевойсобственности членов трудового коллектива. Индивидуальные доли работниковрассчитываются с учетом заработной платы, стажа и управленческой сложноститруда работника.
 Становление полноценной рыночной экономики предполагает развитие рынкаценных бумаг. Это отмечается практически во всех программах стабилизациироссийской экономики и перехода к рынку. В настоящее время важнейшими видамиценных бумаг, поступающих на фондовый рынок России, являются акцииприватизированных предприятий и приватизационные чеки.
 Особенностями приватизационных чеков как ценных бумаг являлись: ихобращение без ограничений, целевой характер использования в качестве платежногосредства, безвозмездная форма первичного размещения, массовый объем выпуска,который вряд ли будет превзойден эмитентами других ценных бумаг.Привлекательным для юридических лиц было то, что обращение ваучеров необлагалось налогами на операции с ценными бумагами. Физические лица неуплачивали подоходный налог с сумм, полученных от продажи приватизационныхчеков.
 Эмиссия приватизационных чеков многими подвергалась критике. Лучшимконтраргументом является ускорение приватизационного процесса, созданиереальных механизмов участия всего населения в приобретении акций преобразуемыхпредприятий.
 В начале приватизации ориентация на имеющийся у населения и коммерческихструктур объем денежных ресурсов была практически невозможна из-за егонесопоставимости со стоимостью государственного имущества, подлежащегоприватизации. Кроме того, при существовавшем низком уровне дохода у большинстванаселения была и остается высокой предельная склонность к потреблению. Именнопоэтому вполне обоснованным было безвозмездное размещение приватизационныхчеков в качестве дополнительных платежных средств.
 Купля-продажа ваучеров в течении всего периода их обращения происходилапри рыночной цене при неизменном номинале. Однако в первые месяцы их обращениявыдвигалась идея создания механизма государственных гарантий цены ваучера.Необходимость индексации вкладов не возникла, так как на протяжении всего срокадействия приватизационных чеков оценка основных капиталов акционерных обществ иимущества, выставляемого на конкурс, производилась в ценах 1992 г. На чековыхаукционах акции приватизируемых предприятий продавались по аукционному курсу, ане по номиналу.
 Довольно обоснованной выглядела и теоретическая поддержка именныхприватизационных бумаг. Это могло бы предотвратить их попадание наразбалансированный потребительский рынок. Практика обращения приватизационныхчеков на предъявителя показала их двойственное влияние на объем спроса напотребительском рынке. Средства, полученные гражданами от продажи чеков,увеличивали объем спроса, но одновременно значительная доля денежной массы (втом числе наличной) была оттянута на спекулятивный рынок приватизационныхчеков. Резкие различия в предложении акций и ваучеров по регионам удалосьсгладить в процессе развития биржевой и околобиржевой торговлиприватизационными чеками.
 Рассмотрение проблем, связанных с механизмом и итогами чековыхаукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов попродаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный порядокпроведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых аукционах,является базой для курса денежных аукционов и вторичного рынка акций. Ценныебумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны, однако внастоящее время все же низкодоходны и малоликвидны.
 Перспективы приватизации.
 Приватизация в России резко расширяет сферу действия отношенийпредпринимательства.
 Структура современного предпринимательства характеризуется многообразиемкритериев ее формирования. Можно выделить экономическую структуру бизнеса(определяемую различием форм собственности) и организационно-правовую структуру(показывающую распределение бизнеса по формам предприятий).
 Социальная структура бизнеса раскрывает стратификацию субъектов,вовлеченных в отношения предпринимательства, и их взаимодействие наиндивидуальном и групповом уровнях.
 Не менее важным, особенно для уровня национальной экономики в целом,является отраслевая и региональная структура бизнеса. Отраслевая структураотражает степень дифференциации и специализации отраслей народного хозяйства испецифику экономических взаимосвязей между ними. Речь идет о территориально-пространственномразмещении производства и совокупности экономических взаимосвязей междутерриториальными хозяйственными системами. Организационная структура экономикивыражается в определенной совокупности первичной и производных от ниххозяйственных систем с определенным типом субординации и координации образующихэти системы вещественных и личных элементов.
 Становление структуры российского бизнеса характеризуется нарастаниеммногообразия видов структур. В процессе приватизации принудительная жесткаяиерархичность государственного предпринимательства сменяется слабой экономическойиерархичностью, которая постепенно усиливается.
 Структурам предпринимательства присуща эластичность, обуславливаемаяобщим ходом экономических реформ. Наиболее эластичны в целом во все периодыорганизационно-правовая и функциональная структуры. В процессе приватизациипроисходит массовая смена организационно-правовой формы производственныхединиц, появляются организации с новыми функциями.
 В настоящее время значительна эластичность социально-экономическойструктуры и предпринимательства. Почти неэластичны отраслевая и региональныеструктуры предпринимательства.
 Качественные изменения в структуре предпринимательства могут бытьобусловлены двумя процессами. Во-первых, появлением качественно новых элементов(например, частных предприятий, инвестиционных фондов, брокерских контор);во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате количественногороста ее элементов определенного вида (например, малых предприятий, товариществ,банков, бирж).
 Новый этап приватизации характеризуется необходимостью решения следующихстратегических задач: привлечение инвестиций в промышленность и сельскоехозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного рынкаценных бумаг.
 На очередном этапе приватизации акцент переносится на усилениеинвестиционного содержания этого процесса. В рамках действующих способовприватизации целесообразно  сначала провестиреорганизацию большинства оставшихся государственных предприятий в акционерныеобщества, а затем организовать серию инвестиционных торгов. Обязательнымусловием этих торгов должно стать целевое финансирование техническогоперевооружения производства, в том числе конверсии. В настоящее время ужесложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизационногопроцесса в регионах.
 Программы приватизации, принимаемые государственными органами различныхуровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в нихиспользовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чащепроводится линия на сужение сферы приватизации и ограничение ее форм.
 Многие акционерные общества, включающие в свой состав ряд филиалов,будут реорганизованы путем разделения на несколько самостоятельных акционерныхобществ.
 Весьма сложной в теоретическом и практическом плане проблемой являетсяприватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков вгородах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельныхучастков в ценах 1992 г.; предоставление права выкупа недвижимости не толькоарендаторам, но и пользователям) приводит к объяснимому то