Привлечение инвестиций в материально-техническую базу и инфраструктуру туризма в Республике Бела

–PAGE_BREAK–1.2 Туристические объекты

В силу своего геополитического положения территория Беларуси часто становилась ареной военных действий, что предопределило относительно невысокую степень сохранности историко-архитектурных памятников. Тем не менее республика имеет богатый историко-культурный потенциал, сформировавшийся на протяжении тысячелетней истории становления белорусской государственности. На территории Беларуси учтено свыше 17,5 тыс. памятников истории и культуры, из числа которых более 2,5 тыс. объектов имеют национальное значение.

Среди архитектурных памятников следует отметить шедевры древних школ зодчества ХI-ХII вв. (Софийский собор и Спасо-Преображенская церковь в Полоцке, Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно, Благовещенская церковь в Витебске), средневековые памятники военно-оборонительной архитектуры (Каменецкая башня-донжон XIII в., руины замков в Новогрудке, Гродно, Лиде (восстановлен), Крево, Гольшанах, дворцово-замковые комплексы в Мире и Несвиже), уникальные храмы оборонного типа в Сынковичах (Зельвеиский район), Мурованке (Щучинский район), Комаях (Поставский.район), богатое наследие барокко (Гродно, Пинск, Несвиж, Слоним, Минск и др.), памятники эпохи классицизма (дворцово-парковый ансамбль в Гомеле, руины дворцов в Коссово и Ружанах) и др.

Большой интерес у туристов вызывают памятные места, связанные с жизнью и деятельностью знаменитых людей. Древний Полоцк является родиной выдающихся просветителей Франциска Скорины, Симеона Полоцкого и Евфросиньи Полоцкой. Музеи, памятники и мемориальные знаки хранят память о деятелях национальной культуры, среди которых Янка Купала и Якуб Колас, Максим Богданович, Франциск Богушевич, Игнат Буйницкий, Язеп Дроздович, Наполеон Орда, Валентий Ванькович и многие другие. Белорусская земля подарила миру яркую плеяду выдающихся деятелей культуры, науки, искусства, политики: Адам Мицкевич, Владислав Сырокомля, Михаил Клеофас Огинский, Станислав Монюшко, Игнат Домейко, Отто Шмидт, Марк Шагал, Тадеуш Костюшко, Борис Кит, Павел Сухой, Хаим Вейнцман, Шимон Перес, Менахем Бегин, Голда Мейр и др .

Одним из важнейших элементов национального историко-культурного наследия является сохранившийся (преимущественно в сельской местности) потенциал богатой и самобытной традиционной материальной и духовной культуры. В республике насчитывается около 100 центров народных промыслов и ремесел, десятки локальных районов традиционного ткачества и вышивки, гончарства и др.

Предпосылкой развития въездного этнического туризма является наличие белорусской диаспоры (всего 3,0-3,5 млн. человек) в различных странах мира: Россия — 1,2 млн., США — 0,5-1,0 млн., Украина — 440 тыс., Польша — 320 тыс., Австралийский Союз — 320 тыс., Израиль — 120-140 тыс., Латвия — 95 тыс., Литва — 55 тыс. и др.

По территории страны проходят трансъевропейские транспортные коридоры № 2 (Париж – Берлин – Варшава – Брест –Минск — Орша — Москва) и № 9 (Хельсинки — Санкт-Петербург – Витебск — Могилев – Гомель – Киев — Одесса), с которыми связаны значительные транзитные потоки с существенным потенциальным объемом спроса на услуги размещения, питания, кратковременные программы туристско-экскурсионного обслуживания.

Только по коридору № 2 территорию Беларуси ежегодно пересекают около 10 млн. человек, в том числе 5,5 млн. на автотранспорте и 4,5 млн. по железной дороге, что свидетельствует о значительном потенциале транзитного туризма — до 1,5-2,5 млн. человек ежегодно.

Природные комплексы и историко-культурное наследие Беларуси позволяют разработать диверсифицированный конкурентоспособный национальный туристский продукт, включающий различные виды туров для иностранных посетителей: экологические, этнические, охотничьи, сельские, программы кратковременного обслуживания транзитных посетителей, специализированные программы (для любителей балета, некоторых видов спорта, посещение радиационно-экологического заповедника и др.). Однако возможности привлечения иностранных посетителей осложняются в связи с отсутствием благоприятного туристского имиджа страны, рекламно-информационной поддержки туристской деятельности, неразвитостью туристской инфраструктуры и специализированных программ обслуживания.

Исходя из региональных различий рекреационно-ресурсного потенциала, туристской специализации и уровня развития рекреационных функций, выделяют четыре основных рекреационно-туристских района Беларуси: Северный (Витебская обл.), Центральный (Минская обл. и Ошмянский, Островецкий, Сморгонский районы Гродненской обл.), Западный (Брестская и основная часть Гродненской обл.) и Восточный (Гомельская и Могилевская обл.) .

Центральный район обладает наиболее развитой туристской инфраструктурой и концентрирует свыше 2/5 емкости курортно-рекреационных учреждений и около 1/3 резервируемых рекреационных территорий. Специализация района определяется организацией оздоровительно-туристского, курортно-лечебного (курорты Нарочь и Ждановичи) и экскурсионного обслуживания. Оздоровительные функции во многом связаны с обеспечением рекреационных потребностей Минской агломерации, концентрирующей 1/6 населения страны. Рекреационный поток в 100-километровую пригородную зону столицы превышает 520 тыс. человек, при этом 1/3 потока концентрируется в 30-километровой лесопарковой зоне. Высокий спрос на пригородный отдых стимулировал создание сети рекреационных водохранилищ (Заславское, Криница, Вяча, Птичь и др.).

Нарочанская курортно-рекреационная зона, формирующаяся на базе живописных озерно-лесных ландшафтов нарочанской группы озер и климатобальнеологических лечебных ресурсов региона, является крупнейшей в республике. Общая емкость рекреационной базы составляет около 6,6 тыс. мест (свыше 56 % — круглогодично). С учетом неорганизованных туристских потоков общая единовременная численность отдыхающих в летний период достигает 10 тыс. человек. Среднегодовой объем рекреационного потока в конце 1990-х гг. достигал 80-90 тыс. человек, 2/3 из которые являлись жителями Минской области. В 1999 г. создан национальный парк «Нарочанский», основные задачи которого — охрана природной среды (отмечается деградация водной растительности и прибрежных лесов, снижение прозрачности воды и др.) и организация экологического туризма.

Столица и крупнейший город республики Минск обладает наиболее развитой туристской инфраструктурой (международный аэропорт, свыше 1/4 общей емкости гостиничного фонда страны, наиболее развитая сеть ресторанов и кафе, спортивных и культурно-развлекательных объектов) и является основным центром международного туризма Беларуси как в сфере приема иностранных посетителей, так и в плане формирования спроса на зарубежные туры. Помимо достопримечательностей Минска (сохранившиеся памятники архитектуры, современная застройка, музеи), туристов-экскурсантов привлекают средневековые памятники национальных историко-культурных заповедников в Несвиже (резиденция рода Радзивиллов, дворцово-замковый комплекс, парки, костел Божьего тела XVI в. с родовой усыпальницей Радзивиллов — первый храм в стиле барокко на территории Речи Посполитой, ратуша и др.) и Заславле (памятники археологии и архитектуры, этнографический комплекс «Млын»), Купаловский мемориальный заповедник (д. Вязынка Молодечненского района) и Коласовский заказник (Столбцовский район), мемориальный комплекс «Хатынь». Одним из наиболее привлекательных нетрадиционных туристских объектов Беларуси является частный музей материальной культуры «Дудутки». Приобретает популярность праздничная экскурсионно-развлекательная программа «на родину белорусского Деда Мороза» в Налибокскую пущу.

Богатый природно-рекреационный и познавательный потенциал, живописные холмистые озерно-лесные ландшафты делают Северный район весьма перспективным для туристского освоения. Роль туристских ресурсов Белорусского Поозерья особенно возрастает в связи с потерей радиационно загрязненных рекреационных территорий на юго-востоке страны. Специализация района связана с развитием спортивного и оздоровительного туризма. Браславская рекреационно-туристская зона формируется на базе озерной группы (31 водоем) и является популярным местом спортивного туризма и оздоровительного отдыха. В регионе немало красивых мест, но наиболее живописные пейзажи открываются с обзорной точки между озерами Снуды и Струсто (гора Маяк). Годовой туристский поток превышает 25 тыс. человек, около 3/4 в его структуре приходится на неорганизованно отдыхающих, концентрирующихся в прибрежных деревнях и палаточных городках на туристских стоянках. Озерные экосистемы Браславского национального парка с сохранившейся богатой флорой и фауной представляют интерес для развития экологического туризма. Важным объектом экотуризма в Северном районе является также Березинский биосферный заповедник (частично расположен в Центральном районе), где широко представлены естественные лесные и болотные комплексы, имеется крупная аборигенная популяция бобра и других животных. Помимо природных богатств,

Поозерье характеризуется значительным экскурсионным потенциалом. Ведущим экскурсионным центром региона является национальный историко-культурный заповедник, созданный в 1140-летнем Полоцке — древнейшем городе страны с богатым историческим наследием, древними памятниками архитектуры ХI-ХII вв. (Софийский собор, Спасо-Преобра-женская церковь) и других эпох, колыбели христианства на Беларуси (место паломничества в Евфросиньевский монастырь), родине выдающегося первопечатника Ф. Скорины (музей книгопечатания, мемориальный памятник). Следует также отметить культурную столицу Беларуси — древний Витебск (родина Марка Шагала, место проведения международного фестиваля искусств «Славянский базар»), небольшие старинные города с сохранившимися историко-архитек-турными памятниками (Браслав, Глубокое, Поставы, Орша).

Западный район выделяется высокой концентрацией объектов историко-культурного наследия (Гродно, Пинск, Брест, Новогрудок, Мир, Слоним, Лида, Жировичский монастырь и др.), что определяет основное направление его специализации — экскурсионное обслуживание. Выгодное транспортно-географическое положение района способствует развитию транзитного туризма и приграничного туристского обмена с Польшей и Литвой. Значительные перспективы имеет организация экологического туризма в национальном парке «Беловежская пуща», созданном на основе крупнейшего древнего лесного Массива Европы. Здесь насчитывается свыше 1000 дубов возрастом от 300 до 700 лет, встречаются 450-летние ясени, 220-летние сосны, 150-летние можжевельники. Гордостью парка является крупная популяция зубров. Мировую известность приобрела расположенная в центре пущи маленькая деревушка Вискули, где в правительственной резиденции в декабре 1991 г. были подписаны Беловежские соглашения, провозгласившие распад СССР.

Вследствие радиоактивного загрязнения перспективы освоения богатых курортно-рекреационных ресурсов и развития массовых видов туризма в Восточном районе ограничены. В настоящее время рекреационный профиль района определяется организацией лечебно-оздоровительного обслуживания прежде всего местных жителей. В отпускной и каникулярный период целесообразно вывозить население района на оздоровление в радиационно чистые регионы республики. Международное значение имеют потенциал экологического туризма в национальном парке «Припятский» (уникальные пойменные ландшафты Припяти, богатая орнитофауна, древний город Туров) и специализированные туры в Полесский радиационно-экологический заповедник.

    продолжение
–PAGE_BREAK–2 Оценка современного состояния, направления развития туризма в Республике Беларусь
2.1 Оценка состояния туризма и туристической индустрии

Развитие туризма в любой стране, регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. В явном выигрыше находятся те страны, которые имеют море и горы. Несмотря на то, что Беларусь не располагает этими основополагающими для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. Среди них:

–     близость к Западной Европе, Скандинавии – туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом;

–     соседство со странами Балтии, Россией, Украиной является серьезным ресурсом к развитию трансграничного туризма;

–     древняя и богатая история, самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную и архитектурную значимость);

–     богатый природный потенциал, включающий уникальные водно-болотные угодья, реликтовый лес – Беловежскую пущу и т.д.

В Республике Беларусь наметились позитивные тенденции в туристической индустрии. В процессе создания нормативной правовой базы для реализации программных мероприятий разработаны и в установленном порядке приняты:

–     Закон Республики Беларусь от 9 января 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О туризме» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 15, 2/1303);

–     Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 89, 1/7647);

–     Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 89, 1/7647);

–     16 нормативных правовых актов в развитие названного Закона.

Введена обязательная сертификация туристических услуг, оказываемых туроператорами и турагентами.

В 2006 году на реализацию мероприятий Национальной программы выделено и освоено 1,325 млрд. рублей из республиканского бюджета, в 2007 году – 2,7 млрд. рублей. В 2006 году обустроено 259 объектов туристической инфраструктуры, на что израсходовано 226,3 млрд. рублей.

Приняты меры по формированию структуры управления туризмом:

–     создан Департамент по туризму Министерства спорта и туризма;

–     в облисполкомах увеличено количество специалистов, непосредственно занимающихся вопросами развития туризма;

–     в областных центрах открыты филиалы РУП «Национальное агентство по туризму»;

–     при облисполкомах, Минском горисполкоме созданы координационные советы по туризму под председательством заместителей председателей исполкомов.

В 2006 году определены границы 27 туристических зон. Для активизации развития туризма в регионах утверждены планы-схемы развития инфраструктуры туризма во всех 118 административных районах страны.

Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, приведению его в соответствие с мировыми стандартами.

На 1 января 2007 г. в республике насчитывается 284 средства размещения туристов (гостиницы, мотели, кемпинги), единовременная вместимость которых превышает 24 тыс. мест. Количество работающих в данной сфере составляет около 7 тыс. человек.

В 2006 году средствами размещения принято более 1,4 млн. человек, из них около 1 млн. человек – жители республики. Однако вопрос о значительном превышении спроса на такие услуги над предложением остается актуальным.

Организацию питания жителей и гостей Республики Беларусь обеспечивают свыше 4 тыс. объектов общественного питания, расположенных в общедоступной сети, а также 1800 организаций быстрого питания.

Учитывая важное геополитическое положение Беларуси, большое внимание уделяется развитию придорожного сервиса. В настоящее время вдоль автомобильных дорог функционирует свыше 300 кафе, ресторанов, баров.

Активизировалась работа по интеграции Республики Беларусь в мировое туристическое сообщество.

На 1 января 2007 г. специальные разрешения (лицензии) на осуществление туристической деятельности были выданы 548 юридическим лицам и 67 индивидуальным предпринимателям. В течение 2006 года сертифицированы услуги 360 туроператоров и 382 турагентов, в сфере туризма работали 9209 человек.

В результате планомерной туристической деятельности в 2006 году получена прибыль в размере 11 172,6 млн. рублей. По сравнению с 2005 годом этот показатель увеличился на 10 316,2 млн. рублей, или в 13 раз.

По данным Министерства статистики и анализа, от экспорта туристических услуг в 2006 году получено 29 930,1 тыс. долларов США, рост по сравнению с 2005 годом составил 39 процентов.

На конец 2010 года в Республике Беларусь осуществляло туристическую деятельность 783 организации, услугами которых воспользовалось более 530 тыс. человек (организованных туристов). Численность таких туристов, выезжавших из страны, как и в предыдущие годы, было больше, чем туристов, посетивших страну. В 2010 году на каждого прибывшего иностранного туриста приходилось трое белорусов, выехавших за рубеж.

Численность организованных туристов, посетивших Республику Беларусь в 2010 г., по сравнению с 2009 г. увеличилась на 25,8% и составила 120,1 тыс. человек.

Из стран СНГ прибыло в республику 83,4 тыс. человек, что на 39,3% больше, чем в прошлом году. Лидирующие позиции среди стран Содружества по организованным туристам сохранились за Россией – 80,9 тыс. человек (увеличение на 43% по сравнению с 2009 г.) и Украиной – 1,9 тыс. человек (по сравнению с 2009 годом – снижение на 20,8%).

Среди других стран мира лидерами по числу посещений республики являлись: Германия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Соединенное Королевство, Турция. На долю этих стран проходилось в 2010 г. 68,8% организованных туристов из других стран мира (в 2009 г.– 64,6 %).

Средняя продолжительность пребывания иностранных туристов в Республике Беларусь сохранилась на уровне прошлого года и составила 5 дней.

В 2010 г. численность туристов, организованно выезжавших из Республики Беларусь за рубеж, составила 414,7 тыс. человек и увеличилась по сравнению с 2009 г. на 31,1%.

В страны СНГ организованно выехало 158,2 тыс. человек, в другие страны мира – 256,6 тыс. человек, что больше уровня прошлого года на 33,4 % и 29,7% соответственно.

В 2010 г. наиболее посещаемые туристами Республики Беларусь традиционно оставались Россия, Украина, Болгария, Египет, Италия, Литва, Польша, Турция, Чешская Республика. На долю этих стран приходилось 90% от общего числа организованно выезжавших за рубеж белорусских туристов (в 2009 г. – 88,7%).

Средняя продолжительность пребывания туристов за рубежом в 2010 г., также как и в 2009 г., составила 9 дней.

В настоящее время необходим переход на систему учета, отражающую, согласно рекомендациям Всемирной туристской организации, международные туристические прибытия на границу и доходы от международного туризма.

Анализ туристических потоков указывает на стабильное количество стран – экспортеров туристов в Республику Беларусь. В десятку стран-лидеров входят Польша, Российская Федерация, Украина, Германия, Латвия, Литва, Италия, Франция, Чехия, Израиль.

Таким образом, в Республике Беларусь создана и функционирует определенная база для обслуживания въездного туризма. Вместе с тем требуются значительные затраты для ее обновления и постоянного совершенствования.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются:

–     образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;

–     неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;

–     отсутствие практики создания субъектами Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

–     практическое отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;

–     невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Такое положение во внешней торговле определено отчасти соотношением въездного и выездного туризма: выезжает из Беларуси туристов больше, чем въезжает в республику. Однако кроме этого фактора на состояние платежного баланса влияют и другие, более существенные факторы.

Во-первых, необходимо отметить, что ввиду несовершенства законодательства в туристском секторе большие объемы финансовых средств не попадают под учет, в частности под учет экспортно-импортных операций.

Во-вторых, существует значительный недоучет во внешнеторговых операциях в туризме, в связи с чем, необходимо совершенствование системы учета в туризме.

    продолжение
–PAGE_BREAK–2.2 Основные направления развития туризма

Развитие системы государственного регулирования и поддержки туристической деятельности

Для обеспечения эффективного развития системы государственного регулирования и поддержки туристической деятельности необходимо реализовать следующие меры:

–     совершенствование законодательства по вопросам развития туризма, упрощение визовых процедур, таможенного и пограничного контроля:

–     государственное регулирование ценообразования для определения оптимального порога рентабельности туристического бизнеса, обеспечения конкурентоспособности и стабильной доходности субъектов туристической индустрии;

–     обеспечение безопасности в сфере туризма;

–     создание туристической услугопроводящей сети как на территории Республики Беларусь, так и за рубежом;

–     развитие сотрудничества в области туризма с зарубежными странами на основе международных договоров;

–     улучшение качества обслуживания туристов в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, лицензирования туристической деятельности;

–     совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;

–     обеспечение достаточного уровня финансирования отрасли, в том числе за счет привлечения кредитных ресурсов;

–     координация деятельности в сфере туризма между заинтересованными республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

Кадровая политика. Научное и учебно-методическое обеспечение туристической отрасли

Реализация кадровой политики в сфере туризма предусматривает:

–     создание системы непрерывного образования в республике по всем специальностям индустрии туризма и гостеприимства на базе образовательного стандарта при взаимодействии субъектов туристической инфраструктуры и учреждений образования;

–     использование возможностей государственного заказа на подготовку специалистов по наиболее значимым и перспективным направлениям туристической деятельности;

–     приведение структуры подготовки специалистов в сфере туризма в соответствие с потребностями туристического рынка в целом и отдельных регионов;

–     организацию подготовки специалистов для субъектов туристической индустрии со средним специальным образованием (среднего туристического персонала) на базе действующих учреждений образования, обеспечивающих получение среднего специального образования в сфере обслуживания и услуг (гостинично-ресторанный бизнес, бытовое, транспортное обслуживание и другое).

Создание системы научного обеспечения развития туризма направлено на:

–     разработку целевых программ, проведение маркетинговых исследований спроса и предложений, оценку и прогнозирование конъюнктуры туристического рынка;

–     проведение мероприятий по стимулированию деятельности научных и методических центров в части фундаментальных исследований направлений, категорий и видов сферы туризма и гостеприимства;

–     создание системы информационных ресурсов в области туризма;

–     организацию и проведение специальных выборочных обследований посетителей и туристов с учетом рекомендаций Всемирной туристской организации;

–     внедрение научных разработок в практическую деятельность субъектов туристической индустрии;

–     обобщение опыта работы туристско-гостиничных комплексов и туристических объектов.

Создание системы учебно-методического обеспечения развития туризма включает разработку методической документации по разнообразным туристическим маршрутам и экскурсиям (в том числе на иностранных языках), подготовку методических рекомендаций, проведение семинаров, научно-практических конференций по ключевым проблемам развития туристической индустрии.

Маркетинг и продвижение национальных туров

Национальной программой предусматривается комплекс мероприятий по формированию, продвижению и позитивному развитию привлекательного для туризма образа Республики Беларусь, в том числе:

–     разработка стратегии экспорта туристических услуг и развитие международного сотрудничества в сфере туризма;

–     совершенствование системы деятельности туристско-информационных центров и интеграция в единое туристско-информационное пространство;

–     рекламно-информационное сопровождение туристического потенциала республики путем издания массовым тиражом информационно-рекламных материалов по видам туризма и их размещение в сети Интернет;

–     активизация всех форм продвижения национальных туров, в том числе организация международных туристических выставок на территории Республики Беларусь, участие в крупнейших международных выставках за рубежом, проведение презентаций туристических возможностей республики, рекламных кампаний в средствах массовой информации, ознакомительных поездок по республике.

Национальные туры разрабатываются на основе:

–     республиканских маршрутов, формирующих имидж Республики Беларусь;

–     региональных маршрутов с использованием объектов историко-культурного наследия и природного потенциала.

–     трансграничных маршрутов, включая посещение близлежащих территорий России, Литвы, Латвии, Польши, Украины.

Реализация данных мероприятий позволит интегрироваться в мировые туристско-информационные сети, повысить качество рекламно-информационного сопровождения туристического потенциала республики, сформировать представление о Республике Беларусь как о стране, привлекательной для туристов, и наиболее полно интегрироваться в мировое туристическое сообщество.

Выполнение маркетинговых мероприятий позволит повысить эффективность использования туристических ресурсов и увеличить объем экспорта туристических услуг в 2 раза.

Развитие материально-технической базы индустрии туризма

Развитие материально-технической базы индустрии туризма предполагает:

–     привлечение инвестиций для реконструкции и строительства туристических объектов (планируется привлечь 318 558 млн. рублей);

–     расширение перечня и объемов оказываемых дополнительных услуг;

–     применение новых технологий в строительстве туристско-гостиничных комплексов и иных объектов туристической индустрии;

–     выделение земельных участков под инвестиционное строительство;

–     развитие сопутствующей инфраструктуры;

–     повышение конкурентоспособности на рынке услуг авиаперевозок, развитие пассажирских перевозок на автомобильном и железнодорожном транспорте;

–     обновление туристско-спортивного инвентаря и снаряжения, открытие пунктов проката.

Основные направления развития туризма

Транзитный и трансграничный туризм направлен на:

–     развитие придорожной сети туристической инфраструктуры, позволяющей организовать отдых в течение нескольких дней, с посещением туристических ресурсов, расположенных вдоль автомагистралей и транспортных коридоров;

–     организация трансграничных туристических маршрутов, включающих посещение туристических объектов пограничных государств;

–     создание туристических центров вдоль основных транспортных коридоров, в первую очередь, на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием (Мир, Несвиж, Слоним, Заславль, Кобрин, Коссово и другие).

Рост деловой активности, расширение международных контактов является серьезной предпосылкой для развития делового туризма.

Основное внимание будет уделено:

–     развитию туристско-экскурсионных услуг для участников международных конгрессов, конференций, симпозиумов;

–     организации международных торговых выставок, ярмарок;

–     созданию условий для оказания туристско-экскурсионных услуг при проведении международных смотров научно-технических достижений на базе крупных научных центров и промышленных организаций.

Для развития культурно-познавательного туризма предполагается использование богатого историко-культурного наследия Республики Беларусь и общности истории и культуры Беларуси со странами-соседями.

Национальной программой предусматривается:

–     создание условий для формирования туристско-экскурсионных маршрутов для разных категорий населения по местам важных исторических событий и деятельности выдающихся исторических личностей, проживающих на территории нашей республики;

–     эффективное использование возможностей имеющихся туристических ресурсов для организации ностальгических туров для выходцев из Беларуси и их потомков, проживающих сейчас в других странах;

–     активное привлечение молодежи к путешествиям по Республике Беларусь в целях воспитания уважения к историческому прошлому.

Рост популярности здорового образа жизни, спортивные традиции, доступность использования имеющейся туристической индустрии предопределили два основных направления в развитии спортивного туризма:

–     организация спортивных походов (водных, пеших, конных, велосипедных, лыжных) и других туристско-спортивных мероприятий, в которых туристы являются участниками;

–     посещение крупных спортивных соревнований, где туристы являются зрителями.

Развитие этих направлений спортивного туризма должно осуществляться как для жителей республики, так и для иностранных туристов.

Основой для развития рекреационного и оздоровительного (медицинского) туризма является эффективное и рациональное использование природных ресурсов и имеющейся туристической индустрии. В связи с этим предусматривается:

–     более широкое использование в туристических целях имеющихся санаторно-курортных и оздоровительных организаций, обновление имеющейся и создание новой инфраструктуры в таких организациях с расширением спектра предлагаемых туристических услуг;

–     создание летних туристско-оздоровительных лагерей, кемпингов, оборудованных стоянок для отдыха;

–     расширение географии предлагаемых иностранным туристам услуг санаторно-курортных организаций;

–     рациональное использование природных ресурсов, обладающих лечебными свойствами, таких как минеральные воды, торфогрязи, сапропели и других.

Национальной программой предусматриваются следующие направления развития агроэкотуризма:

–     создание туристических деревень с постройками в духе традиционного народного зодчества на основе существующих поселений, расположенных в сельской местности;

–     организация сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах;

–     создание агротуристических комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов;

–     организация активного отдыха на природе с использованием фотоохоты на представителей животного и растительного мира в естественных условиях.

Водный туризм может реализоваться в виде краткосрочных прогулок на пассажирских судах, включенных в комбинированные многодневные туристические маршруты и путешествия граждан Республики Беларусь и иностранных туристов на комфортабельных судах, по водным путям республики.

С учетом географического расположения судоходных рек Беларуси развитие данного вида туризма предусматривается на:

Днепро-Бугском канале и реке Припять от Бреста до Мозыря;

реках Березина, Днепр, Сож от Борисова до Гомеля.

Возможна организация водных маршрутов на спортивных судах типа «байдарка», малогабаритных (до 6,5 м) весельных лодках по Березинской водной системе, Августовскому, Огинскому и Днепро-Бугскому каналам.

Необходимо создание пунктов проката с групповым и индивидуальным туристическим снаряжением, инвентарем для активного отдыха (лодками прогулочными, походными, байдарками, каяками, водными велосипедами и иным инвентарем).

Религиозный туризм связан с посещением религиозных святынь на территории Республики Беларусь как жителями страны, так и иностранными туристами.

Основой для развития религиозного туризма является взаимодействие субъектов туристической деятельности, религиозных организаций и органов государственного управления.

Региональная туристическая политика в Республике Беларусь направлена на развитие внутреннего и въездного туризма, повышение значимости регионов в развитии туристической отрасли и тесно связана с экономической концепцией развития административно-территориальных единиц.

Ее основу составляют:

–     повышение эффективности использования имеющихся туристических ресурсов и материальной базы регионов через развитие 118 административных районов и реализацию мероприятий по совершенствованию индустрии туризма, в том числе посредством обеспечения функционирования субъектов туристической деятельности в каждом из районов;

–     развитие средств размещения, объектов отдыха и досуга, общественного питания и придорожного сервиса;

–     строительство малых архитектурных форм вблизи национальных парков, объектов историко-культурного наследия, в том числе культовых сооружений, относящихся к памятникам архитектуры, вдоль автомобильных дорог;

–     повышение эффективности использования железнодорожного транспорта при организации и проведении туров;

–     эффективное использование и развитие материальной базы санаторно-курортных организаций, сельскохозяйственных производственных кооперативов и агрогородков, домов охотника и рыболова, сельских усадеб, агротуристических комплексов, зон и баз отдыха, туристско-краеведческих центров, станций;

–     продвижение туристических возможностей регионов на внутренний и внешний туристический рынок;

–     развитие услуг, направленных на экологическое и культурологическое просвещение населения;

–     удовлетворение спроса населения на туристические услуги и товары;

–     формирование конкурентоспособных туров при сохранении природного потенциала и историко-культурного наследия;

–     создание благоприятных условий для путешествий и отдыха всех групп населения;

–     сохранение традиций и обычаев регионов (фестивали, ярмарки, выставки, конкурсы, международные соревнования) в целях пропаганды их туристических возможностей;

–     усовершенствование системы управления туризмом на местном уровне.

Основные технико-экономические условия для реализации Национальной программы

Основными технико-экономическими условиями для реализации Национальной программы являются:

–     развитие системы единого информационного пространства в отрасли;

–     разработка региональных программ развития туризма по внутриотраслевым секторам;

–     оценка оптимальных объемов в инвестициях в соответствии с необходимыми темпами развития отрасли по регионам;

–     создание и реализация сервисной инфраструктуры системообразующих туристических ресурсов;

–     создание системы многоканального маркетинга.

    продолжение
–PAGE_BREAK–3 Привлечение инвестиций в материально-техническую базу и инфраструктуру туризма в Республике Беларусь
3.1 Развитие инфраструктуры туризма

Состояние инфраструктуры туризма на территории Республики Беларусь характеризуется в основном устаревшей материальной базой, слабо развитой инфраструктурой вблизи объектов историко-культурного наследия, национальных парков, автомобильных дорог, водных систем. Имеющиеся объекты общественного питания и размещения не отвечают международным стандартам. Медленными темпами ведется строительство современных туристических объектов.

Одной из наиболее приоритетных задач в ближайшее время является привлечение инвестиций в сферу туризма.

Данной подпрограммой предусматривается комплексное решение указанных проблем на территории 118 административных районов, малых и средних городских поселений в рамках развития туристических зон с участием организаций как государственного, так и негосударственного секторов экономики, в том числе республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, местных исполнительных и распорядительных органов, а также инвесторов.

Основные мероприятия:

–     создание благоприятных условий для привлечения инвестиций путем совершенствования законодательной базы, в том числе внесения изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 371 и № 372;

–     упрощение процедуры предоставления земельных участков и согласования их проектно-сметной документации для строительства гостиниц в г. Минске и областных центрах, гостиниц среднего экономического класса в малых и средних городах, крупных населенных пунктах республики, мотелей и небольших гостиниц на трассах международного и республиканского значения и наиболее востребованных туристических маршрутах;

–     обеспечение доступности кредитных ресурсов субъектам туристической индустрии;

–     развитие региональной кооперации с соседними государствами;

–     привлечение крупных зарубежных фирм, имеющих известные торговые марки, к развитию гостиничного комплекса страны;

–     обеспечение доступности инвестиционных предложений через публикации в местных и республиканских средствах массовой информации и размещение в соответствующих разделах сайтов, издание буклетов и проспектов, проведение бизнес-мероприятий с потенциальными инвесторами, участие в международных инвестиционных мероприятиях и другие;

–     разработка и утверждение генеральных схем развития туристических зон с учетом имеющихся объектов историко-культурного наследия, природного потенциала, индустрии туризма и вновь создаваемых объектов туристической индустрии на территории этих зон, в том числе:

– по 5 туристическим зонам в Брестской области: «Еврорегион «Беловежская пуща» (Каменецкий и Пружанский районы), туристско-рекреационная зона «Белое озеро» еврорегиона «Буг» (Брестский и Малоритский районы), культурно-туристическая зона «Пинское Полесье» (Ганцевичский, Дрогичинский, Ивановский, Лунинецкий, Пинский, Столинский районы, город Пинск), транзитно-туристическая зона «Брест–Барановичи–граница области» (Барановичский, Березовский, Жабинковский, Ивацевичский, Кобринский, Ляховичский районы, города Брест, Барановичи), Телеханская туристско-рекреационная зона (Ганцевичский, Ивацевичский районы);

– по 4 туристическим зонам в Витебской области: Витебская культурно-туристическая зона с центром в г. Витебске (Витебский, Бешенковичский, Городокский, Лиозненский, Сенненский, Шумилинский районы), Полоцкая культурно-туристическая зона с центром в г. Полоцке (Полоцкий, Верхнедвинский, Докшицкий, Лепельский, Россонский, Ушачский районы), туристическая зона «Браславские озера» с центром в г. Браславе (Браславский, Глубокский, Миорский, Поставский, Шарковщинский районы), Оршанско-Копысская культурно-туристическая зона с центром в г. Орше – региональный туристический центр с филиалом в г.п. Копысь (Оршанский, Дубровенский, Толочинский, Чашникский районы, г. Новолукомль);

– по 4 туристическим зонам в Гомельской области: Гомельско-Ветковская культурно-туристическая зона (Гомельский, Ветковский, Добрушский районы), Полесско-Туровская культурно-туристическая зона (Мозырский, Калинковичский, Житковичский, Наровлянский, Петриковский районы), Чечерская культурно-туристическая зона (Чечерский район), Жлобинская культурно-туристическая зона (Жлобинский, Светлогорский, Рогачевский районы);

– по 3 туристическим зонам в Гродненской области: Гродненская культурно-туристическая зона (Гродненский, Лидский, Берестовицкий, Щучинский районы, города Гродно, Лида), Новогрудская культурно-туристическая зона (Новогрудский, Сморгонский, Кореличский, Ивьевский, Дятловский, Вороновский, Ошмянский, Островецкий районы), Слонимская культурно-туристическая зона (Слонимский, Волковысский, Мостовский, Свислочский, Зельвенский районы);

– по 5 туристическим зонам в Минской области: Минская туристическая зона (Минский, Дзержинский, Столбцовский, Несвижский, Узденский, Клецкий районы, город Заславль), Логойская туристическая зона (Логойский, Смолевичский, Червенский, Пуховичский районы, город Жодино), Нарочанская туристическая зона (Молодечненский, Вилейский, Мядельский, Воложинский районы, город Молодечно), Борисовская туристическая зона (Борисовский, Крупский, Березинский районы, город Борисов), Слуцкая туристическая зона (Слуцкий, Солигорский, Любанский, Стародорожский, Копыльский районы, города Слуцк, Солигорск);

– по 4 туристическим зонам в Могилевской области: Могилевская туристическая зона с центром в г. Могилеве (Могилевский, Славгородский, Чаусский, Быховский, Дрибинский районы), Мстиславская туристическая зона с центром в г. Мстиславле (Мстиславский, Кричевский, Климовичский, Костюковичский, Краснопольский, Хотимский, Чериковский районы), Бобруйская туристическая зона с центром в г. Бобруйске (Бобруйский, Осиповичский, Кировский, Кличевский, Глусский районы), Шкловская туристическая зона с центром в г. Шклове (Шкловский, Круглянский, Горецкий, Белыничский районы);

– по 2 туристическим зонам в г. Минске: Минская культурно-туристическая зона «Исторический центр города Минска – Верхний город, Троицкое предместье, Раковское предместье, Минское замчище», Лошицкий усадебно-парковый комплекс;

– развитие 146 объектов придорожного сервиса, в том числе: в Брестской области – 18, Витебской – 35, Гомельской – 11, Гродненской – 9, Минской – 58, Могилевской – 15;

– строительство 20 новых гостиниц на 1650 мест, реконструкция 34 на 3571 место, капитальный ремонт 17 на 1867 мест, всего 71 гостиница на 7088 мест, в том числе: в Брестской области – 9, Витебской – 8, Гомельской – 9, Гродненской – 7, Минской – 23, Могилевской – 8, г. Минске – 7 (приведены в таблице 3.1);

– обустройство водных систем (каналов, рек, озер) лодочными станциями, бухтами, причалами, сопутствующей инфраструктурой;

– строительство и оборудование 48 туристско-гостиничных комплексов, туристических центров и баз в малых и средних городских поселениях, в том числе в Брестской области – 7, Витебской – 3, Гомельской – 7, Гродненской – 13, Минской – 13, Могилевской – 4, г. Минске – 1 (приведены в таблице 3.2);

– обеспечение рационального использования природного потенциала и охраны окружающей среды;

– ремонт и реконструкция 27 объектов в санаторно-курортных и оздоровительных организациях, в том числе в Брестской области – 24, Минской –
1, Могилевской – 2;

– ремонт и реконструкция 8 станций, центров, баз детского туризма и краеведения;

– обустройство, ремонт и реконструкция 84 объектов туристического показа, в том числе в Брестской области – 19, Витебской – 9, Гомельской – 11, Гродненской – 13, Минской – 9, Могилевской – 16, г. Минске – 7;

– обустройство, ремонт и реконструкция 78 объектов досуга и зон отдыха, в том числе в Брестской области – 1, Витебской – 7, Гомельской – 20, Гродненской – 14, Минской – 11, Могилевской – 15, г. Минске – 10;

– создание агротуристических комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов, агрогородков (не менее одного в каждом районе республики);

– строительство 70 домов охотника, гостевых домиков, развитие сопутствующей инфраструктуры туризма на базе охотничьих хозяйств и национальных парков, в том числе в Брестской области – 5, Витебской – 6, Гомельской – 14, Гродненской – 11, Минской – 14, Могилевской – 20;

– обустройство пунктов пропуска в приграничных зонах объектами сопутствующей инфраструктуры, дополнительными полосами движения автотранспорта;

– открытие пунктов проката автомобилей в каждой области (не менее одного);

– организация продажи сувенирной продукции, товаров туристического и спортивного назначения во всех крупных торговых центрах в каждом административном районе;

– ремонт, обустройство и развитие материальной базы 94 домов народного творчества, в том числе в Брестской области – 13, Витебской – 17, Гомельской – 17, Гродненской – 13, Минской – 18, Могилевской – 16 и 13 домов ремесел, в том числе: в Брестской – 3, Гомельской – 3, Гродненской – 4, Могилевской – 3, этнографических туристических комплексов – 2;

– развитие 178 сельских усадеб, в том числе в Брестской области – 18, Витебской – 36, Гомельской – 24, Гродненской – 30, Минской – 38, Могилевской – 32;

– создание 3 пунктов проката туристического инвентаря и снаряжения.

В настоящее время для транспортного обслуживания туристов используется 1438 автобусов, из них 961 эксплуатируется более 10 лет. По оценке экспертов, в 2008–2010 годах потребуется обновление парка автомобильных транспортных средств в количестве более 500 автобусов, которое будет осуществляться в соответствии с Государственной программой развития международных автомобильных перевозок и грузов на 2003–2008 годы.

Мероприятия по развитию инфраструктуры туризма в рамках развития туристических зон, предлагаемые для включения в Национальную программу, приведены в таблице 3.3.

Создание планируемой туристической инфраструктуры позволит разработать в течение 2008–2010 годов 287 туристических маршрутов, в том числе 97 пешеходных, 54 велосипедных, 38 конных, 35 водных, 3 авиационных, 2 железнодорожных и 58 автомобильных (приведены в таблице 3.4).

Цель подпрограммы – создание конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечение качества услуг, отвечающего мировым стандартам.

Задачи:

–     привлечение инвестиций в сумме 277 356 млн. рублей, в том числе в Брестской области 24 462 млн. рублей, Витебской 4802,9 млн. рублей, Гомельской 11 100 млн. рублей, Гродненской 29 474 млн. рублей, Минской 144 975,5 млн. рублей, Могилевской 12 802,5 млн. рублей, г. Минска 49 740 млн. рублей (приведены в таблице 3.5);

–     использование новых технологий в строительстве туристических комплексов и иных объектах туристической инфраструктуры, а также в обслуживании туристов;

–     расширение перечня и объемов оказываемых туристических и дополнительных услуг.

Общая стоимость подпрограммы 618 063,65 млн. рублей.
Таблица 3.4 Развитие перспективных туристических маршрутов в Республике Беларусь на 2008–2010 годы

 

Туристические маршруты

Всего

пешеходные

велосипедные

конные

авиа

водные

железнодорожные

автомобильные

Брестская область

 

 

 

 

 

 

 

 

2008

2

1

1

1

2

7

2009

3

1

1

1

1

3

10

2010

3

1

1

3

8

Итого

8

3

2

2

2

8

25

Витебская область

 

 

 

 

 

 

 

 

2008

6

1

1

1

9

2009

7

3

1

1

2

1

15

2010

5

2

1

1

1

10

Итого

18

6

3

2

3

2

34

Гомельская область

 

 

 

 

 

 

 

 

2008

6

4

3

1

3

6

23

2009

12

6

3

4

8

33

2010

15

5

6

4

9

39

Итого

33

15

12

1

11

23

95

Гродненская область

 

 

 

 

 

 

 

2008

3

3

2

2

2

13

2009

4

3

4

2

2

15

2010

3

3

5

2

3

16

Итого

10

9

11

6

7

44

Минская область

 

 

 

 

 

 

 

 

2008

4

2

2

2

10

2009

4

4

2

3

2

15

2010

4

6

2

3

3

18

Итого

12

12

6

8

5

43

Могилевская область

 

 

 

 

 

 

 

 

2008

3

2

1

2

8

2009

2

1

1

1

3

8

2010

2

4

1

2

2

11

Итого

7

7

2

4

7

27

Продолжение таблицы 3.4

г. Минск

 

 

 

 

 

 

 

2008

3

1

2

6

2009

3

1

2

6

2010

3

1

1

2

7

Итого

9

2

1

1

6

19

Республика Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

2008

27

14

8

1

9

1

15

75

2009

35

19

13

1

13

1

21

103

2010

35

21

17

1

13

22

109

Итого

97

54

38

3

35

2

58

287

Таблица 3.5 Объемы финансирования объектов Национальной программы в Республике Беларусь на 2008–2010 годы

(млн. рублей)

Источники финансирования

Брестская область

Витебская область

Гомельская область

Гродненская область

Минская область

Могилевская область

г. Минск

Республика Беларусь

2008 год, всего

26 962,00

36 992,45

19 541,00

30 184,00

60 264,00

46 291,00

29 050,00

249 284,45

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

из республиканского бюджета

18 060,00

3 962,00

2 276,00

14 050,00

12 880,00

17 676,00

5 000,00

73 904,00

из местных бюджетов

569,00

30 839,35

8 640,00

2 248,00

2 625,00

24 746,50

5 860,00

75 527,85

внебюджетные средства

150,00

600,00

8 470,00

2 313,00

6 059,00

685,00

10 000,00

28 277,00

собственные средства

8 183,00

1 591,10

155,00

11 573,00

38 700,00

3 183,50

8 190,00

71 575,60

2009 год, всего

17 382,00

11 374,70

6 220,00

32 816,00

66 352,50

13 150,70

38 398,50

185 694,40

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

из республиканского бюджета

6 825,00

2 289,65

3 010,00

20 470,00

21 000,00

1 700,00

5 000,00

60 294,65

из местных бюджетов

638,00

7 118,25

2 145,00

978,00

3 520,50

5 890,00

18 548,50

38 838,25

внебюджетные средства

26,00

202,50

345,00

2 357,00

7 203,00

3 230,70

13 000,00

26 364,20

собственные средства

9 893,00

1 764,30

720,00

9 011,00

34 629,00

2 330,00

1 850,00

60 197,30

Продолжение таблицы 3.5

2010 год всего

14 178,00

5 748,00

7 460,00

30 313,00

90 112,50

5 573,30

29 700,00

183 084,80

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

из республиканского бюджета

7 625,00

2 495,00

4 020,00

25 520,00

29 000,00

1 700,00

5 000,00

75 360,00

из местных бюджетов

343,00

2 608,00

2 030,00

573,00

2 728,00

500,00

8 000,00

16 782,00

внебюджетные средства

120,00

625,00

3 000,00

11 218,50

1 702,30

16 700,00

33 365,80

собственные средства

6 090,00

645,00

785,00

1 220,00

47 166,00

1 671,00

57 577,00

Итого

58 522,00

54 115,15

33 221,00

93 313,00

216 729,00

65 015,00

97 148,50

618 063,65

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

из республиканского бюджета

32 510,00

8 746,65

9 306,00

60 040,00

62 880,00

21 076,00

15 000,00

209 558,65

из местных бюджетов

1 550,00

40 565,60

12 815,00

3 799,00

8 873,50

31 136,50

32 408,50

131 148,10

внебюджетные средства

296,00

802,50

9 440,00

7 670,00

24 480,50

5 618,00

39 700,00

88 007,00

собственные средства

24 166,00

4 000,40

1 660,00

21 804,00

120 495,00

7 184,50

10 040,00

189 349,90

    продолжение
–PAGE_BREAK–