Московский энергетический институт (технический университет)
Кафедра основ конструирования машин
.
Курсовой проект
тема: Привод к шаровойуглеразмольной мельнице
Москва 2010
Техническое задание
/>
/>
Раздел I. Подбордвигателя и передаточных чисел
Определение требуемой мощностиэлектродвигателя. Общий КПД привода:
/>
/>– КПД цилиндрической зубчатойзакрытой передачи,
/>– КПД червячной передачи
/>– КПД цилиндрической зубчатойоткрытой передачи,
/>– КПД пар подшипников,
/>
Тогда мощность электродвигателя равна
/>
Согласно табл. 5.1[1] по требуемоймощности /> выбираемдвигатель асинхронной серии 4А (по ГОСТ 19523-81), мощности P = 30 кВт, n1 =3000 об/мин. Условные обозначения 180М2/2945.
Ориентировочные значения передаточныхчисел привода. Передаточное число приводанаходится по формуле
/>,
nдвиг. = 2945 об/мин — частота вращения на ведущем валу,
nвых.= 25 об/мин — частота вращенияна ведомом валу,
/>
Используя ряд предпочитаемых передаточныхчисел, выбираем:
/>
Найдем крутящие моменты на валах поформуле
/>:
-ведущий вал:
/>
-промежуточный вал:
/>
-ведомый вал:
/>
n1 -частота вращения ведущего вала,
T1 -вращающий момент на ведущем валу,
n2 -частота вращения среднего вала,
T2 -вращающий момент на среднем валу.
n3 -частота вращения ведомого вала,
T3 -вращающий момент на ведомом валу.
Таблица 1 Расчет основных параметровпередачи />Номер
Вала />n />[Об/мин.] />P,
[кВт] />Т,
[Н·мм] />1 />2945 />27.03 87652 />2 />1314,7 />26.5 192419 />3 />105,2 />21.2 1924190 />
Раздел II. Расчет зубчатойцилиндрической передачи редуктора/>1. Выборматериалов и их характеристикиПринимаемсогласно рекомендациям табл. 2.7 марку материалов и их термообработку.
Выписываем механическиехарактеристикииз табл. 2.7.
Таблица 2 Выбор материала и ихмеханические свойства. Материал детали: Вид термообработки: Твердость: шестерня сталь 45 улучшение HB 235…262 колесо сталь 45 нормализация HB 167…217 Базовое число циклов перемены напряжений при расчете на контактную выносливость: Базовое число циклов перемены напряжений при расчете на изгибную выносливость: Допускаемое контактное напряжение при базовом числе циклов: Допускаемое напряжение изгиба в зубьях при базовом числе циклов: шестерня NHO1=1.2Ч107 N FO1=4Ч106 sHO1=514 Н/мм2 s FO1=256 Н/мм2 колесо NHO2=1.3Ч107 N FO2=4Ч106 sHO2=410 Н/мм2 s FO2=193 Н/мм2 /> /> /> /> /> />
/>2. Расчетдопускаемых напряжений для выбранных материалов
Таблица 3 Расчет основных нагрузокпередачиПараметры и обозначения
Формулы, результаты расчета и принятые числовые
значения параметров.
Эквивалентное число циклов/>
/>
/>
/>
/>
Эквивалентное число циклов/>
/>
/>
/>
/>
Коэффициент долговечности />
/>
/>
Ограничения на коэффициент долговечности />. Следовательно принимаем />
/>
/>
Ограничения на коэффициент долговечности />. Следовательно принимаем />
Коэффициент долговечности />
/>
/>
Ограничения на коэффициент долговечности/>. Следовательно принимаем />
/>
/>
Ограничения на коэффициент долговечности/>. Следовательно принимаем />
3. Определение геометрических параметров зубчатой передачи
Таблица 4.1 Расчет межосевого расстояния Параметры и обозначения Формулы, результаты расчета и принятые числовые значения параметров.
Вспомогательный коэффициент, учитывающий механические свойства материалов колес />
/>
Коэффициент ширины зубчатых колес />
/>
Относительная ширина колеса/>
/> Коэффициент распределения нагрузки по ширине венца
/>
Расчетное значение межосевого расстояния />
/>
фактическое значение межосевого расстояния />
/>
Модуль зацепления выбирается поэмпирической формуле: />
/> />
Таблица 4.2 Основные размеры Диаметры вершин зубьев
Шестерни />
/>
колеса />
/> Диаметры впадин зубьев
Шестерни/>
/>
Колеса />
/>
Таблица 4.3 Силы, действующие в зацепленииСилы, действующие в зацеплении, Н Формулы, результаты расчета и принятые числовые значения параметров.
Окружная />
/>
Радиальная />
/>
Осевая />
/>
4. Проверочные расчеты
Таблица 4.4(1) Проверка условия />Параметры и обозначения Формулы, результаты расчета и принятые числовые значения параметров.
Уточненное значение допускаемого контактного напряжения />
/>
Коэффициент/>, учитывающий механические свойства материалов колес и угла зацепления α=20°,
/>
Коэффициент/>, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев (х=0)
/>
Коэффициент торцевого перекрытия />
/>
Коэффициент/>, учитывающий суммарную длину контактных линий
/>
Коэффициент/>, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацепление
/>
Коэффициент, учитывающий распределение между зубьями/>
/>
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца/>
/>
Удельная расчетная окружная сила />
/>
Расчетное контактное напряжение />
/>
/>
Получилась недогрузка в 13.4 %. Расчетвыполнен, верно.
Таблица 4.4(2) Проверка условия />Параметры и обозначения Формулы, результаты расчета и принятые числовые значения параметров.
Уточненное значение допускаемого контактного напряжения />
/> Коэффициент формы зуба
Шестерни/>
/>
/>
Колеса />
/>
/>
Коэффициент />, учитывающий наклон зуба
/>
Коэффициент, учитывающий распределение между зубьями/>
/>
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца/>
/>
Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацепление/>
/>
Удельная расчетная окружная сила />
/> Расчетное напряжение изгиба
Шестерни/>
/>
Колеса/>
/> /> /> /> />
Результаты проверочного расчета навыносливость при изгибе зубьев колес не превзошли допустимых показателейнапряжений при изгибе. Выбор материалов и проведенный расчет геометрическихпараметров произведен, верно.
Раздел III.Расчет червячной передачи
1. Кинематический и силовойрасчет
Берем по табл.3.1, 3.2:
/>,/>,/>
Таблица 5.1 Расчет основных параметровпередачи.Параметры и обозначения Формулы, результаты расчета и принятые числовые значения параметров.
Крутящий момент на червяке />
/>
Крутящий момент на ведомом валу />
/>
Принятое число витков (заходов) червяка />
/>
Число зубьев червячного колеса />
/> Оценка минимальной величины коэффициента диаметра червяка
/>
Коэффициента диаметра червяка />
/>
Скорость скольжения />
/>
2. Выбор материалов и расчетдопускных напряжений
При скорости скольжения менее 12м/cпринимаем марку бронзы для червячного колеса и марку стали для червяка:
Таблица 5.3 Расчет основных нагрузокпередачиПараметры и обозначения Формулы, результаты расчета и принятые числовые значения параметров.
Допускаемое контактное напряжение при базовом числе циклов />
/>
Допускаемое напряжение на изгиб при базовом числе циклов/>
/>
Базовое число циклов перемены напряжений при расчете на контактную прочность/>
/>
Базовое число циклов перемены напряжений при расчете на изгибную выносливость/>
/>
Частота на выходном валу />
/>
Эквивалентное число циклов/>
/>
Эквивалентное число циклов/>
/>
Коэффициент долговечности />
/>
Коэффициент долговечности />
/>
Допускаемое контактное напряжение />
/>
Допускаемое напряжение изгиба />
/>
Принятая степень точности изготовления для скорости />по
ГОСТ 3675-81 6
Значение коэффициента нагрузки/>
/>
3. Расчет основныхгеометрических параметров червячной пары
Таблица 5.4 Расчет нормального модуля имежосевого расстояния Параметры и обозначения Формулы, результаты расчета и принятые числовые значения параметров.
Расчетное значение межосевого расстояния />
/>
Расчетное значение нормального модуля />
/>
Принятое значение нормального модуля />по ГОСТ 2144-79
/>
Определяем фактическое значение межосевого расстояния />
/>
Таблица 5.5 Основные размеры передачиПараметры и обозначения Формулы, результаты расчета и принятые числовые значения параметров. Диаметры делительных окружностей
червяка />
/>
колеса />
/> Диаметры вершин зубьев
червяка />
/>
колеса />
/> Диаметры впадин зубьев
червяка />
/>
колеса />
/>
Наибольший диаметр червячного колеса />
/>
Длина нарезной части червяка />
/>
Принятое значение нарезной части червяка />
/>
Ширина венца червячного колеса />
/>
Принятое значение ширины венца червячного колеса />
/>
Делительный угол подъема витка червяка />
/>
Таблица 5.6 Действительная скорость />и КПД />Параметры и обозначения Формулы, результаты расчета и принятые числовые значения параметров.
Окружная скорость червяка />
/>
Угол трения />
/>
Уточненное значение коэффициента полезного действия />
/>
Таблица 5.7 Силы действующие в зацепленииСилы, действующие в зацеплении, Н Формулы, результаты расчета и принятые числовые значения параметров.
Окружная на червяке (осевая на колесе)
/>
/>
Осевая на червяке (окружная на колесе) />
/>
Радиальная />
/>
4. Проверочные расчеты
Таблица 5.8 Проверка условия />Параметры и обозначения Формулы, результаты расчета и принятые числовые значения параметров.
Уточненное значение допускаемого контактного напряжения />
/>
Коэффициент />, учитывающий механические свойства червячной пары и угла зацепления α=20°,
/>
Коэффициент нагрузки/>
/>
Расчетное контактное напряжение />
/>
/>
Получилась недогрузка в 8.4%. Расчетвыполнен, верно.
Таблица 5.9 Проверка условия />Параметры и обозначения Формулы, результаты расчета и принятые числовые значения параметров.
Уточненное значение допускаемого контактного напряжения />
/>
Коэффициент формы зуба />
/>
/>
Коэффициент нагрузки />
/>
Расчетное напряжение изгиба />
/>
Раздел IV. Первыйэтап компоновки редуктора. Конструктивныеразмеры корпуса редуктора
Таблица 6 Основные элементы корпуса изчугунного литьяПараметры и обозначения Формулы, результаты расчета и принятые числовые значения параметров.
Толщина стенки нижней части корпуса />
/>
/>
Толщина стенки крышки корпуса
/>.
/>
Толщина верхнего пояса (фланца) корпуса />
/>
Толщина нижнего пояса (фланца) крышки корпуса />
/>
Зазоры
безопасности
Между вершинами зубьев колес и корпусом, />
/>
Между торцом колеса и корпусом,/>
/>
Толщина нижнего пояса (фланца) корпуса без бобышки />
/>
Диаметр болтов, соединяющих основание корпуса с крышкой />
/> Принимаем />и делаем отверстие под болт ∅12
Ширина фланца, соединяющего крышку с корпусом />
/>
Ширина фланца, соединяющего корпус с фундаментом />
/> Число болтов для крепления редуктора n=4
1. Предварительный расчетведущего вала
Диаметр входного конца ведущего вала порасчету на кручение при
Пусть />, тогда
/>
Необходимо согласовать диаметр ведущеговала редуктора с диаметром вала электродвигателя для соединения их муфтой.Тогда />.Следовательно для электродвигателя 4А180М2/2945 />и тогда />
По табл.: />
Таблица 7 Основные размеры вала Параметры и обозначения Формулы, результаты расчета и принятые числовые значения параметров
Диаметр вала под манжету />
/>
Расчетный диаметр вала под подшипник />
/>
Фактический диаметр вала под подшипник />
/>
Подбор подшипников Таблица 7.2 Основныеразмеры подшипника Название подшипника Условное обозначение d, мм D, мм B, мм r, мм Ориентировочные расчетные параметры Кол-во c, кН c0, кН
n об/мин пред.
при
смазке Шариковый радиальный однорядный 308 40 90 23 2.5 31.9 22.7 пластичной жидкой 2 6300 8000
привод шаровая мельницаредуктор
Таблица 7.3 Основные размеры вала Параметры и обозначения Формулы, результаты расчета и принятые числовые значения параметров
Расчетный диаметр вала буртика подшипника />
/>
Фактический диаметр вала буртика подшипника />
/>
Расчетная длина входного участка под муфту />
/>
Длина входного участка
по ГОСТ 12080-66
/>
Предварительный выбор шпоночногосоединения
Таблица 7.4 Основные размеры шпонкиПараметры и обозначения Формулы, результаты расчета и принятые числовые значения параметров Размеры шпонки
/>
Длина шпонки />
/>
Длина шпонки рабочая />
/>
2. Предварительный расчетпромежуточного вала
/>
Следовательно, по ГОСТ 6636-69 (СТ. СЭВ514-77) />
По табл. />
Таблица 8.1 Основные размеры вала Параметры и обозначения Формулы, результаты расчета и принятые числовые значения параметров
Расчетный диаметр вала буртика для упора колеса />
/>
Фактический диаметр вала буртика для упора колес />
/>
Подбор подшипников
Таблица 8.2 Основные размеры подшипника Название подшипника Услов. обозн. d, мм D, мм B, мм с, мм r, мм r1, мм α˚ Ориентировочные расчетные параметры Кол-во c, кН c0, кН Шариковый радиальный однорядный 209 45 85 19 – 2.0 – 25.7 18.1 1 Роликоподшипники радиально-упорные конические однорядные 7612 60 130 47.5 37 3.5 1.2 12 171.0 157.0 2
Дополнительные размеры
Зубчатое колесо:
/>
/>
/>
Присвоим />
/>
Присвоим />
Рассмотрим необходимость изготовлениясплошного колеса или отверстий в колесе
/>
/>
/>
Предварительный выбор шпоночногосоединенияПараметры и обозначения Формулы, результаты расчета и принятые числовые значения параметров
Расчетный диаметр вала под подшипник />
/>
Фактический диаметр вала под подшипник />
/>
Расчетный диаметр вала под буртик подшипника />
/>
Фактический диаметр вала под буртик подшипника />
/> Диаметр вала под колесо
/>
Расчетный диаметр вала буртика для упора колеса />
/>
Фактический диаметр вала буртика для упора колеса />
/> Длина ступицы колеса
/> Длина участка вала под колесо
/> Длина выходного участка вала
/>
Длина выходного участка
по ГОСТ 12080-66
/>
Таблица 8.3 Основные размеры шпонкиПараметры и обозначения Формулы, результаты расчета и принятые числовые значения параметров Размеры шпонки
/>
Длина шпонки />
/>
Длина шпонки рабочая />
/>
3. Предварительный расчет выходноговала
Пусть />, тогда
/>
Следовательно, по ГОСТ 6636-69 (СТ. СЭВ 514-77)/>
По табл. />
Таблица 9.2 Основные размеры подшипника Название подшипника Условное обозначение d, мм D, мм B, мм r, мм r1, мм Ориентировочные расчетные параметры Кол-во c, кН c0, кН Шариковый радиально-упорный однорядный с скосом на одном из колец 46217 85 150 28 3.0 1.5 74.0 66.4 2
Дополнительные размеры
Червячное колесо:
/>
/>
/>
/>
Рассмотрим необходимость изготовлениясплошного колеса или отверстий в колесе
/>
Колесо делать с отверстиями.
/>
/>
/>
Предварительный выбор шпоночногосоединения
Таблица 9.3 Основные размеры шпонкиПараметры и обозначения Формулы, результаты расчета и принятые числовые значения параметров Под колесом Размеры шпонки
/>
Длина шпонки />
/>
Длина шпонки рабочая />
/> Выходной конец вала Размеры шпонки
/>
Длина шпонки />
/>
Длина шпонки рабочая />
/>
Раздел V. Проверочные расчетыподшипников и шпонок
1. Проверка долговечностиподшипников
/>
Проверка долговечности подшипников наведущем валу
Расстояние между опорами
/>.
Диаметр />.
По таблице 4.3 раздела 2: />,/>,/>
Рассмотрим реакции в опорах:
/>
/>
Проверка:
/>
Проверка верна.
/>
Проверка:
/>
Проверка верна.
Суммарные реакции:
/>
/>
Определяем долговечность на наиболеенагруженной опоре.
Рассмотрим подшипник по табл.7.2 раздела4. это подшипник 308:
Коэффициенты />; />,/>/>
Эквивалентная нагрузка:
/>
/>
по табл.7.2 раздела 4. С=31.9 кН
Расчетная долговечность, млн.об.
/>
Расчетная долговечность, ч:
/>
По условию на ведомом валу />
Так как />. Следовательно, подшипникподобран правильно
Проверка долговечности подшипников напромежуточном валу
Расстояние между опорами
/>/>
Диаметр />.
По таблице 4.3 раздела 2 и по таблице 5.7 раздела3
/>,/>/>/>,/>,/>
Рассмотрим реакции в опорах:
/>
/>
Проверка:
/>
Проверка верна
/>
Проверка
/>
Проверка верна
Суммарные реакции:
/>
/>
Определяем долговечность на обоих опорах.
1) Рассмотрим подшипник по табл.8.2 раздела4 это подшипник 209 (опора А):
Коэффициенты
/>; />,/>/>
Эквивалентная нагрузка:
Расчетная долговечность, млн.об.
/>
Расчетная долговечность, ч:
/>
По условию на ведомом валу />
Так как />. Следовательно, подшипникподобран правильно
Рассмотрим подшипник по табл.8.2 раздела 4это подшипник 7612:
Для радиально-упорных коническиходнорядных роликоподшипников средней широкой серии коэффициент осевогонагружения е=0,3
Коэффициенты
/>; />,/>/>
Эквивалентная нагрузка:
/>
по табл.8.2 раздела 4 С=171.0 кН
Расчетная долговечность, млн.об.
/>
Расчетная долговечность, ч:
/>
По условию на ведомом валу />
Так как />. Следовательно, подшипникподобран правильно
Проверка долговечности подшипников наведомом валу.
Расстояние между опорами
/>.
Диаметр />.
/>,/>,/>
Рассмотрим реакции в опорах:
/>
/>
Проверка:
/>
/>
Проверка:
/>
Проверка верна.
Суммарные реакции:
/>
/>
Определяем долговечность на наиболеенагруженной опоре.
Рассмотрим подшипник по табл.9.2 раздела 4это подшипник 46217:
Для подшипников шариковыхрадиально-упорных однорядных коэффициент осевого нагружения е=0,68
Коэффициенты />; />,/>/>
Эквивалентная нагрузка:
/>
/>
по табл.9.2 раздела 4.4.10 С=74.0 кН
Расчетная долговечность, млн.об.
/>
Расчетная долговечность, ч:
/>
По условию на ведомом валу />
Так как />. Следовательно, подшипникподобран правильно.
2. Проверка долговечностишпоночных соединений
Принимаем призматические шпонки соскругленными торцами, размеры сечений шпонок и пазов, длины шпонок принимаем поГОСТ 23360-78 и 10748-79.
Условие прочности:
/>
/> — при стальной ступице100÷120 МПа;
/> — при чугунной ступице50÷70 МПа.
Шпонка выходного конца ведущего вала поз.38:
Диаметр вала :/>. Сечение и длина шпонки />.
Глубина паза />.Момент />
Напряжения смятия:
/>
Шпонка под зубчатым колесом поз.39:
Диаметр вала: />.
Сечение и длина шпонки />.
Глубина паза />.Момент />
Напряжения смятия:
/>
Шпонка под червячным колесом поз.40:
Диаметр вала: />.
Сечение и длина шпонки />.
Глубина паза />. Момент />
Напряжения смятия:
/>
Шпонка выходного конца ведомого вала поз.41:
Диаметр вала :/>.
Сечение и длина шпонки />.
Глубина паза />.
Момент />
Напряжения смятия:
/>
Все шпонки пригодны.
3. Уточненный расчет валов
Нормальные напряжения от изгиба изменяютсяпо симметричному циклу, а касательные от кручения — по отнулевому(пульсирующему).
Уточненный расчет состоит в определении коэффициентовзапаса прочности /> для опасных сечений и сравненииих с требуемыми (допустимыми) значениями />. Прочность соблюдена при />.
Будем производить расчет дляпредположительно опасных сечений ведомого вала.
Ведущий вал проверять на прочность неследует, так как размеры поперечных сечений, принятые при конструировании послерасчета геометрических характеристик по таблице 4.2 раздела 2 (/>,/>,/>), значительно превосходятте, которые могли быть получены расчетом на кручение. А также диаметр входногоконца вала получился при расчете на кручение />, но по соображениямконструирования приняли />(решено брать такой диаметр дляудобства соединения диаметра входного вала и диаметра вала электродвигателя).
Определение коэффициентов запаса прочностив опасных сечениях ведомого вала:
Построим эпюры моментов на изгиб.
/>
Материал Сталь 45, термическая обработкаулучшение. />.
Предел выносливости при симметричном циклеизгиба:
/>
Предел выносливости при симметричном циклекасательных напряжений:
/>
По рисунку видно, что сечения А-А наиболеенагруженное для данного вала. Рассмотрим его:
Определим коэффициент запаса прочности покасательным напряжениям:
/>
Где амплитудное и среднее значениекасательных напряжение:
/>
При />,/>,/>
/>
/>
Суммарный коэффициент снижения пределавыносливости при кручении:
/>
Принимаем />, и тогда
/>
Коэффициент чувствительности материала касимметрии цикла:
/>
/>
Определим коэффициент запаса прочности понормальным напряжениям:
/>
По рисунку видно, что в вертикальнойплоскости сечения действует момент />, а в горизонтальной плоскости сечениядействует момент />. Найдем суммарный момент дляопределения амплитуды нормальных напряжений:
/>
Определим момент сопротивления изгибу:
/>
Амплитудное значение нормальныхнапряжений:
/>
Среднее значение нормальных напряжений />:
Суммарный коэффициент снижения пределавыносливости при изгибе:
/>
Принимаем />, и тогда
/>
/>
Определим результирующий коэффициентзапаса прочности:
/>
Сравним коэффициент запаса прочностисечения А-А с допустимым значением коэффициента запаса прочности />. />
Расчет по сечению А-А на прочностьвыполнен правильно, так как />должно быть не ниже />
Проведем расчет крайнего сечения Б-Б
Определим коэффициент запаса прочности покасательным напряжениям:
/>
Где амплитудное и среднее значениекасательных напряжение:
/>
/>,/>,/>
/>
/>
Суммарный коэффициент снижения пределавыносливости при кручении:
/>
Принимаем />, и тогда
/>
Коэффициент чувствительности материала касимметрии цикла
/>
/>
/>
Расчет по сечению Б-Б на прочностьвыполнен правильно, так как />должно быть не ниже />
Вывод: Ведомый вал подобран правильно, онсоответствует условиям кручения, изгиба и прочности и может быть принятым вэксплуатацию для данного редуктора.
Раздел VI. Посадкидеталей редуктора, завершающий этап разработки проекта
Смазывание зацепленияпроизводится окунанием червячного и зубчатого колеса в масло. Уровень масла,заливаемого внутрь корпуса, до погружения зубьев червячного колеса на всювысоту зуба. Устанавливаем рекомендуемый сорт смазочного масла.
При контактныхнапряжении до 200 МПа на червячной передачи и до 600 МПа на зубчатой передаче искорости скольжения на промежуточном валу />, получаем кинематические вязкостидля червячной передачи /> идля зубчатой />. По полученным результатам выбираеминдустриальное масло И-30А ГОСТ 20799-75.
Подшипники смазываемпластичным смазочным материалом, закладываемым в подшипниковые камеры примонтаже. Сорт пластичной смазки рекомендациям -солидол марки УС-2 ГОСТ 1033-73.
Литература
1. Атлас конструкций редукторов./ Цехнович Л.И., Петриченко И.П Киев. Высш. шк. 1990.151с.
2. Детали машин: Атлас конструкций /Под ред.Д.Н.Решетова, М.: Машиностроение, 1992.
3. Детали машин./ Иванов М.Н. М.: Высш. шк., 1998. 383 c
4. Конструирование опор на подшипниках качения./Фролов А.Г., Кудрявцев Е. П.-М.; издательство МЭИ,1990-88с.
5. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие/С.А.Чернавский, К.Н. Боков и др.-М,; ООО ТИД «Альянс»,2005.-416 с.
6. Методические указания к курсовому проектированию покурсам «Основы конструирования», «Конструирование машин», «Инженерноепроектирование» /Ю.И.Сазонов. М.: Издательство МЭИ, 1991. 44 с.
7. Методические указания к курсовому проекту и типовомурасчету по курсам основы инженерного проектирования, механика и основыконструирования. Оформление Расчетно-пояснительной записки(РПЗ) к курсовомупроекту и типового расчета(ТР)./ Фролов А. Г., М.; издательство МЭИ,1989-20с.
8. Методические указания к практическим и лабораторнымзанятиям по курсам «Основы конструирования» и «Основы инженерногопроектирования» /Мороз С.Ф.Аксенова, Баранов В.В. и др./ -М,; ИздательствоМЭИ,1991 -44 с.
9. Методические указания к лабораторным работам ипрактическим занятиям по курсам «Основы конструирования» и «Инженерноепроектирование ».Соединения./Мороз С.Ф.Аксенова, Нестеров В.И./Под ред.С.Ф.Мороз. -М,; Издательство МЭИ,1994 -45 с.
10. Механика и конструирование машин.Механизмы атомных электростанций./Перемыщев Д.А. Сердюкова, И. А. ШульцА, Г.: Моск.энерг.ин-т,1989.-27с.
11. Основы взаимозаменяемости истандартизации в машиностроении./Под ред. Д. А. Перемыщева -М.: ИздательствоМЭИ,2004-87, с.
12. Основы конструирования. В 2 кн./Орлов П.И. Основы конструирования. В 2 кн. М.: Машиностроение, 1988.