Признаки государства. Правонарушения

Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Контрольная работа по теориигосударства и права
Вариант 2
Факультет: Бизнеса
Группа: ФБЭ-74
Выполнила: Бадрина А.В.
Проверил: Грухин Ю.А.
Новосибирск
2010

Содержание
1. Признаки (свойства) государства
2. Понятие «орган государства» иклассификация органов государства по различным основаниям
3. Элементы состава правонарушения
Список использованных источников

1.        Признаки(свойства) государства
 
Госуда́рство — этополитическая организация общества, которая распространяет свою власть на всютерриторию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратомуправления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом [1].
Термин обычноиспользуется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. Внастоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды иприлегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами.
По сравнению с общиной,которая является простым (неорганизованным) обществом, государство содержит в себесоциальный класс (или классы), профессиональным занятием которого (или которых)является управление общими делами (при общинном устройстве, каждый общинникпричастен к управлению таковыми) [6].
В русском языке частопроисходит смешение понятия «государство» и политической власти, котораяуправляет общими делами организованного общества (например: «в этомгосударстве…» и «государство настаивает на более интенсивном вмешательстве вэкономику…») [2].
Признаки государства:
·         Наличиеорганизационных документов (в которых изложены цель создания и задачигосударства):
1.        конституция,
2.        военная доктрина,
3.        законодательство.
·         Наличиеруководства (аппарат управления):
1.                    президент(парламент или др.)
2.                    правительство,
3.                    парламент,
4.                    суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения иразрешения уголовных, административных, гражданских и иных категорий дел вустановленном законом конкретного государства процессуальном порядке.
·         Управление ипланирование:
1.                    нормированиежизни общества (система права — совокупность норм, институтов и отраслей правав их взаимосвязи.),
2.                    государственная(политическая и внешнеполитическая) деятельность,
3.                    хозяйственнаядеятельность (экономика),
а)                    собственнаяденежная система,
б)                    налоговые сборы.
·         Собственность(ресурсы):
1.                    территория,
2.                    население.
3.                    границы и т.д.
·         Наличиеподчиненных организаций:
1.                    охранаправопорядка,
2.                    вооружённые силы,
3.                    периферийныеадминистративные организации.
·         Наличиегосударственного языка (языков).
·         Суверенитет(способность государства выступать в международном правовом поле как признанноедругими государствами юридическое лицо). Суверените́т (фр. Souveraineté11]- верховная власть, верховенство, господство[7]) — свободное, независимое откаких-либо внешних сил верховенство[4]. Понятие суверенитета выражает общеесвойство любого государства. Также в русской научной терминологии существуютпонятия национального и народного суверенитета[8]. В современной политологии,кроме этого, используется такой термин как суверенитет личности илигражданина[5].
·         Публичная власть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны,являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя.Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной властисвязано с возникновением первых государств.
·         Гражданство — устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в ихвзаимных правах и обязанностях. Долгое время в монархических странах связь лицас государством выражалась в виде подданства, то есть в связи непосредственно смонархом, а не с государством в целом. В настоящее время в большинствемонархических стран отказались от подобной концепции и институт подданства былзаменён на институт гражданства, хотя зачастую, понятие подданство нередкоупотребляется для придания речи большей высокопарности и художественности, хотяфактически это неверно.
·         Государственныесимволы — установленные конституцией или специальным законом отличительныезнаки конкретного государства. К государственным символам в разных странахотносятся герб, флаг, гимн.
 
2. Понятие «органгосударства» и классификация органов государства по различным основаниям
Орган государства — этоюридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная частьгосударственного механизма, которая состоит из государственных служащих,наделена государственно-властными полномочиями и необходимыми материальнымисредствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач ифункций.
Таким образом, как видноиз определения, задачи и функции государства реализуются посредствомдеятельности государственного механизма, а орган государства — это частьгосударственного механизма, его основная ячейка, которая обладает следующимиспецифическими особенностями:
1. Государственный органнаделен властными полномочиями.
Вообще, любоегосударственно-властное полномочие характеризуется рядом признаков:
• порядок формирования,принципы деятельности государственного органа, его структура и компетенциязакрепляются правовыми нормами;
• государственный органнаделен правом издания юридических актов, имеющих обязательную правовую силу;
• в издаваемыхюридических актах происходит установление некоторых предписаний, правилповедения. Исполнение данных установлений обеспечивается мерами убеждения,воспитания, поощрения, а также возможностью применения принудительной(карательной) государственной силы;
• государственный органопирается на материально-техническое обеспечение установленных предписаний.
В данной особенностисодержания понятия «государственный орган» проявляется взаимосвязь государстваи права, всего государственного механизма и отдельного государственного органа.
2. Государственный органнаделен определенной экономической и организационной обособленностью исамостоятельностью.
3. Каждый государственныйорган сообразно своей компетенции выполняет строго определенные, свойственныеему функции.
4. Для осуществленияпоставленных перед ними задач государственные органы располагают необходимымиматериальными средствами, к числу которых относятся: материальные ценности,многочисленные организации, предприятия, учреждения, не являющиесягосударственными органами.
—    Физическим воплощениемгосударственного органа являются люди, из которых состоит аппарат данного органа.Это может быть как отдельное должностное лицо (единоличный государственныйорган), так и несколько государственных служащих (коллегиальный государственныйорган).
Все многообразиегосударственных органов можно классифицировать по различным критериям. По видуюридического источника легитимности существования государственного органа ониподразделяются на следующие виды:
• первичные органы — данная группа государственных органов устанавливается в нормах Конституции РФ,федеральных и федеральных конституционных законов, уставов субъектов РоссийскойФедерации. Такие органы созданы непосредственно для выполнения задач и функцийгосударства;
• вторичные органы — учреждаются в нормах подзаконных нормативных актов — постановлений ираспоряжений Правительства, указов и распоряжений Президента РФ. Такие органысозданы для обеспечения исполнения первичными государственными органами своихполномочий.
Как указывалось выше, попринципу разделения властей все государственные органы делятся на три основныегруппы (ветви власти): законодательные (представительные), исполнительные,судебные.
По действию впространстве государственные органы классифицируют на федеральные органыРоссийской Федерации и органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации.
По такому критерию, какдлительность действия, все государственные органы делятся на две группы:постоянные и временные, которые в свою очередь делятся на чрезвычайные ивоенные.
По числу государственныхслужащих, состоящих на службе в государственном органе, органы подразделяют наединоличные — с одним государственным служащим и коллегиальные — с двумя иболее.
Следует отметить, чтообобщающим критерием классификации государственных органов, составляющихмеханизм Российского государства, является их место, роль и функциональноеназначение в структуре государственного механизма. Итак, в соответствии суказанным критерием выделяются следующие государственные органы:
—   ПрезидентРоссийской Федерации — это глава государства, который, согласно Конституции РФи федеральным законам, выступает в роли гаранта конституционных прав и свободчеловека и гражданина, гаранта охраны суверенитета Российского государства.
Кроме того, Президент РФопределяет основные направления внутренней и внешней политики Российскогогосударства. Президент также является Верховным Главнокомандующим ВооруженнымиСилами РФ.
Однако наряду сПрезидентом Российской Федерации существуют также президенты в республиках,являющихся субъектами Российской Федерации.
2. Органыпредставительной и законодательной власти. В современном Российском государстведанная группа органов представлена в Федеральном Собрании, которое состоит издвух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации являетсяназначаемым органом, в его состав входят по два представителя от каждогосубъекта Российской Федерации. Государственная Дума является избираемыморганом, в ее состав входит 450 депутатов.
Наряду с федеральнымисуществуют также и законодательные (представительные) органы государственнойвласти субъектов Российской Федерации.
3. Органы исполнительнойвласти. К числу данных органов относится прежде всего Правительство РоссийскойФедерации, которое состоит из Председателя Правительства, его заместителей ифедеральных министров.
Исполнительно-распорядительнаядеятельность Правительства РФ осуществляется посредством функционированияработающих под его руководством органов. К числу последних органов относятся:
а) федеральныеминистерства и их территориальные органы;
б) государственныекомитеты;
в) федеральные комиссии;
г) федеральные службы;
д) российские агентства;
е) федеральные надзоры ииные федеральные органы исполнительной власти.
К группе органовисполнительной власти также относятся исполнительные органы субъектовРоссийской Федерации, а также аппараты законодательных (представительных) иисполнительных органов власти Российской Федерации и ее субъектов.
4. Органы судебнойвласти. К их числу относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ иподнадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции, мировые судьи, ВысшийАрбитражный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.
5. Прокуратура РоссийскойФедерации во главе с Генеральным Прокурором.
6. Вооруженные СилыРоссийской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
 
3. Элементы составаправонарушения.
Правонарушение — деяние(действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм исовершенное деликтоспособным лицом.
Правонарушение –виновное, противоправное деяние, наносящее вред обществу. Деяниеправодееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.
Состав правонарушения –это идеальная структура правонарушения, показывающая из каких частей, элементовоно состоит, т.е. это совокупность элементов при наличие которых возможновозложение юридической ответственности и наказания.
Четыре обязательныхэлемента состава:
1.        Объект – это то,на что направлено правонарушение, т.е. это охраняемые правом общественныеотношения (деньги, ценные вещи и т.п. – не объект);
2.        Субъект – Лицо,которое совершает правонарушение:
·         Юридические лица;
·         Физические лица.
3.        Объективнаясторона – образует само деяние, обстоятельство через признаки правонарушения:
·         Правонарушениемможет быть как действие, так и бездействие.
·         Противоправность:всегда представляет собой нарушение норм, содержащихся в правовых актах.Впрочем, законом предусмотрен ряд обстоятельств, исключающих противоправностьдеяния и освобождающих лицо от юридической ответственности.
·         Общественнаяопасность — принесение вреда или создание угрозы вреда. При ее отсутствииправонарушение не считается таковым.
·         Виновность — волевой выбор лицом варианта неправомерного поведения.
·         Деликтоспособностьлица, совершившего противоправное деяние (способность лица самостоятельно нестиответственность за вред, причиненный его противоправным деянием).
4.        Субъективнаясторона – психическое состояние отношения лица, совершившего правонарушение.Характеризуется наличием вины, мотивов и целью совершения правонарушения
Вина – представляет собойпсихическое отношение субъекта к своим действиям, выражающееся в осознании,предвидении и желании наступления юридических последствий.
Мотив – это внутреннеепобуждение, которым руководствуется субъект при совершении правонарушения.
Цель – это мысленнаямодель результата, которого субъект пытается достичь при совершенииправонарушения.
Формы вины
Умысел – характеризуетсятем, что лицо, совершившее правонарушение сознавало общественно опасныйхарактер своего действия или бездействия
Прямой умысел:
·         Осознание
·         Предвидение
·         Желание
Косвенный умысел:
·         Осознание
·         Предвидение
·         Не желание, хотясознательно допускает последствия
Неосторожность — это однаиз форм вины, характеризующаяся легкомысленным расчётом на предотвращениевредных последствий деяния лица, либо отсутствием предвидения наступления такихпоследствий.
Легкомыслие:
·         Предвидение
·         Легкомысленно(самонадеянно) рассчитывает на самостоятельное предотвращение последствий
·         Осознание
Небрежность:
·         Не предвидениевозможности вредных последствий, хотя лицо было должно и могло их предвидеть
Разберём составправонарушения на примере.
Является ли кража холодильникаиз магазина РЕМБЫТЕХНИКА правонарушением?
По признакамправонарушения:
·         Этопротивоправное деяние
·         Вина совершившегоэто деяние есть
·         Противоправностьприсутствует
·         Вредныйимущественный результат на лицо
·         Причинная связьмежду деянием и наступившим вредным результатом в наличии
·         Внешняявыраженность (правонарушение совершено) имеется
По составуправонарушения:
·         Объект – правамагазина РЕМБЫТЕХНИКА ни владение холодильником
·         Субъект – вор
·         Объективнаясторона – кража
·         Субъективнаясторона – умышленное хищение холодильника с целью обогащения
Кража холодильникаЯВЛЯЕТСЯ правонарушением, т.к. содержит в себе все 4 обязательных элемента составаправонарушения и соответствует всем признакам правонарушения.

Список использованныхисточников
1. Боер А.А., Кузнецов Э. В., СтаровойтоваО.Э. Теория государства и права: учебное пособие. — Санкт-Петербург:Редакционно-издательский центр ГУАП, 2007. — С. 151. — ISBN 5-8088-0236-9.
2. Власов В.И. Теория государства иправа: учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — С. 70-75. — ISBN 5-222-02434-2.
3. Моисеев А.А. Суверенитетгосударства в современном мире. Международно-правовые аспекты. — М., «Научнаякнига», 2006. 246 с.3. 4.Политология: Энциклопедический словарь / Под общ. ред.Ю.И. Аверьянова. — М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. — С. 367.
5. Политология: Энциклопедическийсловарь / Под общ. ред. Ю.И. Аверьянова. — М.,: Изд-во Моск. коммерч. ун-та,1993. — С. 369.
6. Пиголкин А.С., Головистикова А.Н.,Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х. Теория государства и права: учебник под редакцией А.С. Пиголкина. — Москва: Юрайт-Издат, 2005. — С. 61-63. — ISBN 5-94879-145-9.
7. Суверенитет государственный //Большая советская энциклопедия / Гл. редактор А.М. Прохоров. — 3-е издание. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1976. — Т. 25. — С. 26.
8. Ушаков Н.А. Суверенитет и еговоплощение во внутригосударственном и международном праве // Московский журналмеждународного права. — 1994. — № 2. — С. 3-4.
9. Большой французско-русский словарьABBYY Lingvo / Главный редактор М.Н. Сизых. — М.: АБИ Пресс, 2010. — ISBN978-5-391-00028-0.