Реферат Экскурсоведение Анализ экскурсии Содержание Введение Методы показа. Индукция. Дедукция Экскурсия-лекция «О Черном море на теплоходе» Заключение Введение “Человек устроен природой так, что всегда будет рождать себе подобных, жить долго или не очень, уходить в мир иной, и обязательно на протяжении всей своей жизни будет стремиться выкраивать для себя хотя бы короткие периоды отдыха”.
Вполне естественно желание людей поручать организацию своего отдыха специалистам. Так что во все времена работникам сферы путешествий и туризма найдется работа, а если повезет, то и доход, т.к. на мировом рынке туристский бизнес является одним из самых рентабельных видов бизнеса, уступая лишь игорному, информационному и нефтяному. Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов.
Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта. Методика проведения экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, иных различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия экскурсовода по
демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа. С одной стороны, методика близка к научной дисциплине, а с другой — она представляет собой реализацию требований этой дисциплины на практике. Методы показа. Индукция. Дедукция Показ объекта экскурсии должен быть построен так, чтобы постепенно раскрывались его особенности. Порядок наблюдения, его последовательность могут носить индуктивный или
дедуктивный характер. Эти методы познания имеют такое же значение для методики, как анализ и синтез. Однако есть существенное различие в их применении. Если анализ и синтез активно используются в той части экскурсии, которая получила условное название «показ», то индукция и дедукция находят место в рассказе. Индукция — способ рассуждения (логический метод), основанный на умозаключении от частных, единичных
случаев, от разрозненных фактов к общему выводу и обобщениям. Дедукция — способ рассуждения, логическое умозаключение от более общего к менее общему, частному, от общих суждений, положений к отдельным фактам, выведению следствия из посылок. Оба эти способа рассуждения не существуют изолированно, они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Экскурсия представляет собой информационный процесс — передачу систематизированной информации аудитории.
В этом процессе имеет место прямая и обратная связь: экскурсовод показывает и поясняет — прямая связь; экскурсанты воспринимают информацию и выражают свое отношение к ней (реакция) — обратная связь. Реакцию экскурсовода на реакцию экскурсантов можно рассматривать как коррекцию прямой связи, которая ведет к последующим изменениям содержания и формы рассказа, а также методики показа объектов. Важную роль в процессе познания играет память, важный канал восприятия.
Память — одно из свойств нервной системы, которое находит выражение в способности запоминать информацию. Все то, что видел и слышал экскурсант, о чем он думал, что пережил, получая зрительную и слуховую информацию, откладывается в его памяти. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, воспоминание. Виды памяти: произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная, кратковременная и долговременная. Особые виды памяти: двигательная (моторная), эмоциональная, образная
и словесно-логическая. Типом образной памяти являются зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. Восприятие материала на экскурсии связано в основном со зрительной (показ), слуховой (рассказ) памятью и построено на осмысленном запоминании материала. Успешному запоминанию способствует установка на запоминание, которую дает экскурсовод. Раскрывая тему, он должен иметь в виду индивидуальные особенности памяти экскурсантов.
Наибольшей эффективностью в запоминании экскурсионного материала добиваются люди, имеющие зрительно-слуховую память. Излагая материал, экскурсовод опирается на зрительную память экскурсантов, используя прежде всего долговременную образную память и информацию, которая в ней хранится. Он учитывает различия, характеризующие разные группы экскурсантов. Люди с развитым интеллектом (мыслительными способностями) лучше усваивают информацию.
Люди с неразвитым интеллектом, имея слабую память, нуждаются в «разжевывании» материала — в подробных разъяснениях, повторении, обширном комментировании наблюдаемого. Для экскурсовода важно, чтобы воспринятая экскурсантом информация объединялась и систематизировалась. Тогда она будет сохранена в памяти и может быть воспроизведена по памяти. Успех этих процессов зависит от того, насколько осмыслен материал, от степени его значимости, установок,
которые дает экскурсовод Внимание на экскурсии — это сосредоточенность мыслей, зрения и слуха человека на каком-либо объекте. Успех экскурсии зависит от таких свойств внимания, как активность, направленность, широта, интенсивность, устойчивость. Большое значение вниманию придавал К. Д. Ушинский. Он называл внимание единственной дверью, через которую впечатления внешнего мира приходят в душу человека. Но для того, чтобы внимание человека было направлено на определенные объекты, необходимо
его организовать и управлять им. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное (непреднамеренное) внимание характеризуется пассивностью, объект при этом заранее не подбирается и осматривается без какой-либо цели. Это не требует волевых усилий. Такой вид внимания не показателен для экскурсии. Произвольное (сознательное, преднамеренное) внимание характеризуется активностью, оно требует волевых усилий человека, направляется и удерживается с помощью
задачи быть внимательным. В экскурсии этот вид внимания активизируется правильно построенным рассказом и выбором объектов. Произвольное внимание предполагает заинтересованность экскурсантов. Поэтому важно в самом начале экскурсии вызвать интерес к предмету показа и рассказа. Послепроизвольное внимание характерно тем, что увлекает, захватывает и не требует от человека волевых усилий. На основе возникшего интереса к объектам показа и рассказа развивается активная мыслительная
деятельность экскурсантов. Для экскурсии характерны два вида внимания — произвольное и послепроизвольное. Устойчивость произвольного внимания обеспечивается новизной, необычностью самого объекта, неожиданностью полученной устной информации, контрастностью, например, памятника архитектуры с другими зданиями, расположенными рядом. Внимание, его направленность и устойчивость на экскурсии во многом зависят и от таких качеств людей, как добросовестность, трудолюбие, терпение, желание пополнять свои знания.
Не менее важно в экскурсии иметь в виду пределы объема внимания. «Объем внимания — количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий срок времени» В экскурсиях сочетаются три вида психических процессов: познавательный — ощущение, представление, мышление, воображение; эмоциональный — переживания; волевой — усилия для сохранения внимания, работы памяти. Задача экскурсовода — пробудить интерес у слушателей к теме и основным вопросам проводимой экскурсии.
Делается это с помощью психологической установки на восприятие сказанного. Важное место в формировании интереса к теме занимает вступление, которое вводит экскурсантов в содержание экскурсии. Устойчивость внимания экскурсантов во многом зависит от того, с какого объекта начинается экскурсия и чем маршрут будет завершен. Эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько он по своему содержанию доступен для данной аудитории.
Материал должен излагаться с учетом подготовленности аудитории, ее общеобразовательного уровня, жизненного опыта. Экскурсия о Черном море на теплоходе Этим летом я посетила экскурсию, которая проходила в Абхазии. Экскурсия представляла собой прогулку на теплоходе по черному морю, и рассказом о нем. Это была обзорная экскурсия. В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом.
Хронологические рамки такой экскурсии – время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития. По форме проведения наша экскурсия представляла собой экскурсию-прогулку и экскурсию-лекцию, потому что, в данной экскурсии рассказ преобладал над показом. В качестве показа мы видели только бескрайнее Черное море и город Гагру на левом берегу. Основные компоненты экскурсии:
Композицией нашей экскурсии являлся обзор и рассказ. Целью и задачей было получить конкретную информацию о Черном море, его глубине, о видах животных и растений, которые присутствуют в водах Черного моря. Также информация о границах, и странах которые омывает Черное море, то есть Цель: культурно-воспитательная, задача: наглядный процесс познания на специальном
объекте, находящимся в природных условиях. Общения между экскурсоводом и экскурсантами не проходило, так как экскурсовод находился в специальной кабине теплохода, и вел свой рассказ через рупор. Это было прямое общение – обратная связь с экскурсоводом отсутствовала. Экскурсовод очень хорошо держал во внимании нашу группу, он правильно и понятно подавал информацию слушателям, то есть нам. Признаки экскурсии Признаками нашей экскурсии было:
Продолжительность составляла 1 час. Из которых рассказ велся примерно 30 минут, все остальное время экскурсантов просто катали по морю. Наличие экскурсантов и экскурсовода Перемещение по маршруту. Сначала вдоль берега, на котором стоит город Гагара, затем в открытое море. Целепологание, то есть, наличие цели и пологания. Процесс познания. Процесс познания начинается с коммуникации, то есть контакта органов чувств экскурсанта
с объектом показа. Главными источниками информации для человека является зрение и слух. Наиболее развитым в экскурсионной деятельности является зрительное восприятие. Восприятие в экскурсионной деятельности это результат одновременного воздействия объекта показа на органы зрения, слуха, чувств и логики. Наш экскурсовод использовал такой экскурсионный метод познания как наглядность. К показу Черного моря прилагался рассказ-коментарий, исследовательским элементом являлось
получить новые знания и факты о Черном море Главным достоинством лично для меня было то, что опираясь на объяснения и рассказ экскурсовода, я начала воспринимать Черное море как объект в целом. Мне было очень интересно и увлекательно слушать рассказ о Черном море, непосредственно плыть по нему на теплоходе и очень хорошо представлять себе то, что находится на глубинах. Формой представления было воображение.
Это был процесс узнавания. Рассказ о Черном море и его показ, как бы возбуждал память, и в моем сознании происходил замен того образа который существовал в памяти до этого. Роль рассказа в нашей экскурсии была велика. Рассказ экскурсовода носил дедуктивный характер, то есть переходил от общего к частному, от общих сведений о Черном море к определенным фактам о нем, например, от общего местоположения
Черного моря до его наибольшей глубины в определенном месте. Эта экскурсия мне очень понравилась и запомнилась .Было очень увлекательно и интересно, экскурсовод умело завладел моим вниманием и я с большим интересом и легкостью слушала и запоминала все что он рассказывал о Черном море. Я советую побывать в этой замечательной стране и посетить множество интересных экскурсий
в частности экскурсию о Черном море на теплоходе. Заключение Процесс совершенствования навыков экскурсовода не прекращается после усвоения им методических приемов, а продолжается непрерывно. Постепенно устраняется лишнее в показе и рассказе. Более точными и осмысленными делаются жесты экскурсовода, углубляется методика показа объектов, более образным становится рассказ экскурсовода. Каждая конкретная экскурсия только тогда будет совершенствоваться,
когда ведется работа по «доводке» методики ее проведения. Используя методический прием, экскурсовод исподволь наблюдает, как он воспринимается экскурсантами, насколько эффективно данный прием помогает ему донести материал до аудитории. Если же прием «не срабатывает», в экскурсию вводится другой методический прием, способный более успешно выполнить отведенную ему роль. Уровень эффективности экскурсии зависит от следующих условий:
Во-первых, от авторов экскурсий, методистов и экскурсоводов зависит то, что запомнит человек из сообщенных ему знаний. Задача их – помочь человеку понять и сохранить в своей памяти то, что является главным в экскурсии. Это достигается методическими приемами. Во-вторых, эффективность каждой конкретной экскурсии зависит от того, какая часть экскурсии может быть представлена ее участниками зрительно. Словесный материал должен быть построен и подан таким образом,
чтобы он с помощью наблюдаемых объектов и наглядных пособий «портфеля экскурсовода» превратился в сознании экскурсантов в зрительные впечатления. Это должно быть методически продумано, спланировано и обеспечено в ходе подготовки экскурсии. Успех дела обеспечивают и глубокое содержание материала, и образный язык, и методические приемы, позволяющие зрительно донести экскурсионный материал до участников экскурсии В-третьих, методика не должна ограничиваться показом объектов и зрительным восприятием.
Методику следует ориентировать на активное участие в процессе восприятия органов чувств. По примеру природоведческих и вечерних городских экскурсий основанием для восприятия могут стать осязание и обоняние экскурсантов. Необходимо расширить действенность звуковой наглядности, например, звуков природы (шума леса, журчанья ручья), при посредстве которых человек осуществляет свои связи с окружающим миром. Методика проведения экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов
и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа.