Введение
Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы. Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Именно по причине важности этого вопроса для современной экономики я выбрала его темой своей курсовой работы.
В своей работе я постаралась рассмотреть понятие антимонопольной политики, цели и методы демонополизации экономики, её особенности в условиях рыночной экономики, а также осветить процесс становления антимонопольной политики в России, действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования.
Во время работы над этой курсовой я научилась лучше систематизировать информацию, выделять наиболее важные вопросы, сопоставлять сведения из разных источников и, несомненно, получила новые знания по проблеме антимонопольной политики.
1 Демонополизация, её цели, способы и механизмы
1.1 Понятие антимонопольной политики
Конкуренция может оказаться под угрозой, если власть и рычаги экономического воздействия на рынок будут сконцентрированы в руках небольшого количества его участников. Любые ограничения соревнования в условиях рыночной системы препятствуют свободному действию рыночных механизмов, ведут к диспропорции спроса и предложения, нерациональному использованию производственных мощностей и факторов развития и, как результат, к снижению эффективности рыночной системы.
Эффективность функционирования общества достигается за счет результативности отдельных отраслей и уровня правительственной политики. Виды инструментов государственной политики, направленной на корректирование экономического поведения и структуры рынка, разнообразны, мы же уделим наибольшее внимание государственной антимонопольной (конкурентной) политике, призванной обеспечивать такие условия функционирования рынка, при которых не возникает избирательного ущемления интересов конкурентов или нарушения прав потребителей.
Антимонопольная политика – комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.
Конкурентная политика – более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских и разъяснительных мероприятий по информированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком. В европейской практике эта политика получила название «адвокатирование конкуренции».
Рассматривая содержательную сущность антимонопольной политики любого государства, исповедующего рыночные начала в экономике, в том числе Российской Федерации, следует иметь в виду два уровня понимания этой политики.
В узком смысле антимонопольную политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, относящихся к системе конкурентного права.
В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг решений, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов.
Государство обязано выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции).
1.2 Основные цели антимонопольной политики
Можно выделить следующие основные цели, достижение которых позволяет идентифицировать эффективность рыночной системы:
а) Рациональное использование ресурсов для выпуска продукции и ее соответствия количественным и качественным требованиям потребителей.
б) Деятельность субъектов рынка, относящихся к любой стадии воспроизводственного цикла, должна быть прогрессивной и оптимальной, должна использовать преимущества науки и техники.
в) Распределение доходов должно быть справедливым и не должно превышать уровня, необходимого для возмещения затрат.
г) Достижение социальной и экономической стабильности в обществе.
В связи с этим основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности российской экономики (рис. 1).
Достижение этих целей предполагает:
а) проведение мероприятий по демонополизации высокомонополизированных рынков и поддержке предпринимательства;
б) обеспечение «прозрачности» создания, слияния и присоединения коммерческих организаций, процедур, предусматривающих концентрацию активов и рыночной власти;
в) снижение барьеров входа на рынки новых экономических структур и обеспечение эффективного контроля за поведением доминирующих хозяйствующих субъектов;
г) активизацию работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках;
д) упорядочение оказания государственной помощи;
е) организацию антимонопольного контроля за поведением субъектов естественных монополий;
ж) пропаганду основных требований и норм антимонопольного законодательства разработку мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции.
/>
Рисунок 1 – Экономические цели антимонопольной политики
1.1 Направления антимонопольной политики
Практика антимонопольной деятельности осуществляется в значительной мере по четырем важнейшим, традиционным направлениям:
а) ограничение монополизации рынка;
а) запрещение слияния конкурирующих компаний;
б) запрещение установления монопольных цен;
в) сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.
Современная практика ориентируется на развитие двух важнейших форм совершенной и несовершенной конкуренции:
а) Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта, которая предполагает разделение различных видов продукции и услуг на их подвиды, производством и реализацией которых занимаются разные компании. Она позволяет учитывать как особенности различных производственных структур, так и различие условий реализации продукции. Это своеобразная достаточно эффективная форма сочетания совершенной и несовершенной конкуренции.
б) Достаточно эффективной формой сочетания совершенной и несовершенной конкуренции является олигополия, базирующаяся на господстве небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. Например, крупнейшие автомобильные гиганты США — «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер», с одной стороны, монополизировали рынок автомобилей в США, с другой — ориентируют потребителей на качество, предпочтительность каждой торговой марки. При этом «возможности кошелька» позволяют наиболее состоятельным покупателям приобретать уникальные, порой произведенные в единственном экземпляре товары высокого качества по высоким рыночным ценам.
При установлении такого рода высоких цен монополии ориентируются не на ценовую, а на неценовую конкуренцию. Соперничество ведется на базе технического nревосходства, высокого качества, надёжности изделий.
Относительно слабые компании, не выдерживающие конкуренции, теряют позиции на рынке, как правило, поглощаются крупным бизнесом, или могут сотрудничать с ним в качестве вспомогательных структур.
Важным аспектом антимонопольного законодательства является запрещение слияния конкурирующих компаний. При этом правительства многих стран контролируют и противодействуют не только открытым, но и «тайным» объединениям и сговорам. Отмеченное обстоятельство явилось основной причиной «антикартельной» политики, поскольку многие картельные объединения по мере развития все более переходили от открытых к тайным «джентльменским» соглашениям, что также противоречит антимонопольной политике.
Чрезвычайно важное направление антимонопольной политики — цены. Обеспечивавший длительное время монопольно высокие прибыли механизм монопольных цен, маневрировавший монопольно высокими и монопольно низкими ценами, корректируется антимонопольным законодательством.
С помощью антимонопольного законодательства правительства многих стран проводят активную «антидемпинговую» политику, направленную против устранения крупным бизнесом более слабых соперников, запрещая снижение цен реализации товаров ниже издержек их производства, тем самым стимулируют жизнедеятельность более слабых конкурирующих структур.
1.2 Методы и тенденции антимонопольной политики
В целях развития конкуренции используются различные подходы и методы ценообразования. Главное – не дать возможности задушить конкурентов, воспрепятствовать исключения их из производственного процесса.
По отношению к крупным монополистическим структурам проводится довольно жесткая политика контроля над ценами, не позволяющая утаивать прибыли от налогообложения.
Очень жесткий порядок ценообразования в области естественных монополий. Достаточно широкое распространение в современной западной экономике получили следующие три, во многом не либеральные метода ценообразования в этой сфере:
а) метод предельных издержек — отражает необходимость установления монопольных цен на уровне предельных издержек. С одной стороны, это важный антизатратный фактор, с другой — такая ориентация очень часто ведет к убыткам, необходимости субсидирования монополий за государственный счет;
б) метод средних издержек предполагает, что вся прибыль монополиста, за исключением «нормальной», изымается государством. Как и первый, этот метод отвечает интересам государства, общества, вместе с тем достаточно часто не отвечает корпоративным интересам, не создает заинтересованности в минимизации издержек;
в) метод установления потолка цен — важен с позиций национальных интересов, вместе с тем не стимулирует развитие производства, обычно приводит к дефициту продукции.
С учетом особенностей страны и требуемых объемов продукции государства выбирают наиболее предпочтительные, отвечающие специфике страны методы ценообразования (рис.2).
/>
Рисунок 2 – Методы ценообразования
Представленные механизмы позитивно характеризуют государственную политику цен в области естественных монополий, как отвечающую интересам общества, национальной экономики. Если монополистические структуры не получат достаточной прибыли, возможно, как отмечалось, их субсидирование за государственный счет.
Современные подходы к установлению эффективного «уровня» цен в области естественных монополий в нашей стране, представляется, также требуют ориентации на снижение затрат. Это явится основой и для соответствующей, отвечающей интересам национальной экономики политики, проводимой на следующем этапе: «снижение затрат» — «снижение цен». Такая диалектика и такой принцип — необходимая основа перехода от «затратной» к «антизатратной» экономике.
Современная практика и современное антимонопольное законодательство не исключают развития крупного производства, основанного на достижениях научно-технического прогресса, которое не под силу мелкому, а иногда и крупному бизнесу, в особых случаях требует государственного участия.
Вместе с тем прослеживается тенденция к развитию конкуренции на разных уровнях товарных рынков:
а) среди немонополизированных предприятий;
б) внутри монополий — между входящими в них предприятиями;
в) между монополиями.
Тенденции конкуренции и монополии на современном этапе:
а) проявляется необходимость в крупных монополистических образованиях, поскольку целый ряд процессов, связанных, например, с развитием научно-технического прогресса и др., требуют мощи национальных государств;
б) усиливается значимость и позитивные проявления внутримонополистической конкуренции;
в) незначительна роль в конкуренции мелких, разрозненных самостоятельных собственников, которым не под силу использование достижений научно-технической революции и которые по отношению к крупному капиталу выполняют в основном вспомогательную роль.
Наряду с ориентацией на национальные механизмы в условиях интернационализации экономики проявилась необходимость формирования подходов, сориентированных на новый уровень отношений, в том числе межнационального законодательства по антимонопольной политике, поскольку интернационализация экономических связей и производства требует правового урегулирования.
Таким образом, особенности современного развития, с одной стороны, вносят коррективы, с другой — упорядочивают механизмы совершенной и несовершенной конкуренции, как в отдельных странах, так и в глобальной экономике. Очевидна необходимость учета их при формировании рыночных механизмов и развитии рыночной экономики в конкретных странах, на разных уровнях
2 Демонополизация в условиях рыночной экономики
Во многих странах антимонопольное законодательство дополняется более широкой системой правового регулирования рыночной экономики, направленного на разработку и реализацию механизмов деятельности хозяйствующих структур в интересах не только бизнеса, но и общества в целом. При этом разрабатываются и законодательно закрепляются требования к качеству продукции, проверяется его соответствие установленным параметрам, определяются социально-этические подходы к рекламе и другим направлениям деятельности.
Все это является основой для формирования «организованного», «регулируемого» рынка.
Основными «регулирующими» и «контролирующими» рыночный механизм структурами выступают:
а) правовая система;
б) учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю;
в) налоговая система;
г) органы финансовой, денежно-кредитной политики.
Таким образом, государство и право устанавливают на рынке правила игры. Проводимая ими деятельность “‘направляет” и «организует» рыночную систему. Такой акцент очень важен, поскольку ориентирует на структуры и механизмы, обеспечивающие в национальной экономике развитие то ли стихийного, то ли регулируемого рынка.
Некоторые исследователи связывают организованный рынок с деятельностью монополий, которые реализуют основную массу товаров или производят значительную часть продукции по предварительным заказам. Видимо, это соответствует действительности и не вызывает спора. Крупные монополии не производят продукт на неизвестный рынок. Вместе с тем представляется важным подчеркнуть способность монополии определенным образом «организовать» рынок только конкретных продуктов. Между тем она не может, не в состоянии «организовать» национальный рынок Ее деятельность, напротив, может способствовать обострению противоречий между отдельными «организованными монополией» и «не организованными ею» рынками.
В условиях антимонопольного законодательства монополия сама не свободна от государственного регулирования, не может независимо от него устанавливать «правила игры». Следовательно, «организованный» в рамках национальной экономики рынок является продуктом государственного регулирования, проводимой правительством экономической политики, а не результатом деятельности отдельных, даже очень крупных хозяйствующих структур.
Вместе с тем характеризуемые подходы, определяющие важную роль госрегулирования в становлении «организованного» рынка, ни в коем случае не