Проблема готовности будущих учителей к творческой музыкально-эстетической деятельности

/>ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ТВОРЧЕСКОЙМУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Андрющенко В.Пкандидат педагогических наук,доцент кафедры теории, истории
музыкии игры на музыкальных инструментах
РВУЗ«Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)
 
Постановка проблемы. Условием формирования целостной личностишкольника является гармоническое сочетание умственного, физического,нравственного, эстетического воспитания и развития.
Роль искусства как факторавоздействия на процесс формирования личности была признана с древнейших времен.
Музыка на протяжении столетийвключалась в систему воспитания человека. Концепция употребления музыки какспособа общего и педагогического образования прошла многоаспектную эволюцию.Она брала начало ещё в церковно-приходских школах, периода возникновения наУкраине церквей и монастырей. Преподавание музыки в большем или меньшем объёмевходило в обязательные предметы в этих школах [1, с. 8 ]. Особо большую роль искусствав воспитании и развитии детей придавали видные педагоги Б.Л. Яворский, Н.Я.Брюсова, В.Н. Шацкая, Н.Л. Гродзенская.
Активно использовали рольискусства и художественного воспитания в разнообразных видах учебной деятельностиВ.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили. Проблема музыкально-эстетической деятельностиподрастающего поколения актуальна и сегодня, о чём свидетельствуют исследованияряда учёных (Рудницкая, А.Ф. Линенко, Г.Н. Падалка, Л. А. Хлебникова, Г. П. Шевченко).
Анализ литературы. Данная проблема изучалась внескольких направлениях: исследование эмоциональной регуляции музыкально-исполнительскойдеятельности (Т.С. Кононенко, Н.И. Миронова, Д.П. Орлова; эмоционально — эстетическое развитие студентов в процессе учебно — музыкальной деятельности(А.Д. Перепелица, К.С. Цепколенко, Д.Д Половская); структура и уровень эстетическойподготовки студентов к будущей профессиональной деятельности (Л.П. Аладова, Т.Ф.Брайченко, Л… В. Годик, Л.Г. Коваль, Т.П. Королёва ).
Впсихолого-педагогической литературе накоплен определённый опыт в разработкеосновных теоретических предпосылок к структуре деятельности (Л.И. Божович, А.Н.Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.А. Менчинская).
Однако, несмотря на имеющиесяисследования в данной области, возможности эффективного формирования готовностистудентов в системе музыкально-эстетической деятельности недостаточно полно изучены.
Цель статьи состоит в разработке новых подходовк формированию готовности студентов к музыкально-эстетической деятельности.
Изложение основногоматериала. Музыкально-эстетическаядеятельность характеризуется особой структурой определяемой спецификой музыкальногообразования, но подчиненную общим закономерностям теории деятельности.
Для определения структуры,логической организации, методов и средств формирования готовности учителя музыкик профессиональной деятельности необходимо рассмотрение ее теоретических основ.
Деятельность есть начальнаяи наиболее общая категория, характеризующая внутреннюю общность культуры и общественногосознания [2]. Деятельность как «общую абстракцию, которая выражает специфику общегобытия, не в плоскости отношения материального к духовному, а в плоскости отношениясубъективного к объективному, человека к миру » определяет В.П. Иванов [3, c. 47 ].
По словам С.Л.Рубинштейна, понятие о деятельности является одним из исходных теоретических понятий психологии основнымеё структурным компонентом. Деятельность имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. [ 4 ]
Она предполагает наличие уличности способностей, мотивов знаний, умений, благодаря которым создаётся продуктдеятельности.
Г.П. Щедровицкий отмечает,что «деятельность непрерывно передаётся или, как мы говорим, « транслируется » изпоколения в поколение. Средства и способы её разнообразны. Но в каком бы виде нетранслировалась деятельность, повторение её другими людьми возможно только в томслучае, если они умеют «копировать» увиденную деятельность [5, с. 75].
В результате деятельностичеловек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя «для того, чтобыприсваивать вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, человекприводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, головуи пальцы. Воздействует посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее,он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие силыи подчиняет игру этих сил своей собственной власти » [6, с. 188 ].
Итак, основным видомдеятельности является труд, выступающий как фактор проявления и развития психики.Как мы видим, деятельность осуществляется по схеме « субъект — объект », но вкачестве субъекта может выступать и личность и группа, а в качестве объекта и предметы(тогда это будет предметная деятельность) и другие субъекты (тогда это будет общение)[7, с. 34 ].
Следовательно, деятельность- высшая, свойственная только человеку или группе людей форма активности.
А.Н. Леонтьев в психологическойструктуре деятельности выделяет такие компоненты как: цель — мотив — способ — результати разделяет деятельность надеятельность практическую и деятельность теоретическую. Деятельность складывается из ряда действий.
В работахпсихологов (С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) констатируется, что действие является,с одной стороны, структурной единицей деятельности, с другой, компонентом приёмов(способов) работы, направленных на усвоение теоретического и практического опыта.
Действие как основной структурныйкомпонент деятельности имеет большое значение при формировании умственных действийв учебном процессе.
Теория интериоризации П.Я.Гальперина [8] выделяет пять этапов в процессе усвоения учебных действий:
1)  составление схемы ориентировочной основыисполнительского действия, в процессе которого учащиеся осмысливают цель действия,его объект, систему ориентиров, последовательность выполнения операций;
2)  формирование действия в материальной илиматериализованной форме, когда учащиеся выполняют предметные операции в развернутомвиде с применением их в полном объеме и обобщением на материале задач;
3)  формирование действия во внешнеречевой форме, в ходе которого все операции в полном объеме сознательно отражаютсяв форме устной или письменной речи; на этом этапе обобщение действия происходитболее широко с привлечением новых типовых ситуаций;
4)  формирование действия во внешней речи« про себя, что отличается от предыдущего этапа как бы проговариванием операцийв уме;
5)  формирование действия в внутренней речи,в процессе которого оно автоматизируется, обобщается и принимает сокращенный вид.
Однако С.Л. Рубинштейн считает,что формирование учебной деятельности не может быть сведено к владению отдельнымидействиями. Это аргументируется тем, что обучение по логике интериоризации не имеетисходных внутренних предпосылок в индивиде. Рассматривая вопрос о формировании способностейв учебной деятельности, он подчеркивает, что «на самом деле надо говорить не толькоо способностях как продукта освоения предметов деятельности, но и самих этих предметахкак продуктах исторического развития. Ход человеческой деятельности обусловлен преждевсего объективной логикой задач, в разрешение которых включен человек, а её строениесоотношением этих задач [9, с.563].
Этот вывод подтверждает мысльо том, что деятельность человека, какую бы структуру она не имела, нельзя рассматриватьвне общественных отношений [5].
При всем своеобразии и особенностямдеятельность человека включается в систему отношений общества и вне этих отношенийне существует. Это специфические для человека общественные отношения, в которыеон вступает в предметной деятельности.«при всём многообразии видов и форм общественныхотношений, все они обладают общностью своего внутреннего строения и предполагаютсознательное их регулирование, т.е. наличие сознания, а на известных этапах развитиятак же и самосознания субъекта» [4, с. 22 ].
Этот вывод подтверждаетсямыслью о месте учебной деятельности в системе деятельности «учение имеет место там,где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания,навыки, умения, формы поведения и виды деятельности ». [4, c. 80 ]
Учение есть специфическаячеловеческая деятельность. Учение возможно лишь на той ступени, когда человек обладаетспособностью регулировать свои действия сознаваемой идеальной целью.
Единство учебной деятельностиконкретно выступает как единство тех целей, на которые она направляется и мотивовиз которых она исходит.
С. Л. Рубинштейн отмечает,что мотивы и цели деятельности в отличие от целей отдельных действий носятобычно обобщённый характер, выражая общую направленность личности, которая в ходедеятельности не только проявляется, но и формируется [9].
Специфические потребностии мотивы учебной деятельности выражают их отношение к действительности и соответствующиеему способы организации содержательной деятельности и определяютвзаимосвязанные формы сознания личности (научного, нравственного, художественного,эстетического).
Исходя из этого, употреблениепонятия эстетической формы сознания обретает научный смысл тогда, когда эстетическоеосвоение мира понимается не как некий, существующий в действительности самостоятельныйвид деятельности, а по определению А. Н. Илиади
[11], «как характеристикаопределенной стороны деятельности человека в целом. за категорией эстетическое стоитне предметно-вещественный продукт деятельности, а функциональная структура формирующаясяв процессе любой человеческой деятельности, в их предметных средствах и результатах» [11, с. 20].
По мнению М. С. Кагана, эстетическаядеятельность есть формирование материи по « законам красоты » и носит универсальныйхарактер.
В этом смысле всякая деятельностьчеловека в известной мере может рассматриваться как эстетическая.
Ю. Б. Борев определяет эстетическуюдеятельность как всякую деятельность человека в её общечеловеческой значимости.Универсальной формой эстетической деятельности является творчество по законам красоты,или любая форма освоения миром осуществляется « по законам красоты »[12, c.18].
Анализируя категорию эстетическогов деятельности человека, следует отметить, что суть эстетических отношений выражаетсяв том, что развертываясь во всех видах специализирующейся деятельности, они создаюту человека установку на универсальность его деятельности, а так же на деятельноеотношение к действительности.
Выдвигаемый в зависимостиот уровня развития общественных отношений тот или иной эстетический идеал жизнии деятельности человека, указывает на возможный эталон к реализации которого ондолжен стремиться.
Эстетическое отношение здесьфокусируется как принцип активного преобразования мира на началах присущей ему гармонии,упорядоченности, системности.
Итак, воплощая в своих образахидеал красоты, искусство пробуждает в людях художников, воспитывает находить внутреннююмеру предметов, сообразовывать их свойства с общественными потребностями человека,учат чувствовать и понимать красоту и творить сообразно её законов.
Рассматривая вопрос эстетическойдеятельности, надо подчеркнуть важность замечания А.Н. Леонтьева о деятельности вообще, что онавходит в предмет психологии, не особой своей «частью» или «элементом», а своей особой функцией. Этофункция полагания субъектов в предметной деятельности и её преобразования в формусубъективности [13, с.85].
Следовательно, процесс формированияэстетически значимых произведений из природных предметов можно проследить и на самомчеловеке, его биологической структуре. Деятельность, проявляя в руке, глазе, мозге,в начале только природной возможности, сформировала из них социальные органы, ставшимине только эстетически совершенными, что проявляется в танцах, мимике, жестах, вигре и т.п., но и способными гармонизовать свою деятельность. [11]
Это положение приводит к мыслио том, что изучение музыкально-эстетической деятельности, связано с анализом предметнойдействительности, которая определяет эту деятельность, а также анализа измененийв психическом развитии личности студентов как следствие осуществления этой деятельности.
Поскольку в статье идёт речьидет о деятельности студентов в области изучения музыкального искусства, музыкальныхи педагогических дисциплин, особый интерес представляет творческая деятельность,которая является неотъемлемой частью музыкально-эстетической деятельности.
Б.М. Теплов определяет творчествокак деятельность, которая даёт новые, оригинальные продукты высшей общественнойценности [15 ].
Это наивысшая форма проявленияактивности человека, которая требует напряжения физических и духовных сил.
Творческая деятельностьесть составная часть художественной деятельности и объединяет в себе четыре компонента: познавательный,коммуникативный, оценочно-ориентационный, преобразовательный.
Побудительной силой творческойдеятельности будущего учителя музыки является интерес к педагогике, а также музыкальномуискусству. Он проявляется как потребность к восприятию, пониманию, и исполнениюмузыкальных произведений.
Это подтверждает мысль отом, что одной из существенных проблем усовершенствования системыхудожественно-эстетического воспитания учащихся является развитие ихэстетических интересов и потребностей. Для определения уровня эстетическихинтересов большое значение имеет мотивация. Этим определяется глубина и устойчивость установки на ту или инуютворческую деятельность. Вопрос готовности студентов к музыкально-эстетическойдеятельности следует рассматривать с позиции учета роли мотивации в психическихпроцессах личности. Эта готовность обуславливается стойкими мотивами впсихических особенностях студентов. Интересыпобуждают их к знаниям, умениям, навыкам. Это один из главных факторов ихмотивации к деятельности. Интерес в психологическом смысле определяетнаправленность личности. Будучи производным от общественных интересов, интересв психологическом смысле не тождествен ни с общественным интересом в целом, нис субъективной стороной.
Л. С. Рубинштейн отмечаетчто “… интерес в психологическом смысле слова является совершенноспецифической направленностью личности, которая лишь в конечном счетеобусловлена осознанием ее общественных интересов ” [14, с. 176 ]. “… интерес — это единствопроявления внутренней сущности субъекта и отражение объективного мира,совокупность материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознаниисубъекта”, утверждает Б.М. Теплов [14].
Итак, интерес являетсяважнейшей побудительной силой к приобретению знаний к расширению кругозорастудентов к обогащению содержания их психической жизни. Б.М. Теплов отмечает,что под интересом мы разумеем такое отношение к предмету, которое создаеттенденцию по преимуществу обращать, внимание на него [15, с. 630].
Характеризуянаправленность внимания человека, мы прежде всего обращаемся к содержанию и широте его интересов, но выделение интереса какглавного в психической структуре личности к восприятию эстетического было бы неверным. Интерес и направленностьдолжны опираться на мировоззренческую позицию личности на ее широту изначимость, чтобы не быть узким,ограниченным.
Чтобы воспринимать эстетические явлениядействительности и реализовывать их в музыкально-эстетической деятельности,необходимо иметь развитый эстетический интерес, опирающийся намировоззренческие ориентиры. Это приводит к мысли о том, что интересы личностистудента надо рассматривать в системе общественных отношений и что интересыимеют также социальную природу. Интересы проявляются в личности черезиндивидуальные особенности в специфических психических процессахинтеллектуальных, эмоциональных, волевых и стимулируют творческую деятельность.Следовательно, интересы являются важными компонентами личности студента всмысле психолого-педагогической готовности к восприятию эстетических явленийпрекрасного в искусстве, обществе, в окружающей действительности, как целостнуюсистему, направленную на развитие готовности эстетического восприятия,представлений, воображения, мышления, фантазии, творческой активности в способностиреализовывать все это в творческой художественно-эстетической деятельности. Эстетическийинтерес влияет на все стороны психики человека: сенсорную, моторную,эмоциональную, поэтому целенаправленное эстетическое воспитание в сочетании синдивидуальными психическими особенностями личности, её готовностьювоспринимать эстетическое, переходит в процессе воспитания в потребность иявляется важным фактором становления личности студента. Эстетические потребности более или менее глубоко и органическивключаются в их сознательную жизнь, в целый мир тончайших чувств и переживанийв их творческую деятельность.
Потребностная активностьпереходит в целевую мотивационную потребность. Мотивационная психическаяактивность — механизм возникновения смысла жизни, ее перспектив. Развитиеличности знаменуется уяснением для нее наиболее значимых мотивов. Это приводитк перестройке системы установок в формировании собственной личности, взгляда насебя как на идеальное ” Я “. Образ собственного” Я ” влияет на особенности мотивации и поведение человека. Онстремится понять какой он есть на самом деле, оценить себя.
Неудовлетворенная оценка самогосебя заставляет его выстраивать иерархию мотивов по самоусовершенствованию. Длянего наиболее значимо стать в уровень с созданным в самосознании ” Я”- идеальным. В процессе достижения труднодоступныхцелей включается воля и творчество, силу которых питает эмоция, а упорство волимотивация.
Таким образом,эстетические потребности включаются в сознательнуюжизнь и переходят в сферу мировоззренческих взглядов и установок.
В диалектике движенияличности студента от потребности к противоречиям иразрешению этих противоречий, происходит ориентация направленности на болеевысокую ступень эстетической деятельности. Порождая соответствующиепотребности, эстетическая культура становится его природой. Эстетическиепотребности переходят в психологические установки. Благодаря их влиянию,предметы и явления воспринимаются не только висходных физических качествах (цвет, форма и т.д.),но и как объекты с точки зрения эстетическойоценки, имеющие определенное жизненное значение ииграющее ту или иную роль в жизни и деятельности.
Потребность в художественно-эстетическом воспитании — этоважное условие эстетического отношения студентов к искусству и окружающейдействительности. Она предполагает собой единство их природных задатков,художественно-эстетическую образованность, в результате которой у них формируется творческая индивидуальность, которая проявляется в эстетическом творческом отношении к самомусебе, своему поведению к людям, труду, природе.
Эстетическаявоспитанность предусматривает наличие художественноговкуса, эстетических идеалов, широких интересов к искусству, художественно-эстетического восприятия прекрасногов искусстве и окружающей действительности и способности к самостоятельному эстетическому творчеству. Художественныйобраз в процессе музыкально-эстетическойдеятельности студентов является целесообразно-организованнымстимулом, направляющим реакции чувственно-эмоциональныхотношений в сторону определенногосоциально-полезного духовного освоения окружающейдействительности». Итак, эстетические интересы и потребностиполучают преломление в особенностяхпсихических процессов, в чувственном познании мира и являются поэтому важной целью воспитанияличности студента к творческой художественно-эстетическойдеятельности.
Давая характеристику многочисленнымвидам музыкально-эстетической деятельности, их назначению, содержанию, следует подчеркнутьеё многочисленные взаимосвязи и взаимообусловленность. Особо следует указать наважную роль в музыкально-эстетической деятельности восприятия музыки. Восприятиеи анализ музыки является наиболее всеобъемлющей музыкальной деятельностью. Она важнакак самостоятельная деятельность слушания и постижения музыки, и как составная частьлюбого музицирования. В связи с этим данному виду деятельности необходимо выделятьведущую роль в музыкальном воспитании.
Восприятие направлено на постижениеи осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая формаотражения действительности, как эстетически художественный феномен.
В современном подходепроблема музыкального восприятия представляется не как пассивный процесс постижениямузыки, а как активное постижение личностью смысла музыкального произведения.
Оно предполагает введениев постижение и интерпретацию музыкального произведения глубоко личностного смысла,поэтому готовности студентов к музыкально-эстетической деятельности и его формированиюна различных этапах этого вида деятельности уделяется ведущее значение вдальнейшем исследовании.
Эстетическое восприятие вхудожественном образе как бы являетсятой призмой, через которую он смотрит на объект, как на эстетическую ценность.Это помогает студентам в опыте эмоционального переживания определить своеотношение к социальным объектам, к людям, к окружающей действительности.
В структуре музыкально-эстетическойдеятельности студентов выделяется такой компонент как восприятие музыки вразличных полюсах: для слушания; для её исполнения; для развитие сенсорных способностей; восприятиекак музыкально-образовательная деятельность общего характера.
Эстетическое восприятие художественногообраза связано с педагогической деятельностью учителя музыки и занимаетопределяющее значение в структуре музыкально-эстетической деятельности.
Музыкально-эстетическаядеятельность направлена на формирование у подрастающего поколенияэмоционально-положительного и деятельностного отношения к музыке, навыковтворческого музицирования, сознательного её восприятия, понимания характера илогики её развития.
При рассмотрении направленияи содержания процесса формирования профессиональной готовности учителя музыки большоезначение приобретают такие факторы, как:
Þвладение высокимуровнем профессиональной подготовленности в разнообразных сферах музыкального искусства,на которых базируется его профессия;
Þвладение широкимспектром творческих умений и навыков в сфере музыкального искусства;
Þумение использоватьразнообразные формы работы, способствующие созданию на уроках музыки творческойактивности, заинтересованности;
Þумениеприменять различные виды творческой деятельности на каждом занятии, исходя из главныхзадач эстетического воспитания школьников;
Музыкально-эстетическая деятельностьучителя связана, в основном, с изучением музыкальных произведений, знанием характерамузыкальных произведений, их выразительных средств, умением их творческого исполнения.Специфика творческих умений и навыков учителя выступает в качестве повышения эффективностивоспитания школьников.
Ведущим мотивом творческойдеятельности учителя музыки является интерес к педагогике и к музыкальному искусству,которые проявляются как потребность восприятия, понимания в исполнении музыкальныхпроизведений, стремление к глубоким эмоциональным переживаниям, желании приобщитьшкольников к музыкальному искусству, научить их любить и понимать музыку.
С этих позиций творческоеразвитие студентов, как неотъемлемая часть формирования профессиональной готовностик будущей музыкально-эстетической деятельности является одной из ведущих педагогическихзадач.
Система подготовки учителямузыки должна функционировать не только в контексте сегодняшнего дня, но и прогнозироватьзадачи музыкально-эстетического воспитания школьников на будущее.
Поэтому разрешение проблемыдеятельностного подхода к обучению музыки предполагает формированиепрофессионально компетентного, методически подготовленного студента.
Выводы. Формирование профессиональной готовностик музыкально-эстетической деятельности предусматривает адаптацию студентов к будущейпедагогической профессии; повышение эффективности общего и музыкально-эстетическогообразования; формирование умений самосовершенствования, что возможно, как нампредставляется, только при условии творческого характера деятельности.
Для решения проблемыформирования готовности студентов к музыкально-эстетической деятельностипредполагается построить обучение с широким использованием музыкальноготворчества в различных видах музыкально-эстетической деятельности,осуществление внутри дисциплинарной и междисциплинарной интеграции различныхвидов учебной деятельности студентов.
Это предполагаетформирование готовности студентов к организации творческоймузыкально-эстетической деятельности школьников, поскольку современный учитель — это современный взгляд на роль музыки в обществе, это открытие музыкально-эстетическойкрасоты школьникам.
Резюме
В статье рассматривается вопрос о сущностимузыкально-эстетической деятельности будущих учителей музыки и факторы, которыеповышают ее эффективность. Психолого-педагогические методы вмузыкально-эстетической деятельности помогут будущим специалистам реализоватьсвои творческие возможности, повысить свое мастерство.
Ключевые слова: музыкально-эстетическая деятельность, деятельностный подход,мотивация, интересы, творческая деятельность.
Резюме
У статтідосліджено сутність музично-естетичної діяльності майбутніх учителів музики і фактори,які підвищують її ефективність.
Психолого-педагогічніметоди в музично-естетичній діяльності допоможуть майбутнім фахівцям реалізуватисвої творчі можливості, підвищити свою майстерність.
Ключові слова: музично-естетична діяльність, діяльнісний підхід, мотивація,інтереси, творча діяльність.SUMMARY
In the article theauthor investigates essence of musical aesthetic activity of graduates, music teachersand also the factors increasing it.
The pedagogicaltechnology of formation the students’ readiness of to the activisation of theelementary shoolchildren’s art activity is cleared up and experimentallyapproved. The necessary and sufficient pedagogical conditions of itsfunctioning are defined in the Work of a higher pedagogical school.
Литература
 
1. Рудницька О.П. Музика і культура особистості: проблемисучасної
педагогічної освіти: Навч. посібник .- К.: ІЗМН, 1998. – 248с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 1946.- 703 с.
3. Иванов В.П. Человеческая деятельность.- К.: Наукова думка,1979.- 180 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность,сознание, личность. М., 1977.-с. 106
5. Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: изд.Моск.Универс., 1981.- 303 с
6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е .- Том. 23.- с. 188-189
7. Платонов К. К. Обобщение характеристик как методсоциально- психологического изучения личности. В кн. Методысоциально-психологических исследований. – М.: МГУ, 1975 .- с. 156 –163.
8. ГальперинП.Я.О методе поэтапного формирования умственныхдействий
// Вопросы психологии — 1969.- N 1.- с.10-13
9. Рубинштейн С.Л. Указ. соч. с. 630
10. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.-с.106
11. Проблемы этики и эстетики.- Л.: изд. Ленинградскийуниверситет,
1975.- 205 с.
12. Борев Ю.Б. Эстетика.- М.: Высш. школа, 1981.- 396 с.
13. Леонтьев А.Н. Указ. соч. с. 85.
14. Рубинштейн С.Л. Указ. соч. с.630
15. Теплов Б. М. Психология музыкальныхспособностей. -М.-Л.:
АПН РСФСР, 1947.- 355 с..