Проблема налогообложения малого бизнеса в современной России

Проблема налогообложения малого бизнеса в     
                       современной России.
 
                            План работы:
1. Введение
2. Упрощенная система налогообложения,учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства
3. Единый налог на вмененныйдоход для определенных видов деятельности
4. Перспективы развитияналогообложения малых предприятий в Современной России
5. Результат проведенных вРоссии реформ налогообложения

1. Введение
 
 
     Современная Россия стоит на пути развития рыночнойэкономики. Но это невозможно без развития малого бизнеса в нашей стране.
     Малый бизнес – этобизнес, для которого характерны независимое владение и независимая организацияхозяйственной деятельности. Это коммерческая, торговая или другая деятельность,организованная в рамках предприятия малого или среднего. К малому бизнесу, впервую очередь, относятся предприятия, отвечающие хотя бы двум из следующиххарактеристик: независимое управление, собственный капитал, локальный район действия, относительно небольшой размер по отношению к отрасли в целом.
      С точки зренияэкономики в рыночной экономической системе фундаментом должен являться среднийкласс (обычно владельцем малого предприятия является именно представительсреднего класса). Следовательно, как показывает опыт, малый бизнес являетсябазовой составляющей рыночного хозяйства.
      Главными чертами малогобизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли,экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг нарынке.
                                                    
      Важная роль малогобизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новыхрабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяетмногочисленные нужды крупных предприятий, выпускает специальные товары иуслуги.
      Целью моей научнойработы является рассмотрение особенностей налогообложения субъектов малогопредпринимательства в России по упрощенной системе налогообложения и единомуналогу на вмененный доход. В своей работе я постарался ответить все достоинстваи недостатки данных режимов налогообложения.
       Развитие малогобизнеса в России было тесно связано с реализацией политики его налогообложения.И в 1992 году была введена принципиально новая система налогообложения.
        За последние десятилетия можно выделитьнесколько особенно заметных событий происшедших в сфере налогообложения малогопредпринимательства. С 1991 года в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.12.91№ 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» малые предприятия,занимающиеся приоритетными видами деятельности, были полностью освобождены отуплаты налогов на прибыль, а в третий и четвертый год уплачивали лишь егочасть. С 1994 года малые предприятия были освобождены от ежемесячных налоговыхвыплат налога на прибыль и выплат НДС. Учитывая характерные темпы инфляции длятого времени, это было весьма серьёзным подспорьем для малых предприятий. С1995 года малый бизнес в России получает сразу множество льгот в соответствии сФедеральным законом от 29.12.95 №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложении,учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В 1998 году былпринят Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененныйдоход для определенных видов деятельности».
     После проведенных запоследние 5 лет усовершенствований налоговой системы уровень налоговой нагрузкина экономику в целом стала значительно ниже при одновременном увеличенииналоговых поступлений. Уровень налоговой нагрузки считается основнымпоказателем качества проводимой политики. Сама динамика налоговой нагрузкисвидетельствует о прогрессе в проведении налоговых реформ. Со снижениемналогового бремени связывают надежды на увеличение темпов экономического роста.Именно “Стимулирующая фискальная политика” (ведь снижение налогового бремени наэкономику в целом и является “стимулирующей фискальной политикой”) напрямуювлияет на совокупное предложение (уровень производства в стране), уровеньбезработицы и темпы инфляции. Все эти макроэкономические проблемы оставляютсвой след на всей экономике в целом, в том числе и на маломпредпринимательстве.
      Естественно, самоебольшое значение государством предается самой структуре системыналогообложения: набор используемых налоговых инструментов, соотношение ставоки формы налогового администрирования. Реализуемая налоговая политика играетключевую роль в формировании структуры экономики как за счет распределениямежду секторами прибыли, оставшиеся после налогообложения, так и за счетформирования системы налоговых стимулов.
      Главнымнормативно-правовым актом сферы налогообложения является налоговый кодекс РФ. Всоответствии с действующим законодательством РФ существует всего три подхода кналогообложению субъектов малого бизнеса:
1. Обычная система налогообложения. Вэтом случае предприятия ведут бухгалтерский и налоговый учет и платят всеналоги (в зависимости от сферы деятельности), в том числе: налог надополнительную стоимость, налог на прибыль, налог на имущество, ЕСН (единыйсоциальный налог).
2. Упрощенная система налогообложенияучета и отчетности.
3. Система налогообложения вмененногодохода.
         
2. Упрощенная система налогообложения,       
 учета и отчетности для субъектов малого      
              предпринимательства.
    Упрощенная система налогообложения, учета и отчетностидля субъектов малого предпринимательства применяется наряду с принятой ранеесистемой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательствомРФ. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системеили возврат к принятой ранее системе, представляется субъектами малогопредпринимательства на добровольной основе.
      Применение упрощеннойсистемы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога наприбыль организаций, налога на имущество организаций и единого социальногоналога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственнойдеятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющиеупрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, заисключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НКРФ при ввозе товара натаможенную территорию РФ.
       Условием перехода наупрощенную налоговую систему является соответствие требования ФЗ от 07.07.2003г№117-ФЗ, а именно, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организацияподает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход отреализации не превысил 11 млн. рублей.
      Не попадают поддействие упрощенной системы организации, производящие подакцизную продукцию,организации, имеющие филиалы или представительства, организации, занимающиесяигорным бизнесом, кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды,профессиональные участники рынка ценных бумаг, хозяйствующие субъекты другихкатегорий, для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведениябухгалтерского учета и отчетности, а также некоммерческие организации.
      Объектомналогообложения организаций в упрощенной системе признаются доходы, полученныеза отчетный период, или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объектаналогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, который затем не можетизменить объект в течение всего срока применения упрощенной системыналогообложения.
 
3.Единый налог на вмененныйдоход для определенных видов деятельности.
 
     Единый налог на вмененный доход – это налог, взимаемыйс потенциально возможного дохода налогоплательщика. Потенциальный доход налогоплательщикарассчитывается с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих наполучение указанного дохода, и используемого для расчета величины единогоналога по установленной ставке.
     Новая глава НК РФ с 1января 2003 года заменила Федеральный закон от 301.07.98 № 148-ФЗ «О единомналоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». При этом впорядке исчисления и уплаты ЕНВД произошли значительные изменения.
      Платить ЕНВД будуттолько те организации, которые занимаются:
1. оказанием бытовых услуг.
2. оказанием ветеринарных услуг.
3. оказанием услуг по ремонту,техобслуживанию и мойке автотранспорта.
4. розничной торговлей через магазинылибо павильоны с площадью помещения не превышающей 150 кв. м., палатки, лотки идругие объекты, в том числе имеющие стационарной торговой площади.
5. оказанием услуг по хранениюавтотранспортных средств на платных стоянках.
6. общественным питанием сиспользованием зала площадью, не превышающей 150 кв. м.
7. перевозкой пассажиров и грузов сиспользованием не более 20 автомобилей.
8. распространением или размещениемнаружной рекламы.

      Уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты налогана прибыль организаций, налога на имущество организации и единого социальногоналога.
Организации и индивидуальныепредприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаютсяналогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога надобавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии НКРФ при ввозе товаровна таможенную территорию РФ. Исчисление и уплата иных налогов и сборовосуществляются налогоплательщиком в соответствии с общим режимомналогообложения.
Налоговым периодом по ЕНВДпризнается квартал (ст. 346.30 НК РФ). Ставка ЕНВД устанавливается равной 15 %величины вмененного дохода (ст. 346.31 НК РФ).
Вмененный доходрассчитывается по формуле:
Вмененный доход = Базоваядоходность на единицу физического показателя × Количество физическихпоказателей × Коэффициенты базовой доходности.  
       Что такое физический показатель и чему равен соответствующий ему размербазовой доходности, написано в статье 346.29 НК РФ.
Коэффициентов базовойдоходности всего три, и они указанны в Налоговом кодексе:
1.  коэффициент К1 – это корректирующий коэффициентбазовой доходности, учитывающий совокупность особенностей веденияпредпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях,особенностей населенного пункта или места расположения. Определяется какотношение значения кадастровой стоимости земли по месту осуществлениядеятельности налогоплательщика к максимальной кадастровой стоимости земли,установленной государственным земельным кадастром для данного видадеятельности;
2.  коэффициент К2 учитывает прочие особенностидеятельности (например, сезонность или время работы). Этот коэффициентустанавливают региональные власти, однако его значение должно находится впределах от 0,005 до 1 (включительно);
3.  коэффициент К3. Это коэффициент-дефлятор,который учитывает изменение индекса цен. Коэффициент-дефлятор публикуется впорядке, установленном Правительством РФ.
Изменение суммы единогоналога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов,возможно только с начала следующего налогового периода.
Размер вмененного дохода заквартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственнаярегистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев, начинаяс месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.
Уплата единого налогапроизводится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-гочисла первого месяца следующего налогового периода. Налоговые декларации поитогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органыне позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
4. Перспективы развития налогообложения малых предприятийв современной России.
 
      Еще несколько лет назад большинство малыхпредприятий облагались налогами по стандартной общепринятой системеналогообложения. В соответствии с такой системой они должны были уплачивать всевиды действующих на то время налогов. По подсчетам к 2002 году количество фирм,которые работали по данной системе, составило практически 500 тыс.
/>/>       
     Согласно книге «Эволюция системыналогообложения в России» авторов Л. А. Давыдова, Л. В. Будовская, в 2003 годубыло получено 2664,5 миллиардов рублей в виде налогов и сборов, из них 619миллиардов (23,2%) за счет поступлений от НДС, 527 миллиардов (19,7%) по налогуна прибыль организаций, 455 миллиардов (17,1%) за счет налога на доходыфизических лиц, 399  миллиардов рублей (14,9%) – платежей за пользованиеприродными ресурсами и 347 миллиардов (13,0%) за счет акцизов.
      Хотя в главе 25 НК РФ с 2004 года не содержится информации о возможностиполучения льгот по налогу на прибыль малыми организациями, тем не менее, напротяжении предыдущих 2 лет была предусмотрена возможность снижения налоговойставки по налогу на прибыль. Однако от подобной практики было решено отказатьсяпо причине злоупотреблений отдельными регионами своим правом создавать длянекоторых категорий налогоплательщиков «благоприятные» условия деятельности,результатом которых стали значительные потери средств для бюджетной системыстраны.
      Хотя и применения НДС на практике свидетельствует о весомом количествезлоупотреблений, в связи с исчисленьями, но это не сказывается на росте егоабсолютных и относительных показателей. В 2004 году в бюджетную систему РФпоступило практически 639 млрд. руб. с налогов на дополнительную стоимость, чтона 16.3 % больше, чем в 2003 году.
Несомненно, упрощенная системаналогообложения стала удобнее после внесения некоторых поправок 01.01.2003 г.Хотя в связи с этим она и не стала идеальной, но зато в ней появились множестводостоинств. К примеру:
1. Максимально упрощается ведениебухгалтерского учета. Теперь весь бухгалтерский учет сводится лишь к ведениюКниги учета доходов и расходов.
2. Облегчается документ оборот засчет значительного сокращения форм отчетности.
3. Заметно упрощается порядокотражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов.
4. Юридические лица платят один налогвместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов.Присем размер налога определяется по результатам хозяйственной деятельностиорганизации за отчетный период.
5. Индивидуальные предприниматели неплатят налог на доходы физ. лиц.
6. Субъектам федерациипредоставляется право выбора объекта налогообложения — это могут быть либодоходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
7. Субъекты малогопредпринимательства не платят НДС и налог с продаж.
8.  Перечень расходов был заметно расширен с 01.01.2003 г, на которые можно уменьшить доходы.
Естественно, даже после доработок, проведенных надупрощенной системой налогообложения, в ней остались некоторые недостатки,например:
1. Курсовые разницы. Этот вопрос неотражен в главе 26.2 НК РФ. Из — за  чего получаются минусовые разницы, которыене принимают в расход.
2. Смена объекта налогообложения. Встатье 346.14 сказано, что нельзя менять объект налогообложения по единомуналогу в течение всего срока применения УСН. Т.к. ситуация на рынкенестабильна, возникают ситуации, требующие определенных перемен. А в данномслучае это -просто невозможно.
Однако, несмотря на недостатки и недоработки, УСН все же помогаетразрешить ряд проблем малого бизнеса, что подтверждается количествомдобровольно перешедших на УСН налогоплательщиков. По данным одного из  сайтов винтернете www.nalog.ru, до 1 января 2003 года по упрощенной системеналогообложения работало около 179 тысяч налогоплательщиков, или 2,1% от общегоколичества субъектов малого бизнеса. К 1 января 2005 года числоналогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения,увеличилось более чем в 5 раз и составило 960 тысяч единиц.
      Интерес к упрощенной системе налогообложения, в первую очередь,объясняется относительно невысокой налоговой нагрузкой в сравнении саналогичным показателем при работе с использованием общего режиманалогообложения. Общая величина налоговых поступлений в 2002 году составила 7,9миллиардов рублей, или в среднем 44 тысячи рублей на одного налогоплательщика.Вместе с тем увеличение количества применяющих данный режим в 5 раз привело кросту суммы их налоговых платежей в 2004 году до 24 миллиардов рублей, или в 3раза. Это обусловлено тем, что ставка единого налога в случае, если объектомналогообложения являются доходы, снижена до 6% от налоговой базы,  а в случае,если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходовдо 15%. Таким образом средняя величина налоговых поступлений от одногоналогоплательщика в 2004 году составила около 25 тысяч рублей, или 61% от аналога 2002 года. Можно предположить, что рост количества переходящих наданный режим налогоплательщиков будет продолжаться.
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности неявляется альтернативой упрощенной системе налогообложения. Обе главы могутприменяться на территории одного субъекта РФ одновременно, более того, онимогут одновременно применяться в одном конкретном субъекте малого бизнеса,занимающемся различными видами деятельности.
 Путисовершенствования практики применения единого налога на вмененный доходпринимаются, прежде всего, для того, чтобы привлечь внимание к уплате единогоналога на вмененный доход организации и физические лица, занимающиесяпредпринимательской деятельностью в сфере розничной торговли, общественногопитания, бытового и транспортного обслуживания,  то есть такихналогоплательщиков, которые значительную часть расчетов осуществляют в наличнойформе, где налоговый контроль значительно затруднен.  Изучение практикиприменения Закона «О едином налоге на вмененный доход» по материаламтерриториальных органов МНС России позволяет определить положительные и отрицательныестороны и сделать определенные выводы.
Исходя из региональнойпрактики применения единого налога можно сделать вывод о том, что положительнымрезультатом введения в регионах единого налога является то, что значительноувеличились налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей в основномза счет легализации их деятельности, а не за счет увеличения налоговой нагрузкипо сравнению с ранее уплаченными ими налогами. Следует отметить положительнуюособенность единого налога – его уплату авансом, что позволяет проводитьжесткое налоговое администрирование и не допускать недоимки по данному видуналога, но это позиция налоговых и финансовых органов. У плательщиков другиесоображения. Авансовый характер уплаты налога требует от налогоплательщика наличиеопределенных  ликвидных активов, из которых он должен уплатить налог, преждечем начать предпринимательскую деятельность.
Далеко не всегда можно прогнозировать, достигнет ли реальный доходвеличины, которая соответствовала бы уплаченному налогу или нет.
Несправедливым по отношениюко многим категориям плательщиков является коэффициент доходности, исчисляемыйна основе данных бухгалтерского  учета и статистики: он ставит мелкий, среднийи низко-рентабельный бизнес в крайне сложное положение.
Простота исчисления налогапозволяет избежать значительных неосознанных налоговых правонарушений.Стабильность налога позволяет верно рассчитывать свои силы, правильноорганизовать бизнес. Налоговые органы России, его территориальные подразделениямогут теперь лучше исполнить свою главную задачу – осуществить контроль засоблюдением налогового законодательства, за правильностью внесения всоответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленныхзаконодательством.
Закон «О едином налогена вмененный доход» является очередным шагом для снижения налоговогобремени и его равномерного распределения среди налогоплательщиков, а также дляувеличения поступлений доходов в бюджет и платежей во внебюджетные фонды отналогоплательщиков.
       

5. Результат проведенных государством            
                     реформ налогообложения.
За последние 5 лет государство вложило колоссальныесилы и деньги на развитие малого бизнеса. Наконец оно поняло, что нельзяпостроить дом без фундамента, а то он просто развалится через несколько лет.Хотя государство и облегчило за последние пять лет налоговое бремя для малыхпредприятий, но в малом бизнесе всё ещё остались проблемы, которые не даютспокойно дышать современному предпринимателю. Конечно, одним из самыхактуальных проблем для современного малого предприятия является, окружающая егосо всех сторон, коррупция. Например, на одном из интернет-сайтов www.еxpert.ru была опубликована статья, в которой один из мелких предпринимателейрассказывал о том, как обстоят дела с его небольшой фирмой: “Раньше я пыталсячестно платить налоги и устранять все нарушения, выявленные проверяющимиинстанциями, поскольку считал это нужным для общества делом. Но теперь я понял:интерес чиновника – содрать с предпринимателя как можно больше денег. А мойинтерес – эти деньги сохранить всеми доступными мне способами. Если от этогопострадают потребители – что ж, на войне как на войне”. “Мы живем в стране,оккупированной  столоначальниками, — говорит владелец небольшой рекламной фирмы.– Вот было бы здорово собрать их всех в каком-нибудь одном регионе ипосмотреть, что за людоедское государство они себе построят…” 
        Но современные условия для малого бизнеса нетолько не дают ему свободно развиваться, но и не позволяют ему даже зародиться.Для того, чтобы открыть небольшое предприятие нужны средства, а главнымисточником для стартового капитала являются банки. Но получить в банке кредитна раскрутку собственной фирмы сейчас практически невозможно, так как Банкисчитают, что вероятность возврата кредита очень мала, и им легче просто датьодин большой кредит одному, уже сформировавшемуся предприятию, чем ещё хрупкойи немощной молодой фирме. В наше время, взять кредит на покупку машиныобойдется дешевле и проще, чем получить кредит для малого предприятия.
       За последние пять произошли колоссальныеизменения в сфере малого бизнеса России. Это напрямую отразилось на численностималых предприятий. Самую большую роль в этом сыграли изменения в сференалогообложения. Давайте попробуем сравнить затраты фирмы до и после еёперехода на упрощенную систему налогообложения. Предположим, что некая фирмарешила перейти с обычной системы налогообложения на систему налогообложения навмененный доход. Во-первых, это позволяет предпринимателю не платить налог надоходы физических лиц, НДС, налог на имущество физических лиц, единыйсоциальный налог. Уплата всех вышеперечисленных налогов заменяется уплатойединого налога, исчисляемого за налоговый период. К примеру, в 2005 году ЕНВДрассчитывался по формуле: X м2 * 1800 * 1.104 * 0.15. В этой формуле Хм2 – это площадь, используемая предприятием для производства илисбыта товара. ”1800”- это базовая доходность. “1.104” – дефлятор цен. По сутидела ЕНВД облагает лишь фиксированные затраты предприятия. В общем, до введенияЕНВД, предприятия не могли выплачивать все налоги, которые должны были платитьи поэтому вынуждены были оставаться в тени и уходить от уплаты налогов.Поэтому, введение упрощенной системы налогообложения и серьёзно облегчило налоговоебремя малых предприятий, и увеличило налоговые поступления.  
      Отсюда видно, что такой вид налога оченьпомогает фирме снизить издержки производства и тем самым увеличить предложение.Давайте теперь разберём, как это отразится на рыночном предложение. Как я ужесказал, из-за снижения общих издержек каждой фирмы на рынке (ну естественнонеобязательна такая ситуация, что именно все фирмы перейдут на УНС, на любыхреально существующих рынках изменение предложения даже одной небольшой фирмыповлечет за собой изменение рыночного предложения), то рыночное предложениеувеличится. Если мы будем разбирать эту ситуацию графически, то вся криваярыночного предложения сдвинется вправо, что повлечет за собой и увеличениеравновесного количества, и снижение равновесной цены. На макро уровне этоотразится увеличением реального ВВП, снижением уровня безработицы, а такжеснижением темпов инфляции. Результат облегчения налогового бремени очевидно.
      Я считаю, что главным толчком развития малогобизнес за последние 5 лет было именно введение УСН. Давайте разберем результатэтой реформы на примере некой фирмы начала 90-х годов. И если мы сравним этуфирму с любой современной фирмой, то мы увидим колоссальную разницу между ними.До введения УСН фирме ежедневно приходилось отдавать в качестве налога 70-90%своей выручки. Это делало фирму абсолютно бесприбыльной и как следствие нерентабельной. Поэтому ей приходилось укрываться от налогов, уходить в тень. Этопроисходило следующим образом: при виде налоговой инспекции, предпринимательпоспешно закрывал свой магазинчик  и скрывался со своего рабочего места. Врезультате ни государство, ни предприниматель так и не осталисьудовлетворенными. Государство так и не получило своих денег в качестве налога,а предприниматель так и не смог получить ту прибыль, которую он мог бы получитьне бегая от налоговой инспекции. Но после введения ЕНВД ситуация изменилась. Янапоминаю, что ЕНВД облагает лишь физические показатели (то есть теперь недействует такой метод – чем больше продал, тем больше плати) и теперь, чтобымаксимизировать свою прибыль предприниматель должен продать как можно большетовара. Такой шаг со стороны правительства дал стимул расширению малогобизнеса. Также увеличились налоговые поступления, так как теперь укрыться отналога стало практически не возможным и главное бессмысленным. Введением ЕНВДгосударство убило сразу двух зайцев: оно смогло увеличить налоговые поступленияи дать свободно вздохнуть предпринимателю, снизив своим нововведениемвсевозможные издержки, связанные с бухгалтерией.