Иностранные инвестиции- это долгосрочные вложения капитала и интелектуальной собственности зарубежными собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики c целью получения прибыли и достижения прложительного социального эффекта. Экспорт предпринимательского капитала в другие страны осуществляется в основном путем создания монополиями филиалов или дочерних предприятий за рубежом, в том числе в форме совместных предприятий с участием
национального капитала. Различают инвестиции двух видов: – реальные это вложение капитала в предприятия промышленности, строительства,транспорта, сельского хозяиства и т.д приобретение основных средств и нематериальных активов. – финансовые это покупка акций и других ценных бумаг. В зависимости от сроков окупаемости инвестиции подразделяют на долго средне и краткосрочные. Долгосрочные инвестиции осуществляются, как правило, в относительно дорогие и сложные пректы, окупающиеся
в течение продолжительного времени (10 лет и более). Иностранные инвесторы вправе осуществлять инвнстирование на территории России в виде: · долевого участия в предприятиях; · создания предприятий и филиалов, полностью принадлежащих иностранным инвесторам; · приобретение предприятий, зданий, акций , и др. имущества; · приобретение прав пользования землёй, водой, и иными природными рессурсами.
В свою очередь по законодатнльству РФ иностранными инвесторами могут быть: · иностранные юр. Лица (компании, фмрмы, предприятия и т.д.) · иностранные граждане; · российские граждане, имеющие постоянное место жительства за границей; · иностранные государства; · международные организации. Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Каждый инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеря и эффективность инвестиций и
по своему усмотрению привлекает на договорной основе граждан и юр. Лиц, необходимых ему для реализации инвестиций. Инвестор в праве приобретать необходимое ему имущество у граждан и юр.лиц по ценам и на условиях, определёных договром. Инвестор имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами осуществления инвестиций , включая реинвестиции (дополнительные вложения капитала).
Государство обеспечивает гарантии прав инвесторов, предоставление им налоговых и таможенных льгот. Весьма важна роль иностранных инвестиций для нашей страны, так как создаются благоприятные условия на базе полученных кредитов обновлять и развивать все необходимые отрасли народного хозяйства, повысить эффективность производства и выпускать конкурентоспособные товары. На сегодняшний день одной из самых распространённых форм деятельности иностранных инвесторов в
России можно назвать создание СП. К таковым организациям относятся предприятия, объединения и организации, в создании кот. наряду с российскими принимают участие и зарубежные компании. Главные отличительные признаки любого СП – объединение собственности партнёров и распределение между ними прибыли, а также их совместное участие в управлении данными предприятием. При этом объединение собственности партнёров ведёт к распределению между ними и производственного и
коммерческого рисков, однако ответственность и эффективность работы остаётся коллективной. Важной особенностью предприятий с иностранным инвестированием является совместное участие партнёров в управлении им. В опрос о назначении руководителей создаваемого предприятия решается его участниками на учредительном собрании. Так же как правило, заранее решается, будут ли привлекаться к работе иностранные служащие. На предприятиях с иностранным инвестированием трудовые отношения определяется коллективным
договором. Кроме того, учредители СП должны иметь в виду, что правила привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории РФ, регламентировано действующим законодательством, которое вместе с Миграционной службой России устанавливает некоторые квоты на привлечение определённого числа иностранной рабочей силы в целом и по группам профессий в частности. Условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их соц. обеспечение и страхование определяются
законодательством. В соответствии с законодательством, предприятия с обязаны производить денежные отчисления на пенсионное обеспечение иностранных работников в соответствующие фонды гос-в их постоянного места жительства в валюте и на условиях этого гос-ва. Как известно наибольший интерес у иностранных инвесторов вызывают добывающие отрасли народного хоз-ва. В связи с этим важным фактором, способствующим привлечению иностранных инвестиций, стало принятие ФЗ « О соглашениях о разделе продукции «, на основании кот. была
начата реализация крупнейших инвестиционных проектов. Данный з-н устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ. Соглашение о разделе продукции представляет собой договор, по условиям кот. РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определённый срок,
исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр. Инвестор при этом принимает на себя обязательства по проведению указанных работ за свой счёт и на свой риск. Право инвестора должно быть удостоверено лицензией, выданной органом исполнительной власти. Перечни участков недр, право пользование кот. предоставляется на условиях раздела продукции, устанавливаются ФЗ. Срок действия заключённого соглашения может быть продлён на время, необходимое и достаточное для
завершения экономически целесообразной разработки месторождения сырья и обеспечения рац-го использования и охраны недр. Одним из важнейших вопросов, кот. решает зак-во разделе продукции является установление правил по которым собственно раздел и происходит. Так произведенная продукция подлежит разделу между гос-вом и инвестором на следующих условиях: · Определение общего объема произведённой продукции и её стоимости; · Определение части прод-ции кот. передаётся в собственность инвестора на возмещение его
затрат; · Раздел между гос-вом и инвестором прибыльной прод-ции, за вычетом части этой продукции, кот. идет на выплаты за пользование недрами; · Передача гос-ву принадлежащей ему части прод-ции или её стоимостного эквивалента; Получение инвестором произведённой прод-ции, принадлежащей ему в соответствии с договором. Важной особенностью является максимальное упрощение взаимоотношений инвестора и гос-ва. Прежде всего это относится к взиманию налогов и др. платежей ,взимание кот. полностью заменено разделом
прод-ции. Инвестор в течение срока действия договора освобождается от уплаты предусмотренных зак-вом РФ налогов, сборов, акцизов и др. платежей. Исключения составляют: – налог на прибыль; – платежи за пользование недрами; – платежи по соц. и мед. Страхованию; – платежи в Государственный фонд занятости. Объектом налогообложения для предприятий с участием иностранных инвестиций является полученная ими прибыль представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции, работ и
услуг, основных фондов или др. принадлежащего им имущества. В налогооблагаемую прибыль предприятий не подлежат включению дивиденды и проценты, полученные по акциям, облигациям и др. ценным бумагам, а так же доходы от долевого участия в деятельности др. предприятий. В случае реализации предприятиями основных фондов или др. имущества для определения налогооблагаемой прибыли принимается во внимание разница между продажей и первоначальной стоимостью этого имущества,
уточненная на индекс инфляции. Особенностью порядка налогообложения прибыли, действующего в РФ, является наличие налоговых льгот. Одна из важнейших – исключение из налогооблагаемой прибыли фактических затрат предприятий, осуществлённых за счёт прибыли на строительство объектов производственного назначения, а также на погашение ссуд банка. Существенной является также льгота, в соответствии с которой не облагается налогом прибыль, использованная предприятиями на содержание находящихся на их балансе жилищного фонда
и объектов социально-культурного назначения, а также суммы перечисленные на благотворительность. Для предприятий, получивших убыток предусматривается учёт при налогообложении в течение 5 лет. При ввозе на таможенную территорию РФ товаров и услуг в соответствии с проектной документацией, организации освобождаются от налога на добавленную стоимость и акцизы. Так же льготы предоставляются инвестору при осуществлении вывоза за пределы
РФ минерального сырья и продуктов её переработки. Международные соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и капитала, заключаемые Россией и др. гос-ми, обеспечивают условия, при кот. юридические и физические лица не будут платить налоги с одного и того же вида дохода или имущества дважды. Подобные соглашения гарантируют недопущение налоговой дискриминации, регулируют процесс разрешения споров, создают правовую основу для обмена информацией между компетентными органами.
Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано различными способами. Во-первых, путем его учреждения, во-вторых, в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, в-третьих, путем приобретения такого предприятия полностью. В принципе в России для иностранных инвестиций не установлен разрешительный порядок. Поэтому для предприятий с иностранными инвестициями предусмотрена нормативно – явочная система
для создания предприятий такого типа. Для регистрации предприятия необходимо получить разрешение Правительства по всем крупным инвестиционным проектам, а для этого нужно согласовать вопрос с 5-6 ведомствами, получить согласие местных органов власти. Было бы разумнее установить такой порядок, когда решение принимает один орган, который самостоятельно осуществляет все необходимые согласования. Был также установлен особый порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей,
нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей независимо от величины их уставного капитала. Лицам ходатайствующим о регистрации, предоставляются определенные гарантии. Отказать в государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями можно только в случае, если нарушен установленный действующим законодательством порядок образования такого предприятия либо если необходимые для регистрации документы не соответствуют этому законодательству.
Государственной регистрации подлежат также все дополнения и изменения в учредительных документах уже зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями и филиалов, сведения об их ликвидации. Вновь создаваемые предприятия , в уставном капитале которых доля иностр. инвестиций эквивалентна сумме до 100 млн. руб не предпологающие специализироваться в сфере ТЭК подлежат регистрации в территориальных регистрирующих органов (Московская регистрационная палата)
, предоставив ряд документов. Если объем иностр. инвестиций в уставном капитале превышает 100 млн. руб или создаётся предприятие для деятельности в ТЭК, процесс регистрации осуществляется в Государственной регистрационной палате, с некоторыми отличаями. При создании же кредитных организаций существует ряд особенностей: предворительное разрешение на их создание выдаёт не Гос. регистрационая палата , как принято в общих случаях, а
Банк России, который при рассмотрении этого вопроса учитывает уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ, финансовое положение и деловую репутацию учредителей. Так же могут учитываться размеры иностр. инвестиций в банковской системе РФ из государств места нахождения учредителей и характер двусторонних отношений между РФ и данным государством. Предприятие становится субъектом предпринимательской деятельности и полечает
право на существование только после того, как будет осуществлена его государственная регистрация в соответствии с действующим законодательством. Осуществление инвестиций связано с определенным риском для иностранного предпринимателя. Возможность таких рисков, часто именуемых “некоммерческими”, увеличивается при политической и экономической нестабильности в принимающей стране, при возникновении вооруженных конфликтов, введении чрезвычайного положения и т.п.
Особо опасна для любого инвестора национализация, т.е. возможность отчуждения его собственности и переход его в собственность государства, применение иных принудительных мер. К сожалению, нужно отметить, что многие из западных фирм в свое время лишились капиталов в нашей стране. Все это обостряет вопрос о гарантиях и делает необходимым установление определенных гарантий как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах.
Во внутреннем законодательстве положения о гарантиях формулируются в законах об инвестиционной деятельности, в законах и декретах об иностранных инвестициях, других законодательных актах. Общее представление о гарантиях дает следующий перечень предусмотренных российским законодательством гарантий иностранных инвестиций: – гарантии от изменения законодательства; – гарантии от национализации и реквизиции; – гарантии при прекращении инвестиционной деятельности; – гарантии перевода платежей в
иностранной валюте, доходов; – сумм, полученных при исполнении договорных обязательств; – сумм, полученных в связи с ликвидацией или продажей; – компенсаций при национализации или ревизии; – компенсаций при возмещении убытков; – гарантии использования прибылей в национально валюте каждого государства. Гарантируя предоставление иностранным инвесторам благоприятного режима, государство обязуется обеспечивать в отношении их капиталовложений и связанной с ними деятельности справедливый и равноправный режим.
Соответствующая норма соглашений имеет во многом декларативный характер. В ней выражено стремление государства поощрять иностранные инвестиции, а также благожелательно и не дискриминационно относиться к иностранным предпринимателям в части их прав на владение, управление, распоряжение и ликвидацию капиталовложений. Данное обязательство содержится в тех положениях соглашений, где речь идет о представлении иностранным инвесторам режима наибольшего благоприятствования или национального
режима. В отношении иностранных предпринимателей из стран, с которыми заключены двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, будут применяться положения о режиме инвестиций, установленные этими соглашениями. Так же педусматриваются многсорнние соглашения. В качестве примера можно привести «Вашингтонскую конвенцию о разрешении инвестиционных спорв» , которая определяет методику урегулирования разногласий между иностранными инвесторами и принимающей стороной. А так же «Сеульская конвенция о гарантиях инвестиций» регламентирует
непосредственно процесс страхования инвестиций от рисков. Внесённые или приобретённые инвесторм целевые банковские вклады, акции или ценные бумаги, средства, затраченные на приобретения имущества в случае их изъятия в соответствии с законодатеьными актами, возмещаются инвесторам. Кроме того, иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную прибыль, нанесённых в результате действий каких-либо органов пртиворечащих законодательству.
В связи с тем, что иностранные инвестиции осуществляются, как правило, в валюте , понятие инвестициц определено в законе «О валютном регулировании». Одним из действенных способов защиты зарубежных инвесторов является страхование инвестиций. Целевое назначение такого страхования – снижение для инвестора опасности некомерческих рисков, которые могут возникнуть при осуществлении новых проектов и расширении деятельности существующих предприятий за рубежом. В частности, компания «Coca-
Cola» была застрахованна ОПИК от рисков в России, на сумму $105 млн. Законодательство РФ предусматривает рассмотрение споров с участием созданных на территории России предприятий с иностранными инвестициями как в арбитражных судах России, так и в вМеждународном коммерческом арбитражном суде. В соответствии с действующим законодательством увеличение уставного капитала предприятий требует внесения
определенных изменений в устав организаций. Увеличение уставного капитала предприятия с иностанными инвестициями может быть произведено всеми доступными способами, если такие действия не противоречат законодательству или законом не предусмотренны конкретные ртебования для отдельных видов предприятий. Иностранные инвестиции становятся одним из решающих факторов всей экономической политики многих государств. Без них не удается быстро преодолевать экономические кризисы и выходить на рубежи экономического роста,
обеспечивать прирост социального эффекта, сбалансированность макроструктуры, повышение оплаты труда до уровня стимулирования его высокой производительности и рыночной платежеспособности, выступающей могучим катализатором общеэкономического подъема и прогрессивных сдвигов.