Проблема профессиональной подготовки советского учителя в первое послевоенное десятилетие

Курсовая работа
«Проблема профессиональнойподготовки советского учителя в первое послевоенное десятилетие»
Введение
Актуальностьвыбранной тематики обусловлена тем, что фигура учителя в обществе всегда игралаключевую роль. Роль педагога исключительно велика в воспитании личности иформировании социально активного человека. От подготовки учителя зависит егодеятельность и качество работы с детьми, что важно было во все времена. Длятого, чтобы проследить развитие учительства как профессиональной группы впослевоенное советское время, проводится данное исследование.
Цель работы: Рассмотретьпрофессиональную подготовку учителей в послевоенные годы в Горьковской области
Объект –учительство послевоенных лет
Предмет –профессиональная подготовка советских учителей в послевоенное время
Задачиисследования, которые следует раскрыть:
– в первой части произведенахарактеристика учительства как профессиональнойгруппы на примере Горьковской области
– во второй части рассматриваетсяпроблема повышения квалификации учителей
– в третьей части идет речь оподготовке советских учителей в послевоенное время
В работеиспользованы материалы 9 источников.
1.Характеристика учительства как профессиональной группы
Вопросо роли личности учителя в педагогическом процессе всегда являлся одним из самыхактуальных. Обозначившееся еще со времен Сократа в сфере философской мысли вниманиек человеку, его личностному бытию никогда не ослабевало, а, напротив,нарастало.
Исследуя рольличности учителя в образовании, условно вычленяются две основные составляющие,или функции, образования:
ü  Перваяфункция представляет собой процесс передачи знаний – обучение;
ü  Втораяфункция – процесс воспитания.
С однойстороны, эти функции можно рассматривать как относительно независимые. С другойже стороны, совершенно очевидно, что обе эти функции взаимосвязаны в единомобразовательном процессе и взаимодополняют друг друга, поскольку единствообучения и воспитания семантически и этимологически заложено в самом термине«образование».
Роль учителяв развитии общества очень важна: ведь учителя были носителями знаний, которыепередавали следующим поколениям. Рассматривая учительство как профессиональнуюгруппу, можно сказать, что послевоенные годы явились довольно сложным периодомдля советского учительства. Начиная с 20–30‑х годов – после объявлениявсеобщего образования, ощущалась хроническая нехватка преподавательских кадровв стране.
Проблемы объективной оценки опыта развития советской школыпослевоенных лет развиваются в русле двух концептуальных подходов. Сторонникипервого из них акцентируют внимание на анализе негативных процессов и тенденцийразвития советской школы, её политизации, огосударствлении, идеологизации. Повыражению известного московского исследователя З.Г. Дайча, советская школаоказалась «зажата тисками тоталитаризма» и вместо социального института сталагосударственным учреждением, «функционирующим в режиме единообразия,единомыслия и единоначалия» [1, с. 89]. По мнению уральского историка М.В. Суворова,«политика партийно-советского руководства, направленная на политизациюобразования, привела к формированию учителя нового типа, отличительными чертамикоторого были идеологизированное сознание, государственный патриотизм,агрессивность по отношению к мнимым и настоящим «врагам», преобладаниеколлективных ценностей над индивидуальными проявлениями личности» [2, с. 65].
Подобный исследовательский подход, фиксирует реальные, хотя, и невсегда определяющие тенденции развития советской школы. Более перспективныминам представляются позиции тех авторов, которые сосредотачивают исследовательскийпоиск не только на анализе деформаций системы образования в СССР, но иконцентрируют внимание на созидательной составляющей практики школьногостроительства, социального творчества советского учительства, стремятся выявитьв противоречивом опыте рациональный материал, имеющий долговременные ценностныеориентиры.
Качественныйсостав учительства в предвоенные годы имел следующий состав: выходцы из рабочихсоставляли среди учителей сельских начальных школ только 5,8%, а категория«служащих» и «прочих» равнялась соответственно 43,3%.
Сердцевину идеологической работы органов власти среди учительствасоставляла формирующая система их политического образования, которая включаларазные формы: вовлечение педагогов-коммунистов и комсомольцев в сеть партийнойи комсомольской учёбы, организация кружков при Домах работников просвещения,школ политграмоты, самообразование и др. Широким каналом массовой политическойпропаганды среди интеллигенции были различные учительские съезды, совещания иконференции, созываемые на всех уровнях: всесоюзные, республиканские, региональныеи др.
Негативноевлияние на психологическую атмосферу в школах, на трудовую деятельностьучителей оказывал постоянный контроль за «политической благонадежностью»педагогического персонала. Например, предвзятым было отношение к учителям,имевшим дореволюционный стаж работы. «Неугодными» оказывались учителянепролетарского происхождения. В 1930–1940-е гг. кадры школьных учителейистории и преподавателей вузов не раз подвергались «чисткам». Сначала это былтак называемый «большой террор», когда сотни преподавателей вузов, учителейбыли оклеветаны и репрессированы. В послевоенный период проверялись лица,находившиеся на оккупированной территории или сотрудничавшие с немцами. Вслучае подтверждения подобных фактов учителя и преподаватели вузовосвобождались от занимаемых должностей.
Проблемы школьного всеобуча не исчерпывались количественными параметрами,охватом обучения детей, открытием новых ученических мест, строительствомшкольных зданий и т.д. Центральным направлением школьной политики Советскогогосударства являлась организация учебно-воспитательного процесса в школе вполном соответствии с его идеологическими, политическими постулатами.Профессионально-педагогическая работа учителя осложнялась жёстким курсомправящего режима на идеологизацию всей школьной жизни. [3, с. 19]
Оценка условий жизни учительства в 1946–1950 гг.
Условно этотпериод в отношении материального обеспечении учительства можно разделить на дваэтапа. С 1946 по 1948 гг. государство проводило в отношении учительстварежим жесткой экономии. С 1 октября 1946 г. с карточного снабженияснимается часть сельских учителей, связанных с сельским хозяйством. В качествепомощи учителям практикуются компенсационные выплаты (за наем квартиры, запользование светом, единовременная помощь малообеспеченным учителям). Они непокрывали учительских расходов и не способствовали улучшению материальногоположения учителей. С 1948 по 1952 гг. Советское государство переходит кмасштабным мерам по улучшению быта учителей. С 1 января 1948 г. их детиосвобождаются от платы за обучение в старших классах и педагогических вузах, с1 февраля этого же года заработная плата учителей повышается на 15%. Вводитсяпенсия за выслугу лет в размере 40% от оклада при непрерывном 25‑летнемстаже. Постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР от 10 февраля «Ольготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» сельскиеучителя обеспечивались безвозмездно земельными участками в размере 0,25 га насемью. Подсобные хозяйства учителей освобождались от налогообложения, если ихдоход не превышал 3000 руб. в год. Колхозы были обязаны предоставить учителям вбесплатное пользование пастбища и сенокосные угодья. Этим же постановлениемпредусматривалось введение в действие плана строительства жилья для сельскихучителей на 1948–1950 гг. Однако данные социальные программы не былиреализованы в полной мере. Колхозы, обремененные непосильными налогами,саботировали выполнение постановления, не выделяя учителям положенную землюлибо взимая за пользование ей деньги. План строительства жилья для сельскихучителей был выполнен лишь на 30%. Материально–бытовое положение учителейоставалось тяжелым. Если городские учителя испытывали серьезные проблемы сжильем, то для сельских учителей более актуальными были проблемы своевременногополучения топлива и снабжения продуктами и промтоварами. Даже после отменыкарточной системы сельское население в целом и учителя в частности испытывалитоварный дефицит. «Особенности социально–правового положения учителей в1946–1952 гг.» дается характеристика таких важнейших составляющихсоциально–правового статуса учительства как объем его декларируемых и реальныхправ, уровень правовых гарантий со стороны государства и общества. С однойстороны государством неоднократно подчеркивался высокий социально–правовойстатус советского учительства. С 1948 г. учителя награждались орденами имедалями СССР за выслугу лет. Только по Горьковской области в 1951–1952 учебномгоду к различным наградам было представлено 4008 учителей. Наиболееавторитетных из них выдвигали в органы власти.
Наряду с этимучительство в целом и отдельные его категории подвергались жесткойдискриминации. Прежде всего, это касалось свободного времени учителя. Послеработы он вынужден был участвовать в различных мероприятиях на общественныхначалах. Через школьные парторганизации государство активно вмешивалось всемейную жизнь учителей. Широкий размах приняла в первые послевоенные годыпрактика незаконного перевода учителей с одного места работы на другое безсанкций ОблОНО. На VI областной конференции Кировского обкома профсоюзаработников начальной и средней школы заместитель министра просвещения РСФСР С.М. Языковпризвал профсоюз «запретить РОНО безобразничать в вопросе перевода учителей».По данным комиссии Министерства просвещения РСФСР только за 9 месяце 1952 г.в Горьковской области было незаконно переведено из школы в школу 86 учителей.Часть учителей преследовалась государством по политическим мотивам.Преследованию подвергались дети и родственники священников, царских чиновников,кулаков, репрессированных. После Великой Отечественной войны к ним прибавилисьрепатрианты, бывшие военнопленные и лица, находившиеся во время войны наоккупированной территории. Наиболее распространенными формами дискриминации поотношению к этой категории учительства были: негласный контроль государственныхорганов, увольнение с работы, понижение по службе. Все вышеназванныедискриминационные меры существенно обесценивали социально–правовые гарантии,декларируемые государством в отношении учительства. Архивные материалысвидетельствуют о случаях перехода учителей на работу в другие сферы –официантами, уборщиками, продавцами. Учитывая неудовлетворительное состояние собеспечением школ учителями, центральными и местными органами властипредпринимались попытки вернуть на работу педагогов, работавших не поспециальности. Пытаясь хоть как-то улучшить свое материальное положение,некоторые учителя занимались платным репетиторством. Однако подобные«антисоветские и антигосударственные» случаи осуждались как неприемлемые в советскойшколе и пресекались. На идейные позиции, настроения педагогов оказывали немалоевоздействие их материально-правовое положение, отношение к ним руководителей государственных,хозяйственных институтов. Ответом стал «уход» части школьников и студентов –будущих учителей – в сферу личных интересов и девиации.
Такимобразом, как профессиональная группа учительство развивалось в послевоенныегоды в тяжелых материально-бытовых условиях, при плотной загруженности иабсолютном отсутствии личного времени, ощущалась острая нехваткаквалифицированных кадров, оказалось, что престиж профессии был невысоким ипоэтому партией была разработана политика на стимулирование учительского труда.2.Проблема повышения квалификации учителей
В послевоенныйпериод сложилась система повышения квалификации учительских кадров, состоящаяиз возникшей еще до войны сети институтов усовершенствования учителей,городских и районных методических кабинетов, кустовых предметных объединенийпедагогов опорных и базовых школ, занимающихся переподготовкой и повышениемквалификации учителей. Постепенно увеличивались плановые задания на проведениякурсовых мероприятий. В каждой союзной республике регулярно стали проводитьсятематические «Педагогические чтения».
Значительнаячасть учителей повышала свой идейно-политический уровень в системеполитического просвещения, вечерних университетах марксизма-ленинизма ипартийных школах, методологических семинарах и кружках. Особенноактивизировалась работа по распространению политических и научных знаний средиучительства и родителей с созданием в 1948 г. Всесоюзного общества«Знание». По инициативе ряда педагогических институтов и других высшихзаведений на общественных началах стали создаваться народные университетынаучно-педагогических знаний. В конце 50‑х годов получили распространениепедагогические школы передового опыта, в которых лучшие учителя рассказывали освоем творческом труде, выступают с рефератами, дают уроки. [4, с. 162]
Анализисторического опыта становления и развития системы повышения квалификациипедагогических кадров связан с разработкой новой парадигмы последипломногообразования. Исторический анализ уроков реорганизации и реформструктурно-деятельностных элементов последипломного образования, в частности повышенияквалификации, способствует поиску новых горизонтов исследуемой проблемы. Курсыповышения квалификации, как одна из наиболее традиционных форм, продолжаютразвиваться как в организационном, так и в содержательном аспектах.
/>
Анализ этихпоказателей свидетельствует, что около 25% учителей начальной школы по существуне имеют права преподавать в школе, а по средним школам эти цифры достигают 36,3%[5]. Учитывая острую необходимость повышения квалификации у значительногоколичества педагогов, курсовая подготовка являлось важнейшим средствомвыполнения поставленных задач. До 1939 г. данную форму работы осуществляликурсы Наркомпроса и курсы заочной подготовки.
Основнымнедостатком системы повышения квалификации являлось отсутствие центра, которыйбы координировал и осуществлял организационное и методическое руководствокурсовой подготовкой.
А в 1950-х гг.два Горьковских педагогических института, университет и соответствующая сетьпедагогических училищ полностью удовлетворяют потребности школы в учительскихкадрах. Но советские учителя постоянно повышают свою квалификацию. И курсыповышения квалификации стали системой. В 1955 г. с учительством работаютдва института усовершенствования: областной и городской. Кроме организациивсевозможных курсов, они изучают качество учебно-воспитательной деятельностишкол, содействуют обобщению и распространению лучшего опыта, помогаютучительству в разрешении важнейших проблем, возникающих в процессе развитиясоветской педагогики. Под руководством институтов усовершенствования лучшиеучителя участвуют в научной работе, одной из форм которой являются городские,областные и центральные педагогические чтения. Последние проходят при Академиипедагогических наук, которая возникла в годы Великой Отечественной войны иявляется одним из конкретных выражений роста советской культуры. Напедагогических чтениях в городе и области ежегодно обсуждается до стапятидесяти работ, а на центральные чтения Академии принимается свыше сорокаработ. Под руководством институтов усовершенствования учителя пишут книги,участвуют в сборниках, освещающих лучшие достижения школы. Широкую известностьприобрела книга Заслуженного учителя С.А. Селифонова о школьном земельномучастке, выдержавшая два издания в Горьком Учпедгизом. Глубокое вниманиеучительства привлек освещенный в сборниках и отдельной брошюре опыт Заслуженнойучительницы О.И. Чупровой. Ряд работ горьковских учителей помещен визданиях Академии педагогических наук и Учпедгиза. Высокое признание заслугучительства нашло выражение в присвоении лучшим учителям звания Заслуженногоучителя школы РСФСР. К 1956 г. этого почетного звания удостоены 93 учителяг. Горького и Горьковской области. Тысячи учителей награждены орденами имедалями Советского Союза. Планы исторических факультетов университетов и педагогическихинститутов отличались отсутствием специализированных факультативов и курсов повыбору, расширенным психолого-педагогическим циклом предметов, большим количествомчасов педагогической практики.
Существовалипроблемы в организации заочного обучения учителей истории. Среди них – отсутствиенадлежащего руководства со стороны наркоматов и ведомств, в том числерегионального уровня, отсутствие единых правил приема, сроков обучения,установленного учебного режима, необеспеченность заочников учебниками,методическими пособиями и учебными программами, что отрицательным образом сказывалосьна качестве обучения и переобучения педагогов истории.
Центральноеместо в системе работы с учителями истории в деле повышения их квалификациизаняли институты повышения педагогической квалификации кадров народногообразования (ИПККНО, а впоследствии ИУУ). Они открылись 1930-е гг., формыповышения квалификации учителей истории: курсы, семинары, конференции, лекции,экскурсии, методическая работа в школе и районе. В качестве лекторов на этихмероприятиях выступали преподаватели вузов, работники местных комитетов партии,лучшие учителя истории школ Нижнего Новгорода. Существовал комплекс проблем,мешавших достижению высоких показателей в деле повышения квалификациипедагогов. К ним относились пассивность основной массы учителей-историковгородов Горьковской области, уклонявшихся от посещения проводимых институтамиусовершенствования мероприятий, неудовлетворительное обеспечение учителейучебной и методической литературой, особенно в сельской местности, отсутствиедолжного контроля со стороны районных отделов народного образования. Известныпримеры, когда местные органы образования не отпускали учителей на курсы,семинары, лекции либо не доводили всю необходимую информацию о проводимыхмероприятиях до педагогов. Очевидно, что на посещаемости курсов, семинаров,кружков педагогами сказывалась то обстоятельство, что жестко идеологизированныемероприятия становились для них неинтересными. Падению квалификации учительстваспособствовали изменения в составе учительства в военные годы: болееподготовленная и активная часть учителей были направлены на работу в партийныеи советские органы, либо призваны в ряды Красной армии. Только в Горьком быломобилизовано 56 учителей истории. Недостаток учителей пополнялся за счет лиц,окончивших краткосрочные педагогические курсы, которые не давалифундаментального специального образования. Имевшая место практика переводаучителей из начальной школы на работу в неполные средние и средние школы подвергласьжесткой критике со стороны ЦК ВКП (б). Отрицательно сказывалось на качествепреподавания совместительство и привлечение на должности учителей учащихсястарших классов средних школ. [6, с. 98]
Такимобразом, проблема повышения квалификации учителей послевоенного времени непотеряла своей актуальности, что вызвало организацию постоянных курсовусовершенствования подготовки учителей, кроме того, развилась сеть «Педагогическихчтений», школ передового опыта, где происходил процесс обмена передовым опытом,кроме того, функционировали школы идейно-политического просвещения, вечерниеуниверситеты марксизма-ленинизма, методологические семинары и кружки, гдевелась идеологическая подготовка учительства. Однако недостатком системы былоотсутствие центра, который бы координировал и осуществлял организационное иметодическое руководство курсовой подготовкой 
3.Подготовка советских учителей
Сразу послеокончания ВОВ ЦК партии и Советское правительство решают ряд коренных проблемдеятельности школы, подготовки и переподготовки учительских кадров.
В мае 1945 г.утверждено положение о золотой и серебряной медалях для оканчивающих среднююшколу; в ноябре проведено очередное Всероссийское совещание по вопросамулучшения работы высших педагогических учебных заведений. В декабре опубликованприказ Всесоюзного комитета по делам высшей школы (ВКВШ) при Совнаркоме СССР иНаркомпроса РСФСР о заочном обучении учителей, в котором решаются многиепрактические вопросы, в том числе установлен пятилетний срок обучения впедагогических институтах и трехлетний – в учительских определенапродолжительность в 30 дней учебно-установочной сессии для нового набора;ликвидирована практика непрерывного приема на заочные отделения, укреплена ирасширена сеть консультационных пунктов; улучшено материальное обеспечениезаочников. С 1 сентября 1946 г. во всех семилетних школах вместо должностивоенного руководителя введена должность руководителя физической подготовки.
Важнейшимизадачами в области народного образования были:
– восстановлениеи укрепление общеобразовательной школы в районах подвергшихся оккупации,осуществление всеобщего обучения детей во всей стране;
Втораязадача, выдвинутая XIX съездом КПСС заключалась в завершении перехода от семилетнего ковсеобщему среднему образованию в крупных промышленных и культурных центрахстраны а также актуальной была проблема подготовки условий для осуществлениявсеобщего среднего образования по всей стране, включая сельскую местность.
Третья задачасостояла в улучшении учебно-воспитательной работы школы, в приближении ее кжизни, к практике социалистического строительства. Эти задачи определялиосновные направления организационно-идеологической работы партийных и советскихучреждений в области просвещения, а также повседневнуюорганизационно-педагогическую и программно-методическую деятельностьминистерств просвещения. Взглянем на дело подготовки учительских кадров вГорьковской области. В 1934–1935 гг. по Горьковской области (тогда – крае)– без г. Горького – обучалось в этой системе при педагогическом институтеи институте повышения квалификации кадров народного образования 3119 человек. Врешении ЦК партии от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме вначальной и средней школе» четко указано, что «основной формой организацииучебной работы в начальной и средней школе должен являться урок с даннойгруппой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составомучащихся». XX съездом КПСС поставлена задача по дальнейшей политехнизациишколы. В докладе на XX съезде КПСС Н.С. Хрущев подчеркивал необходимостьперестройки учебной программы средней школы с учетом того, чтобы учащиеся,окончившие среднюю школу, имели хорошее общее образование, открывающее дверь ввысшую школу, и в то же время были подготовлены к практической деятельности,ибо большинство выпускников будет сразу приобщаться к труду в различныхотраслях народного хозяйства, систематически приобщая школьников к труду напредприятиях, в колхозах и совхозах, на учебно-опытных участках и в школьныхмастерских. В 1956 г. на уроках учителя стараются раскрыть перед учащимисяосновные принципы современного производства, привить практические умения инавыки политехнического характера, а знакомя учащихся с законами природы,показывают, как эти законы используются в производстве. Попытки ввести в школетруд в качестве отдельного учебного предмета, предпринимавшиеся в прошлом,имели тот недостаток, что труд был оторван от изучения основ наук и научныхоснов производства и имел узко-ремесленнический характер. Теперь труд какучебный предмет учителя связывают с активной работой мысли, с сознательнымприменением научных знаний. В 1957–58 учебном году четверть всех средних школ вФедерации работает по новым экспериментальным программам, знаменующимдальнейшее развитие политехнического обучения. В докладе Н.С. Хрущева наXX съезде КПСС выдвинута жизненно важная задача, решение которой необходимо длядальнейшего успешного развития советской школы: создание нового типавоспитательного учреждения – школы-интерната. Учебно-воспитательный процесс ився организация жизни в этих учреждениях призваны обеспечить наиболее полное ивсестороннее развитие индивидуальных способностей и дарований детей, всестороннеефизическое и духовное развитие молодого поколения советской страны.Школа-интернат–прообраз новой системы общественного коммунистическоговоспитания. Начало этому великому делу уже положено, и испытание новой формыучебно-воспитательного учреждения повсеместно проводится как в городских, так ив сельских условиях. В частности, в г. Горьком и в Горьковской области в 1957 г.уже работают 4 школы-интерната. Чтобы судить о дальнейшем размахе развития этойсистемы, отметим, что в 1960 году в школах-интернатах Советского Союза должнообучаться не менее миллиона воспитанников. Вместе со всем советским народом подславным знаменем марксизма-ленинизма, под испытанным боевым руководствомКоммунистической партии Советского Союза, окруженная любовью и вниманием всегонарода, советская школа приходит к сорокалетней годовщине Великой Октябрьскойсоциалистической революции с большими победами, идейно закаленная, способнаяпреодолевать трудности, имеющая безграничные перспективы дальнейшего роста иразвития. [7]
На протяженииисследуемого периода вузы Горького испытывали недостаток в квалифицированных профессорско-преподавательскихкадрах, что, в свою очередь, негативным образом сказывалось на процессеподготовки будущих учителей. Для решения этой проблемы практиковалосьприглашение преподавателей из столичных университетов и институтов, а впослевоенный период основным каналом пополнения педагогического персонала сталовоспитание собственных кадров. Учебные планы исторических факультетовуниверситетов и педагогических институтов отличались отсутствиемспециализированных факультативов и курсов по выбору, расширеннымпсихолого-педагогическим циклом предметов, большим количеством часовпедагогической практики. Великая Отечественная война показала действенностьсозданной в 1930‑е гг. модели исторического образования. Вместе с тем онапробудила в советских людях способность критически оценивать ситуацию, самостоятельномыслить, вселила надежды на либерализацию общественной жизни. Необходимостьреформирования политической и экономической систем становилась все болееактуальной и для государственных структур. Конкретнаяпрограмма мер по совершенствованию работы педагогических вузов была намечена впостановлении CHKСССР от 20 августа 1945 г. «Об улучшении дела подготовки учителей».Отметив серьезные недостатки впедагогическом образовании, союзное правительство наметило следующие путирасширения и совершенствования деятельности педагогических учебных заведений:
–прекращена практика краткосрочной подготовки учителей из лиц, не имеющихсреднего образования;
–в целях упорядочения работы в педагогических учебных заведениях, создания в нихустойчивого состава профессорско-преподавательских кадров и постоянногоконтингента студентов установлены разные группы пединститутов, учительских институтови педагогических училищ с постоянным количеством набора на I курс;
–расширена аспирантура при пединститутах, и введена при ряде крупных учебныхзаведений специальная годичная подготовка к преподавательской деятельностиуспешно окончивших эти заведения;
–местным Советам депутатов трудящихся предложено оказать помощь пединститутам вукреплении их учебно-материальной базы, улучшении культурно-бытовогообслуживания студентов.
–в соответствии с этим постановлением Всесоюзныйкомитет по делам высшей школы при Совнаркоме СССР и Наркомпрос РСФСР определилиструктуру институтов каждой группы. Пединституты первой и второй групп, какправило, должны были иметь в своем составе по шесть факультетов, пединституттретьей группы – три факультета. Учительские институты имели по три отделения(историко-филологическое, физико-математическое и естественно-географическое).Определялся также минимум кафедр, кабинетов и лабораторий (учительскиеинституты, действовавшие при пединститутах,самостоятельных кафедр, кабинетов и лабораторий не имели). Большое значение дляулучшения научной и идейно-политической подготовки учительских кадров имелипостановления ЦК ВКП(б) по вопросам идеологической работы, вызвавшиеповсеместный подъем политической работы среди преподавателей и студенчества;решительной критике подвергались чуждые марксистско-ленинской идеологии попыткивоспитания студенческой молодежи в духе безразличия к политике, «наплевизма ибезыдейности». 31 декабря 1946 г. Совет Министров РСФСР принялпостановление о переводе педагогических училищ на четырехлетний срок обучения. Цельэтого мероприятия: улучшить качество подготовки учителей начальных классов.Удлинение срока обучения проводилось постепенно, в течение двух лет. Педучилищаполучили новые учебные планы, программы, учебники. Вносились необходимыеизменения в устав педагогических училищ, который устанавливал, что учащиесяпедучилищ, выдержавшие госэкзамены, получают не аттестаты, а дипломы обокончании училища с указанием присвоенного звания учителя начальной школы.
Вцелях ускоренного решения задачи пополнения школ учителями в первыепослевоенные годы в ряде средних школ были открыты одиннадцатые, дополнительныепедагогические классы, готовившие учителей начальных школ. Развернулась такжеподготовка педагогов – пионерских вожатых. А несколько позднее (с 1955 г.)возникли двухгодичные педагогические училища на базе десятилетки.
Зановосоздаются заочные отделения, расширяется сеть консультпунктов дляучителей-заочников. Учителя-заочники получают ряд дополнительных льгот. Дляповышения идеологического уровня подготовки учителей распространеныуниверситеты марксизма-ленинизма. Положительную роль в совершенствованииподготовки молодых специалистов сыграло Всероссийское совещание директоровпедагогических и учительских институтов (1947), в работе которого участвовалимногие руководители педвузов. Важное значение для высшей и среднейпедагогической школы имело постановление Совета Министров СССР и ЦентральногоКомитета КПСС «Об улучшении подготовки, распределения и использованияспециалистов с высшим и средним специальным образованием», принятое в августе1954 г. Выполняя это решение, органы по руководству высшей и среднейспециальной школой вновь пересмотрели учебные планы и программы с учетомподготовки кадров широкого профиля, выпустили сотни названий новых имодернизированных учебников, улучшили учебную и производственную практику,внесли серьезные коррективы в планирование подготовки специалистов, в том числеучителей. В частности, были значительно сокращены сеть и численность студентовучительских институтов. Если в 1950 г. в стране имелось 237 учительскихинститутов, то в 1955 г. их стало 52, а в 1956 г. – только 2. В связис этим общее количество педагогических учебных заведений несколько уменьшилось,несмотря на открытие 50 новых вузов. [8]
Чембыла вызвана данная реформа высшего педагогического образования? Прежде всего,тем, что учительские институты успешно выполнили свою функцию по подготовкеучителей V–VII классов. Это были для своего периоданужные, но, как указывалось выше, временные учебные заведения, вызванные кжизни острым недостатком кадров в связи с введением всеобщего семилетнегообразования.
Однимиз мероприятий в разработке теории, форм и методов подготовки и переподготовкипедагогических кадров, в изучении, обобщении и распространении передового опытапроведения учебно-воспитательной работы явилось открытие в январе 1946 г.Научно-исследовательского института педагогического образования АПН РСФСР.Однако этот институт через несколько лет был закрыт. Мотив этого решения: самипедагогические вузы и училища должны разрабатывать проблемы педобразования. В1953–1955 гг. ряд изменений внесен в учебные планы педвузов, в частностипо линии усиления политехнической подготовки студентов на естественных ифизико-математических факультетах. С 1954 г. стал несколько усиливатьсяприток в школу молодых специалистов с университетским образованием [9,с. 108].
Вобласти народного образования в течение 15 лет (шестой, седьмой и восьмойпятилеток) решались следующие задачи:
– переходот семилетнего к восьмилетнему всеобщему обязательному обучению (Закон овосьмилетнем всеобуче принят в декабре 1958 г.);
– развертываниешкол-интернатов как одной из общественных форм обучения и воспитания детей(стали создаваться с 1956/57 учебного года в соответствии с решением XX съезда КПСС и специальным постановлениемЦК КПСС и Совета Министров СССР);
–значительное развитие общего среднего образования в городах и сельскойместности; расширение сети вечерних школ рабочей и сельской молодежи.
В этот период в педагогических институтах странына факультетах широкого (сдвоенного) профиля вводился пятигодичный срокобучения. Установлено, что впредь на педагогическую работу в V–VIIклассах должны назначаться учителя с законченным высшим образованием
К началуВеликой Отечественной войны на дневном отделении Горьковского пединститутаобучалось 1350 студентов. За годы войны из института ушли в ряды Советскойармии 287 человек (из них 243 студента). 59 человек были добровольцами, из них40 девушек. В годы войны институт функционировал нормально: разрабатывались ичитались новые курсы; был открыт ряд учебных кабинетов, систематическиосуществлялся прием новых студентов, регулярно выплачивались стипендии, кафедрыпродолжали вести научную работу, укрепляя связи с производством, в том числе иоборонным.
В 1945/1946учебных годах велись занятия на факультетах языка и литературы, историческом,биологическом, географическом, физико-математическим и педагогическим сдошкольным и школьным отделениями. В 1947 году к ним прибавился факультетфизического воспитания и спорта с 4‑годичным сроком обучения. Прифакультете русского языка и литературы в 1949 году создано отделение логики,психологии и русского языка. В 1947 году на факультетах (кроме педагогическогои физкультурного) была введена вторая специальность преподавателя, в связи счем срок обучения увеличен до 5 лет.
В составеГорьковского пединститута работал до 1952 года двухгодичный учительскийинститут для подготовки учителей 5–7 классов. Он состоял из 4 отделений:естественного, физико-математического, исторического, языка и литературы. В1957 году факультет языка и литературы объединился с историческим в одинисторико-филологический, но в 60-е годы он вновь разделился. Из факультетовестественного и географического был образован биолого-географический. В 1958году в составе педагогического факультета было открыто новое отделение поподготовке учителей начальных классов с высшим образованием.
Таким образом, в послевоенное время происходит развитие системыподготовки учительского состава. Если в период послевоенных 40‑х годовострая нехватка учителей вызывала привлечение к преподаванию учителей послеокончания двухгодичных курсов, то впоследствии принимается решение о переводепедагогических училищ на четырехлетний срок обучения, а также вводитсяпятилетнее образование, таким образом, повышается качество знаний советскогоучителя.

Выводы
Какпрофессиональная группа учительство развивалось в послевоенные годы в тяжелыхматериально-бытовых условиях, при плотной загруженности и абсолютном отсутствииличного времени, ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров, оказалось,что престиж профессии был невысоким и поэтому партией была разработана политикана стимулирование учительского труда. Проблема повышения квалификации учителейпослевоенного времени не потеряла своей актуальности, что вызвало организациюпостоянных курсов усовершенствования подготовки учителей, кроме того, развиласьсеть «Педагогических чтений», школ передового опыта, где происходил процесс обменапередовым опытом, кроме того, функционировали школы идейно-политическогопросвещения, вечерние университеты марксизма-ленинизма, методологическиесеминары и кружки, где велась идеологическая подготовка учительства. Однаконедостатком системы было отсутствие центра, который бы координировал иосуществлял организационное и методическое руководство курсовой подготовкой. Впослевоенное время происходит развитие системы подготовки учительского состава.Если в период послевоенных 40‑х годов острая нехватка учителей вызывалапривлечение к преподаванию учителей после окончания двухгодичных курсов, товпоследствии принимается решение о переводе педагогических училищ начетырехлетний срок обучения, а также вводится пятилетнее образование, такимобразом, повышается качество знаний советского учителя.

Литература
1. Дайч З.Г. Школьнаяполитика в СССР: уроки партийно-государственного руководства, перспективыразвития. – М., 1991, с. 121.
2. Суворов М.В. Уральскоеучительство в 1920–1930-х гг.: дисс. канд. ист. наук. – Екатеринбург. – 2005. –С. 178.
3. Васильковская ЕленаИвановна Власть и формирование советской модели школьной системы (начало 1930-х– начало 1950-х гг.) Автореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата исторических наук Саратов – 2006, с. 24
4. Паначин Ф.Г. Педагогическоеобразование в СССР: Важнейшие этапы истории и современное состояние. М., 1975
5. О советской школе иучителях. Материалы Всекрымского съезда учителей Крым АССР. – Севастополь,2008.
6. Беспалова Н.В. Особенностиподготовки педагогических кадров в университете. – Дисс. канд. пед. наук. – Саранск,2003. – 225 с.
7. Скворцов Н.В. Сорок лет советской школы. Сб. «Культурноестроительство Горьковской области 1917–1957», Горьковское книжное издательство,1957 г.
8.«Советская педагогика», 1947, №7, с. 122.
9. ЦК КПСС в резолюциях ирешениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 7. M., Политиздат, 1970 г.