Проблема прогресса в социальной философии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШНГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙСЛУЖБЫ»
ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИСПЕЦИАЛИСТОВ
Контрольная работа
Тема:Проблема прогресса в социальной философии
Выполнил:Студент 08304 группы Грошев Е. А.
Проверил:Доцент кафедры философских наук Хлебников М. В.

Оглавление
Введение
Понятие общества, гипотезы возникновенияобщества
Попытки научного описания происхожденияобщества
Прогресс и развитие общества
Социальная философия (учение обобществе)
Зарождение социально – историческогосознания
Социальная подсистема
Социальные общности и группы
Этнические общности
Сословия и классы
Институты
Государство
Территориальные группы
Заключение
Список литературы

Введение
 
«Чтобы понять эпоху илинацию, — писал Б. Рассел, — мы должны понять ее философию, а чтобы понятьфилософию, мы должны сами в некоторой степени быть философами. Здесь налицовзаимная обусловленность: обстоятельства в жизни людей во многом определяют ихфилософию, но и, наоборот, их философия во многом определяет обстоятельства» [ ].Действительно, при всем разнообразии, разнонаправленности философских проблем иучений, а также свойственных историко – философскому процессу моментовпрерывности и преемственности в истории культуры можно выделить относительнодлительные, подчас в несколько столетий, эпохи, философия которых выражаетосновные векторы духовной жизни общества, представляет собой «духовнуюквинтэссенцию своего времени» (К. Маркс).
Одно очень важноенаправление философии это социальная философия. Она занимается изучением обществаего развитием, прогрессом. Тема развитие и прогресс, в социальной философии мнеочень интересна. Я хочу раскрыть данную тему и ответить себе на давно меняинтересующие вопросы. Я решил начать раскрывать эту тему с самого начала, т. е.с появления первобытного человека.

Понятиеобщества, гипотезы возникновения общества
О возникновенииобщества можно судить по тем следам жизни далеких предков, которые находятархеологи и которые свидетельствуют о возникновении, развитии, сложномдраматическом историческом пути, пройденном многими поколениями людей. Тем неменее, полной картины происхождения человека и общества до сегодняшнего временив науке нет. Вызывает вполне обоснованные возражения религиозное объяснениепроисхождения общества (поскольку оно требует признания своей мифологии задействительность); идеалистическая концепция (в силу своей спекулятитвности) иматериализм (по по причине отсутствия достаточной научной аргументации). Вопределенном смысле Кант прав, утверждая, что материализм нельзя применить вкачестве принципа, объясняющего природу нашей души. И тем не менее, несмотря нанеограниченность фактических данных, мы считаем необходимым отнестись сдоверием к тем из научных фактов, которые позволяют с достаточной степеньювероятности реконструировать картину возникновения общества.
Попыткинаучного описания происхождения общества
 
Такие попытки делалисьв рамках марксистской орудийно-трудовой теории, согласно которой труд, а затеми членораздельная речь создали общество человека. Не отрицая значения орудийтруда в жизни человека, мы тем не менее не находим сколько- нибудь внятногоподтверждения этой гипотезы научными фактами. З. Фрейд усматривал источникпроисхождения человека в обладании им совестью. Этот взгляд совершенно неподтверждается этнографическими исследованиями. И. Хейзинга находитфундаментальный принцип культуры, которая формирует человека, в игре и игровойдеятельности. Эрнст Кассирер (1875- 1045) выдвинул гипотезу, согласно которойвысшим и универсальным принципом, объединяющим различные формы культуры,являются символические формы, т. е. знаки и символы, обусловившие появлениечеловека и его сознания. Согласно Кассиреру наши далёкие предки не обладалидостаточными природными данными, которые обеспечивали бы им выживание. Шанс навыживание был дан человеку его способностью наблюдать приспособительноеповедение животных и подражать им. Это позволило нашим далёким предкам выйти запределы своей видовой программы и преодолеть свою видовую ограниченность. Всвою очередь, подражательное поведения стало источником возникновения знаковойсимволики, а затем и речи.
Можно предположить, чтоважнейшим фактом превращения животного стада в человеческое сообщество былоформирование способности фиксировать в знаковой системе и передавать изпоколения в поколение накопленный опыт. Такой способностью но обладает ни одинвид животных. Показ, пример, система запретов и ограничений получали своёвыражение не только в невеберальных, но и постепенно формирующихся вербальныхсредствах коммуникации. Общение позволяло закрепить трудовые навыки,упорядочить поиск и обработку пищи, согласовать свои коллективные действия.Этнографические данные показывают огромное значение игры как передачи опыта иформирование навыков совместной деятельности.
Среди наиболее известныхвыделяются запреты, связанные с поведением в отношении к пище, а так жесексуальные ограничения, и в первую очередь, запрет инцеста. Они имели далекоидущие последствия. Ведь беспорядочные половые связи несли угрозу вырожденияпотомства. По- видимому, полученный опыт и был зафиксирован в табу на брачныеотношения между близкими родственниками. Это позволило упорядочить отношениямежду близкими родственниками, жестко их фиксировать, наблюдать обменженщинами, дочерьми, сестрами, а затем по аналогии с ним — обмен пищей,изделиями, словами- знаками. Названные процессы способствовали установлениюнорм общения, поведения и отношений между людьми и осознание необходимости ихсоблюдения. Закреплению норм способствовали мифологические и первые религиозныепредставления и система табу, нарушение которых строго каралось. Не имея шансоввыжить вне коллектива, каждый его член соблюдал установленные в нем нормыповседневного поведения. Таким образом, общество складывалось как системасовместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленныхпотребностями производства и воспроизводства их жизни и регулируемых обычаями,нормами и ценностями. Нормы распространяются на все области жизнедеятельностичеловека и создают предпосылки возникновения культуры и цивилизации. Какую бытрансформацию не переживало общество, оно сохраняет эти важнейшие структурныеэлементы, возникающие вместе с человеческим родом. Таким образом, мы попыталисьвыявить причины возникновения общества.
Социальнаяфилософия (учение об обществе)
Общество являетсяпредельно сложной из всех известных в науке систем, и его исследованиесопровождается значительными трудностями. Общественная жизнь довольнодинамична, и у каждого народа своя особенная и неповторимая история. Всепроцессы общественной жизни взаимосвязаны, так что в различных ситуацияхопределяющее и определяемое местами меняются. Чрезвычайно велика рольслучайностей и субъективного фактора в реальном историческом процессе.Например, до настоящего времени ведутся дискуссии о том, могла ли Россияминовать исторический сценарий октябрьских событий 1917 года, были ли этисобытия трагической неизбежностью, или они произошли в силу случайного стеченияобстоятельств.
Тем не менее,общественная жизнь на протяжении веков остается объектом неослабевающегоинтереса ученых и философов. Она изучается различными науками- социологией,историей, политологией, правоведением, этнографией и т.д. Задача науки-исследовать строение общества, выявить в историческом процессе повторяющиеся,всеобщие свойства, стороны, тенденции, закономерности. Хотя научное знаниенесравненно беднее самого исторического процесса, оно необходимо обществу,поскольку позволяет исследовать его реальную историю, видеть альтернативныевозможности его развития в прошлом и настоящем, определять приоритетысегодняшнего дня и способы влияния на настоящее и будущее.
В отличии от конкретныхнаук философия призвана исследовать всеобщее в историческом процессе. Философияне ставит перед собой задачу ответить на вопрос о причинах конкретных явлений,но создает методологические основания исторической науки, отвечает на вопрос,как надо подходить к отысканию этих причин. Она опирается на собственныемировоззренческие установки и участвует в разработке категориального аппаратасоциальных и гуманитарных наук. Раскрывая социальное содержание своихкатегорий, философия осуществляет на этой основе анализ конкретно- историческихпроцессов. Одна из проблем философии истории — проблема прогресса и развитияобщества. Философия призвана выявить фундаментальные основания общественнойжизни, ее системообразующие факторы. В истории философии существовало множествошкол и направлений, отличающихся разнообразием мировоззренческих установок.Поэтому каждый философ, как правило, руководствуется собственными установками,по- своему объясняет не только мир в целом, но и общество. В данных разделах мыпоговорили о том, что такое общество и как оно появилось. Попытались воссоздатьнаиболее точную картину появления общества. А сейчас мы поговорим о том, чтобыло после возникновения общества. Как оно развивалось и прогрессировало.
Зарождениесоциально — исторического сознания
 
Элементы историческогосознания возникли вместе с формированием человеческого общества. Стадныйчеловек осмысливал мир в рамках того, что он видел и слышал. Сообщества людей вглубокой древности центром мира считали место своего обитания. Они разделялимир на стойбище, на место своей охоты и на «все остальное». Человек мог знатьтогда лишь незначительное количество окружающих его сообществ, с которыми емупо тем или иным причинам приходилось вступать в контакт.
Узок был и временнойдиапазон жизни первобытного человека. Более или менее отдаленное прошлоеуходило в небытие, не оставляя о себе и следа в памяти человека, а отдаленноебудущее мало тревожило его воображение. В силу низкого уровня развитияпроизводства, общественных отношений и культуры у человека, по-видимому, ещеотсутствовала жизненная потребность в воспроизведении прожитых лет. Подобноживотному, он еще жил минутой и отдавался мгновению, хотя суровая реальностьбытия заставляла его заглядывать в недалекое будущее, например, заготавливатьпродукты потребления впрок, и обращаться к опыту прошлого – преданиям и советамстарших.
Усложнившаяся жизньродо – племенного периода обусловила появление потребностей думать о прошломсемьи, рода, племени. Осознание истории жизни своей семьи, рода и племенивключает в себя установление хотя бы элементарных датировок. Колоссальную рольв этом сыграл язык, особенно зачатки письменности. Фиксируя опыт людей и передаваяего из поколения в поколение, письменность вместе с орудиями и результатамитруда создавала обычаи и нравы. С помощью письма люди стали фиксировать идатировать наиболее значительные в жизни общества события, чтобы, как говорилидревние историки, во времени не изгладить деяния людей и не были преданызабвению великие и достойные удивления подвиги.
Люди достигли осознаниятого, что у них есть не только настоящее, но и прошлое и будущее. Они сталиосознавать, что новое поколение – лишь звено в общей цепи развитиячеловечества. В этом и заключались элементы исторического сознания, что вперспективе рождало в душе человека чувство причастности к всемирной историичеловечества.
Как у отдельногочеловека глубоко оседает в памяти все, что сделано им в жизни, во что вложеныусилия его ума и воли, так и для человечества близко и ценно все имсовершенное.
История – этообщественная память человечества, его самопознание и самосознание: исчезнувшеев действительности живет в сознании [ ].
Знание прошлого имеетколоссальное значения для созидания настоящего. Первые шаги в пониманиисоциальной жизни связанные с представлениями о том, сто настоящее подготовленопрошлым. В дальнейшем путь исторического сознания привёл к убеждению, что дляпонимания настоящего мало знать прошлое, необходимо и знание будущего.Человечество стало осознавать, что прошлое рождает настоящее, настоящее готовитбудущее, не «заглядывая» в которое невозможно во всей полноте осмыслить нетолько настоящее, но и прошлое.
В данном разделе мыпоговорили о том, как первобытное общество развивалось, с какими проблемамистолкнулся первобытный человек, какой прогресс был на данном этапе.
Постепенно обществоначало делиться на определенные классы, сословия, этносы и т. д.как жеразделялось общество, что препятствовало разделению и, что помогало мыпоговорим в следующем разделе.
Социальнаяподсистема
 
Разделение труда испециализация в общественном производстве с необходимостью порождают социальнуюдифференциацию, возникновение относительно ослабленных социальных общностей игрупп, выполнявших только им свойственные функции, занимающих определенноеположение в обществе и имеющих собственные интересы. Следует подчеркнуть, чтосоциальное расслоение и неравенство людей – естественное состояние общества.Мечта о « золотом веке», о всеобщем и полном равенстве неосуществима по причинесвоей полной ненаучности. Более того, она вредна, так как дезориентирует людей,вносит напряженность в социальные отношения. Лозунги всеобщего равенства, какизвестно из истории, никогда не реализовывались: вместо одного вида неравенствавозникали другие. Борьба личного авторитета – силы, ловкости, мужества илиумений – возникает на самых ранних ступенях общественной жизни. Можно сказать,что неравенство – важный стимул развития личности и конечном счете общества.
Особая роль ввозникновении социального неравенства и развитии общества принадлежит институтусобственности. С возникновением собственности происходит резкая дифференциациялюдей, связанная с имущественным неравенством. Возникают люди, занятыеумственным трудом как особой профессиональной деятельностью. Названные процессыинтенсифицировали разделение труда, обособление одних групп и объединениядругих в различные сообщества. Социальная структура любого общества вопределенный период его истории характеризуется совокупностью конкретно –исторических социальных общностей и групп, отношений между ними и специальныхинститутов и учреждений, регулирующих названные отношения.
Социальныеобщности и группы
 
Важнейший элементсоциальной структуры – социальные общности и группы. Они представляют собойобъединения людей, отличающихся наличием общих социальных признаков. К числуэтих признаков относятся общие для группы потребности и интересы, ценности инормы, образ жизни, место в общественном разделении труда и связанные с нимисоциальные роли. Характер и тип социальной группы определяет и особенности ееповедения и место в социальной подсистеме общества. Главный объединяющийпризнак социальных общностей и групп – общность потребностей и интересов,определяемых их объективным положением в обществе. Различие социальныхгрупп и социальных общностей стоит в степени их социальной однородности иустойчивости. По сравнению с социальными группами социальные общности менееоднородны в социальном и более рыхлы в организованном отношении. Примером,иллюстрирующим понятие общности, могут быть, в частности, экологические,политические движения, общественные объединения типа спортивных илилюбительских и т. д.
Социальные общности игруппы классифицируются по разным основаниям. В частности, выделяются большие ималые социальные группы. Для малой группы характерны близость составляющих еечленов, прочность связей, непосредственные личные контакты, неформальностьотношений, общие ценности и правила поведения. Таковы, например, трудовойколлектив предприятия, учреждения или семья. Коллектив – малаясоциальная группа, объединяющая общей деятельностью, общностью интересов, нормповедения (трудовой, учебный, воинский, спортивный и т. д. коллективы) [ ]. Семья– важнейший институт общества, который основывается на браке или кровномродстве. Семейные отношения отличаются неформальностью межличностныхвзаимодействий, создающих необходимые условия для продолжения рода иблагоприятствующих воспитанию детей, наследованию ими культурных традицийобщества. семейные отношения не исчерпывающиеся родственными связями: онискрепляются взаимной моральной ответственностью членов семьи друг перед другом,совместным трудом и бытом и связанными с ними имущественными отношениями, регулируемымиправом.
Большие социальныегруппы – классовые, этнические, территориальные,общественно – политические и другие, возникающие исторически. Их роль вжизни личности и общества весьма значительна.

Этническиеобщности
Общественная жизньпротекает в рамках конкретно – исторических коллективов людей, которыескладываются на основе общности хозяйства, территории, языка, обычаев,традиций, ритуалов, верований и образуют различные виды этнических общностей.Первой формой таких общностей был род – кровнородственное объединениелюдей, являющихся основной социальной, производственной и этнической ячейкойпервобытного общества. объединение двух или более родов, насчитывающее отнескольких сотен до нескольких тысяч человек, составляло племя. Племя имело общуюсобственность, общее управление, общие черты быта и некоторую общуюхозяйственную деятельность.
Общность людей,проживающих на одной территории, связанных общими, хозяйственной деятельностью,языком, особенностями психического склада, некоторыми чертами быта, культуры иобраза жизни, закрепленных в обычаях, нравах, традициях, характеризуетнародность и нацию. Но между ними есть существенные различия. Предпосылкойстановления народности являются союзы племен, миграция населения,близость языка (хотя диалектные особенности сохраняются). Это факторыразрушения кровнородственных родовых связей. Но и связи, объединяющиенародность, достаточно рыхлы, важнейшее объединяющее начало – территорияпроживания племен, составляющих народность.
Главная отличительнаячерта нации – своеобразие материальной и духовной культуры,формирующихся на базе интенсивных экономических связей объединяющихся вассимилированных в некое целостное образование народностей. Нация наследуетобщий для составляющих ее народностей язык, общность психического склада;специфические черты культуры, отличающие ее от культуры других народов;сформировавшийся устойчивый образ жизни; традиции; общность исторических судеби развитое этническое самосознание. Отсюда – чувствительность нации к проблемамкультурного развития языка, национальной специфики в целом.
В современных условияхгенетически предшествующие друг другу этнические общности трансформировались,но тем не менее сохраняются, что препятствует консолидации народности и нации.Так, в ряде стран бывшего СССР, в том числе и в России, дают о себе знатьпроявления трайбализма, т. е. активной деятельности кланов, основывающихся народоплеменной общности. Цель их активности – борьба за власть, политическое илиэкономическое влияние, доминирование в сфере культуры.
Сословияи классы
 
В социальной структуреобщества значительное место занимают сословия и классы. Сословия – социальныегруппы, возникшие в доиндустриальных обществах и различающихся юридическими илиоснованными на обычаях и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.Сословное деление формирует сложную иерархическую структуру общества. например,в доколониальной Индии одновременно существовали сословия и классы – замкнутыеэндогамные группы людей, связанные единством наследственной профессии. Наверхукастовой иерархии стояли касты брахманов и кшатриев, ниже находились кастыторговцев и ростовщиков и еще ниже огромное количество земледельческих иремесленных каст. В самом низу социальной лестницы находились кастынеприкасаемых, лишенные права иметь землю и живущие за счет подаяния.Характерно, что имущественное положение привилегированных каст поддерживалосьгосударством. В России сословное деление общества осуществлялось по другомупринципу: духовенство, дворянство, купечество, крестьянство, мещане. Остаткисословного деления общества сохраняются практически во всех странах, где оноисторически сложилось.
Среди больших группвыделяют классы, различающиеся по экономическому, политическому,социально – психологическому статусу. Главный признак класса – экономический,ибо именно отношение к средствам производства, формы собственности определяют иформы классового деления. В современной социологии классы определяются подругим основаниям. Например, по деле общественного богатства, которой располагаютсоциальные группы, они разделяются на высшие, средние и низшие классы. При этомне учитывается источник дохода, так что среди высшего класса могут оказатьсяизвестные киноактеры, звезды эстрады и банкиры. Аналогичным образом делообстоит и со средним и даже с низшим классами. Выделяются также классыуправляющих – по роли в организации общественного труда.
В современном обществеособая роль принадлежит интеллигенции – большой социальной группе людей,профессионально занятых высококвалифицированным умственным трудом. Численностьинтеллигенции постоянно возрастает, а ее роль становиться все болеезначительной. Это связано в первую очередь с научно – техническим прогрессом, атакже с ростом потребности с духовных услугах в современном обществе. Интеллигенциясоциально неоднородна как по своему происхождению, так и по социальномустатусу. Соответственно неоднородны и ее политические ориентации.
Институты
 
Развитие обществасопровождается созданием разветвленной системы институтов – социальных иполитических организаций с особо важными функциями и четкой организационнойструктурой. Институты осуществляют общественно значимую деятельность, безкоторой нормальное функционирование общества невозможно. Это государство и егоинституты, партии и движения, средства массовой коммуникации, религиозныеучреждения, учреждения образования и культуры, системы здравоохранения исанитарной службы, рынок, банки и т. д. деятельность социальных институтовраспространяется на все сферы общественной жизни: семья и производство,движение товаров и денег, производство и потребление и т. д. институтыосуществляют согласование интересов различных общностей и групп, обеспечиваютих эффективное взаимодействие, закрепляют сложившиеся социальные ценности иутверждают новые.
Государство
 
Общество на данномэтапе развилось до таких пределов, что уже полностью подготовлено к созданиюсвоего государства. Государство основной институт политической системы,наделенный высшей законодательной властью, то есть правом устанавливать ирегламентировать социальные нормы и правила общественной жизни в пределахопределенной территориальной целостности и использовать легитимные методупринуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества. Являетсяосновным источником политической власти. Деление власти на законодательную,исполнительную и судебную является основным принципом организации политическойвласти в большинстве современных демократических государств. Каждая ветвьвласти действует в строго определенном поле, не допуская превышения полномочийи вторжения в сферу деятельности другой. Правительство является важнейшимэлементом государственной системы власти и обладает полнотой исполнительнойвласти. Другим важнейшим элементом является административная система, в которуювходят различные организации. Традиционно важнейшими функциями государственнойвласти является функция охраны общественно политического строя. По критериюполитического режима государства могут быть либо демократическими, либоавторитарными [ ].

Территориальныегруппы
 
Во многих странахсерьезные проблемы возникают во взаимоотношениях территориальных групп. Этомогут быть отношения провинции и центра, столиц и окраин, крупнейших регионов,различающихся традициями духовной жизни и уровнем экономического развития(например, Россия очень многонациональная страна и уровень жизни практически вкаждом регионе разный). Отношения между территориальными группами могутуглубляться этническими или религиозными различиями, территориальнымипретензиями одних административных единиц к другим.
Развитие обществасопровождается усложнением его социальной структуры. Это порождает потребностьв согласовании взаимодействия и интересов количественно и качественноразнородных групп. Виды социальных общностей и групп определяют и характеротношений и социальных связей между ними. Связи могут быть долговременными икратковременными, прочными или слабыми, непосредственными и опосредованными.Важнейшая роль в формировании характера связей принадлежит интересам, анеобходимость их согласования реализуется специальными институтами общества, ив первую очередь политической системой.

Заключение
 
Таким образом, по всемувышесказанному можно сделать вывод. С того момента как человек появился онначал непрерывно развиваться, постигать все новое и неизведанное. Да конечносначала это были примитивные открытия прогресс был ничтожно мал, но затем,когда человек овладел речью и начала зарождаться письменность прогресс, резкоувеличился. Прогресс увеличивался по нарастающей. Если до нашей эры человекделал немного открытий в науке то в дальнейшем ситуация изменилась. Вместе сразвитием общества прогресс начал во много раз увеличиваться. И в настоящеевремя на дворе двадцать первый век, а стоит только посмотреть чего добилосьчеловечество за эти годы: овладело космосом, появились ЭВМ, новейшие технологиипередачи информации (сотовый телефон, интернет и т. д.). Но еще болеешокирующее открытие человечества это атомные и гидроэлектростанции. споявлением новых технологий изменилось ввело понятие профессионализма, потомучто глобальный характер технического действия не позволяет действоватьэмпирическим путем – путем проб и ошибок.

Списоклитературы
 
1. СпиркинА. Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2003. – 736 с.;
2. АнтиповГ. А. А 72-1 Философия: Учебно – методический комплекс. – Новосибирск СибАГС.2000. – 127 с.;
3. БучилоН. Ф., Чумаков А. Н. Философия: учеб. Пособие. – 5-е изд., перераб. И доп. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 480 с.;
4. Скораяпомощь на экзаменах по философии. – Минск: Харвест, 2007. – 96 с. Краткий курслекций.