Проблема развития малого бизнеса в России и мировой экономике

Министерствотранспорта Российской Федерации.
Федеральноеагентство железнодорожного транспорта
Государственноеучреждение высшего профессионального образования
Омскийгосударственный университет путей и сообщения
Кафедра«Экономика»
Проблемаразвития малого бизнеса в России и мировой экономике
Курсоваяработа
По дисциплине«Микроэкономика»
Выполнила
Студентка группы 59Д
Ферингер Диана Викторовна
Руководитель
к. п. н., доцент
Т.Б. Суржикова
Омск 2010г.

Содержание
Введение
Глава 1. Понятие малого бизнеса и егороль в экономике
1.1 Понятие, функции, критерии малогобизнеса
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
Глава 2. Анализ проблем и перспективразвития малого бизнеса в современной России
2.1 Развитие и становление малогобизнеса
2.2 Основные тенденции, проблемы иперспективы развития малого бизнеса в России
Заключение
Библиографический список

Введение
В последние годы одним изнаиболее актуальных направлений экономического роста является развитие малогобизнеса. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночныхотношений, развитие малого бизнеса должно стать основой социальнойреструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всегохозяйства страны к рыночной экономике. Однако процесс становления в различныхсферах общественной жизни в России идет пока очень медленно. Несмотря на трудностии неудачи, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические,социальные, научно-технические проблемы. Эти и другие экономические исоциальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разрядважнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформированияэкономики России.
Актуальность темыкурсовой работы обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всехэкономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением,так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы,связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в России может выполнятьразличные функции, поэтому государственные органы управления должныподдерживать развитие малого бизнеса в России.
Цель данной курсовойработы: исследовать проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России насовременном этапе.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.    Раскрыть понятие, функции, критериималого бизнеса в экономике государства;
2.    Выявить основные этапы развития и становления малого бизнесав России и за рубежом;
3.    Проанализировать основные тенденции,проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в современной России;
Основой для исследованияпослужили работы: Малыйбизнес. Организация, экономика, управление / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А.Швандара., Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство.
Наиболее актуальнымиисточниками для написания работы стали периодические издания за 2007-2010 гг.,в которых даны самые свежие данные по исследуемой проблеме, среди них: ЭКО,Экономист, Вопросы экономики, Российский внешнеэкономический вестник, Экономикаи управление и другие.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МАЛОГОБИЗНЕСА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Понятие, функции,критерии малого бизнеса
С переходом экономикиРоссии на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малогобизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочностали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия»,«предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие.К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературетрактуются далеко не однозначно.
Термин «бизнес» имеетанглийское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность,занятие. Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и подличную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан,направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме. Вбольшинстве определений подчеркивается, что бизнес — деятельность частных лиц иорганизаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной формесобственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственногомалого бизнеса.
К малому предприятиюотносится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своимкритериям, установленным государством, относится к малому бизнесу.Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся кмалому бизнесу.
Существует немалоподходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятаятрактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия авторатерминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малогопредпринимателя и многих других факторов.
Современные экономистыпрактически отождествляют понятия: «предприниматель», “малый бизнес”, “малоепредпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, какявление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела. Малымпредпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемаяопределенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные закономпризнаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественнаяпрактика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации)различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малогопредпринимательства, является средняя численность работников, занятых заотчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малымпредпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительнонебольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.
Как правило, в качественаиболее общих критериев отнесения организации к малому бизнесу относятся:
·       численностьперсонала;
·       размер уставногокапитала;
·       величина активов;
·       объем оборота(прибыли, дохода).
Основной федеральныйзакон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического илифизического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, былпринят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ «Оподдержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Всоответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к маломубизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, накоторой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходятв разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям,фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к среднимпредприятиям.
В мировой практике дляотнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболеечасто в отдельных странах применяются следующие:
• средняя численностьзанятых на предприятии работников;
• ежегодный оборотпредприятия, полученный за год;
• величина активов.
Из всехкритериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым,объективным считается среднесписочная численность работающих. Все остальныекритерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и другие),выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны. Ихнедостатки проявляются и в том, что в условиях инфляции, особенногиперинфляции, их необходимо часто корректировать с учетом этого явления. Нарядусо средней численностью персонала критериями отнесения к маломупредпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величинаактивов, размер уставного капитала и другие.
Международнаяорганизация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входятразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьмамалые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше500 как «крупные». Широко используемые за рубежом термины «малый бизнес»,«малая организация» охватывают различные типы и разновидности предпринимательства.В качестве критериев отнесения организации к этому разряду используютсявеличина капитала и объем продаж (Великобритания, Италия, Япония),немонополистическое положение на рынке (США), независимое или зависимоеположение в крупной производственной структуре (Япония) и т.д.
Вроссийской практике существование малого предпринимательства было разрешено в1988 г., в этот период к числу малых относили государственные предприятия, накоторых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствиис постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числумалых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: впромышленности — 200 человек, в науке и научном обслуживании — 100 человек, вдругих отраслях производственной сферы — 50 человек, в отраслях непроизводственнойсферы — 25 человек, в розничной торговле — 15 человек. Наряду с этим учитывалсяи объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значениякоторого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственногооборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий кмалым по численности работников сохранился и в современном российскомзаконодательстве.
Всоответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малогопредпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. № 88-43 под субъектами малогопредпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капиталекоторых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций(объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащаяодному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малогопредпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетныйпериод не превышает следующих предельных уровней:
•   в промышленности,в строительстве, на транспорте — 100 человек;
•   в сельскомхозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;
•   в оптовойторговле — 50 человек;
•   в розничнойторговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
•   в остальныхотраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Малыепредприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные),относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого являетсянаибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.
Если рассматриватьрасширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупностьюридических и физических лиц — малых предпринимателей, не являющихся составнойчастью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепеннуюроль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляетсобой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждогогосударства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующихдокументах государственной важности.
Также существует болееширокое понятие — «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленнуюрисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которойявляется максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров,выполнения разного рода работ и оказания услуг.
В ряде научных работ подмалым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц,или предприятие, управляемое одним собственником. Для того чтобы наиболее полнораскрыть сущность понятия «малый бизнес», выделим основные социальные иэкономические функции.
Экономические функциималого бизнеса:
·   Придает рыночной системе необходимуюгибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления иприватизации).
·   Формирует конкурентную среду(региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их нарационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).
·   Ускоряет НТР (организациямелкосерийного и опытного производства, поиск, разработка и внедрение новыхидей). По данным Института стратегического анализа и развитияпредпринимательства, малые фирмы США производят в четыре раза больше новинок врасчете на одного занятого, чем крупные предприятия, а затраты на одногозанятого у них вдвое ниже. К примеру, концерн General Electric связан более чемс 200 исследовательскими компаниями, которые в основном работают на него.Ежегодный объем капиталовложений венчурных фондов США оценивается в 3-4 млрд.долл.
·     Мобилизуетсырьевые, людские и финансовые ресурсы.
·     Обеспечивает ростналоговых поступлений.
Социальные функции малогобизнеса:
·     Обеспечивает ростзанятости.
·     Снижаетсоциальную напряженность.
·     Стабилизируетуровень доходов населения.
Развитие производствапредприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровленияэкономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительныерабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяетсяпотребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщениюрынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшемуиспользованию местных сырьевых ресурсов.
1.2 Роль малого бизнеса вэкономике
Субъекты малого бизнесаобъективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный секторсовременной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важноесоциально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную иполитическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений,быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вкладв региональное развитие, конструируют и используют технические иорганизационные нововведения [7; с. 22].
С экономической стороныроль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей,как:
• доля валовоговнутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
• доля национальногодохода, создаваемого в малом бизнесе;
• доля мелких предприятийв общем количестве коммерческих предприятий;
• доля трудоспособногонаселения, занятого в малом бизнесе;
• доля малого бизнеса вэкспорте продукции;
 доля налогов,поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
• доля основногокапитала, функционирующего в малом бизнесе;
• доля отдельных видовпродукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме. Сувеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малогобизнеса в экономике страны.
Например, в США на малыефирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; встранах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; вЯпонии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всехпредприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистойпродукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий вВВП США составляет 52%, в странах ЕС — 67%, Японии — 55%.
Необходимо отметить, чтов бывшем СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритетотдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге кмонополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения этостало существенным тормозом для развития национальной экономики.
Малый бизнес в РоссийскойФедерации стал развиваться с 1998 г., но особенно интенсивно — с 1990 г. Наначало 2004 г. уже насчитывалось 890,9 тыс. малых предприятий. Число малых предприятий в России на начало 2007 годапревысило один миллион, увеличившись за год на пять с половиной процентов. В2008 г. число малых предприятий на конец года составлял 1347,7 тыс. [16]. Нафоне резкого изменения условий функционирования российской экономики подвлиянием мирового финансового кризиса и его распространения на реальный секторэкономики с IV квартала 2008 г. фиксируется постепенное сокращение числарабочих мест на малых предприятиях. Численность занятых с начала годауменьшилась на 475,4 тыс. человек и на 1 апреля 2009 г. составила 5,7 млнчеловек. Уровень занятости в малом бизнесе существенно дифференцирован потерритории России и оказывает серьезное влияние на ситуацию на региональныхрынках труда. Наиболее значительное сокращение занятости на малых предприятияхпо итогам I квартала 2009 г. зафиксировано в Южном (164,4 тыс. человек),Северо-Западном (143,9 тыс. человек), Приволжском (111,2 тыс. человек) иСибирском (106,1 тыс. человек) федеральных округах. В Уральском иДальневосточном федеральных округах, для которых характерны более высокиепоказатели уровня занятости в малом бизнесе, численность занятых увеличилась,соответственно, на 41,3 и 13,1 тыс. человек. Анализ распределения числазарегистрированных малых предприятий по видам экономической деятельностипоказывает, что в промышленности в I квартале 2009 г. число зарегистрированныхмалых предприятий составило 40,2 тыс., т.е. сократилось с начала года почти на6 тыс. А это привело в результате к сокращению числа рабочих мест на 55,9 тыс.человек. При снижении деловой активности в экономике, усилении спада инвестицийв основной капитал и уменьшении объемов работ в строительстве в I квартале 2009г. число занятых на МП в строительстве сократилось на 141,0 тыс. человек.Отметим, что в соответствии с Программой антикризисных мер принятие закона,позволяющего образовательным и научным организациям создавать малыепредприятия, частично разрешит проблему трудоустройства выпускников учрежденийпрофессионального образования, а также будет способствовать распространениюпрактики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основедоговоров с предприятиями.
Развитие малого бизнеса вРоссии имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующихобстоятельств:
• мелкий бизнес позволяетзаполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребностинаселения в товарах и услугах;
• для создания мелкихфирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
• развитие мелкогобизнеса — это одно из действенных направлений антимонопольной политики иобеспечения конкурентной среды;
• мелкие предприятияпроще в управлении, им не требуется создавать сложные управленческие структуры;
• мелкие фирмы могутбыстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию,проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигатьоптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
• развитие мелкогобизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблемубезработицы;
• с развитием мелкогобизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованныйв стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;
• малый бизнес отличаетсяот среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью кконъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;
• в современных условияхРоссийской Федерации, когда процесс становления малого бизнеса находится наначальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном планеявляется важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.
Социальная значимостьмалого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малогобизнеса она проявляется по следующим направлениям:
• более полноеудовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;
• улучшение качестваобслуживания;
• более высокаяудовлетворенность людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своимтрудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;
• формирование среднегокласса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненногоуровня граждан;
• формирование многочисленногокласса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы вобеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
• снижение забастовок исоциальной напряженности в обществе.
Подводя итогвышеизложенному, следует сказать, что под малым бизнесом (малымпредпринимательством) признается деятельность, осуществляемая определеннымисубъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки,конституирующие сущность этого понятия. В мировой практике для отнесенияпредприятий к малым используется более 50 критериев. В России основнымикритериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятияи выручка.
Малый бизнес выполняетряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений вбюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создаетдополнительные рабочие места, способствует конкуренции.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ИПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Развитие истановление малого бизнеса
Становление малогобизнеса России началось со второй половины 1980-х гг. через арендные отношения,индивидуальную трудовую деятельность и новые кооперативы.
За это время малый бизнесв своем развитии прошел несколько этапов.
На первом этапе(1985-1992 гг.) он развивался в основном в виде кооперативов, главной сферойдеятельности которых были мелкооптовая и розничная торговля и услуги. Крометого, возникало большое число кооперативов при крупных государственныхпредприятиях и в сфере науки. С этого времени начались приватизация иакционирование в государственном секторе промышленности и разукрупнениегосударственных заводов на группы малых предприятий.
Второй этап (1992-1994гг.) характеризуется количественным ростом малых частных предпринимателей,являющихся полными собственниками своего дела, на основе малой приватизациисферы торговли и услуг. Появился и новый вид деятельности – «челночный бизнес»,получивший широкое распространение по всей стране.
Современный, третий этапразвития малого бизнеса начался с 1995 г. В этот период ввиду отсутствия институциональнойсферы эффективного развития происходило снижение темпов увеличения числасубъектов малого бизнеса [19; с. 129].
Мировой опыт развитиямалого бизнеса свидетельствует о том, что «ставка» на него была сделана вначале ХХ в. (в период Великой депрессии) с целью выхода из экономическогокризиса. Это своего рода тактическое отступление от практики крупного бизнесастало отражением реальной ситуации – отсутствия адекватного рынку механизмауправления крупной корпоративной собственностью.
Отступление к маломубизнесу в различных странах имеет свои особенности. Страной-лидером в этойсреде оказалась Япония, менее всего подверженная воздействию мирового кризиса,поскольку широкая сеть единоличных, семейных и других малых хозяйств,функционирующих вокруг крупных японских компаний и подпитывающих их своейдеятельностью, помогла последним выстоять, в то время как преобладающая крупнаякооперативная собственность в Америке разрушалась под воздействием кризиса. Этообстоятельство побудило американцев позаимствовать опыт малого бизнеса у Японии.
Если в Америкераспадающаяся крупная собственность сразу же переходила в руки мелкихпредпринимателей, то в Европе под влиянием коммунистических идей она быланационализирована в госсектор. А когда госсектор не справился с управлением,правительства европейских стран вынуждены были проводить реприватизацию вмелкий бизнес [19; с. 129].
Малый бизнес на данномэтапе развития мировой экономики выгоден и государствам: во-первых, частнаясобственность в нем постепенно трансформируется в трудовую частную; во-вторых,малый бизнес играет определенную роль в повышении производительности труда;в-третьих, он может обойтись без адекватного рынку внутреннего экономическогомеханизма, поскольку сам работает в режиме экономии; в четвертых, онпрактически не подвержен бюрократии; в-пятых, разорение мелких предприятийобщество переживает менее болезненно. В США ежегодно разоряется иперепрофилируется четвертая часть предприятий малого бизнеса, нарождаютсяновые, но национальная экономика от этого только крепнет. Опираясь накооперированные связи с малыми предприятиями, крепнут и крупные компании.
Не имея равноценногорынку механизма корпоративного управления, крупные национальные и транснациональныекомпании решают свои проблемы за счет малого бизнеса.
По данным Всемирногобанка, из вновь образованных малых организаций через год продолжают своюдеятельность примерно 50% компаний, через 3 года – 8%, а через 5 лет – не более3%. Динамика образования и выбытия малых организаций является определеннымкомпенсационным механизмом, смягчающим резкие колебания конъюнктуры рынка длястраны в целом, предупреждающим более разрушительные их последствия. Однакоколичество вновь создаваемых фирм, как правило, превосходит числоликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малогобизнеса в экономике каждой страны.
В настоящее время вразвитых странах существуют три модели развития малого предпринимательства:
·         стабилизацияобъемов деятельности с последующим сохранением статуса малого бизнеса;
·         медленноерасширение деловой активности;
·         быстрое развитиемалых организаций и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.
Преимущество малыхорганизаций состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными кпериодически возникающим кризисам. Крупные фирмы менее чувствительны инедостаточно быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения вэкономике. Неслучайно в своей экономической политике правительства Германии,США и многих других развитых капиталистических стран отводят особое местооказанию помощи малому бизнесу. Малые организации стали своеобразныминдикатором общего состояния экономики. Небольшие организации наиболее чуткореагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормыприбыли в различных отраслях. В малых организациях отмечается более высокаяэффективность труда. Они с меньшими затратами удовлетворяют потребности вдефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников(сырья), обеспечивая относительно более высокую занятость.
В историческом планепериод становления малого бизнеса в современной России относительно недолог.Практика перехода от командной системы к рыночной оказалась более сложной имногообразной, чем предусматривалось в соответствующих теоретическихразработках. Создание и развитие малых предприятий происходило с большимитрудностями. Эти процессы осложнялись нестабильностью экономики и применениемнедостаточно проработанных мер, направленных на регулирование и поддержкумалого бизнеса.
2.2 Основные тенденции,проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
Развитие малого бизнеса вРоссии характеризуется крайней противоречивостью и подошло к такому рубежу,когда объективно необходимо решить задачи, связанные с переводом его вкачественно новое состояние путем поиска «точек роста». Одной из причинмедленного развития малого бизнеса является проводимая государством политика вэтой сфере, которая носит в основном декларативный характер, а практика еереализации представляет собой отдельные, не связанные в единую систему меры.
Сложившаяся экономическаяситуация пока негативно воздействует на малое предпринимательство по всемнаправлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставятмногие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь,предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров ибытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которыхпостоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сферемалого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы кпредпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.
Конечно же, наивнополагать, что для страны малый бизнес может стать основой экономики: в нашихусловиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило быбесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для началаследует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малогобизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числетехнические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин иоборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения.Во-вторых, торгово-закупочные операции, а так же посредническая деятельность.
Потеря административногоуправления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому,что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственнойсфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты,выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственномурэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер поподдержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственныхпомещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравноеположение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентациипреимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Высокие налоги,всевозрастающая плата за помещение и оборудование, отсутствие фондовогорискового капитала – все это затрудняет положение эффективной деятельности ивынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбуза выживание.
Но главная причинасокращения числа малых предприятий – низкий уровень финансовой обеспеченностибольшинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальнымнакоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях,неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малогобизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитостьпроизводственной структуры, нехватка специализированного оборудования, слабостьинформационной базы.
Еще один очень важныйфактор негативного воздействия на малый бизнес – глубокий спад производства.
Все это приводит к тому,что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается не всостоянии приступить к реальному производству продукции.
Как показывает изучениезарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнесаявляется положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательствонуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Онаосуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулированияпроизводства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговыхльгот, дотаций льготного банковского кредитования, созданияинформационно-консультативных и научно-технических центров, развития системыстрахования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играютпринятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретныхкомплексных программ.
Весьма остра проблемаформирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этогоему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы поналогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не тольконеэффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мирепрактикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданновысокое налогообложение «убивает» в России малое предпринимательство(многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 15 25%полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы –усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободитьмалые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно,нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенноочевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиямразного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться длянаиболее важных, приоритетных отраслей.
К числу факторов,препятствующих динамичному и эффективному развитию малого бизнеса в России,эксперты и исследователи в этой области относят:
·     отсутствиецивилизованной конкурентной среды;
·     несоответствиенормативно-правового обеспечения реальным условиям развития малого бизнеса;
·     высокий уровеньадминистративных барьеров и коррупции;
·     затрудненныйдоступ предпринимателей к финансовым, имущественным и информационным ресурсам;
·     несовершенствосистемы налогообложения;
·     низкое качествоинформационно-аналитического обеспечения органов поддержки малого бизнеса;
·     низкая компетентностьпредставителей органов поддержки малого бизнеса в вопросах предпринимательства;
·     отсутствиесистемы юридической защиты малого бизнеса и т.д.
Для решения этих проблемнеобходима активная и эффективная государственная политика по поддержке малогобизнеса на всех уровнях власти. В настоящее время такая политика в Россиитолько разрабатывается, определяются ее цели, направления, механизмыреализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги напути формирования комплексной политики поддержки и развития малых предприятий исоздания механизмов ее реализации. Многие меры государственного регулированиядеятельности малого бизнеса носят противоречивый характер. Опыт большинствазарубежных стран, однако, показывает, что это важное самостоятельное системноенаправление социально-экономической политики государства, которая строится напринципе наибольше6го благоприятствования развитию сектора малого бизнеса,особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономическийэффект в стране и регионе [19; с. 130].
Реализациягосударственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развитиямалого бизнеса, требует создание правовой, финансовой и институциональнойсреды, эффективное функционирование которой предполагает постоянноевзаимодействие и координацию деятельности всех ее элементов при минимальномдублировании функций, а также ориентацию как на общие целисоциально-экономической политики государства, так и на интересы субъектовмалого бизнеса.
К настоящему временисделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспеченииформирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономикиРоссии. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий несуществует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработанагосударственная программа развития малых предприятий.
Комплекс первоочередныхмер по развитию малого бизнеса в РФ, должен осуществляться в следующихнаправлениях:
– нормативно-правовое;
– финансово-кредитное;
–информационно-техническое;
– организационное;
– кадровое иконсультационное обеспечение;
– внешнеэкономическаядеятельность.
Также в государственнойпрограмме должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой,бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системыофициальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условийв развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимопредусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры,товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурногопредпринимательства, информационной, консультационной и аудиторскойдеятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системыподдержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовкупредпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоевнаселения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержкувнешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций кразвитию предпринимательства.
Для реализации данныхпрограмм должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета,сколько возможности частного – отечественного, а при необходимости ииностранного капитала. Основными же направлениями использования государственныхресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование ипредоставление гарантий под кредит.
Для экономики страндеятельность мелких компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости.По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страныприспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Итак, становление малого бизнеса в России началось со второйполовины 1980-х гг. За это время малый бизнес в своем развитии прошел несколькоэтапов. Однако и на сегодняшний день в развитии малого бизнеса России имеетсямножество проблем. Решение этих проблем может быть найдено только на путяхвсесторонней государственной и общественной поддержки.
Заключение
Российский малый бизнесактивно участвует в разрешении комплекса экономических и социальных проблем врегионах. Его деятельность способствует активизации структурной перестройкиэкономики, насыщению рынка товарами и услугами, формированию конкурентной среды,развитию рыночной инфраструктуры, решению проблем занятости, формированию новыхсубъектов собственности и становлению среднего класса общества.
Малый бизнес являетсянеотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность,гибкость и высокая эффективность.
Социальная значимостьмалого бизнеса имеет и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса в тойили иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике,демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене,что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но иэкономические дивиденды.
Многие характерныеособенности малого предпринимательства напрямую связаны с основными проблемами,мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательствав целом. Поэтому в ближайшей перспективе необходимо принять комплекс мер длядинамичного и эффективного развития малого бизнеса.

Библиографический список
1.      Алклычев А.М.Малый и средний бизнес в строительстве: есть ли перспективы? // ЭКО. 2009. №4.С. 107-113.
2.      Басс А.Я.,Разомасова Е.А. Сфера услуг и предпринимательство в экономическом развитии//ЭКО. 2009. №2. С.81.
3.      Бляхман Л.Предпринимательство в России. Экономика и организация. СПб., 2006.
4.      Глисин Ф. Малыепредприятия в условиях кризиса (по результатам опросов руководителей малыхпредприятий) Экономист. 2009. №7. С. 28-42.
5.      Громова А.Г.Региональная поддержка кооперации малого и среднего предпринимательства какинструмент региональной кластерной политики // Экономика и управление. 2009.№7. С. 24.
6.      Зверев А. Мерыгосударственной поддержки малых и средних предприятий в Германии // Экономист.2009. №9. С. 34-40.
7.      Лапуста М.Г.,Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М., 2007.
8.      Лапуста М.Г.Предпринимательство. М., 2009.
9.      Малый бизнес.Организация, экономика, управление / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара.М., 2007.
10.    Морозко Н.И. Место малого бизнеса в системефинансовых отношений Экономика и управление. 2008. №2. С. 169-173.
11.    Образцова О., Чепуренко А. Развитиероссийского частного предпринимательства в межстрановом соотношении // Вопросыэкономики. 2008. №8. С. 91-107.
12.    Павлов К.В., Андреева И.Г.Эффективность государственной поддержки малого предпринимательства // Экономикаи управление. 2007. №5. С. 25-28.
13.    Разомасова Е.А. Рифы в фарватеремалого бизнеса сферы услуг // ЭКО. 2010. №1. С. 127-134.
14.    Российский Статистический ежегодник2007. М., 2007.
15.     Российский Статистический ежегодник2008. М., 2008.
16.    Российский Статистический ежегодник2009. М., 2009.
17.    Сидорчук Р.Р. Некоторые проблемымалого бизнеса // ЭКО. 2009. №1. С.174-187.
18.    Терешкин Г.В. Оценка эффективностидеятельности муниципалитетов по развитию малого предпринимательства //Экономика и управление. 2009. №9. С. 91-97.
19.    Ширабон Н.В. Государственнаяподдержка малого предпринимательства. // Экономика и управление. 2007. №2. С.129-132.