Проблема самоопределения курдов

Проблема самоопределения курдов (Курсовая работа) ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава I. Курды – один из древнейших народов 1.1 История курдов с древнейших времен до XIX века 1.2 Современное состояние курдов Глава 2. Этапы борьбы за независимость Глава 3. Культура и искусство курдов 3.1 Религиозные взгляды курдов 3.2

Обряды и игры курдов 3.3 Культура курдов ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Если евреям повезло, что их интересы на какой-то момент совпали с интересами Советского Союза и Соединенных Штатов и было создано государство Израиль, то курдам повезло меньше. Хотя проблема была та же, и решить ее было проще, чем в случае с

Израилем, поскольку курдское население в своем большинстве продолжало жить на территории исторического Курдистана. Но территория эта оказалась в центре борьбы за выживание и самоопределение народов, а если без высоких слов, то, по сути, это борьба за нефть, воду, энергетические ресурсы. Богатые природные ресурсы, находящиеся на территории Курдистана, и внутренние интересы стран, на чьей территории находится

Курдистан (Сирия, Ирак, Турция, Иран), не способствовали решению курдской проблемы. К тому же курдское национальное движение было и остается разобщенным, многочисленные курдские партии выясняют отношения между собой, да и мировое сообщество, в свою очередь, не заинтересовано в создании независимого курдского государства. Сейчас речь уже не идет о создании единого курдского государства, курды претендуют лишь на создание автономий внутри тех четырех стран, где они исторически проживают.

Ситуация в каждой из четырех частей Курдистана различна. В Иране ведутся локально радио- и телепередачи на курдском языке, существует возможность издавать литературу на курдском языке, но у курдов нет права быть представленными в иранском парламенте, хотя такую возможность имеют иранские армяне, ассирийцы и евреи. В Сирии также отрицают как существование самой курдской проблемы, так и право курдов на самоопределение. Хотя Дамаск умело использует курдов в решении проблем своих
взаимоотношений с соседями – Турцией и Ираком. Курдские же партии продолжают соперничество между собой. Патриотический союз Курдистана (ПСК) и Демократическая партия Курдистана )ДПК) делят между собой влияние в Иракском Курдистане. Рабочая партия Курдистана (РПК), то есть турецкие курды, обвиняет эти партии в реализации своих узких “феодальных” интересов за счет интересов народа в целом.

Представители РПК утверждают, что временное благополучие иракских курдов зависит лишь от помощи западных государств, которые не дают Саддаму Хусейну, как это уже не раз бывало, полностью уничтожить видимость курдской автономии. Разумеется, что в этих обвинениях есть доля правды, без защиты западных государств курдский анклав в Ираке не смог бы существовать, а тем более процветать. РПК же взяло на себя защиту интересов курдов не по территориальному, а по общественному признаку.

В свою очередь, другие курдские партии оспаривают право РПК быть рупором курдского народа – хотя влияние этой партии, особенно среди турецких и сирийских курдов, заложило основы общенационального курдского движения. Однако партизанская борьба РПК на территории Турции также не привела к реализации идеи национальной автономии. А после ареста турками ее лидера Абдуллы

Оджалана позиции РПК пошатнулись. Многочисленные курдские партии призывают к помощи и Россию, поскольку этот регион входит в зону наших геостратегических интересов. Научная значимость темы определяется тем, что на сегодняшний день одной из острых проблем на Ближнем и Среднем Востоке является вопрос о предоставлении самоуправления (частичного или полного) районам компактного проживания курдов в этнографическом Курдистане, разделенном в годы первой мировой войны
между четырьмя странами региона – Турцией, Ираком, Сирией и Ираном. В настоящее время эта проблема приобретает важное значение в связи с тем, что непрекращающаяся борьба курдов за свои национальные права в Турецком (Северном), Иракском (Южном), Сирийском (Западном) и Иранском (Восточном) Курдистане волнует российских курдов, предки которых являются выходцами преимущественно из

Северного и Восточного Курдистана. Ощущая определенную правовую защиту со стороны государства, российские курды прилагают усилия к тому, чтобы Российская Федерация активизировала свою ближневосточную политику с целью оказания моральной и политической помощи своим зарубежным сородичам. Российские курды ведут большую работу в этом направлении среди различных политических течений России, а также в некоторых властных структурах. Результатом этой деятельности стал ряд мероприятий

– проведение “круглых столов” в некоторых московских учреждениях, состоявшихся в нынешнем году. Их цель – привлечь внимание практических организаций к выработке государственной концепции России по курдскому вопросу. Актуальность данной работы определяется тем, что курдская проблема представляется слишком заметным и важным геополитическим фактором, чтобы ее не стремились использовать в своих интересах многие страны – как региональные, так и не относящиеся географически к ближневосточному региону.

Важным фактором, определяющим повышенное внимание Запада к курдской проблеме, являются экономические интересы, возможность под предлогом защиты курдов вплотную приблизиться к нефтяным богатствам Ирака. Курдистан приобретает особое значение и в связи с вступающим в стадию реализации проектом транспортировки каспийской нефти к Восточному Средиземноморью через территории, населенные курдами.
Западные страны, вкладывающие значительные средства в этот проект, заинтересованы в сохранении контроля над регионом на длительную перспективу. В связи с этим нами были поставлены следующие цели и задачи в данной работе: 1. Определить степень национальной консолидации курдов. Рассмотреть историю развития и становления этого народа. Рассмотреть этапы борьбы курдов за независимость. 2.

Рассмотреть культуру и искусство курдского народа. Какова степень самосознания курдов? Существует ли единая идея и цель, которая бы сближала курдов не только в культурном и религиозном планах, но и в политическом. В своей работе мы опирались на работы таких отечественных и зарубежных исследователей данной проблемы как Хаки Длер Исмаил, М.А. Гасратян, А.А. Исаев, Ш.

Х. Мгои, М.С. Лазарев, О.И. Жигалина, В. Никитин, В. Данилов, Г. Шахбазян, Б. Расул, Ш. Ашири, Н.З. Мосаки. Помимо этих трудов в работе были использованы периодические издания “Азия и Африка сегодня”, “Восток=Oriens”, “Этносфера” и Интернет ресурсы с сайтов http://world.ng.ru и http://www.kurdistan.ru.

Глава I. Курды – один из древнейших народов 1.1 История курдов с древнейших времен до XIX века Курды – это один из древнейших народов Передней Азии. Они утверждают, что являются потомками Ноя. Их этногенез и история изучены недостаточно. На протяжении трех тысячелетий они сохранили свою культуру и язык, хотя никогда не объединялись под единым правительством. Курды – изначально “потаенный”, скрытный народа, имеющий не менее десятка

названий: гуран, бабан, джелали, джаф, милан, зилан, заза, мукри, езиди, али-илахи, шамсики это прозвища одного народа и абсолютный “номинативный” рекорд. В собственной “номинации” единодушны лишь сами курды, гордо называющие себя “курманджи” или “курдины”. Курды, похоже, один из тех избранных народов, которого рука божественного провидения ведет через все грозные испытания и бедствия этой жизни к завершению
Великого Замысла в жизни той. История курдов читается как захватывающий приключенческий роман. Первое упоминание в клинописи в одном ряду с хеттами, сузийцами и аккадцами. Но где теперь хетты? Хетты так и остались в клинописи, а курды числом не менее сорока миллионов по-прежнему на устах человечества. О выдающихся особенностях курдов впервые поведал миру греческий историк Ксенофонт. В своем пространном сочинении “Анабазис”, повествующем о нелегком возвращении из

Малой Азии десяти тысяч греков, он упоминает о “кардухах” (гордианах), которые были особенно настойчивы в преследовании греческой колонны. Географы Страбон и Птолемей описали “страну Кордуэну”, по всем признакам напоминающую очертания современного Курдистана. По жестокой логике истории курды должны были погибнуть, слиться, ассимилироваться, как это произошло с десятками других, не менее древних народов.

Однако этого не произошло. Курды входили цельной органической частью, своего рода “золотым вкраплением”, в ткань иного этноса, не растворяясь в нем. Так, в Ш веке до н.э. после распада государства Селевкидов возникло Парфянское царство то самое, что столь удачно воевало с Римом. Если же внимательно изучить историю парфян, то окажется, что важнейшую часть этого общества составляли

знатные курдские династии, которые рекрутировали в парфянское войско своих бесстрашных воинов. То же положение сохранилось и при Сасанидах (226-651 гг.), когда самостоятельные курдские династии Базикани, Дайамй, Химдани, несмешиваясь с персами, играли ключевую роль в государстве. С 30-х годов VII века курды вместе с другими народами Западной Азии подверглись массированной арабо-мусулъманской экспансии, которая круто изменила их историческую
судьбу. Тогдашний Курдистан был целиком включен в состав арабских халифатов, а сами курды в своем подавляющем большинстве исламизированы. Тем самым для них надолго и прочно оказался перекрытым путь к самостоятельному национальному и государственному развитию. Однако в отличие от многих народов Западной Азии и Северной Африки, покоренных и исламизированных арабами, курды не были ассимилированы завоевателями и сохранили этническую самобытность, а стало быть, и способность к дальнейшему этнонациональному

развитию. И это несмотря на то, что они обитали в непосредственной близости от главных центров арабских халифатов Дамаска и Багдада. В успешном сопротивлении ассимиляции важную роль сыграли иноязычие курдов (курдский язык, принадлежащий к западно-иранской группе, в его развитых литературных и диалектных формах показал завидную стойкость и жизнеспособность перед лицом приоритетного во всех отношениях арабского языка) и их географическая среда обитания (родные горы и тогда, и во все последующие времена служили

надежным убежищем для народа, помогая сопротивляться поработителям). Организующим фактором освободительной борьбы служила сложившаяся к тому времени мощная военно-племенная система, характеризовавшая социальный строй курдского общества и оказавшая сильнейшее воздействие на формирование типично курдского менталитета. Столкновение с арабами – это переломный момент в их национальной истории. Последствия этого события до сих пор сказываются на взаимоотношениях курдов как с исламским,

так и с остальным миром. Курды приняли ислам суннитского толка, но весьма своеобразно интерпретировали его, разбавив многочисленными доисламскими обрядами и обычаями. Впрочем, последствия этого сказались много позднее. Первоначально же курды весьма содействовали арабским завоеваниям и внесли решающий вклад в отражении крестовых походов, следствием чего стало создание курдом
Салахад-Дином (Саладином) мощной династии Эйюбидов (1169 1250). Период феодальной раздробленности, через который прошли большинство цивилизованных народов мира, курды пережили в особо неблагоприятных условиях. Бесконечные междоусобные войны, но еще более – волны опустошительных тюрко-монгольских нашествий, неоднократно захлестывавшие Западную Азию в период с XI по XV века, не только причиняли неисчислимые людские потери и наносили громадный

материальный урон, но и делали существование только что возникавших курдских политических сообществ эфемерным и непродолжительным, создавали непреодолимые преграды для становления сколько-нибудь прочной курдской государственности. Большинство курдских эмиратов были недолговечными раннефеодальными племенными объединениями, и поэтому ни один из них не мог стать центром национально-государственной консолидации курдов. Эту задачу не ставили перед собой даже знаменитые владетельные дома

Курдистана, основавшие свои династии. Население их владений было весьма разнородно, курды иногда не составляли и относительного большинства. Более или менее курдскими по этническому составу можно считать владения династии Хасанвайхидов (959-1015) в Юго-Восточном Курдистане и Марванидов (983-1085) в Юго-Западном. Однако “курдизм” этих и некоторых других полусуверенных или даже фактически суверенных (на

короткое время) эмиратов выражался только в происхождении династий и в наличии, наряду с другими этносами, курдского населения. Никакой политической идеи насчет курдского национального государства хотя бы на части территории расселения курдов не возникало, во всяком случае в исторических источниках это не зафиксировано. Тем более это относится к тем династиям, которые правили в некурдских по преимуществу землях, как например Шаддадиды в Закавказье (XI-ХП века) и Эйюбиды, покорившие почти весь
Арабский Восток (с 1169 года до середины ХШ века, а в Юго-Восточной Анатолии – до середины XV века). Один из самых знаменитых курдов в мировой истории Салахаддин Эйюби (Саладин), прославившийся победами над крестоносцами и освобождением Иерусалима, происходил из племени раванд (равади) конфедерации хазбани. Этот герой мусульманского мира был, однако, основателем не курдской, а арабской империи, непосредственно

правил в Египте и Сирии, а его войско состояло главным образом из тюрков, но было в нем немало и курдов, как и среди непосредственного окружения султана. Дальнейший ход исторических событий в Западной Азии был столь же неблагоприятен для осуществления векового стремления курдского народа к самостоятельному государственному развитию. Опустошительный вал монгольских нашествий в ХШ веке и завоевательных походов Тимура в XIV и начале

XV века привел не только к невиданному прежде разрушению производительных сил и поголовному террору против мирного населения, но и к новой перекройке политической географии региона. Она продолжалась и в послетимуровский период, во время господства там тюркских династий Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу (XV – начало XVI века), их борьбы между собой. Спасаясь от полного истребления, курды укрывались в родных горах, что, с одной стороны, способствовало

их сохранению как этноса, но, с другой определенной изоляции от социально-экономического и культурного прогресса, консервации пережиточных родо-племенных отношений и соответствующих им экстенсивных форм хозяйственной деятельности. В начале XVI века вся Западная Азия была поделена между новой великой державой – Османской империей и сефевидским Ираном, оплотом шиизма в мусульманском мире. В 1514 году часть
Курдистана вошла в состав Османской империи. С этого момента и до нынешних времен продолжается многовековое курдско-турецкое противостояния. Большая часть Курдистана (Северный, Западный и Южный) досталась туркам, меньшая (Восточная) – персам. Казалось, наступило долгожданное успокоение, благоприятствующее национально-государственному развитию курдского общества, несмотря на раздел страны. Этого не произошло.

Напротив, турецко-иранская граница, она же линия раздела Курдистана, стала границей войны, и все последующие четыре века курдской истории не дали курдам ни свободы, ни независимости. И на этот раз исторические обстоятельства обернулись против них. Уже при Аббасе I (1587-1628) начинает проводиться политика “выживания” курдов. Наиболее непокорные курдские семьи выселяли в иранский

Хорасан, используя в качестве заслона от нападений туркмен и узбеков. Войдя в состав Османской империи и Ирана, курдские земли стали ареной противоборства обеих держав за обладание Курдистаном, Арменией, Южным Азербайджаном, Закавказьем, Ираком. Войны с переменным успехом шли непрерывно в течение более трехсот лет. В конечном итоге они были безрезультатны, граница в общем осталась такой же, какой она установилась

в первой половине XVI века. Однако для народов, населявших спорные территории, в том числе и для курдов, эти бесконечные войны не прошли бесследно. Их жизненные силы тратились во имя чуждых для них интересов турецких султанов и иранских шахов, производительные же силы периодически разрушались. Курды желанные воины для обеих сторон платили богу войны обильную дань кровью. Положение разделенного Курдистана в системе внутриполитических отношений в
Османской империи и в Иране в эпоху позднего средневековья и нового времени было весьма сложным и противоречивым. Здесь была создана система полусуверенных курдских княжеств различного калибра, управляемых традиционной светской и духовной знатью, отношения которых с центральной властью строились на началах вассалитета. Их обязанности перед ней сводились в сущности только к участию в военных походах султанов и шахов друг против друга. В остальном они были полными хозяевами в своих владениях.

Это привело к росту и укреплению феодального партикуляризма, который стал сильнейшим препятствием к развитию объединительного процесса в курдском обществе. Со своей стороны султанские и шахские власти основной упор делали на всемерном разжигании междоусобных противоречий в своих курдских владениях. Их основная цель недопущение возникновения и роста освободительного движения в Курдистане и особенно тех общественных процессов, которые могли принять интеграционное направление.

До XIX века в Курдистане так и не возникли условия для образования всенародных движений за национальное движение. Борьба шла преимущественно внутри курдского общества за преобладающее влияние тех или иных феодальных кланов. Курдский вопрос был, так сказать, “вещью в себе”. 1.2 Современное состояние курдов Курды, исконные обитатели Западной Азии, по причине превратностей своей исторической судьбы не смогли создать объединенное независимое

государство, хотя они были и являются непосредственными и активными участниками исторических событий в регионе с середины прошлого тысячелетия вплоть до наших дней. В настоящее время численность курдов оценивается примерно в 30 миллионов человек. Подавляющее их большинство живет в Курдистане – горной стране, расположенной на смежных территориях Турции, Ирана, Ирака и Сирии, в самом центре западноазиатского (ближневосточного) региона примерно между 34
и 40 градусами северной широты и 38 и 48 градусами восточной долготы. Его площадь – свыше 450 тысяч квадратных километров: на долю Турецкого Курдистана приходится приблизительно 230 тысяч квадратных километров, иранского – 125 тысяч, иракского – 80 тысяч, сирийского – 15 тысяч квадратных километров. Курдистан располагает значительными природными ресурсами, в частности нефтяными месторождениями мирового

значения (в Иракском Курдистане). Его недра содержат также хромовую, медную, железную и урановую руды. Обильно орошаемые естественным путем должны и ущелья Курдистана представляют собой богатые возможности для ведения интенсивного лесного и сельского хозяйства. Около 48 процентов всех курдов живут в Турции, 25 – в Иране, 17 – в Ираке, 4 процента – в Сирии, остальные – на территории республик бывшего

СССР (свыше 300 тысяч в Закавказье и Предкавказье, в центральноазиатских государствах) и стран Запада. Курдистан интегрирован в социально-экономические системы разделивших его государств, образуя наименее развитые в социальном, экономическом и культурном отношении их окраины. Общая численность курдов, по различным приблизительным оценкам, от 18 до 20 млн. человек. Они разделены границами многих стран: в Иране живут 5,5 млн. чел в

Турции – 6,5 млн в Ираке – 4 млн в Сирии -720 тыс. Много их осело и в государствах Европы, особенно в Германии. На территории бывшего СССР живут преимущественно в Закавказье и частично в Средней Азии и Казахстане (89 тыс. человек, перепись 1970 г.). В странах бывшего СССР (Азербайджан, Армения, Грузия,

Казахстан, Узбекистан) курдов насчитывается 153 тыс. В Российской Федерации (преимущественно в Краснодарском крае) живут около 5 тыс. курдов. В XIX в согласно условиям Гюлистанского мирного договора 1813 и Туркманчайского договора 1828, и Берлинского конгресса 1878, часть курдов перешла в подданство России. Они получили широкие возможности для всестороннего развития национальной культуры.
Курдский язык, принадлежащий к западноиранской языковой семье, делится на две основные диалектные группы: северную и южную. Литературной формой первой является курманджи (на латинской графике, а в республиках бывшего СССР – на кириллице), второй – сорвани (на арабской графике). Около 60 % курдов, проживающих в Турции, северо-западном Иране, Сирии, на севере Ирака, говорят на курманджи.

30 % курдов, обосновавшихся в западном и юго-западном Иране, восточном и юго-восточном Ираке – на сорани. Кроме того, у особой этнографической группы курдов – заза, населяющих вилайет Дерсим (Тунджели) в Турецком Курдистане, распространен диалект димили (на латинской графике), а среди курдов Керманшах (Бахтерана) в Иране – родственный ему диалект – гурани (на арабском алфавите).

Курды составляют пятую часть Ирака. Они живут в горах на севере страны, строят дома из нетесанного камня, а кочевые арабы-скотоводы ставят шатры из шерсти. Живущие оседло крестьяне выращивают зерновые, бобовые, лен, хлопчатник, табак. А кочевые и полукочевые курдские племена занимаются коневодством, разводят курдючных овец, коз, ослов, быков, реже – буйволов и верблюдов. Обработкой шерсти традиционно занимаются женщины.

Они изготовляют войлок, ткут ковры, шали, полотенца для шатров, согласно многовековому обычаю девушку не выдают замуж, пока она всему этому не научится. Глава 2. Этапы борьбы за независимость Любая попытка центральной власти непосредственно вмешаться во внутреннюю жизнь курдских племен и тем более управлять ими встречала открытое неприятие и отпор. В конце концов курды заставили сменявших друг друга властителей считаться со своим фактически полунезависимым

положением в местах своего исконного обитания. Постепенно, по мере того, как ожесточенное сопротивление курдов всякого рода завоевателям сходило на нет, они стали выполнять определенную социально-политическую функцию в больших и малых государственных образованиях, возникавших в Западной Азии в эпоху средневековья: роль организованной военной силы, готовой выступить за того или иного властителя при условии его невмешательства во “внутренние дела” данного курдского военно-
племенного социума. Таким образом, сформировалось относительно консолидированное в этническом отношении курдское общество. Оно еще не было настолько зрелым и внутренне спаянным, чтобы успешно бороться за свою государственность, но уже было в состоянии отстаивать свой традиционный статус и права. Прогрессирующее ослабление Османской империи и Ирана в XVII и, особенно, в XVIII веке, неуклонный рост в них центробежных тенденций создали почву для возникновения

и укрепления курдского феодального сепаратизма. В первой половине XIX века ряд крупных курдских эмиратов Османской империи открыто встал на путь мятежа, пытаясь отстоять свою независимость от Порты. Они потерпели неудачу. Стамбулу и Тегерану удалось временно консолидировать свои силы и раздавить курдский сепаратизм. Курдские эмираты были ликвидированы, их земли поставлены под прямое административное управление центра.

Однако покорить курдское население и “приручить” его феодально-племенную и клерикальную верхушку ни Стамбулу, ни Тегерану так и не удалось. Со второй половины XIX века Курдистан находился в состоянии постоянного брожения. Именно в это время зародился и начал быстро расти курдский национализм, нацеленный на создание независимого и объединенного Курдистана. Два фактора способствовали его бурному подъему.

Во-первых, феодальный партикуляризм и сепаратизм показали свою полную политическую и военную несостоятельность. Пример успешной борьбы других народов Ближнего Востока за свое освобождение наглядно показал курдам необходимость объединения вокруг национальной цели. Во-вторых, курдское движение, как и другие национальные движения (балканских народов, армян, арабов) начало использоваться “великими державами” того времени –
Россией, Англией, Германией – в борьбе за колониальный раздел всего западно-азиатского региона, за контроль над Османской империей и Ираном. Поддержка этими державами (разумеется, в корыстных целях) национальных движений на Ближнем Востоке стимулирующе влияла на них, способствовала их интернационализации. В XVII-XVIII веках курдские княжества еще сохраняли относительную самостоятельность. Тяжелые времена наступили для курдов в начале XIX столетия.

В какой-то мере многие несчастия “курманджи” происходили от внешней политики, проводимой русским правительством на Кавказе. Присоединение Восточной Грузии, русско-персидские войны 1804-1813 и 1826-1828 годов привели к тому, что тысячи курдов вынуждены были, спасаясь от турецкого экстремизма, бежать в близлежащие области и края. Так, в 1807 году курдский предводитель рода Махмед

Сефисултан вместе со всей своей родней перешел русско-иранскую границу и попросил убежища. Свыше 600 курдских семейств обосновались тогда в Карабахе. Сильнейшее курдское восстание произошло во время Крымской войны 1853-1856 гг. Разоренные турецкими военными налогами, курды взбунтовались и за короткий срок создали 100-тысячную боеспособную армию, руководил которой эмир Езданшир.

Восстание охватило огромную территорию от озера Ван до Багдада. Курды расправлялись с ненавистными сборщиками налогов, тем самым вольно или невольно помогая русской армии. Смута была подавлена только при активной поддержке Англии. К 1880 году относится еще одна серьезная попытка курдов освободиться от турецкого бремени и создать собственное государство. Выходец из северо-западной части провинции

Азербайджан Обейдулла-хан призвал создать независимую “Лигу курдских племен”. При этом он рассчитывал не только на соотечественников, но и на “сознательных” турков. Сознательных турков не нашлось. Выступление закончилось неудачей. Курдские волнения продолжались вплоть до 1919 года, когда курды Барзинджана, возглавляемые национальным героем шейхом
Махмудом, изгнали англичан. В Курдистане наибольшим влиянием пользовалась Россия. Ей противостояли там Англия и Германия. Курдская проблема начала превращаться в международную. Это произошло в эпоху первой мировой войны и особенно после ее окончания, когда державы Антанты произвели частичный передел колониального мира. Северный, Западный и Восточный Курдистан остались в составе возникшей на развалинах

Османской империи республиканской Турции и Ирана. Южный и Юго-Западный Курдистан были включены в Ирак и Сирию, которые по мандату Лиги Наций оказались под фактическим колониальным контролем соответственно Англии и Франции. Тем самым Антанта нарушила свое же обещание создать (на территории Турции) независимый (или автономный) Курдистан, обещание, которое содержалось в первоначальном варианте

мирного урегулирования на Ближнем Востоке (Севрский договор 1920 года). Новый раздел курдских земель произошел на фоне начавшегося всеобщего кризиса мировой колониальной системы, важным стимулом для которого послужили революционные события в России и исходившая оттуда антиимпериалистическая агитация. Положительному восприятию Курдистаном революции в

России способствовали его географическая близость к стране Октября и всеобщее возмущение курдов политикой западных держав. В основе резкого обострения курдского вопроса в Турции и Иране в период между двумя мировыми войнами, вылившегося в серию восстаний, лежали непримиримые противоречия между национализмом Турции и Персии, стремившимися к насильственному превращению их в однонациональные

государства, с одной стороны, и поднимающимся курдским национализмом, требовавшим самоопределения для курдов, с другой. Курдский национализм в Ираке, а также в Сирии противостоял в основном “мандатным” (в сущности колониальным) режимам, установленным империалистами Англии и Франции, хотя нарастали его противоречия и с набиравшим силу арабским движением. Во всех странах, разделивших Курдистан, курды потерпели полное поражение по трем основным причинам.
Во-первых, их враги как “местные”, так и западные, оказались намного сильнее в военно-политическом отношении. Во-вторых, курдские национальные силы были плохо организованы, разобщены, а их руководство, феодально-клерикальное по своему социальному составу, было ослаблено традиционным племенным партикуляризмом. В-третьих, они не смогли тогда получить действенной помощи извне. Советский Союз в то трудное для него время мог оказать курдам только моральную поддержку.

Западные державы видели в курдских движениях или угрозу своим имперским интересам на Ближнем Востоке, или инструмент для оказания давления на Турцию и Иран. 1922 год принес курдам одновременно и великую радость, и великое горе. Именно тогда шейх Махмуд провозгласил независимость единого курдского государства со столицей в Сулеймании (современное расположение на северо-востоке

Ирака). Были созданы герб и национальный флаг, отчеканена собственная монета, вышла газета на курдском языке. Но англичане вернулись. Сулеймания подверглась бомбардировке и была разрушена. Курдистан снова потерял независимость. В 1929-32, 33-36 гг. происходили перманентные выступления в Барзане и Барзинджане. Только в Восточном (Иранском) Курдистане во время второй мировой войны (после ввода в

Иран советских и английских войск), казалось, создалась обстановка, благоприятствующая реализации национальных чаяний курдского народа. В 1943 году борьбу курдов в Ираке возглавил Молла Мустафа Барзани, проведший 11 лет в ссылке. Несмотря на то, что в 1945 году восстание было подавлено, оно стало важным фактором дальнейшего сплочения курдов. В том же году было манифестировано создание

Демократической партии Курдистана, а год спустя в Мехабаде возникла самопровозглашенная Курдская автономная область. В той части Западного Ирана, где стояла Красная Армия, уже после окончания войны, в 1946 году, была создана на демократических началах курдская самоуправляющаяся автономия, так называемая Мехабадская республика. Однако она просуществовала меньше года и пала под натиском правительственных
карательных войск, пользовавшихся полной поддержкой англичан и американцев. Независимости *курдов не хотели ни в Ираке, ни в Иране. В 1947 году выступление курдов было подавлено, чему немало способствовал американский генерал Шварцкопф. Курдские лидеры Кази Мохаммед и два его брата были казнены. “Демократический” Запад показал в те годы свою враждебность делу национального освобождения курдов.

Особенно проявила себя в этом отношении Англия, проводившая антикурдский курс в оккупированном ею Юго-Восточном Иране и в фактически подчиненном ей Ираке, где полыхало курдское восстание во главе с Мустафой Барзани. Советский Союз, не имевший еще тогда атомной бомбы, которую он мог бы использовать в качестве инструмента политического давления на США и другие страны Запада, вынужден был уступить нажиму последних и вывести свои войска из

Ирана. И все же первый в новейшее время опыт курдской независимости не прошел бесследно. Курды доказали свою способность к самоуправлению, а враги курдского национального движения показали свое истинное лицо. Последующие полтора десятилетия глухая пора в истории, когда не было отмечено заметных проявлений курдского национального движения. Силы сопротивления, дезорганизованные предыдущими поражениями, не были готовы к активным выступлениям. Во всех странах, разделивших

Курдистан, правили бал реакционные авторитарные режимы, твердо стоявшие на позициях великодержавного шовинизма и беспрекословно следовавшие прозападному курсу. Со второй половины 50-х годов обстановка вокруг Курдистана начала меняться, что привело к быстрой актуализации курдской проблемы. Советский Союз решительно шагнул на афро-азиатскую арену, видя в ней подходящий плацдарм для противоборства с Западом в продолжавшейся холодной войне.
Особую активность проявляла Москва именно на Арабском Востоке. Пробил час нового подъема курдского национально-освободительного движения. Толчком к нему послужила июльская революция 1958 года в Ираке, покончившая с проанглийским монархическим режимом, одним из столпов западного влияния на Ближнем Востоке. То была очередная (но не последняя) победа арабского национализма, свершившаяся в стране,

где обитало многочисленное курдское население, традиционно имевшее большой опыт освободительной борьбы. Конфликт на национальной почве был неизбежен, он и произошел в 1961 году, положив начало восстанию под руководством, пожалуй, самой крупной фигуры в курдском освободительном движении в новейшее время генерала Мустафы Барзани. Восстание с приливами и отливами, временными успехами и неудачами длилось до 1975 года и вызвало большой международный резонанс.

Советский Союз оказывал повстанцам Барзани политическую помощь. Однако и на этот раз курдам не удалось взять верх. Тем не менее движение Иракских курдов под руководством Мустафы Барзани в 60-70-х годах ознаменовало наступление нового этапа в развитии курдского вопроса. Его международное влияние оказалось весьма значительным.

Курдское население Западной Азии восприняло события в Иракском (Южном) Курдистане как сигнал к возобновлению общенациональной борьбы. Во всех частях Курдистана появились признаки активизации сил национального протеста, выражавших солидарность с барзанскими повстанцами. Восстание курдов в Северном Ираке вызвало сочувственные отклики в третьем мире (в том числе и в некоторых арабских странах), а также

в либерально-демократических кругах Запада. К 1975 году восстание затухли (хотя партизанское движение в горах продолжалось). Мустафа Барзани вынужден был эмигрировать. Уже в который раз в своей трагической многовековой истории курды стали жертвой непреодолимых обстоятельств, которые сложились как на региональном, так и глобальном уровнях. Сговор между Багдадом и Тегераном (Иран в обмен на некоторые территориальные уступки со стороны
Ирака в спорных районах перекрыл проходившие по его территории коммуникации, по которым шло снабжение повстанческой армии Барзани и освобожденных ею районов Южного Курдистана) поставил курдских инсургентов в почти безвыходное положение. “Брежневская разрядка”, пик которой пришелся как раз на середину 70-х годов, резко сократила для Советского Союза возможность оказывать курдам реальную помощь.

В такой ситуации попытка Мустафы Барзани обратить свои взгляды в сторону США и Израиля успеха не имела. Поражение курдского восстания в Ираке было не абсолютным, а относительным и притом временным. Не говоря уже о его непреходящем воздействии на международную обстановку, оно привело к существенному сдвигу в самом Ираке. Багдад вынужден был пойти на важную политическую уступку курдскому национальному

движению: на большей части Иракского Курдистана (за исключением нефтеносного Киркукского округа) был образован Курдский автономный район (КАР) с местным самоуправлением, что и было закреплено в конституции страны. И хотя диктаторский баасистский режим сделал все, чтобы выхолостить эту автономию, сам факт ее долговременного (уже более 20 лет) юридического существования важен как прецедент одного из вариантов поэтапного решения курдского национального вопроса, имеющего определенное международно-

правовое значение. С конца 1970-х годов в развитии курдского вопроса наступил новый этап. В первую очередь обозначились существенные изменения в странах проживания курдов. В Ираке в 1979 году Садам Хусейн стал президентом и сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Особенно наглядно его диктаторский стиль управления проявился во внешней политике, отличающейся исключительной агрессивностью, авантюризмом и циничностью. Восьмилетняя кровопролитная война с
Ираном, окончившаяся безрезультатно, и позорная кувейтская эпопея говорят сами за себя. В Иране “исламская революция” 1978 1979 годов оказалась не в состоянии положительно влиять на решение курдской проблемы. В Турции внутренняя нестабильность и невиданный рост терроризма привели в 1980 году к очередному военному перевороту. Тем временем в курдских районах на востоке страны назревал и вскоре разразился острый этнический конфликт. Только в

Сирии не было никаких видимых изменений, но не отмечалось и никакого заметного прогресса в решении курдской проблемы. На этой почве произошел серьезный сдвиг в курдском национальном движении. В нем возникли два новых и чреватых серьезными последствиями явления. Во-первых, наступила его значительная радикализация, которую связывают с деятельностью Партии рабочих Курдистана (ПРК) в Турции руководимой

Абдуллой Оджалаиом. Вооружившись идеологией революционного национализма, в которой традиционные марксистско-ленинские положения подверглись своеобразной интерпретации в кастровском духе, эта партия организовала в Турецком Курдистане широкое повстанческое движение, начавшиеся в 1984 году и продолжающееся по сию пору. ПРК повсеместно создала разветвленную и хорошо организованную сеть своих ячеек и пользуется значительным и растущим влиянием во всем Курдистане, а также в многочисленной курдской диаспоре на

Западе. Во-вторых, после разгрома иракской армии в ходе операции “Буря в пустыне” в 1991 году и открытого выступления Запада в защиту восставших иракских курдов, на территории Курдского автономного округа, занимающего три четверти иракского Курдистана, был образован так называемый “Свободный
Курдистан” – полунезависимое государственное образование с собственными органами власти, находящееся вне подчинения Багдада, но пользующееся военной защитой НАТО (в основном США), а также получающее от Запада значительную гуманитарную помощь. Несмотря на раздоры между руководителями “Свободного Курдистана”, наносящими значительный ущерб общему делу, эта часть

Курдистана сейчас ближе, чем какой-либо другой его район, к осуществлению извечной мечты курдского народа о свободе и независимости. Глава 3. Культура и искусство курдов 3.1 Религиозные взгляды курдов Прежде всего, необходимо заметить, что курдское общество одно из самых закрытых в мире. Связано это, в том числе, и с существующими у них формами верования. Большинство курдов – мусульмане-сунниты (есть шииты).

Но особую нишу в курдском сообществе занимают приверженцы синкретических культов езиды. У курдов-езидов имеются свои священные книги “Китаб-джилва” (Книга Откровения) и “Масхафе Рем” (Черная Книга). В последней рассказывается о Езгиде (или Езиде, сыне Моавии). В честь этого пророка шейх

Али в тринадцатом веке основал секту езидов. Езиды поклоняются двум началам доброму и злому. Кроме этого, в число поклонений входят Луна, Огонь, Солнце, Деревья, Вода, Воздух и особенно Камни. По езидскому принципу общество делится на две, строго отделенные друг от друга касты – “мириды” (миряне) и “руаны” (духовенство). Браки между представителями каст не заключались, а звания “мюрид” или “руан” являлись

наследственными. Эта кастовая система была гораздо более жесткой, чем в Индии, и сформировала своеобычное и неповторимое общество. Во главе духовенства стоит эмир, за ним следуют руководители общин шейхи, затем надзиратели над жизнью мирян пиры, следующие по рангу и весьма знакомые нам факиры служители храма и, наконец, замыкают иерархию каваллы и ауханы. 3.2 Обряды и игры курдов Курдские обряды причудливы и необычайны.
Основная молитва курда выглядит так: встав на колени лицом к Солнцу, он произносит: “Сначала ты помоги 72 народам мира, а потом мне”. Наверное это одна из самых великих “общечеловеческих” молитв. Одна из распространенных курдских игр называется “кявтаркос”. Один из участников изображает труп, а другой гиену, вползающую в комнату.

Увидев “труп”, “гиена” радуется и танцует, затем сдирает саван. В этот момент “труп” оживает, а “гиена” в панике удирает. Подобных весьма странных и загадочных игр у курдов великое множество. Что делают христиане во время засухи? Служат молебны, идут “крестным ходом”. А курды запрягают в соху двух вдов и заставляют их “пахать”

И это отнюдь не свидетельствует об унижении женщин. Напротив, курдская женщина пользуется необычайной для исламского мира свободой она не носит паранджу, может свободно выходить из дома и разговаривать с мужчинами. Женщины встречаются даже среди курдских дервишей. Еще в этом веке среди курдов бытовал такой обычай: выбирать из среды женщин “самую-самую”.

Ей присваивали титул “шаха”, и она наделялась огромными полномочиями, вплоть до наказания мужчин. На судьбу курдов влияет не только противоречивое отношение к ним тюрков и персов, но и неприятие ими христиан, которых они считают “злыми”. Поэтому, в езидской семье, которую часто навещала смерть, родившемуся ребенку давали христианское имя (армянское или русское), считая, что таким образом уберегут его от смерти, ибо злое при приближении

к злому, должно быть уничтожено. С другой стороны, все этнографы в один голос заявляют о беспрецедентной гостеприимности курдов. По обычаю, гость может находиться в доме у курдской семьи столько, сколько пожелает. Это правило распространяется даже на врагов. В истории известен случай, когда курдский крестьянин, чтобы достойно встретить гостя, залез в непосильные долги, но даже не подумал нарушить обычай. Согласно мусульманским законам, жилища, где это только возможно, делятся на мужскую (гостевую) и женскую
половины. Убранство деревенских домов весьма скромное. На полу ковры или циновки, у стен – сундук с одеждой и одеялами на них, у очага – посуда. Дома из камня, без окон, с отверстием в центре крыши, в которое выходит дым от очага. Очаг считается священным местом в доме. Сын, построив новый дом для собственной семьи, берет огонь для своего очага из родительского дома. Дочь, выходя замуж, прощается с родным домом, обходя вокруг

очага. Одеваются курды весьма живописно. Но, конечно, есть определенные особенности, зависящие от достатка, возраста, племенной и религиозной принадлежности. Мужской костюм состоит из шаровар, рубашки, безрукавки и кафтана с широкими рукавами. Две немаловажные его детали – шерстяной или хлопчатобумажный пояс до трех метров длиной, который многократно обворачивается вокруг талии, и войлочные или фетровые колпаки, обмотанные яркими платками с бахромой.

Женщины тоже носят шаровары и рубашку, поверх которых надевают безрукавку, кофту, многочисленные юбки в сборку, передник и пояс. Головной убор в форме скошенного цилиндра, обшитый сукном и украшенный монетами, сверху обвязывают разноцветными платками. Курдянки очень любят разнообразные украшения – налобные и ушные, шейные и нагрудные, поясные и ножные, сделанные из монет, бисера и перламутровых пуговиц. 3.3 Культура курдов Курды создали богатую и своеобразную культуру – фольклор, литературу, искусство.

История курдской литературы изучена не достаточно, многие памятники не исследованы. Нет еще точной датировки творчества некоторых поэтов средневековья. Средневековая литература (XI – XVIII вв.) развивалась на диалекте курманджи в районе курдских феодальных княжеств Бохтан, Хакяри, Бахдианан, Битлис (Турецкий Курдистан). Курдский фольклор богат, жанрово разнообразен и поэтичен.
Письменная литература постоянно черпала из сокровищницы народного творчества. Один из наиболее ранних курдских поэтов – Али Харири (ок. XI в.), автор дивана лирических стихов, написанных живым, народным языком. Большой диван лирических стихов оставил Мелае Джизри (XII в.), поэт-суфий, сочетавший метры аруза с формами народной курдской поэзии. В XV в. появилась городская литература.

До нас дошла лишь поэма “Продавец корзин”, приписываемая Мела Бате (1417 – 1494). Поэма, в основу которой положено фольклорное сказание, содержит ноты протеста против социального угнетения. Легендарным стало имя народного певца, поэта-философа и лирика Факи Тейрана (XIV или XVI в.). Цикл “Факие Тейра”, включавший первоначально только его стихи, позднее оброс подражаниями и стихами о поэте – народном заступнике, борце за счастье народа.

Селим Слеман (XVI в.) – автор курдской национально самобытной версии поэмы “Юсуф и Зулейха”. С именем поэта Ахмеди Хани (XVII в.) связаны появление просветительских идей, стремление отразить реальную действительность. Ему принадлежит поэма “Мам и Зин”, поэтический арабско-курдский словарь “Ноубар”. Народная поэма “Крепость Дым-дым” – одно из произведений курдского фольклора

на тему о народе – борце за независимость. Большое влияние на современную курдскую литературу оказала Великая Октябрьская социалистическая революция и советская поэзия. Из современных поэтов – борцов за гражданские и национальные права, мир и демократию наиболее известны Шехмус Джегархун (родился в 1903 г.), Абдаллах Слеман Горан (1904 – 1962), Осман Сабри (родился в 1906 г.),

Кадрыджан Хажар (родился в 1920 г.), Дылзар (родился в 1928 г.). В 40 60-е гг. происходит становление художественной прозы в творчестве писателей-реалистов Шакира Фаттаха, Ибрахима Ахмеда (родился в 1912 г.), Мухаммеда Амина (родился в 1921 г.), Маруфа Барзынджи (родился в 1921 г.) Курдская литература в СССР возникла после Октябрьской революции 1917г.
Основной центр ее – Армения. У курдов на протяжении веков развиты некоторые виды народного декоративно-прикладного искусства – ковроткачество, гончарное и ювелирное дело, гравировка на медной утвари, резьба по дереву, камню. Особенно известны курдские ковры, яркие по цвету, с геометрическим, а также с растительным орнаментом. Нередко в узорах ковров встречаются изображения павлина – религиозного символа езидов, рогов – символа скотоводства, паука – символа ковроделия.

Солнца. Ковры (ворсовые и безворсовые) обычно имеют узор из повторяющихся крупных медальонов на центральном поле и орнаментальную кайму; распространены также полосатые ковры типа паласов. Изготовляются кошмы с валянным геометрическим орнаментом, узорные вязаные чулки и носки и тканые шерстяные изделия (женские пояса, сумки). У курдов Ирана, Турции, Ирака и др. распространено изготовление гравированной медной посуды, оружия с насечкой золотом, чеканных

с чернью и зернью серебряных женских украшений, а также пряжек и блях для поясов и конской сбруи. Из дерева выделывают трубки, портсигары, шахматы, скамеечки. В ряде районов вышивают шелковые сузани. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В конце XX столетия проблема воссоздания независимого Курдистана остается одним из самых сложных национальных вопросов нашего времени.

Курды остаются единственным в мире крупным народом, лишенным собственной государственности, а территория, на которой они проживают, будучи поделенной между несколькими странами, давно уже превратилась в зону перманентной нестабильности. Отсутствие политического единства в курдском движении является одним из главнейших факторов, определяющих неудачи, и зачастую используется противниками для углубления конфронтации между отдельными его отрядами и раскола этого движения.
Наиболее ощутимые достижения в национальной борьбе курдов имеют место в Иракском Курдистане. В Ираке официально провозглашена автономия курдов, и это зафиксировано в конституции. После провала кувейтской авантюры С. Хусейна, завершившейся в феврале 1991 года серьезным поражением иракской армии, сложились временно благоприятные условия для проведения под прикрытием Запада свободных, демократических по характеру выборов в курдский национальный парламент (в основном

из представителей ДПК и ПСК) и формирования правительства в Эрбиле. Это стало фактически началом становления на территории Ирака самостоятельного курдского государственного образования. По согласованию с ООН и Багдадом, курдская автономия занимает главным образом территорию образованного в 1974 году Курдского автономного района. В последние годы, в связи с глобальными изменениями в геополитической

картине мира существенно изменилось и место курдского вопроса в системе международных отношений. События в Курдистане оказались в постоянном поле зрения мировой общественности и средств массовой информации, справедливая борьба курдского народа за свои неотъемлемые национальные права вызывает сочувствие и поддержку либерально-демократических кругов во всем мире, имеющих большой политический вес и оказывающих влияние на политику не только правительств, но и международных организаций.

Главное, что курдская проблема стала уже не пульсирующей от случая от случая к случаю, а постоянной темой международной жизни. На ближневосточной же арене, в связи с окончанием “холодной войны” (в том числе и в этом регионе) и наметившимся постепенным переходом главного конфликта региона – арабо-израильского – из остро конфронтационной в переговорную стадию, курдская проблема приковывает к себе все большое внимание. Страны, имеющие жизненные интересы в
Западной Азии, сменили прежний, чисто утилитарный подход к курдскому вопросу и стали заявлять о необходимости определенных уступок общенациональному движению курдского народа. Такую линию начали проводить, например, США. Очередь теперь за другими державами, в том числе (а может быть, в первую очередь) за Россией, временно ушедшей по известным причинам с курдистанской сцены ближневосточного театра, но имеющей там важные государственные интересы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Арабские страны: Политика и экономика М 1997 Вып. 3 156 с. 2. Ашири Ш. Судьбы и надежды // Азия и Африка сегодня М 1998 № 2 С. 32 – 36. 3. Гасратян М.А. Абдулла Оджалан – генеральный председатель Партии рабочих Курдистана // Азия и Африка сегодня

М 1999 № 9 С. 18. 4. Гасратян М.А. Курды Турции в новейшее время Ереван, 1981 385 с. 5. Гасратян М.А. Легализация оппозиции // Азия и Африка сегодня М 1999 № 9 С. 15 – 17. 6. Гасратян М.А. Новая турецкая конституция и курдский вопрос // Турция: история и современность М 1988 С. 89 – 99. 7.

Данилов В. Реальность как фактор государственной политики // Азия и Африка сегодня М 1999 № 9 С. 13 – 14. 8. Длер Исмаил Х. Особенности социально-экономического и политического развития в Иракском Курдистане в 1960 – 1970-е годы М 1977. -17 с. 9. Жигалина О.И. Курдская проблема в культурном и геополитическом аспекте //

Восток=Oriens М 1999 № 5 С. 170 – 172. 10. Жигалина О.И. Независимость или автономия? // Азия и Африка сегодня М 1999 № 9 С. 26 – 28. 11. Исаев А.А. Особенности социально-экономического и политического развития Турецкого Курдистана в 70 – 80-е годы М 1988 17 с. 12. История Курдистана М 1999 402 с. 13. Кто такие курды //
Этносфера 1999 № 3 С. 10 – 15. 14. Курдский фактор в Багдаде усиливается // http://www.kurdistan.ru. 15. Лазарев М.С. Борьба продолжается // Азия и Африка сегодня М 1998 № 2 С. 3 – 9. 16. Лазарев М.С. Курдистан в геополитическом аспекте // Восток=Oriens М 1998 № 6 С. 53 – 61. 17. Лазарев М.

С. Курдская проблема в европейском измерении // Азия и Африка сегодня М 1997 № 2 С. 70 – 72. 18. Лазарев М.С. Новая Россия и старый курдский вопрос // Азия и Африка сегодня М 1994 № 1 С. 8 – 12. 19. Мгон Ш.Х. Иракский Курдистан: проблемы развития // http://world.ng.ru 20.

Мгои Ш.Х. Курдский национальный вопрос в Ираке в новейшее время М 1991 324 с. 21. Мгои Ш.Х. Мустафа Барзани // Азия и Африка сегодня М 1999 № 9 С. 10 – 11. 22. Мгои Ш.Х. Тернистый путь к свободе // Азия и Африка сегодня М 1998 № 2 С. 28 – 31. 23. Мосаки Н.З. Нефтяная составляющая // http://world.ng.ru 24.

Никитин В. Курды М 1964 276 с. 25. Расул Б. Размолвка после “медового месяца” // Азия и Африка сегодня М 1998 № 2 С. 30 – 31. 26. Ресурсы экономического развития стран Азии и Африки М 1979 276 с. 27. Современное состояние курдской проблемы М 1995 342 с. 28. Тавернизе С. Американцы пытаются подавить вспышку арабско-курдского противостояния // http://www.kurdistan.ru. 29. Шахбазян Г. На минном поле //

Азия и Африка сегодня М 1999 № 9 С. 19 – 22.