Проблема социально-экономического неравенства и пути ее решения в России на современном этапе

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Нижегородский государственный университет им. Н. И, Лобачевского
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
Предмет: Макроэкономика
Курсовая работа на тему:
Проблема социально-экономического неравенства и пути ее решения в России на современном этапе.
Выполнила студентка

группы 720

Абдрахманова

Лилия Ринатовна

Научный руководитель:

к.э.н., доцент

Пряхина Т. В.

Нижний Новгород, 2010 год

–PAGE_BREAK–§2. Показатели социально-экономического неравенства на современном этапе.
Вопрос, касающийся проблемы измерения социального неравенства, является дискуссионным, так как применяются различные показатели социального неравенства, а также индексы и методики, с помощью которых оно рассчитывается.

В последнее время особенно часто отвечественными исследователями стали использоваться интегральные показатели, которые отличаются комплексностью получаемой информации, быстротой и простотой интерпритации.

Самым цитируемым из них является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП, Human Development Index, HDI). ПРООН сконструирован также ряд индексов для оценки других актуальных проблем, не нашедших отражения в ИРЧП:

индекс развития c учетом гендерного фактора (Gender-related Development Index, GDI)

индекс, учитывающий неравенство в распределении национального дохода (Income-Distribution-Adjusted Index),

индексы нищеты населения для развивающихся и развитых стран (Human Poverty Index, HPI-1, HPI-2).

Социальное неравенство тесно связано с понятиями «уровень жизни» и «качество жизни». Следует отметить, что в литературе определения этих понятий часто считают синонимичными, взаимозаменяемыми. Тем не менее, понятия эти стоит различать. Уровень жизни — более узкая категория, чем качество жизни. «Он определяется условиями существования человека в сфере потребления и измеряется через социально-экономические показатели благосостояния людей»22. Эти показатели включают в себя доходы, потребление, жилищные условия, услуги образования, здравоохранения и др. Они могут рассматриваться как через систему статистических показателей, так и через систему субъективных оценочных суждений.

Качество жизни включается в себя целый комплекс условий жизнедеятельности человека, в том числе и уровень жизни, а также составляющие, которые характеризуют экологическую среду обитания, социальное благополучие, политический климат, психологический комфорт и др. Многие авторы, например, Л. А. Беляева, В. Н. Бобков, утверждают, что для измерения качества жизни недостаточно только статистических показателей, необходимы также субъективные оценки соответствия этих параметров потребностям людей. Поэтому по своей природе качество жизни — это объективно-субъективная характеристика условий существования человека. «Качество жизни — комплексная характеристика жизнедеятельности населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей и связана с восприятием людьми своего положения в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе».23

Преимуществом анализа социального неравенства через категорию качества жизни состоит в том, что это интегральный показатель (он может включать в себя от нескольких до десятков показателей), который характеризует динамику изменений за отдельные периоды, а также позволяет анализировать отдельные компоненты качества жизни.

В агрегированном показателе — индексе развития человеческого потенциала, разработанном ООН для сравнения стран по уровню и качеству жизни, сегодня применяются три частных индекса:

индекс дохода;

индекс образования;

индекс долголетия.

Данная методикавозникла как противовес традиционному пониманию развития как количественного роста материальных благ и услуг. В концепции во главу угла ставится не способность к производительному труду (т.е. экономическая ценность индивида), а само развитие человека через расширение возможностей выбора благодаря росту продолжительности жизни, образования и дохода. Человеческое развитие рассматривается как цель и критерий общественного прогресса, а не средство для экономического роста.

В 2010 году в методику расчета ИРЧП были внесены некоторые изменения. Например, вместо валового национального продукта на душу населения используется валовой национальный доход на душу населения, что позволяет учесть доход от денежных переводов и международной помощи в целях развития. Верхний предел дохода, введенный в целях установления весовых коэффициентов для индекса, отменен, что позволяет для стран, в которых превышен ранее установленный лимит в 40 000 долл. США, определять значения ИРЧП, более точно отражающие реальные уровни доходов.

В сфере образования вместо показателя валового охвата населения образованием используется показатель ожидаемой продолжительности обучения детей школьного возраста, а вместо уровня грамотности взрослого населения – средняя продолжительность обучения взрослого населения, что дает более полную картину уровней образования. В отношении здоровья основным индикатором остается ожидаемая продолжительность жизни при рождении24.

Учитывая использование разных индикаторов и методик расчета, ИРЧП текущего года нельзя сравнивать с ИРЧП, публиковавшимися в предыдущих выпусках Доклада. ИРЧП 2010 года отслеживает изменения в национальных рейтингах за пятилетние периоды, а не по годам. «Ежегодные изменения в национальных рейтингах ИРЧП скажут вам совсем немного о реальном развитии, которое как таковое представляет собой долгосрочный процесс», – объясняет Джени Клугман, ведущий автор Доклада25.

Индикаторы по трем измерениям отсортированы и агрегированы с тем, чтобы соответствовать диапазону шкалы ИРЧП от нуля до единицы. Страны сгруппированы по четырем категориям развития человеческого потенциала, или квартилям: очень высокий, высокий, средний и низкий уровни. Страна входит в группу с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала, если ее ИРЧП относится к верхней квартили; в группу с высоким уровнем развития человеческого потенциала, если ее ИРЧП находится в промежутке между 51-ой и 75-ой процентилями; в группу со средним уровнем развития человеческого потенциала, если ее ИРЧП находится в промежутке между 26-ой и 50-ой процентилями; и в группу с низким уровнем развития человеческого потенциала, если ее ИРЧП относится к нижней квартили.

Другими показателями, часто используемыми для определения социального неравенства являются коэффициент Джини и доля семейного дохода, затрачиваемого на питание.

Коэффициент Джини — это макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны26. Данный показатель имеет свои достоинства и недостатки. К числу достоинств можно отнести тот факт, что коэффициент Джини может быть использован для сравнения распределения дохода между различными совокупностями (например, разными странами). При этом нет зависимости от масштаба экономики сравниваемых стран. Но его недостатками является то, что Коэффициент Джини не учитывает источник дохода, то есть для определенной локации (страны, региона и т. п.) коэффициент Джини может быть довольно низким, но при этом какая-то часть населения свой доход обеспечивает за счет непосильного труда, а другая — за счет собственности. Так в Швеции значение коэффициента Джини довольно низко, но при этом только 5 % домохозяйств владеют 77 % акций от общего количества акций, которым владеют все домохозяйства. Это обеспечивает этим 5 % доход, который остальное население получает за счет труда. Метод кривой Лоренца и коэффициента Джини в деле исследования неравномерности распределения доходов среди населения имеет дело только с денежными доходами, меж тем некоторым работникам заработную плату выдают в виде продуктов питания и т. п.; также широкое распространение получает практика выдачи заработной платы работникам в виде опционов на покупку акций компании-работодателя.

Данный коэффициент рассчитывается как отношение площади фигуры, образуемой кривой Лоренца и линией равномерного распределения, к площади треугольника ниже линии равномерного распределения. Вся совокупность получателей доходов делится на 5 равных групп (квинтельных) и определяется, какой долей дохода владеет каждая группа населения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1. При равномерном распределении доходов коэффициент приближается к 0. Чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Особое место в анализе уровня жизни населения занимает статистика бюджетов домашних хозяйств или определение доли семейного бюджета, затрачиваемого на питание. Данные обследования обобщаются территориальными органами государственной статистики и используются для оценки уровня и динамики материальной обеспеченности домохозяиств с различными доходами. Эти данные позволяют определить доходы и расходы населения, потребление продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, показатели дифференциации доходов и расходов. Потребление населением определяется ресурсами (доходами и имуществом). Поэтому уровень жизни населения чаще всего рассматривается в экономической системе «ресурсы — потребление». Оказывается, что богатые тратят на продовольствие только 5-7% своего бюджета. Чем беднее человек, тем больше он тратит на продовольствие и наоборот.

Глава 2. Особенности проявления социально-экономического неравенства в России. §1. Количественная характеристика социально-экономического неравенства в России.
В предыдушей главе были рассмотрены некоторые показатели, характеризующие уровень социально-экономического неравенства. Теперь необходимо рассмотреть эти показатели, подкрепленные статистическими данными.

4 ноября 2010 года состоялась презентация 20, юбилейного доклада ООН «Реальное богатство народов: пути к развитию человека». В основе документа — рассчитываемый международными экспертами индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В докладе содержится новый подробный обзор глобальных достижений человечества – в области здоровья, образования, доходов, доступа к знаниям и информации за период с 1970 годов, которые, в конечном счете, составляют сводный ИРЧП. В документе впечатляют выводы о том, что повышения индекса страны теперь достигают отнюдь не за счет доходов населения, а за счет изменения системы здравоохранения и образования. «При этом исследователи подчеркивают, что, как ни странно, степень демократизации общества тоже не имеет прямого влияния на его человеческое благополучие, а это значит, что «равенство» и «устойчивость» – категории неполитические»27.

Этот вывод можно смело отнести и к нашей стране. Несмотря на то, что до кризиса 2008 года в нашей стране складывалась более менее положительная экономическая ситуация, сегодняшний ИРЧП в России (0,719) едва превысил показатель 1990 года (0,692). Кстати, практически на этой же отметке (0,693) Россия уже побывала в 2005 году. «Итоговое 65-е место «вытекает» из следующих основных показателей, которые эксперты ООН зафиксировали в 2010 году: ожидаемая продолжительность жизни при рождении – 67,2 года; средняя продолжительность получения образования – 8,8 года; ожидаемая продолжительность получения образования – 14,1 года; ВНП на душу населения (в ценах 2008 года) – 15,258 тыс. долларов»28.

Именно комплексность составляющих ИРЧП факторов, а не только доход, обусловили тот факт, что впереди России находятся заведомо более бедные страны, такие как Румыния, Болгария, Сербия. Лидирует же по основным показателям Норвегия, за которой следуют Австралия и Новая Зеландия. Замыкают мировой рейтинг Нигер, Демократическая Республика Конго и Зимбабве. Россия же, которой удалось за последние пять лет подняться в списке на три строчки, остается по уровню развития ИРЧП выше среднего. Наши ближайшие соседи сверху – Албания, Перу и Коста-Рика, а снизу – Казахстан, Азербайджан и Босния29.

Несмотря на то что лидером по ухудшению ИРЧП стала Исландия, опустившаяся за последние пять лет с 7-го на 17-е место в рейтинге (так на нее повлиял экономический кризис), наиболее тревожные тенденции исследователи усматривают как раз в следующем: «Анализ тренда за эти 40 лет показывает, что Восточная Европа и Центральная Азия демонстрируют наиболее значительное отставание: в этих странах прогресс ИРЧП значительно ниже, чем можно было бы ожидать, учитывая исходный уровень их развития. Наибольшее влияние на них сыграл фактор снижения здоровья: средняя ожидаемая продолжительность жизни, к примеру, в РФ упала с 69 лет в 1970 году до 67 в 2010 году. В Белоруссии она сократилась с 71 до 70 лет, а на Украине – с 71 до 69 лет»30. Видимо, именно этот показатель держит российский индекс на уровне стран Латинской Америки и Карибского бассейна.

Однако позитивной тенденцией для Восточной Европы и Центральной Азии являются неуклонный рост уровня грамотности и сравнительно высокие среднедушевые доходы: первый показатель вырос с 91% в 1970 году до 96% в 2010-м, а второй составил 11 462 доллара в год. Однако это в среднем, тогда как разрыв между отдельными странами огромен. В государствах – членах ЕС (Словении, Чехии) доходы составляют более 20 тыс. долларов в год, а в Таджикистане и Кыргызстане недотягивают и до 3 тыс.

В России же одна из бед – серьезное неравенство между регионами, которое отражается на итоговом индексе. В Москве ИРЧП – 0,929, в Нижегородской области — 0,801, в Калининградской области – 0,792, а в Тыве – 0,717. Эксперты ООН отмечают: к 2008 году очень заметно выросла концентрация населения в регионах с высоким значением ИРЧП – люди стремятся туда, где лучше. Для России это территории с индексом выше 0,800 (Московская, Нижегородская, Ростовская области, Краснодарский край)31. Если в 2006 году менее четверти населения РФ жили в регионах с высоким уровнем развития, годом позже – треть, то в 2008 году – уже более половины, и это важнейшее следствие десятилетия экономического роста.

В период экономического роста 2000–2008 годов неравенство по доходу росло почти во всех регионах. Остановить этот негативный процесс удалось только в достигших крайней степени неравенства и при этом самых богатых Тюменской области с автономными округами и Москве32. Только их бюджеты имеют финансовые ресурсы для масштабной поддержки низкодоходных групп населения и опережающего повышения заработной платы людей, занятых в бюджетной сфере. К сожалению, другие регионы России не имеют сопоставимых финансовых ресурсов для проведения социальной политики в таких масштабах, поэтому в них негативный тренд поляризации населения по доходу сохранится и в перспективе. Его может временно прервать только экономический кризис, негативно влияющий на уровень жизни всех групп населения.

Важно то, что общее складывается из частностей, и именно они не позволяют России продвинуться в рейтинге. Так, по-прежнему высоким остается гендерное неравенство в заработной плате, в 70% регионов оно за пять лет даже усилилось33. Ни во власти, ни в обществе пока нет запроса на полноправное представительство женщин в политике. Не произошло заметного улучшения показателей заболеваемости и смертности от туберкулеза даже в более благоприятных для жизни регионах Европейской части РФ. А на востоке страны она росла из-за худших условий жизни и социальной маргинализации. Распределение сырьевой ренты в пользу более обеспеченных групп населения привело к росту поляризации по доходу почти во всех регионах и сокращению доли доходов беднейших 20% населения. Централизация налоговых доходов дает городам недостаточно средств на развитие городской среды, а федеральное финансирование переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда пока не дало заметных результатов.

Отметим, что представленные ООН данные рейтинга некоторых российских регионов являются «фотографией» докризисного пика, за которым последовал экономический спад. Эксперты полагают: из-за того что в РФ в 2009 году снизился ВВП, высока вероятность падения показателя долголетия в большем числе регионов по сравнению с предыдущим годом. Исследователи уверены, что все это негативно повлияет на значения ИРЧП-потенциала российских регионов. Например, исследования Института социально-экономических проблем народонаселения РАН убедительно свидетельствуют, что сложившийся в России уровень социального неравенства «сдерживает экономическое развитие, способствует высокой смертности и снижению рождаемости»34.

На вопрос «НИ», почему в нашей стране такая пестрая карта ИРЧП, если экономическое развитие сильно не влияет на индекс, постоянный представитель программы развития ООН в России Фроде Мауринг ответил: «Действительно, доходы регионов существенно разнятся и зависят от добычи ресурсов. Но важно не это, а то, как регионы тратят свои деньги. Там, где средства направляются в образование и здравоохранение, индекс выше, чем там, где это не делается»35.

Эксперты полагают, что России для успешного развития предстоит решить три сплетенных между собой проблемы: технолого-экономическую, гуманитарную и политическую. Задачи технологического и экономического характера решаются достаточно быстро – можно разработать и принять необходимое законодательство, привлечь иностранных инвесторов в сектора высоких технологий. Но это будут в лучшем случае лишь островки в море социально-экономической нестабильности. Гораздо труднее обеспечить решение гуманитарных и политических проблем. Устойчивое развитие бизнеса требует политической определенности, включая неукоснительность соблюдения закона, гарантии личной безопасности и безопасности собственности, эффективность и справедливость правовой системы. Эти задачи невозможно решить простым принятием соответствующих законов. А заранее сказать, сколько времени потребуется для превращения коррумпированной системы в справедливую и эффективную, увы, нельзя.

Другим важным показателем, характеризующим социально-экономическое неравенство является коэффициент Джини.По данным Росстата, коэффициент Джини в России в течение 10 последних лет практически не меняется, колеблясь вокруг значения 0,4. Неравенство в России существенно выше, чем в Европе, но ниже, чем в Китае и США (около 0,45), и тем более ниже, чем в Бразилии (почти 0,6). Страной с наименьшим разрывом доходов является Швеция — 0,23, а с наибольшим — Намибия — 0,7036. Если рассматривать неравенство между гражданами всего мира, то этот показатель составляет, по разным оценкам, от 0,60 до 0,65. А в СССР коэффициент Джини составлял, по разным подсчетам, от 0,25 до 0,2937.

Посмотрев на эти данные, можно сказать, что экономический рост за последние 10 лет вовсе не уменьшил неравенство. Но проблема в том, что измерить неравенство в России чрезвычайно трудно. Например, нельзя забывать о «неденежных доходах», связанных с продукцией натурального хозяйства и проживанием в собственном жилье. Эти факторы не учитываются при официальном измерении неравенства, а вот их роль в определении уровня неравенства в России огромна. Продукты питания с личных подсобных хозяйств и дачных участков составляют значительную долю потребления беднейших россиян, особенно в деревнях. Важен и дополнительный «виртуальный доход», который владельцы жилья получают от того, что им не надо снимать квартиры, — по сравнению с теми россиянами, которые не имеют недвижимости. Поэтому столь интересна вышедшая летом 2009 г. статья Юрия Городниченко (Калифорнийский университет в Беркли), Клары Сабирьяновой-Питер (Университет штата Джорджия) и Дмитрия Столярова (Мичиганский университет), которая измеряет неравенство в 1994-2005 гг., учитывая эти два ключевых фактора38. Исследование основано на опросax Российского мониторинга экономического состояния и здоровья населения (РМЭЗ). Эти данные, пожалуй, самый лучший и надежный опрос российских домохозяйств, дающий возможность получать сопоставимые оценки за разные годы.

Оказывается, в 2000-2005 гг. неравенство сократилось на 5 процентных пунктов с 0,45 до 0,40. Снижение неравенства на 5 процентных пунктов за такой краткий срок, как пять лет, — это важное достижение, крайне редкое в экономической истории. Авторы статьи показывают, что это, в первую очередь, связано с повышением благосостояния именно бедных россиян. Например, доля расходов на еду в бюджете домохозяйства — ключевой показатель бедности — сократилась с 60% до 50%.

Но и здесь существует серьезный недочет, он состоит в том, что в опросах не принимают участие богатые россияне. Понятно, что отсутствие богатых россиян может привести к огромным ошибкам с точки зрения оценки уровня неравенства. Например, исследования миллиардеров (журнал «Форбс»), миллионеров («Всемирный отчет о богатстве» компаний Merrill Lynch и Cap Gemini) и верхней части среднего класса (Citibank и Российская экономическая школа) показывают, что доходы этих категорий россиян (составляющих десятки, десятки тысяч и сотни тысяч человек соответственно) могут достигать десятки (!) процентов национального дохода39. Это означает, что неравенство может быть на самом деле выше на 10% или даже 20%, чем оценки, полученные на основании анализа данных РМЭЗ или Росстата.

Поэтому на сегодняшний день нельзя четко сказать о динамике социального неравенства, трудно ответить на вопрос, касающийся того, сократилось ли социальное неравенство за годы экономического роста. Большинство авторов склоняются к тому, что «скорее да, чем нет»40. Если данное предположение действительно верно, то это серьезное достижение для нашей страны. Ведь, например, в Китае экономический рост сопровождался быстрым увеличением, а не сокращением неравенства. По оценкам Всемирного банка, за 20 лет с 1985 г. коэффициент Джини в Китае вырос с 0,33 до 0,4741.

Тем не менее социальное-экономическое неравенство, по-прежнему, остается одной из наиболее важных проблем российского общества. Преодоление такого разрыва между различными регионами, внутри регионов между различными группами населения должно оставаться одной из приоритетных программ российского государства. На примере Нижегородской области можно рассмотреть социально-экономическое положение населения и влияние экономического кризина на его уровень.
§2. Проблемы социально-экономического неравенства в Нижегородской области.
Регионы Поволжья являются на ряду с Уралом одними из регионов, наиболее пострадавших от экономического кризиса. Но данная характеристика касалась в основном промышленных предприятий, а также относилась к периоду конца 2008-середине 2009 годов. Улучшение общеэкономической ситуации в 2010 году положительно сказалось на показателях уровня жизни населения, которые представлены в таблице 2.

Таблица 242.

Показатели уровня жизни населения области  за 9 месяцев 2008-2010 гг.

Показатели

9 мес. 2008г.

9 мес. 2009г.

9 мес. 2010 г

1. Величина прожиточного минимума:

 

 

 

в среднем на душу населения

4555

5043

5382

темп роста (%)

125,6

110,7

106,7

для трудоспособных

4922

5424

5809

темп роста (%)

125,2

110,2

107,1

для пенсионеров

3650

4131

4357

темп роста (%)

126,1

113,2

105,5

2. Среднедушевые доходы в месяц

12519,9

13504,9

15141,5

темп роста (%)

129,7

107,9

112,1

3. Реальные денежные доходы, (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

108,4

95,2

105,2

4. Среднемесячная заработная плата по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства

14231,9

15395,1

17400,4

темп роста (%)

131,7

108,2

113,0

5. Средний размер начисленной пенсии (по состоянию на 01.09)

4435,68

5284,37

7498,1

темп роста (%)

145,1

119,1

141,9

6. Сводный индекс цен (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

118,8

112,6

106,1

7. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, %

16,07 

 15,66

14,02 
    продолжение
–PAGE_BREAK–
В целом отмечается положительная тенденция в 2010 году по сравнению с показателями 2008 и 2009 годов. Среднедушевые доходы населения увеличились на 2622 рубля. Это произошло благодаря увеличению заработной платы, так, например, в январе-сентябре 2010 г. относительно аналогичного периода 2009 г. наблюдался рост заработной платы (по крупным и средним предприятиям) по всем видам экономической деятельности, кроме добычи полезных ископаемых. Наибольший рост — 117,5% — отмечается в обрабатывающих производствах43. Но все же проблемными остаются предприятия малого бизнеса, там роста заработной платы не наблюдалось. Также на увеличение среднедушевых доходов повлиял рост пенсий, которые в среднем выросли на 3000 рублей.

По увеличению прожиточного минимума Нижегородская область находится на 3 месте в рейтинге Приволжского ФО44после Самарской области и Пермского края. Его величина составляет 5382 рубля, а прирост составил 6,7 %. Также стоит отметить, что изменилась сама структура прожиточного минимума. В 2008 году, основная его часть расходовалась на продовольственные товары, а сейчас происходит увеличение доли расходов на услуги45. Такую же тенденцию можно заметить и в изменении структуры среднедушевых доходов: сокращается доля расходов, затрачиваемых на питание. Это говорит, о улучшении материального положения населения Нижегородской области.

Но конечно необходимо подчеркнуть и тот факт, что в области все еще существует население с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Но и в этом вопросе наблюдаются положительные тенденции, поскольку численность данной группы населения сократилась: в 2000 году — 1296,8 тыс. чел., в 2008 году — 455,0 тыс. чел., а в 2009 — 450,8 тыс. чел., что составляет 13,5 % населения области46. Это является достижением, что во время экономического кризиса, столь трудного не только для владельцев бизнеса, промышленников, но и для населения в целом, получилось сократить значение данного показателя практически на 5 тыс. человек.

Правительством Нижегородской области проводятся различные социальные программы, такие как областная целевая программа «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области», постановление Правительства Нижегородской области «Об утверждении концепции демографического развития Нижегородской области на период до 2020 года». Что касается первой программы, то она является наиболее крупной и значимой. В этом году изменено количество вводимых в действие в ее рамках объектов строительства и реконструкции, увеличен объем финансирования: расходы составили 2 млрд. рублей, 35% к плану, 50% в общей сумме расходов на областные целевые программы и 5% в общей сумме расходов областного бюджета47. Достижение целей второй программы в основном должно происходить благодаря улучшению качества и уровня жизни населения области.

Неравенство групп населения по доходам в Нижегородской области заметно ниже среднего по стране, коэффициент фондов (отношение доходов 10% населения с самыми высокими и самыми низкими доходами) составляет 11 раз, в то время как в среднем по стране более 15 раз. По этому показателю область ближе к менее развитым регионами Приволжского ФО, тогда как в развитых Самарской области, Пермском крае, Башкортостане и Татарстане неравенство составляет 14-19 раз. Отраслевые различия в заработной плате стали одним из важнейших факторов неравенства доходов населения. Отставание оплаты труда в отраслях социальной сферы и агросекторе сопоставимо со средним по стране.

Территориальные различия в оплате труда в промышленности, составляющей основу экономики всех значимых городов области (кроме областного центра, где экономика наиболее диверсифицирована и в ней выше доля сектора услуг), проявляются довольно четко и зависят от специализации городов. Наибольшую заработную плату имеют рабочие нефтеперерабатывающего завода «Норси» в Кстово. Несколько ниже заработные платы в городах металлургии (Выкса и Кулебаки), отстает и г. Павлово (производство автобусов). Основным фактором этих различий является политика крупных компаний по снижению издержек производства, в том числе за счет оплаты труда.

Большая часть малообеспеченных концентрируется в сельской местности и малых городах. Все еще высок уровень бедности в некоторых социальных группах (одинокие пенсионеры, многодетные и неблагополучные семьи). Решить эту проблему призвана система социальной защиты, которая развита в Нижнем Новгороде, но значительно слабее в других муниципалитетах области, а также различные социальные программы, которые активно разрабатываются в области. Все-таки также важно отметить и наличие положительной динамики в решении вопроса о сокращении социального неравенства, тем более что это происходит в достаточно проблемный период развития экономики как Нижегородской области, так и государства в целом, которая пострадала от действий экономического кризиса.
Заключение.
Подводя итог, можно следать следующие выводы. К определению понятия социального неравенства существует 2 основных подхода: классовый (К. Маркс, М. Вебер) и стратификационный (П. Сорокин). В рамках первого подхода в основе неравенства лежат собственность на средства производства, власть, престиж. Во втором подходе — это профессиональный, экономический, политический факторы.

Что касаается рассмотрения основных показателей, характеризующих социально-экономическое неравенство как между странами, так и внутри страны, то в данной работе рассмотрены 2 показателя: ИРЧП и коэффициент Джини. По уровню ИРЧП Россия занимает 65 место (0,719), это обусловлено в первую очередь снижением фактора здоровья, что задерживает нашу страну на уровне стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Коэффициент Джини в России равен 0,4, это выше, чем в европейских странах, но ниже, чем в Китае и США.

Проанализировав показатели уровня жизни и доходов в Нижегородской области, можно сделать вывод о том, что наблюдается сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (13,5%). Большая часть малообеспеченных концентрируется в сельской местности и малых городах. Все еще высок уровень бедности в некоторых социальных группах (одинокие пенсионеры, многодетные и неблагополучные семьи). Решить эту проблему призвана система социальной защиты, которая развита в Нижнем Новгороде, но значительно слабее в других муниципалитетах области.

Все-таки также важно отметить и наличие положительной динамики в решении вопроса о сокращении социального неравенства как в Нижегородской области, так и в стране в целом, тем более что это происходит в достаточно проблемный период развития экономики, которая значительно пострадала от действий экономического кризиса.
Список использованной литературы и источников.
«О внесении изменений в областную целевую программу „Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2010 год“: постановление Правительства Нижегородской области от 26 октября 2010 г. N 727.

Об утверждении концепции демографического развития Нижегородской области на период до 2020 года: постановление Правительства Нижегородской области от 27 июня 2007 г. N 201.

Айвазян С.А. Россия в межстрановом анализе синтетических категорий качества жизни населения: анализ российской траектории на стыке XX-XXI вв. // Мир России. — 2005. — N 1.

Балацкий Е. В. Методы диагностики социального самочувствия населения // Мониторинг общественного мнения, 2005. N№ 3.

Беляева Л. А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпритации. М.: Социс, 2009 — №1.

Бобков В. Влияние кризиса на уровень и качество жизни // Экономист. — 2010. — N 4.

Бобылев С. Н. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее. М.: 2010.

Вебер М. Класс, статус и партия. /Социальная стратификация (отв. ред. С.А.Белановский). Вып. 1. М.: 1992.

ВолковЮ.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998.

Гальперин В. В., Гальперин В. М.: 50 лекций по микроэкономике.— 2004. (Лекция 44 «Перераспределение дохода»).

Колесов В. П. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. Учебное пособие под общей редакцией проф. В.П. Колесова (экономический факультет МГУ), 2+е издание, дополненное и переработанное. – М.: Права человека, 2008. – 636 с.

Мироедов А.А. Качество жизни в статистических показателях социально-экономического развития // Вопросы статистики. — 2008. — N 12.

Нешитой А. Социально-экономические итоги 2000-2008 гг./ Экономист.-2009.-№2.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 1996.

Сериков А. Е.Социология: Курс лекций. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2003.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.· Политиздат, 1992. — 543 с.

Татаркин А.И. Качество жизни — индикатор устойчивого развития регионов / А.И.Татаркин, А.А.Куклин // Уровень жизни населения регионов России. — 2009. — N 8-9 (Тем. Вып.).

gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info ИРЧП — информация об исследовании.

www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/aron/07.php Арон Р. Этапы развития социологической мысли.

www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Parsons/index.php Парсонс Т. Система современных обществ.

hdr.undp.org/en/media/PR3-HDR10-HDI-R.pdf ПРООН опубликовала Индекс развития человеческого потенциала за 2010 год.

planetadisser.com/see/dis_195676.htmlСоциальная структура российского общества: особенности трансформации и взаимодействия макросоциальных групп.

prepod.info/ru/article/socialnye_vzglyady_aristotelya/Социальные взгляды Аристотеля.

www.socio.msu.ru/documents/science/thesises/D.501…/th.2010-02-26-0.rtf Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук Добринской Дарьи Егоровны на тему: Социальное неравенство и теории классов: концепции Т. Х. Маршалла, Р. Дарендорфа и Э. О. Райта.

www.gks.ru Официальный сайт Госкомстат России.

www.government.nnov.ru/?id=60380 Доходы и уровень жизни. Правительство Нижегородской области.

www.newizv.ru/news/2010-11-08/135991/ Михаил Златковский, Вперед – в девяностые! «НИ».

www.nta-nn.ru/news/item/?ID=176061 Нижегородское правительство утвердило исполнение облбюджета за I полугодие 2010 года.

www.rg.ru/2010/10/15/rbth-russia-bric.html Самая справедливая из БРИК.

www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/08/18/210147 Ratio economica: Неравенство Путина.

Приложения.
Приложение 148.

ИРЧП за 2008 год по регионам России.

/>

/>

Приложение 249.

Индекс развития человеческого потенциала стран мира 2010 года.

Страны с очень высоким уровнем Индекс развития человеческого потенциала

Место

 Страна

ИРЧП

1

 Норвегия

0,938

2

 Австралия

0,937

3

 Новая Зеландия

0,907

4

 Соединенные Штаты Америки

0,902

5

 Ирландия

0,895

6

 Лихтенштейн

0,891

7

 Нидерланды

0,890

8

 Канада

0,888

9

 Швеция

0,885

10

 Германия

0,885

11

 Япония

0,884

12

 Республика Корея

0,877

13

 Швейцария

0,874

14

 Франция

0,872

15

 Израиль

0,872

16

 Финляндия

0,871

17

 Исландия

0,869

18

 Бельгия

0,864

19

 Дания

0,866

20

 Испания

0,863

21

 Гонконг (Китай)

0,862

22

 Греция

0,855

23

 Италия

0,854

24

 Люксембург

0,852

25

 Австрия

0,851

26

 Великобритания

0,849

27

 Сингапур

0,846

28

 Чехия

0,841

29

 Словения

0,828

30

 Андорра

0,824

31

 Словакия

0,818

32

 Объединенные Арабские Эмираты

0,815

33

 Мальта

0,815

34

 Эстония

0,812

35

 Кипр

0,810

36

 Венгрия

0,805

37

 Бруней Даруссалам

0,805

38

 Катар

0,803

39

 Бахрейн

0,801

40

 Португалия

0,795

41

 Польша

0,795

42

 Барбадос

0,788

Страны с высоким уровнем Индекса развития человеческого потенциала

Место

 Страна

ИРЧП

43

 Багамы

0,784

44

 Литва

0,783

45

 Чили

0,783

46

 Аргентина

0,775

47

 Кувейт

0,771

48

 Латвия

0,769

49

 Черногория

0,769

50

 Румыния

0,767

51

 Хорватия

0,767

52

 Уругвай

0,765

53

 Ливия

0,765

54

 Панама

0,765

55

 Саудовская Аравия

0,752

56

 Мексика

0,750

57

 Малайзия

0,744

58

 Болгария

0,743

59

 Тринидад и Тобаго

0,736

60

 Сербия

0,735

61

 Беларусь

0,732

62

 Коста-Рика

0,725

63

 Перу

0,723

64

 Албания

0,719

65

 Россия

0,719

66

 Казахстан

0,714

67

 Азербайджан

0,713

68

 Босния и Герцеговина

0,710

69

 Украина

0,710

70

 Иран

0,702

71

 Македония

0,701

72

 Маврикий

0,701

73

 Бразилия

0,699

74

 Грузия

0,698

75

 Венесуэла

0,696

76

 Армения

0,695

77

 Эквадор

0,695

78

 Белиз

0,694

79

 Колумбия

0,689

80

 Ямайка

0,688

81

 Тунис

0,683

82

 Иордания

0,681

83

 Турция

0,679

84

 Алжир

0,677

85

 Тонга

0,677

Страны со средним уровнем Индекса развития человеческого потенциала

Место

 Страна

ИРЧП

86

 Фиджи

0,669

87

 Туркменистан

0,669

88

 Доминиканская Республика

0,663

89

 Китай

0,663

90

 Сальвадор

0,659

91

 Шри-Ланка

0,658

92

 Таиланд

0,654

93

 Габон

0,648

94

 Суринам

0,646

95

 Боливия

0,643

96

 Парагвай

0,640

97

 Филиппины

0,638

98

 Ботсвана

0,633

99

 Молдова

0,623

100

 Монголия

0,622

101

 Египет

0,620

102

 Узбекистан

0,617

103

 Микронезия

0,614

104

 Гайана

0,611

105

 Намибия

0,606

106

 Гондурас

0,604

107

 Мальдивы

0,602

108

 Индонезия

0,600

109

 Кыргызстан

0,598

110

 Южно-Африканская Республика

0,597

111

 Сирия

0,589

112

 Таджикистан

0,580

113

 Вьетнам

0,572

114

 Марокко

0,567

115

 Никарагуа

0,565

116

 Гватемала

0,560

117

 Экваториальная Гвинея

0,538

118

 Кабо-Верде

0,534

119

 Индия

0,519

120

 Тимор-Лешти

0,502

121

 Свазиленд

0,498

122

 Лаос

0,497

123

 Соломоновы острова

0,494

124

 Камбоджа

0,494

125

 Пакистан

0,490

126

 Конго

0,489

127

 Сан-Томе и Принсипи

0,488

Страны с низким уровнем Индекса развития человеческого потенциала

Место

 Страна

ИРЧП

128

 Кения

0,470

129

 Бангладеш

0,469

130

 Гана

0,467

131

 Камерун

0,460

132

 Мьянма

0,451

133

 Йемен

0,439

134

 Бенин

0,435

135

 Мадагаскар

0,435

136

 Мавритания

0,433

137

 Папуа — Новая Гвинея

0,431

138

 Непал

0,428

139

 Того

0,428

140

 Коморские острова

0,428

141

 Лесото

0,427

142

 Нигерия

0,423

143

 Уганда

0,422

144

 Сенегал

0,411

145

 Гаити

0,404

146

 Ангола

0,403

147

 Джибути

0,402

148

 Танзания

0,398

149

 Кот-ди-Ивуар

0,397

150

 Замбия

0,395

151

 Гамбия

0,390

152

 Руанда

0,385

153

 Малави

0,385

154

 Судан

0,379

155

 Афганистан

0,349

156

 Гвинея

0,340

157

 Эфиопия

0,328

158

 Сьерра-Леоне

0,317

159

 Центрально-Африканская Республика

0,315

160

 Мали

0,309

161

 Буркина Фасо

0,305

162

 Либерия

0,300

163

 Чад

0,295

164

 Гвинея-Бисау

0,289

165

 Мозамбик

0,284

166

 Бурунди

0,282

167

 Нигер

0,261

168

 Демократическая Республика Конго

0,239

169

 Зимбабве

0,140
    продолжение
–PAGE_BREAK–
Индекс развития человеческого потенциала стран мира, не включеных в текущий отчет

 Страна

Публикация 2

ИРЧП 3

 Антигуа и Барбуда

2007

0,868

 Бутан

2007

0,619

 Вануату

2007

0,693

 Гренада

2007

0,813

 Доминика

2007

0,814

 Зимбабве

2007

0,513

 Ирак

2000

0,583

 Кирибати

1998

0,515

 Куба

2007

0,863

 Ливан

2007

0,803

 Маршалловы острова

1998

0,563

 Монако

1997

0,946

 Науру

1998

0,663

 Оман

2007

0,846

 Палау

1998

0,861

 Палестинские территории (Израиль)

2007

0,737

 Самоа

2007

0,771

 Сан-Марино

1997

0,944

 Северная Корея

1998

0,766

 Сейшельские острова

2007

0,845

 Сент-Китс и Невис

2007

0,838

 Сент-Винсент и Гренадины

2007

0,772

 Сент-Люсия

2007

0,821

 Сомали

2001

0,284

 Тувалу

1998

0,583

 Эритрея

2007

0,472

В данной таблице приводится перечень стран мира (в алфавитном порядке), не включеных в текущий отчет из-за отсутствия достоверных статистических данных.

Год, когда был последний раз рассчитан ИРЧП для данной страны.

Показатель ИРЧП, когда он был последний раз рассчитан для данной страны

Приложение 350.

О/>
тношение средней заработной платы женщин к заработной плате мужчин по федеральным округам и некоторым субъектам РФ, %

Приложение 451.

П/>
рожиточный минимум в субъектах Российской Федерации.

Приложение 552.
С/>
труктура расходов прожиточного минимума.

Приложение 653.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода.

 Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

  тыс. человек

1296,8

988,2

820,3

810,2

710,3

602,3

542,4

478,8

455,0

450,8

   в процентах от общей численности населения

35,4

27,2

22,8

22,7

20,4

17,5

15,9

14,2

13,5

13,5

Дефицит денежного дохода:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   млн. руб.

459,8

398,2

391,7

480,0

469,2

461,6

511,9

522,3

620,1

674,3

   в процентах от общего объема денежных доходов населения

7,3

4,6

3,4

3,4

2,8

2,2

1,9

1,5

1,4

1,4

Приложение 754.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, рубль, значение показателя за 2008 год.

Регион России

Заработная плата

Регион России

Заработная плата

Российская Федерация

17290.1

Приволжский федеральный округ

13209.9

Центральный федеральный округ

20665.7

Республика Башкортостан

14084.1

Белгородская область

13508.5

Республика Марий Эл

10534.6

Брянская область

10220.1

Республика Мордовия

10530.5

Владимирская область

12126.1

Республика Татарстан

14904

Воронежская область

11490.2

Удмуртская Республика

12153.8

Ивановская область

10208.8

Чувашская Республика

11146.6

Калужская область

14085.2

Пермский край

14774.1

Костромская область

11456.9

Кировская область

10971

Курская область

11437.4

Нижегородская область

13467.7

Липецкая область

13372.4

Оренбургская область

12087.2

Московская область

21502.8

Пензенская область

11723.1

Орловская область

11152.2

Самарская область

14674.9

Рязанская область

12686.3

Саратовская область

12008.3

Смоленская область

12050.7

Ульяновская область

10895

Тамбовская область

10295.7

Уральский федеральный округ

21826

Тверская область

13064.7

Курганская область

11318.8

Тульская область

12994.1

Свердловская область

17526.7

Ярославская область

13802.9

Тюменская область

33876.5

г.Москва

30552.1

Ханты-Мансийский

авт.округ — Югра

37412

Северо-Западный

федеральный округ

19396

Ямало-Ненецкий авт.округ

44168.7

Республика Карелия

16892.9

Челябинская область

14829.2

Республика Коми

20826.9

Сибирский федеральный округ

15381.4

Архангельская область

18181.3

Республика Алтай

11453.9

Ненецкий авт.округ

41181.1

Республика Бурятия

14417

Вологодская область

16115.3

Республика Тыва

13614.6

Калининградская область

15420.3

Республика Хакасия

14488.4

Ленинградская область

17519

Алтайский край

9731.5

Мурманская область

23762.8

Забайкальский край

15142.5

Новгородская область

13685.2

Красноярский край

18934.7

Псковская область

11380.8

Иркутская область

17072.1

г. Санкт-Петербург

22473.4

Кемеровская область

15410

Южный федеральный округ

11733.9

Новосибирская область

15713.6

Республика Адыгея

10096.9

Омская область

13524.8

Республика Дагестан

7595.1

Томская область

17675.3

Республика Ингушетия

8913.8

Дальневосточный

федеральный округ

20778.3

Кабардино-Балкарская Республика

9033.9

Республика Саха (Якутия)

23815.9

Республика Калмыкия

9083.1

Камчатский край

27254.2

Карачаево-Черкесская Республика

9383.6

Приморский край

16805.1

Республика Северная

Осетия — Алания

9150.9

Хабаровский край

18984.5

Чеченская Республика

11762.8

Амурская область

16665

Краснодарский край

13162.5

Магаданская область

28030.4

Ставропольский край

11109.5

Сахалинская область

30060.4

Астраханская область

12339.8

Еврейская автономная область

15037.5

Волгоградская область

12001.8

Чукотский авт.округ

38317

Ростовская область

12539

–PAGE_BREAK–